Рабочая программа по Основам профессионального самоопределения

Раздел Технология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.

Рабочая программа по основам профессионального самоопределения для учащихся 9-ых классов составлена в соответствии с требованиями федерального компонента Государственных образовательных стандартов (Приложение к приказу Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089) на основании программы рекомендованной Министерством образования РФ:

  • « Твоя профессиональная карьера» под редакцией С.Н. Чистяковой

Издательство: Москва «Просвещение», 2012 год.

Профессиональное самоопределение личности - сложный и длительный процесс, результатом которого в старшем школьном возрасте является выбор будущей профессии.

Предмет «Основы профессионального самоопределения» призван помочь учащимся 9 классов сориентироваться в со­временном мире труда, профессий, проанализировать собственные интересы и склонности. Помощь учащимся предпо­лагает специальную организацию деятельности, направленной на получение знаний о себе, своих профессиональных наклонностях и о многообразии профессий с последующей работой по соотнесению этих знаний с целью выбора дальнейшего образовательного маршрута.

Цели и задачи:

Цели:

  1. Актуализация процесса профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их дея­тельности, включающей получение психологических знаний о себе и о мире профессиональной деятельности.

  2. Развитие у учащихся способности к успешной профессиональной адаптации в современных социально - экономи­ческих условиях.

Задачи:

  1. Повышение психологической компетентности учащихся 9 классов за счет обучения их соответствующим знани­ям и умениям, расширение границ самопознания и саморазвития;

  2. Формирование положительного отношения к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенности в сво­их силах, в правильности профессионального выбора;

  3. Ознакомление со спецификой и особенностями профессиональной деятельности, новыми формами организации труда в условиях рыночной посткризисной экономики;

  4. Расширение границ профессиональных возможностей за счет знакомства с технологиями карьерного роста разви­тия.

Место учебного предмета в учебном плане:

Рабочая программа «Основы профессионального самоопределения» составлена для учащихся 9 классов, из расчета 1ч. в неделю; 34 ч. в год.

В рабочую программу дополнительно включен ряд диагностических и развивающих методик, позволяющих полу­чить более полную информацию о личностных особенностях учащихся и адекватно оценить возможности гимнази­стов в соответствии с психологическими требованиями выбранной профессии.

Класс

Количество часов / год

Количество часов / нед.

Уровень изучения

УМК

9а, б, в

34


1


Базовый

1.Учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений «Твоя профессиональная карьера» под редакцией С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной, Москва «Просвещение», 2012

2.Рабочая тетрадь по технологии к модулю «Отрасли общественного производства и профессиональное самоопределение» Антоненко К.О., Атаулова О.В. ИПК ПРО, 2014



Учебно - тематический план.

Тема по программе С.Н. Чистяковой


Количе­ство ча­сов по програм­ме

Тема в рабочей программе

Количе­ство ча­сов по про­грамме

Вводное занятие

1

Вводное занятие

1

Внутренний мир человека и возможности его познания

2

Многообразие мира профессий

1

Многообразие мира профессий

1

Представление о себе и проблема выбора профессии

2

«Секреты» выбора профессии.

2

«Секреты» выбора профессии.

2

Склонности и интересы в профессиональном выборе

2

Интересы и склонности в профессиональном вы­боре

1

Возможности личности в профессиональной деятельности

2

Возможности личности в профессиональной деятельности

1

Социальные проблемы труда

3

Социальные проблемы труда

3

Социально - психологический портрет со­временного профессионала

2

Анализ профессий

2

Анализ профессий

2

Здоровье и выбор профессии

1

Здоровье и выбор профессии

1

Свойства нервной системы в профессио­нальной деятельности

2

Темперамент в профессиональном становле­нии личности

2

Темперамент в профессиональном становлении личности

2

Ведущие отношения личности и типы про­фессий

2

Эмоциональные состояния личности

2

Эмоционально - волевые качества личности

2

Волевые качества личности

1

Интеллектуальные способности и успеш­ность профессионального труда

9

Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда

3

Неисчерпаемость человеческих ресурсов.

2

Неисчерпаемость человеческих ресурсов.

