- Преподавателю
- Технология
- Трудовое обучение и профориентация
Трудовое обучение и профориентация
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Лопатина Н.Д. |
Дата | 31.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ И ПРОФОРИЕНТАЦИЯ.
Эпиграф: Будущее отныне принадлежит двум типам людей: человеку мысли и труда. В сущности, оба они составляют одно целое, ибо мыслить - значит трудиться.
В.Гюго.
Задачи и содержание трудового воспитания.
Трудовое воспитание ребенка начинается с формирования в семье и школе элементарных представлений о трудовых обязанностях. Труд был и остается необходимым и важным средством развития психики и нравственных представлений личности. Трудовая деятельность должна стать для школьников естественной физической и интеллектуальной потребностью.
Трудовое воспитание тесно связано с политехнической подготовкой учащихся.Политехническое образование обеспечивает знание основ современной техники, технологии и организации производства; вооружает учащихся общетрудовыми знаниями и навыками; развивает творческое отношение к труду; способствует правильному выбору профессии. Таким образом, политехническое образование является базой трудового воспитания. В условиях общеобразовательной школы решаются следующие задачи:
-
Формирование у учащихся положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности:
-
Развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в творческом труде, стремление применять знания на практике:
-
Воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимченственности, деловитости и честности:
-
Вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда.
Учебный труд школьника включает в себя труд умственный и физический. Умственный труд является наиболее напряженным, требует больших волевых усилий, терпения, усидчивости.
Общественно полезный труд включает в себя труд по самообслуживанию в школе и дома( уборка класса, школьной территории, бытовой труд дома, уход за насаждениями и др.), летнюю работу во время школьных каникул.
Российская школа имеет богатый опыт вовлечения детей в производительный труд - это ученические производственные мастерские и цеха, школьные районные и межрайонные заводы и т.п. Приобщение школьников к производительному труду не теряет своей актуальности и целесообразности и сегодня.
Особенности старшего школьного возраста и выбор профессии.
Подготовка учащихся к осознанному выбору профессии - важная социально - педагогическая задача школы. В Концепции модернизации российского образования говорится о необходимости улучшения профессиональной ориентации школьника.
К концу 9 класса выпускник должен сделать определенный выбор. Существует два способа. Первый способ - «проб и ошибок» Когда ученик выбирает профиль обучения или учебное заведение вслепую. Второй способ - когда ученик , изучив самого себя, овладев технологическими знаниями и умениями в 5-9 классах на уроках технологии , ознакомившись с миром профессий, осознанно и самостоятельно делает выбор.
Результаты психолого - педагогических исследований показывают, что подростки не готовы самостоятельно , сознательно выстраивать свое будущее. Причиной этого является недостаточные знания о конкретных особенностях каждого вида деятельности, низкая мотивация к этой проблеме, неумение соотнести свои желания с реальными способностями и возможностями.
Cтаршеклассники существенно отличаются друг от друга не только по ткмпераменту и по характеру, но и посвоим способностям, потребностям, стремлениям и интересам, разной степенью самосознания. Индивидуальные особенности проявляются и в выборе жизненного пути. Юность - это возраст, когда складывается мировоззрение, формируются ценностные ориентации, установки.
По сути, это период, когда осуществляется переход от детства к началу взрослой жизни, соответствующей степени ответственности, самостоятельности, способности к активному участию в жизни общества и в своей личной жизни, к конструктивному решению различных проблем, профессионального становления.
Профессиональное самоопределение начинается в детстве, а заканчивается в ранней юности. Определяющее значение в учебной деятельности приобретают мотивы самоопределения и узкопрактические, в выборе профессии - мотивация выбора профессии у юношей не подвержена изменению с возрастом. У девушек происходит переход от мотивации на общественные нужды к общей мотивации на профессию.
Выбор профессии и овладение ею начинается с профессионального самоопределения. На этом этапе ученики должны уже вполне реально сформировать для себя задачу выбора будущей сферы деятельности с учетом имеющегося психологического и психофизиологического ресурсов. В это время у учащихся формируется отношение к определенным профессиям, осуществляется и выбор учебных предметов в соответствии с выбранной профессии.
