Программа кружка на тему Основы дизайна творческого объединения Юный дизайнер

Дополнительная общеобразовательная программа " Юный дизайнер".Направленность художественно-эстетическая.Уровень базовый. Рассчитана на детей от 7-12 лет.Срок реализации 2 года.,720 часов. Программа состоит в том, что в процессе дети знакомятся с несколькими видами художественно-эстетического творчества и декоративно-прикладного искусства.
Раздел Технология
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

I. Пояснительная записка

Программа « Юный дизайнер». Роль декоративно-прикладного искусства в становлении некоторых традиционных видов художественного ручного труда младших школьников, в их трудовом и нравственно-эстетическом воспитании неоценима.

На занятиях обьединения дети учатся ориентироваться в современном мире дизайна интерьера, техники, окружающих предметов, создавать красивые вещи своими руками. Актуальность данной программы состоит в том, что она вводит ребёнка в удивительный мир творчества и дает возможность поверить в себя, в свои способности. Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей, будущих взрослых граждан, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром. Она позволяет развить творческую самостоятельность , фантазию учащихся, оказывать помощь школьникам, проявляющих интерес к художественному конструированию, рисованию, черчению, лепке, оформительской деятельности, имеющим творческие наклонности и способности к прикладному творчеству, а также помочь выявить у детей эти наклонности. Программа призвана развивать у детей творческий потенциал, научить младших школьников работать с различными материалами и инструментами, создавать интересные оформительские работы, участвовать в оформлении своих классов, школы, дома. Научить их не оставаться пассивными наблюдателями, а активно принимать участие в общественной жизни, в благоустройстве окружающего мира. Дети приобретают опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.

Объединение решает проблему занятости детей в свободное от учебы время, организация полноценного досуга, сплочения детского коллектива.

Занятия в объединении, основанные на инициативе и активности учащихся, подводят их к более глубокому пониманию необходимости овладения основами наук, изучаемых в школе, т.е. способствуют повышению успеваемости, учат ребят добывать знания самостоятельно и постоянно пополнять их.

Цель программы: создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.

Задачи программы:

Обучающие:

* закреплять и расширять знания, полученные на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, математики, природоведения, литературы и т.д., и способствовать их систематизации,

* знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветовидения , и декоративно-прикладного искусства,

*продолжать формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм,

* совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке бумаги и других материалов,

* приобретение навыков учебно-исследовательской работы.

Воспитательные:

* осуществлять трудовое, эстетическое воспитание школьников,

* воспитывать в детях любовь к родной стране, своей малой Родине, ее природе и людям,

* добиваться максимальной самостоятельности детского творчества,

Развивающие:

* пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры,

* развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству дизайнера,

* формировать творческие способности, духовную культуру и эмоциональное отношение к действительности,

* развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях,

* развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идеи.

Программа работы объединения рассчитана на двухгодичное обучение. Первый год обучения комплектуется в основном из учащихся 1-2 классов, второго года 2-4 классов. Оптимальное количество детей в группе первого года обучения-15 человек , для второго года обучения-12-15 человек .Режим работы объединения для первого года 2 раза в неделю по 2 часа(144 часа) и второго года обучения-2 занятия по 3 часа.(216 часов)

Основные формы обучения:



* групповая форма,

*индивидуальная форма,

* коллективная форма

* творческие конкурсы,

* работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества

* мастер- классы.



Техническое оснащение.

* доска , *

* компьютер ,

* гладильная доска,

* ножницы,

* наборы игл,

* бумага,

*столы

* стулья

* канцелярский нож,

* утюг

II. Характеристика ожидаемых результатов

В результате обучения в течение полного учебного года по программе первого года обучения предполагается, что обучающиеся получают следующие основные знания и умения:

* познакомятся со свойствами и возможностями бумаги, картона, ткани, пластика, как материала для художественного творчества,

* познакомятся с основами знаний в области композиции, формообразования, цветовидения:

* овладеют основными приемами работы с бумагой: складывание, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание,

* научатся последовательно вести работу ( замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовлении, готовое изделие),

* научатся работать нужными инструментами и приспособлениями,

* познакомятся с основными видами работ из бумаги ( вырезки, оригами, аппликации, объемное конструирование).

Кроме того, обучающиеся получат дополнительные сведения о месте и роли декоративно- прикладного искусства в жизни человека, о некоторых промыслах, об истории их возникновения и развития.

В результате обучения в течении полного учебного года по программе второго года обучения предполагается, что обучающиеся получают следующие основные знания и умения:

* расширяют знания в области композиции, формообразования, цветовидения,

* продолжат знакомиться с народным декоративно- прикладным искусством,

* научатся самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления поделок из бумаги, картона, природных материалов ,умения планировать, осуществлять самоконтроль,

* научатся вести поисковую работу по подбору книг, репродукций, рассказов о декоративно- прикладном искусстве.