1

Человек в новых социально - экономиче­ских условиях

3

Человек в новых социально - экономических ус­ловиях

2

Человек среди людей

4

Человек среди людей

2

Современный рынок труда и его требования к профессионалу

3

Современный рынок труда и его требования к профессионалу

3

Пути получения профессии

1

Пути получения профессии

1

Моя профессиональная карьера

4

Моя профессиональная карьера

3

Оценка способности школьников к выбору профессии.

4

Оценка способности, школьников к выбору про­фессии.

2

Профконсультационные услуги

2

Итоговое занятие «Мой выбор»

1

Содержание курса (34ч)


1. Вводное занятие- 1ч.

Цели и задачи курса. Содержание, специфика занятий по психологическим основам выбора профессий. Дневник выбора профессии как форма фиксации данных по курсу «Твоя профессиональная карьера».

Практическая работа. Знакомство с дневником выбора профессии.

2. Многообразие мира профессий - 1ч.

Труд в жизни человека и общества. Разнообразие профессий. Развитие личности и профессиональное самоопределение. Профессиональная деятельность как способ самореализации и самоутверждения личности.

Практическая работа. Составление словаря профессий.

3. «Секреты» выбора профессии («хочу» - «могу» - «надо») - 2 ч.

«Хочу» - склонности, желания, интересы личности; «могу» - человеческие возможности (физиологические и психологические ресурсы личности); «надо» - потребности рынка труда в кадрах. Типичные ошибки при выборе профессии.

Общее понятие о профессии, специальности, должности. Личный профессиональный план.

Практическая работа. Ответы на вопросы: какие три специальности относятся к одной профессии? К какой профессии относятся следующие специальности: хирург, стоматолог, терапевт, невропатолог? Распределение профессий, специальностей, должностей по соответствующим группам (предлагается перечень профессий).

4. Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу») - 1 ч.

Потребности и мотивы как условие активности личности. Виды мотивов.

Индивидуальные интересы. Профессиональные намерения.

Диагностические процедуры. Карта интересов; опросник профессиональной готовности.

Развивающие процедуры. Актуализация профессиональных интересов путем группового обсуждения соответствующей профессиональной сферы.

5. Возможности личности в профессиональной деятельности («могу») - 1ч.

Понятие профпригодности. Профессионально важные качества Активная роль личности при выборе профессии.

Диагностические процедуры. Методика самооценки индивидуальных особенностей.

Знакомство с описаниями профессий.

6. Социальные проблемы труда («надо») - 3 ч.

6.1. Разделение труда (I ч).

Общественное разделение труда. Территориальное разделение труда. Формы разделения труда на предприятии. Социальные перемещения. Содержание и характер трудовых функций.

Профессионализация. Специализация. Квалификация.

Развивающие процедуры. Игровая дискуссия «Кто нужен нашему городу?».

6.2. Содержание и характер труда (1 ч).

Цель труда и его результаты. Умственный и физический труд. Характер труда. Культура труда.

Практическая работа. Определить, в деятельности каких профессионалов преобладает труд сложный, простой, умственный, физический (предлагается перечень профессий).

6.3. Процесс и условия труда (1 ч).

Современные требования к труду. Предметы и средства труда. Условия труда.

Практическая работа. Письменная работа на тему «Труд в современном обществе» с последующим обсуждением.

7. Анализ профессий - 2 ч.

7.1. Основные признаки профессиональной деятельности (1 ч).

Предмет труда Цеди труда. Средства труда. Проблемность трудовых ситуаций. Коллективность процесса труда. Ответственность в труде. Условия труда.

Формула профессии. Понятие о профессиограмме. Практическая работа. Конкурс «Угадай профессию».

7.2 Классификация профессий (I ч). Способы классификации профессий.

Профессии типа «человек - человек», «человек - техника», «человек - природа», «человек - знаковая система», «человек художественный образ». Характеристика профессий по общим признакам профессиональной деятельности.

Практическая работа. Составление формул профессий.

8. Здоровье и выбор профессии - 1ч.

Учет состояния здоровья при выборе профессии. Понятие «неблагоприятные производственные факторы». Тины профессий по медицинским противопоказаниям. Укрепление здоровья в соответствии с требованиями профессии. Работоспособность. Роль активного отдыха в зависимости от условий и режима работы.

