Планирование. Программа для объединения начально-технического моделирования

Программа  объединения начально – технического моделирования для учащихся 7-8 лет, первых, вторых классов. Этот материал может использоваться педагогами дополнительного образования, а так же педагогами начальных классов и технологии,  при планировании и проведении занятий в кружках и занятий по внеурочной деятельности школьников.  Эта  программа содержит учебно-тематический план с  указанием тем и распределением часов для теории и практики,  описание объектов труда по данным темам, методики и ди...
Раздел Технология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

муниципальное образовательное бюджетное учреждение дополнительного образования детей «Станция юных техников №2»



Образовательная программа

объединения технического моделирования




«Зажечь огонек трудолюбия в детском сердце»

Возрастная категория участников:7 -8 лет

Срок реализации программы: 1год



Автор программы:

педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории

Челашова Светлана Леонидовна

Таганрог

2014

Содержание.


  1. Пояснительная записка………………………………………….3-7 стр.

  2. Учебно-тематический план 1-го года обучения……………….8-9 стр.

  3. Содержание программы 1-го года обучения…………………10-11 стр.

  4. Методические рекомендации по реализации программы…...12-13 стр.

  5. Список используемой литературы………………………………..14 стр.

Определение уровня знаний и умений обучающихся………..15-20 стр.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительное образование по техническому творчеству имеет большие возможности в воспитании и развитии детей младшего школьного возраста, способствует развитию самостоятельности мышления, любознательности и инициативы. Кропотливая, связанная с преодолением трудностей работа по изготовлению различных поделок, сувениров, моделей воспитывает у школьников трудолюбие, настойчивость в достижении своей намеченной цели, способствует формированию характера ребенка.

С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта в начальной школе, внеурочной деятельности школьников уделяется особое внимание, в связи с этим и возникла необходимость создания данной программы.

Начальное техническое моделирование - это первые шаги в творческой деятельности ребенка, процесс формирования начальных политехнических знаний и умений.

Настоящая программа объединяет в себе обучение ребят в нескольких направлениях: авиамоделирование, судомоделирование и автомоделирование. Это дает возможность ребенку определить свои склонности и, окончив курс, перейти в объединение узкой направленности для дальнейшего обучения в выбранном им направлении.

Цель программы - воспитание трудолюбия, развитие творческих способностей, подготовка и привлечение детей к моделированию и конструированию простейших технических устройств.

Задачи программы.

Образовательные:

  • знакомство с историей развития техники;

  • обучение основам моделирования и конструирования объектов техники;

  • обучение основным элементам графической грамоты;

  • изучение и овладение безопасным приемам работы с

различными инструментами.

Развивающие:

  • развитие у детей технических способностей;

  • развитие целеустремленности, воли, умения самостоятельно добывать и осваивать новые знания;

  • развитие интереса к технике, к выбору будущей профессии.

Воспитательные:

  • воспитание культуры общения со сверстниками и педагогами;

  • формирование чувства ответственности;

  • воспитание аккуратности;

  • воспитание патриота и гражданина своей страны;

  • воспитание здорового образа жизни;

  • воспитание социально - адаптированной личности в процессе обучения техническому творчеству.

Программа рассчитана на 1 год обучения, 72 учебных часа, возраст обучающихся 7 -8 лет, занятия проводятся один раз в неделю 2 спаренных занятия по 35 минут с перерывом в 10 минут.

При составлении программы учитывались психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста, их возможности и интересы. На занятиях с детьми этого возраста необходимо избегать непосильной и однообразной работы, строго определять логическую последовательность выполнения задания, давать его небольшими порциями, идти в работе от простого к более сложному, поддерживать интерес к работе.

Важно привить интерес к конструированию и технике, заинтересовать ребёнка изготовлением моделей своими руками. На занятиях в объединении дети развивают моторику, строят общение в своей группе, учатся базовым и основным приёмам работы с простейшими инструментами: ножницы, карандаш, линейка, изучают устройство простых технических объектов.

По каждой теме дается перечень необходимых теоретических сведений и практических работ в соотношении 20% к 80%.