Этапы педагогического контроля 1 года обучения.


Сроки проведения

Какие знания и умения проверяются

Форма проведения

На каждом занятии

Правила пользования инструментами, техника безопасности. Санитарно- гигиенические правила.

Беседа

В конце темы 2

Классификация различных видов .бумаги. Свойства картона, бумаги.

Дидактические карточки

В конце темы 3

Инструменты и материалы. Виды природных материалов. Возможности использования их в украшении интерьера.

Беседа, дидактические карточки.

В конце темы 5

Понятие композиции в вышивке. Украшение одежды вышивкой.

Дидактические карточки , игра.

В конце 1 полугодия

Умение четко выполнять основные приемы работы с различными материалами. Правила работы с различными инструментами. Оформление работ.

Контрольное занятие ,конкурсы , выставка.

В конце учебного года

Умение пользоваться описаниями в книгах и журналах. Самостоятельно выбирать необходимые в работе материалы и инструменты.

Конкурсы , выставка.



Этапы педагогического контроля 2 года обучения.


Сроки проведения

Какие знания и умения проверяются

Форма проведения

На каждом занятии

Правила пользования инструментами, техника безопасности. Санитарно- гигиенические правила.

Беседа

В конце темы 2

Классификация различных видов .

Дидактические карточки

В конце темы 3

Инструменты и материалы. Виды природных материалов. Возможности использования их в украшении интерьера.

Беседа, дидактические карточки.

В конце темы 5

Понятие композиции в вышивке.

Дидактические карточки , игра.

В конце 1 полугодия

Умение четко выполнять основные приемы работы с различными материалами. Правила работы с различными инструментами. Оформление работ.

Контрольное занятие ,конкурсы , выставка.

В конце темы 6

Правила работы с бросовым материалом. Использование различных инструментов при работе с пластиком.

Дидактические карточки, конкурсы.

В конце учебного года

Умение пользоваться описаниями в книгах и журналах. Самостоятельно выбирать необходимые в работе материалы и инструменты.

Конкурсы ,выставка.



III. Учебно-тематический план первого года обучения


Тема

Количество часов

теория

экскурсии

практика

всего

2.

Плоскостные композиции и объемное конструирование из бумаги

2


46

48


а) оригами

2


8


б) художественное вырезание



8


в) мозаика



8


г) аппликация



6


д ) бумагопластика



6


е) объемное конструирование



10


3.

Работа с природным материалом


2

22

24

а) мозаика из семян


2

6


б) аппликация из сухих цветов и листьев



6



в) аппликация из песка и опилок



10


4.

Новогодние игрушки и сувениры



30

30

а) елочные украшения



10


б) игрушки из соленого теста



10


в) новогодние открытки



10


5.

Вышивка в технике изонити

2


28

30

6

Изготовление и оформление работ для выставки. Заключительное занятие.

2


4

4


ИТОГО:

8

2

134

144



Учебно-тематический план второго года обучения


Тема

Количество часов

теория

экскурсии

практика

всего

2.

Плоскостные композиции и объемное конструирование из бумаги

2


55

57


а) обемное оригами

2


21


в) мозаика



6


г) аппликация



6


д) бумагопластика



6


е) объемное конструирование



15


3.

Работа с природным материалом

1


20

21

а) аппликация из семян



6


б) аппликация из сухих цветов и листьев



6



в) аппликация из песка и опилок



9


4.

Новогодние игрушки и сувениры



27

27

а) елочные украшения



9


б) игрушки из соленого теста



9


в) новогодние открытки



9


5.

Вышивка в технике изонити

2


31

33

6.

Работа с бросовым материалом

2


49

51


а) конструирование объемных игрушек

2


7


б) конструирование из пластика



12


в) работа из пенопластом



9


г) игрушки из пластиковых флаконов



9


д) панно из тетрапаковских упаковок



12


7.

Изготовление настольных театров по мотивам русских народных сказок

2


18

21

8.

Изготовление и оформление работ для выставки. Заключительное занятие.



4

4


ИТОГО:

9


207

216




IV. Содержание программы первого года обучения

1.Вводное занятие ( 2 часа)

Понятие о художественном конструировании и основах дизайна. Порядок и содержание работы объединения. Инструменты, применяемые при обработке различных материалов, назначение инструментов, правила техники безопасности.


2. Плоскостные композиции и объемное конструирование из бумаги ( 48 часов)

Начальные понятия о функциональности и эстетических свойствах предметов на производстве и в быту. Понятие об осевой симметрии, симметрических фигурах. Понятие о контуре и силуэте. Начальное понятие ритма в орнаменте. Основы композиции на плоскости. Закрепление и расширение знаний о чертежных инструментах и принадлежностях.

Организация и санитарная гигиена рабочего места.

