Рабочая программа Технология (7 класс)

Раздел Технология
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение


«Именьковская средняя общеобразовательная школа»


Лаишевского муниципального района Республики Татарстан



Рассмотрено

на заседании школьного методического объединения

Руководитель ШМО

Хафизова Г.Р. ________


Протокол №1 от « 28 »августа 2015 года


Согласовано

заместителем директора по учебной работе

Диярова Г.И.

__________________


« 29 »августа 2015 года

Утверждаю

Директор МБОУ «ИСОШ»


__________________________

А.М.Шаймухаметова


Приказ № 78 от 01.09.2015













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по учебному предмету «Технология»


для 7 класса





Составитель:

Фаттахов Раиль Галяутдинович,

учитель первой квалификационной категории











2015-2016учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Рабочая программа по предмету «Технология. Технический труд» разработана в соответствии с требованиями Федерального компо­нента государственного стандарта основного общего образования и реализуется на основе:

1)Примерной программы основного общего образования по направлению «Технология. Технический труд»

2)Стандарта основного общего образования по технологии.

3) Учебного плана МБОУ «Именьковская СОШ» на 2015-16 учебный год (Утвержден приказом №71 от28.08.2015)

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения технологии, которые определены стандартом. Программа реализуется по адресованным учебникам «Технология. Технический труд 7» под редакцией Сасова И.А., рекомендованного Министерством образования науки Российской федерации.

Структура документа

Рабочая программа включает в себя несколько разделов:

-титульный лист;

-пояснительная записка;

-календарно-тематический план;

-содержание учебного предмета;

-требования к уровню подготовки учащихся;

-перечень учебно-методического обеспечения;

-планирование.

Место предмета в учебном плане

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Россий­ской Федерации для изучения технологии в 7 классе отводится 2 часа в неделю, 70 часов в год федерального компонента. Резервные часы (2 часов) программы отнесены на реализацию раздела программы «Творческая проектная деятельность» с целью глубокого решения учебно-производственных задач, связанных с разработкой и осуществлением проекта изготовления определенного продукта и его реализации.

Общая характеристика учебного предмета

Особенность изучаемого курса состоит в том, что предполагается широкое использование метода проектов в сочетании с традиционными методами, способами и формами обучения. Под методом проектов понимается способ организации по­знавательно-трудовой деятельности учащихся, предусматриваю­щей определение потребностей людей, проектирование продук­та труда в соответствии с этими потребностями, изготовление из­делия или оказание услуги, оценка качества, определение реаль­ного спроса на рынке товаров и услуг.

Метод проектов позволяет школьникам в системе овла­деть организационно-практической деятельностью по всей проектно-технологической цепочке - от идеи до ее реализации в модели, изделии, услуге; интегрировать знания из разных областей; применять их на практике, получая при этом новые знания, идеи, создавая материальные ценности

Цели

Изучение технологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;

  • овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;

  • развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

  • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

  • получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ

Разделы и темы

Количество часов


Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов

32


Технологии создания изделий из древесных и поделочных материалов на основе конструкторской и технологической документации

16


Технологии изготовления изделий с использованием сложных соединений

16

02.09-21.10

Технологии создания изделий из металлов на основе конструкторской и технологической документации

16


Технологии изготовления изделий с использованием точеных деталей

16

28.10-23.12

Машины и механизмы. Графическое представление и моделирование

4


Сборка моделей механических устройств автоматики по эскизам и чертежам

4

13.01-20.01

Электротехнические работы.

7


Устройства с элементами автоматики

7

27.01-17.02

Технологии ведения дома.

4


Эстетика и экология жилища

4

17.02-02.03

ТВОРЧЕСКАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

21

02.03-18.05

Резерв

2

25.05-25.05

Всего

70




содержание учебного предмета


Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов (32 час)


Технологии создания изделий из древесных и поделочных материалов на основе конструкторской и технологической документации (16 час)


Технология изготовления изделий с использованием сложных соединений (16 час)

Основные теоретические сведения

Строение древесины. Характеристика основных пород древесины. Технологические и декоративные свойства древесины. Зависимость области применения древесины от ее свойств. Правила сушки и хранения древесины. Профессии, связанные с созданием изделий из древесины и древесных материалов. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России.

Понятие о много детальном изделии и его графическом изображении. Виды и способы соединений деталей в изделиях из древесины. Угловые, серединные и ящичные шиповые соединение, их элементы и конструктивные особенности. Графическое изображение соединений деталей на чертежах. Общие сведения о сборочных чертежах. Спецификация составных частей и материалов. Правила чтения сборочных чертежей.

Современные технологические машины и электрифицированные инструменты.

Практические работы

Выбор породы древесины, вида пиломатериалов и заготовок для изготовления изделия с учетом основных технологических и декоративных свойств, минимизации отходов.

Анализ образца или изображения многодетального изделия: определение назначения, количества и формы деталей изделия, определение их взаимного расположения, способов и видов соединения деталей изделия.

Изготовление деталей изделия по чертежу с применением ручных инструментов и технологических машин. Соединение деталей изделия на шипах с использованием ручных инструментов и приспособлений: расчет количества и размеров шипов в зависимости от толщины деталей, разметка и запиливание шипов и проушин, долбления гнезд и проушин долотами, подгонка соединяемых деталей стамесками и напильниками; сборка шиповых соединений на клею. Сборка изделия. Защитная и декоративная отделка изделия. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение. Соблюдение правил безопасности труда при работе ручными инструментами и на технологических машинах.

Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки материалов.

