Методическая разработка по проектированию

Методическая разработка по проектированию по предмету «Технология» предназначена для проведения уроков модуля «Проект» в 5-9 классах. Предлагаемая методика используется автором многие годы и даёт положительные результаты в работе с учащимися различных возрастов и классов.Проект включает в себя пояснительную записку, изделие и защиту.В разработке даётся последовательность проведения проектной работы с учётом возрастных особенностей учащихся разных классов. Уделено внимание оформлению пояснительно...
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Методическая разработка по проектированию по предмету «Технология»

Составил учитель технологии высшей категории

Важнёв Евгений Павлович







Нижний Новгород

2014год

Пояснительная записка

Данную методику я использую на уроках технологии (технический труд) уже более 20лет. В течение этого времени она неоднократно изменялась, уточнялись какие-то отдельные положения, и в итоге получилось, кажется, неплохо.

Проектные работы мы выполняем, начиная с 5 класса, как предусмотрено программой предмета. К сожалению, учителя начальной школы не используют метод проектов на уроках технологии в начальной школе и мне приходится это делать с нуля.

Конечно же, приходится много времени тратить на то, чтобы объяснить учащимся необходимые положения этой методики. В 5 классе главное требование-изготовление изделия, а умение грамотного оформления пояснительной записки и презентации своей работы-- требование второстепенное. Проект от класса к классу постепенно усложняется, как в изделии, так и в плане оформления пояснительной записки. В итоге к окончанию 9 класса учащиеся в состоянии выполнить достаточно грамотно все требования к таким работам, предъявляемым программой.

Выполнить проектную работу в полном объеме трудно, поэтому главная задача учителя-заинтересовать учащихся, показать им значимость этой работы в их дальнейшей жизни. Учащиеся 9классов должны определиться с дальнейшим жизненным путем и вторая задача учителя- познакомить учащихся с миром профессий. Но кем бы они ни стали, навыки проектирования, умение анализировать, выбирать лучшее из имеющегося пригодится в любой профессии, в любой жизненной ситуации.

Первая инструкция

Перед началом выполнения проекта внимательно изучи предлагаемую рекомендацию. Постарайся соблюдать следующие правила:

  1. При работе над проектом изделия соблюдай предлагаемую тебе последовательность работы, но знай, что, возможно переставлять части проекта, если это тебе требуется.

  2. Следуй логике, т.е. каждая последующая часть должна вытекать из содержания предыдущей.

  3. В проекте должны обязательно присутствовать пять основных блоков.

  4. Оформляй работу аккуратно. Пиши понятным для чтения подчерком. Рисунки, эскизы, чер­тежи не должны быть мелкими.

5. Работа может быть оформлена как письменно от руки, так и напечатана на компьютере.

I Определение потребности и формулировка задачи

1.Описание проблемой ситуации

Опиши у кого (ты сам, родители, друзья, учитель....), где (дома, в школе, в классе, в мастерской....) и какая проблема возникла? Какую потребность необходимо удовлетворить?

Помни, что потребности бывают:

а) потребности выживания (тепло, вода, пища, безопасность...)

б) потребности здорового развития человека (здоровое питание, отсутствие загрязнений, необ­ходимость принадлежать кому-либо и быть нужным, физические упражнения и игры....)

в) потребности хорошего внутреннего психологического комфорта (признание и уважение лич­ности, самореализация, творческое самовыражение ...)

2.Первоначальные идеи.

Приведи перечень идей, с помощью которых можно решить возникшую проблему. Выбери одну из них и объясни, почему выбрал?

3.Формулировка задачи.

Оцени свои интеллектуальные, материальные и финансовые возможности и сделай вывод о воз­можности спроектировать и изготовить тобою необходимое изделие.

II.Исследование темы (проработка главной идеи)

1. Историческая справка

Поищи в литературе, интернете или других источниках информации сведения о том предмете, который ты хочешь спроектировать и изготовить. Ты будешь изготавливать предмет, который до тебя люди делали не один раз, и есть смысл познакомиться с опытом, накопленным человечеством до тебя. Постарайся кратко изложить найденные сведения. Они пригодятся тебе в твоей работе для того, чтобы ты не «изобретал велосипед», то есть не делал ненужной работы.

2. Поиск и выбор прототипа.

