Конспект урока Технология изготовления цветка методом торцевания на пластилине

Раздел Технология
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект открытого занятия по технологии на тему "Технология изготовления цветка методом торцевания на пластилине"

Конспект урока Технология изготовления цветка методом торцевания на пластилине

Тема урока "Технология изготовления цветка методом торцевания на пластилине"

Место проведения занятия: учебный класс

Класс: 4

Тип урока: комбинированный (совместно-индивидуальная форма организации)

Время: 40 мин.

Цель урока: формирование основ мировоззренческой категории «живое и мертвое» в процессе проектной деятельности учащихся.

Задачи урока:

1. Образовательные: дать представление о методе торцевания на пластилине. Предложить сделать цветы георгина. Дать понятие о строении цветка, его форме и цвете. Рассказать о последовательности изготовления цветов, составлении композиции. Закреплять знания по правилам техники безопасности при работе с ножницами. Закреплять умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже. Активизировать словарь учащихся, особое внимание, уделяя переводу лексики пассивного словаря в активный. Развивать интеллектуальные операции, процесс анализа, синтеза, умения планировать свою работу.

Общеобразовательные: расширение кругозора учащихся, связь с другими предметами.

2. Развивающие: формировать умения обобщать сведения по теме, устанавливать последовательность работы по изготовлению цветов, составлению композиции. Развивать мелкую моторику рук путем формирования навыков работы с гофрированной бумагой, выкройкой, пластилином, ножницами. Развивать сенсорную сферу. Содействовать преодолению существенных недостатков познавательной деятельности учащихся путём формирования и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, цвета предметов. Развивать тактильные ощущения.

3. Воспитательные: воспитывать доброе, заботливое отношение к природе, прививать аккуратность в работе, воспитывать творческое отношение к заданию и интерес к совместной деятельности.

Метапредметные умения:

- принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

- планировать, контролировать и оценивать свои предметные действия;

- осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

- создавать изучаемый объект.

На уроке используется совместно-индивидуальная форма организации труда.

Эта форма предполагает, что каждый учащийся индивидуально выполняет изделие, с помощью учителя.

В методике организации такой работы можно выделить ряд общих положений:

1. Организационный момент.

2. Подготовительный этап, планирование деятельности:

  • выбрать материал и технику исполнения;

  • определить технику «сборки» композиции, т.е. продумать, чем и как будут крепиться между собой детали;

3. Этап проектирования форм организации деятельности учащихся:
продумать формы индивидуальной деятельности и процесс выполнения работы.

4. Организации физкультминутки.
5. Заключительный этап: рефлексия деятельности, подведение итогов.

Учебное материальное обеспечение

1. Инструменты: ножницы, стержень шариковой ручки.

2. Материалы: гофрированная бумага разных цветов (выкройки: 15 квадратов со стороной

5 см, 15 квадратов со стороной 3,5 см, 15 квадратов со стороной 1,5 см), пластилин разноцветный, картон, файлы, карандаши, технологические карты (в презентации).

План проведения занятия и примерный расчёт времени по этапам занятия

1. Организационный момент (общая организация учащихся, подготовка необходимых учебных принадлежностей). «Ларец мудрости» - 5 мин.

2. Обсуждение презентации «Боль природы»: 3 мин

3. Создание мотивации к «оживлению» цветка: 2 мин.

4. Практическая работа:

Индивидуальная деятельность

- рисование на листе бумаги своих ладошек: 1 мин;

Физминутка: 2 мин.

- Изложение нового материала (понятие о торцевании): 2 мин.

- Изготовление цветка георгина: 15 мин.

Групповая деятельность
- составление композиции: 2 мин.

5. Подведение итогов, рефлексия: 5 мин.





ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент. На столах до начала урока учитель раскладывает необходимый для работы материал.

Обыгрывание сюрпризного момента «Ларец мудрости».

Просмотр слайда «Пословицы и поговорки о доброте рук»

Учитель.