Варианты объектов труда

Шкатулки, ящики, полки, скамейки, игрушки, модели и игры, дидактические пособия, кормушки, готовальни, кухонные и бытовые принадлежности.

Технология создания изделий из металла на основе конструкторской и технологической документации (16 час)


Технологии изготовления изделий с использованием точеных деталей (16 час)


Основные теоретические сведения

Металлы и сплавы, их механические свойства. Виды термообработки. Основные способы изменения свойств металлов и сплавов. Особенности изготовления изделий из пластмасс. Профессии, связанные с созданием изделий из металлов и пластмасс. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России.

Точность обработки и качество поверхности деталей. Основные сведения о процессе резания на токарно-винторезном станке.

Графическое изображение деталей цилиндрической формы. Представления о способах получения деталей цилиндрической формы. Конструктивные элементы деталей и их графическое изображение: отверстия, уступы, канавки, фаски. Основные сведения о видах проекций деталей на чертеже. Правила чтения чертежей.

Виды соединений и их классификация. Резьбовое соединение и его конструктивные особенности. Типовые детали резьбовых соединений. Графическое изображение резьбовых соединений на чертежах. Общие сведения о сборочных чертежах. Спецификация составных частей и материалов. Правила чтения сборочных чертежей

Токарно-винторезный станок: устройство, назначение, приемы работы. Современные технологические машины.

Инструменты и приспособления для работы на токарном станке. Виды и назначение токарных резцов. Основные элементы токарного резца. Основные операции токарной обработки и особенности их выполнения: черновое и чистовое точение цилиндрических поверхностей; вытачивание конструктивных элементов. Контроль качества. Правила безопасности труда.

Ручные инструменты и приспособления для нарезания резьбы на стержнях и в отверстиях, сборки изделия; их устройство и назначение. Метрическая резьба. Основные технологические операции изготовления резьбы на стержнях и отверстиях.

Практические работы

Чтение чертежа детали цилиндрической формы: определение материала, размеров детали и ее конструктивных элементов; определение допустимых отклонений размеров при изготовлении деталей. Определение последовательности изготовления деталей и сборки изделия по чертежу и технологической карте.

Организация рабочего места токаря: установка ростовых подставок, подготовка и рациональное размещение инструментов; подготовка и закрепление заготовки, установка резцов в резцедержателе, проверка работы станка на холостом ходу. Ознакомление с рациональными приемами работы на токарном станке.

Изготовление деталей цилиндрической формы на токарно-винторезном станке: установка заданного режима резания; определение глубины резания и количества проходов; черновое точение, разметка и вытачивание конструктивных элементов; чистовое точение, подрезание торцов детали. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение. Защитная и декоративная отделка изделия. Соблюдение правил безопасности труда.

Изготовление резьбовых соединений: определение диаметра стержня и отверстия; протачивание стержня и сверление отверстия; нарезание резьбы плашкой и метчиками. Контроль качества резьбы.

Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки материалов.

Варианты объектов труда

Оправки для гибки листового металла, инструменты, детали крепежа, детали моделей и наглядных пособий, изделия бытового назначения.

Машины и механизмы

Графическое представление и моделирование (4 час)

Сборка моделей механических устройств автоматики по эскизам и чертежам (4 час)

Основные теоретические сведения

Механические автоматические устройства, варианты их конструктивного выполнения. Условные обозначения элементов автоматических устройств на схемах. Схемы механических устройств регулирования уровня жидкости и температуры.

Практические работы

Чтение схем механических устройств автоматики. Выбор замысла автоматического устройства. Разработка конструкции модели. Сборка и испытание модели.

Варианты объектов труда

Модели механических устройств регулирования уровня жидкости и температуры. Механические автоматические устройства сигнализации.


Электротехнические работы (7 час)

Устройства с элементами автоматики (7 час)

Основные теоретические сведения

Принципы работы и способы подключения плавких и автоматических предохранителей. Схема квартирной электропроводки. Подключение бытовых приемников электрической энергии.

Работа счетчика электрической энергии. Способы определения расхода и стоимости электрической энергии. Возможность одновременного включения нескольких бытовых приборов в сеть с учетом их мощности. Пути экономии электрической энергии.

Понятие о преобразовании неэлектрических величин в электрические сигналы. Виды датчиков: механические контактные, биметаллические реле.

Понятие об автоматическом контроле и регулировании. Виды и назначение автоматических устройств. Элементы автоматики в бытовых электротехнических устройствах. Простейшие схемы устройств автоматики.

Влияние электротехнических и электронных приборов на окружающую среду и здоровье человека.

Профессии, связанные с производством, эксплуатацией и обслуживанием электротехнических и электронных устройств.

Практические работы

Изучение схем квартирной электропроводки. Сборка модели квартирной проводки с использованием типовых аппаратов коммутации и защиты. Сборка из деталей электроконструктора модели автоматической сигнализации достижения максимального уровня жидкости или температуры.

Варианты объектов труда

Регулятор уровня жидкости, терморегулятор, бытовые светильники, модели устройств автоматики.

Технологии ведения дома (4 час)

Эстетика и экология жилища (4 час)

Основные теоретические сведения

Характеристика основных элементов систем энергоснабжения, теплоснабжения, водопровода и канализации в городском и сельском (дачном) домах. Правила их эксплуатации.

Понятие об экологии жилища. Оценка и регулирование микроклимата в доме. Современные приборы для поддержания температурного режима, влажности и состояния воздушной среды. Роль освещения в интерьере.

Способы определения места положения скрытой электропроводки. Современные системы фильтрации воды.

Подбор на основе рекламной информации современной бытовой техники с учетом потребностей и доходов семьи. Правила пользования бытовой техникой.

