Рабочая программа кружка Страна чудес. Для детей 7-14 лет

Раздел Технология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КОЛТОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»



Согласовано: Утверждаю:

и.о. зам. директора по УВР Директор школы:

_________Мачехина Л.П ___________Т.Г. Лобкова

« »________________2015 г « »________________2015 г


Рабочая программа

дополнительного образования

детей 7-14 лет

«Страна чудес»

Направленность:

художественно-эстетическая

Срок реализации программы: 1 год

Возраст детей: 7 - 14 лет

Руководитель: Мачехина Л.П.


2016 год

Содержание


  1. Пояснительная записка………………………………………………….3

  2. Содержание программы ………………………………………………..7

Учебно-тематический план……………………………………………11

Ожидаемые результаты…………………………………………………12

  1. Методические рекомендации по организации и методике проведения занятий……………………………………………………………………12

  2. Список литературы……………………………………………………....13

  3. Приложение………………………………………………………………16

Пояснительная записка

«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. И было у царя множество слуг. Да не простых прислужников, а разных мастеров: и столяров, и гончаров, и портных. Любил царь, чтобы и платье у него лучше, чем у других, было сшито, и посуда хитрее расписана, и дворец резьбою украшен…». Так в русской народной сказке «Деревянный орел» описывается значимость народных умельцев в царском быту. И таких сказочных примеров можно привести огромное множество, сказка «Летучий корабль»; Марья - искусница, которую подводный царь ценил, как сокровище, за ее умение вышивать; «Царевна-лягушка», где царь проводил целый отбор подношений сотворенных его невестками. И это только в русских народных сказках.

Современные мастера декоративно-прикладного творчества радуют нас своими творениями и окунают в мир сказочных превращений. Они раскрашивают наш мир волшебными красками нитей, завитками бумажной филиграни, растворяют наше сознание в нежной дымке акварели и пробуждают наши фантазии в смелых красках батика.

Образовательная программа «Страна чудес» - это комплексная программа художественно-эстетической направленности. Основной задачей данной программы является развитие творческих способностей детей. Творчество характеризуется как высшая форма деятельности личности, требующая длительной подготовки, эрудиции и интеллектуальных способностей. Оно является основой человеческой жизни, источником всех материальных и духовных благ.

Творческий процесс всегда сопровождается положительными эмоциями. Это способствует развитию профессионального интереса, увлеченности в работе, формирует положительную мотивацию учения в целом. Креативным людям проще добиться определенных высот, они инициативны, всегда смотрят в будущее. Важная особенность таких людей - видеть в простых вещах что-то необычное, сложное, красивое.

Новизна программы:

  1. В отличие от большинства программ дополнительного образования, предполагающих углубленное изучение одного вида творчества, программа «Страна чудес» включает в себя изучение основ изобразительного искусства и самых актуальных видов творческой деятельности: квиллинга, лепки из соленого теста, имитации витража, декупажа, изготовление обрядовых кукол.

  2. Данная программа построена таким образом, чтобы на протяжении всего учебного года, дети одновременно осваивают несколько направлений декоративно-прикладного творчества, т.е. темы по различным направлениям чередуются, а задачи по их выполнению усложняются. Подобное планирование занятий, позволяет эффективно работать в нескольких направлениях одновременно и не терять интерес у детей к работе.

Актуальность программы обусловлена необходимостью целенаправленно формировать творческие способности у детей, потому что творчество как неотъемлемая часть детской самореализации, является также и важнейшим источником для развития ребенка.

Педагогическая целесообразность. Основной проблемой у детей при обучении тому или иному виду деятельности является отсутствие творческого подхода к работе. Поэтому задача педагога не только обучать детей технологическим навыкам, но и формировать у них творческую мысль, творческую активность. Вовлекаясь во все более интересные виды творчества, ребенок вместе с этим совершенствует свои моторные навыки, умственное и образное мышление, наблюдательность.

Цель программы: стимулирование и развитие творческих способностей учащихся для дальнейшей самореализации в творческой деятельности.

Задачи программы:

Обучающие:

  • обучить технологическим навыкам;

  • обучить основам композиции, рисунка и формообразования;

  • научить применять инструменты и приспособления в работе;

  • обучить алгоритму выполнения творческого проекта.

Развивающие:

  • развивать творческие способности;

  • развивать мелкую моторику рук и зрительно-двигательную координацию;

  • развивать образное и пространственное мышление, самостоятельность, инициативность, художественный вкус.

Воспитывающие:

  • воспитывать личностные качества, основанные на культуре общения внутри коллектива и творческой деятельности;

  • воспитывать аккуратность, трудолюбие, коммуникабельность.

Срок реализации программы. Программа «Страна чудес» рассчитана на 1 года обучения. Объем часов в год составляет- 35 часов

Формы и режим занятий. Расписание занятий строится из расчета 1 занятие в неделю по 1 академическому часу.

