- Преподавателю
- Технология
- Рабочая программа Технология (7 класс)
Рабочая программа Технология (7 класс)
Раздел | Технология |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Фаттахов Р.Г. |
Дата | 07.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Именьковская средняя общеобразовательная школа»
Лаишевского муниципального района Республики Татарстан
Рассмотрено
на заседании школьного методического объединения
Руководитель ШМО
Хафизова Г.Р. ________
Протокол №1 от « 28 »августа 2015 года
Согласовано
заместителем директора по учебной работе
Диярова Г.И.
__________________
« 29 »августа 2015 года
Утверждаю
Директор МБОУ «ИСОШ»
__________________________
А.М.Шаймухаметова
Приказ № 78 от 01.09.2015
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Технология»
для 7 класса
Составитель:
Фаттахов Раиль Галяутдинович,
учитель первой квалификационной категории
2015-2016учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа по предмету «Технология. Технический труд» разработана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и реализуется на основе:
1)Примерной программы основного общего образования по направлению «Технология. Технический труд»
2)Стандарта основного общего образования по технологии.
3) Учебного плана МБОУ «Именьковская СОШ» на 2015-16 учебный год (Утвержден приказом №71 от28.08.2015)
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения технологии, которые определены стандартом. Программа реализуется по адресованным учебникам «Технология. Технический труд 7» под редакцией Сасова И.А., рекомендованного Министерством образования науки Российской федерации.
Структура документа
Рабочая программа включает в себя несколько разделов:
-титульный лист;
-пояснительная записка;
-календарно-тематический план;
-содержание учебного предмета;
-требования к уровню подготовки учащихся;
-перечень учебно-методического обеспечения;
-планирование.
Место предмета в учебном плане
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для изучения технологии в 7 классе отводится 2 часа в неделю, 70 часов в год федерального компонента. Резервные часы (2 часов) программы отнесены на реализацию раздела программы «Творческая проектная деятельность» с целью глубокого решения учебно-производственных задач, связанных с разработкой и осуществлением проекта изготовления определенного продукта и его реализации.
Общая характеристика учебного предмета
Особенность изучаемого курса состоит в том, что предполагается широкое использование метода проектов в сочетании с традиционными методами, способами и формами обучения. Под методом проектов понимается способ организации познавательно-трудовой деятельности учащихся, предусматривающей определение потребностей людей, проектирование продукта труда в соответствии с этими потребностями, изготовление изделия или оказание услуги, оценка качества, определение реального спроса на рынке товаров и услуг.
Метод проектов позволяет школьникам в системе овладеть организационно-практической деятельностью по всей проектно-технологической цепочке - от идеи до ее реализации в модели, изделии, услуге; интегрировать знания из разных областей; применять их на практике, получая при этом новые знания, идеи, создавая материальные ценности
Цели
Изучение технологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
-
освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
-
овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
-
развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
-
воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
-
получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ
Разделы и темы
Количество часов
Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов
32
Технологии создания изделий из древесных и поделочных материалов на основе конструкторской и технологической документации
16
Технологии изготовления изделий с использованием сложных соединений
16
02.09-21.10
Технологии создания изделий из металлов на основе конструкторской и технологической документации
16
Технологии изготовления изделий с использованием точеных деталей
16
28.10-23.12
Машины и механизмы. Графическое представление и моделирование
4
Сборка моделей механических устройств автоматики по эскизам и чертежам
4
13.01-20.01
Электротехнические работы.
7
Устройства с элементами автоматики
7
27.01-17.02
Технологии ведения дома.
4
Эстетика и экология жилища
4
17.02-02.03
ТВОРЧЕСКАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
21
02.03-18.05
Резерв
2
25.05-25.05
Всего
70
содержание учебного предмета
Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов (32 час)
Технологии создания изделий из древесных и поделочных материалов на основе конструкторской и технологической документации (16 час)
Технология изготовления изделий с использованием сложных соединений (16 час)
Основные теоретические сведения
Строение древесины. Характеристика основных пород древесины. Технологические и декоративные свойства древесины. Зависимость области применения древесины от ее свойств. Правила сушки и хранения древесины. Профессии, связанные с созданием изделий из древесины и древесных материалов. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России.
Понятие о много детальном изделии и его графическом изображении. Виды и способы соединений деталей в изделиях из древесины. Угловые, серединные и ящичные шиповые соединение, их элементы и конструктивные особенности. Графическое изображение соединений деталей на чертежах. Общие сведения о сборочных чертежах. Спецификация составных частей и материалов. Правила чтения сборочных чертежей.
Современные технологические машины и электрифицированные инструменты.
Практические работы
Выбор породы древесины, вида пиломатериалов и заготовок для изготовления изделия с учетом основных технологических и декоративных свойств, минимизации отходов.
Анализ образца или изображения многодетального изделия: определение назначения, количества и формы деталей изделия, определение их взаимного расположения, способов и видов соединения деталей изделия.
Изготовление деталей изделия по чертежу с применением ручных инструментов и технологических машин. Соединение деталей изделия на шипах с использованием ручных инструментов и приспособлений: расчет количества и размеров шипов в зависимости от толщины деталей, разметка и запиливание шипов и проушин, долбления гнезд и проушин долотами, подгонка соединяемых деталей стамесками и напильниками; сборка шиповых соединений на клею. Сборка изделия. Защитная и декоративная отделка изделия. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение. Соблюдение правил безопасности труда при работе ручными инструментами и на технологических машинах.
Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки материалов.
Варианты объектов труда
Шкатулки, ящики, полки, скамейки, игрушки, модели и игры, дидактические пособия, кормушки, готовальни, кухонные и бытовые принадлежности.
Технология создания изделий из металла на основе конструкторской и технологической документации (16 час)
Технологии изготовления изделий с использованием точеных деталей (16 час)
Основные теоретические сведения
Металлы и сплавы, их механические свойства. Виды термообработки. Основные способы изменения свойств металлов и сплавов. Особенности изготовления изделий из пластмасс. Профессии, связанные с созданием изделий из металлов и пластмасс. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России.
Точность обработки и качество поверхности деталей. Основные сведения о процессе резания на токарно-винторезном станке.
Графическое изображение деталей цилиндрической формы. Представления о способах получения деталей цилиндрической формы. Конструктивные элементы деталей и их графическое изображение: отверстия, уступы, канавки, фаски. Основные сведения о видах проекций деталей на чертеже. Правила чтения чертежей.
Виды соединений и их классификация. Резьбовое соединение и его конструктивные особенности. Типовые детали резьбовых соединений. Графическое изображение резьбовых соединений на чертежах. Общие сведения о сборочных чертежах. Спецификация составных частей и материалов. Правила чтения сборочных чертежей
Токарно-винторезный станок: устройство, назначение, приемы работы. Современные технологические машины.
Инструменты и приспособления для работы на токарном станке. Виды и назначение токарных резцов. Основные элементы токарного резца. Основные операции токарной обработки и особенности их выполнения: черновое и чистовое точение цилиндрических поверхностей; вытачивание конструктивных элементов. Контроль качества. Правила безопасности труда.
Ручные инструменты и приспособления для нарезания резьбы на стержнях и в отверстиях, сборки изделия; их устройство и назначение. Метрическая резьба. Основные технологические операции изготовления резьбы на стержнях и отверстиях.
Практические работы
Чтение чертежа детали цилиндрической формы: определение материала, размеров детали и ее конструктивных элементов; определение допустимых отклонений размеров при изготовлении деталей. Определение последовательности изготовления деталей и сборки изделия по чертежу и технологической карте.
Организация рабочего места токаря: установка ростовых подставок, подготовка и рациональное размещение инструментов; подготовка и закрепление заготовки, установка резцов в резцедержателе, проверка работы станка на холостом ходу. Ознакомление с рациональными приемами работы на токарном станке.
Изготовление деталей цилиндрической формы на токарно-винторезном станке: установка заданного режима резания; определение глубины резания и количества проходов; черновое точение, разметка и вытачивание конструктивных элементов; чистовое точение, подрезание торцов детали. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение. Защитная и декоративная отделка изделия. Соблюдение правил безопасности труда.
Изготовление резьбовых соединений: определение диаметра стержня и отверстия; протачивание стержня и сверление отверстия; нарезание резьбы плашкой и метчиками. Контроль качества резьбы.
Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки материалов.
Варианты объектов труда
Оправки для гибки листового металла, инструменты, детали крепежа, детали моделей и наглядных пособий, изделия бытового назначения.
Машины и механизмы
Графическое представление и моделирование (4 час)
Сборка моделей механических устройств автоматики по эскизам и чертежам (4 час)
Основные теоретические сведения
Механические автоматические устройства, варианты их конструктивного выполнения. Условные обозначения элементов автоматических устройств на схемах. Схемы механических устройств регулирования уровня жидкости и температуры.
Практические работы
Чтение схем механических устройств автоматики. Выбор замысла автоматического устройства. Разработка конструкции модели. Сборка и испытание модели.
Варианты объектов труда
Модели механических устройств регулирования уровня жидкости и температуры. Механические автоматические устройства сигнализации.
Электротехнические работы (7 час)
Устройства с элементами автоматики (7 час)
Основные теоретические сведения
Принципы работы и способы подключения плавких и автоматических предохранителей. Схема квартирной электропроводки. Подключение бытовых приемников электрической энергии.
Работа счетчика электрической энергии. Способы определения расхода и стоимости электрической энергии. Возможность одновременного включения нескольких бытовых приборов в сеть с учетом их мощности. Пути экономии электрической энергии.
Понятие о преобразовании неэлектрических величин в электрические сигналы. Виды датчиков: механические контактные, биметаллические реле.
Понятие об автоматическом контроле и регулировании. Виды и назначение автоматических устройств. Элементы автоматики в бытовых электротехнических устройствах. Простейшие схемы устройств автоматики.
Влияние электротехнических и электронных приборов на окружающую среду и здоровье человека.
Профессии, связанные с производством, эксплуатацией и обслуживанием электротехнических и электронных устройств.
Практические работы
Изучение схем квартирной электропроводки. Сборка модели квартирной проводки с использованием типовых аппаратов коммутации и защиты. Сборка из деталей электроконструктора модели автоматической сигнализации достижения максимального уровня жидкости или температуры.
