Рабочая программа элективного курса

Изменяющаяся структура экономики России влечет за собой и изменение состава профессий. Многие из них отмирают, возникают новые, расширяются функции существующих. Все большее место занимает в обществе сфера услуг, индивидуализируется стиль жизни и труда, усиливается взаимосвязь между обществом и личностью. Знакомясь с приемами самопознания и самоанализа личности, учащиеся соотносят свои склонности и возможности с требованиями, предъявляемыми к человеку определенной профессии, намечают планы реал...
Раздел Технология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа курса разработана на основе программы программы С.Н. Чистяковой, В.П. Бондаревой, М.С. Гуткина, Т.М. Занковской, Г.Ф. Михальченко «Технология. Твоя профессиональная карьера», для учащихся 8-9 классов).

Изменяющаяся структура экономики России влечет за собой и изменение состава профессий. Многие из них отмирают, возникают новые, расширяются функции существующих. Все большее место занимает в обществе сфера услуг, индивидуализируется стиль жизни и труда, усиливается взаимосвязь между обществом и личностью.

Цели курса:

- актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда, их соотнесения с требованиями профессии;
- развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.

Задачи курса:

- повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании;

- сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;

- ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;

- обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности с помощью включения их в систему практических занятий.

Учебно-методический комплекс:

  • Твоя профессиональная карьера: учеб. для 8-9 кл. общеобразовательных учреждений/ М.С. Гуткин, П.С. Лернер, Г.Ф. Михальченко и др.; Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной.- М.: Просвещение, 2010.

Рабочая программа рассчитана на 35 часов - 1 час в неделю.

Плановых практических работ - 15, профессиональных проб - 4 часа. Входящее, и итоговое тестирование - по 1 часу.

Формы организации учебного процесса

Формы организации занятий и методы обучения: конференция, «круглый стол», тренинг, индивидуальные и групповые беседы; демонстрация презентаций, конкурс, составление и решение профориентационных кроссвордов.

В ходе работы с учащимися предусмотрено использование комплекса психологических методик, тестов направленных, во-первых, на изучение и анализ индивидуальных психологических качеств учащихся, а во-вторых, на обеспечение их психологического развития. С этой целью применяются диагностические и развивающие методические процедуры. Кроме того, по всем темам курса проводятся самостоятельные работы.

Изучение курса предполагает активное участие школьников в подготовке и проведении занятий, насыщение уроков и домашних заданий различными упражнениями для самостоятельной работы, раздаточным дидактическим материалом.

Знакомясь с приемами самопознания и самоанализа личности, учащиеся соотносят свои склонности и возможности с требованиями, предъявляемыми к человеку определенной профессии, намечают планы реализации профессиональных намерений.

Для развития у школьников познавательных интересов, расширения профессионального кругозора предусмотрена самостоятельная внеурочная деятельность: работа с литературой, в кружках, подготовка рефератов, анализ содержания труда рабочих, выполнение индивидуальных творческих заданий, создание презентаций, отчетов.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать: значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана; правила выбора профессии; понятие о профессиях и профессиональной деятельности; понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; интеллектуальных способностях, стилях общения; значение творческого потенциала человека, карьеры.

Учащиеся должны иметь представления: о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах и методах организации труда; о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений; о предпринимательстве; о рынке труда.

Учащиеся должны уметь: соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

Проводимые одновременно с изучением курса профессиональные пробы дают им возможность углубить и закрепить полученные знания и умения.. Профессиональная проба - это завершенный вид учебно-трудовой, познавательной деятельности учащихся, имеющей профессиональную направленность.

Основные задачи программ профессиональных проб - ознакомление учащихся с группой родственных или смежных профессий, содержанием, характером и условиями труда рабочих (инженеров) различных отраслей народного хозяйства; формирование допрофессиональных знаний, умений, навыков, опыта практической работы в конкретной профессиональной деятельности, оказание школьникам помощи в профессиональном самоопределении. В процессе профессиональных проб развивается интерес к конкретной профессиональной деятельности, проверяется готовность к самостоятельному, сознательному и обоснованному выбору профессии.
Профессиональные пробы проводятся параллельно с изучением теоретической части курса. Выполнение профессиональных проб проводится в два этапа. Первый - подготовительный, в котором выделяется обучающая и диагностическая части. Второй - практический, включающий задания по трем направлениям - технологическому, ситуативному и функциональному. Обучающая часть подготовительного этапа направлена на приобретение учащимися основных сведений о профессиях, входящих в данную сферу профессиональной деятельности; диагностическая направлена на выявление профессионально важных качеств личности.
Теоретические сведения, сообщаемые учащимся в ходе подготовительного этапа, в сочетании с наглядной демонстрацией инструментов, материалов, оборудования, документации, плакатов, рабочих приемов излагаются в форме инструктажа. Учащиеся получают информацию о профессиях, психофизиологических и интеллектуальных качествах, необходимых для овладения той или иной профессией, знакомятся с технологией определенных работ, правилами безопасности труда, санитарии и гигиены.