В процессе обучения используются различные формы и методы обучения, которые обеспечивают получение учащимися необходимых знаний, умений, навыков, активизируют их мышление, развивают и поддерживают интерес детей к техническому творчеству.

Основные формы обучения с детьми младшего школьного возраста - фронтальная, попарная, индивидуальная. Основные методы обучения - словесный, репродуктивный, практический.

В начальной школе ведущей деятельностью должно быть учение, так как оно ведет за собой развитие; (учение зарождается в игре и постепенно берет на себя роль ведущей деятельности).

Наряду с основными методами работы для достижения воспитательных задач на занятиях применяется метод подачи информации через сказку, способствующий нравственному и культурному воспитанию детей, а также различные игровые методики по профориентации и здоровьесбережению.

Игровая деятельность оказывает влияние на формирование и развитие умственных, физических, эмоциональных и волевых сторон и качеств личности ребёнка. Игра неразрывно связана с развитием активности, самостоятельности, познавательной деятельности и творческих возможностей детей. Введение элементов игры в процессе подготовки младших школьников к конструкторско-технической деятельности содействует тому, что дети сами начинают стремиться преодолевать такие задачи, которые без игры решаются значительно труднее. Возрастной особенностью младших школьников является и то, что они активно включаются в такую практическую деятельность, где можно быстро получить результат и увидеть пользу своего труда. Объекты труда для детей этого возраста подбираются такие, чтобы ребята смогли их сделать за одно занятие: построить модель, эстетически оформить её и принять участие в соревновании в конце занятий.

Модели должны быть обязательно действующие, а макеты-игрушки - обязательно являться сувениром. Несмотря на то, что задание для всех одинаковое, модели отличаются качеством изготовления, элементами новизны.

При изготовлении моделей из бумаги и картона обучающиеся получают первые знания о простейших геометрических фигурах, о контуре, силуэте, первоначальные понятия о разметке чертежа.

На занятиях в доступной и увлекательной форме происходит знакомство детей с современной техникой, с историей изобретения различных видов транспорта. Ребята получают информацию об ученых, изобретателях, рационализаторах, многообразии трудовой деятельности людей.

Занятия проводятся в лаборатории, в зависимости от темы предполагаются экскурсии, посещение различных выставок. Важной особенностью деятельности объединения является единство информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на сознание, чувства и поведение участников творческой деятельности. В младшем школьном возрасте развивается внимание. Без достаточной сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. Младшие школьники уже способны концентрировать внимание на неинтересных действиях, но у них все еще преобладает непроизвольное внимание. Для них внешние впечатления - сильный отвлекающий фактор, им трудно сосредоточиться на непонятном, сложном материале. Их внимание отличается небольшим объемом, малой устойчивостью - они могут сосредоточенно заниматься одним делом в течение 10 - 20 мин. Затруднены распределение внимания и его переключение с одного задания на другое.

В творческой деятельности развивается произвольное внимание ребенка. Первоначально следуя указаниям педагога, работая под его постоянным контролем, он постепенно приобретает умение выполнять задания самостоятельно - сам ставит цель и контролирует свои действия. Контроль процесса своей деятельности и есть, собственно произвольное внимание ученика.

Программа предусматривает участие обучающихся в выставках, конкурсах, воспитательных мероприятиях, где ребята могут продемонстрировать все умения, знания и навыки, полученные на занятиях.

Информацию о текущем состоянии образовательного процесса могут предоставить регулярно проводимые диагностические исследования.

Основная цель комплексной педагогической диагностики - выявление, измерение и оценивание результатов образовательного процесса. Практика показывает, что в комплексной педагогической диагностике ведущую роль играет метод наблюдения. Поэтому я в работе своего объединения применяю этот метод по определению уровня воспитанности обучающихся.

Основная задача диагностирования уровня воспитанности детей - оценка развития системы отношений ребенка с самим собой и окружающим миром в рамках осваиваемого вида деятельности.

Основная задача диагностирования уровня обученности детей - оценка реального объема и качества знаний, умений и навыков.

Основная задача диагностирования уровня развития детей - оценка влияния занятости определенным видом деятельности на их личностное развитие.



ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

По окончании обучения ребенок должен

знать:

  • правила охраны труда;

  • требования к организации рабочего места;

  • чертежные инструменты и приспособления;

  • условные обозначения на чертежах;

  • геометрические фигуры;

  • свойства бумаги и картона;

уметь:

  • правильно обращаться с инструментами (линейка, циркуль,

ножницы);

  • работать с шаблоном;

  • выполнять аппликацию;

  • конструировать на плоскости из геометрических фигур.

Многоплановость воспитательного процесса в объединении в ходе практической деятельности позволяет говорить о воспитательной системе, центром которой является личность. В основу воспитания ребенка заложена практическая деятельность детей, которая на протяжении многих веков считалась лучшим средством воспитания. Мероприятия по организации культурного досуга - праздники ,конкурсы на знание техники, инструментов, беседы-викторины, литературные путешествия решают проблему нравственного, эстетического, физического воспитания, ребята любят их за эмоциональность, возможность выразить себя. Они имеют большое социальное значение: объединяют детей, организуют их, выявляют детскую инициативу и самодеятельность, формируют у учащихся культуру общения.

Успешная работа объединения во многом зависит от участия в ней родителей учащихся. Основная форма работы с родителями - это родительские собрания, которые проводятся 1-2 раза в году, а также индивидуальные консультации и беседы. На первом собрании родителей знакомят с программой и задачами объединения, демонстрируют модели, которые будут конструировать их дети. Второе собрание - итоговое. Организуется выставка, проводятся показательные запуски планеров, самолетов, парашютов.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/н

ТЕМА

часы

теория

практика

всего

1

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ.

Знакомство с СЮТ №2, лабораторией, с правилами поведения в объединении, расписанием работы станции и объединения.

Краткое содержание работы объединения.

Основные правила ТБ и личной гигиены.

2

2

2

ГРАФИЧЕСКАЯ ГРАМОТА.

Понятие о геометрических фигурах (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг). Линии чертежа: линия видимого контура, линия не видимого контура, линия центровая, линия сгиба, размеры и их условные обозначения. Чертежные инструменты и принадлежности: линейка, угольник, карандаш, циркуль.

Итоговое занятие (проверка знаний).

1

1

2

2

2

3





РАБОТА С БУМАГОЙ.

Краткие сведения об изготовлении бумаги, ее сорта и свойства, технологии работы с бумагой. Применения бумаги, инструменты, применяемые при работе с бумагой: ножницы, металлическая линейка, кисточка для клея, циркуль. Оригами. Техника построения, регулировка и сбор бумажных моделей. Построение моделей при помощи шаблонов и трафаретов. ТБ при работе с колющими и режущими инструментами. Беседы об истории самолетостроения, судостроения, и машиностроения.

Итоговое занятие (проверка знаний).

6




28



2

34



2

4

РАБОТА С КАРТОНОМ.

Общие сведения о картоне, его видах, свойствах и его отличие от бумаги. Технологии, применяемые при работе с картоном.

Складывание, сгибание, подрезка, резание картона.

Клей и краски, применяемые в работе с картоном. Инструменты.

Итоговое занятие (проверка знаний).

2


12

2

14

2

5

РАБОТА С ВТОРИЧНЫМ СЫРЬЕМ.

Технология конструирования различных моделей из готовых форм (бутылок, жестяных баллончиков, банок, коробков). Умение использовать любой бросовый материал для изготовления поделок. Модели из бутылочных крышек.

Итоговое занятие (проверка знаний).

2

8

2

10

2

6

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ.

Подведение итогов за учебный год.

2

-

2

ИТОГО:

13

57

72



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема №1 Вводное занятие.

Знакомство воспитанников с учреждением, лабораторией, правилами поведения, правилами и обязанностями юных техников, с правилами ТБ и личной гигиены, с расписанием работы объединения, планом работы на учебный год. Посещение выставки технического творчества учащихся станции.

Тема №2 Графическая грамота.

Изучение в игровой форме геометрических фигур и форм , линий чертежа. Знакомство с чертежным инструментом и принадлежностями: линейкой, карандашом, циркулем, угольником.

Практическая работа.