Практические работы

Оценка микроклимата в доме. Определение места положения скрытой электропроводки. Разработка плана размещения осветительных приборов. Подбор бытовой техники о рекламным проспектам. Разработка вариантов размещения бытовых приборов.

Варианты объектов труда

Рекламные справочники по товарам и услугам. Образцы бытовой техники. Регистрирующие приборы, устройства очистки воды.

Творческая, проектная деятельность (21 часов)

Основные теоретические сведения

Эвристические методы поиска новых решений. Выбор тем проектов. Понятие о техническом задании. Этапы проектирования и конструирования. Государственные стандарты на типовые детали и документацию (ЕСКД и ЕСТД). Применение ЭВМ при проектировании. Методы определения себестоимости изделия. Основные виды проектной документации. Способы проведения презентации проектов.

Практические работы

Самостоятельный выбор изделия. Формулирование требований к изделию и критериев их выполнения. Конструирование и дизайн-проектирование изделия. Подготовка технической и технологической документации с использованием ЭВМ. Изготовление изделия. Оценка себестоимости изделия с учетом затрат труда. Презентация проекта.

Варианты объектов труда

Темы проектных работ даны в приложении 1 к программе.

Требования к уровню подготовки учащихся


Учащиеся должны

знать:

• что такое технический рисунок, эскиз и чертеж;

• основные параметры качества детали: форма, шероховатость и размеры каждой элементарной поверхности, их взаимное расположение; уметь осуществлять их кон

• пути предупреждения негативных последствий трудовой деятельности человека на окружающую среду и собственное здоровье;

• виды пиломатериалов; уметь учитывать их свойства при обработке;

• общее устройство слесарного верстака, основные правила пользования им при выполнении слесарных операций;

• назначение, устройство и принцип действия простейшего слесарного инструмента (разметочного, ударного и режущего) и приспособлений для клепки; уметь пользоваться при выполнении соответствующих операций;

• основные виды механизмов по выполняемым ими функциям, а также по используемым в них рабочим частям;

• возможности и использование ЭВМ в процессе работы для выполнения необходимых расчетов, получения необходимой информации о технологии обработки деталей и сборки изделий;

• источники и носители информации, способы получения, хранения и поиска информации

• общее устройство и принцип работы деревообрабатывающих станков токарной груши

• виды неисправностей вентильных головок и пути их устранения;


уметь:

• рационально организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении всех указанных работ;

• осуществлять наладку простейших ручных инструментов (шерхебеля, рубанка, ножовки по металлу) и токарного станка по дереву на заданную форму и размеры, обеспечивать требуемую точность взаимного расположения поверхностей;

• производить простейшую наладку станков (сверлильного, токарного по дереву), вы­полнять основные ручные и станочные операции;

• читать простейшие технические рисунки и чертежи плоских и призматических дета­лей и деталей типа тел вращения;

• составлять содержание инструкционно-технологических карт и пользоваться ими при выполнении работ;

• графически изображать основные виды механизмов передач;

• находить необходимую техническую информацию;

• осуществлять визуальный и инструментальный контроль качества изготавливаемых изделий;

• читать чертежи и технологические карты, выявлять технические требования, предъ­являемые к детали;

• выполнять основные учебно-производственные операции и изготавливать детали на сверлильном, токарном и фрезерном станках;

• выполнять шиповые столярные соединения;

• шлифовать и полировать плоские металлические поверхности;

• выявлять и использовать простейшие способы технологии художественной отделки древесины (шлифовка, выжигание, отделка поверхностей материалов красками и лаками);

• применять политехнические и технологические знания и умения в самостоятельной практической деятельности.


Должны владеть компетенциями:

• ценностно-смысловой;

• деятельностной;

• социально-трудовой;

• познавательно-смысловой;

• информационно-коммуникативной;

• межкультурной;

• учебно-познавательной.



Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

• вести экологически здоровый образ жизни;

• использовать ПЭВМ для решения технологических, конструкторских, экономических задач; как источник информации; • планировать и оформлять интерьер: проводить уборку квартиры, ухаживать за одеждой и обувью; соблюдать гигиену; выражать уважение и заботу членам семьи, принимать гостей и правильно вести себя в гостях;

• проектировать и изготавливать полезные изделия из конструкционных и поделочных материалов.



ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ:

1. Гуревич, М. И. Технология. Технический труд: 7 класс: учебник для учащихся общеоб­разовательных учреждений / М. И. Гуревич, М. Б. Павлова; под ред. И. А. Сасовой. - М. :Вентана-Граф, 2008. - 144 с: ил.

Дополнительная литература

1. Коваленко В.И. Дидактические материалы по трудовому обучению: 5-7 классы. Технология обработки древесины: книга для учителя. - М. Просвещение 2000.-192 с.:

3. Муравьев Е.М. Технология обработки металлов: Учебное пособие для учащихся 5-9 классов ОУ. М.: Просвещение, 1995.-224с.:


MULTIMEDIA - поддержка курса « Технология.»

Коллекция электронных материалов по технологии в Интернете:

elhoschool.ru - Сайт школы: раздел технология: уроки и дидактические материалы

brynskedu.ru - Методическая копилка, дидактические материалы

myprof.ru - Портал профориентации «Моя профессия»

trudovik.narod.ru/ - «Технология и трудовое обучение» А.В.Климова


ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема урока

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности


Планируемые результаты освоения материала


Вид контроля

Дата проведения










план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

Технология изготовления изделий с использованием сложных соединений (16 часов)

1-






















2

ТБ на уроках технологии Вводное заня-

тие. Правила

безопасности.

