- Какое слово-понятие объединяет все приведенные вами пословицы и поговорки.(руки)

- Да, наши с вами руки добрые, нежные… а ещё какие (ласковые, бережливые, теплые)

- А вот теперь кто как назвал, тот такие и нарисует на листе бумаги.

Рисование на листе бумаги своих ладошек (для детей и членов жюри)

Учитель предлагает детям обвести свои ладони на белом листе бумаги и вложить его в файл изнаночной стороной к себе. (перевернуть слева-направо)

Учитель.

- Ребята, к сожалению не у всех людей бывают такие добрые руки. Вот послушайте стихотворение «Дикарь в лесу».

Просмотр слайдов «Природа и мы»

Создание мотивации к «оживлению» цветка.

Практическая работа учащихся

После презентации об отношении людей к природе учитель предлагает перевернуть файл (слева-направо), где будет изображение черно-белого цветка.

Вопросы:

- что вы видите на листе;

- как называется этот цветок;

- что с ними произошло;

- как человек может помочь цветам;

- а, мы с вами можем сейчас «оживить» наши цветы.

Но для того, чтобы понять, как его «оживить» надо самому стать цветком. Выходите ко мне, становитесь в полукруг и будем перевоплощаться в маленькое зернышко.

Под музыку. Физминутка. (дети проговаривают четверостишие и выполняют движения)

Вырос высокий цветок на поляне.

Утром весенним раскрыл лепестки.

Всем лепесткам красоту и питание

Дружно дают корешки.

Учитель. Замечательно у вас получилось. А теперь давайте поскорей вернемся к нашим, уже почти умирающим цветам.

Последовательность работы по изготовлению цветка

Детям предлагается «оживить» цветок на картинке.

Слайд «Георгины»

Георгины - лучшее украшение осеннего сада до самых заморозков. Педагог читает стихотворение:

Помню: осень,
Холод подбирался,
Лист продрогший
Отлетал с осин,
Только на ветру ещё качался,
Не сдавался
Красный георгин.

- Какого цвета георгины? (Разных цветов, назвать какие)
- Какой формы? (Форма полушария)
- Как вы думаете, из какой бумаги можно сделать цветы? (Гофрированная, цветная бумага)

Изложение нового материала.

Искусство изготовления цветов известно с давних времён. Художественно исполненные цветы служили украшением женского туалета. У многих народов цветы являются обязательной частью национального костюма. Научиться этому может каждый, надо только аккуратно исполнять все советы и указания.

Цветы можно создавать не только из ткани, но и из других материалов. Например, очень интересный метод - торцевание на пластилине.

Торцевание - это способ придания поверхности (пластилину) декоративной фактуры (создание цветка) в данном случае при помощи стержня шариковой ручки.

После этого учитель сообщает учащимся, что они самостоятельно изготовят цветы георгина.

2. Изготовление цветка георгина

Учитель.

Для изготовления цветка нам понадобится:

- кусочек пластилина такого цвета, как и лепестки;

- гофрированная бумага 4 цветов;

-пластмассовая крышка;

-стержень.

И пожалуй никак не обойтись без самых главных «инструментов». Да-да. Вы не видете их на своих тарелочках, но они есть в каждом из вас:

-осторожность (ножницы, острый стержень);

-аккуратность (хрупких цветок);

-желание (дать возможность цветку радовать нас своей красотой)

Пластилину придаётся форма полушария и прилепляется к крышке. Учащимся задаётся вопрос на знание формы.
Далее берётся выкройка квадрата со стороной 5 см. Квадратов нужно 15 штук. Сложить сразу несколько квадратов по диагонали и вырезать ножницами углы, соблюдая аккуратность. Обязательно напомнить о технике безопасности при работе с ножницами, что нельзя передавать их острыми концами вперёд, размахивать. Положение ножниц справа от себя (для правши).

Сделать тоже самое со всеми квадратами.