Составление картинок из геометрических фигур, аппликация.

Тема №3 Работа с бумагой.

Рассказ- беседа «Изобретение бумаги и развитие бумажной промышленности». Что такое бумага? Виды бумаги: чертежная, папиросная, цветная, калька, газетная, глянцевая, шероховатая, обойная, оберточная.

Свойства бумаги и особенности работы с ней. ТБ при работе с колющими и режущими инструментами.

Практическая работа.

Оригами. Аппликация.

Приобретение навыков сгибания и аккуратного резания по прямым, изогнутым линиям, а так же симметричное вырезание.

Приемы склеивания простейших авто-, судо- и авиа- моделей из бумаги.

Использование полученных теоретических знаний в изготовлении серии авиамоделей на спичках и стержнях.

Отработка навыков глазомера, представление пропорциональности, воспитание правильного представления о цветовом соотношении.

При изготовлении моделей отработать навыки аккуратности исполнения и строгой последовательности, безопасные приемы обращения с инструментами и соблюдения личной гигиены.

Практические навыки в запуске авиамоделей из бумаги.

Тема№4Работа с картоном.

Картоном называют бумагу, вес1кв.м. которой, превышает 250гр.

Технологии, используемые при выработке картона.

Виды картона: бурый древесный картон, белый древесный картон, желтый

соломенный, серый макулатурный, прессшпан переплетенный.

Технологии сгибания и резания картона.

Инструменты: карандаш, ножницы, циркуль, и т.д.

Практическая работа.

Изготовление из картона контурных моделей.

Конструирование из картона по готовому чертежу, отработка навыков

соединения моделей из картона.

Изготовление несложных объемных моделей.

Работа с шаблоном, разметка деталей по шаблону.

Рациональное использование материала в ходе разметки.

Окраска моделей и эстетическое оформление.

Тема №5.Работа с использованием вторичного сырья.

Понятие «развертка», выполнение ее по заданным размерам.

Технология конструирования моделей из готовых форм.

Развитие умения использовать любое вторичное сырье для изготовления моделей.

Практическая работа.

Изготовление авто и суда моделей, военной техники из банок, бутылок, спичечных коробков и т.д.

Выбор технологического процесса. Построение развертки.

Отработка навыков оклеивания готовых форм.

Развитие эстетического вкуса и фантазии ребенка при сборке и оформлении изделий из вторичного сырья.

Разметка по шаблонам отделочных деталей.

Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

Тема №6 Заключительное занятие.

Подведение итогов за учебный год.

Анализ достижений и недостатков, их причины. Планы на новый учебный год. Отбор и выставка лучших детских работ.

Методические рекомендации.

Условия достижения наилучшего результата.

1. Обеспечение комфортной психологической обстановки в объединении.

2. Желание ребенка заниматься в объединении.

3. Подбор работ, удовлетворяющих детские потребности.

4. Неравнодушное отношение педагога к каждому ребенку.

5. Умение педагога анализировать, критически оценивать и перестраивать свою профессиональную деятельность.

6. Владение педагогом методикой работы с детьми и проведение занятий.

7. Необходимый запас методических знаний и умений по предлагаемым темам в программе.

8. Наличие методических разработок занятий.

9. Наличие средств: объемные пособия ( модели, геометрические формы, и т. д. )

10. Наличие материально-технические условия обучения: помещение, мебель, расписание занятий; инструменты и оборудования (выжигатели, лобзики, пилочки, ножницы, шило и т. д.).

Нередко в группе обучаются дети разного уровня подготовки и индивидуальных способностей, на выполнение одной и той же сложности работы у менее подготовленных детей времени уходит больше. Чтобы у ребенка, который справился с заданием быстрее других, не пропало желание к творчеству, рекомендуется хвалить такого ученика и поручать ему оказание помощи в выполнении задания более слабым и неторопливым детям.

Одаренных детей рекомендуется привлекать к участию в выставках, конкурсах, где они смогли бы раскрыть и проявить свои способности и удовлетворить творческие потребности.

