- Преподавателю
- Технология
- Примерная программа профессионального модуля МДК. 01. 01 Слесарное дело и технические измерения
Примерная программа профессионального модуля МДК. 01. 01 Слесарное дело и технические измерения
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Виноградова Л.В. |
Дата | 10.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
примерная ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
мдк.01.01.
«слесарное дело и технические измерения»
ПРОФЕССИЯ 190631.01. «АВТОМЕХАНИК»
2015г.
Примерная программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования (далее - СПО) / профессиям начального профессионального образования (далее - НПО)
МДК.01.01 профессия 190631.01. «Автомеханик»
Организация-разработчик:_ГАОУ СПО МО «Профессиональный колледж «Московия»
Разработчики:
Мастер производственного обучения - Виноградова Л.В.
Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)
Заключение Экспертного совета № 23 от 15. 09.2015 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины 4
2. Структура и содержание учебной дисциплины 6
3. Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины 11
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 13
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «СЛЕСАРНОЕ ДЕЛО И ТЕХНИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ»
1.1. Область применения программы:
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы (далее ОПОП) по специальности 190631.01. «Автомеханик» входящей в укрупненную группу специальностей:
190631.01.01.- «Слесарь по ремонту автомобилей»;
-
- «Водитель автомобиля»;
190631.01.03- «Оператор заправочных станций».
Данная рабочая программа разработана на основании Федерального государственного образовательного стандарта по вышеназванной специальности и в соответствии с примерной программой учебной дисциплины одобренной и рекомендованной Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного автономного учреждения Федерального института развития образования (ФГАУ ФИРО).
Рабочая программа является основным документом нормативного компонента комплексного методического обеспечения по дисциплине и служит основой для разработки календарно-тематического плана.
Рабочая программа может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по рабочим профессиям:
18466 - «Слесарь механосборочных работ»
18452 - «Слесарь - инструментальщик» и др.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Дисциплина относится к обязательной общепрофессиональной дисциплине профессионального цикла
Данная программа входит в профессиональный модуль ПМ.01. по профессии «Автомеханик» (МДК.01.01.) - для 1-го года обучения.
Содержание учебной дисциплины направлено на формирование общих
компетенций, включающих в себя способность:
OKI.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК2.Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК3.Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК4.Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
профессиональных компетенций, соответствующих основным видам
профессиональной деятельности:
ПК 1.1. Выполнять общеслесарные операции.
4
ПК1.2. Выполнять несложные работы на металлорежущих станках.
ПК1.3.Проводить технические измерения соответствующим инструментом и приборами.
ПК 1.4. Выполнять метрологическую поверку средств измерения
ПК1.5.Выбирать и пользоваться инструментами и приспособлениями для слесарных работ.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения
дисциплины:
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями в результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-
проводить разметку деталей;
-
выполнять основные слесарные операции;
-
правильно подбирать инструменты для различных слесарных
операций; -
правильно производить заточку режущего инструмента;
-
оказывать первую доврачебную помощь;
-
выполнять операции по доводке поверхности, лужение, паяние и
шабрение; -
определять допустимые размеры детали;
-
различать виды посадок деталей и полей допусков;
-
выполнять расчет длины заготовки при гибке и клепке;
-
определять способы паянья и виды припоев;
-
выбирать абразивные материалы для обработки деталей;
-
определять шероховатость поверхности от вида обработки.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные характеристики рабочего места;
-
виды разметок и контрольно-измерительные приборы;
-
приёмы работы при основных слесарных операциях;
-
углы заточки режущих инструментов;
-
назначение и строение режущих инструментов;
-
основные правила подбора клёпок, припоев, флюсов при работе;
-
нарезание крепёжной резьбы;
-
абразивные материалы и инструменты;
-
виды допусков и посадок в системе вала и отверстий;
-
графическое построение полей допусков и посадок;
-
устройство и принцип работы с различными контрольно-
измерительными приборами; -
обозначение посадок в системе «СИ»;
-
основы стандартизации и взаимозаменяемости, виды стандартов;
-
контроль шероховатости поверхности и углов;
-
калибры и их применение.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Максимальное количество учебной нагрузки обучающегося 61 часа,
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 34 часа; самостоятельной работы обучающегося 17 часов.
5
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2.1.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
61
Обязательная аудиторная учебная нагрузка
34
в том числе:
Практические работы
8
Контрольные работы
3
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
17
в том числе:
Индивидуальное проектное задание
внеаудиторная самостоятельная работа
17
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
6
2.2.Тематический план учебной дисциплины «Слесарное дело и Технические измерения» (модуль МДК.01.01.)
Количество часов
на темы, уроки и
самостоятельные
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся.
работы.
Уровень освоения
Обязательные часы. 61 час.
Самостоятельные работы обучаю-
щихся.17ч.
1
2
3
4
5
Тема 1.1.1. Технические измерения
1.Введение в курс «Слесарное дело и технические измерения»
2
1
2. Техника безопасности при выполнении слесарных работ.
