Программа. Информационной работе, профильной ориентации

Основная цель изучения данной программы – сформировать готовность учащихся к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом своих склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда в специальностях. В ходе занятий по этой программе решаются следующие задачи: Обобщить у учащихся знания о сфере трудовой деятельности, профессиях, карьере;Сформировать знания и умения объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соо...
Раздел Технология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



УТВЕРЖДЕНА

решением педсовета

Председатель педсовета

_____________






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


По Информационной работе, профильной ориентация.


Класс 9

Количество часов 34 часа

Учитель Валентина Ивановна Чернявская




Программа разработана на основе авторской программы: « Информационная работа, профильная ориентация» В.И. Чернявской








1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа разработана на основе авторской программы:

« Информационная работа, профильная ориентация» В.И. Чернявской

Имеет рецензию профессора кафедры общей профессиональной педагогики Армавирского государственного педагогического университета Н.В. Зеленко.

Учебно-тематическое планирование:

Тема

Количество часов по плану

уроки


практические

Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся

1

Вводное занятие

1



2

Профессиональное самоопределение

10

3

2

3

Основные признаки профессиональной деятельности

10

4

3

4

Профессиональное становление и карьера

8

5

2

5

Профессиональное просвещение. (Экскурсии, встречи)

4



6

Оценка способности школьника к выбору профессии

1

1



Итого:

34

10

6

2. Содержание обучения

Содержание обучения, перечень практических и требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с авторской программой В.И.Чернявской

3. Список учебно-методической литературы

1. Выбор профессии Е.А. Климов. С.В. Чистякова. Москва. Просвещение 2002г.

2. Технология 9 класс В.Д. Симоненко. Москва. 2012г.

3. Выбирайте профессию Е.Н. Прощинская. Москва. 2003г.

6. Твоя профессиональная карьера. С.В. Чистякова. М: Просвещение 2005г.

7. Нормативно-методический журнал «Школа и производство».

8. Введение в предпринимательство В.З. Черняк. Москва. 2001г.






СОГЛАСОВАНА

Протокол заседания методического объединения учителей естественно математического

Руководитель методического объединения

СОГЛАСОВАНА

Заместитель директора по УМР


















ПРОГРАММА


Информационной работе, профильной ориентация.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Основная цель изучения данной программы - сформировать готовность учащихся к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом своих склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда в специальностях.

В ходе занятий по этой программе решаются следующие задачи:

  • Обобщить у учащихся знания о сфере трудовой деятельности, профессиях, карьере;

  • Сформировать знания и умения объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку;

  • Воспитать уважение к рабочему человеку.

Изменяющаяся структура экономики России влечет за собой и изменения состава профессий. Многие из них отмирают, возникают новые, расширяются функции существующих. Все большее место занимает в обществе сфера услуг, индивидуализируется стиль жизни и труда, усиливается взаимность между обществом и личностью.

Помочь учащимся ориентироваться в сложном мире труда призвана новая программа «Информационная работа, профильная ориентация». Цель данной программы в рамках общеобразовательных школ является формирование, у учащихся способности выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально, соответствующую личностным способностям запросам рынка труда. В связи с этим новая программа «Информационная работа, профильная ориентация», призвана в школе, решать задачу формирования личности работника нового типа, что обеспечит эффективное использование кадрового потенциала и рациональное регулирование рынка труда.

Принятая идея о равноправном, взаимодействии личности и общественных структур (внешкольных заведений, общеобразовательных школ, профессионально-технических, средне-специальных и высших учебных заведений, служб профориентации, органов, регулирующих использование трудовых ресурсов, а также предприятий и учреждений, семьи и общественности) в длительном процессе ее профессионального самоопределения, предусматривает определенные отношения, которые, с одной стороны, являются движущими силами этого процесса, а с другой - создают адекватное представление о тех специально-экономических задачах, которые стоят перед обществом и которые потребуется решать в будущем.

Таким образом, личности, будучи объектом профориентационных воздействиях является одновременно субъектом профессионального самоопределения.

Для успешного восхождения человека в новый и неизвестный мир профессий и продвижения в нем к желаемой цели общество предоставляет ему ориентиры, отражающие количественную потребность общества в кадрах, а также конкретные виды труда профессий и возможности подготовки к ним.

Необходимо сосредоточить внимание учащихся на формировании профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, оценки и коррекции профессиональных планов. Знакомить учащихся со способами достижений результатов в профессиональной деятельности, самоподготовки избранной профессии и развития в ней.

Программа курса осуществляется за счет часов отводимых на трудовое обучение.


Цели и задачи учебной дисциплины:

Цели:

- сформировать готовность учащихся к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом своих склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда в специальностях.