Для успешной реализации программы предусмотрены следующие формы организации занятий: беседа и дискуссия, позволяющие педагогу и детям в процессе общения определить творческую проблему и решить некоторые задачи по ее выполнению; лекция (как часть занятия), направленная на приобретение детьми теоретических знаний по истории или технологическим особенностям того или иного вида творчества; основную часть программы составляют практические занятия, где дети приобретают технологические навыки и умения. В качестве воспитательных мероприятий выступают: экскурсии на выставки детских работ, работ художников и педагогов; тематические мероприятия школы и района. Для контроля ЗУН предполагается проведение минивыставок и итоговой выставки.

Программа построена на следующих принципах:

  1. Принцип природосообразности, при котором обучение проходит с учетом психологического развития каждого учащегося.

  2. Принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых, предполагает реализацию возрастного и индивидуального подходов.

  3. Принцип сознательности и творческой активности обучаемых, предполагает развитие у детей самодеятельности, активности, инициативы.

Формы и методы обучения

В процессе занятий использую различные формы: традиционные, комбинированные и практические занятия.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);

• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) учителем, работа по образцу и др.);

• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

• объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию)

• репродуктивный (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности)

• частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с учителем)

исследовательский (самостоятельная творческая работа учащихся)

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

• фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися;

• индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

• групповой - организация работы в группах;

• индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Содержание программы

1. Введение в учебный курс. Правила внутреннего распорядка. Обязанности кружковца. Правила безопасности труда и личной гигиены. Изучение правил техники безопасности при обращение с ручным инструментом.

2. Вводное занятие. Виды декоративно-прикладного творчества.

Правила поведения, ознакомление с видами работ, выполняемых во время занятий. Виды декоративно-прикладного творчества: вышивание, аппликация, плетение

3. Аппликация. Изготовление аппликации из лоскутков, резанных ниток. Выполнение аппликации из кусочков ткани на основе различными способами.

4. Канзаши. Введение, инструменты, материалы, организация рабочего места, правила безопасности. Изготовление цветов разных видов в подарок (брошь, заколка, ободок) украшения для дома.

5. Технология выполнения швов. Общие сведения о видах тканей и ниток, их свойствах (толщина, цвет) и применении. Стежки и строчки, применяемые при изготовлении мягких игрушек. Ознакомление с технологией выполнения ручных швов: «вперед иголку», «назад иголку», «строчка», «через край», «петельного» и «потайного».

6. Конструирование и оформление игрушки. Правила выполнения эскиза игрушки. Технология конструирования симметричных выкроек. Технология увеличения или уменьшения выкройки. Правила кроя игрушки. Принцип зеркальной симметрии. Правила хранения выкроек. Основы сбора игрушек.

Технология изготовления головки, лапок, мордочки, носика. Материалы для глаз. Разные способы изготовления глаз. Правила расположения глаз относительно носа. Правила заполнения игрушки набивочным материалом.

Разные способы украшения игрушек. Украшения из ленты и кружева, меха, ткани и пряжи.

  1. Вышивка. Мережка

Введение, инструменты, материалы (иглы, нитки) и приспособления, организация рабочего места, правила безопасности, термины. Узоры вышивки. Подготовка ткани к работе, Выполнение простейших узоров мережки. Свободная вышивка узора.

Изготовление изделия (салфетка, носовой платок)

Тематический план программы

Наименование разделов,

блоков, тем

Всего, час

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

теория

практика

1

Введение в учебный курс. Инструктаж.

1

1

1

Соблюдать правила техники безопасности при работе с ножницами и иголками.

2

Вводное занятие. Виды декоративно-прикладного творчества

1

1

1

Определять характеристику тканей и осваивать особенности работы с тканью

3

Аппликация

Аппликация из лоскутков Лоскутная мозаика

2

-

2

Осваивать технику выполнения аппликации и мозаики из ткани.

Соблюдать технику безопасности при выполнении работы.

4

Канзаши

8

1

7

Осваивать технику изготовления канзаши

Соблюдать технику безопасности при выполнении работы.

5

Технология выполнения швов

4

1

3

Осваивать технику выполнения различных строчек при шитье. Соблюдать технику безопасности при выполнении работы.

6

Конструирование и

оформление мягкой игрушки

10

1

9

Осваивать технику пошива мягких игрушек Соблюдать технику безопасности при выполнении работы.

7

Вышивка. Мережка

8

1

7

Осваивать технику вышивания -мережки Соблюдать технику безопасности при выполнении работы.

Итого:

34

6

27


Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации, защиты проектов, участие в конкурсах, выставках.