Может быть, твоё изделие будет чем-то отличаться (формой, размерами, деталями, отделкой ...), но в любом случае ты можешь найти прототипы твоего изделия и подобрать для себя подходя­щий. Сделать это можно с помощью соответствующей литературы, интернета, похода в магазин, где продаются похожие предметы. Прототипы ты можешь найти и дома, и в гостях, и в общест­венных местах, если речь идёт о предмете домашнего обихода, например. Если ты не поленишься и выполнишь эту часть работы, тебе будет проще понять, что именно ты хочешь изготовить.

По возможности приведи несколько вариантов прототипов в рисунках или ксерокопиях из книг, журналов, брошюр или интернета или набросков от руки. Опиши эти варианты, выбери из них один и объясни, почему выбрал?

3.Анализ прототипа.

Выполни анализ прототипа в виде рассказа по следующему плану.

а) Название изделия.

б) Назначение изделия.

в) Эскиз с комментариями (форма, детали и их количество, материалы).

Можно не приводить эскиз изделия, если в предыдущей части он уже есть.

г) Эстетические характеристики ( стиль, способы отделки, эргономичность )

д) Способ производства, применяемые технологии.

е) Ориентировочная цена (большая, средняя, малая и почему? ).

ж) Условия эксплуатации ( если требуются ).

з) Инструкция по применению ( если требуется ).

и) Твоё отношение к изделию. Что нравится, что нет, что хотел бы изменить и почему?

к) Экология изделия и технологии его изготовления.

л) Утилизация отходов.

4.Дизайн-спецификация изделия.

Составь отдельно перечни требований

а) потребителя, то есть того, для кого ты хочешь изготовить своё изделие.

б) к внешнему виду изделия

в) к конструкции изделия

г) к материалам

д) к технологии изготовления.

Запиши эти требования в виде таблицы (см. пример) или диаграммы.

Требования потребителя


Требования к внешнему виду

Требования к конструкции изделия

Требования к материалам изделия

Требования к технологии изготовления изделия

5.Выбор конструкции.

Конструкция- это состав и взаимное расположение частей какого-либо изделия. В состав конструкции изделия входят: детали, их количество, расположение в изделии, форма, размеры, материалы, соединения и отделка. Все эти составляющие и необходимо рассмотреть, причём каждый на отдельном листе. При выборе лучшего варианта не забывай перечень требований к изделию.

а) Детали изделия и их компоновка.

Составь список тех деталей, которые ты бы хотел видеть в своём изделии. После этого подумай и зарисуй как можно больше вариантов компоновки этих деталей в изделии. Рядом с каждым рисунком укажи названия деталей и их количество, а также достоинства и недостатки этого ва­рианта. В низу листа сделай вывод о том, какой вариант ты выбрал и почему?

б) Форма деталей и изделия.

Подумай и зарисуй как можно больше вариантов форм отдельных деталей и всего изделия. Рядом с каждым рисунком укажи достоинства и недостатки этого варианта. В низу листа сделай вывод о том, какой вариант ты выбрал и почему?

в) Размеры деталей и изделия.

Предложи как можно больше вариантов размеров готового изделия и его деталей. Рядом с каж­дым вариантом укажи их достоинства и недостатки. Помни о пропорциях изделия и его частей. По правилу «золотого сечения» большее относится к меньшему как 5к3 или 8к5 или 13к8.

г) Материалы деталей и изделия.

Методическая разработка по проектированию



Оцени все рассматриваемые материалы по своим требованиям к ним. Система оценок может быть различной ( в баллах, количеством звёздочек, смайлами и т.д.). В конце сделай вывод, какой мате­риал или какие материалы тебе подходят и почему?

д) Соединения.

Зарисуй и рассмотри как можно больше вариантов соединений деталей в изделии. Рядом с каж­дым рисунком укажи достоинства и недостатки этого варианта. В конце сделай вывод о том, какие способы соединений ты выбрал и почему?

е) Отделка деталей и изделия.

Предложи, нарисуй (если требуется ) и рассмотри как можно больше вариантов отделки дета­лей и изделия. Рядом с каждым вариантом укажи их достоинства и недостатки. В конце сделай вывод о том, какие способы отделки деталей и изделия ты выбрал и почему?

6.Макетирование.

