- Преподавателю
- Технология
- «Путешествие в царство швейной машины»
«Путешествие в царство швейной машины»
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Олещенко Т.А. |
Дата | 22.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Конспект урока по технологии
в 5 классе
«Путешествие в царство швейной машины»
Тема урока: «Путешествие в Царство швейной машины».
Цель урока: изучить устройство и назначение швейных машин.
Задачи:
- образовательная: ознакомить учащихся с историей развития швейных машин, с типами и видами швейных машин, с устройством швейной машины, обеспечить усвоение материала по теме;
- развивающая: развивать умения находить ключевые слова, и понятия в данной информации, развивать умение припоминать необходимую информацию с опорой на схему, развивать умение преобразовывать наглядный материал для получения новой информации, развивать воображение в рисунке,
- воспитательная: формировать дисциплинированность в работе; воспитывать любовь к швейному делу; формировать у учащихся чувства взаимопомощи; формировать элементарные умения домоводства
Методы проведения занятия:
- объяснительно - иллюстративный (рассказ, беседа, работа с --- дидактическим материалом, демонстрация),
- инструктаж; практическая самостоятельная работа.
Формы работы: групповая.
Форма проведения урока: игра "Путешествие в Царство швейной машины".
Межпредметная связь: ИЗО, русский язык, история.
Объект труда: швейные машины.
Материально - техническое оснащение:
Оборудование ученических мастерских: ученические парты, стулья, инструменты и приспособления.
Технологическая карта: «Ручной привод», «Ножной привод».
ТСО «Ознакомление со швейной машиной», компьютер, экран, проектор, СD - диск (урок составлен в программе Power Point )
Таблица «Устройство швейной машины».
Техника безопасности: «Правила техники безопасности при работе на швейной машине».
Ход урока:
-
Организационная часть.
-
Контроль посещаемости (наличие учащихся, причина их отсутствия)
-
Проверка рабочей одежды и готовности к занятию.
-
Постановка целей и задач урока.
-
Урок проходит в виде путешествия в «Царство швейной машины» слайд №1
-
1. На доске выписаны термины: привод, ручной привод, ножной привод, электрический привод, платформа, стойка рукава, механизмы швейной машины, игловодитель, нитенаправитель, иглодержатель, регулятор натяжения нити.
2.Знакомство с маршрутом путешествия слайд № 2
3.Чтобы попасть в Царство швейной машины нужно пройти через ворота
Задание 1: Отгадайте загадки:
Он по комнате ползет,
И гудит, и пыль сосет
Через длинный гибкий нос.
И зовется … (пылесос)
Хоть ворчит, но без угроз,
А внутри его - мороз,
Потому-то в нем еда
Очень свежая всегда. (Холодильник)
Если мятая одежда,
На него одна надежда.
Юбка, брюки, покрывало…
И морщин как не бывало! (Утюг)
Беседа
- Назовите одним словом. Пылесос, холодильник, утюг, телевизор, компьютер, будильник… - что это? (Бытовые предметы - машины)
- Для чего они предназначены? (Они помогают нам)
- Да, вы правы. Эти машины предназначены для облегчения домашних работ, для создания комфорта в повседневной жизни человека, высвобождают его для отдыха, занятий спортом, любимым делом.
Задание 2: Отгадайте еще одну загадку про бытовую машину, которая тоже является помощником в доме:
На полянке шерстяной
Пляшет тонконожка,
Из-под туфельки стальной
Выползает стежка (Швейная машина)
Сегодня на уроке я познакомлю вас со швейной машиной, с историей ее появления, мы будем учиться готовить машину к работе, выполним тренировочные упражнения в шитье на незаправленной машине.
Ваши успехи в шитье во многом зависят от того, насколько хорошо вы научитесь пользоваться швейной машиной.
IV. Изучение нового материала
Швейная машина - это устройство, предназначенное для сшивания текстильных материалов и кожи, для изготовления одежды, обуви и других швейных изделий с помощью швейных ниток.