Техноло-

гические и декоративные

свойства древесины


Урок оз-

накомле-

ния с но-

вым мате-

риалом

Содержание и организа-

ция обучения техноло-

гии в текущем году. Организация рабочего места. Ознакомление с основными разделами

программы обучения.

Демонстрация проектов,

выполненных учащимися 7-х классов в предшествующие годы.

Правила

безопасной работы.

Строение древесины.

Характеристика основных пород древесины.

Основные физико-

механические свойства

древесины. Определение плотности, влажности древесины. Зависимость области применения древесины от ее свойств. Правила сушки и хране­ния древесины. Пр/р «Выбор породы древесины, вида пило­материалов и заготовок для изготовления изде­лия с учетом основных технологических и деко­ративных свойств,» ми­нимизации отходов

Знать: правила поведения и технику безопасности при выполнении приемов труда;

древесные материалы;

физические и механические свойства древе-

сины; о правилах определения влажности

и плотности древесины; правила сушки и хранения древесины






Уметь: организовать

рабочее место; определять свойства древесины; плотность и влаж-

ность древесины

Фронталь-

ный опрос.

Тест.

Пр/р

02.09





















02.09


3-















4

Виды и спосо­бы соединений деталей в изде­лиях из древе­сины











Правила безопасной работы.

Комбини­рованный урок

Понятие о многоде­тальном изделии и его графическом изображе­нии. Виды соединения деталей из дерева. Сбор­ка деталей шканцами, шурупами, нагелями. Склеивание деревянных деталей. Правила без­опасной работы.






Пр/р «Изготовление деталей изделия по чер­тежу с применением ручных инструментов и технологических машин»

Знать: виды и способы соединений деталей в изделиях из древеси­ны; инструменты для выполнения столярных соединений; виды клея для соединения дета­лей; последователь­ность сборки деталей шканцами, нагелями и шурупами; правила безопасной работы. Уметь: выполнять со­единения деревянных деталей шкантами, шу­рупами, нагелями


Фронталь­ный опрос














Пр/р

09.09















09.09


5-












6

Угловые, серединные и ящичные шиповые соединения, их элементы и конструктив­ные особен­ности





Использование инструментов долото и стамеска.

Комбини­рованный урок

Этапы изготовления изделия из древесины с элементами шиповых соединений. Инструмен­ты при разметке гнезда, шипа и проушины. Ис­пользование инструмен­тов: долото и стамеска. Пр/р «Соединение дета­лей изделия на шипах с использованием ручных инструментов и при­способлений: расчет количества и размеров шипов в зависимости от толщины деталей; разметка и запаливание шипов и проушин; долб­ление гнезд и проушин долотом; подгонка со­единяемых деталей стамесками ц напильни­ками; сборка шиповых соединений на клею»

Знать: основные эле­менты шипового сто­лярного соединения; инструменты для раз­метки и изготовления изделия; необходи­мость при долблении подкладной доски; ос­новные правила безо­пасности. Уметь: выполнять технологические опе­рации по изготовлению шипового столярного соединения; подбирать необходимый инстру­мент и приспособле­ния; безопасно выпол­нять приемы труда


Фронталь­ный опрос











Пр/р

16.09












16.09


7

Графическое изображение соединений деталей на чер­тежах


Комбини­рованный урок

Виды соединений. Разъ­емные и неразъемные соединения.

Знать: виды соединений.

Фронталь­ный опрос

23.09






8

Шпоночное соединение.

Пр/р «Чертеж разъем­ного и неразъемного со­единения»

Уметь: различать разъемные и неразъем­ные соединения, вы­полнять простейшие чертежи соединений

Самостоя­тельная работа.

23.09


9-
















10

Общие сведе­ния о сбороч­ных чертежах














Виды разрезов





Комбини­рованный урок

Основные сведения о сборочных чертежах изделий. Графическое изображение деталей призматической и цилин­дрической формы; кон­структивные элементы деталей и их графиче­ское изображение: ши­пы, проушины; виды, разрезы, сечения на сбо­рочных чертежах. Раз­меры на сборочных чер­тежах.

Пр/р «Определение ви­дов, разрезов, сечений, которыми представлен сборочный чертеж»

Знать: технологиче­ские понятия: чертеж детали, сборочный чертеж, графическое изображение деталей призматической й ци­линдрической форм, конструктивных эле­ментов деталей; виды проекций деталей на чертеже; понятие сбо­рочного чертежа. Уметь: определять ви­ды, разрезы, сечения на данном сборочном чертеже

Фронталь­ный опрос















Самостоя­тельная работа

30.09
















30.09


11-























12

Спецификация составных частей и мате­риалов




















Условные обозначения резьбового соединения.

Комбини­рованный урок

Спецификация сбороч­ного чертежа.






















Пр/р «Чтение сборочно­го чертежа по специфи­кации»

Знать: что входит в состав спецификации; понятие об унификации и типовых деталях; способы представления

на чертежах различных видов соединений де­талей; условные обо­значения резьбового соединения; штриховку сечений смежных дета­лей; спецификацию де­талей сборочного чер­тежа; размеры, наноси­мые на сборочный чер­теж; деталировку сбо­рочных чертежей.

Уметь: составлять спецификацию и чи­тать ее

Фронталь­ный опроc. Самостоя­тельная работа.


















Самостоя­тельная работа

07.10























07.10


13-





14

Правила чте­ния сборочных чертежей



Порядок чтения.

Комбини­рованный урок

Урок

система-

тизации

знаний.

