Программа профильного обучения по курсу Швейное дело-9 класс

Раздел Технология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

- Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации». Москва: Проспект,2012

- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 года № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных

(коррекционных) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;

- Письмо Министерства образования Российской Федерации от 14 марта 2001 года № 29/1448-6 «Рекомендации о порядке проведения экзаменов по

трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида»;

- Федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (пр.Минобрнауки России от 4 октября 2010г. № 986); норм СанПиН (2.4.2. 2821-10 от 29 декабря 2010 г. №189);

- Федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (пр.Минобрнауки России от 28 декабря 2010г. № 2106);

-Адаптированная образовательная программа МБОУ Краснокоммунарская средняя общеобразовательной школы;

-Учебный план МБОУ Краснокоммунарская СОШ для учащихся с лёгкой умственной отсталостью;

-Перечень профессий (специальностей), по которым осуществляется профессиональная подготовка в общеобразовательных учреждениях (письмо Минобрнауки России от 21 июня 2006г. №03-1508);

Место курса в « Швейное дело» в учебном плане

Программа рассчитана на 18 часов, 2 часов в неделю в 4-ой четверти.

Программа 9 класса предусматривает овладение учащимися промышленной технологией пошива женской и детской легкой одежды и скоростными приемами труда на производственных швейных машинах. Предшествующая подготовка позволяет школьнику специализироваться не только по пошиву женской и детской легкой одежды, но и по пошиву другой продукции.

Цель курса

-овладение общетрудовыми и специальными умениями и навыками в области технологии изготовления женской легкой одежды;

- профильная подготовка на базе школы по курсу « Швейное дело» старшеклассников для обеспечения социальной адаптации выпускников к рынку труда .

Задачи курса:

  • формирование трудовых навыков и знаний, умений самостоятельного планирования и организации своей деятельности в коллективе;

  • закрепление и совершенствование приёмов при пошиве одежды, отдельных элементов одежды: рукав, застёжка, воротник ;

  • развитие мышления, способности к пространственному анализу;

  • формирование эстетических представлений и вкуса;

  • воспитание у учащихся положительного отношения к труду и формирование лучших качеств личности в процессе труда.

  • коррекция недостатков трудовой деятельности и недостатков развития личности учащихся;

  • воспитание культуры труда и умение использовать в практической деятельности общеобразовательных знаний и навыков.

  • - оказание практико-ориентированной помощи обучающимся в профессиональном самоопределении, выборе пути продолжения профессионального образования.

Коррекционные задачи ( в соответствии с особенностями группы обучающихся):

-развитие общей и мелкой моторики, ручной умелости через овладение многообразными ручными операциями, по- разному влияющими на психофизиологические функции ребёнка;

-овладение общетрудовыми умениями: ориентировка в деталях, планирование работы, самоконтроль; правильность выполнения учащимися трудовых приёмов;

- развитие зрительно-пространственного восприятия, разных форм мышления, речи, воли;

-развитие санитарно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания;

-развитие доброжелательности, честности, тактичности, терпения, стремления помочь отстающему;

- формирование коммуникативных навыков;

Основные формы:

  • урок,

  • практическая работа,

  • самостоятельная работа,

  • фронтальная работа.

Основные технологии:

  • личностно-ориентированное,

  • системно-деятельностный подход,

  • уровневая дифференциация,

  • информационно-коммуникативные,

  • здоровьесберегающие,

Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:

  • Беседа (диалог).

  • Работа с книгой.

  • Практическая деятельность: изготовление изделий по чертежу, рисунку, наглядному изображению.

  • Самостоятельная работа

  • Составление плана работ, планирование последовательности операций по технологической карте.

Методы обучения: беседа, словесные, практические, наглядные.

Методы стимуляции:

  • Демонстрация натуральных объектов;

  • ИТК

  • Дифференцирование обучение;

  • Наглядные пособия, раздаточный материал;

  • Создание увлекательных ситуаций;

  • Занимательные упражнения;

  • Экскурсии;

  • Участие в выставках декоративно-прикладного творчества.

