- Преподавателю
- Технология
- Рабочая программа по Основам профессионального самоопределения
Рабочая программа по Основам профессионального самоопределения
Раздел | Технология |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Сорокина Е.Ю. |
Дата | 25.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка.
Рабочая программа по основам профессионального самоопределения для учащихся 9-ых классов составлена в соответствии с требованиями федерального компонента Государственных образовательных стандартов (Приложение к приказу Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089) на основании программы рекомендованной Министерством образования РФ:
-
« Твоя профессиональная карьера» под редакцией С.Н. Чистяковой
Издательство: Москва «Просвещение», 2012 год.
Профессиональное самоопределение личности - сложный и длительный процесс, результатом которого в старшем школьном возрасте является выбор будущей профессии.
Предмет «Основы профессионального самоопределения» призван помочь учащимся 9 классов сориентироваться в современном мире труда, профессий, проанализировать собственные интересы и склонности. Помощь учащимся предполагает специальную организацию деятельности, направленной на получение знаний о себе, своих профессиональных наклонностях и о многообразии профессий с последующей работой по соотнесению этих знаний с целью выбора дальнейшего образовательного маршрута.
Цели и задачи:
Цели:
-
Актуализация процесса профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение психологических знаний о себе и о мире профессиональной деятельности.
-
Развитие у учащихся способности к успешной профессиональной адаптации в современных социально - экономических условиях.
Задачи:
-
Повышение психологической компетентности учащихся 9 классов за счет обучения их соответствующим знаниям и умениям, расширение границ самопознания и саморазвития;
-
Формирование положительного отношения к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенности в своих силах, в правильности профессионального выбора;
-
Ознакомление со спецификой и особенностями профессиональной деятельности, новыми формами организации труда в условиях рыночной посткризисной экономики;
-
Расширение границ профессиональных возможностей за счет знакомства с технологиями карьерного роста развития.
Место учебного предмета в учебном плане:
Рабочая программа «Основы профессионального самоопределения» составлена для учащихся 9 классов, из расчета 1ч. в неделю; 34 ч. в год.
В рабочую программу дополнительно включен ряд диагностических и развивающих методик, позволяющих получить более полную информацию о личностных особенностях учащихся и адекватно оценить возможности гимназистов в соответствии с психологическими требованиями выбранной профессии.
Класс
Количество часов / год
Количество часов / нед.
Уровень изучения
УМК
9а, б, в
34
1
Базовый
1.Учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений «Твоя профессиональная карьера» под редакцией С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной, Москва «Просвещение», 2012
2.Рабочая тетрадь по технологии к модулю «Отрасли общественного производства и профессиональное самоопределение» Антоненко К.О., Атаулова О.В. ИПК ПРО, 2014
Учебно - тематический план.
Тема по программе С.Н. Чистяковой
Количество часов по программе
Тема в рабочей программе
Количество часов по программе
Вводное занятие
1
Вводное занятие
1
Внутренний мир человека и возможности его познания
2
Многообразие мира профессий
1
Многообразие мира профессий
1
Представление о себе и проблема выбора профессии
2
«Секреты» выбора профессии.
2
«Секреты» выбора профессии.
2
Склонности и интересы в профессиональном выборе
2
Интересы и склонности в профессиональном выборе
1
Возможности личности в профессиональной деятельности
2
Возможности личности в профессиональной деятельности
1
Социальные проблемы труда
3
Социальные проблемы труда
3
Социально - психологический портрет современного профессионала
2
Анализ профессий
2
Анализ профессий
2
Здоровье и выбор профессии
1
Здоровье и выбор профессии
1
Свойства нервной системы в профессиональной деятельности
2
Темперамент в профессиональном становлении личности
2
Темперамент в профессиональном становлении личности
2
Ведущие отношения личности и типы профессий
2
Эмоциональные состояния личности
2
Эмоционально - волевые качества личности
2
Волевые качества личности
1
Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда
9
Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда
3
Неисчерпаемость человеческих ресурсов.