Швейные машины нужны не только для того, чтобы шить одежду. Есть немало хобби, которые связаны с шитьем - например, квилтинг, соединение разноцветных лоскутков в оригинальные пестрые одеяла или художественные панно. Но во всех случаях, когда необходимо соединить друг с другом несколько деталей, швейные машинки могут помочь.
Желание одеваться красиво, модно и оригинально, иметь уютный дом и время от времени творить маленькие или большие рукодельные чудеса присуще каждой женщине. Сегодня существует огромный выбор готовых вещей - и для гардероба, и для придания уюта дому, достаточно только пройтись по магазинам. Но все же остается немало людей, которые хотели бы создавать уют собственными руками, а в своем шкафу иметь вещи оригинальные, эксклюзивные, выполненные в единственном экземпляре.
Еще в давние времена умение шить считалось одним из главных достоинств женщин. Они проводили за шитьем круглые сутки, создавая с помощью обычной иголки с ниткой наряды для своего гардероба и одежду для всей семьи. Это была тонкая, кропотливая работа, поэтому люди оценили ее по достоинству, создав «Памятник портнихе».
Рукодельницы и представить себе не могли, что когда-нибудь появится магазин швейных машинок, где можно будет купить чудо-устройство, способное шить самостоятельно.
-
(учащиеся заполняют пустую колонку в таблице)
История развития швейной машины. Пожалуй, первейшей из швейных машин была одна из прародительниц, первой взявшей костяную (деревянную, каменную) иглу в свои руки. При чем это было скорее шило, чем игла. Несколько позже был придуман крючок, а видимо затем и собственно игла с ушком, причем ушко часто делалось в основании иглы, прямо как на современных швейных машинах.
Знакомство с историей швейной машины
Первые швейные машины были изобретены еще в конце XVIII столетия. Их создатели постарались скопировать обычный ручной стежок, в связи с чем такие машины работали медленно, но ненадежно.
Первый проект швейной машины был предложен в конце 15 века Леонардом да Винчи.
Немец Карл Вензенталь изобрел машину, копирующую ручной стежок.
Американец Уолтер Хант - первую машину челночного стежка.
Другой американец Элиас Хоу считается отцом швейных машин, он создал машинку челночного стежка, которая заменяла труд пяти портных.
Швейные машинки стали выставляться в музеях и на выставках, вызывая восторг и большой интерес у публики, а создатели стремились их причудливо украсить.
На вопрос: «Кто изобрел швейную машину?» - большинство, не задумываясь, ответят - Зингер.
Действительно, швейная машинка, изобретенная Исааком Зингером, была практически доведена до современного вида и пользовалось большим спросом. Купленные прабабушками, они до сих пор исправно работают в некоторых семьях. Зингер, получая патент на свое изобретение, из множества узлов и деталей запатентовал только одно устройство: иглу с ушком внизу. Сконструировать механическую часть машинки можно было по-разному, но непрерывный шов двумя нитками получается только с помощью иглы новой конструкции.
Начиная с 1870 г. фирма «Зингер» не только расширялась в США, но и открыла свои филиалы в различных странах мира. В России первый завод по сборке швейных машин был построен в г. Подольске в 1900 г
Год
Ф.И.О.
События
Леонардо да Винчи
первый проект швейной машины.
Англия - Везейнталь
ручная швейная машина однониточная.
Франция - Тимонье
швейная машинка однониточная. Но все эти машины были еще не совершенны: шов часто распускался, скорость пошива была низкой.
США- Хоу
шв. машинка двухниточная с челночным стежком
США - Зингер
-
шв. машина с прижимной лапкой.
-
Виды машин.
Швейные машин служат для стачивания деталей из ткани, при пошиве различных изделий. Применение швейных машин позволяет ускорить и облегчить труд, повысить качество работы.