2
1
3.Основы стандартизации. Виды стандартов.
2
1
4.Взаимозаменяемость деталей, узлов и механизмов
2
1
5.Допуски и посадки в системе вала и отверстий.
2
1
6. Практическое занятие
2
3
Графическое изображение и обозначение посадок
1. Рабочее место и общая
7.Государственная система приборов. Классификация средств измерения и автоматизации.
2
2
8.Практическое занятие
2
3
Метрологическая поверка средств измерений
9. Допуски, посадки и средства измерения резьбовых, зубчатых, шлицевых и шпоночных соединений.
2
I
10.Обозначение шероховатости поверхности. Размерные цепи
2
2
11.Практическое занятие
2
3
Работа с использованием штангенинструмента.
12.Практическое занятие
5. Шабрение, притирка,
2
3
Работа с использованием щупов, спец. средств.
7
1
2
3
4
5
Самостоятельная работа обучающихся:
1.Стандарты и ГОСТы их назначение и виды.
2. Виды посадок и их обозначения в системе вала и отверстия.
3. Калибры, назначение и их виды.
4. Контроль шероховатости, углов и линейных размеров.
5.Погрешность измерения и размерные цепи.
7
3
Тема 1.1.2. Разметка и её назначение
1.Инструменты и приспособления, применяемые при разметке.
2.Основные этапы разметки. Разметка по шаблону изделия и чертежам.
3. Безопасность труда
2
2
Практическое занятие
2
3
Разметка по шаблону изделия и чертежам.
Тема 1.1.3 Рубка металла
1 .Инструмент для рубки и приёмы пользования им.
2.Рубка в тисках, на плите и наковальне.
3. Механизация процесса рубки. Безопасность труда при рубке металлов.
2
2
Тема 1.1.4
Резка металла
1 .Понятие о резке металла.
2.Устройство слесарной ножовки и правила пользования ею.
3. Механическая ножовка.
4.Резка металла ножницами. Безопасность труда при резке
2
2
Тема 1.1.5 Правка и гибка металла
1. Инструменты и оборудование, применяемые при правке и гибки металла.
2.Разновидности процессов правки. Рихтовка.
3. Механизация работ. Безопасность труда.
2
2
8
1
2
3
4
5
Тема 1.1.6 Опиливание металла
1 .Понятие об опиливании. 2.Конструкция и классификация напильников.
3. Приёмы и правила опиливания.
4.Правила обращения с напильниками и уход за ними.
5. Механизация опиловочных работ. Безопасность труда
1
2
Тема 1.1.7 Слесарная обработка отверстий
1. Инструменты и приспособления, применяемые при слесарной обработке отверстий.
2.Сверление, зенкерование и развёртывание отверстий.
3. Причины поломки свёрл.
Брак при обработке отверстий. Безопасность труда.
1
2
Тема 1.1.8 Резьба и её элементы
1 .Понятие о резьбе и её элементах. Виды и назначения резьбы.
2.Инструменты для нарезания резьбы. Подбор свёрл для сверления отверстий под резьбу и выбор диаметра стержня при нарезании резьбы.
З.Брак при нарезании резьбы и способы его предупреждения.
1
2
Тема 1.1.9 Клёпка
1 .Понятие о клёпке. Заклёпки и заклёпочные соединения. 2.Инструмент и приспособления, применяемые при клёпке.
3. Ручная и механизированная клёпка. Безопасные приёмы труда.
1
2
Тема 1.1.10 Паяние и лужение
1 .Понятие о паянии и лужении. Припои и флюсы.
2.Паяльники и паяльная лампа. Паяние мягкими и твёрдыми припоями. Паяние алюминия.
3. Приёмы лужения.
Безопасность труда.
1
2
Тема 1.1.11 Склеивание
1 .Назначение и типы синтетических клеев. Приготовление клея. 2. Оборудование и инструменты для склеивания. Техника склеивания. 3. Контроль качества клеевых соединений. Безопасность труда.
1
2
9
1
2
3
4
5
Тема 1.1.12 Шабрение и притирка
1 .Технология выполнения шабрения и притирочных работ, доводка поверхности.
2.Оборудование для шабрения, притирки и доводки поверхности.
1
2
Контрольные работы
3
3
1. Рабочее место и общая характеристика слесарной обработки.
2.Общеслесарные операции: разметка, рубка, правка, гибка, резка, опиливание, сверление, зенкерование и развертывание отверстий, нарезание резьбы, шабрение, притирка и доводка, клепка и паяние.
3.Техника безопасности при слесарных работах.
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Инструменты при разметке и оборудование. 2. Расчет длины заготовок при гибки металла. 3. Классификация резьбы.
4. Применение абразивных материалов.
5. Припои, флюсы их виды и применение.
6. Заточка режущих инструментов и ТБ при слесарных работах.