Общая характеристика предмета

Программа представляет собой общую трудовую подготовку на базе школьной швейной мастерской. Основной задачей обучения является формирование общетрудовых умений и навыков, не требующих значительных мускульных напряжений, а потому доступных для наиболее слабых детей. Работа в швейной мастерской заключается в ознакомлении детей с материалами и инструментами для шитья и выработке умений и навыков их практического использования. Большое внимание уделяется усвоению и соблюдению правил безопасной работы, приучению учащихся к соблюдению дисциплинарных требований, использованию речи для взаимодействия в процессе труда; умению частично анализировать образец, ориентироваться в задании с помощью учителя, работать по предложенному плану, контролировать текущие и итоговые результаты труда. Объем работ, выполнение которых запланировано в течение года, невелик, т.к. важно стремиться к тому, что бы дети доводили начатое до конца, имели время для достижения максимального для их возможностей качества изделия. Для этого необходимо проводить достаточное количество упражнений, добиваясь уверенного и самостоятельного выполнения детьми предусмотренных программой практических работ.

Чтобы избежать ситуаций неуспеха и неудач в работе учащихся, необходима правильная организация предварительной ориентировки в задании и планирования с опорой на образец изделия и инструкционную (предметную) карту.

Трудовая подготовленность учащихся во многом зависит от умения использовать речь в трудовых действиях. Работа по развитию речи осуществляется при формировании образа изготовляемого объекта, планировании работы.

Программа включает теоретические и практические занятия. При составлении программы учтены принципы повторяемости учебного материала и постепенности ввода нового. Преподавание базируется на знаниях, получаемым учащимся на уроках математики, естествознания, истории и др предметах. На каждом занятии необходимо работать над трудовыми умениями и навыками.

Воспитательная направленность трудового обучения осуществляется в ходе целенаправленной работы учителя по формированию совокупностей ценностных качеств личности: трудолюбия и уважения к людям труда, ответственности и дисциплинированности, чувства коллективизма и товарищеской взаимопомощи, бережного отношения к общественной собственности, родной природе. Воспитание школьников организуется в процессе их трудовой деятельности, с использованием разъяснения и убеждения, бесед и демонстраций, примеров правильного отношения к труду, оценки состояния окружающей среды, практических заданий и общественных поручений.

Коррекционная направленность обучения предполагает дополнительные, наряду с основными, задачи:

- планомерное и систематическое наблюдение за психофизическим развитием учащихся;

- обучение учащихся ориентировке в трудовом задании и постоянное совершенствование этих навыков;

- постепенное и целенаправленное обучение учащихся самостоятельному планированию работы, контролю и отчету о ней;

- систематические упражнения по освоению и закреплению трудовых умений и навыков;

- связь теоретических знаний с практической работой;

- совершенствование умственных действий, направленных на внутреннюю организацию процесса труда и самоконтроля своих действий;

- повышение работоспособности и выносливости учеников;

- раскрывать причинно-следственные связи явлений природы на доступном учащимся уровне и расширять их кругозор.

Программа 9 класса предусматривает овладение учащимся технологией пошива женской лѐгкой одежды, скоростным приёмам труда на швейных машинах. В процессе трудового обучения учащиеся должны получить общетрудовую подготовку с профессиональной направленностью, способствующую их интеллектуальному и профессиональному становлению.

В свою очередь, навыки и умения, полученные при освоении швейных операций, способствуют более успешному изучению школьниками общеобразовательных предметов.

Программа направлена на изучение способов конструирования, моделирования и технологической обработки конкретных швейных изделий.

Обучение швейному делу развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторику у детей с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, выполнение швейных работ формирует у них эстетические представления, благотворно сказываются на становлении личности, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определенной степени самостоятельность в быту.

Занятия, согласно программе, направлены на практическую подготовку учащихся специальных образовательных учреждений VIII вида к самостоятельной трудовой деятельности, на последующую интеграцию выпускника в общество. Большое внимание уделяется формированию у учащихся коммуникативных навыков, необходимых на производстве.

