Конспект урока Проектная деятельность на уроках технологии

Раздел Технология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по технологии для учащихся 5 класса

Тема урока: «Выбор и обоснование проекта на основе мягкой игрушки».

Цели:

Обучающая:

  • Ознакомить учащихся с понятием «проект»,

  • методами поиска новых решений,

  • формирование умений находить способы решения проблемы,

  • определиться с обоснованием и выбором темы проекта.

Воспитывающая:

  • воспитание настойчивости,

  • наблюдательности.

Развивающая

  • развитие мышления учащихся,

  • познавательных способностей,

  • информационной и коммуникативной компетентности.

Оборудование: образцы пояснительных записок, образцы творческих проектов, выполненные учащимися школы, таблица по этапам выполнения проекта

Программа «Технология» под редакцией В.Д. Симоненко. Тема подраздела программы «Проектирование и изготовление изделий из ткани».

Учебник В.Д. Симоненко, Синица Технология. - М.: Вентана - Граф, 2013.

Методы: объяснительно-наглядный, частично-поисковый, метод фокальных объектов, метод морфологического анализа, метод мозговой атаки

Ход урока

1. Актуализация знаний и умений. Развитие регулятивных УУД (самооценки)

На уроках вы приобретали технологические знания и технологические умения.

-Что вы научились делать? (научились готовить, шить фартук и т.д.)

Было изготовлено изделие из ткани - фартук, при производстве которого был пройден путь от замысла модели до её реального осуществления. Мы учились действовать по инструкционной карте и следовать указаниям учителя. Попробуем дать самооценку своим умениям. Если вы считаете, что вы полностью овладели умением, то ставим за показатель 2 балла, если овладели частично, то - 1 балл. Если затрудняетесь в оценке, то 0 баллов.

Учитель зачитывает показатели критерия «технологические умения», учащиеся оценивают:

1. умения осуществлять поиск необходимой информации в области кулинарии и обработки ткани

2. умения выполнять ручные стежки и строчки, вышивку,

3. выполнять влажно - тепловые работы

4. выполнять машинные работы,

5. конструировать и моделировать швейное изделие,

6. проектировать и изготавливать швейное изделие,

7. проводить первичную и тепловую обработку продуктов, приготавливать блюда по рецептам.

Максимальное количество баллов - 14. При сумме 8-14 баллов, вы многому научились.

2. Целеполагание. Введение понятия « учебный проект». Формирование личностных УУД (действие смыслообразования).

- Как вы считаете, смогли бы вы изготовить какое-либо небольшое изделие из ткани своими руками?

- Подумаем, какие и для чего могут быть эти изделия? (прихватки, игольницы, подушки, салфетки, грелки-игрушки на чайник, для подарка, для украшения дома и т.п.)

-Хотелось бы вам попробовать самим сделать такое изделие?

- Для этого мы будем заниматься с вами учебным проектированием.

-Где вам встречается слово «проект»? Что же такое проект?

Слово «проект» - (от лат, projection - брошенный вперед) - это замысел, план, совокупность документов для создания какого-либо объекта; идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния.

У нас проекты учебные, т.е. мы еще будем при этом учиться чему-то новому.

Проект - самостоятельная, творчески завершенная работа учащихся, выполненная под руководством учителя .Работа с учебником на с 6

- Скажите - фартуки, которые вы шили, чем отличались друг от друга? Каждый сам придумывал себе модель, выбирал ткань? Таким образом, фартук - это тоже проект.

Определим, какие этапы выполнения проекта вы осуществляли при изготовлении фартука.

.Конструирование.

.Моделирование.

. Выбор ткани.

Раскрой деталей.

.Обработка деталей.

Соединение деталей.

Окончательная обработка фартука.

. ВТО деталей и готового изделия

Работа над творческим проектом состоит из 3 основных этапов: поискового, технологического и заключительного. Работа с табл.на с. 7 (перенести в тетрадь)

3. Обоснование выбора темы проекта. Работа в группах. Используется метод «мозговой атаки». Формирование познавательных УУД (общеучебных).

Работа над проектом начинается с определения потребности в каком-либо изделии . Запишем на доске все возможные области применения наших сил, возможные предметы быта, какие могут быть изготовлены.

Работа идет по группам. На обсуждение дается 5 минут. Каждая группа записывает самые невозможные и возможные предложения на доске. Проводится «мозговая атака». Рассматриваются все предложения от всех учащихся. Они являются «генераторами идей».

После записи всех предложений надо отобрать возможные, для этого все мы - «эксперты». Производится обсуждение возможности выполнения такого проекта. После обсуждения для проектирования отобраны несколько тем: изготовление прихваток, мягких игрушек, грелок - игрушек на чайник. Каковы варианты решения каждой темы.? Чему вы должны научиться , чтобы выполнить этот проект?

Демонстрация проектов прошлых лет

.

4. Создание разнообразия вариантов, моделей изделий с помощью методов морфологического анализа. Формирование познавательных УУД (логических).

Для разработки моделей наших проектов мы используем методы решения конструкторско-технологической задачи: метод морфологического анализа. Разберем сущность метода морфологического анализа. Выбирается группа основных признаков и для каждого из них подбираются возможные варианты решения. Варианты решения удобно представить в виде таблицы. Составим пример таблицы для изготовления мягкой игрушки (учащиеся заполняют таблицу):

Признаки

Возможные варианты

1

2

3

4

1.Материал мягкой -

игрушки

Шелк

Шерсть

Ситец

Драп

2.Отделка

Вышивка

Аппликация

Тесьма

Объёмная форма

3.Форма мягкой -

подушки

Круг

Квадрат

полуовал

Треугольник

4.Технология

Из лоскутов ткани

Комбинирование ткани

Из одного материала

Из частей

5.Отделка игрушки

Кружево

Пуговицы

Вышивка

Бисер, бусины

Таким образом можно определить, какую мягкую игрушку мы выберем для изготовления проекта. Составьте свой вариант с описанием. Этот анализ называется дизайн - анализ объекта.

5. Закрепление. Практическая работа: Группам учащихся составить таблицу для прихватки.

В центре находится название объекта, по сторонам элементы исследования, которые должен продумать ученик: материал, технология изготовления, цвет, форма, размер.

По окончании выполнения проекта каждая из вас защищает свою работу. Кто из вас уже защищал проект? В чем суть защиты?

Показ презентации проектов прошлых лет.

Вопросы по окончании работы, рефлексивно-оценочный этап

Что называют творческим проектом?

Из каких этапов состоит работа над творческим проектом?

Что вам понадобиться для выполнения проекта?

Что нужно подготовить к защите проекта?

Какими источниками информации вам в помощь ?

Подведение итогов, выставление оценок в дневники.

Запись ДЗ

На доске :

Слово «проект» (от лат. Брошенный вперед)-это замысел, план, совокупность документов для создания нового какого-либо объекта.

+

Таблица

+

Задание 5

+

ДЗ Составить в табличном варианте план этапов творческого проекта, принести материалы и инструменты для выполнения практической части проекта.


Иметь проекты прошлых лет + презентации проектов прошлых лет

© 2010-2022