Календарно - тематическое планирование занятий



дата

Тема занятия

1 неделя

Введение в учебный курс.ТБ

2 неделя

    История возникновения народной игрушки, игрушек из ткани. Виды ткани. Особенности работы с тканью

    3 неделя

      «Лоскутные фантазии» панно (проектирование, крой шаблонов, деталей)

      4 неделя

        «Лоскутные фантазии» панно (сборка деталей)

        5 неделя

          Канзаши. История возникновения японского вида искусств. Особености изготовления цветов

          6 неделя

            Цветок «Хризантема» (изготовление деталей-лепестков, основы)

            7 неделя

              Цветок «Хризантема» (сборка деталей)

              8 неделя

                Брошь «Георгин»в подарок(изготовление деталей-лепестков, основы)

                9 неделя

                  Брошь «Георгин»в подарок(сборка деталей)

                  10 неделя

                    Изготовление цветов с круглыми лепестками

                    11 неделя

                      Украшение ободка плетением из ленточек

                      12 неделя

                        Украшение-подвеска для дома

                        13 неделя

                          Открытка для мамы, бабушки

                          14 неделя

                            Полезные игрушки для дома и семьи (беседа)

                            15 неделя

                              Игольница «Шляпка» (проектирование, крой шаблонов, деталей)

                              16 неделя

                                Игольница «Шляпка» (сборка деталей)

                                17 неделя

                                  Игрушка мягкая «черепашка» (проектирование, крой шаблонов, деталей)

                                  18 неделя

                                    Игрушка мягкая «черепашка» (сборка деталей)

                                    19 неделя

                                      «Солнышко - цветок» (проектирование, крой шаблонов, деталей)

                                      20 неделя

                                        «Солнышко - цветок» (сборка деталей)

                                        21 неделя

                                          «Петушок» (проектирование, крой шаблонов, деталей)

                                          22 неделя

                                            «Петушок» (сборка деталей)

                                            23 неделя

                                              «Попугай из ткани» (проектирование, крой шаблонов, деталей)

                                              24 неделя

                                                «Попугай из ткани» (сборка деталей)

                                                25 неделя

                                                  «Гномик» (проектирование, крой шаблонов, деталей)

                                                  26 неделя

                                                    «Гномик» (сборка деталей)

                                                    27 неделя

                                                      Основные виды мережки. Бельевая, зигзагообразная мережка

                                                      28 неделя

                                                        Основные виды мережки. Мережка с переплетенным столбиком

                                                        29 неделя

                                                          Основные виды мережки. Мережка с переплетенным столбиком

                                                          30 неделя

                                                            Обработка углов широкой мережки

                                                            31 неделя

                                                              Салфетка

                                                              32 неделя

                                                                Салфетка

                                                                33 неделя

                                                                  Носовой платок

                                                                  34 неделя

                                                                    Носовой платок

                                                                    35 неделя

                                                                      Выставка работ







                                                                      Ожидаемые результаты в процессе

                                                                      Знания:

                                                                      • знать названия инструментов и приспособлений, необходимых при работе в определенной технике;

                                                                      • знать различные материалы для творчества, уметь применять бросовый материал в ручном труде;

                                                                      • иметь понятие о композиции; видах и правилах построения; о форме и объеме;

                                                                      • знать технику безопасности труда при работе с колюще режущими предметами.

                                                                      Умения:

                                                                      • уметь пользоваться инструментами и приспособлениями;

                                                                      • уметь пользоваться технологическими картами;

                                                                      • соблюдать последовательность в технологии выполнения работы;

                                                                      • уметь находить в предметах характерные черты;

                                                                      • уметь зрительно проводить анализ формы предмета (растений, животных и т.д.);

                                                                      • уметь организовывать свое рабочее место.


                                                                      Методические рекомендации по организации

                                                                      и методике проведения занятий

                                                                      Для успешной реализации программы необходимо наличие светлого уютного помещения, где можно расположить рабочие столы и стулья, школьную доску для фронтального обучения детей, стенды для проведения выставок детских работ, шкаф для хранения дидактических и методических материалов и оборудования, мультимедиа аппаратуру для транслирования учебных презентаций и видеофильмов. Помимо технического оборудования учебный кабинет должен содержать дидактические средства обучения: технологические карты, иллюстрации готовых работ, шаблоны и выкройки, специальную литературу.

                                                                      Методика проведения занятий предусматривает теоретическую часть, где педагог использует словесные методы с демонстрацией готовых изделий, плакатов, с изучением технологических карт, с постановкой проблемы для творческой работы и решением ее в устной форме, а так же практическую часть, закрепляющую теоретические знания.

                                                                      Программа «Страна чудес» имеет ступенчатую структуру, т.е. дети приобретают умения и навыки постепенно от простого к сложному.

                                                                      Для выполнения творческого проекта учащийся самостоятельно или с помощью педагога проводит ряд исследований по теории (история, обоснование выбора, сравнительный анализ и т.д.) и практике (композиционное и цветовое решение, поэтапное выполнение проекта).