У многих молодых людей желание больше получать не сочетается с психологической готовностью к более интенсивному и квалифицированному труду. Профессиональные планы юношей и девушек недостаточно корректны. Реалистично оценивая последовательность своих будущих жизненных достижений, они чрезмерно оптимистичны в определении возможных сроков их осуществления.
Еще один момент, связанный с самоопределением , - изменение учебной мотивации. Старшеклассники начинают рассматривать учебу как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. Их интересуют главным образом, те предметы, которые будут нужны в дальнейшем, их снова начинает волновать успеваемость( если они решили продолжить образование). Отсюда и недостаточное внимание к «ненужным» учебным дисциплинам, и отказ от того подчеркнутого пренебрежительного отношения к отметкам, которое было принято среди младших подростков.
Профессия все больше начинает рассматриваться и как средство для достижения жизненного успеха, и как средство для нахождения своего места в обществе, и как средство самореализации личности.Адекватное профессиональное самоопределение - это главное достижение успеха в профессиональной деятельности.
Содержание, формы , методы профессиональной ориентации старшеклассников.
В качестве форм профессиональной ориентации можно выделить следующие:
«Круглый стол», индивидуальные и групповые беседы, семинары, описание профессий, диспут, ролевые игры, метод конкретных ситуаций, ярмарки вакансий.
К методам профессиональной ориентации относятся:
Информационно - справочные, просветительские методы; Профессиограммы - краткие описания профессий, профессиональная реклама и агитация; информационно - поисковые системы; экскурсии школьников на предприятия и в учебные заведения; встречи школьников со специалистами; профориентационные уроки; использование средств массовой информации; различные ярмарки профессий.
Важным компонентом системы профессиональной ориентации учащихся является профессиональное просвещение - сообщения школьникам сведений о различных профессиях, их значении для народного хозяйства, потребностях в кадрах, условиях труда, оплата труда.
Знания о профессиях учащиеся получают не только в школе. Источниками знаний по этому вопросу служат средства массовой информации, родственники, знакомые. При этом сведения о содержании профессии и их значимости иногда могут быть даны весьма искаженно, вследствие чего возможно создание картины неоправданной привлекательности одних профессий и атмосферы недоброжелательности к другим.
В связи с этим перед школой , как и перед всем обществом, стоит довольно сложная задача - исправить идущие в разрез с потребностями экономики страны и общества отношение к некоторым профессиям и сформовать новое. Решить эту задачу призвана та часть профпросвещения, которую называют профпропагандой. Однако всю работу по профпросвещению ни в коем случае нельзя сводить только к пропаганде профессий.
Составная часть профориентации - профессиональный отбор, то есть выбор лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию и выполнять связанные с нею трудовые обязанности. В процессе профессионального отбора определяют профессиональную пригодность человека на основе существующих у людей физиологических и интеллектуальных различий.
Профессиональная пригодность - это уровень соответствия физических качеств и психофизических особенностей человека профессиональным требованиям. Если эти качества и особенности не достигают нужных требований, происходит перегрузка. Это случай профессиональной неполноценности, от которой страдают и общество и личность.
Профессиональная адаптация - это процесс приспособления учащихся к будущей профессии в общеобразовательных школах, училищах, колледжах, вузах к условиям их профессионального труда в результате чего происходит закрепление кадров в народном хозяйстве.
Заключение.
Социальная роль школы как ведущего учебно - воспитательного учреждения по формированию всесторонне развитого , готового к трудовой деятельности подрастающего поколения обуславливает ведущую позицию педагогических коллективов в едином многогранном процессе профессиональной ориентации, осуществляемой школой ,семьей. Учитель помогает школьникам осознать им склонности и способности, направляет развитие их профессиональных интересов. Он помогает родителям разобраться в трудности правильного выбора профессии их ребенком. Учитель должен уметь в зависимости от педагогической ситуации , от своих собственных возможностей, интересов и способностей школьников подобрать комплекс педагогических средств, методов воздействия на личность, что бы достичь цели профориентации , реализовать тот широкий круг задач подготовки молодежи к выбору профессии, которые призвана решать школа.