Экскурсия

Порядок чтения сбороч­ного чертежа. Пр/р «Выполнение не­сложного сборочного чертежа (эскиза) типо­вого соединения из не­скольких деталей»

Знать: правила чтения чертежей.

Уметь: читать прос­тейший сборочный чертеж; чертежи (эски­зы) призматической и цилиндрической форм; определять по­следовательность сбор­ки изделия по сбороч­ному чертежу и техно­логической карте

Фронталь­ный опрос.




Самостоя­тельная работа

14.10





14.10


15-























16

Профессии,

связанные

с созданием

изделий из дре-

весины и дре-

весных мате-

риалов


















Токарный станок.


Изготовление деталей

на токарном станке для обработки древесины.

Правила техники без-

опасности при работе

на токарном станке.

Традиционные виды декоративно-прикладного

творчества и народных

промыслов России.

Основные профессии

мастеров по созданию

изделий из древесины

и учебные заведения

по их подготовке.

По элементам социального опыта: культурные

традиции родного края и их отражение в декоративно-прикладном искусстве.


Пр/р «Изготовление

изделий декоративно-

прикладного назначения

с использованием технологий художественной обработки мате-

риалов»

Знать: породы деревьев, наиболее подходящие для точения на то-

карном станке по обработке древесины; по-

следовательность изготовления изделия точением; правила безопасной работы; основные

профессии мастеров

декоративно-прикладного творчества.





Уметь: подбирать

материалы и необходимые режущие инструменты для точения на токарном станке; размечать заготовки; точить детали на станке; контролировать

качество выполняемой

работы; безопасно выполнять основные приемы работы; находить

информацию о профессиях декоративно-при-

кладного творчества


Фронталь­ный опрос Тест.






















Пр/р

21.10
























21.10


Технологии изготовления изделий с использованием точеных деталей (16 часов)

17-







18

Металлы и сплавы, их механиче­ские свойства




Виды термообработки.


Урок оз­накомле­ния с но­вым мате­риалом

Стали: классификация, свойства, применение, маркировка сталей. Ви­ды термообработки. Ос­новные способы изме­нения свойств металлов и сплавов.

Пр/р «Определение фи­зических и технологиче­ских свойств металлов»

Знать: виды сталей; их маркировку; свойст­ва сталей; виды термо­обработки стали; ос­новные операции тер­мообработки. Уметь: выполнять операции термообра­ботки стали; опреде­лять свойства стали

Фронталь­ный опрос. Практическая работа

28.10







28.10


19-














20

Токарно-винторезный станок ТВ-7: устройство, назначение, приемы работы









Фрезерный станок.


Комбини­рованный урок

Современные техноло­гические машины. То­карный и фрезерный станки по обработке ме­талла. Фрезерные рабо­ты. Основные техниче­ские характеристики станков ТВ-7 и НГФ-1100Ш4. Основные тех­нические характеристи­ки токарно-винторезного станка ТВ-7. Правила техники безопасности.


Пр/р «Организация ра­бочего места токаря: установка ростовых подставок, подготовка и рациональное разме­щение инструментов»

Знать: назначение и устройство станков ТВ-7,НГФ-1100Ш4; инструменты и приспо­собления для выполне­ния токар-ных и фре­зерных работ; что та­кое главное движение и движение подачи; правила безопас-ности при выпол-нении токар­ных и фрезерных работ; что называют переда точным отношением механической подачи; что такое ведущее и ве­домое звено передачи. Уметь: организовать рабочее место; устанав­ливать деталь, резец и фрезу, выполнять прос­тейшие виды точения -

Фронталь­ный опрос












Фронталь­ ный опрос Практическая работа


11.11














11.11


21-














22

Основные све­дения о про­цессе резания на токарно-винторезном станке ТВ-7









Параметры режима резания при точении.


Комбини­рованный урок

Обработка металлов на токарно-винторезном станке. Основные то­карные операции. Точ­ность обработки и каче­ство поверхности дета­лей. Параметры режима резания при точении. Приемы работы на то­карно-винторезном станке. Представления о способах получения деталей цилиндрической формы.

Пр/р «Изготовление де­талей цилиндрической формы на токарно-винторезном станке: установка заданного режима резания»

Знать: основные ре­жимы точения; после­довательность дейст­вий при обработке на­ружной цилиндриче­ской поверхности. Уметь: выбирать ре­жим резания; закреп­лять заготовку; изго­тавливать детали ци­

линдрической формы;

проводить визуальный и инструментальный контроль выполнения изделия

Практическая работа













Пр/р

18.11














18.11


23-













24

Инструменты и приспособ­ления для рабо­ты на токарном станке










Правила безопасной работы.

Комбини­рованный урок

Виды и назначение то­карных резцов. Основ­ные элементы токарного резца. Основные опера­ции токарной обработки и особенности их вы­полнения: черновое и чистовое точение ци­линдрических поверхно­стей; вытачивание кон­структивных элементов. Контроль качества. Пра­вила безопасности труда. Пр/р «Черновое точе­ние, разметка и выта­чивание конструктив­ных элементов; чисто­вое точение, подрезание торцов детали»

Знать: виды и назна­чение токарных резцов; их основные элементы; приемы работы на то­карном станке; правила безопасности; методы контроля качества.

Уметь: подбирать ре­жущие инструменты и приспособления; го­товить их к работе; вы­полнять черновое и чис­товое точение; безопас­но выполнять приемы труда

Практическая работа











Пр/р

25.11













25.11


25-









26

Виды соедине­ний и их клас­сификация







Основные виды соединений.