Варианты объектов труда
Регулятор уровня жидкости, терморегулятор, бытовые светильники, модели устройств автоматики.
Технологии ведения дома (4 час)
Эстетика и экология жилища (4 час)
Основные теоретические сведения
Характеристика основных элементов систем энергоснабжения, теплоснабжения, водопровода и канализации в городском и сельском (дачном) домах. Правила их эксплуатации.
Понятие об экологии жилища. Оценка и регулирование микроклимата в доме. Современные приборы для поддержания температурного режима, влажности и состояния воздушной среды. Роль освещения в интерьере.
Способы определения места положения скрытой электропроводки. Современные системы фильтрации воды.
Подбор на основе рекламной информации современной бытовой техники с учетом потребностей и доходов семьи. Правила пользования бытовой техникой.
Практические работы
Оценка микроклимата в доме. Определение места положения скрытой электропроводки. Разработка плана размещения осветительных приборов. Подбор бытовой техники о рекламным проспектам. Разработка вариантов размещения бытовых приборов.
Варианты объектов труда
Рекламные справочники по товарам и услугам. Образцы бытовой техники. Регистрирующие приборы, устройства очистки воды.
Творческая, проектная деятельность (21 часов)
Основные теоретические сведения
Эвристические методы поиска новых решений. Выбор тем проектов. Понятие о техническом задании. Этапы проектирования и конструирования. Государственные стандарты на типовые детали и документацию (ЕСКД и ЕСТД). Применение ЭВМ при проектировании. Методы определения себестоимости изделия. Основные виды проектной документации. Способы проведения презентации проектов.
Практические работы
Самостоятельный выбор изделия. Формулирование требований к изделию и критериев их выполнения. Конструирование и дизайн-проектирование изделия. Подготовка технической и технологической документации с использованием ЭВМ. Изготовление изделия. Оценка себестоимости изделия с учетом затрат труда. Презентация проекта.
Варианты объектов труда
Темы проектных работ даны в приложении 1 к программе.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны
знать:
• что такое технический рисунок, эскиз и чертеж;
• основные параметры качества детали: форма, шероховатость и размеры каждой элементарной поверхности, их взаимное расположение; уметь осуществлять их кон
• пути предупреждения негативных последствий трудовой деятельности человека на окружающую среду и собственное здоровье;
• виды пиломатериалов; уметь учитывать их свойства при обработке;
• общее устройство слесарного верстака, основные правила пользования им при выполнении слесарных операций;
• назначение, устройство и принцип действия простейшего слесарного инструмента (разметочного, ударного и режущего) и приспособлений для клепки; уметь пользоваться при выполнении соответствующих операций;
• основные виды механизмов по выполняемым ими функциям, а также по используемым в них рабочим частям;
• возможности и использование ЭВМ в процессе работы для выполнения необходимых расчетов, получения необходимой информации о технологии обработки деталей и сборки изделий;
• источники и носители информации, способы получения, хранения и поиска информации
• общее устройство и принцип работы деревообрабатывающих станков токарной груши
• виды неисправностей вентильных головок и пути их устранения;
уметь:
• рационально организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении всех указанных работ;
• осуществлять наладку простейших ручных инструментов (шерхебеля, рубанка, ножовки по металлу) и токарного станка по дереву на заданную форму и размеры, обеспечивать требуемую точность взаимного расположения поверхностей;
• производить простейшую наладку станков (сверлильного, токарного по дереву), выполнять основные ручные и станочные операции;
• читать простейшие технические рисунки и чертежи плоских и призматических деталей и деталей типа тел вращения;
• составлять содержание инструкционно-технологических карт и пользоваться ими при выполнении работ;
• графически изображать основные виды механизмов передач;
• находить необходимую техническую информацию;
• осуществлять визуальный и инструментальный контроль качества изготавливаемых изделий;
• читать чертежи и технологические карты, выявлять технические требования, предъявляемые к детали;
• выполнять основные учебно-производственные операции и изготавливать детали на сверлильном, токарном и фрезерном станках;
• выполнять шиповые столярные соединения;
• шлифовать и полировать плоские металлические поверхности;
• выявлять и использовать простейшие способы технологии художественной отделки древесины (шлифовка, выжигание, отделка поверхностей материалов красками и лаками);
• применять политехнические и технологические знания и умения в самостоятельной практической деятельности.
Должны владеть компетенциями:
• ценностно-смысловой;
• деятельностной;
• социально-трудовой;
• познавательно-смысловой;
• информационно-коммуникативной;
• межкультурной;
• учебно-познавательной.
Способны решать следующие жизненно-практические задачи:
• вести экологически здоровый образ жизни;
• использовать ПЭВМ для решения технологических, конструкторских, экономических задач; как источник информации; • планировать и оформлять интерьер: проводить уборку квартиры, ухаживать за одеждой и обувью; соблюдать гигиену; выражать уважение и заботу членам семьи, принимать гостей и правильно вести себя в гостях;
• проектировать и изготавливать полезные изделия из конструкционных и поделочных материалов.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ:
1. Гуревич, М. И. Технология. Технический труд: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / М. И. Гуревич, М. Б. Павлова; под ред. И. А. Сасовой. - М. :Вентана-Граф, 2008. - 144 с: ил.
