Конкурсный урок по профориентации

Раздел Технология
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОНСПЕКТ УРОКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ» 9КЛАСС

КУРС «ТВОЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА»

Тема урока: «Работа над творческим проектом «Мой выбор»

Цель урока:

  1. Обучающая: Систематизация и углубление профориентационных знаний и умений. Формирование умений и навыков, носящих в современных условиях общенаучный и общеинтеллектуальный характер. Научить школьников применять современное программное обеспечение в решении нестандартных задач, связывать информационные технологии с другими школьными предметами

  2. Развивающая: Развитие у школьников познавательного интереса, творческой активности, теоретического, творческого мышления, а также формирование операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений.

  3. Мотивационная: Побудить интерес к изучению предмета учащимися, практическая направленность изучаемого. Актуализация процесса профессионального и личностного самоопределения.

Задачи:

  1. Воспитательная: Развитие познавательного интереса, памяти, внимательности, логического мышления, воспитание информационной культуры. Развитие умения работать с дополнительными программами, правильно выбирать источники дополнительной информации.

  2. Учебная: Углубление, обобщение и систематизация знаний по программному обеспечению ПК. Работа с программой по составлению шаблонов сайтов.

  3. Познавательная: Совершенствование навыков работы и повышение интереса к современным компьютерным технологиям. Изучение рынка востребованности профессий в Ставропольском крае.

Тип урока: организация проектной деятельности

Основной метод: web-квест.

Под квестом (от англ. quest - путешествие) понимают компьютерную игру, в которой игрок должен добиться какой-то конкретной цели (выполнить задание или собственно "квест"), прибегая к помощи собственных знаний и опыта, а также общаясь с участниками квеста. (WebQuest).

Методы: словесный - беседа, рассказ

наглядный - таблицы, схемы, компьютерный класс, мультимедийные устройства, кейс-пакет

практический - создание совместного образовательного продукта веб-квеста.

Оборудование: компьютерный класс, мультимедийные устройства, кейс-пакет.

Программное обеспечение: ОС - Windows 2000, пакет Microsoft Office

Литература:

ПЛАН УРОКА:

  1. Организационный момент.

  2. Рефлексия.

  3. Вступительное слова учителя.

  4. Целеполагание.

  5. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ УРОКА

I. ПРОБЛЕМНО-ЦЕЛЕВОЙ ЭТАП

II. ЭТАП РАЗРАБОТКИ СЦЕНАРИЯ И ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ

III. ЭТАП ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Здоровьесберегающие технологии (зрительная релаксация).

IV. ЭТАП ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

V. ЭТАП ПРЕЗЕНТАЦИИ - ПУБЛИЧНОЙ ЗАЩИТЫ ПРОЕКТА

  1. Выводы, итоги урока.

  2. Домашнее задание.

  3. Оценка деятельности учащихся.

  4. Рефлексия.

Регламент урока:

Этап урока

Временной промежуток

Основной участник деятельности

1.Организационный момент.

1 минута

учитель

2.Рефлексия.

1 минута

учитель

3.Вступительное слова учителя.

2 минуты

учитель

4.Целеполагание.

2 минуты

Учитель

учащиеся

5.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ УРОКА

20 минут

Учитель

учащиеся

ПРОБЛЕМНО-ЦЕЛЕВОЙ ЭТАП

1 минута

Учитель

учащиеся

ЭТАП РАЗРАБОТКИ СЦЕНАРИЯ И ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ

3 минуты

Учитель

учащиеся

ЭТАП ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

10 минут

Учитель

учащиеся

Здоровьесберегающие технологии (зрительная релаксация).

1 минута

Учитель

учащиеся

ЭТАП ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

2 минуты

Учитель

учащиеся

ЭТАП ПРЕЗЕНТАЦИИ - ПУБЛИЧНОЙ ЗАЩИТЫ ПРОЕКТА

3 минуты

Учитель

учащиеся

6.Выводы, итоги урока.