Знакомство с различными способами обработки бумаги и картона. История создания оригами.

Практическая работа :

- изготовление поделок в технике оригами,

- художественное вырезание,

- мозаика

- аппликация,

- разработка и изготовление объемных игрушек.

3. Работа с природным материалом .( 24 часа )

Расширяет представление детей об окружающем мире, умение внимательно вглядываться в различные явления, сохранить целостность восприятия при создании поделок из природного материала.

Работая с природным материалом, ребенок творит, выдумывает, узнает много нового об инструментах, необходимых для работы, осваивает технологические приемы и способы обработки материала, учится анализировать, развивает образное и пространственное мышление.

Практическая работа :

-мозаика из семян

-аппликация из засушенных растений

-аппликация из цветного песка и опилок.

4. Новогодние игрушки и сувениры (30 часов )

Варианты украшений новогодней елки ,зала. Создавать праздник своими руками. Понятие о развертке и выкройке правильных геометрических тел. Сопоставление формы окружающих предметов и их частей с геометрическими телами. Форма, пропорции, цвет как средства выразительности для создания образа в объемных игрушках.

Провести беседу о технике безопасности при обращении с хлопушками, бенгальскими огнями , фейерверками.

Практическая работа:

-елочные украшения из бумаги,

-новогодние игрушки из соленого теста,-

-новогодние открытки.

5. Знакомство с техникой вышивки по картону, изонить , ( 30 часов )

Знакомство с техникой вышивки по картону. Приспособления для вышивки, организация рабочего места. Правила техники безопасности при работе с иголкой, ножницами. Понятие об орнаменте ,цвете , композиции. Построение растительного и геометрического орнаментов в квадрате, прямоугольнике , овале. Роль цветовой насыщенности в оформлении.

Нанесение рисунка способом прокалывания с листа. Техника закрепления нитей.

Практическая работа:

-вышивка простых узоров,

-основы композиции, цвет как средство выразительности,

-вышивка композиции в технике изонити.

6. Изготовление и оформление работ для выставки. ( 10 часов )

Закрепить у детей ,полученные в течении года, знания, умения, навыки работы с различными материалами и инструментами. Развивать творческую фантазию детей, умение самостоятельно пользоваться полученными навыками. Оформить лучшие работы для итоговой выставки.

- художественное вырезание,

- мозаика

- аппликация,

- разработка и изготовление объемных игрушек

Содержание программы второго года обучения


1. Вводное занятие ( 2 часа )


Закрепление знаний о художественном конструировании и основах дизайна. Порядок и содержание работы объединения. Вспомнить о свойствах различных материалов применяемых в детских поделках, инструментах, применяемых при обработке различных материалов, правила безопасности с ними.

2. Плоскостные композиции и объемное конструирование из бумаги ( 57 часов )

Закрепить понятия о функциональности и эстетических свойствах предметов на производстве и в быту, основные средства художественной выразительности ( форма, пропорции, цвет). Закрепить знания о контуре и орнаменте. Закрепление и расширение знаний о чертежных инструментах и принадлежностях.

Организация и санитарная гигиена рабочего места.

Практическая работа :

- изготовление поделок в технике оригами,

- мозаика из цветной бумаги,

- аппликация, силуэтное вырезание,

- бумагопластика, объемные композиции,

- разработка и изготовление объемных игрушек.

3. Работа с природным материалом. ( 21 час )


Продолжать расширять представления детей об окружающем мире, умение внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия при создании поделок из природного материала. Работая с природным материалом, учить ребенка творить, выдумывать, осваивать технологические приемы и способы обработки

материалов, учится анализировать, развивать образное и пространственное мышление.

Практическая работа:

- аппликация из семян,

-аппликация из цветов и листьев, объемное конструирование из шишек.


4. Новогодние игрушки и сувениры . (27 часов )

Варианты украшения новогодней елки, зала. Создавать праздник своими руками. Понятие о развертке и выкройке правильных геометрических тел. Сопоставление формы окружающих предметов и их частей с геометрическими телами.

Расширять понятия о функциональных и эстетических свойствах и назначении интерьера, предметной среды и т. д

Практическая работа:

- ёлочные украшения,

- новогодние игрушки,

- новогодние открытки.

5. Вышивка в технике изонити ( 33 часа )

Расширение знаний о технике вышивки по картону. Приспособления для вышивки по картону, организация рабочего места. Правила техники безопасности при работе с иглой ,ножницами. Понятие об орнаменте, цвете ,композиции. Цветовое богатство окружающего мира. Роль цветовой насыщенности в оформлении.

Нанесение рисунка способом прокалывания с листа. Техника закрепления нитей. Оформление готовых работ.

Практическая работа:

- вышивка поздравительных открыток,

- настенное панно,

- вышивка сложных композиций в технике изонити.