Урок оз­накомле­ния с но­вым мате­риалом

Резьбовое соединение (болтовое, шпилечное, винтовое - винтом с полукруглой головкой, установочным' винтом) и его конструктивные особенности. Типовые детали резьбовых со­единений.

Пр/р «Типовые детали резьбовых соединений»

Знать: основные виды соединения деталей; классификация соеди­нений в зависимости от используемого эле­мента крепления. Уметь: классифициро­вать виды соединений; читать соединения на чертежах и кинемати­ческих схемах

Самостоя­тельная работа.







Самостоя­тельная работа.

02.12









02.12


27-















28

Графическое изображение резьбовых со­единений на чертежах











Условные изображение.

Комбини­рованный урок»

Общие сведения о сбо­рочных чертежах. Спе­цификация составных частей и материалов. Правила чтения сбороч­ных чертежей. Конст­руктивные элементы де­талей с элементами резь­бы и их графическое изображение: отверстия, уступы, канавки, фаски. Технологическая карта изготовления изделия.



Пр/р «Определение последовательности изготовления деталей и сборки изделия при по­мощи резьбовых соеди­нений по чертежу и тех­нологической карте»

Знать: условные изоб­ражения и обозначе­ния резьбы на черте­жах; особенности вы­полнения чертежей общего вида и сбороч­ных с элементами резь­бовых соединений. Уметь: читать и дета­лизовать чертежи не­сложных сборочных единиц, состоящих из трех - шести деталей с элементами резьбо­вых соединений;

со­ставлять технологиче­скую карту изготовле­ния деталей с элемен­тами резьбы


Фронталь­ный опрос














Самостоя­тельная работа.

09.12















09.12









29-

Ручные инструменты и приспособле­ния для наре­зания резьбы на стержнях и в отверстиях

Комбини­рованный урок

Основные технологиче­ские операции изготов­ления резьбы на стерж­нях и в отверстиях. Мет­рическая резьба. Прави­ла безопасной работы при нарезании резьбы. Пр/р «Изготовление резьбовых соединений:

Знать: назначение и виды резьбы; инст­румент и приспособле­ния для нарезания резь­бы; допуски размеров диаметра (в мм) по таб­лице для нарезания на­ружной и внутренней резьбы.


Фронталь­ный опрос


16.12











30

Метрическая резьба.

-

определение диаметра стержня и отверстия; протачивание стержня и сверление отверстия; нарезание резьбы плаш­кой и метчиками»

Уметь: выполнять простейшие виды опе­раций по нарезанию наружной и внутрен­ней резьбы, подбирать диаметр (в мм) сверла и стержня для нареза­ния резьбы; проводить визуальный и инстру­ментальный контроль качества работ

Самостоя­тельная работа..

16.12


31-




















32

Профессии, связанные с созданием изделий из ме­таллов и пласт­масс















Художественная

обработка металла.


Урок сис­тематиза­ции изу­ченного материала. Экскурсия

Традиционные виды де­коративно-прикладного творчества и народных промыслов России. Ху­дожественная обработка металла (тиснение по фольге, ажурная скульп­тура). Виды и свойства фольги, инструмент и приспособления для ее обработки. Последова­тельность выполнения операций. Правила тех- ^ ники безопасности.







Пр/р «Защитная и деко­ративная отделка изде­лия»

Знать: основные про­мыслы ДПТ по изго­товлению изделий из металлов; виды и свой­ства материалов; инст­рументы и приспособ­ления для тиснения и ажурной обработки металла; уровень раз­вития своих профес­сиональных важных качеств; сферы трудо­вой деятельности; пра­вила выбора профес­сии, карьеры;



значение правильного самоопре­деления для личности и общества; учебные заведения по подготов­ке специалистов по обработке металлов и пластмасс. Уметь: находить ин­форма-цию о ДПТ промыс-лов по изготовле­нию изделий из металла и пластмасс; готовить инструменты и матери­ал; подбирать рисунок; выполнять приемы тис­нения по фольге и изго­товле-ния проволочных скульптур; осуществ­лять самоанализ разви­тия своей личности; проводить профессио-графический анализ и соотносить требова­ния профессий к лич­ным достижениям че­ловека

Практическая работа


23.12




















23.12


Сборка моделей механических устройств автоматики по эскизам и чертежам (4 часа)

33-'







34

Условные обо­значения эле­ментов автома­тических уст­ройств на схе­мах



Принцип действия.


Урок система­тизации знаний и умений

Схемы механических устройств регулирова­ния уровня жидкости и температуры.



Пр/р «Чтение схем ме­ханических, автомати­ческих устройств»


Знать: условные обо­значения элементов автоматических уст­ройств на схемах. Уметь: читать чертежи и эскизы устройств ав­томатического регули­рования температуры и уровня воды

Самостоя­тельная работа. Тест.




Пр/р

13.01







13.01


35-


Механические

автоматиче­ские устройст­ва температу­ры и уровня воды


Урок ознакомле­ния с но­вым мате­риалом

Электромеханические

автоматические устрой­ства. Терморегуляторы. Гидрорегуляторы.

Знать: виды и принцип работы простейших ме­ханических авто-мати­ческих устройств регу­лирования температуры и уровня воды;

Опрос

20.01


36

Гидрорегуля-торы.


Пра­вила безопасной экс­плуатации и уход за ав­томатическими и меха­ническими устройствами. Пр/р «Сборка и испы­тание модели»

правила безопасной их эксплуа­тации.