Практическая работа. Работа с «Анкетой здоровья» и нормативными документами по охране труда.

9. Темперамент в профессиональном становлении личности - 2 ч.

Общее представление о темпераменте. Психологическая характеристика основных типов темперамента, особенности их проявления в учебной и профессиональной деятельности.

Психологические состояния (монотонность, утомление, психическая направленность в ситуациях аварийности и риска) в трудовом процессе. Диагностические процедуры. Опросник Айзенка.

Развивающие процедуры. Сюжетно-ролевая игра «Проявление темперамента в профессиональных ситуациях».

Практическая работа. Анализ особенностей поведения людей, имеющих разные типы темперамента, в конкретных ситуациях.

10. Эмоционально - волевые качества личности - 2 ч.

Эмоции и чувства, их функции в профессиональной деятельности. Основные формы эмоциональных переживаний (настроения, аффекты, фрустрация, стрессовые состояния).

Диагностические процедуры. Опросник «Беспокойство - тревога», методика «Незаконченные предложения».

Развивающие процедуры. Ознакомление с простейшими приемами психической саморегуляции.

Практическая работа. Самонаблюдение за динамикой настроения.

Специфика волевого поведения в отличие от импульсивного и зависимого. Условия развития воли Роль воли в процессе принятия профессиональных решений.

Опросник «Какая у меня воля?».

11. Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда - 3 ч.

11.1. Способность к запоминанию ( 1 ч)

Общее представление о памяти. Основные процессы памяти (запоминание, сохранение, забывание, узнавание и воспроизведение). Виды памяти и их роль в различных видах профессиональной деятельности. Условия развития памяти.

Диагностические процедуры. Методики «Воспроизведение рядов цифр» (выявление объема кратковременной слуховой памяти); «Ассоциативное воспроизведение содержания понятий» (выявление объема долговременной словесной памяти).

Развивающие процедуры.

11.2. Способность быть внимательным (1 ч).

Общее представление о внимании (объем, устойчивость, распределение, избирательность). Наблюдательность как профессионально важное качество. Условия развития внимания.

Диагностические процедуры. Методики «Перепуганные линии», «Отыскание чисел», «Корректурная проба».

Развивающие процедуры. Психотехнические игры «Муха»

11.3. Способность устанавливать связи и закономерности между понятиями (2 ч).

Способность к выявлению и установлению связей как условие эффективности профессионального труда. Основные типы связей.

12. Неисчерпаемость человеческих ресурсов - 1ч.

Творческое отношение к собственной жизни. Психологические механизмы компенсации. Целеустремленность в преодолении жизненных сложностей при устройстве своей профессиональной судьбы. Программа и средства самовоспитания.

Развивающие процедуры. Деловая игра «Организация совместного предприятия с представителями внеземной цивилизации».

Практическая работа. Составление индивидуальной программы самовоспитания.

13. Человек в новых социально-экономических условиях - 2ч.

Структурная перестройка экономики. Новая индустриализация.

Развитие производственной инфраструктуры. Сфера услуг. Конверсия.

Развитие сельского хозяйства. Земельная реформа. Фермерство.

Экологические проблемы и их решение.

Хозяйственный механизм: экономические рычаги, управление. Разгосударствление экономики. Приватизация. Хозяйственная инициатива. Коммерческий риск. Маркетинг. Менеджмент. Контрактные связи. Малый бизнес. Иностранные инвестиции.

Развивающие процедуры. Сюжетно-ролевая игра «Пресс-конференция».

14. Человек среди людей - 2 ч.

Личность и межличностные отношения в группах. Лидерство. Совместная деятельность в трудовом коллективе. Психологическая совместимость людей. Принятие групповых решений.

Виды общения. Конфликты, пути разрешения конфликтных ситуаций.

Диагностические процедуры. Опросники «Потребность в общении», «Диагностика межличностных отношений», «Эмпатия».

Развивающие процедуры. Элементы социально-психологического тренинга (умение вести диалог, поведение в конфликтных ситуациях). Психотехническая игра «Угадай человека».

15. Современный рынок труда и его требования к профессионалу - 3 ч.

