- Преподавателю
- Технология
- Рабочая программа элективного курса
Рабочая программа элективного курса
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Плотникова А.Р. |
Дата | 10.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Рабочая программа курса разработана на основе программы программы С.Н. Чистяковой, В.П. Бондаревой, М.С. Гуткина, Т.М. Занковской, Г.Ф. Михальченко «Технология. Твоя профессиональная карьера», для учащихся 8-9 классов).
Изменяющаяся структура экономики России влечет за собой и изменение состава профессий. Многие из них отмирают, возникают новые, расширяются функции существующих. Все большее место занимает в обществе сфера услуг, индивидуализируется стиль жизни и труда, усиливается взаимосвязь между обществом и личностью.
Цели курса:
- актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда, их соотнесения с требованиями профессии;
- развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
Задачи курса:
- повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании;
- сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;
- ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;
- обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности с помощью включения их в систему практических занятий.
Учебно-методический комплекс:
-
Твоя профессиональная карьера: учеб. для 8-9 кл. общеобразовательных учреждений/ М.С. Гуткин, П.С. Лернер, Г.Ф. Михальченко и др.; Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной.- М.: Просвещение, 2010.
Рабочая программа рассчитана на 35 часов - 1 час в неделю.
Плановых практических работ - 15, профессиональных проб - 4 часа. Входящее, и итоговое тестирование - по 1 часу.
Формы организации учебного процесса
Формы организации занятий и методы обучения: конференция, «круглый стол», тренинг, индивидуальные и групповые беседы; демонстрация презентаций, конкурс, составление и решение профориентационных кроссвордов.
В ходе работы с учащимися предусмотрено использование комплекса психологических методик, тестов направленных, во-первых, на изучение и анализ индивидуальных психологических качеств учащихся, а во-вторых, на обеспечение их психологического развития. С этой целью применяются диагностические и развивающие методические процедуры. Кроме того, по всем темам курса проводятся самостоятельные работы.
Изучение курса предполагает активное участие школьников в подготовке и проведении занятий, насыщение уроков и домашних заданий различными упражнениями для самостоятельной работы, раздаточным дидактическим материалом.
Знакомясь с приемами самопознания и самоанализа личности, учащиеся соотносят свои склонности и возможности с требованиями, предъявляемыми к человеку определенной профессии, намечают планы реализации профессиональных намерений.
Для развития у школьников познавательных интересов, расширения профессионального кругозора предусмотрена самостоятельная внеурочная деятельность: работа с литературой, в кружках, подготовка рефератов, анализ содержания труда рабочих, выполнение индивидуальных творческих заданий, создание презентаций, отчетов.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать: значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана; правила выбора профессии; понятие о профессиях и профессиональной деятельности; понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; интеллектуальных способностях, стилях общения; значение творческого потенциала человека, карьеры.
Учащиеся должны иметь представления: о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах и методах организации труда; о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений; о предпринимательстве; о рынке труда.
Учащиеся должны уметь: соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
Проводимые одновременно с изучением курса профессиональные пробы дают им возможность углубить и закрепить полученные знания и умения.. Профессиональная проба - это завершенный вид учебно-трудовой, познавательной деятельности учащихся, имеющей профессиональную направленность.
Основные задачи программ профессиональных проб - ознакомление учащихся с группой родственных или смежных профессий, содержанием, характером и условиями труда рабочих (инженеров) различных отраслей народного хозяйства; формирование допрофессиональных знаний, умений, навыков, опыта практической работы в конкретной профессиональной деятельности, оказание школьникам помощи в профессиональном самоопределении. В процессе профессиональных проб развивается интерес к конкретной профессиональной деятельности, проверяется готовность к самостоятельному, сознательному и обоснованному выбору профессии.
Профессиональные пробы проводятся параллельно с изучением теоретической части курса. Выполнение профессиональных проб проводится в два этапа. Первый - подготовительный, в котором выделяется обучающая и диагностическая части. Второй - практический, включающий задания по трем направлениям - технологическому, ситуативному и функциональному. Обучающая часть подготовительного этапа направлена на приобретение учащимися основных сведений о профессиях, входящих в данную сферу профессиональной деятельности; диагностическая направлена на выявление профессионально важных качеств личности.