Дополнительная литература
1. Коваленко В.И. Дидактические материалы по трудовому обучению: 5-7 классы. Технология обработки древесины: книга для учителя. - М. Просвещение 2000.-192 с.:
3. Муравьев Е.М. Технология обработки металлов: Учебное пособие для учащихся 5-9 классов ОУ. М.: Просвещение, 1995.-224с.:
MULTIMEDIA - поддержка курса « Технология.»
Коллекция электронных материалов по технологии в Интернете:
elhoschool.ru - Сайт школы: раздел технология: уроки и дидактические материалы
brynskedu.ru - Методическая копилка, дидактические материалы
myprof.ru - Портал профориентации «Моя профессия»
trudovik.narod.ru/ - «Технология и трудовое обучение» А.В.Климова
ПЛАНИРОВАНИЕ
п/п
Тема урока
Тип урока
Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности
Планируемые результаты освоения материала
Вид контроля
Дата проведения
план
факт
1
2
3
4
5
6
7
8
Технология изготовления изделий с использованием сложных соединений (16 часов)
1-
2
ТБ на уроках технологии Вводное заня-
тие. Правила
безопасности.
Техноло-
гические и декоративные
свойства древесины
Урок оз-
накомле-
ния с но-
вым мате-
риалом
Содержание и организа-
ция обучения техноло-
гии в текущем году. Организация рабочего места. Ознакомление с основными разделами
программы обучения.
Демонстрация проектов,
выполненных учащимися 7-х классов в предшествующие годы.
Правила
безопасной работы.
Строение древесины.
Характеристика основных пород древесины.
Основные физико-
механические свойства
древесины. Определение плотности, влажности древесины. Зависимость области применения древесины от ее свойств. Правила сушки и хранения древесины. Пр/р «Выбор породы древесины, вида пиломатериалов и заготовок для изготовления изделия с учетом основных технологических и декоративных свойств,» минимизации отходов
Знать: правила поведения и технику безопасности при выполнении приемов труда;
древесные материалы;
физические и механические свойства древе-
сины; о правилах определения влажности
и плотности древесины; правила сушки и хранения древесины
Уметь: организовать
рабочее место; определять свойства древесины; плотность и влаж-
ность древесины
Фронталь-
ный опрос.
Тест.
Пр/р
02.09
02.09
3-
4
Виды и способы соединений деталей в изделиях из древесины
Правила безопасной работы.
Комбинированный урок
Понятие о многодетальном изделии и его графическом изображении. Виды соединения деталей из дерева. Сборка деталей шканцами, шурупами, нагелями. Склеивание деревянных деталей. Правила безопасной работы.
Пр/р «Изготовление деталей изделия по чертежу с применением ручных инструментов и технологических машин»
Знать: виды и способы соединений деталей в изделиях из древесины; инструменты для выполнения столярных соединений; виды клея для соединения деталей; последовательность сборки деталей шканцами, нагелями и шурупами; правила безопасной работы. Уметь: выполнять соединения деревянных деталей шкантами, шурупами, нагелями
Фронтальный опрос
Пр/р
09.09
09.09
5-
6
Угловые, серединные и ящичные шиповые соединения, их элементы и конструктивные особенности
Использование инструментов долото и стамеска.
Комбинированный урок
Этапы изготовления изделия из древесины с элементами шиповых соединений. Инструменты при разметке гнезда, шипа и проушины. Использование инструментов: долото и стамеска. Пр/р «Соединение деталей изделия на шипах с использованием ручных инструментов и приспособлений: расчет количества и размеров шипов в зависимости от толщины деталей; разметка и запаливание шипов и проушин; долбление гнезд и проушин долотом; подгонка соединяемых деталей стамесками ц напильниками; сборка шиповых соединений на клею»
Знать: основные элементы шипового столярного соединения; инструменты для разметки и изготовления изделия; необходимость при долблении подкладной доски; основные правила безопасности. Уметь: выполнять технологические операции по изготовлению шипового столярного соединения; подбирать необходимый инструмент и приспособления; безопасно выполнять приемы труда
Фронтальный опрос
Пр/р
16.09
16.09
7
Графическое изображение соединений деталей на чертежах
Комбинированный урок
Виды соединений. Разъемные и неразъемные соединения.
Знать: виды соединений.
Фронтальный опрос
23.09
8
Шпоночное соединение.
Пр/р «Чертеж разъемного и неразъемного соединения»
Уметь: различать разъемные и неразъемные соединения, выполнять простейшие чертежи соединений
Самостоятельная работа.
23.09
9-
10
Общие сведения о сборочных чертежах
Виды разрезов
Комбинированный урок
Основные сведения о сборочных чертежах изделий. Графическое изображение деталей призматической и цилиндрической формы; конструктивные элементы деталей и их графическое изображение: шипы, проушины; виды, разрезы, сечения на сборочных чертежах. Размеры на сборочных чертежах.
Пр/р «Определение видов, разрезов, сечений, которыми представлен сборочный чертеж»
Знать: технологические понятия: чертеж детали, сборочный чертеж, графическое изображение деталей призматической й цилиндрической форм, конструктивных элементов деталей; виды проекций деталей на чертеже; понятие сборочного чертежа. Уметь: определять виды, разрезы, сечения на данном сборочном чертеже
Фронтальный опрос
Самостоятельная работа
30.09
30.09
11-
12
Спецификация составных частей и материалов
Условные обозначения резьбового соединения.