2
Неисчерпаемость человеческих ресурсов.
1
Человек в новых социально - экономических условиях
3
Человек в новых социально - экономических условиях
2
Человек среди людей
4
Человек среди людей
2
Современный рынок труда и его требования к профессионалу
3
Современный рынок труда и его требования к профессионалу
3
Пути получения профессии
1
Пути получения профессии
1
Моя профессиональная карьера
4
Моя профессиональная карьера
3
Оценка способности школьников к выбору профессии.
4
Оценка способности, школьников к выбору профессии.
2
Профконсультационные услуги
2
Итоговое занятие «Мой выбор»
1
Содержание курса (34ч)
1. Вводное занятие- 1ч.
Цели и задачи курса. Содержание, специфика занятий по психологическим основам выбора профессий. Дневник выбора профессии как форма фиксации данных по курсу «Твоя профессиональная карьера».
Практическая работа. Знакомство с дневником выбора профессии.
2. Многообразие мира профессий - 1ч.
Труд в жизни человека и общества. Разнообразие профессий. Развитие личности и профессиональное самоопределение. Профессиональная деятельность как способ самореализации и самоутверждения личности.
Практическая работа. Составление словаря профессий.
3. «Секреты» выбора профессии («хочу» - «могу» - «надо») - 2 ч.
«Хочу» - склонности, желания, интересы личности; «могу» - человеческие возможности (физиологические и психологические ресурсы личности); «надо» - потребности рынка труда в кадрах. Типичные ошибки при выборе профессии.
Общее понятие о профессии, специальности, должности. Личный профессиональный план.
Практическая работа. Ответы на вопросы: какие три специальности относятся к одной профессии? К какой профессии относятся следующие специальности: хирург, стоматолог, терапевт, невропатолог? Распределение профессий, специальностей, должностей по соответствующим группам (предлагается перечень профессий).
4. Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу») - 1 ч.
Потребности и мотивы как условие активности личности. Виды мотивов.
Индивидуальные интересы. Профессиональные намерения.
Диагностические процедуры. Карта интересов; опросник профессиональной готовности.
Развивающие процедуры. Актуализация профессиональных интересов путем группового обсуждения соответствующей профессиональной сферы.
5. Возможности личности в профессиональной деятельности («могу») - 1ч.
Понятие профпригодности. Профессионально важные качества Активная роль личности при выборе профессии.
Диагностические процедуры. Методика самооценки индивидуальных особенностей.
Знакомство с описаниями профессий.
6. Социальные проблемы труда («надо») - 3 ч.
6.1. Разделение труда (I ч).
Общественное разделение труда. Территориальное разделение труда. Формы разделения труда на предприятии. Социальные перемещения. Содержание и характер трудовых функций.
Профессионализация. Специализация. Квалификация.
Развивающие процедуры. Игровая дискуссия «Кто нужен нашему городу?».
6.2. Содержание и характер труда (1 ч).
Цель труда и его результаты. Умственный и физический труд. Характер труда. Культура труда.
Практическая работа. Определить, в деятельности каких профессионалов преобладает труд сложный, простой, умственный, физический (предлагается перечень профессий).
6.3. Процесс и условия труда (1 ч).
Современные требования к труду. Предметы и средства труда. Условия труда.
Практическая работа. Письменная работа на тему «Труд в современном обществе» с последующим обсуждением.
7. Анализ профессий - 2 ч.
7.1. Основные признаки профессиональной деятельности (1 ч).
Предмет труда Цеди труда. Средства труда. Проблемность трудовых ситуаций. Коллективность процесса труда. Ответственность в труде. Условия труда.
Формула профессии. Понятие о профессиограмме. Практическая работа. Конкурс «Угадай профессию».
7.2 Классификация профессий (I ч). Способы классификации профессий.
Профессии типа «человек - человек», «человек - техника», «человек - природа», «человек - знаковая система», «человек художественный образ». Характеристика профессий по общим признакам профессиональной деятельности.
Практическая работа. Составление формул профессий.
8. Здоровье и выбор профессии - 1ч.