Уметь: разрабатывать устройства автоматиче­ского регулирования температуры и уровня воды

. Пр/р

20.01


Устройства с элементами автоматики(7 часов)

37

Принципы ра-

боты и способы

подключения плавких

и автоматиче-

ских предохра-

нителей

Урок введе-ния новых знаний

Схема квартирной электропроводки. Подключение бытовых приемников электрической энер-

гии. Возможность одновременного включения

нескольких бытовых

приборов в сеть с учетом их мощности. Правила техники безопасности.

Пр/р «Сборка модели

квартирной проводки

с использованием типовых аппаратов коммутации и защиты»

Знать: устройство, назначение и принцип работы плавких и автома-

тических предохранителей.

Уметь: собирать простейшие эл. цепи, состоящие из источника

тока, нагрузки и предохранителей; подбирать

необходимый вид предохранителей в зависимости от мощности

потребителей;безопасно выполнять приемы труда

Фронтальный опрос.

Тест.

Пр/р

27.01


38-






39

Способы опре­деления расхо­да и стоимости электрической энергии


Электросчетчик.

Комбини­рованный урок

Конструкция и принцип действия электросчет­чика.



Пр/р «Расчет потреб­ляемой электроэнергии по счетчику»

Знать: пути экономии электроэнергии; уст­ройство и принцип действия электросчет­чика.

Уметь: производить расчет используемой электроэнергии

Самостоя­тельная работа. Тест.



Пр/р

27.01






03.02


40-














41

Понятие об ав­томатическом контроле и ре­гулировании











Принцип действия.

Комбини­рованный урок

Пути экономии электри­ческой энергии. Прос­тейшие схемы устройств автоматики. Влияние электротехнических и электронных приборов на окружающую среду и здоровье человека.





Пр/р «Сборка из дета­лей электрокон-струк­тора модели автома­тической сигнализации при достижении макси­мального уровня жидкости или температуры»

Знать: основные эле­менты конструкции автоматического уст­ройства; принцип дей­ствия автоматической системы.







Уметь: находить и ис­пользовать информа­цию об автоматических устройствах; конструи­ровать, моделировать системы автоматики

Самостоя­тельная работа. Тест.











Пр/р

03.02














10.02


42-














43

Профессии, связанные с производст­вом, эксплуа­тацией и об­служиванием электротехни­ческих и элек­тронных уст­ройств






Измерения тока.


Урок сис­тематиза­ции новых знаний и умений

Особенности и требова­ния к профессиям элек­тромонтера, электроме­ханика, инженера-элек­тромеханика. Учебные заведения по подготовке специалистов обслужи­вания электротехниче­ских и электронных устройств.

Пр/р «Профессиограмма и психограмма про­фессий обслуживания электротехнических устройств»



Знать: элементную базу автоматики и циф­ровой электроники; профессии, связанные с электронными техно­логиями. Уметь: производить измерения тока, напря­жения, сопротивления; читать простейшие электрические схемы на транзисторах; регу­лировать простейшие электронные устройства



Фронтальный опрос.












Пр/р

10.02














17.02


Эстетика и экология жилища (4 часа)

44

Понятие об экологии жилища

Урок оз­накомле­ния с но­вым мате­риалом

Современные приборы для поддержания темпе­ратурного режима, влаж­ности и состояния воз­душной среды. Интерьер жилых помещений. Функциональное назна­чение прихожей. Роль освещения в интерьере. Пр/р «Разработка плана размещения освети­тельных и бытовых приборов»

Знать: представление о пользовании отопле­нием, газом, бытовыми приборами. Уметь: вносить пред­ложения по совершен­ствованию экологии жилища; выполнять простейшие работы по выращиванию ком­натных растений

Самостоя­тельная работа. Пр/р

17.02


45

Экономика домашнего хозяйства

Комбини­рованный урок

Бюджет семьи. Эконо­мика. Организация тру­довой (хозяйственной) деятельности в семье. Ресурсы. Экономиче­ские показатели. Пр/р «Составление бюджета семьи на один месяц»

Знать: цели и задачи домашней экономики; общие правила ведения домашнего хозяйства; составляющие семей­ного бюджета и источ­ники его доходной и расходной частей. Уметь: анализировать, семейный бюджет; оп­ределять прожиточный минимум семьи; анали­зировать рекламу по­требительских товаров; выдвигать деловые идеи

Самостоя­тельная работа. Пр/р

24.02


46-












47

Подбор на ос­нове реклам­ной информа­ции современ­ной бытовой техники с уче­том потребно­стей и доходов семьи





Реклама бытовой техники.


Урок сис­тематиза­ции новых знаний и умений

Реклама бытовой тех-ни­ки. Каталог быто-вой техники, прайс-листы. Гигиениче-ские требова­ния к приборам бытово­го назначения. Наруж­ная реклама, интернет-магазины. Рекламные справочники по товарам и услугам.

Пр/р «Подбор бытовой техники по рекламным проспектам»

Знать: требования формирования запросов к современной бытовой технике на основе рек­ламной информации.






Уметь: выдвигать тре­бования, на основании которых можно судить о степени совершенства современной бытовой техники


24.02











02.03


Творческая, проектная деятельность (21 час)

48-












49

Эвристические методы поиска новых решений










Разработка бизнес-плана.



Урок оз­накомле­ния с но­вым мате­риалом. Исследо­вание

Требования к проекти­рованию изделий. Опре­деление потребности. Краткая формулировка задачи. Понятие о тех­ническом задании. Эта­пы проектирования и конструирования.


Раз­работка бизнес-плана. Методы конструиро­вания.

Пр/р «Определение по­следовательности вы­полнения проекта»

Знать: основные тре­бования к проектиро­ванию изделий; поня­тие технической зада­чи; методы конструи­рования; последова­тельность выполнения проектного задания; технику выполнения проекта.