Разнообразные виды предприятий и форм собственности. Акционерные общества, концерны, хозяйственные ассоциации,

Разнообразные виды предприятий и форм собственности. Акционерные общества, концерны, хозяйственные ассоциации, объединения. Кооперация, аренда, индивидуальная трудовая деятельность.

Новый тип организации людей в производственной деятельности в условиях рыночной экономики. Самоокупаемость. Самофинансирование. Рынок, его функции, структура. Спрос и предложение, методы их регулирования. Внутренний и внешний рынок. Конкуренция.

Конъюнктура рынка. Формирование рыночной инфраструктуры. Развитие, предпринимательства.

Кадровое планирование. Банки данных о рабочей силе (спрос и предложение). Прогнозирование состояния рынков рабочей силы.

Занятость населения. Безработица.

Перспективы изменения мира профессий в связи с НТП.

Развивающие процедуры. Деловая игра «Малое предприятие».

Практическая работа. Определение изменений состава профессий на одном из предприятий за последние пять лет.

16. Пути получения профессии - 1ч.

Система профессионально-технического образования. Типы профессиональных училищ, условия приема и обучения в них. Подготовка рабочих на производстве.

Средние специальные учебные заведения, их типы, условия приема и обучения.

Типы высших учебных заведений, условия приема и обучения студентов.

Возможности квалификационного роста.

Практическая работа. Письменная работа «Мой путь в профессию».

17. Моя профессиональная карьера - 3 ч.

Понятие о профессиональной карьере. Критерии профессиональной компетентности.

Индивидуальный профессиональный план как средство реализации программы личностного и -профессионального роста человека. Профессиональное прогнозирование и профессиональное самоопределение.

Развивающие процедуры. Деловые игры «Биржа труда» (защита профессии), «Профконсультация».

Практическая работа. Анализ личного профессионального плана.

18. Оценка способности школьников к выбору профессии - 2 ч.

Общие основы оценки способности личности к выбору профессии.

Оценка способности к самоанализу, анализу профессии, самореализации в различных видах профессиональной деятельности (профессиональных пробах).

Показатель соответствия выбранной профессии склонностям учащегося. Практическая работа. Определение способности школьников к выбору профессии.

19. Итоговое занятие «Мой выбор» - 1ч.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

Обучающиеся должны знать:

значение профессионального самоопределения, понятия о профессиях и профессиональной деятельности, требования к составлению личного профессионального плана, правила выбора профессии, противопоказания по здоровью, поня­тия об интересах, мотивах и ценностях, психофизиологических и психологических ресурсах личности, в связи с вы­бором профессии, понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально - волевой сфере, интел­лектуальных способностях, стилях общения, путях построения карьеры.

Обучающиеся должны иметь представление:

о смысле и значении труда в жизни человека и общества, о современных тенденциях на рынке труда, востребован­ных профессиях, о предпринимательстве, о рынке труда, путях получения профессии, о различных типах образова­тельных учреждений

Обучающиеся должны уметь:

соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии, анализировать профессио- граммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, составлять резюме, личный профессиональный план.

Критерии оценивания

Оценка «5»

Ставится, если учащийся отвечает на творческом уровне, самостоятельно использует полученные теоретические и прак­тические знания и умения, уверенно использует разнообразные термины, логично и грамотно с точки зрения требований устной и письменной речи излагает материал. Учащийся самостоятельно анализирует материал по теме, подкрепляя его собственными выводами.

Оценка «4»

Ставится, если ответ на конструктивном уровне, в основном удовлетворяет требованиям, перечисленным выше, но ис­пользуется некоторая помощь учителя в ходе применения знаний и умений в новой или изменённой ситуации, ученик не приводит собственные выводы, примеры.

Оценка «3»

Ставится в том случае, если учащийся демонстрирует знания в основном на репродуктивном уровне, не достаточно хо­рошо ориентируется в теме, в ответе проявляется недостаточно глубокое понимание материала курса, незнание основ­ных психологических принципов выбора профессии, современного состояния рынка труда.

Оценка «2»

Ставиться, если главное содержание материала полностью не раскрыто.

Календарно-тематическое планирование на 2015-16 учебный год.