Содержание общепрофессионального курса представлено темами, изучение которых профессионально значимо для овладения профессией швеи. В них содержатся основные сведения о материаловедении, оборудовании швейного производства, стандартизации и контроле качества продукции, культуре делового общения, охране труда.

В процессе обучения особое внимание обращено на необходимость прочного усвоения и выполнения требований безопасности труда.

Закрепление полученных знаний осуществляется в процессе выполнения практических работ.

Усвоение основных тем программы завершается экзаменом практических и теоретических знаний по обучению.

Результатом освоения профессионального обучения по адаптированной программе профессиональной подготовки является готовность обучающего к

самостоятельному выполнению работ в дальнейшей профессиональной деятельности на швейном производстве.

В результате профессионального обучения по адаптированной программе профессиональной подготовки обучающийся должен знать:

- методы и приемы выполнения подготовительных и простейших операций по пошиву изделий из разных материалов;

- назначение и правила эксплуатации обслуживаемых машин;

- причины неполадок, возникающих при выполнении машинных работ;

- правила рациональной организации рабочего места;

- правила безопасной эксплуатации швейного оборудования;

- требования безопасности труда.

Уметь:

- выполнять на машинах или вручную простейшие операции по пошиву изделий из различных материалов;

- контролировать качество кроя, соответствие фурнитуры цвету и назначению изделия;

- предупреждать и устранять дефекты продукции;

- рационально организовать рабочее место;

- соблюдать правила безопасной эксплуатации швейного оборудования;

- соблюдать требования безопасности труда.

Результаты обучения

Результатом производственного обучения по адаптированной программе профессиональной подготовки является накопление опыта самостоятельного

выполнения работ;

Совершенствование профессиональных умений и навыков, формирование творчески мыслящей личности и готовность работать самостоятельно в бедующем на швейном производстве.

Отбор и структурирование содержания обучения осуществлялись на основе следующих принципов:

- структурирование содержания обучения с ориентацией на индивидуальные запросы и образовательные потребности учащихся.

- направленность обучения на продолжение профессионального образования в учреждениях начального и среднего профессионального образования, получение профессий, специальностей более высокого уровня квалификации;

- дифференциация и индивидуализация образовательного процесса с учетом личностных особенностей учащихся, их желания овладеть рабочей профессией;

- учет опыта и современной практики профессионального обучения учащихся на основе общеобразовательных школ.

Основное содержание курса

1Вводное занятие (2ч)

Знакомство с профессией « Швея». ТБ при выполнении всех видов швейных работ.

Бытовая швейная машина

Теоретические сведения. История создания швейной машины. Бытовая швейная машина, виды выполняемых работ, основные механизмы. Приспособления к универсальной швейной машине (направляющие линейки для подшивки низа и выполнения окантовочного шва). Заправка нитей в машину. Перевод регулятора строчки. Простейшие приемы регулировки натяжения верхней и нижней нитей. Неполадки и способы их устранения.

Умение. Работа на бытовой швейной машине.

Упражнения. Заправка верхней и нижней нитей и регулировка натяжения верхних и нижних нитей на универсальной и специальной швейных машинах.

2.Волокна, ткани и нетканые материалы.( 2ч)

Теоретические сведения. Ознакомиться с основа материаловедения. Ассортимент тканей из натуральных и искусственных волокон и нитей. Блузочная, плательная и плащевая ткани: свойства и их учет при пошиве изделий. Особенности влажно-тепловой обработки ткани. Чистка, стирка и хранение изделий из синтетических тканей. Новые ткани из натуральных волокон с добавкой искусственных и синтетических. Ткани с пропиткой, с блестящим покрытием, с применением металлических и металлизированных нитей. Нетканые материалы. Окраска, технологические свойства и использование новых тканей для изготовления одежды..