Учет состояния здоровья при выборе профессии. Понятие «неблагоприятные производственные факторы». Тины профессий по медицинским противопоказаниям. Укрепление здоровья в соответствии с требованиями профессии. Работоспособность. Роль активного отдыха в зависимости от условий и режима работы.
Практическая работа. Работа с «Анкетой здоровья» и нормативными документами по охране труда.
9. Темперамент в профессиональном становлении личности - 2 ч.
Общее представление о темпераменте. Психологическая характеристика основных типов темперамента, особенности их проявления в учебной и профессиональной деятельности.
Психологические состояния (монотонность, утомление, психическая направленность в ситуациях аварийности и риска) в трудовом процессе. Диагностические процедуры. Опросник Айзенка.
Развивающие процедуры. Сюжетно-ролевая игра «Проявление темперамента в профессиональных ситуациях».
Практическая работа. Анализ особенностей поведения людей, имеющих разные типы темперамента, в конкретных ситуациях.
10. Эмоционально - волевые качества личности - 2 ч.
Эмоции и чувства, их функции в профессиональной деятельности. Основные формы эмоциональных переживаний (настроения, аффекты, фрустрация, стрессовые состояния).
Диагностические процедуры. Опросник «Беспокойство - тревога», методика «Незаконченные предложения».
Развивающие процедуры. Ознакомление с простейшими приемами психической саморегуляции.
Практическая работа. Самонаблюдение за динамикой настроения.
Специфика волевого поведения в отличие от импульсивного и зависимого. Условия развития воли Роль воли в процессе принятия профессиональных решений.
Опросник «Какая у меня воля?».
11. Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда - 3 ч.
11.1. Способность к запоминанию ( 1 ч)
Общее представление о памяти. Основные процессы памяти (запоминание, сохранение, забывание, узнавание и воспроизведение). Виды памяти и их роль в различных видах профессиональной деятельности. Условия развития памяти.
Диагностические процедуры. Методики «Воспроизведение рядов цифр» (выявление объема кратковременной слуховой памяти); «Ассоциативное воспроизведение содержания понятий» (выявление объема долговременной словесной памяти).
Развивающие процедуры.
11.2. Способность быть внимательным (1 ч).
Общее представление о внимании (объем, устойчивость, распределение, избирательность). Наблюдательность как профессионально важное качество. Условия развития внимания.
Диагностические процедуры. Методики «Перепуганные линии», «Отыскание чисел», «Корректурная проба».
Развивающие процедуры. Психотехнические игры «Муха»
11.3. Способность устанавливать связи и закономерности между понятиями (2 ч).
Способность к выявлению и установлению связей как условие эффективности профессионального труда. Основные типы связей.
12. Неисчерпаемость человеческих ресурсов - 1ч.
Творческое отношение к собственной жизни. Психологические механизмы компенсации. Целеустремленность в преодолении жизненных сложностей при устройстве своей профессиональной судьбы. Программа и средства самовоспитания.
Развивающие процедуры. Деловая игра «Организация совместного предприятия с представителями внеземной цивилизации».
Практическая работа. Составление индивидуальной программы самовоспитания.
13. Человек в новых социально-экономических условиях - 2ч.
Структурная перестройка экономики. Новая индустриализация.
Развитие производственной инфраструктуры. Сфера услуг. Конверсия.
Развитие сельского хозяйства. Земельная реформа. Фермерство.
Экологические проблемы и их решение.
Хозяйственный механизм: экономические рычаги, управление. Разгосударствление экономики. Приватизация. Хозяйственная инициатива. Коммерческий риск. Маркетинг. Менеджмент. Контрактные связи. Малый бизнес. Иностранные инвестиции.
Развивающие процедуры. Сюжетно-ролевая игра «Пресс-конференция».
14. Человек среди людей - 2 ч.
Личность и межличностные отношения в группах. Лидерство. Совместная деятельность в трудовом коллективе. Психологическая совместимость людей. Принятие групповых решений.
Виды общения. Конфликты, пути разрешения конфликтных ситуаций.