Уметь: находить и ис­пользовать при проек­тировании новую ин­формацию; анализиро­вать свойства объекта

Самостоя­тельная работа.










Пр/р

02.03












09.03


50-













51

Выбор тем проектов












Спрос на рынке

Потребности.


Комбини­рованный урок

Первоначальные идеи. История проекта. Выбор и обоснование темы проекта на основе по­требностей и спроса на рынке товаров и услуг. Анализ рынка и собст­венных возможностей проектного задания.



Пр/р «Формулирование требований к изделию и критериев их выпол­нения»

Знать: методы поиска информации об изде­лии и мате-риалах; кри­терии определения по­треб-ности в изделии; понятие техниче-ского творчества как вида технологии; последова­тельность информаци­онного поиска и источники информации о проекте. Уметь: обосновать идею проектного зада­ния на основе маркетин­говых опросов; анали­зировать возможность изготовления изделия

Самостоя­тельная работа.











Пр/р

09.03













16.03


52-









53

История проекта








Развитие и преобразование

проекта


Комбини­рованный урок

История возникновения проекта на основе по­требностей человека. Развитие и преобразова­ние изделия с учетом использования совре­менных материалов и способа производства. Взаимоотношения, в ко­торых находятся проек­тируемые изделия и по­требности общества, че­ловека

Знать: почему при проектировании изде­лий следует создавать исторический ряд его развития; какой смысл вкладывают в понятия «дизайн окружающей среды» и «ансамбль со­временных предметов».

Уметь: проводить ана­лиз историчес-кого ряда изделий; приводить примеры преобразова­ния изделия с учетом потребностей человека

Фронталь­ный опрос

16.03









30.03


54-




55

Альтернатив­ные варианты проекта


Чертежи, эскизы.


Комбини­рованный урок

Выполнение чертежей, эскизов, технических рисунков изделия. Обос­нование выбора варианта изделия в зависимости от собственных возмож­ностей при изготовле­нии изделия.

Пр/р «Конструирование и дизайн-проектирова­ние изделия»

Знать: требования к разработке эскизного варианта изделия; функ­ции технического объ­екта и его элементов. Уметь: разрабатывать элементы технического задания и эскизного

Самостоя­тельная работа.


Пр/р

30.03




06.04




проекта нового техни­ческого решения




56-






57

Выбор инст­румента, обо­рудования и материалов



Способы крепление деталей.

Комбини­рованный урок

Подготовка конструк­торской и технологиче­ской документации с использованием ком­пьютера. Обоснование выбора инструмента, оборудования, материа­лов, способа крепления деталей, вида отделки изделия. Технологиче­ская карта изделия. Пр/р «Составление тех­нологической карты из­делия»

Знать: критерии выбо­ра инструмента, обору­дования и материалов для выполнения про­ектного задания; пра­вила составления графической и технологи­ческой документации проекта.

Уметь: провести ана­лиз выбора инструмен­та, оборудования и ма­териалов; определить их функции, структуру, сформулировать требо­вания; найти преиму­щества и недостатки

Самостоя­тельная работа. Пр/р

06.04






13.04


58

Конструктор­ская и техно­логическая до­кументация проекта

Комбини­рованный урок

Конструкторские доку­менты (чертеж общего вида, схема, инструкция). Пр/р «Разработка кон­струкции изделия»

Знать: состав конст­рукторской и техноло­гической документа­ции; какие задачи ре­шают при конструировании изделия; в какой последовательности выполняют чертежи деталей и изделий. Уметь: составлять и читать конструктор­скую и технологиче­скую документацию; проектировать конст­руктивные элементы деталей и изделий-

Самостоя­тельная работа. Пр/р

13.04


















59-



60




61




62




63



64



65

Изготовление изделия


Правила техники безопасности.


Подготовка

материалов.



Подготовка инструментов.



Изготовление



Сборка.



Отделка изделия.

Комбини­рованный урок

Изготовление деталей проектного задания. Сборка и отделка изде­лия. Визуальный инст­рументальный контроль качества изготовления изделия. Правила техни­ки безопасности при выполнении работ. Пр/р «Изготовление де­талей, подгонка и сбор­ка отдельных деталей изделия; отделка изде­лия»

Знать: технологию изготовления, соедине­ния отдельных деталей изделия; виды отделки, контроля изделия из древесины и металлов; безопасные приемы труда-

Уметь: изготавливать простые детали и изде­лия из древесины и ме­таллов; подбирать не­обходимый инструмент, оборудование и мате­риал; проводить визу­альный и инструмен­тальный контроль ка­чества изделия; без­опасно выполнять прие­мы труда

Самостоя­тельная работа. Пр/р

20.04



20.04




27.04




27.04




04.05



04.05



11.05


66-







67

Экономическое и экологиче­ское обоснова­ние проекта




Проект.

Комбини­рованный урок

Расчет себестоимости изделия. Экономические расходы.

Экологическое обосно­вание проекта. Пр/р «Расчет себе­стоимости изделия»

Знать: основные кри­терии расчета себе­стоимости изделия. Уметь: производить экономический расчет себестоимости изделия

Самостоя­тельная работа. Пр/р

11.05





18.05


68

Оценка изде­лия

Урок сис­тематиза­ции полу­ченных знаний

Оценка проектирования. Презентация проекта. Подготовка рекламного объявления

Знать: основные кри­терии защиты проект­ного задания. Уметь: представить к защите оформленный проект; провести защи­ту и оценку проекта; продемонстрировать проект

Защита проекта

18.05


69-70

Резерв





25.05


25.05




© 2010-2022