Сейчас выпускаются швейные машины современных моделей с программным управлением. Фактически эта машина - компьютер, который шьет и выдает множество швов, их количество трудно подсчитать, вышивает гладью многоцветные картинки и целые композиции. Но самое интересное, что в прелестные вышивки можно превращать детские рисунки, картинки из книжек и журналов. Современные фабрики оснащены производительными быстроходными швейными машинами: автоматами, полуавтоматами. специальными машинами (для пришивания пуговиц, обработки петель) и другим сложным оборудованием.
Современная швейная машина сегодня имеет полное право стать частью «умного дома», потому что в своем деле она умеет практически все. Она шьет, вышивает, обметывает, выполняет множество декоративных строчек, прошивает кожу и различные виды тканей, пришивает пуговицы, шьет двойной иглой и даже разноцветными нитками, сама настраивается на оптимальный вариант, подсказывает дальнейшие шаги портнихе и даже подключается к Интернету, чтобы получить свежую информацию для работы. В них автоматизировано практически все - от заправки нитки в иглу до ее обрезки по окончании шитья.
Слайд № 4
С ручным приводом
С ножным приводом
С электрическим приводом.
Швейные машины по назначению делятся на:
Слайд № 5
Бытовые (универсальные)
Промышленные (специальные)
-
С ручным приводом (500-600 оборотов в минуту);
-
С ножным приводом (1200-1500 об в мин);
-
С электрическим приводом (3000-5000 об в мин);
-
С электрическим приводом (автоматы, полуавтоматы).
-
Практическая работа «Устройство швейной машины с ручным приводом» слайд №6
-
Вводный инструктаж на выполнение практической работы - практическая работа выполняется вместе с объяснением нового материала.
Приступая к практической работе, не забывайте, что от вас требуется.
-
Соблюдать правила ТБ.
-
Свои рабочие места содержать в порядке.
-
Не торопиться, выполнять работу качественно.
Во время практической работы учащиеся пользуются технологическими картами, проставляют номера элементов швейной машины, использую слова для справок.
Слова для справок: 1 платформа, 2короб, , 3ручной привод, 4 нитепритягиватель, 5 регулятор длины стежка, 6 рычаг подъема лапки, 7 регулятор натяжения верхней нити, 8 челночное устройство, 9 моталка, 10 рейка двигателя ткани, 11 лапка прижимная, 12 игольная пластина, 13 игловодитель
-
Платформа (на платформе находится: находиться выдвижная и игольная пластина, двигатель ткани - рейка, катушечный стержень, прижимные коленочки; под платформой - челночное устройство - челнок, шпульный колпачок, шпулька, регулятор натяжения нити);
-
Стойка рукава на стойке рукава - ручной привод; рукоятка; маховое колесо;
моталка; регулятор натяжения нити; -
Рукав - на рукаве находится катушечный стержень;
-
На головке рукава находятся: рычаг подъема прижимной лапки, стержень прижимной лапки и прижимная лапка; игловодитель и иглодержатель с ни-тенаправителем; фронтовая доска, а на ней нитенаправители, нитепритягиватель, регулятор натяжения верхней нити.
-
Под платформой и внутри швейной машины находятся валы.
-
Текущий инструктаж - целевые обходы.
1 обход: проверить организацию рабочего места, соблюдение ТБ.
2 обход: проверить правильность выполнения трудовых приёмов и технологическую
последовательность операций.
1-3 обход: оказать помощь отстающим учащимся.
-
Заключительный инструктаж:
Умение шить не дается просто так. Мастерицы, из-под рук которых выходят красивые и необычные вещи, не сразу подружились со своими швейными машинами. Поэтому необходимо понимать, что швейные машины - это лишь инструменты. Сами по себе они ничего не сошьют, нужен человек, который будет их использовать, причем использовать умело - только в этом случае результатами своего труда не стыдно будет похвастаться.
Закрепление пройденного материала в виде загадки слайд № 6.
- Помогите звездочету собрать кубики в слова, состоящие из названий деталей швейной машины.
-
Анализ характерных ошибок и причин.
-
Сообщение оценки работы каждого учащегося.
-
Домашнее задание: прочитать материал в тетради, принести лоскут, рабочую коробку.
-
Уборка рабочих мест.