Диагностические процедуры. Опросники «Потребность в общении», «Диагностика межличностных отношений», «Эмпатия».
Развивающие процедуры. Элементы социально-психологического тренинга (умение вести диалог, поведение в конфликтных ситуациях). Психотехническая игра «Угадай человека».
15. Современный рынок труда и его требования к профессионалу - 3 ч.
Разнообразные виды предприятий и форм собственности. Акционерные общества, концерны, хозяйственные ассоциации,
Разнообразные виды предприятий и форм собственности. Акционерные общества, концерны, хозяйственные ассоциации, объединения. Кооперация, аренда, индивидуальная трудовая деятельность.
Новый тип организации людей в производственной деятельности в условиях рыночной экономики. Самоокупаемость. Самофинансирование. Рынок, его функции, структура. Спрос и предложение, методы их регулирования. Внутренний и внешний рынок. Конкуренция.
Конъюнктура рынка. Формирование рыночной инфраструктуры. Развитие, предпринимательства.
Кадровое планирование. Банки данных о рабочей силе (спрос и предложение). Прогнозирование состояния рынков рабочей силы.
Занятость населения. Безработица.
Перспективы изменения мира профессий в связи с НТП.
Развивающие процедуры. Деловая игра «Малое предприятие».
Практическая работа. Определение изменений состава профессий на одном из предприятий за последние пять лет.
16. Пути получения профессии - 1ч.
Система профессионально-технического образования. Типы профессиональных училищ, условия приема и обучения в них. Подготовка рабочих на производстве.
Средние специальные учебные заведения, их типы, условия приема и обучения.
Типы высших учебных заведений, условия приема и обучения студентов.
Возможности квалификационного роста.
Практическая работа. Письменная работа «Мой путь в профессию».
17. Моя профессиональная карьера - 3 ч.
Понятие о профессиональной карьере. Критерии профессиональной компетентности.
Индивидуальный профессиональный план как средство реализации программы личностного и -профессионального роста человека. Профессиональное прогнозирование и профессиональное самоопределение.
Развивающие процедуры. Деловые игры «Биржа труда» (защита профессии), «Профконсультация».
Практическая работа. Анализ личного профессионального плана.
18. Оценка способности школьников к выбору профессии - 2 ч.
Общие основы оценки способности личности к выбору профессии.
Оценка способности к самоанализу, анализу профессии, самореализации в различных видах профессиональной деятельности (профессиональных пробах).
Показатель соответствия выбранной профессии склонностям учащегося. Практическая работа. Определение способности школьников к выбору профессии.
19. Итоговое занятие «Мой выбор» - 1ч.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Обучающиеся должны знать:
значение профессионального самоопределения, понятия о профессиях и профессиональной деятельности, требования к составлению личного профессионального плана, правила выбора профессии, противопоказания по здоровью, понятия об интересах, мотивах и ценностях, психофизиологических и психологических ресурсах личности, в связи с выбором профессии, понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально - волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения, путях построения карьеры.
Обучающиеся должны иметь представление:
о смысле и значении труда в жизни человека и общества, о современных тенденциях на рынке труда, востребованных профессиях, о предпринимательстве, о рынке труда, путях получения профессии, о различных типах образовательных учреждений
Обучающиеся должны уметь:
соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии, анализировать профессио- граммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, составлять резюме, личный профессиональный план.
Критерии оценивания
Оценка «5»
Ставится, если учащийся отвечает на творческом уровне, самостоятельно использует полученные теоретические и практические знания и умения, уверенно использует разнообразные термины, логично и грамотно с точки зрения требований устной и письменной речи излагает материал. Учащийся самостоятельно анализирует материал по теме, подкрепляя его собственными выводами.
Оценка «4»
Ставится, если ответ на конструктивном уровне, в основном удовлетворяет требованиям, перечисленным выше, но используется некоторая помощь учителя в ходе применения знаний и умений в новой или изменённой ситуации, ученик не приводит собственные выводы, примеры.
