- Преподавателю
- Технология
- План – конспект урока по Профессиональному модулю 03 «Приготовление блюд из рыбы»
План – конспект урока по Профессиональному модулю 03 «Приготовление блюд из рыбы»
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Фасхутдинова Г.И. |
Дата | 27.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Приготовление холодных блюд и закусок из рыбы(I-курс, Повар, кондитер)
Номинация «Предметы эстетического, здоровьесберегающего, профориентацонного и технологического направления»
Фасхутдинова Гюльнас Ильгизаровна,
Мастер производственного обучения,
Филиал ГАОУ СПО «Казанский машиностроительный техникум»
План - конспект урока по Профессиональному модулю 04.01 «Приготовление блюд из рыбы»
Урок-игра
Цели: 1. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к природным ресурсам.
2. Воспитывать уважение к труду и людям труда.
3. Воспитывать добросовестность, ответственность.
4. Прививать правила этикета за столом.
5. развивать навыки в обработке пищевых продуктов
6. развивать эстетический вкус.
7. развивать познавательные процессы : память, внимание, воображение, мышление.
8. проверить знания по теме: «Рыба, приготовление блюд из рыбы»
9. дополнить знания полученные на предыдущих уроках и познакомить с технологией приготовления рыбных закусок.
Ход урока
-
Организационный момент
Здравствуйте, садитесь.
Сегодня на уроке мы отправляемся в морское путешествие.
Бригады доложите о готовности. (Группа делиться на 2 команды)
Отлично, цель нашего путешествия : - проверить и дополнить знания, полученные на предыдущих уроках и благополучно добраться до острова «холодных закусок». Ведь тема урока «Приготовление рыбных закусок». Скажите какие бы вы поставили перед собой цели, отправившись в это путешествие. (слайд №3,4)
Итак, уселись поудобнее и в путь .
Проверка знаний учащихся
Вопрос:
У нас появилась серьезная проблема. Дело в том, что в плаванье мы забыли взять еду и пресную воду. Как же нам быть в сложившейся ситуации?
(Слайд: №5,6)
Ответ:
Да, действительно, успешное длительное путешествие отважного врача без пищи и воды подтвердило, что море может прокормить человека и возможности его, при планомерном и рациональном использовании, неисчерпаемы.
-
Рыба на столе - здоровье в доме - так говорят медики. И они правы, ведь рыба ценный продукт питания. Наш корабль прибыл на остров «Здоровья», чтобы продолжить путешествие, надо ответить на вопросы:
(Слайд: №7)
Вопрос: - в каком виде рыба поступает в продажу?
Ответ: - в магазины поступает рыба - живая, охлажденная, мороженная, копченая, сушеная, маринованная, рыбные консервы.
Консервирование рыбы производится на рыбообрабатывающих предприятиях.
-
Ну вот мы добрались до следующего острова. По русскому народному поверью, рыбу можно есть только в те месяцы, в названии которых есть буква «Р» , мудро , с мая по август почти все рыбы нерестятся, да и повсюду жара. Если нет холодильника, рыба быстро портится. Свежесть рыбы определяют оргонолептически, то есть по внешнему виду и запаху
Вопрос - назовите признаки доброкачественности рыбы?
Ответ - свежая рыба покрыта прозрачной слизью, брюшко не раздуто; чешуя гладкая, чистая, блестящая, плотно прилегающая к телу; глаза прозрачные, блестящие, жабры без слизи, светло- или темно-красного цвета, имеет свежий, характерный рыбный запах, мышечная ткань эластичная.
-
Следующий остров « Остров трех «П»» три «П» - это своеобразная формула, которую нельзя забывать хозяйке : почистить, подкислить, посолить.
Вопрос - назовите этапы первичной обработки рыбы?
Ответ - оттаивание (мороженную рыбу оттаивают в холодной подсоленной воде)
- очистка от чешуи - чешую удаляют рыбочисткой, специальным ножом или обычным ножом, снимают чешую от хвоста к голове, держа рыбу за хвост.
- разрезание брюшка (от хвоста к голове)
- удаление внутренностей
- удаление головы. Хвоста, плавников
- промывание
- крупную рыбу пластуют ( пластование - разрезание рыбы вдоль по позвоночнику пополам.
- разрезание на порционные куски
-
Вопрос - как следует использовать отходы, остающиеся при разделки рыбы?
Ответ - пищевые отходы (хвост, плавники, голова) тщательно промывают и используют при варке бульонов и студней. Икру или молоки засаливают или жарят, используют для приготовления паштетов и фаршмаков. Жир, отделенный от внутренностей, добавляют в котлетную массу.
-
Следующий остров «Остров тепловой обработки»
Вопрос - какие виды тепловой обработки применяются при приготовлении блюд из рыбы?
