Методическая разработка внеклассного занятия. Тряпичная кукла Ладушка

Раздел Технология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Лицей № 19»




Методическая разработка:

Изготовление тряпичной народной куклы

«Ладушки»








Методическая разработка занятия по декоративно - прикладному искусству.



Направление: художественно-эстетическое.















Сюсюкайлова Ирина Павловна

учитель технологии высшей

квалификационной категории

МБОУ «Лицея № 19»


МАЙКОП 2015год

Пояснительная записка

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя чего-то нового).

Предлагаемая разработка имеет художественно - эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Кружок "Кудесница" вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности.

Тематика занятия строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В процессе работы на занятии дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты создаваемого образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение, параллельно размышляя над литературными образами, героями.

Работа на занятии предполагает овладение учащимися комплексом знаний, умений и навыков постепенно, что обеспечивает в целом ее практическую реализацию и творческое развитие.

Данная разработка, представляет занятие в дополнительном образовательном курсе художественно - эстетического направления. Художественное образование и эстетическое воспитание подразумевает и предполагает овладение знаниями, простейшими умениями и навыками.

В соответствие с концепцией современного образования в основу разработки были положены такие составные части как:

- изучение истории происхождения техники;

- связь с литературным творчеством, музыкой;

- интегрированная связь с другими предметами и образовательными программами.

Цель разработки - создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощение в художественной работе собственной неповторимости и индивидуальности. Формирование метапредметных результатов на занятиях внеурочной деятельности через развитие нравственно-эстетических ценностей, приобщение к миру русской культуры, к творческой деятельности по созданию прекрасного в жизни.

Задачи разработки:

Обучающие:

- познакомить с основами знаний в области истории по созданию тряпичной народной куклы;

- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при работе с тканью и другими материалами;

- приобретать навыки учебно-исследовательской работы.

Развивающие:

- пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства;

- воспитывать чувства гражданственности и любви к Родине через изучение народного творчества, сохранение, возрождение и развитие национальных традиций;

- формировать творческие способности, духовную культуру и эмоциональное отношение к действительности;

- развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;

- развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей.

Воспитательные:

- осуществлять трудовое, эстетическое воспитание школьников;

- воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям;

- добиваться максимальной самостоятельности детского творчества;

Актуальность данной разработки заключается в:

- специфическом подходе изучения данного предмета, позволяющем достичь учащимся высокого уровня мастерства;

- поэтапное выполнение, которое гарантирует четкость, глубину, последовательность изучения материала, отслеживания результатов полученных знаний.

Опираясь на материалы научных исследований, которые утверждают, о важности творческого развития детей, делаем вывод, что актуальность программы также заключается в ее необходимости при развитии мышления, памяти, мелкой моторики рук, художественного, эстетического вкуса, творческих способностей обучающегося, что, в свою очередь, оказывает благоприятное воздействие на формирование нравственных качеств.

Новизна данной образовательной разработки опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие интеллекта ребенка, его творческих способностей, нравственных качеств в работе, направленной на освоение предметного и практического содержания.

Характерной особенностью данной разработки является то, что она помогает учащимся в течение короткого времени сделать осознанный выбор в пользу того или иного вида ткани, цветовой гаммы, формы то есть самореализоваться и самоопределяться. Ученик работает максимум времени самостоятельно, учится планированию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Это дает возможность ему осознать себя в деятельности, самому определять уровень усвоения знаний, видеть пробелы в своих знаниях и умениях.

Меняется форма общения учителя и ученика. Оно осуществляется через личное индивидуальное общение.

В настоящее время делается акцент на перевод обучения на субъект-субъектную основу. Такой перевод требует такой педагогической технологии, которая бы обеспечила ученику развитие его мотивационной сферы, интеллекта, склонностей, самостоятельности, коллективизма, умения осуществлять самоуправление учебно - познавательной деятельностью.

Разработка занятий в кружке, в отличие от школьных программ, углубляет знания учащихся в области декоративно-прикладного искусства.

Планируемые результаты

Личностными результатами является формирование следующих умений:

- объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых изделий народного творчества, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

- самостоятельно определять и высказывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов, результатов трудовой деятельности человека.

Метапредметными результатами занятия является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

- определять цель деятельности на занятии с помощью педагога и самостоятельно;

- учиться совместно с педагогом выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);

- учиться планировать практическую деятельность на занятии;

- с помощью педагога отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;

- работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты),

- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с педагогом;

Познавательные УУД

- Умение выбирать эффективные способы изготовления изделия;

- Развивать творческие способности при работе;

Коммуникативные УУД

- умение выражать свои мысли;

- слушать и понимать речь других;

- вступать в беседу и обсуждение на занятии и в жизни (средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно - творческой деятельности.

Продолжительность занятия: 40 минут.

Тип занятия: комбинированный.

Разработка рассчитана для детей от 7-12 лет.


СОДЕРЖАНИЕ

Методическое обеспечение образовательной разработки включает в себя дидактические принципы, методы, техническое оснащение, организационные формы работы, формы подведения итогов.

При подготовке к занятию большое внимание уделяется нормам организации учебного процесса и дидактическим принципам. Прежде всего, это принцип наглядности, так как психофизическое развитие учащихся 7-12 лет, на который рассчитана данная разработка, характеризуется конкретно-образным мышлением. Следовательно, учащиеся способны полностью усвоить материал при осуществлении практической деятельности с применением предметной (образцы изделий, практические упражнения, экскурсии), изобразительной (учебно-наглядные пособия) и словесной (образная речь педагога) наглядности. Естественно, что достижение поставленной цели в учебно-воспитательной деятельности во многом зависит от системности и последовательности в обучении. При строгом соблюдении логики учащиеся постепенно овладевают знаниями, умениями и навыками. Большое внимание также уделяется принципам доступности и посильности в обучении, методу активности, связи теории с практикой, прочности овладения знаниями и умениями.