Если твоё изделие сложное и ты не совсем хорошо представляешь себе всё изделие целиком или отдельные его части или ты хочешь провести дополнительные исследования конструкции изделия, то ты можешь изготовить модель твоего изделия и выяснить все интересующие тебя вопросы с её помощью.

III. Практическая часть

1.Конструкторская и технологическая документация.

Для изготовления изделия тебе необходимо составить:

а) эскиз общего вида изделия

б) эскизы деталей

в) технологические карты на изготовление деталей и сборку изделия

2.Подготовка и наладка инструментов и оборудования

Составь перечень инструментов и оборудования, необходимых тебе для изготовления изделия. Напиши, как ты подготовишь и наладишь до работы. Обрати особое внимание на подготовку и наладку станков, если ты используешь их для работы.

3.Техника безопасности.

Напиши, какие общие и специальные правила техники безопасности ты знаешь и будешь соблюдать

а) до начала работы

б) во время работы

в) после работы.

IV. Экономика

1.Маркетинг.

Маркетинг-это исследование рынка, то есть исследование возможности наилучшей продажи своей продукции. Эта часть проводится в том случае, если ты собираешься продавать своё изделие. Для этого, перед началом изготовления изделия, узнай о наличии и ценах на анало­гичные изделия на рынках и в магазинах. Запиши эти сведения здесь. Рассчитав стоимость своего изделия, ты сможешь сравнить её с рыночной или магазинной ценой и сделать вывод об эко­номической целесообразности изготовления твоего изделия.

2.Расчёт стоимости изделия.

Ц = С + П, где Ц - цена изделия

С - себестоимость изделия

П - прибыль

С = Змат + Зтруд+ А , где Змат- затраты на материалы

Зтруд- затраты на труд ( зарплата)

А - амортизация , т.е. затраты на износ инструментов и оборудо­вания, необходимых для изготовления изделия.

а) Змат-?

Составь перечень материалов и их количества, необходимых тебе для изготовления изделия. Стоимость этих материалов определи по таблице.

№№

Название материала

Стоимость одной единицы материала

Стоимость требуемого количества материала




Итого:


Зтруд -?

Зтруд = С1 часа х Т , где С1 часа - стоимость одного часа работы

Т - время работы.

Спроси у своих родителей ( родственников, знакомых) сколько примерно стоит один час их работы. Сравни их уровень профессиональной подготовки и твой, а после этого прими хотя бы примерно значение С1 часа. Зная время своей работы над изделием, определи Зтруд.

в) А -?

А =С об\ Т , где Соб - стоимость всех инструментов и оборудования необходимыхдля изготовления изделия

Т - срок службы инструментов и оборудования

Спроси у учителя, родителей или узнай в магазине сколько примерно составляет С об.

Срок службы инструментов и оборудования (Т) прими равным 20 годам. Рассчитай А, но зто значение амортизации в год . Tы же работал только t часов. При дневной норме времени работы подростка 4часа, определи, сколько полных рабочих дней ты работал?

Тогда А= А в год : 365 х количество полных рабочих дней, где 365-количество дней в году. Окончательно рассчитай значение себестоимости С по формуле (см. выше)

Прибыль ( П ) принимается равной 20--30% от себестоимости, т.е.

П= 20 х С / 100 . Рассчитай значение прибыли.

После этого можно определить значение цены изделия по формуле ( см. выше ).

Рассчитав цену своего изделия, сделай выводы

а) о целесообразности изготовления твоего изделия

б) об окончательности этой цены и влиянии рынка на неё.

3.Реклама.

Если ты хочешь, чтобы твоё изделие имело успех на рынке, то придумай хорошую рекламу. Это может быть или короткий слоган, или небольшое стихотворение, или плакат, или всё это одновременно.

V. Самоанализ.

Когда ты завершил проект, тебе необходимо его оценить. При этом важно оценить как само изделие, так и качество проектирования. Это поможет тебе учиться на своих успехах и ошибках.

  1. Оценка изделия.

а) Вернись назад к первоначальной потребности: почему ты стал проектировать и изго­тавливать это изделие? Отвечает ли изделие потребностям? Ответь в целом.

б)Насколько полно изготовленное тобою изделие соответствует перечню требований, составленных тобою в начале. Используя заголовки из этих требований, напиши свои комментарии под каждым заголовком.

в)Запиши комментарии людей, которые пробовали пользоваться твоим изделием, лю­дей, которые его видели, а также результаты испытаний (как изделие функционирует на практике? ).