1 минута

Учитель

учащиеся

7.Домашнее задание.

1 минута

Учитель

8.Оценка деятельности учащихся.

1 минута

Учитель

9.Рефлексия.

1 минута

Учитель

учащиеся

30 минут

ХОД УРОКА:

1.Организационный момент.

Первая стадия технологии "Критическое мышление" - стадия вызова. Присутствие этой стадии в уроке обязательно с точки зрения данной технологии и позволяет:

  • актуализировать и обобщить имеющиеся знания по данной теме;

  • пробудить интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;

  • пробудить ученика к активной деятельности на уроке.

2.Рефлексия.

3.Вступительное слова учителя.

Ребята! На протяжении всего учебного года на занятиях курса по предпрофильной подготовке вы знакомились с множеством составляющих профессионального выбора, наметили пути дальнейшего профессионального маршрута после окончания вами 9 класса. (На слайде схема).

Для того, чтобы определиться в выборе дальнейшего профиля обучения или профессии вы прошли цикл занятий, на которых изучили личностные особенности, интересы, склонности, возможности, получили информацию о различных типах профессий (слайд), о правилах выбора профессии (слайд). Познакомились с факторами, влияющими на выбор (слайд), типичными ошибками и затруднениями(слайд).

Сегодня нам предстоит систематизировать и обобщить полученные знания. А сделаем мы это в процессе подготовки к выполнению творческого проекта «Мой выбор». Чтобы вам было понятно как работать над вашим индивидуальным проектом, мы вместе сегодня выполним групповой проект. Ведь лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, вероно? Последовательность выполнения проекта вы знаете из курса «Технологии» 5-8 классов.

По форме выполнения наш проект может быть (слайд):

- Образовательный Web-quest

- компьютерная презентация

-реферат

-стенгазета

-стенд

ВОПРОС: Какую форму выполнения проекта вы бы выбрали, какая из них была наиболее интересна для вас?

Я предлагаю вам поработать над групповым Веб-квестом. (слайд) Под квестом (от англ. quest - путешествие, поиск) понимают компьютерную игру, в которой игрок должен добиться какой-то конкретной цели (выполнить задание или собственно "квест"), прибегая к помощи собственных знаний и опыта, а также общаясь с участниками квеста. (WebQuest).

5.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ УРОКА

I. ПРОБЛЕМНО-ЦЕЛЕВОЙ ЭТАП

Давайте познакомимся со структурой проекта «Мой выбор», выясним, какую же информацию должна содержать эта творческая работа.(Слайд) Всю эту информацию вы можете получить из различных источников: дневника профессиональной карьеры, который вы ведете на протяжение всего курса, сети Интернет, специальной литературы, у учителя технологии и школьного психолога.

Ваш групповой веб-квест будет разбит на странички, у каждой свое название и вам необходимо заполнить страницы веб-квеста информацией, которую вы постараетесь найти из доступных вам сегодня источников информации. Алгоритм выполнения проекта лежит перед вами. (слайд)




Алгоритм выполнения проекта


РАЗДЕЛ

ИНФОРМАЦИЯ

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ

1. Тип профессии

Перечень выбранных вами профессий, относящихся к данному типу

Тетрадь,

Дневник профессиональной карьеры

Интернет

2. Личностные характеристики, которые необходимо учитывать при выборе данной профессии

Интересы, способности, склонности, развитие мышления, внимания, памяти, медицинские ограничения

Тетрадь,

Дневник профессиональной карьеры - результаты диагностики

Интернет

3. Предполагаемый профиль обучения

Профильные предметы и интересы

Тетрадь,

Дневник профессиональной карьеры - результаты диагностики

Интернет

4. Предполагаемые учебные заведения

Перечень учебных заведений разного уровня, в которых можно получить данную профессию