В работе с трудными детьми рекомендуется чаще привлекать их к общественной деятельности, давать различные поручения и дополнительные задания, тогда они относительно сдержаны в своих негативных проявлениях, чувствуют ответственность. Таким детям необходим индивидуальный подход, к ним нужно относиться более внимательно и смотреть в глубину проблемы. Рекомендуется сотрудничать с психологом.

Темы, вызывающие затруднения.

1.Графическая грамота.

При знакомстве учащихся с геометрическими фигурами и формами рекомендуется иметь наглядный материал, так как у детей младшего школьного возраста в большей степени развито наглядно-образное мышление. Так же следует выполнять крупным планом графические изображения на доске. Линии обозначения должны быть четкими. Для большей наглядности хорошо использовать цветные мелки.

2. Работа с бумагой.

При необходимости нанесения рисунка, для изготовления поделок из бумаги, рекомендуется применять одностороннюю цветную бумагу.

Для изготовления авиамоделей не следует применять слишком тонкую бумагу, так как она может порваться при конструировании модели ребенком.

3.Работа с вторичным сырьем.

Наиболее частые ошибки при выполнении развертки и оклеивании коробков:

-неправильно произведен обмер, и как следствие, неправильно построена развертка;

-несоответствие линий;

-неправильное вырезание, обрезание лишнего, вследствие чего коробок может быть оклеен не полностью или развертка не совпадать с необходимым размером;

-неряшливо оклеен коробок;

Необходим контроль над работой по ходу занятия и возможное исправление допущенных ошибок.

4.Работа с картоном.

- Для работы с картоном лучше всего использовать клей ПВА.

- При изготовлении моделей из картона линии сгиба рекомендуется прорабатывать с помощью линейки и ножниц, тогда поделка ровно, быстро и аккуратно собирается

-Картон подбирать матовый, так как глянцевый долго и плохо склеивается.

Список использованной литературы для педагогов.

  1. Андрианов П.И. Развитие технического творчества младших школьников-М.: Просвещение, 1990.

  2. Бешенков А.К. Трудовое обучение. 4 класс-М.: Просвещение, 1988.

  3. Волошин Г.Б. Занятие по техническому труду-М.: Просвещение, 1981.

  4. Гукасова А.М. Внеклассная работа по труду- М.: Просвещение, 1981.

  5. Журавлева А.П. Начально-техническое моделирование- М.: Просвещение, 1985.

  6. Кротов И.В. Модели ракет- М.: ДОСААФ, 1979.

  7. Кузнецов В.П. Методика трудового обучения- М.: Просвещение, 1981.

  8. Лукашонок О.Н. Конфликты в работе педагога с детьми- Калуга:1997.

  9. Майорова И.Г. Уроки трудового обучения. 3 класс- М.: Просвещение, 1975.

  10. Рожков В.С. Авиамодельный кружок- М,: Просвещение, 1986.

  11. Романина В.И. Трудовое обучение в начальных классах-М.: Просвещение, 1978.

  12. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. Педагогическое воздействие в процессе воспитания школьников- М.: 1992.

Список использованной литературы для обучающихся.



  1. Барта Ч. 200 моделей для умелых рук- Санкт- Петербург :Кристалл.1997.

  2. Веселая мастерская- М.: Малыш,1984.

  3. Новые самоделки из бумаги. 94 современные модели- М.: Лирус, 1995.

  4. Марина З Техническое моделирование- Санкт-Петербург: Кристалл, 1997.

  5. 100 игрушек из бумаги- Санкт-Петербург: Кристалл, 1997.









ПРИЛОЖЕНИЕ

Определение уровня знаний и умений обучающихся

Тема: «Графическая грамота» .

Повторение геометрических фигур.

1.Повторение (геометрическая фигура).

Нет углов у меня, и похож на блюдце я

На тарелку и на крышку

На кольцо и колесо

Кто же я такой друзья, назовите

вы меня (круг)

2.Три вершины, три угла

Три сторонки вот и я (треугольник)

3.Не овал я и не круг

Треугольнику не друг

Прямоугольнику я брат

Как зовут меня (квадрат).

Практическое задание.