Теоретические сведения, сообщаемые учащимся в ходе подготовительного этапа, в сочетании с наглядной демонстрацией инструментов, материалов, оборудования, документации, плакатов, рабочих приемов излагаются в форме инструктажа. Учащиеся получают информацию о профессиях, психофизиологических и интеллектуальных качествах, необходимых для овладения той или иной профессией, знакомятся с технологией определенных работ, правилами безопасности труда, санитарии и гигиены.
Практический этап включает пробы трех уровней сложности. Пробы первого уровня рекомендуются ученикам, которые не имеют практического опыта в конкретной сфере деятельности или у которых есть склонность к исполнительской работе. Пробы второго уровня рекомендуются учащимся, проявляющим интерес к конкретной сфере профессиональной деятельности, склонным к созидательной работе. Пробы третьего уровня выполняют учащиеся с ярко выраженной направленностью к творческому труду, имеющие устойчивые профессиональные интересы.
Алгоритм пробы задан таким образом, что учащиеся в соответствии с самооценкой и уровнем притязаний самостоятельно избирают степень сложности задания. Предварительно они знакомятся с условиями пробы и требованиями к ней.
Профессиональные пробы выполняются индивидуально или в составе определенной группы. При этом обеспечивается преемственность в выполнении профессиональных проб в урочное и внеурочное время. Не исключено проведение профессиональных проб под руководством родителей, например, по редким профессиям творческой, исследовательской направленности и др.
Профессиональные пробы осуществляются в следующих формах или их сочетаниях: трудовое задание, связанное с выполнением технологически завершенного изделия (узла, технологически взаимосвязанных законченных операций); серия последовательных имитационных (деловых) игр; творческие задания исследовательского характера (курсовой проект, реферат и др.).
Для развития у школьников познавательных интересов, расширения профессионального кругозора должна быть предусмотрена самостоятельная внеурочная деятельность: работа с литературой, в кружках, подготовка рефератов, анализ содержания труда рабочих, выполнение индивидуальных творческих заданий, общественно полезного, производительного труда и др. В процессе выполнения профессиональных проб преподаватель (мастер производственного обучения) изучает учащихся, наблюдает их работу, оценивает самостоятельность, активность, стремление достичь определенных профессиональных результатов. Как правило, наблюдения следует сочетать с беседами, целевой рекомендацией по выбору профессии, совершенствованию знаний, умений в определенной сфере деятельности, корректировке их профессиональных планов с учетом индивидуальных особенностей каждого.
Учебно-тематический план
№
Название темы
Количество часов
Форма проведения
Образователы-продукт
Всего
Лекции
Практик.
1
Внутренний мир чело-века и возможности его познания
1
0,5
0,5
Вводное тестирование, дискуссия
Анализ результатов тестирования, схема
2
Многообразие мира профессий
1
0,5
0,5
Лекция с элементами игры
Словарь профессий
3
Представление о себе и проблема выбора профессии
1
1
Дискуссия
Анкета
4
«Секреты» выбора профессии
4
2
2
Решение ситуаций
Сочинение
5
Интеллектуальные спо-собности и успешность профессионального труда
5
2
3
Решение задач, поиск, игры
Модель, макет, схемы
6
Здоровье и выбор профессии
1
1
Лекция, анкетирование
Анкета здоровья
7
Неисчерпаемость человеческих ресурсов
1
1
Лекция с элементами презентации
Программа самовоспитания
8
Человек в новых социально-экономи-ческих условиях
1
0,5
0,5
Решение проблем, игра
Анализ
9
Путь получения профессии
1
0,5
0,5
Лекция с элементами презентации
Рассказ
10
Моя профессиональная карьера
1
1
Беседа, анкетирование
■
План, анализ
■
11
Социально-психоло-гический портрет
современного профессионала
2
1
1
Лекция с элементами презентации, анкетирование
Модель, макет, схемы
12
Анализ профессий
5
1
4
Лекция, профессиональные пробы
Анализ результатов профессиональ-ных проб, профессиограмма
13
Свойства нервной системы
в профессиональной деятельности
2
0,5
1,5
Диагностические процедуры
Анализ результатов
14
Темперамент в профессиональном становлении личности
2
0,5
1,5
Диагностические и развивающие процедуры
Анализ результатов
15
Ведущие отношения личности и типы профессий
2
-
2
Деловая игра
Анализ результатов
16
Эмоциональные состояния личности
2
0,5
1,5
Диагностические и развивающие процедуры
Анализ результатов
17
Волевые качества личности
1
1
Диагностические процедуры
Анализ результатов
18
Оценка способности школьников к выбору профессии
2
2
Контрольное тестирование
Результаты тестирования
Итого:
35
10,5
24,5
Содержание программы
1 полугодие
Внутренний мир человека и возможности его познания 1 ч
Понятие личности. Уникальность личности каждого человека.