Справочники

Специальная литература

Интернет

5. Информация о рынке труда

Степень востребованности профессии на рынке труда, предполагаемая зарплата

Справочники

Специальная литература

Интернет

Служба занятости

6. Результаты профессиональных проб

Оценка выполнения профессиональных проб в баллах

сегодня оцените себя сами

7. Перспективы карьерного роста

Возможности продвижения по служебной лестнице, открытия частного бизнеса

СМИ

Интернет

Родители

Учителя

знакомые

II. ЭТАП РАЗРАБОТКИ СЦЕНАРИЯ И ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ

ИГРА

Итак, а теперь я предлагаю вам путешествие в будущее, 2009 год, когда вы, закончив

среднюю школу, станете студентами того или иного учебного заведения или же пойдете на производство одновременно учиться и осваивать выбранную вами профессию. Цель нашего путешествия - собрать наиболее полную информацию о выборе профессии. Сразу хочу предупредить, чтов будущее мы отправимся группами, не все вместе. Да и профессиональное будущее у всех разное, у каждого свой пункт назначения. Поэтому предлагаю организовать несколько экипажей. Членство в экипаже определит склонность к тому или иному типу профессии (слайд), которая выявилась у вас в результате проведенной психологической диагностики- опросника ДДО. Я назначаю себя руководителем нашей сегодняшней экспедиции и тем самым постараюсь помочь вам сделать вашу работу в путешествии как можно качественнее. Компьтеры, стоящие в классе будут выполнять роль пульта управления и одновременно бортового журнала, в котором вы будете составлять отчет о сегодняшнем путешествии. А полученные вами перед уроком информационные листки о профессиях будут вашими сопровождающими документами. А теперь просьба занять экипажам места: за 1-й пульт отправляется команда «Человек» , 2- «Техника», 3- «Природа», 4- «Знак», 5 - «Художественный образ». Каждому экипажу необходимо выбрать капитана (он будет руководить работой команды в путешествии и поддерживать связь с руководителем экспедиции, и бортинженера ( его обязанность заполнять бортовой журнал, работать за пультом управления, в конце путешествия быстро сохранить полученную информацию на диске), остальные члены команды будут оказывать оперативную помощи бортинженеру в поиске необходимой информации.

III. ЭТАП ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Все готово? Можно отправляться? Сейчас прозвучат три сигнала, бортинженеры нажмут кнопку « Пуск» и вы окажетесь в будущем. Приготовились. СИГНАЛЫ.

Вот мы и в будущем. Борт №1, доложите обстановку, какую цель перед собой видите? (Ответ - город будущего- «Человеченск»), борт №2 - «Конструкторск», борт№3 - «Геобиодвинск», борт№4- «Символинск», борт №5 - Дизайнерск. Но, чтобы попасть экипажамв города своего будущего, необходимо выполнить задания, преодолеть препятствия ( выполнить профессиональные пробы)

Задание экипажу «Человек»:

а)Замени слова.

Команды получают карточки с предложениями. Каждую фразу необходимо записать по - другому, используя слова - синонимы, но не меняя смысла.

Варианты фраз:

- Вы можете выбрать эту профессию - не исключено, что станете хорошим специалистом.

- Возьмись за любимое дело, что б сердце от радости пело.

- Только у президента нет возможности продвинуться по службе.

- Нет в жизни праздника тому, кто не трудится в будни.

По окончании работы представители команд озвучивают варианты.

Задание экипажу «Техника»:

Проверьте, есть ли у вас конструкторские способности. Для этого попробуйте как можно быстрее собрать любую из предложенных фигур используя элементы на рисунке слева

Конкурсный урок по профориентацииКонкурсный урок по профориентацииКонкурсный урок по профориентацииКонкурсный урок по профориентацииКонкурсный урок по профориентацииКонкурсный урок по профориентацииКонкурсный урок по профориентацииКонкурсный урок по профориентации

Конкурсный урок по профориентацииКонкурсный урок по профориентацииКонкурсный урок по профориентацииКонкурсный урок по профориентации

Конкурсный урок по профориентацииКонкурсный урок по профориентацииКонкурсный урок по профориентацииКонкурсный урок по профориентации

Конкурсный урок по профориентацииКонкурсный урок по профориентации

Конкурсный урок по профориентации




Задание экипажу «Природа»

б)Новое растение .