Комбинированный урок
Спецификация сборочного чертежа.
Пр/р «Чтение сборочного чертежа по спецификации»
Знать: что входит в состав спецификации; понятие об унификации и типовых деталях; способы представления
на чертежах различных видов соединений деталей; условные обозначения резьбового соединения; штриховку сечений смежных деталей; спецификацию деталей сборочного чертежа; размеры, наносимые на сборочный чертеж; деталировку сборочных чертежей.
Уметь: составлять спецификацию и читать ее
Фронтальный опроc. Самостоятельная работа.
Самостоятельная работа
07.10
07.10
13-
14
Правила чтения сборочных чертежей
Порядок чтения.
Комбинированный урок
Урок
система-
тизации
знаний.
Экскурсия
Порядок чтения сборочного чертежа. Пр/р «Выполнение несложного сборочного чертежа (эскиза) типового соединения из нескольких деталей»
Знать: правила чтения чертежей.
Уметь: читать простейший сборочный чертеж; чертежи (эскизы) призматической и цилиндрической форм; определять последовательность сборки изделия по сборочному чертежу и технологической карте
Фронтальный опрос.
Самостоятельная работа
14.10
14.10
15-
16
Профессии,
связанные
с созданием
изделий из дре-
весины и дре-
весных мате-
риалов
Токарный станок.
Изготовление деталей
на токарном станке для обработки древесины.
Правила техники без-
опасности при работе
на токарном станке.
Традиционные виды декоративно-прикладного
творчества и народных
промыслов России.
Основные профессии
мастеров по созданию
изделий из древесины
и учебные заведения
по их подготовке.
По элементам социального опыта: культурные
традиции родного края и их отражение в декоративно-прикладном искусстве.
Пр/р «Изготовление
изделий декоративно-
прикладного назначения
с использованием технологий художественной обработки мате-
риалов»
Знать: породы деревьев, наиболее подходящие для точения на то-
карном станке по обработке древесины; по-
следовательность изготовления изделия точением; правила безопасной работы; основные
профессии мастеров
декоративно-прикладного творчества.
Уметь: подбирать
материалы и необходимые режущие инструменты для точения на токарном станке; размечать заготовки; точить детали на станке; контролировать
качество выполняемой
работы; безопасно выполнять основные приемы работы; находить
информацию о профессиях декоративно-при-
кладного творчества
Фронтальный опрос Тест.
Пр/р
21.10
21.10
Технологии изготовления изделий с использованием точеных деталей (16 часов)
17-
18
Металлы и сплавы, их механические свойства
Виды термообработки.
Урок ознакомления с новым материалом
Стали: классификация, свойства, применение, маркировка сталей. Виды термообработки. Основные способы изменения свойств металлов и сплавов.
Пр/р «Определение физических и технологических свойств металлов»
Знать: виды сталей; их маркировку; свойства сталей; виды термообработки стали; основные операции термообработки. Уметь: выполнять операции термообработки стали; определять свойства стали
Фронтальный опрос. Практическая работа
28.10
28.10
19-
20
Токарно-винторезный станок ТВ-7: устройство, назначение, приемы работы
Фрезерный станок.
Комбинированный урок
Современные технологические машины. Токарный и фрезерный станки по обработке металла. Фрезерные работы. Основные технические характеристики станков ТВ-7 и НГФ-1100Ш4. Основные технические характеристики токарно-винторезного станка ТВ-7. Правила техники безопасности.
Пр/р «Организация рабочего места токаря: установка ростовых подставок, подготовка и рациональное размещение инструментов»
Знать: назначение и устройство станков ТВ-7,НГФ-1100Ш4; инструменты и приспособления для выполнения токар-ных и фрезерных работ; что такое главное движение и движение подачи; правила безопас-ности при выпол-нении токарных и фрезерных работ; что называют переда точным отношением механической подачи; что такое ведущее и ведомое звено передачи. Уметь: организовать рабочее место; устанавливать деталь, резец и фрезу, выполнять простейшие виды точения -
Фронтальный опрос
Фронталь ный опрос Практическая работа
11.11
11.11
21-
22
Основные сведения о процессе резания на токарно-винторезном станке ТВ-7
Параметры режима резания при точении.
Комбинированный урок
Обработка металлов на токарно-винторезном станке. Основные токарные операции. Точность обработки и качество поверхности деталей. Параметры режима резания при точении. Приемы работы на токарно-винторезном станке. Представления о способах получения деталей цилиндрической формы.
Пр/р «Изготовление деталей цилиндрической формы на токарно-винторезном станке: установка заданного режима резания»
Знать: основные режимы точения; последовательность действий при обработке наружной цилиндрической поверхности. Уметь: выбирать режим резания; закреплять заготовку; изготавливать детали ци
линдрической формы;
проводить визуальный и инструментальный контроль выполнения изделия
Практическая работа
Пр/р
18.11
18.11
23-
24
Инструменты и приспособления для работы на токарном станке
Правила безопасной работы.