Задачи:

- обобщить у учащихся знания о сфере трудовой деятельности, профессиях, карьере;

- сформировать знания и умения объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку;

- воспитать уважение к рабочему человеку.

Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся.

Учащиеся должны знать:

уровень развития своих профессиональных качеств;

сферы трудовой деятельности;

правила выбора профессии;

понятие о профессии и профессиональной деятельности;

понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических ресурсах личности связи с выбором профессии;

понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения;

значение творческого потенциала человека, карьеры.

Учащиеся должны уметь:

осуществлять самоанализ развития своей личности;

составлять личный профессиональный план и мобильно изменить его;

проводить профессиографический анализ профессий и соотносить требования профессий к человеку с его личными достижениями пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

Учащиеся должны иметь представления:

о смысле и значении труда в жизни человека и общества;

о современных формах и методах организации труда;

о сущности хозяйственного механизмов условиях рыночных отношений;

о предпринимательстве; о рынке труда.




Учебно-тематическое планирование:

Тема

Количество часов по плану

уроки


практические

Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся

1

Вводное занятие

1



2

Профессиональное самоопределение

10

3

2

3

Основные признаки профессиональной деятельности

10

4

3

4

Профессиональное становление и карьера

8

5

2

5

Профессиональное просвещение. (Экскурсии, встречи)

4



6

Оценка способности школьника к выбору профессии

1

1



Итого:

34

10

6








Содержание программы по предмету:

I. «Информационная работа, профильная ориентация».


1. Вводное занятие - 1ч.

Цели и задачи курса. Содержание, специфика занятий по психологическим основам выбора профессии. Составление портфолио как формы фиксации данных по курсу:

«Профессиональное самоопределение».

I. Профессиональное самоопределение 10ч.

2. Внутренний мир человека - 1ч.

Понятия личности. Уникальность личности каждого человека. Многообразие личностных особенностей.

Практическая работа.

Составление «древа» психологических качеств личности.

3. Методы изучения личности - 1ч.

Общее представление о психологии как науке, изучающей внутренний психологический мир человека.

4. Многообразие мира профессий - 1ч.

Труд в жизни человека и общества. Разнообразие профессий. Развитие личности и профессиональное самоопределение.

Практическая работа.

Составление словаря профессий.

5. Представление о себе и проблема выбора профессии - 1ч.

Образ «я» как система представлений о себе. Структура образа «я» (знание о себе, оценка себя, умение управлять собой). Влияние представлений о себе на правильный выбор профессии.

6. Роль самооценки и решении проблемы профессионального выбора - 1ч.

Рассказ о видах самооценки (адекватной, завышенной, заниженной), ее проявлениях в учебной деятельности и межличностных отношениях. Роль адекватной самооценки при выборе профессии и в последующей профессиональной деятельности.

7. Общее представление об интересах и склонностях - 1ч.

Беседа с учащимися по основным вопросам темы, в ходе которой разъясняются и обосновываются такие понятия, как «намерения» «профессиональный интерес», «склонности», «потребности», «мотивы».

Работа с опросником «Карта интересов».

Фиксация результатов в портфолио.

8. Учет интересов и склонностей при выборе профессии - 1ч.

Интерес как фактор, обеспечивающий направленность личности на осознание целей будущей профессиональной деятельности; склонности и мотивированная потребность в деятельности; возможности и условия выявления и развития склонностей.

Фиксация результатов в порфолио.

9. Профессиональная пригодность - 1ч.

Профессиональная пригодность как мера соответствия человека его профессии; о профессионально важных качествах по сферам труда.

10. Профессионально важное качество - 1ч.

Работа с карточками - заданиями или фронтальный опрос - беседа с целью закрепления материала.

Практическая работа.

В описаниях профессий выделить профессионально важные качества и предложить способы их развития.

11. Самооценка индивидуальных особенностей - 1ч.

Работа с методикой «самооценка индивидуальных особенностей» (СИО), обработка и анализ полученных результатов, фиксирование их в портфолио.

II. Основные признаки профессиональной деятельности 10ч.

12. Анализ профессий - 1ч.

Беседа об основных признаках профессиональной деятельности (предмет, цель, средства, условия труда, проблемность трудовых ситуаций, коллективность процесса труда, ответственность в труде) и их проявления в труде различных профессионалов. Понятия о профессиограмме.

Практическая работа.

Проведение игры «Угадай профессию». Класс разбивается на две команды. Каждая по очереди называет совокупность основных признаков профессиональной деятельности, присущих данной профессии, а вторая анализируя их, угадывает профессию.

13. Классификация профессий - 1ч.