Многообразие личностных особенностей. Общее представление о психологии как науке, изучающей внутренний мир человека. Методы изучения личности.
Практическая работа. Составление «древа» психологических качеств
Многообразие мира профессий-1 ч.
Труд в жизни человека и общества. Разнообразие профессий. Развитие личности и профессиональное самоопределение. Профессиональная деятельность как способ самореализации и самоутверждения личности.
Практическая работа. Составление словаря профессий.
Представление о себе и проблема выбора профессии -1 ч.
Структура образа «Я» (знание о себе, оценка себя, умение управлять собой). Диагностические процедуры. Методика «Кто я?». Развивающие процедуры. Методика «я» в глазах другого.
«Секреты» выбора профессии - 4 ч.
Склонности и интересы в профессиональном выборе («Хочу»).
Потребности и мотивы как условия активности личности. Виды мотивов. Индивидуальные интересы, профессиональные мотивы.
Возможности личности в профессиональной деятельности («Могу»).
Понятие проф. Пригодности, профессионально важные качества.
Практическая работа. Знакомство с описаниями профессий.
Социальные проблемы труда («Надо»). Разделение труда. Содержание
и характер труда. Процесс и условия труда.
Практическая работа. Труд в современном обществе.
Интеллектуальные способности и успешность
профессионального труда -5 ч.
Способность к запоминанию (общее представление о памяти, основные процессы памяти: запоминание, сохранение, забывание и т.д.) условия развития памяти.
Способность быть внимательным (общее представление о внимании: объем, устойчивость, распределение, избирательность). Условия развития внимания.
Способность оперирования пространственными представлениями (роль образов в процессе обработки информации).
Способность устанавливать связи и закономерности между понятиями.
Способность изменять способы интеллектуальной деятельности (познавательные «барьеры» в различных типах профессии, возможности их преодоления).
Индивидуальные стили кодирования информации.
Индивидуальные стили переработки информации.
Здоровье и выбор профессии - 1 ч.
Учет состояния здоровья при выборе профессии. Типы профессии по медицинским противопоказаниям. Укрепление здоровья в соответствии с требованиями профессии.
Неисчерпаемость человеческих ресурсов - 1ч.
Творческое отношение к собственной жизни. Целеустремленность и преодоление жизненных сложностей при устройстве профессиональной судьбы.
Практическая работа: составление индивидуальной программы самовоспитания.
Человек в новых социально - экономических условиях -2ч.
Структурная перестройка экономики. Экологические проблемы и их решения.
Пути получения профессии - 1 ч.
Типы профессиональных училищ, средне-специальных заведений, ВУЗов. Условия приема и обучения в них. Практическая работа «Мой путь в профессию».
Моя профессиональная карьера - 1 ч.
Понятие о профессиональной карьере. Критерий профессиональной компетенции.
Практическая работа. Анализ личного профессионального плана.
2 полугодие
Социально-психологический портрет
современного профессионала - 2 ч.
Предприимчивость. Интеллектуальность. Ответственность. Социально-профессиональная мобильность. Психология принятия решений.
Развивающие процедуры. Деловая игра «Мэрия».
Анализ профессий - 5 ч.
Основные признаки профессиональной деятельности (1 ч).
Предмет труда. Цели труда. Средства труда. Проблемность трудовых ситуаций. Коллективность процесса труда. Ответственность в труде. Условия труда.
Формула профессии. Понятие о профессиограмме.
Практическая работа. Конкурс «Угадай профессию».
Классификация профессий (4 ч).
Способы классификации профессий.
Профессии типа «человек - человек», «человек - техника», «человек - природа», «человек - знаковая система», «человек - художественный образ». Характеристика профессий по общим признакам профессиональной деятельности.
Практическая работа. Составление формул профессий.