Берётся инструмент для торцевания. Это стержень шариковой ручки. Тупым концом стержень кладётся в середину лепестка на две треть длины . Загибается вперёд свободный конец лепестка. Стержень с лепестком втыкается в нижнюю часть пластилиновой заготовки. Лепесток немного должен отгибаться вниз. Следующий лепесток втыкается рядом (через 4-5 мм) по кругу. Лепестки должны отгибаться под одинаковым углом. Раскрыть пальцем.. Далее используются выкройки квадрата со стороной 3,5 см для лепестков второго ряда, их можно сделать немного меньше. Задать вопрос на повторение формы квадрата. Квадратам предаётся форма лепестков. Воспитанники должны посчитать количество лепестков. Лепестки второго ряда втыкаются на 3-4 мм выше первого в шахматном порядке. Все лепестки должны отгибаться вниз, а не торчать в стороны. Это легко сделать наклоном стержня. Тогда цветок приобретет нужную форму.

Лепестки можно выровнять и раскрыть. Для внутренних рядов используются квадраты со стороной 1,5 см другого цвета. Стержень шариковой ручки кладётся на квадрат по диагонали до серединки. Затем уголок квадрата загибается, закрыв стержень.

Бумага смыкается и прокататывается со всех сторон пальцами левой руки, чтобы она превратилась в трубочку. Стержень с лепестком втыкается в пластилин очень близко ко второму ряду. Воспитанники должны сделать два ряда трубчатых лепестков. Далее берётся бумага третьего цвета такого же размера. Квадраты скручиваются и втыкаются по такому же способу. Из них делается серединка цветка. Венчик георгина готов.

На каждом этапе учитель должен помогать, направлять. Этапы по изготовлению цветка могут быть не только индивидуальными, но и совместными. Пока один учащийся работает с выкройкой например, другой вырезает и далее по этапам.

Цветок георгина, выполненный учащимися под руководством учителя готов.

Заключение

На уроке используется совместно-индивидуальная форма организации творческой деятельности. Каждый учащийся делает цветок георгина, и из этих цветов составляется совместная композиция. На уроке дети знакомятся с новой техникой торцевания на пластилине. Повторяют известные им слова (венчик, выкройка, гофрированная бумага), развивают мышление, внимание, мелкую моторику рук. Чтобы закрепить материал и провести рефлексию ребятам можно задать следующие вопросы:

- Какие цветы вы сегодня делали? (Георгины)

- Какого цвета получились георгины?

- Какой новый метод применялся в изготовлении цветка? (Метод торцевания на пластилине)

- Какие материалы и инструменты вы применяли для создания цветка? (Гофрированная бумага, пластилин, клей, ножницы, карандаш)

- Какой формой выкройки вы пользовались при создании венчика и листьев? (Квадрат)

- Были ли трудности при выполнении заданий?

- Какие главные результаты на сегодня?

- Какие чувства и ощущения вы испытали при выполнении заданий?

-Какие новые знания о живом и мертвом вы приобрели?

-Какие источники помогли вам это понять?

-Какой момент урока позволил вам увидеть, что труд - это хорошо, прекрасно.

-Что вы делали?

-Где вы сможете применить полученные знания.

- И что будете делать с этим очаровательным цветком.

Оценка детских работ.

Оценка детьми урока. (магниты)

На все вопросы учащиеся должны отвечать полными предложениями, тем самым решаются речевые задачи.
В заключении хочется отметить, что творческая деятельность находится в тесном взаимодействии с общим развитием воспитанников, поскольку в процессе создания цветов, композиций участвует личность в целом. Под влиянием целенаправленного обучения совершенствуются познавательные процессы:

  • дифференцируется восприятие;

  • обогащаются представления об окружающей действительности;

  • развивается наблюдательность и произвольное внимание;

  • развивается логическое мышление.

Творческая деятельность в значительной степени содействует совершенствованию эмоционально-волевой и двигательно-моторной сферы. Кроме того, она способствует обогащению и развитию речи.

Метод торцевания, применяемый в данной работе - это увлекательный труд, дополненный радостью общения и творчества. Учащиеся, сделав цветок своими руками, могут подарить его кому-то, принести радость и себе, и другим.

Навыки и умения, приобретённые на данном занятии, будут применяться при изготовлении искусственных цветов и составлении композиций и на других занятиях по флористике.



© 2010-2022