Практический этап включает пробы трех уровней сложности. Пробы первого уровня рекомендуются ученикам, которые не имеют практического опыта в конкретной сфере деятельности или у которых есть склонность к исполнительской работе. Пробы второго уровня рекомендуются учащимся, проявляющим интерес к конкретной сфере профессиональной деятельности, склонным к созидательной работе. Пробы третьего уровня выполняют учащиеся с ярко выраженной направленностью к творческому труду, имеющие устойчивые профессиональные интересы.

Алгоритм пробы задан таким образом, что учащиеся в соответствии с самооценкой и уровнем притязаний самостоятельно избирают степень сложности задания. Предварительно они знакомятся с условиями пробы и требованиями к ней.

Профессиональные пробы выполняются индивидуально или в составе определенной группы. При этом обеспечивается преемственность в выполнении профессиональных проб в урочное и внеурочное время. Не исключено проведение профессиональных проб под руководством родителей, например, по редким профессиям творческой, исследовательской направленности и др.
Профессиональные пробы осуществляются в следующих формах или их сочетаниях: трудовое задание, связанное с выполнением технологически завершенного изделия (узла, технологически взаимосвязанных законченных операций); серия последовательных имитационных (деловых) игр; творческие задания исследовательского характера (курсовой проект, реферат и др.).

Для развития у школьников познавательных интересов, расширения профессионального кругозора должна быть предусмотрена самостоятельная внеурочная деятельность: работа с литературой, в кружках, подготовка рефератов, анализ содержания труда рабочих, выполнение индивидуальных творческих заданий, общественно полезного, производительного труда и др. В процессе выполнения профессиональных проб преподаватель (мастер производственного обучения) изучает учащихся, наблюдает их работу, оценивает самостоятельность, активность, стремление достичь определенных профессиональных результатов. Как правило, наблюдения следует сочетать с беседами, целевой рекомендацией по выбору профессии, совершенствованию знаний, умений в определенной сфере деятельности, корректировке их профессиональных планов с учетом индивидуальных особенностей каждого.

Учебно-тематический план



Название темы

Количество часов


Форма проведения


Образователы-продукт





Всего

Лекции

Практик.





1

Внутренний мир чело-века и возможности его познания

1

0,5

0,5

Вводное тестирование, дискуссия

Анализ результатов тестирования, схема

2

Многообразие мира профессий

1

0,5

0,5

Лекция с элементами игры

Словарь профессий

3

Представление о себе и проблема выбора профессии

1

1


Дискуссия

Анкета

4

«Секреты» выбора профессии

4

2

2

Решение ситуаций

Сочинение

5

Интеллектуальные спо-собности и успешность профессионального труда

5

2

3

Решение задач, поиск, игры

Модель, макет, схемы

6

Здоровье и выбор профессии

1


1

Лекция, анкетирование

Анкета здоровья

7

Неисчерпаемость человеческих ресурсов

1


1

Лекция с элементами презентации

Программа самовоспитания

8

Человек в новых социально-экономи-ческих условиях

1

0,5

0,5

Решение проблем, игра

Анализ

9

Путь получения профессии

1

0,5

0,5

Лекция с элементами презентации

Рассказ

10

Моя профессиональная карьера

1


1

Беседа, анкетирование

План, анализ

11

Социально-психоло-гический портрет

современного профессионала

2

1

1

Лекция с элементами презентации, анкетирование

Модель, макет, схемы

12

Анализ профессий

5

1

4

Лекция, профессиональные пробы

Анализ результатов профессиональ-ных проб, профессиограмма

13

Свойства нервной системы

в профессиональной деятельности

2

0,5

1,5

Диагностические процедуры

Анализ результатов

14

Темперамент в профессиональном становлении личности

2

0,5

1,5

Диагностические и развивающие процедуры

Анализ результатов

15

Ведущие отношения личности и типы профессий

2

-

2

Деловая игра

Анализ результатов

16

Эмоциональные состояния личности

2

0,5

1,5

Диагностические и развивающие процедуры

Анализ результатов

17

Волевые качества личности

1


1

Диагностические процедуры

Анализ результатов

18

Оценка способности школьников к выбору профессии

2


2

Контрольное тестирование

Результаты тестирования

Итого:

35

10,5

24,5


Содержание программы

1 полугодие

Внутренний мир человека и возможности его познания 1 ч

Понятие личности. Уникальность личности каждого человека.

Многообразие личностных особенностей. Общее представление о психологии как науке, изучающей внутренний мир человека. Методы изучения личности.

Практическая работа. Составление «древа» психологических качеств

Многообразие мира профессий-1 ч.

Труд в жизни человека и общества. Разнообразие профессий. Развитие личности и профессиональное самоопределение. Профессиональная деятельность как способ самореализации и самоутверждения личности.

Практическая работа. Составление словаря профессий.

Представление о себе и проблема выбора профессии -1 ч.

Структура образа «Я» (знание о себе, оценка себя, умение управлять собой). Диагностические процедуры. Методика «Кто я?». Развивающие процедуры. Методика «я» в глазах другого.

«Секреты» выбора профессии - 4 ч.

Склонности и интересы в профессиональном выборе («Хочу»).

Потребности и мотивы как условия активности личности. Виды мотивов. Индивидуальные интересы, профессиональные мотивы.

Возможности личности в профессиональной деятельности («Могу»).

Понятие проф. Пригодности, профессионально важные качества.

Практическая работа. Знакомство с описаниями профессий.

Социальные проблемы труда («Надо»). Разделение труда. Содержание

и характер труда. Процесс и условия труда.

Практическая работа. Труд в современном обществе.

Интеллектуальные способности и успешность

профессионального труда -5 ч.

Способность к запоминанию (общее представление о памяти, основные процессы памяти: запоминание, сохранение, забывание и т.д.) условия развития памяти.

Способность быть внимательным (общее представление о внимании: объем, устойчивость, распределение, избирательность). Условия развития внимания.

Способность оперирования пространственными представлениями (роль образов в процессе обработки информации).

Способность устанавливать связи и закономерности между понятиями.

Способность изменять способы интеллектуальной деятельности (познавательные «барьеры» в различных типах профессии, возможности их преодоления).

Индивидуальные стили кодирования информации.

Индивидуальные стили переработки информации.

Здоровье и выбор профессии - 1 ч.

Учет состояния здоровья при выборе профессии. Типы профессии по медицинским противопоказаниям. Укрепление здоровья в соответствии с требованиями профессии.

Неисчерпаемость человеческих ресурсов - 1ч.

Творческое отношение к собственной жизни. Целеустремленность и преодоление жизненных сложностей при устройстве профессиональной судьбы.

Практическая работа: составление индивидуальной программы самовоспитания.

Человек в новых социально - экономических условиях -2ч.

Структурная перестройка экономики. Экологические проблемы и их решения.

Пути получения профессии - 1 ч.

Типы профессиональных училищ, средне-специальных заведений, ВУЗов. Условия приема и обучения в них. Практическая работа «Мой путь в профессию».

Моя профессиональная карьера - 1 ч.

Понятие о профессиональной карьере. Критерий профессиональной компетенции.

Практическая работа. Анализ личного профессионального плана.

2 полугодие

Социально-психологический портрет

современного профессионала - 2 ч.

Предприимчивость. Интеллектуальность. Ответственность. Социально-профессиональная мобильность. Психология принятия решений.

Развивающие процедуры. Деловая игра «Мэрия».

Анализ профессий - 5 ч.

Основные признаки профессиональной деятельности (1 ч).

Предмет труда. Цели труда. Средства труда. Проблемность трудовых ситуаций. Коллективность процесса труда. Ответственность в труде. Условия труда.

Формула профессии. Понятие о профессиограмме.

Практическая работа. Конкурс «Угадай профессию».

Классификация профессий (4 ч).

Способы классификации профессий.

Профессии типа «человек - человек», «человек - техника», «человек - природа», «человек - знаковая система», «человек - художественный образ». Характеристика профессий по общим признакам профессиональной деятельности.