10
3
Всего:
51
17
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств)
2- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение
деятельности, решение проблемных задач).
10
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия кабинета «Слесарное дело и технические измерения» или совмещения его в один с предметами профтехцикла для проведения уроков.
3.1.1.Оборудование учебного кабинета:
-
посадочные места по количеству обучающихся;
-
рабочее место преподавателя;
-
комплект учебно-наглядных пособий «Слесарной обработки и
технического измерения»; -
стенд «Слесарные инструменты»;
-
стенд «Измерительные инструменты»;
-
образцы измерительных инструментов и приспособлений;
-
комплект плакатов по «Охране труда».
3.1.2. Технические средства обучения:
-
компьютер с программным обеспечением;
-
эпипроектор.
3.1.3. Действующая нормативно-техническая и технологическая документация:
- правила техники безопасности и производственной санитарии;
- инструкции по охране труда.
3.1.4. Программное обеспечение:
- слайды, стенды инструментов, компьютерное представление материала.
3.2. Учебно-методический комплекс по дисциплине, систематизированный по компонентам
3.2.1. Нормативный компонент:
- извлечение из ФГОС СПО по специальности;
- примерная программа учебной дисциплины;
- рабочая программа учебной дисциплины;
- календарно-тематический план.
3.2.2. Общеметодический компонент:
Методические рекомендации:
- по проведению уроков по дисциплине.
3.2.3. Методический компонент по темам учебной дисциплины:
- методика выполнения работ по гибке металла;
- методика применения измерительных инструментов.
3.2.4. Методический компонент системы контроля знаний и умений студентов:
- задания для выполнения контрольных работ;
- тесты для контроля знаний по дисциплине;
- зачетные задания по дисциплине.
11
3.3. Информационное обеспечение обучения
3.3.1. Основная литература:
-
С.А. Зайцев и др. «Допуски, посадки и технические измерения в .машиностроении» Учебник. М.:«Академия» 2011.-240с.
2. В.С. Кланица «Охрана труда на автомобильном транспорте» Учебное пособие. М.: «Академия», 2012.
3.3.2. Дополнительная литература:
1. Б.С. Покровский «Основы слесарного дела» Учебник. М.:«Академия», 2008
2.В.Ю. Новиков «Слесарь ремонтник» Учебник. М.:«Академия», 2007.
3.3.4. Интернет- ресурсы.
3.3.5. Методические рекомендации, разработанные преподавателем.
12
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
4.1.Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения выполнения учащимися индивидуальных контрольных и внеаудиторных самостоятельных работ. В конце программы проводится дифференцированный зачет по курсу
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1
2
Умение:
- проводить разметку деталей и выбор инструментов
Тестовый контроль
- выбор режущего инструмента для различных слесарных операций
Тестовый контроль
- производить правку и рубку металла
Тестовый контроль
- проводить клёпку и гибку металла
Тестовый контроль
- проводить паяние и лужение
Тестовый контроль
- определять длину заготовки при гибки металла
Тестовый контроль
- уметь правильно нарезать резьбу
Тестовый контроль
- определять поля допусков детали
Тестовый контроль
- определять виды посадок на чертежах
Экспертная оценка выполнения практических работ
- определять погрешность измерения и годность детали по чертежу
Экспертная оценка выполнения практических работ
- подбирать контрольно-измерительные инструменты, согласно допусков размеров
Тестовый контроль
- выполнять различные операции по доводке детали с учетом шероховатости
Экспертная оценка выполнения практических работ
- выбирать абразивные материалы необходимые для обработки деталей
Тестовый контроль
- определять допустимые размеры детали
Экспертная оценка выполнения практических работ
- оказание первой доврачебной медицинской помощи
Оценка результатов устного опроса
13
1
2
- определять припои и способы паяния
Тестовый контроль
- определять длину и форму головки клёпок при работе
Тестовый контроль
- определять шероховатость поверхности от вида обработки
Тестовый контроль
Знание:
- основные положения характеристики рабочего места
Оценка результатов устного опроса
- виды разметок и применяемые инструменты
Оценка результатов устного опроса
- строение и назначение режущего инструмента
Оценка результатов устного опроса
- классификация резьбы и её способы нарезания
Экспертная оценка выполнения практических работ
- абразивные материалы и их виды
Экспертная оценка выполнения практических работ
- виды допусков и посадок в системе вала и отверстий
Оценка результатов устного опроса
- контроль шероховатости и углов
Тестовый контроль
- углы заточки режущих инструментов
Оценка результатов устного опроса
- калибры и их применения
Тестовый контроль
- правила приемов работы при слесарной обработке
Оценка результатов устного опроса
- правила подбора припоя, флюсов, клёпок и т.д.
Экспертная оценка выполнения практических работ
- правила построения графического изображения полей допусков и посадок
Экспертная оценка выполнения практических работ
- основы стандартизации и виды стандартов
Тестовый контроль
14