Профессиональные пробы: профессий типа «человек - человек» (профессии учитель, медицинская сестра), «человек - техника» (профессия «Конструирование, производство и эксплуатация радиоэлектронной аппаратуры»), «человек - природа» (профессия агроном, биолог), «человек - знаковая система» (профессия программист), «человек - художественный образ» (профессия художник-оформитель, художник- модельер) .
Свойства нервной системы
в профессиональной деятельности - 2 ч.
Общее представление о нервной системе и ее свойствах (сила, подвижность, уравновешенность).
Ограничения при выборе некоторых профессий, обусловленные свойствами нервной системы. Возможность компенсации свойств нервной системы за счет выработки индивидуального стиля деятельности.
Диагностические процедуры. Теппинг-тест; проба Ланчиса.
Темперамент в профессиональном становлении личности - 2 ч.
Общее представление о темпераменте. Психологическая характеристика основных типов темперамента, особенности их проявления в учебной и профессиональной деятельности.
Психологические состояния (монотонность, утомление, психическая направленность в ситуациях аварийности и риска) в трудовом процессе.
Диагностические процедуры. Опросник Айзенка.
Развивающие процедуры. Сюжетно-ролевая игра «Проявление темперамента в профессиональных ситуациях».
Практическая работа. Анализ особенностей поведения людей, имеющих разные типы темперамента, в конкретных ситуациях.
Ведущие отношения личности и типы профессий - 2 ч.
Отношение к деятельности (удовлетворенность трудом, местом работы, профессией).
Отношение к людям (профессиональные взаимоотношения). Отношение к самому себе. Особенности самовосприятия и самооценивания.
Отношение к предметному миру.
Диагностические процедуры. Опросники «Ориентировочная анкета», «Отношение к другому человеку как к ценности».
Развивающие процедуры. Деловая игра «Модель идеального города».
Эмоциональные состояния личности - 2 ч.
Эмоции и чувства, их функции в профессиональной деятельности. Основные формы эмоциональных переживаний (настроения, аффекты, фрустрация, стрессовые состояния).
Диагностические процедуры. Опросник «Беспокойство - тревога», методика «Незаконченные предложения».
Развивающие процедуры. Ознакомление с простейшими приемами психической саморегуляции.
Практическая работа. Самонаблюдение за динамикой настроения.
Волевые качества личности - 1 ч.
Специфика волевого поведения в отличие от импульсивного и зависимого. Условия развития воли.
Роль воли в процессе принятия профессиональных решений.
Диагностические процедуры. Опросник «Какая у меня воля?».
Практическая работа. Выполнение упражнений по воспитанию воли.
Оценка способности школьников к выбору профессии - 2 ч.
Общие основы оценки способности личности к выбору профессии.
Оценка способности к самоанализу, анализу профессии, самореализации в различных видах профессиональной деятельности (профессиональных пробах).
Показатель соответствия выбранной профессии склонностям учащегося.
Практическая работа. Определение способности школьников к выбору профессии.
Литература
-
Твоя профессиональная карьера: Учеб. для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. С. Н. Чистяковой и Т. И. Шалавиной. - М., 1998.
-
Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера» / Под ред. С. Н. Чистяковой и Т. И. Шалавиной. - М., 1999.
-
Дидактические материалы к курсу «Твоя профессиональная карьера» / Под ред. С. Н. Чистяковой, А. Я. Журкиной. - М., 1998.
-
Климов, Е. А. Как выбирать профессию? - М., 1990.
-
Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов-на-Дону, 1996.
-
Кабаков, В. С., Порховник, Ю. М., Зубов, И. П. Менеджмент: проблемы, программа, решения. - Л., 1990.
-
Прощицкая, Е. Н. Выбирайте профессию. - М., 1990.
-
Чистякова, С. Н., Захаров, Н. Н. Профессиональная ориентация школьников: организация и управление. - М., 1987.
Интернет-ресурсы
1.ido.edu.ru/psychology/labour_psychology/
2.find-job.ru/
3.school51.ru/index
4.marathon.1september.ru/
5.festival.1september.ru/articles/310778/
6.som.fio.ru/Resources/BNA/2006/01/01.htm
7.som.fio.ru
8.metodkabi.net.ru/index.php?id=sam_5#ur
9.proforientator.ru/mirpr/prof_world.html