  1. Начертить пунктирную линию

  2. Начертить сплошную линию

  3. Начертить квадрат

  4. Начертить круг

  5. Начертить ромб

  6. Начертить прямоугольник

  7. Начертить треугольник

Технология определения результата.

Уровень определяется в трех измерениях: оптимальный, достаточный, критических.

Оптимальный - если тестируемый правильно выполнил более чем половину заданий.

Достаточный - если тестируемый правильно выполнил половину заданий.

Критический - если тестируемый выполнит менее половины заданий.

Данные заносятся в таблицу.

Фамилия, Имя

вопросы

Общий показатель

результат

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10




























































Тема: «Работа с бумагой» .

Опросник.

  1. Какой материал использовали для письма до изобретения бумаги? (Россия - береста, южные страны - папирус, пергамент, камни, кора деревьев)

  2. Где была изобретена бумага? (В Китае)

  3. Назовите основные материалы для изготовления бумаги? (Еловая древесина, сосна, лиственные породы (ольха), белая глина, клей (силикатный, канифольный), камыши, солома)

  4. Назовите разновидности бумаги? (Чертежная, калька, копировальная бумага, документная (печатаются деньги, облигации, паспорта), оберточная, писчая и т.д.)

  5. Назовите основные этапы изготовления бумаги? (1. Заготовка древесины. 2. Вывозка из леса. 3. Сплав по реке. 4. Размол древесины. 5. Получение бумажного волокна)

  6. Назовите основные правила склеивания бумаги? (1.Наносить клей тонким слоем. 2. Склеивать только после того, как первый слой клея впитается и нанесен второй слой.3.Клей наносить кисточкой или кусочком плотного картона.4.Нельзя наносить клей пальцами.5. Приступать к склеиванию с чистыми и сухими руками)

  7. Какой линией обозначается место сгибания? (Пунктирной)

  8. Изготовление из бумаги модели симметричного самолета.

Технология определения результата.

Ответы тестируемых оцениваются в баллах. Полный правильный ответ - 5 баллов, не полный правильный ответ - 4 балла, неправильный - 3 балла.

Изготовленная модель оценивается по нескольким параметрам:

Аккуратность, правильность изготовления, дальность полета.

Уровень определяется в трех измерениях: оптимальный, достаточный, критических.

Оптимальный - набрано от 35 до 40 баллов.

Достаточный - набрано от 30 до 35 баллов.

Критический - набрано менее 30 баллов.

Данные заносятся в таблицу.

Фамилия, Имя

вопросы

Количество баллов

результат

1

2

3

4

5

6

7

8



















































Тема: «Работа с вторичным сырьем».

Опросник

  1. Что такое вторичное сырье?

  2. Где используется вторичное сырье?

  3. Какие инструменты используются при работе с вторичным сырем?

  4. Какие поделки можно сделать из вторичного сырья?

  5. Какое вторичное сырье вы хотели бы использовать в своей работе?

Технология определения уровня знаний

Уровень определяется в трех измерениях: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень - 4-5 полных правильных ответов.

Средний уровень - не менее 3 правильных ответов.

Низкий уровень - менее 2 правильных ответов.

Тема: «Работа с картоном».

Уровень обученности определяется с помощью кроссворда:

К

Л

Е

Й

Л

И

Н

Е

Й

К

А

К

А

Р

А

Н

Д

А

Ш

Ч

Е

Р

Т

Е

Ж

Н

О

Ж

Н

И

Ц

Ы

Ш

А

Б

Л

О

Н


  1. Средство для скрепления деталей, при сборке модели?

  2. Инструмент необходимый для черчения и прорабатывания линий?

  3. Пишущий предмет, используемый для черчения?

  4. Графическое изображение предмета, выполненное с помощью чертежных инструментов, в определенном масштабе, с точным соблюдение размеров?

  5. Инструмент для разрезания и продавливания картона?

6. Что дает педагог вам в помощь для изготовления автомоделей из картона?

Технология определения результата при использовании кроссворда

Уровень определяется в трех измерениях: высокий, средний, низкий. По количеству угаданных слов.

Высокий - угадано больше половины слов.

Средний - угадано половину слов.

Низкий - угадано меньше половины слов.



© 2010-2022