Комбинированный урок
Виды и назначение токарных резцов. Основные элементы токарного резца. Основные операции токарной обработки и особенности их выполнения: черновое и чистовое точение цилиндрических поверхностей; вытачивание конструктивных элементов. Контроль качества. Правила безопасности труда. Пр/р «Черновое точение, разметка и вытачивание конструктивных элементов; чистовое точение, подрезание торцов детали»
Знать: виды и назначение токарных резцов; их основные элементы; приемы работы на токарном станке; правила безопасности; методы контроля качества.
Уметь: подбирать режущие инструменты и приспособления; готовить их к работе; выполнять черновое и чистовое точение; безопасно выполнять приемы труда
Практическая работа
Пр/р
25.11
25.11
25-
26
Виды соединений и их классификация
Основные виды соединений.
Урок ознакомления с новым материалом
Резьбовое соединение (болтовое, шпилечное, винтовое - винтом с полукруглой головкой, установочным' винтом) и его конструктивные особенности. Типовые детали резьбовых соединений.
Пр/р «Типовые детали резьбовых соединений»
Знать: основные виды соединения деталей; классификация соединений в зависимости от используемого элемента крепления. Уметь: классифицировать виды соединений; читать соединения на чертежах и кинематических схемах
Самостоятельная работа.
Самостоятельная работа.
02.12
02.12
27-
28
Графическое изображение резьбовых соединений на чертежах
Условные изображение.
Комбинированный урок»
Общие сведения о сборочных чертежах. Спецификация составных частей и материалов. Правила чтения сборочных чертежей. Конструктивные элементы деталей с элементами резьбы и их графическое изображение: отверстия, уступы, канавки, фаски. Технологическая карта изготовления изделия.
Пр/р «Определение последовательности изготовления деталей и сборки изделия при помощи резьбовых соединений по чертежу и технологической карте»
Знать: условные изображения и обозначения резьбы на чертежах; особенности выполнения чертежей общего вида и сборочных с элементами резьбовых соединений. Уметь: читать и детализовать чертежи несложных сборочных единиц, состоящих из трех - шести деталей с элементами резьбовых соединений;
составлять технологическую карту изготовления деталей с элементами резьбы
Фронтальный опрос
Самостоятельная работа.
09.12
09.12
29-
Ручные инструменты и приспособления для нарезания резьбы на стержнях и в отверстиях
Комбинированный урок
Основные технологические операции изготовления резьбы на стержнях и в отверстиях. Метрическая резьба. Правила безопасной работы при нарезании резьбы. Пр/р «Изготовление резьбовых соединений:
Знать: назначение и виды резьбы; инструмент и приспособления для нарезания резьбы; допуски размеров диаметра (в мм) по таблице для нарезания наружной и внутренней резьбы.
Фронтальный опрос
16.12
30
Метрическая резьба.
-
определение диаметра стержня и отверстия; протачивание стержня и сверление отверстия; нарезание резьбы плашкой и метчиками»
Уметь: выполнять простейшие виды операций по нарезанию наружной и внутренней резьбы, подбирать диаметр (в мм) сверла и стержня для нарезания резьбы; проводить визуальный и инструментальный контроль качества работ
Самостоятельная работа..
16.12
31-
32
Профессии, связанные с созданием изделий из металлов и пластмасс
Художественная
обработка металла.
Урок систематизации изученного материала. Экскурсия
Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России. Художественная обработка металла (тиснение по фольге, ажурная скульптура). Виды и свойства фольги, инструмент и приспособления для ее обработки. Последовательность выполнения операций. Правила тех- ^ ники безопасности.
Пр/р «Защитная и декоративная отделка изделия»
Знать: основные промыслы ДПТ по изготовлению изделий из металлов; виды и свойства материалов; инструменты и приспособления для тиснения и ажурной обработки металла; уровень развития своих профессиональных важных качеств; сферы трудовой деятельности; правила выбора профессии, карьеры;
значение правильного самоопределения для личности и общества; учебные заведения по подготовке специалистов по обработке металлов и пластмасс. Уметь: находить информа-цию о ДПТ промыс-лов по изготовлению изделий из металла и пластмасс; готовить инструменты и материал; подбирать рисунок; выполнять приемы тиснения по фольге и изготовле-ния проволочных скульптур; осуществлять самоанализ развития своей личности; проводить профессио-графический анализ и соотносить требования профессий к личным достижениям человека
Практическая работа
23.12
23.12
Сборка моделей механических устройств автоматики по эскизам и чертежам (4 часа)
33-'
34
Условные обозначения элементов автоматических устройств на схемах
Принцип действия.
Урок систематизации знаний и умений
Схемы механических устройств регулирования уровня жидкости и температуры.
Пр/р «Чтение схем механических, автоматических устройств»
Знать: условные обозначения элементов автоматических устройств на схемах. Уметь: читать чертежи и эскизы устройств автоматического регулирования температуры и уровня воды
Самостоятельная работа. Тест.
Пр/р
13.01
13.01
35-
Механические
автоматические устройства температуры и уровня воды
Урок ознакомления с новым материалом
Электромеханические
автоматические устройства. Терморегуляторы. Гидрорегуляторы.