Ответ - приготовление рыбных блюд может включать все виды тепловой обработки : варка, припускание, жаренье, тушение, запекание.
-
Вопрос - дать определение варке и припусканию?
Ответ - варка - тепловая обработка в небольшом количестве жидкости, рыбу закладывают в кипящую так, чтобы она покрывала ее на 1-2 см..
Припускание - варка рыбы в небольшом количестве жидкости. Жидкость надо наливать на одну третью высоты слоя рыбы.
-
Вопрос - что такое тушение и жаренье?
Ответ - жаренье состоит в нагревании продуктов без добавления жидкости. Существует несколько способов жаренья : с жиром, в большом количестве жира, на открытом огне.
Тушение - включает в себя обжаривание, с последующим припусканием.
Показ слайдов №9,10,11,12,13
Новая тема,
Вводный инструктаж и практическая работа.
Итак мы приплыли до пункта назначения, до «Острова холодных закусок». Открыли тетради и записали тему урока «Приготовление рыбных закусок». Закуски возбуждают аппетит и поэтому играют немаловажную роль в нашем питании. Завтрак, обед или ужин принято начинать с закуски. Закуска является украшением праздничного стола. Для приготовления закусок используют рыбу в различных видах - отварная, припущенная, жареная, заливная, маринованная, соленая, копченая, консервированная. Наиболее распространенными закусками являются бутерброды и салаты. Для приготовления бутербродов широко применяются не только все гастрономические рыбные продукты, но и отварная и жареная рыба. Для рыбных бутербродов чаще используют пшеничный хлеб. Однако бутерброды с сельдью, килькой лучше готовить с черным хлебом. Для приготовления рыбных салатов чаще используют отварную или припущенную рыбу, рыбу горячего копчения или рыбные консервы. В винегреты принято добавлять сельдь. Заправляют салаты различными соусами. Готовить закуски лучше всего перед их подачей на стол.
Вот и закончилось наше плавание. В море хорошо, а на земле лучше.
Сейчас вы будите готовить рыбную закуску, пробуя себя в роли повара.
Земля еще и потому щедра
Что в мире существуют повара
Благословенны их простые судьбы
А руки будто помыслы чисты
Профессия у них добра по-сути
Злой человек не станет у плиты
Но прежде чем приступить к работе, повторим правила по технике безопасной работы.
Практическая работа
Пользуясь инструкционными картами, приготовить рыбу тушеную с овощами
Рыба, тушенная с овощами
Наименование блюда: Рыба, тушенная с овощами
Технологическая карта (кулинарный рецепт)
Вид обработки: Тушение
Рецептура (раскладка продуктов) на 100 грамм нетто блюда:
Продукт (полуфабрикат)
Брутто, г
Нетто, г
Минтай
134.08
61.67
Вода питьевая
18.33
18.33
Морковь
28.17
22.5
Лук
17.83
15
Масло растительное
5.33
5.33
Сахар
1.67
1.67
Соль пищевая йодированная
0.83
0.83
Пищевая ценность, калорийность и химический состав блюда (витамины, микроэлементы):
Наименование показателя, рассчитываемого в соответствии с новым СанПиН
Содержание питательных веществ на 100 грамм блюда
Белки, г
9.7
Жиры, г
5.2
Углеводы, г
4.9
Калорийность, ккал
101
B1, мг
0.1
B2, мг
0.1
C, мг
1.2
Ca, мг
33.9
Fe, мг
0.7
Рекомендуемый выход блюда для кормления детей за 1 прием пищи (грамм):
Количество часов содержания детей
Дети 1-3 лет (ясли)
Дети 3-7 лет (детский сад)
8-10 часов
120
120
12 часов
120
120
24 часа
120
120
Технологическая карта приготовления блюда:
Технология приготовления
Обработанную рыбу разделывают на филе без кожи и костей, нарезают порционные куски, кладут в функциональную емкость, смазанную маслом в один ряд. Очищенные морковь и лук репчатый нарезают соломкой, укладывают на рыбу, заливают горячей кипяченой водой, доводят до кипения, добавляют сахар, соль, закрывают крышкой и тушат до готовности 35-40 мин. При отпуске можно добавить мелконарезанную зелень
(1-2 г). Органолептические показатели качества Внешний вид - рыба сохранила форму, сверху - овощи. Цвет - рыбы - серый, овощей - светло-оранжевый. Консистенция - рыбы и овощей - мягкая, сочная. Запах - свойственный рыбе и овощам, без постороннего. Вкус - характерный тушеной рыбе и овощам.
Дегустация блюда
Уборка рабочих мест
Заключительная часть урока
Подведение итогов (достигли ли учащиеся поставленных целей), выставление оценок.
Спасибо за внимание!