                                                                      Немаловажной задачей педагога является создание внутри коллектива таких условий, чтобы каждый из детей почувствовал себя «творческой индивидуальностью». Заключение детей в определенные творческие рамки, со строго распланированными действиями, несет, как правило, ограниченность в творческом проявлении, а в дальнейшем и потерю интереса к самому творческому процессу. Необходимо давать ребенку «творческую свободу», но при этом он должен уметь обосновать свой выбор и действия.

                                                                      Изучение различных направлений в творчестве способствует формированию у детей не только творческих способностей, но и знаний по истории мировой художественной культуры, развитию художественного вкуса и образного мышления. Неотъемлемой частью творческой жизни является вдохновение. Где черпают вдохновение творческие люди?

                                                                      Источником вдохновения может стать любая вещь или событие, природное явление или литературное произведение неважно, главное уметь увидеть, успеть услышать, т.е. воспринимать окружающее с точки зрения творца. Задача педагога научить этому своих учеников. Хорошим подспорьем для вдохновения могут послужить экскурсии на выставки художников, художников декоративно-прикладного искусства, дизайнеров; посещение мастер-классов, прогулка по парку для наблюдения за изменением природы. Так же ребятам следует посетить выставки-продажи, чтобы наглядно увидеть востребованность изделий творческой деятельности.

                                                                      В процессе межличностного общения внутри коллектива ребята формируют коммуникативные навыки, что благотворно влияет на их самооценку, и комфортного пребывания в обществе.

                                                                      Список литературы для педагога:

                                                                      1. Белова Н. Р. Мягкая игрушка. - М., 2003.

                                                                      2. Дик Н. Ф. Настольная книга учителя начальных классов. - Ростов-на Дону, 2004.

                                                                      3.Женские журналы по рукоделию: «Ручная работа», «Валентина», «Диана», «Лиза» и др.

                                                                      4. Концепция художественного образования в Российской Федерации.

                                                                      5. Марьина. Ю. Коллажи и панно. -М.: «Ниола 21-й век», 2005г.

                                                                      6. Невзорова Н. К. Выполнение ручных швов. // Начальная школа. - 1990. - № 3.

                                                                      7. Нестерова Д.В. Рукоделие. - М., 2007.

                                                                      9. Румянцева. Е. Украшения для девочек. -М.: «Айрис-Пресс»,2006г.

                                                                      10. Сборник нормативных документов для начальной школы. - М., 2007.

                                                                      11. Терешкевич.Т. Рукоделие для дома: 103 оригинальные идеи. -Р-н-Д.: «Феникс». 2004г.

                                                                      13. Якубова А. А. Мягкая игрушка. Новые модели. - Санкт - Петербург, 2005.

                                                                      Список литературы для учащихся

                                                                      1. Агапова И. А., Давыдова М. А. Мягкая игрушка своими руками. - М.: Айрис - пресс, 2002.

                                                                      2. Грачева Т. И. Если взять иголку с ниткой. - М.: Малыш, 1990.

                                                                      4. Левина М. С. 365 кукол со всего света. - М.: Айрис - пресс, 2002.

                                                                      Интернет-ресурсы

                                                                      Архив учебных программ - rusedu.ru/member3995.html

                                                                      Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - Режим доступа : school-collection.edu.ru

                                                                      Открытый класс - openclass.ru/

                                                                      Педсовет - pedsovet.org/

                                                                      Сайт творчески работающих учителей - it-n.ru/

                                                                      Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа : festival.1september.ru

                                                                      Учительский портал - uchportal.ru/

                                                                      Завуч-инфо zavuch.info/ uchitelu.net/media/results/taxonomy%3A560.16%2C79 Сайты для учителя начальной школы file://localhost/C:/Users/admin/Desktop/мои%20документы/мама/ШМО/икт/сайты%20для%20учителя.htm

                                                                      Про школу - proshkolu.ru/club/ventana/

                                                                      Дом - полная чаша - dompolnajachasa.at.ua/

                                                                      Творчество для детей и взрослых - stranamasterov.ru




























                                                                      Приложение

                                                                      ПРИЛОЖЕНИЕ 1

                                                                      Правила техники безопасности

                                                                      1. Обращаться с колюще-режущими предметами нужно осторожно, помнить, о сидящем рядом - не размахивать ножницами;

                                                                      2. При передаче ножниц другому человеку - держи их за лезвие, передавай кольцами вперед;

                                                                      3. Работу на фоторезаке проводи аккуратно, не подставляй пальцы под нож;

                                                                      4. Следи, чтобы клей не попал в глаза, при попадании промой проточной водой, обратись к врачу;

                                                                      5. После окончания работы убери острые и режущие предметы в специально отведенное место.



                                                                      © 2010-2022