6. Работа с бросовым материалом . ( 51 час )

Закрепление понятий о функциональности и эстетических свойствах предметов на производстве и в быту, основные средства художественной выразительности. Основы объемной композиции ,понятия о гармонии и равновесии. Закрепление и расширение знаний об инструментах и принадлежностях. Необходимых при работе с различными материалами. Знакомство с различными способами обработки пластика ,пенопласта. Ия Способы изготовления деталей и сборки изделий, художественное оформление самоделок.

Практическая работа:

- конструирование объемных игрушек,

-конструирование из пластика,

- работа с пенопластом,

-панно из тетропаковских упаковок.


7. Изготовление настольных театров по мотивам русских народных сказок. ( 21 час)

При изготовлении настольных театров по русским народным сказкам детям будет необходимо применить все знания и умения, полученные во время занятий в объединении. Дети учатся подчинять свои действия требованиям коллектива ,прислушиваться к чужому мнению, предлагать свои идеи и защищать их. Опираясь на опыт прошлых занятий усовершенствовать оформление настольных театров.

Практическая работа:

-по сказке " Колобок",

- по сказке " Репка" ,

- по сказке "Теремок",

- по сказке " Заюшкина избушка".

8. Изготовление и оформление работ для выставки .(4 часа )

Закрепить у детей, полученные в течении учебного года, знания и умения и навыки работы с различными материалами и инструментами. Оформить лучшие работы для выставки.



V. Методическое обеспечение программы


Прохождение программы предполагает овладение учащимися комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом ее практическую реализацию.

Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работе детей с педагогом, а так же их самостоятельной творческой деятельности. Место педагога в деятельности по обучению детей, работе с бумагой и другими материалами меняется по мере развития интереса и овладения детьми навыками конструирования. Основная задача на всех этапах освоения программы- содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлечений, совместного творчества взрослого и ребенка. Программа предусматривает преподавание материала по восходящей спирали, то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Сложность заданий соответствует возрасту детей. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие, воспитывает уверенность в себе. Образные представления у младших школьников значительно опережают их практические умения. Поэтому предполагаются игры- упражнения, упражнения по цветоведедению, задания, обогащающие словарный запас детей. Информационный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед конструированию игрушек, так и во время работы. Готовые поделки обыгрываются, используются для создания сложных композиций для сюжетно- образной игры. Проводится углубляющая работа на всех этапах выполнения задания, уделяется больше времени разбору и анализу работ, созданных учащимися. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначения своего изделия. Подобная установка дисциплинирует, обучающихся, дает хороший осознанный подход к решению и чисто пластических задач объемной формы. С первых же занятий дети приучаются работать по плану: 1) эскиз, 2) воплощение в материале, 3) выявление формы с помощью декоративных фактур. Программа ориентирует обучающихся на творчество , самостоятельность в поисках копмозиционных решений в выборе способов изготовления поделок. Используя полученные знания, ребята уже на первом году обучения создают свои конструкции ,не пользуясь выкройками и шаблонами. Коллективные работы незаменимы для объединения коллектива, разработки творческих проектов, приобретения коммуникативных навыков, для естественного детского обмена опытом в атмосфере дружбы и доверия, открытости, развития толерантности. Программа предусматривает посещение выставок, участие в конкурсах и выставках. Это является необходимым стимулирующим элементом в процессе обучения.

В процессе решения задач по формированию у детей определенных знаний и умений, необходимо использовать разнообразные методы и приемы: объяснение, показ, вопросы, оценка и др. Они позволяют формировать у детей правильные представления о деятельности на занятиях.

Одним из эффективных приемов при работе с детьми данного возрастного диапозона является постановка вопросов , требующих от ребенка поиска, активного привлечения имеющихся у него знаний , сравнения, сопоставления предметов, обобщения.

Перед педагогом стоит важная задача не только обеспечить получение детьми качественного результата, но и научить их самостоятельно определять последовательность работы, анализировать образец, контролировать и оценивать собственные действия. С этой целью педагог использует пояснения, указания, закрепления.

В распоряжении педагога богатый дидактический и демонстрационный материал, собранный в выставочном зале, методическая копилка разработок занятий и техник по различным направлениям. Все это создает условия для получения наилучшего образовательного результата.

Дидактические материалы:

- образцы изделий;

- инструкционные карты;

- технологические карты изготовления поделок.

Инструменты и материалы:

-ножницы,

-нитки ,иглы , булавки,

-утюг,

-клей ПВА,"Дракон"

-кисти , салфетки,

-карандаши , линейки,

-цветная бумага, картон,

-ткань, пластик , пенопласт.



.

.




VI. Литература



  1. Оригами для детей. Краснодар 2013г.

  2. Ю. А Майорова "Поделки из солёного теста и пластилина" 2011г

  3. Е.А. Немешаева "Зернышко к зернышку"Москва 2011 г.


© 2010-2022