Уро-ка

Дата

Тема занятий

Кол- во ча­сов

Основное содержание урока

Тип урока

Развивающие и диагности­ческие процедуры

1


Введение. Цели и задачи курса.

1

Цели и задачи. Специфика заня­тий. Составление словаря про­фессий

Вводный

Профориентационная игра «Подбери профессию»

2


Многообразие мира про­фессий.

1

Труд в жизни человека. Разнооб­разие профессий. Профессио­нальное самоопределение

Первичное ознакомление с материалом

Профориентационное упраж­нение «Профессия на букву»

3


Общие понятия о профес­сии, специальности, долж­ности. Секреты выбора профессии

1

«Хочу, могу, надо». Общие по­нятия о профессии, специально­сти, должности

Усвоение но­вых знаний

Адаптационная игры «Корре­спондентский марафон»

4


Типичные ошибки при вы­боре профессии

1

Типичные ошибки при выборе профессии

Усвоение но­вых знаний

Практическая работа распре­деление профессий

5


Интересы и склонности в профессиональном выборе

1

Потребности и мотивы. Индиви­дуальные интересы и склонности

Урок обобще­ния и систе­матизации знаний

Карта интересов

6


Возможности личности в профессиональной деятель­ности

1

Способности. Понятие профпри­годности. Профессионально важные качества

Урок обобще­ния и систе­матизации знаний

Анкета «Ориентация»

7


Социальные проблемы тру­да. Разделение труда. Со­держание и характер трудо­вых функций

1

Социальные проблемы труда в Ульяновской области. Разделе­ние труда. Содержание и харак­тер трудовых функций

Первичное ознакомление с материалом

Игровая дискуссия «Кто ну­жен нашему городу»

8


Социальные проблемы тру­да. Содержание и характер труда. Цели и результаты труда

1

Социальные проблемы труда. Содержание и характер труда. Цели и результаты труда

Усвоение но­вых знаний

Упражнение «Новые специ­альности»

9


Процесс и условия труда. Современные требования к труду

1

Процесс и условия труда. Совре­менные требования к труду

Урок обобще­ния и систе­матизации знаний


Сочинение - рассуждения на тему «Труд в современном обществе»

10


Основные признаки про­фессиональной деятельно­сти. Понятие о профессиограмме

1

Основные признаки профессио­нальной деятельности. Проблем- ность трудовых ситуаций. Кол­лективность процесса труда. Формула профессии. Понятие о профессиограмме


Урок кон­троля, оценки, коррекции знаний

Составление формул профес­сий. Составление профессиограмм профессий

11


Классификация профессий. Профессии типа «Ч-Ч», «Ч-

Т», «Ч-З», «Ч-ХО», «Ч-П»

1

Классификация профессий. Про­фессии типа «человек-человек», «человек-техника», «человек- знаковая система», «человек- художественный образ», «чело­век-природа»


Усвоение но­вых знаний. Практическое применение знаний

Опросник профессиональной готовности

12


Здоровье и выбор профес­сии


1

Учет состояния здоровья при вы­боре профессии. Типы профес­сий по медицинским показаниям

Усвоение но­вых знаний. Практическое применение знаний

Анкета «Здоровье». Работа с нормативными документами

по охране труда

«

13


Общее представление о нервной системе и ее свойствах. Понятие темперамента

1

Общее представление о нервной системе и ее свойствах. Понятие темперамента. Психологическая характеристика основных типов темперамента

Урок изуче­ния и закреп­ления новых знаний

Экспресс-диагностика темпе­раментной структуры лично­сти

14


Сказка о типах темперамен­та. Методика изучения свойств нервной системы учащихся

1

Учет особенностей темперамента в процессе профессионального самоопределения

Урок ком­плексного применения знаний

Опросник Андреевой

15


Эмоции и чувства, их функ­ции в профессиональной деятельности. Специфика волевого поведения

1

Эмоции и чувства, их функции в профессиональной деятельности. Основные формы эмоциональ­ных переживаний

Комбиниро­ванный урок

Игры и упражнения на разви­тие познавательной сферы

16


Условия развития воли.