Практическая работа. Составление формул профессий.

Профессиональные пробы: профессий типа «человек - человек» (профессии учитель, медицинская сестра), «человек - техника» (профессия «Конструирование, производство и эксплуатация радиоэлектронной аппаратуры»), «человек - природа» (профессия агроном, биолог), «человек - знаковая система» (профессия программист), «человек - художественный образ» (профессия художник-оформитель, художник- модельер) .

Свойства нервной системы

в профессиональной деятельности - 2 ч.

Общее представление о нервной системе и ее свойствах (сила, подвижность, уравновешенность).

Ограничения при выборе некоторых профессий, обусловленные свойствами нервной системы. Возможность компенсации свойств нервной системы за счет выработки индивидуального стиля деятельности.

Диагностические процедуры. Теппинг-тест; проба Ланчиса.

Темперамент в профессиональном становлении личности - 2 ч.

Общее представление о темпераменте. Психологическая характеристика основных типов темперамента, особенности их проявления в учебной и профессиональной деятельности.

Психологические состояния (монотонность, утомление, психическая направленность в ситуациях аварийности и риска) в трудовом процессе.

Диагностические процедуры. Опросник Айзенка.

Развивающие процедуры. Сюжетно-ролевая игра «Проявление темперамента в профессиональных ситуациях».

Практическая работа. Анализ особенностей поведения людей, имеющих разные типы темперамента, в конкретных ситуациях.

Ведущие отношения личности и типы профессий - 2 ч.

Отношение к деятельности (удовлетворенность трудом, местом работы, профессией).

Отношение к людям (профессиональные взаимоотношения). Отношение к самому себе. Особенности самовосприятия и самооценивания.

Отношение к предметному миру.

Диагностические процедуры. Опросники «Ориентировочная анкета», «Отношение к другому человеку как к ценности».

Развивающие процедуры. Деловая игра «Модель идеального города».

Эмоциональные состояния личности - 2 ч.

Эмоции и чувства, их функции в профессиональной деятельности. Основные формы эмоциональных переживаний (настроения, аффекты, фрустрация, стрессовые состояния).

Диагностические процедуры. Опросник «Беспокойство - тревога», методика «Незаконченные предложения».

Развивающие процедуры. Ознакомление с простейшими приемами психической саморегуляции.

Практическая работа. Самонаблюдение за динамикой настроения.

Волевые качества личности - 1 ч.

Специфика волевого поведения в отличие от импульсивного и зависимого. Условия развития воли.

Роль воли в процессе принятия профессиональных решений.

Диагностические процедуры. Опросник «Какая у меня воля?».

Практическая работа. Выполнение упражнений по воспитанию воли.

Оценка способности школьников к выбору профессии - 2 ч.

Общие основы оценки способности личности к выбору профессии.

Оценка способности к самоанализу, анализу профессии, самореализации в различных видах профессиональной деятельности (профессиональных пробах).

Показатель соответствия выбранной профессии склонностям учащегося.

Практическая работа. Определение способности школьников к выбору профессии.

Литература


  1. Твоя профессиональная карьера: Учеб. для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. С. Н. Чистяковой и Т. И. Шалавиной. - М., 1998.

  2. Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера» / Под ред. С. Н. Чистяковой и Т. И. Шалавиной. - М., 1999.

  3. Дидактические материалы к курсу «Твоя профессиональная карьера» / Под ред. С. Н. Чистяковой, А. Я. Журкиной. - М., 1998.

  4. Климов, Е. А. Как выбирать профессию? - М., 1990.

  5. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов-на-Дону, 1996.

  6. Кабаков, В. С., Порховник, Ю. М., Зубов, И. П. Менеджмент: проблемы, программа, решения. - Л., 1990.

  7. Прощицкая, Е. Н. Выбирайте профессию. - М., 1990.

  8. Чистякова, С. Н., Захаров, Н. Н. Профессиональная ориентация школьников: организация и управление. - М., 1987.

Интернет-ресурсы

1.ido.edu.ru/psychology/labour_psychology/

2.find-job.ru/

3.school51.ru/index

4.marathon.1september.ru/

5.festival.1september.ru/articles/310778/

6.som.fio.ru/Resources/BNA/2006/01/01.htm

7.som.fio.ru

8.metodkabi.net.ru/index.php?id=sam_5#ur

9.proforientator.ru/mirpr/prof_world.html




© 2010-2022