г)Какие улучшения можно внести в изделие и ( или ) какие направления для дальней­шего исследования возможно наметить?

  1. Оценка качества твоего проектирования.

а)Составил ли ты четкую формулировку задачи?

б)Насколько хорошо было сфокусировано твоё исследование и как были использованы его результаты?

в)Насколько точно был составлен перечень требований к изделию? В каких пунктах он должен был бы быть изменён или улучшен?

г)Как много было вариантов конструкции изделия. Трудно ли было их предлагать, изображать, оценивать и выбирать?

д)Проводил ли ты экспериментальную работу с материалами по мере необходимости?

е)Обосновывал ли ты свои решения на каждом этапе проектирования?

ж)Была ли стадия разработки изделия трудной для тебя? Да? Нет? Почему?

з)Соответствуют ли твои эскизы и технологические карты реальному про­цессу изготовления изделия. Где ты ошибся и почему?

и)Какие трудности были у тебя при изготовлении изделия. Как ты их преодолел?

к)С работой каких профессий и специальностей ты познакомился во время проекти­рования и изготовления изделия? Что тебе понравилось, что нет и почему? Что из этого тебе понадобится в дальнейшем в жизни, работе, учебе?

л) Насколько хорошо ты спланировал и использовал своё время?

м) Что бы ты сделал по-другому, если бы всё начал сначала?

Библиография

Составь список использованной тобой в работе литературы, включая сайты из интернета. Запиши их в алфавитном порядке.

Презентация

Презентация может быть выполнена в электронном виде или в обычном, но она должна содержать в кратком виде всю последовательность вашей работы по проектированию и изготовлению изделия.

Приложения

Оформление титульного листа

…………………….район

МБОУ №……

Проект

Тема: название предмета проектирования



Выполнил: фамилия, имя, класс

Проверил: фамилия и инициалы учителя





город

201…год



Критерии оценок при защите проекта.

Оценка 5- работа выполнена в полном объёме, имеет отличные или хорошие оценки за графическую и экономическую части и отличную оценку за практи­ческую часть. Ученик отлично ориентируется в своей работе, может объяснить любой этап проектирования и изготовления изделия, владеет знаниями и умения­ми по технологии обработки конструкционных материалов в полном объёме, мо­жет выбирать оптимальный технологический процесс, правильно выполнять все технологические операции и проводить самоанализ выполненных работ.

Оценка 4- работа выполнена в полном объёме, имеет хорошие или удовлетворительные оценки за графическую или экономическую части и хорошую оценку за практическую часть.

Ученик ориентируется в своей работе, может объяснить основные этапы проектирования и изготовления изделия, владеет основными знаниями и умениями по технологии обработки конструкционных материалов, имеет представление о выборе технологического процесса, может правильно выполнять основные технологические операции и анализировать выпол­ненную работу.

Оценка 3- работа выполнена, имеет удовлетворительные оценки за эко­номическую и практическую части.

Ученик может объяснить основные этапы проектирования и изготов­ления изделия, владеет основами знаний и умений по обработке конструкционных материалов, имеет представление о технологическом процессе и может правильно выполнить основные технологические опера­ции, знаком с основами анализа выполненных работ.

Оценка 2- работа выполнена не полностью и не имеет удовлетворительных оценок за графическую, экономическую и практическую части.

Ученик не может пояснить основные этапы проектирования и изготовления изделия, не владеет основами знаний по технологии обработки конструкцион­ных материалов, не имеет представления о технологическом процессе и не может правильно выполнить технологические операции, а так же не может провести анализ выполненной работы.





Наши работы занимают призовые места на различных соревнованиях.

Методическая разработка по проектированию Проектные работы учащихся 5 классов

Методическая разработка по проектированию Проектные работы учащихся 6классов

Методическая разработка по проектированию Проектные работы учащихся 7 классов

Методическая разработка по проектированию Проектные работы учащихся 8-9 классов

Методическая разработка по проектированию Выполнение проектных работ продолжается во время занятий творческого объединения. Таким образом, основное образование соединяется с дополнительным образованием и решаются общие задачи.

В итоге учащиеся, изготовив хорошие изделия, которые можно использовать дома или поставить на выставку, овладевают всеми универсальными учебными действиями, включая коммуникативные во время презентации своего изделия.

© 2010-2022