Оценка «3»
Ставится в том случае, если учащийся демонстрирует знания в основном на репродуктивном уровне, не достаточно хорошо ориентируется в теме, в ответе проявляется недостаточно глубокое понимание материала курса, незнание основных психологических принципов выбора профессии, современного состояния рынка труда.
Оценка «2»
Ставиться, если главное содержание материала полностью не раскрыто.
Календарно-тематическое планирование на 2015-16 учебный год.
№
Уро-ка
Дата
Тема занятий
Кол- во часов
Основное содержание урока
Тип урока
Развивающие и диагностические процедуры
1
Введение. Цели и задачи курса.
1
Цели и задачи. Специфика занятий. Составление словаря профессий
Вводный
Профориентационная игра «Подбери профессию»
2
Многообразие мира профессий.
1
Труд в жизни человека. Разнообразие профессий. Профессиональное самоопределение
Первичное ознакомление с материалом
Профориентационное упражнение «Профессия на букву»
3
Общие понятия о профессии, специальности, должности. Секреты выбора профессии
1
«Хочу, могу, надо». Общие понятия о профессии, специальности, должности
Усвоение новых знаний
Адаптационная игры «Корреспондентский марафон»
4
Типичные ошибки при выборе профессии
1
Типичные ошибки при выборе профессии
Усвоение новых знаний
Практическая работа распределение профессий
5
Интересы и склонности в профессиональном выборе
1
Потребности и мотивы. Индивидуальные интересы и склонности
Урок обобщения и систематизации знаний
Карта интересов
6
Возможности личности в профессиональной деятельности
1
Способности. Понятие профпригодности. Профессионально важные качества
Урок обобщения и систематизации знаний
Анкета «Ориентация»
7
Социальные проблемы труда. Разделение труда. Содержание и характер трудовых функций
1
Социальные проблемы труда в Ульяновской области. Разделение труда. Содержание и характер трудовых функций
Первичное ознакомление с материалом
Игровая дискуссия «Кто нужен нашему городу»
8
Социальные проблемы труда. Содержание и характер труда. Цели и результаты труда
1
Социальные проблемы труда. Содержание и характер труда. Цели и результаты труда
Усвоение новых знаний
Упражнение «Новые специальности»
9
Процесс и условия труда. Современные требования к труду
1
Процесс и условия труда. Современные требования к труду
Урок обобщения и систематизации знаний
Сочинение - рассуждения на тему «Труд в современном обществе»
10
Основные признаки профессиональной деятельности. Понятие о профессиограмме
1
Основные признаки профессиональной деятельности. Проблем- ность трудовых ситуаций. Коллективность процесса труда. Формула профессии. Понятие о профессиограмме
Урок контроля, оценки, коррекции знаний
Составление формул профессий. Составление профессиограмм профессий
11
Классификация профессий. Профессии типа «Ч-Ч», «Ч-
Т», «Ч-З», «Ч-ХО», «Ч-П»
1
Классификация профессий. Профессии типа «человек-человек», «человек-техника», «человек- знаковая система», «человек- художественный образ», «человек-природа»
Усвоение новых знаний. Практическое применение знаний
Опросник профессиональной готовности
12
Здоровье и выбор профессии
1
Учет состояния здоровья при выборе профессии. Типы профессий по медицинским показаниям
Усвоение новых знаний. Практическое применение знаний
Анкета «Здоровье». Работа с нормативными документами
по охране труда
«
13
Общее представление о нервной системе и ее свойствах. Понятие темперамента
1
Общее представление о нервной системе и ее свойствах. Понятие темперамента. Психологическая характеристика основных типов темперамента
Урок изучения и закрепления новых знаний
Экспресс-диагностика темпераментной структуры личности
14
Сказка о типах темперамента. Методика изучения свойств нервной системы учащихся
1
Учет особенностей темперамента в процессе профессионального самоопределения
Урок комплексного применения знаний
Опросник Андреевой
15
Эмоции и чувства, их функции в профессиональной деятельности. Специфика волевого поведения
1
Эмоции и чувства, их функции в профессиональной деятельности. Основные формы эмоциональных переживаний
Комбинированный урок
Игры и упражнения на развитие познавательной сферы
16
Условия развития воли.