Формы учебной деятельности:

- индивидуальная;

- индивидуально-групповая.

Основной вид занятий - практический.

Метод обучения - объяснительно - иллюстративный.

Педагогические приемы:

- формирование взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия)

- организация деятельности (приучение, показ)

- стимулирование и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, взаимооценка).

- сотрудничество, позволяющее педагогу и воспитаннику быть партнерами в увлекательном процессе.

- метод свободного выбора, когда детям предоставляется возможность выбирать для себя цветовую гамму.

Методы обучения:

- словесные - рассказ, беседа;

- наглядные - демонстрация образцов кукол и приемов работы, просмотр презентации;

- практические; репродуктивный, игровой.

Дидактический материал изготовлен своими руками:

- дидактический материал для каждого учащегося: лекала, шаблоны.

- образцы кукол, презентации.

Чтобы успешно обучить детей, необходимо, прежде всего, владеть знаниями, умениями и навыками изготовления разнообразных доступных и посильных для детей данного возраста изделий, имеющих практическую значимость.

Помещение для проведения занятий должно быть светлым, соответствовать санитарно - гигиеническим требованиям. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения. В процессе обучения учащиеся и педагог должны строго соблюдать правила техники безопасности труда.

Для успешной реализации программы необходимо материально-техническое обеспечение: Разноцветные обрезки ткани, нитки, ножницы, утюг, мультимедиа для просмотра презентаций и видеороликов.

Вступительное слово педагога:

На Руси существовало поверье: «Чем дольше женщина играет в куклы, тем счастливее и моложе она будет».

Кукла имеет многовековую историю. Появившись в далеком прошлом, тряпичная кукла сохранила отголоски древнейших представлений и верований. В ней отразились народные представления о мире, добре, красоте. Тряпичные куклы, могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезнь, помочь большому урожаю. Так и появились первые куколки-обереги. Кукла была бережнёй, берегиней, хранительницей доброго духа. Берегиня - от слова «беречь», «оберег». Человек брал такую куклу - берегиню, три раза оборачивался против часовой стрелки и приговаривал: «Отвернись злом, повернись добром».

Малышей с пяти лет учили самих делать таких кукол, передавая им опыт и представления о жизни предков. В наряде куклы всегда должен был присутствовать красный цвет - цвет солнца, тепла, здоровья и радости. Еще древние считали, что красный цвет обладает охранительным действием, оберегает от сглаза и травм.

Изготовить простейшую куклу «Ладушку», не сложно, потребуются лишь лоскутки - остатки тканей, вата и нитки. Кукла Ладушка символизирует богиню весны, любви и плодородия. От её имени пошли такие слова как: ладушки ("Ладушки, ладушки, где были? У бабушки, лад (семейный лад, ладный, ладно, ладить. Весной на Руси праздновали Ладодение - веселый праздник с хороводами и песнями, посвященными Ладушке. Ладушка - символ вечной молодости и семейного счастья. Поэтому, приступая к изготовлению такой куклы, мы сначала настроимся на волну добра и радости!

Согласно народным традициям, по изготовлению любой обереговой куклы нельзя пользоваться ножницами и иглой. Также нельзя было рисовать кукле лицо (наши предки верили, что через глаза в куклу может вселиться злой дух).

Ход работы: пошаговый процесс изготовления куклы.

Нам понадобятся: два лоскута разноцветной ткани 20х20 см, белый лоскут 20х10 см, ткань для платочка, нитки, кусок синтепона, ножницы.Методическая разработка внеклассного занятия.Тряпичная кукла Ладушка

Берем два цветных лоскута 20х20 и кладем, друг на друга так, чтобы углы не совпадали изнанкой на себя. На середину кладем кусок синтепона.Методическая разработка внеклассного занятия.Тряпичная кукла Ладушка

Методическая разработка внеклассного занятия.Тряпичная кукла ЛадушкаПереворачиваем, перехватываем ткань под синтепоном и перевязываем ниткой.

Кладем белый лоскуток ткани на голову так, чтобы оба его конца были примерно равны. Перематываем снова по тому же месту.

РМетодическая разработка внеклассного занятия.Тряпичная кукла Ладушка

асправляем стороны белого лоскутка, собираем их и на концах перевязываем, формируя руки куклы.

Методическая разработка внеклассного занятия.Тряпичная кукла ЛадушкаМетодическая разработка внеклассного занятия.Тряпичная кукла Ладушка

Повязываем косынку и расправляем платье.

Наша Ладушка готова!

Методическая разработка внеклассного занятия.Тряпичная кукла Ладушка

Куклу - берегиню нужно создавать с добрыми мыслями и любовью.

А теперь давайте поставим наших красавиц в хоровод и посмотрим, что же у нас сегодня с вами получилось.

Методическая разработка внеклассного занятия.Тряпичная кукла Ладушка

Вот все куколки подружки.

Не похожи друг на дружку.

В сарафанах распрекрасных

Эти куклы наши!


Список литературы

1. Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением.М.,1989.

2. Григорьева Д. В., Степанов П. В. «Внеурочная деятельность школьников», «Просвещение»2011.

3. Дайн Г. Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. - М: Культура и традиции, 2007.

4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков. В. Ю. Тишков, «Просвещение» 2011.

5. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. - СПб: Паритет, 2006.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, «Просвещение» 2011

7. Федотов Г. Я. Дарите людям красоту: Из практики народных художественных ремесел, - М.; Просвещение.2006.






© 2010-2022