Команды получают задание вывести новое растение - результат скрещивания пяти известных растений, каждое из которых обладало бы одним из указанных свойств, используя " логический квадрат ".

Логический квадрат.

корень

стебель

(ствол)

листья

цветы

плоды

Красивое растение 1.


Вкусное растение 2.


Полезное растение 3.


Неприхотливое растение 4.


Самозащита растения 5.


Важно брать именно ту часть растения (корень, стебель, листья, цветок, плод), которая непосредственно обладает требуемым свойством. Эскиз можно зарисовать. По окончании работы команды представляют культуры, дают им название, рассказывают о достоинствах.

Например. Растения "Мяк". Возникло в результате скрещивания орхидеи, от которой были взяты красивые цветы, яблони , дающий сочные вкусные плоды, от черной смородины, богатой витамином С, был взят ствол, от неприхотливой полыни - листья, а от дуба - корень, помогающий культуре прочно укрепиться в земле. Полученная культура - многолетние растение, не требует тщательного ухода, плодоносит на протяжении трех месяцев.

Задание экипажу «Знак»

а) Буквенный набор.

Вам необходимо за две минуты расшифровать закодированные слова и объяснить, что обозначает группа слов из каждого ряда

- ИЛАНХОЧУШМУВГСМОГУМОНАДОЛВ

- ДАДЛГЕАИНТЕРЕСЫДШЕСПОСОБНОСТИДПОАСКЛОННОСТИЖПВАНЛЫ

- ДОАЧЕЛОВЕКРМЗНАКОЛАОБРАЗЛМИПРИРОДАОИАТЕХНИКАРУСЕ

- ОВВВПРИЗВАНИЕОМСООТВЕТСТВИЕЛДПОАНЕПРИГОДНОСТЬОЬТЧОПЫ

Ответы:

-ХОЧУ, МОГУ, НАДО - правило выбора профессии

-ИНТЕРЕСЫ, СПОСОБНОСТИ, СКЛОННОСТИ - личностные характеристики

-ЧЕЛОВЕК, ЗНАК, ОБРАЗ, ПРИРОДА, ТЕХНИКА - типы профессий

-ПРИЗВАНИЕ, СООТВЕТСТВИЕ, НЕПРИГОДНОСТЬ - термины выбора профессии

Задание экипажу «Художественный образ»

Через две минуты вы продемонстрируете чудеса сценической речи, произнеся одну из следующих скороговорок:

1. Карл у Клары украл кораллы.

А Клара у Карла украла кларнет.

2. На дворе трава

На траве дрова.

Молодцы, ребята, вы прекрасно выполнили профессиональные пробы, и теперь вы полноправные граждане планеты будущего на время нашего путешествия.

Времени у нас немного, поэтому давайте быстрее найдем интересующие нас сведения о вашем профессиональном будущем

1.Во- первых, выясните каждый экипаж в своем городе: жители каких же профессий населяют его (город). (Заполняется страничка квеста - перечень профессий данного типа)

Командиры экипажей докладывают начальнику экспедиции (учителю) о выполненной работе. ОБРАЗЕЦ СТРАНИЧКИ КВЕСТА

2. Какие личностные характеристики необходимо учитывать при выборе профессий для жителей города?

- заполняется следующая страничка

Командиры экипажей докладывают начальнику экспедиции (учителю) о выполненной работе ОБРАЗЕЦ СТРАНИЧКИ КВЕСТА

3. Какие предметы являются профильными для освоения этими профессиями, какой профиль обучения предпочтительнее выбрать для лучшей подготовки к профессии?