Знать: виды и принцип работы простейших механических авто-матических устройств регулирования температуры и уровня воды;
Опрос
20.01
36
Гидрорегуля-торы.
Правила безопасной эксплуатации и уход за автоматическими и механическими устройствами. Пр/р «Сборка и испытание модели»
правила безопасной их эксплуатации.
Уметь: разрабатывать устройства автоматического регулирования температуры и уровня воды
. Пр/р
20.01
Устройства с элементами автоматики(7 часов)
37
Принципы ра-
боты и способы
подключения плавких
и автоматиче-
ских предохра-
нителей
Урок введе-ния новых знаний
Схема квартирной электропроводки. Подключение бытовых приемников электрической энер-
гии. Возможность одновременного включения
нескольких бытовых
приборов в сеть с учетом их мощности. Правила техники безопасности.
Пр/р «Сборка модели
квартирной проводки
с использованием типовых аппаратов коммутации и защиты»
Знать: устройство, назначение и принцип работы плавких и автома-
тических предохранителей.
Уметь: собирать простейшие эл. цепи, состоящие из источника
тока, нагрузки и предохранителей; подбирать
необходимый вид предохранителей в зависимости от мощности
потребителей;безопасно выполнять приемы труда
Фронтальный опрос.
Тест.
Пр/р
27.01
38-
39
Способы определения расхода и стоимости электрической энергии
Электросчетчик.
Комбинированный урок
Конструкция и принцип действия электросчетчика.
Пр/р «Расчет потребляемой электроэнергии по счетчику»
Знать: пути экономии электроэнергии; устройство и принцип действия электросчетчика.
Уметь: производить расчет используемой электроэнергии
Самостоятельная работа. Тест.
Пр/р
27.01
03.02
40-
41
Понятие об автоматическом контроле и регулировании
Принцип действия.
Комбинированный урок
Пути экономии электрической энергии. Простейшие схемы устройств автоматики. Влияние электротехнических и электронных приборов на окружающую среду и здоровье человека.
Пр/р «Сборка из деталей электрокон-структора модели автоматической сигнализации при достижении максимального уровня жидкости или температуры»
Знать: основные элементы конструкции автоматического устройства; принцип действия автоматической системы.
Уметь: находить и использовать информацию об автоматических устройствах; конструировать, моделировать системы автоматики
Самостоятельная работа. Тест.
Пр/р
03.02
10.02
42-
43
Профессии, связанные с производством, эксплуатацией и обслуживанием электротехнических и электронных устройств
Измерения тока.
Урок систематизации новых знаний и умений
Особенности и требования к профессиям электромонтера, электромеханика, инженера-электромеханика. Учебные заведения по подготовке специалистов обслуживания электротехнических и электронных устройств.
Пр/р «Профессиограмма и психограмма профессий обслуживания электротехнических устройств»
Знать: элементную базу автоматики и цифровой электроники; профессии, связанные с электронными технологиями. Уметь: производить измерения тока, напряжения, сопротивления; читать простейшие электрические схемы на транзисторах; регулировать простейшие электронные устройства
Фронтальный опрос.
Пр/р
10.02
17.02
Эстетика и экология жилища (4 часа)
44
Понятие об экологии жилища
Урок ознакомления с новым материалом
Современные приборы для поддержания температурного режима, влажности и состояния воздушной среды. Интерьер жилых помещений. Функциональное назначение прихожей. Роль освещения в интерьере. Пр/р «Разработка плана размещения осветительных и бытовых приборов»
Знать: представление о пользовании отоплением, газом, бытовыми приборами. Уметь: вносить предложения по совершенствованию экологии жилища; выполнять простейшие работы по выращиванию комнатных растений
Самостоятельная работа. Пр/р
17.02
45
Экономика домашнего хозяйства
Комбинированный урок
Бюджет семьи. Экономика. Организация трудовой (хозяйственной) деятельности в семье. Ресурсы. Экономические показатели. Пр/р «Составление бюджета семьи на один месяц»
Знать: цели и задачи домашней экономики; общие правила ведения домашнего хозяйства; составляющие семейного бюджета и источники его доходной и расходной частей. Уметь: анализировать, семейный бюджет; определять прожиточный минимум семьи; анализировать рекламу потребительских товаров; выдвигать деловые идеи
Самостоятельная работа. Пр/р
24.02
46-
47
Подбор на основе рекламной информации современной бытовой техники с учетом потребностей и доходов семьи
Реклама бытовой техники.
Урок систематизации новых знаний и умений
Реклама бытовой тех-ники. Каталог быто-вой техники, прайс-листы. Гигиениче-ские требования к приборам бытового назначения. Наружная реклама, интернет-магазины. Рекламные справочники по товарам и услугам.
Пр/р «Подбор бытовой техники по рекламным проспектам»
Знать: требования формирования запросов к современной бытовой технике на основе рекламной информации.
Уметь: выдвигать требования, на основании которых можно судить о степени совершенства современной бытовой техники
24.02
02.03
Творческая, проектная деятельность (21 час)
48-
49
Эвристические методы поиска новых решений
Разработка бизнес-плана.
Урок ознакомления с новым материалом. Исследование
Требования к проектированию изделий. Определение потребности. Краткая формулировка задачи. Понятие о техническом задании. Этапы проектирования и конструирования.