Контрольный опрос

1

Специфика волевого поведения

Урок контроля, оценки, коррекции знаний

Тест

17


Общее представление о профессиональной сфере. Развитие памяти

1

Методики «Воспроизведение ра­дов цифр», «Ассоциативное вос­произведение содержания поня­тий»

Комбиниро­ванный урок

Игры и упражнения на разви­тие познавательной сферы

18


Определение внимания. Наблюдательность как про­фессионально важное каче­ство. Условия развития внимания

1

Корректурная проба

Комбиниро­ванный урок

Игры и упражнения на разви­тие познавательной сферы

19


Мышление. Условие развития мышле­ния. Психологическая ха­рактеристика гибкости ин­теллектуальной деятельно­сти

1

Познавательные «барьеры» в различных типах профессий

Урок обобще­ния и систе­матизации знаний

Игры и упражнения на разви­тие познавательной сферы

20


Неисчерпаемость человече­ских ресурсов

1

Требования к современному профессионалу. Программа и средства самовоспитания

Урок кон­троля знаний

Деловая игра

21


Человек в новых социально- экономических условиях

1

Структурная перестройка эконо­мики. Новая индустриализация

Урок изуче­ния новых знаний

Анализ газетных и журналь­ных публикаций

22


Проблемы производства в условиях рыночной эконо­мики

1

Сюжетно-ролевая игра «Пресс- конференция»

Урок закреп­ления знаний

Элементы социально­психологического тренинга

23


Человек среди людей. Лич­ность и межличностные от­ношения в группах

1

Психологическая совместимость людей

Урок изуче­ния новых знаний

Опросник «Потребность в общении»

24


Лидерство. Психологиче­ская совместимость людей. Виды общения. Конфликты

1

Пути разрешения конфликтных ситуаций

Практическое

закрепление

знаний


25


Разнообразные виды пред­приятий и форм собствен­ности

1

Новый тип организации людей в производственной деятельности в условиях рыночной экономики

Комбиниро­ванный урок

Деловая игра «Малое пред­приятие»

26


Рынок, его функции, струк­тура. Развитие предприни­мательства

1

Развитие предпринимательства

Урок обобще­ния и систе­матизации знаний


27


Кадровое планирование. За­нятость населения. Безрабо­тица

1

Кадровое планирование. Заня­тость населения. Безработица

Комбиниро­ванный урок

Составление анкеты для бир­жи труда. Резюме

28


Пути получения профессии

1

Система профессионально- технического образования. Типы учебных заведений, условия при­ема и обучения в них

Первичное ознакомление с материалом

Практикум «Как вести себя на экзаменах»

29


Понятие о профессиональ­ной карьере

1

Критерии профессиональной компетентности

Комбиниро­ванный урок


30


Индивидуальный профес­сиональный план

1

Профессиональное прогнозиро­вание

Урок обобще­ния и систе­матизации знаний

Составление личного профес­сионального плана

31


Профессиональное прогно­зирование

1

Деловая игра «Биржа труда»

Урок ком­плексного применения знаний

«

32


Определение способности учащихся к выбору профес­сии.

1

Знание содержания труда по из­бранной профессии, требований, предъявляемых профессий, рын­ка труда

Урок кон­троля, оценки, коррекции знаний

Игра «Профконсультации»

33


Критерии обоснованности выбора профессии

1

Практическая работа «Определе­ние способностей школьников к выбору профессии»

Практическое

применение

знаний

Тест на готовность к выбору профессии

34-35


Итоговое занятие «Мой вы­бор»

2

Круглый стол. Подведение итогов курса. Анализ профессио­нальных выборов

Урок обобще­ния и систе­матизации знаний

Обратная связь

Литература


  1. Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. - СПБ, Питер, 2010г.

  2. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. М., 2011г.

  3. Пряжникова Е.Ю. Профориентация. М., ИЦ «Академия», 2010г.

  4. Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограмма. СПБ, 2011г.

  5. Твоя профессиональная карьера, 8-9 класс, под редакцией С.Н.Чистяковой, Москва. «Просвещение», 2012г.

  6. Справочник «Вузы России. Секреты поступления»/ составитель Молчанова М.А. М. Эксмо, 2010г.

© 2010-2022