Лабораторная работа. Определение искусственных и натуральных волокон тканей по внешнему виду, на ощупь и по характеру горения нитей. Изучение прорубаемости новых тканей (строчка на машине иглами и нитками разным номеров), влагопроницаемости (намачивание водой, сушка, наблюдение за изменением внешнего вида), сминаемости, изменений вида и качества при утюжке, с разным температурным режимом.

3.Виды ручных и машинных работ. ВТО (2ч)

Изделие: образцы швов

Теоретические сведения: Ручные и машинные работы. Организация рабочего места для выполнения ручных и машинных работ. Инструменты и приспособления. Влажно- тепловые работы и организация рабочего места для выполнения ВТО.

Практическая работа: выполнение ручных и машинных строчек.

4.Виды поясных изделий (2ч)

Изделие: юбка-солнце

Теоретические сведения. Конструирование и моделирование юбок. Изготовление выкроек юбки 1:4 и натуральную величину. Правила раскроя юбки

Практические работы. Поэтапное выполнение пошива юбки -солнце.

Самостоятельная работа: операции по пошиву изделия . (Выполняется по готовому крою.)

5.Виды плечевых изделий

Изделие: Прямое платье без рукавов

Теоретические сведения. Моделирование и конструирование плечевого изделия. Технологическая карта по изготовлению прямого платья без рукавов.

Практические работа: поэтапное изготовление прямого платья без рукавов ( Выполняется по готовому крою)

6.Обработка отдельных деталей и узлов плечевых швейных изделий.

6.Изделие. Короткий рукав «Прямого покроя»

Теоретические сведения. Моделирование рукавов и конструирование рукавов

Практические работа. Обработка короткого рукава «Прямого покроя» и соединение с проймой


7.Изделие. Плосколежащий воротник.

Теоретические сведения: Конструирование и моделирование воротников. Построение чертежа и подготовка выкройки плосколежащего воротника.

Практическая работа. Обработка плосколежащего воротника и соединение воротника с горловиной .

8.Теоретические сведения. Применение, виды и назначение отдельных деталей и узлов поясных швейных изделий: обработки застежки-молнии в поясном изделии и обработки пояса. Использование прокладочных материалов и спецоборудования для обработки пояса.

Практические работы: Обработка застежки в боковом или среднем юбки. Обработка и соединение пояса с верхним срезом

9.Повторение (подготовка к зачёту)

10.Контрольная зачётная работа по билетам







Календарно- тематическое планирование

ИНМ-изучение нового материала, ПР-практическая работа, ТБ- техника безопасности.



п/п

Тема учебной программы

Кол-во уроков

Прогнозируемый результат.

Элементы содержания

Оснащение урока

Форма контроля и тип урока

Сроки проведения уроков

1

Введение

Бытовая швейная машина

2

Ознакомление с ТБ в кабинете «Технология». Знакомство с профессией « Швея». ТБ при выполнении всех видов швейных работ

Знакомство с бытовой швейной машиной, приспособлениями, Заправкой верхне и нижней нити. Неполадки и способы их устранения.

Умение:

Работа на бытовой швейной машине.

Тетрадь, проектор, презентация. Бытовая швейная машинка, нитки, ножницы.

Беседа

Наличие

тетради и учебника



2

Волокна, ткани и нетканые материалы

2

Знакомство с ассортиментом тканей из натуральных и искусственных волокон и нитей, их свойствами, и их учетом при пошиве изделий. Особенности влажно-тепловой обработки Чистка, стирка и хранение изделий. Нетканые материалы. Окраска, технологические свойства и использование новых тканей для изготовления одежды.

ПР: Определение искусственных и натуральных волокон тканей по внешнему виду, на ощупь и по характеру горения нитей.

Коллекции натуральных и искусственных волокон и кусочков тканей, тетрадь, учебник по швейному делу. Презентация.

Контроль качества ПР,

ИНМ. ТБ



3

Виды ручных и машинных работ. ВТО

2

Знать: Ручные и машинные работы. Организация рабочего места для выполнения ручных и машинных работ. Инструменты и приспособления. Влажно- тепловые работы и организация рабочего места для выполнения ВТО.