Рассказ о классификации профессий, характеристика основных классификационных признаков: предмет труда (человек, техника, природа, знаковая система, художественный образ); цель труда (гностическая, преобразующая, изыскательная); средства труда (ручные, механизированные, автоматические, функциональные); проблемность трудовых ситуаций (работа по алгоритму, решение проблем); коллективность процесса труда (индивидуальная, коллективная работа); ответственность в труде (моральная, материальная); условия труда (бытовые, на открытом воздухе, специфические, микроклиматические).

Практическая работа.

Составление формулы профессии. Распределения профессий из предложенного списка по предметам, целям, средствам труда и другим классификационным признакам.

14. здоровье и выбор профессий - 1ч.

Рассказ об учете состояния здоровья при выборе профессии. Группы профессий по медицинским противопоказаниям. Самостоятельная работа учащихся с раздаточным материалом.

Заполнения анкеты здоровья.

15. Свойства нервной системы - 1ч.

Беседа с учащимися о строении и функциях нервной системы. Рассказ о способах реагирования человека на сигналы внешней среды (процессы возбуждения и торможения), основных свойствах нервной системы (сила, уравновешенность, подвижность).

16. Проявления свойств нервной системы в учебной и трудовой деятельности - 1ч.

Самостоятельная работа учащихся с карточками-заданиями для закрепления материала о свойствах нервной системы.

17. Понятия о темпераменте - 1ч.

Современное представление о темпераменте, его типах и свойствах.

Работа с карточками-заданиями по определению типа темперамента.

18. Темперамент и деятельность - 1ч.

Беседа с учащимися о роли темперамента в профессиональной деятельности по пяти сферам на примерах конкретных профессий: «человек-человек» (педагог), «человек-природа» (ветеринар), «человек-техника» (водитель), «человек- знаковая система» (кассир), «человек- художественный образ» (художник)

Работа с карточками - заданиями «Проявление темперамента в профессиональных ситуациях».

19. Черты характера и их проявление в трудовой деятельности - 1ч.

Обсуждение роли личностных характеристик на примере конкретных профессий: отношение к деятельности на примере профессий сферы «человек- природа» (фермер, лесник); отношение к другим людям на примере профессий сферы «человек-человек» (продавец, библиотекарь, адвокат); отношение к самому себе на примере профессий сферы «человек- художественный образ» (поэт, журналист); отношение к предметному миру на примере профессий сфер «человек- знаковая система» (бухгалтер, оператор) и «человек- природа» (эколог).

20. Эмоции в профессиональной деятельности - 1ч.

Беседа с учащимися о средствах выражения эмоций (речь, мимика, пантомимика). Самоконтроль эмоционального состояния на примерах профессий с повышенной моральной (врач, учитель, следователь) и материальной (инкассатор, бухгалтер) ответственностью. Роль эмоций в творческой деятельности (дирижер, актер).

21. Волевые качества личности - 1ч.

Понятия «воля», ее функции как сознательно регуляторе поведения, деятельности. Беседа с учащимися о компонентах волевой организации человека (настойчивость, решительность, целеустремленность, выдержка, инициативность, самостоятельность, организованность, дисциплинированность, смелость, исполнительность). Отличительные черты волевого, зависимого и импульсивного поведения.

III. Профессиональное становление и карьера 8.

22. Человек в новых социально-экономических условиях - 1ч.

Развитие производственной инфраструктуры. Сфера услуг. Земельная реформа. Экологические проблемы и их решения. Коммерческий риск. Маркетинг. Менеджмент. Малый бизнес. Иностранные инвестиции.

Развивающие процедуры.

Сюжетно-ролевая игра «Пресс-конференция».

23. Современный рынок труда и его требования к профессионалу - 1ч.

Новый тип организации людей в производственной деятельности в условиях рыночной экономике. Самоокупаемость. Самофинансирование. Рынок, его функции, структура. Спрос и предложение, методы их регулирования. Внутренний и внешний рынок. Конкуренция. Конъюнктура рынка. Формирование рыночной инфраструктуры. Развитие предпринимательства. Занятость населения. Безработица.

Практическая работа.

Определение изменений состава профессий на одном из предприятий нашего города за последние пять лет.

24. человек среди людей - 1ч.

Личность и межличностные отношения в группах. Лидерство. Совместная деятельность в трудовом коллективе. Психологическая совместимость людей. Принятие групповых решений. Виды общения. Конфликты, пути разрешения конфликтных ситуаций.

Психологическая игра «Угадай человека».

25. Пути получения профессии - 1ч.

Система профессионально-технического образования. Типы ПУ, условия приема и обучения в них. Подготовка рабочих на производстве. Средне специальные учебные заведения, их типы, условия приема и обучения. Типы высших учебных заведений. Условия приема и обучения студентов. Возможности квалификационного роста.