Разработка бизнес-плана. Методы конструирования.
Пр/р «Определение последовательности выполнения проекта»
Знать: основные требования к проектированию изделий; понятие технической задачи; методы конструирования; последовательность выполнения проектного задания; технику выполнения проекта.
Уметь: находить и использовать при проектировании новую информацию; анализировать свойства объекта
Самостоятельная работа.
Пр/р
02.03
09.03
50-
51
Выбор тем проектов
Спрос на рынке
Потребности.
Комбинированный урок
Первоначальные идеи. История проекта. Выбор и обоснование темы проекта на основе потребностей и спроса на рынке товаров и услуг. Анализ рынка и собственных возможностей проектного задания.
Пр/р «Формулирование требований к изделию и критериев их выполнения»
Знать: методы поиска информации об изделии и мате-риалах; критерии определения потреб-ности в изделии; понятие техниче-ского творчества как вида технологии; последовательность информационного поиска и источники информации о проекте. Уметь: обосновать идею проектного задания на основе маркетинговых опросов; анализировать возможность изготовления изделия
Самостоятельная работа.
Пр/р
09.03
16.03
52-
53
История проекта
Развитие и преобразование
проекта
Комбинированный урок
История возникновения проекта на основе потребностей человека. Развитие и преобразование изделия с учетом использования современных материалов и способа производства. Взаимоотношения, в которых находятся проектируемые изделия и потребности общества, человека
Знать: почему при проектировании изделий следует создавать исторический ряд его развития; какой смысл вкладывают в понятия «дизайн окружающей среды» и «ансамбль современных предметов».
Уметь: проводить анализ историчес-кого ряда изделий; приводить примеры преобразования изделия с учетом потребностей человека
Фронтальный опрос
16.03
30.03
54-
55
Альтернативные варианты проекта
Чертежи, эскизы.
Комбинированный урок
Выполнение чертежей, эскизов, технических рисунков изделия. Обоснование выбора варианта изделия в зависимости от собственных возможностей при изготовлении изделия.
Пр/р «Конструирование и дизайн-проектирование изделия»
Знать: требования к разработке эскизного варианта изделия; функции технического объекта и его элементов. Уметь: разрабатывать элементы технического задания и эскизного
Самостоятельная работа.
Пр/р
30.03
06.04
проекта нового технического решения
56-
57
Выбор инструмента, оборудования и материалов
Способы крепление деталей.
Комбинированный урок
Подготовка конструкторской и технологической документации с использованием компьютера. Обоснование выбора инструмента, оборудования, материалов, способа крепления деталей, вида отделки изделия. Технологическая карта изделия. Пр/р «Составление технологической карты изделия»
Знать: критерии выбора инструмента, оборудования и материалов для выполнения проектного задания; правила составления графической и технологической документации проекта.
Уметь: провести анализ выбора инструмента, оборудования и материалов; определить их функции, структуру, сформулировать требования; найти преимущества и недостатки
Самостоятельная работа. Пр/р
06.04
13.04
58
Конструкторская и технологическая документация проекта
Комбинированный урок
Конструкторские документы (чертеж общего вида, схема, инструкция). Пр/р «Разработка конструкции изделия»
Знать: состав конструкторской и технологической документации; какие задачи решают при конструировании изделия; в какой последовательности выполняют чертежи деталей и изделий. Уметь: составлять и читать конструкторскую и технологическую документацию; проектировать конструктивные элементы деталей и изделий-
Самостоятельная работа. Пр/р
13.04
59-
60
61
62
63
64
65
Изготовление изделия
Правила техники безопасности.
Подготовка
материалов.
Подготовка инструментов.
Изготовление
Сборка.
Отделка изделия.
Комбинированный урок
Изготовление деталей проектного задания. Сборка и отделка изделия. Визуальный инструментальный контроль качества изготовления изделия. Правила техники безопасности при выполнении работ. Пр/р «Изготовление деталей, подгонка и сборка отдельных деталей изделия; отделка изделия»
Знать: технологию изготовления, соединения отдельных деталей изделия; виды отделки, контроля изделия из древесины и металлов; безопасные приемы труда-
Уметь: изготавливать простые детали и изделия из древесины и металлов; подбирать необходимый инструмент, оборудование и материал; проводить визуальный и инструментальный контроль качества изделия; безопасно выполнять приемы труда
Самостоятельная работа. Пр/р
20.04
20.04
27.04
27.04
04.05
04.05
11.05
66-
67
Экономическое и экологическое обоснование проекта
Проект.
Комбинированный урок
Расчет себестоимости изделия. Экономические расходы.
Экологическое обоснование проекта. Пр/р «Расчет себестоимости изделия»
Знать: основные критерии расчета себестоимости изделия. Уметь: производить экономический расчет себестоимости изделия
Самостоятельная работа. Пр/р
11.05
18.05
68
Оценка изделия
Урок систематизации полученных знаний
Оценка проектирования. Презентация проекта. Подготовка рекламного объявления
Знать: основные критерии защиты проектного задания. Уметь: представить к защите оформленный проект; провести защиту и оценку проекта; продемонстрировать проект
Защита проекта
18.05
69-70
Резерв
25.05
25.05