Уметь: Правильно и последовательно выполнять ручные и машинные швы

Технологические карты по выполнению ручных и машинных работ, презентация, иголки,

Ткань, ножницы, нитки, швейная машина, утюг, тетрадь

Пр.раб.

Контроль качества. ИНМ, ТБ



4

Виды поясных изделий

2

Знать: Конструирование и моделирование юбок. Правила раскроя юбки

Уметь: Поэтапное выполненять пошива юбки -солнце.

Выкройка юбки-солнце, ткань, нитки, ножницы. Швейная машинка, тетрадь

ИНМ, ПР, контроль качества, ТБ




5

Виды плечевых изделий

2

Знать: Моделирование и конструирование плечевого изделия.

Уметь: изготовление прямого платья без рукавов ( Выполняется по готовому крою)

Выкройка платья, ткань, нитки, ножницы. Швейная машинка, тетрадь

ИНМ, ПР, контроль качества, ТБ




Обработка отдельных деталей и узлов плечевых швейных изделий






6

Короткий рукав «Прямого покроя

2

Знать: Моделирование рукавов и конструирование рукавов

Умение: Обработка короткого рукава «Прямого покроя» и соединение с проймой

Выкройка платья, ткань, нитки, ножницы. Швейная машинка, тетрадь, готовое плечевое изделие.

ИНМ. ПР, контроль качества, ТБ



7

Плосколежащий воротник

2

Знать: Конструирование и моделирование воротников Практическая работа. Обработка плосколежащего воротника и соединение воротника с горловиной .

Выкройка воротника, ткань, нитки, ножницы. Швейная машинка, тетрадь. Готовое плечевое изделие

ИНМ. ПР, контроль качества, ТБ



8

Детали поясных изделий: замок-молния и пояс

1

Знать: Применение, виды и назначение отдельных деталей и узлов поясных швейных изделий: обработки застежки-молнии в поясном изделии и обработки пояса. Использование прокладочных материалов и спецоборудования для обработки пояса.

Уметь: Обработка застежки в боковом. Обработка и соединение пояса с верхним срезом

Готовое изделие юбка, ткань, нитки, ножницы. Швейная машинка, замок- молния, тетрадь

ПР, контроль качества




9

Повторение (подготовка к зачёту)

1

Обобщение знаний : Швейная бытовая машина, Волокна натурального и искусственного происхождения, Конструирование и моделирование, технологию изго товления поясных и плечевых изделий. А также отдельных элементов- молния, рукав и воротник

Тетрадь. презентация

Повторения



10

Зачёт по курсу « Швейное дело»

1

Тестовый контрольный материал





Всего

18ч











Экзаменационный комплект для итоговой аттестации выпускников 9-х классов с лёгкой умственной отсталостью по профилю «Швейное дело».

Цель итоговой аттестации по трудовому обучению (профиль швейное дело):

- определить уровень сформированности необходимого объема знаний учащихся;

- определить уровень сформированности профессиональных умений учащихся.

Задачи:

1.Определить уровень сформированности доступных учащимся технических и технологических знаний.

2.Определить уровень развития у учащихся общетрудовых умений, т. е. умений ориентироваться в производственном задании.

3.Оценить уровень обученности школьников профессиональным приемам труда по профилю швейное дело.

4. Выявить уровень организации индивидуальной образовательной стратегии и путей дальнейшей социализации выпускников.

Зачёт по трудовому обучению выпускников 9 класса проводится в форме работы собеседование по вопросам билета.

Экзаменационный комплект по профилю «Швейное дело» содержит 11 билетов .

На выполнение практической экзаменационной работы отводится 1-1,5 часа (с учетом особенностей психофизического развития обучающихся может быть допущен перерыв).

В ходе беседы членами комиссии выявляется умение выпускника рассказать о последовательности выполнения работы, назначении и устройстве инструментов, оборудования и приспособлений, о свойствах материалов, о трудовых операциях и приемах работы.

