• Преподавателю
  • Технология
  • Аналитические данныеАнализ содержания системы профессионально-трудового обучения в школе-интернате для умственно отсталых детей-сирот

Аналитические данныеАнализ содержания системы профессионально-трудового обучения в школе-интернате для умственно отсталых детей-сирот

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Анализ содержания системы профессионально-трудового обучения в школе-интернате для умственно отсталых детей-сирот

О динамике индивидуального развития учащихся можно судить на основании показателей карт педагогических наблюдений.

Обсуждение содержания и методики прослеживания и фиксации основных качеств развития учащихся.

а), на уроках общеобразовательных предметов,

б), на уроках труда, .

в), во внеклассное время.

Текущий анализ состояния учебно-воспитательного процесса, обобщение полученных результатов и методическая помощь учителям и воспитателям,

Обсуждение результатов эксперимента.

Подводя итог необходимо отметить, что, несмотря на трудности материального обеспечения учебного процесса, педагогический коллектив нашей школы-интерната осваивает ряд новых путей, направленных на повышение уровня социально-трудовой адаптации выпускников. К главным из них относим:

-осуществление организационно-структурных преобразований, соответствующих реальным экономическим условиям;

-осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся на основе углубленного изучения их индивидуальных особенностей, а также систематического контроля обученности.

Таким образом, основные пути совершенствования профессиональной подготовки учащихся мы видим в следующем:

Создание материальной базы обучения, позволяющей:

а), готовить учащихся по профессиям, соответствующим их индивидуальным возможностям;

б), формировать профессионально важные качества учащихся до уровня, необходимого рабочему в современных социально-экономических условиях.

Выявление учебно-трудовых возможностей учащихся и осуществление на этой основе индивидуального подхода в учебно - воспитательной работе.

Использование всего арсенала специфических для трудовой подготовки умственно отсталых лиц методик обучения.

Осуществление обучающими системы контроля и учета динамики усвоения учебного материала и развития учащихся.

Воспитание у учащихся необходимых в труде социальных установок, моральных качеств и ориентированости на изучаемую профессию. демократизированными формами и участием большинства членов педагогического коллектива в соуправлении учебно-воспитательного процесса.

Причем, задача ставиться перед учащимися на основе, выполняемой на уроке работы, а цели планируются учителем как методическая их реализация в структуре урока. Особенно важно сформулировать коррекционные цели урока с учетом дифференцированного подхода к учащимся. Данные цели должны носить в себе с одной стороны специфику методик (развитие произвольной памяти, мышления, моторики, анализ, синтез и т.д.), с другой стороны психофизиологии основы психологии труда (развитие темпа, ритма трудовых действий и движений операции, соразмерности движения рук и т.д., т.е. развитие сенсомоторных процессов). Такой подход к планированию коррекционных целей урока, позволяет значительно эффективно осуществлять как общее, так и индивидуальное развитие учащихся.

При посещении уроков трудового обучения важно отслеживать динамику развития обучаемых с одной стороны и методический рост учителя с другой стороны. В процессе анализа проведенного урока отмечаются его положительные и отрицательные стороны, уточняются цели и задачи урока и ход их реализаций, а также активность учащихся при работе на занятиях. Урок трудового обучения во вспомогательной школе должен носить не только методический анализ, но и психологический.

Виды и формы контроля по срезам знаний, умений и навыков учащихся.

Выше описанные организационные формы работы требуют эффективности контроля за ними. Исходя из организации в подходах к профессионально-трудовому обучению учащихся, на основе их диагностирования строятся формы и методы контроля. Администрацией школы создаются, прежде всего, необходимые условия для развития педагогического мастерства учителей и мастеров трудового обучения через: работу методического объединения, семинаров и круглых столов, а также самообразования.

В критерии педагогического мастерства вкладывается примерно следующее содержание:

умение учителя решать задачи обучения, воспитания и развития в их диалектической взаимосвязи и единстве;

умение привлечь внимание учащихся и заинтересовать их изучаемым материалом;

умение учитывать возраст и психологические особенности учащихся, а также уровень их развития и на основе этого обеспечить индивидуальный и дифференцированный подход;

умение строить свои взаимоотношения с учащимися на гуманной, демократической основе;

умение не теряться при самых трудных и неожиданных вопросах учащихся;

умение сочетать теорию и практику в преподавании учебного предмета;

умение грамотно использовать в своей работе новинки передовой педагогической науки и практики;

умение в совершенстве владеть своим "орудием" труда - речью, словом;

умение критически мыслить и иметь активную гражданскую позицию, не пасовать перед трудностями и показывать учащимся органическое единство слов, убеждений и дела;

умение разнообразить свои занятия, избегать шаблонности в их организации. Вот кратко основные положения, составляющие это понятие.

Профессиональное же мастерство преподавателя характеризуется уровнем профессиональных умений и навыков в деле управления обучением, воспитанием и развитием формирующейся личности в первую очередь.

Формирование знаний, умений, навыков по определенному трудовому профилю, умений использовать в практической деятельности общеобразовательные знания и умения.

Формирование нравственных и этических представлений, характеризующих деятельность людей.

Развитие способности трудиться в коллективе, включаться в доступные формы общественно-трудовой деятельности. Социальная адаптация детей-сирот неотъемлемо связана с системой трудового воспитания, сложившейся в школе-интернате.

Таблица№3

Урочная работа

Внеурочная работа

Специальные занятия по социально-бытовой ориентировке

Внеклассная работа с классным руководителем

Уроки общеобразовательного цикла.

Групповая и общешкольная работа с воспитателем во внеурочное время.

Уроки трудового обучения

Общественно-полезный труд

Занятия с воспитателем

Кружковая работа

Социально-трудовая адаптация детей-сирот - это, прежде всего уроки трудового обучения,уроки дают теоретические знания и практические навыки, необходимые в будущей самостоятельной жизни выпускников школы-интерната - посадка и уход за растениями, умение пользоваться столярным инструментом, шить, вязать и другие.

© 2010-2022