- заполнить страничку

Командиры экипажей докладывают начальнику экспедиции (учителю) о выполненной работе ОБРАЗЕЦ СТРАНИЧКИ КВЕСТА

4. Учебные заведения, в которых можно получить выбранные вами профессии.

- заполнить страничку

Командиры экипажей докладывают начальнику экспедиции (учителю) о выполненной работе ОБРАЗЕЦ СТРАНИЧКИ КВЕСТА

5 Информация о рынке труда города будущего.

- заполнить страничку

Командиры экипажей докладывают начальнику экспедиции (учителю) о выполненной работе ОБРАЗЕЦ СТРАНИЧКИ КВЕСТА

6. А на этой страничке вы поставите себе оценку по пятибалльной системе за выполнение профессиональных проб, которые вы выполняли, чтобы проникнуть в этот город.

Командиры экипажей докладывают начальнику экспедиции (учителю) о выполненной работе. ОБРАЗЕЦ СТРАНИЧКИ КВЕСТА

  1. И последнее что вам предстоит выяснить, каковы же перспективы профессионального роста у каждой из ваших профессий.

  2. ОБРАЗЕЦ СТРАНИЧКИ КВЕСТА

Время нашей экспедиции в будущее подошло к концу. Просьба бортинженерам сохранить полученную информацию в электронных бортовых журналах и сдать начальнику экспедиции после возвращения домой. Сейчас прозвучит уже известный вам сигнал, и мы с вами опять вернемся в 2007 год в нашу школу в 9Б класс СИГНАЛ.

Добро пожаловать домой!

За время путешествия ваши глаза устали от напряжения - ведь вы же боялись проглядеть самое важное в вашем будущем. Давайте выполним зрительную гимнастику и тем самым дадим глазам отдохнуть.

Здоровьесберегающие технологии (зрительная релаксация).

IV. ЭТАП ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

V. ЭТАП ПРЕЗЕНТАЦИИ - ПУБЛИЧНОЙ ЗАЩИТЫ ПРОЕКТА

Ребята, вы привезли из путешествия бортовые журналы, в которых содержится самая важная информация о профессиональном самоопределении. Эти документы и являются выполненными вами групповыми творческими проектами «МОЙ ВЫБОР». У меня есть предложение: давайте посмотрим один из проектов и заслушаем отчет о путешествии командира этого экипажа - это и будет считаться предварительной защитой группового проекта. Экипаж помогает своему командиру.

РЕФЛЕКСИЯ

Перед вами аллея желаний, где люди с большим профессиональным опытом оставляют свои пожелания подросткам, желающим добиться успеха в жизни. Обратите внимание на эту аллею и прочитайте вслух понравившиеся высказывания.

  1. Будь в жизни честен, смел и прям

- и ждет тебя успех.

  1. Бутона розы не сорвешь,

Не оцарапав руки.

  1. Без знаний ты как муха слаб,

Со знаньем - властелин!

  1. Лишь тот в делах своих

Подружится с удачей,

Кто пользу видит в них,

А от невзгод не плачет.

  1. Не поленишься злак зарыть-

Пожнешь зерно успеха.

6) Будь добрым к людям, и всегда добро к тебе вернется

Выводы, итоги урока.

- Как вы считаете, наш урок принесет вам практическую пользу при выполнении индивидуального творческого проекта «МОЙ ВЫБОР»?

- Интересно ли вам было работать над проектом?

- Чем был интересен урок для вас?

- Чему вы сегодня научились?

Ваши ответы доказывают, что цели урока достигнуты, поставленные задачи выполнены.

Домашнее задание.

Работа над индивидуальным творческим проектом «Мой вывбор»

Оценка деятельности учащихся.

И позвольте сегодняшнее занятие закончить пожеланиями того, что бы вы достигли определенных успехов в жизни. Выбрали такую профессию, где вы максимально сможете реализовать себя, раскрыть свои способности и возможности. И тогда ваша работа будет успешной, принесет вам радость и удовлетворение.


© 2010-2022