. Примерное время, отводимое на подготовку выпускника для ответа на теоретические вопросы - 30 минут.

Зачётный билет по предмету «Швейное дело» состоит из двух теоретических вопросов, которые направлены на выявление знаний экзаменуемых по материаловедению, специальной технологии.

Содержание билетов по трудовому обучению включает в себя образовательный минимум, определяемый программой. «Швейное дело», учитывая требования к уровню подготовки выпускников. Все задания, включённые в работу, соответствуют программным требованиям по профессионально-трудовому обучению.

Содержание первого и второго вопросов каждого билета позволяет выявить уровень сформированности понятийного аппарата, а так же уровень сформированности предметных знаний, умений и навыков учащихся и знаний техники безопасности.

На опрос каждого экзаменуемого отводится не менее 30 минут.

Оценивание теоретических вопросов.

Отметка «5» ставится, если экзаменуемый:

- изложил содержание своего ответа на вопрос, при этом выявленные знания примерно соответствовали объему и глубине их раскрытия в учебнике;

- правильно использовал терминологию в контексте ответа.

Отметка «4» ставится, если экзаменуемый допустил малозначительные ошибки или недостаточно полно раскрыл содержание вопроса, а затем в процессе беседы экзаменатора с экзаменуемым последний самостоятельно делает необходимые уточнения и дополнения.

Отметка «3» ставится, если при ответе ученик обнаружил наличие минимального объема знаний, не смог в процессе беседы самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения.

Отметка «2» ставится, если ученик не знает определения понятий, не владеет даже минимальным фактическим материалом.

Экзаменационные билеты по швейному делу

Билет № 1

1Виды и свойства тканей из волокон животного происхождения.

2. Назвать и показать на образцах виды обработки нижнего среза швейных изделий.

Билет № 2

1. Определить на ткани основу, уток, кромку. Рассказать, в каком направлении ткань больше садится и тянется.

2. Рассказать о способах моделирования плечевого изделия.

Билет № 3

1. Рассказать о заправке верхней и нижней нитей.

2. Объяснить особенности влажно-тепловой обработки изделий

Билет № 4

1. Рассказать о видах швейных машин. ТБ на швейной машинке.

2. Назвать мерки, которые необходимы при построении поясного изделия. Показать на манекене.

Билет № 5

1Виды и свойства волокон искусственного происхождения

2Терминалогия машинных работ

Билет № 6

1. Рассказать о способах моделирования поясного изделия.

2. Рассказать о правилах техники безопасности, которые необходимо соблюдать при работе в швейной мастерской.

Билет № 7

1. Рассказать об устройстве машинной иглы.

2. Назвать мерки, которые необходимы при построении плечевого изделия изделия ( показать на манекене)

Билет № 8

1. Рассказать из какого волокна изготавливается хлопчатобумажная ткань, и назвать ее свойства.

2. Технологическая последовательность изготовления ( вшивания) замка- молния в поясные изделия.


Билет № 9

1. Технологическая последовательность изготовления воротника.

2. Рассказать из какого волокна изготавливается натуральный шелк, и назвать его свойства.

Билет № 10

1. Технологическая последовательность изготовления рукава прямого покроя

2. Виды и терминология ручных работ

Билет № 11

1. Технологическая последовательность изготовления пояса

2. ТБ при выполнении ручных работ.

Билет № 13

1. Объяснить, как определить правый и левый рукав перед вметыванием его в изделие.

2. Рассказать из какого волокна изготавливается льняная ткань, и назвать ее свойства.

Билет № 14

1. Рассказать, какими способами можно обработать вырез горловины и пройм в блузке без рукавов и воротника.

2. Объяснить особенности влажно-тепловой обработки изделий из натурального шелка и химического волокна.

Билет № 15

1. Рассказать, почему в швейной машине происходит обрыв верхней нитки. Объяснить, как исправить этот недостаток.

2. Рассказать и показать на манекене, как нужно снять мерки для юбки.


© 2010-2022