Практическая работа.

Письменная работа «Мой путь в профессию».

26. Моя профессиональная карьера - 1ч.

Понятие о профессиональной карьере. Критерии профессиональной компетентности. Индивидуальный профессиональный план как средство реализации программы личностного и профессионального роста человека.

Практическая работа.

Анализ личного профессионального плана.

27. Оценка способности школьников к выбору профессии - 1ч.

Оценка способности к самоанализу, анализу профессии, самореализации в различных видах профессиональной деятельности.

Практическая работа.

Определение способности школьников к выбору профессии.

28. Профконсультационные услуги - 1ч.

Виды профконсультации. Возможность получения профессиональной и медицинской консультации. Диагностические процедуры. Посещение центра»Ресурс».

29. Ролевая игра «Защита профессии» - 1ч.

Игровая дискуссия «Кто нужен нашему городу».

IV. Профессиональное просвещение. (Экскурсии, встречи) 4ч.

30. Встреча со специалистами профессиональных учебных учреждений - 1ч.

Ознакомление с содержанием и характером ПУ.

31. Беседы с представителями ТТЖТ. - 1ч.

Ознакомление с факультетами и их требованиями, системой проведения вступительных экзаменов.

32. Бытовая сфера обслуживания населения - 1ч.

Ознакомление со структурой предприятий, системой социальной защиты населения.

33. Особенности профессиональной деятельности на железной дороге - 1ч.

Ознакомление с содержанием и характером труда рабочих железной дороги.

V. Оценка способности школьника к выбору профессии 1ч.

34. Профессиональная проба - 1ч.

Непосредственное участие в профессиональной деятельности по той или иной профессии.

Практическая работа.

Ответы на вопросы теста «Опросник профессиональной готовности» (ОПГ).








Литература:

1. Выбор профессии - - - Е.А. Климов. С.В. Чистякова. Москва. Просвещение 2002г.

2. Технология 9 класс - - - В.Д. Симоненко. Москва. 2012г.

3. Выбирайте профессию - - - Е.Н. Прощинская. Москва. 2003г.

6. Твоя профессиональная карьера. - - - С.В. Чистякова. М: Просвещение 2005г.

7. Нормативно-методический журнал «Школа и производство».

8. Введение в предпринимательство - - - В.З. Черняк. Москва. 2001г.

9. Психология человека - - - Е.И. Рогов. Москва 2000г.

.












Календарно-тематическое планирование.

№п.

Подразделы, темы

Кол-во

часов.

Дата

по

плану.

Дата

фактически

Примечание.

1.

Вводное занятие

1


I.

Профессиональное самоопределение.

10


2.

Внутренний мир человека.

1



3.

Методы изучения личности.

1



4.

Многообразие мира профессий.

1



5.

Представление о себе и проблема выбора профессии.

1


6.

Роль самооценки в решение проблемы профессионального выбора.

1


7.

Общие представления об интересах и склонностях.

1


8.

Учёт интересов и склонностей при выборе профессии.

1


9.

Профессиональная пригодность.

1


10.

Профессионально важные качества.

1


11.

Самооценка индивидуальных особенностей.

1


II.

Основные признаки

профессиональной деятельности.

10


12.

Анализ профессий.

1


13.

Классификация профессий.

1


14.

Здоровье и выбор профессии.

1


15.

Свойство нервной системы.

1


16.

Проявление свойств нервной системы в учебной и трудовой деятельности.

1


17.

Понятие о темпераменте.

1


18.

Темперамент и деятельность.

1


19.

Черты характера и их проявление в трудовой деятельности.

1


20.

Эмоции в профессиональной деятельности.

1



21.

Волевые качества личности.

1


III.

Профессиональное становление и карьера.

8


22.

Человек в новых социально-экономических условиях.

1


23.

Современный рынок труда и его требования к профессионалу.

1


24.

Человек среди людей.

1


25.

Пути получения профессии.

1


26.

Моя профессиональная карьера.

1


27.

Оценка способности школьников к выбору профессии.

1


28.

Профконсультационные услуги.

1


29.

Ролевая игра:»3ащита профессии.»

1


IV.

Профессиональное просвещение.(экскурсии и встречи)

4


30.

Встреча со специалистами Профессиональных учебных учреждений.

1


31.

Беседы с представителями ТТЖТ.

1


32.

Бытовая сфера обслуживания населения.

1


33.

Особенности профессиональной деятельности на железной дороге.

1


V.

Оценка способности школьника к выбору профессии.

1


34.

Профессиональная проба.

1


Итого: 34


© 2010-2022