Контрольный опрос
1
Специфика волевого поведения
Урок контроля, оценки, коррекции знаний
Тест
17
Общее представление о профессиональной сфере. Развитие памяти
1
Методики «Воспроизведение радов цифр», «Ассоциативное воспроизведение содержания понятий»
Комбинированный урок
Игры и упражнения на развитие познавательной сферы
18
Определение внимания. Наблюдательность как профессионально важное качество. Условия развития внимания
1
Корректурная проба
Комбинированный урок
Игры и упражнения на развитие познавательной сферы
19
Мышление. Условие развития мышления. Психологическая характеристика гибкости интеллектуальной деятельности
1
Познавательные «барьеры» в различных типах профессий
Урок обобщения и систематизации знаний
Игры и упражнения на развитие познавательной сферы
20
Неисчерпаемость человеческих ресурсов
1
Требования к современному профессионалу. Программа и средства самовоспитания
Урок контроля знаний
Деловая игра
21
Человек в новых социально- экономических условиях
1
Структурная перестройка экономики. Новая индустриализация
Урок изучения новых знаний
Анализ газетных и журнальных публикаций
22
Проблемы производства в условиях рыночной экономики
1
Сюжетно-ролевая игра «Пресс- конференция»
Урок закрепления знаний
Элементы социальнопсихологического тренинга
23
Человек среди людей. Личность и межличностные отношения в группах
1
Психологическая совместимость людей
Урок изучения новых знаний
Опросник «Потребность в общении»
24
Лидерство. Психологическая совместимость людей. Виды общения. Конфликты
1
Пути разрешения конфликтных ситуаций
Практическое
закрепление
знаний
25
Разнообразные виды предприятий и форм собственности
1
Новый тип организации людей в производственной деятельности в условиях рыночной экономики
Комбинированный урок
Деловая игра «Малое предприятие»
26
Рынок, его функции, структура. Развитие предпринимательства
1
Развитие предпринимательства
Урок обобщения и систематизации знаний
27
Кадровое планирование. Занятость населения. Безработица
1
Кадровое планирование. Занятость населения. Безработица
Комбинированный урок
Составление анкеты для биржи труда. Резюме
28
Пути получения профессии
1
Система профессионально- технического образования. Типы учебных заведений, условия приема и обучения в них
Первичное ознакомление с материалом
Практикум «Как вести себя на экзаменах»
29
Понятие о профессиональной карьере
1
Критерии профессиональной компетентности
Комбинированный урок
30
Индивидуальный профессиональный план
1
Профессиональное прогнозирование
Урок обобщения и систематизации знаний
Составление личного профессионального плана
31
Профессиональное прогнозирование
1
Деловая игра «Биржа труда»
Урок комплексного применения знаний
«
32
Определение способности учащихся к выбору профессии.
1
Знание содержания труда по избранной профессии, требований, предъявляемых профессий, рынка труда
Урок контроля, оценки, коррекции знаний
Игра «Профконсультации»
33
Критерии обоснованности выбора профессии
1
Практическая работа «Определение способностей школьников к выбору профессии»
Практическое
применение
знаний
Тест на готовность к выбору профессии
34-35
Итоговое занятие «Мой выбор»
2
Круглый стол. Подведение итогов курса. Анализ профессиональных выборов
Урок обобщения и систематизации знаний
Обратная связь
Литература
-
Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. - СПБ, Питер, 2010г.
-
Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. М., 2011г.
-
Пряжникова Е.Ю. Профориентация. М., ИЦ «Академия», 2010г.
-
Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограмма. СПБ, 2011г.
-
Твоя профессиональная карьера, 8-9 класс, под редакцией С.Н.Чистяковой, Москва. «Просвещение», 2012г.
-
Справочник «Вузы России. Секреты поступления»/ составитель Молчанова М.А. М. Эксмо, 2010г.