Примерная программа профессионального модуля МДК. 01. 01 Слесарное дело и технические измерения

Раздел Технология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


примерная ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

мдк.01.01.

«слесарное дело и технические измерения»


ПРОФЕССИЯ 190631.01. «АВТОМЕХАНИК»


















2015г.



Примерная программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования (далее - СПО) / профессиям начального профессионального образования (далее - НПО)

МДК.01.01 профессия 190631.01. «Автомеханик»

Организация-разработчик:_ГАОУ СПО МО «Профессиональный колледж «Московия»

Разработчики:

Мастер производственного обучения - Виноградова Л.В.

Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)

Заключение Экспертного совета № 23 от 15. 09.2015 г.






СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины 4

2. Структура и содержание учебной дисциплины 6

3. Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины 11

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 13
































1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «СЛЕСАРНОЕ ДЕЛО И ТЕХНИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ»

1.1. Область применения программы:

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы (далее ОПОП) по специальности 190631.01. «Автомеханик» входящей в укрупненную группу специальностей:

190631.01.01.- «Слесарь по ремонту автомобилей»;

  1. - «Водитель автомобиля»;

190631.01.03- «Оператор заправочных станций».

Данная рабочая программа разработана на основании Федерального государственного образовательного стандарта по вышеназванной специальности и в соответствии с примерной программой учебной дисциплины одобренной и рекомендованной Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного автономного учреждения Федерального института развития образования (ФГАУ ФИРО).

Рабочая программа является основным документом нормативного компонента комплексного методического обеспечения по дисциплине и служит основой для разработки календарно-тематического плана.

Рабочая программа может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по рабочим профессиям:

18466 - «Слесарь механосборочных работ»

18452 - «Слесарь - инструментальщик» и др.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:

Дисциплина относится к обязательной общепрофессиональной дисциплине профессионального цикла

Данная программа входит в профессиональный модуль ПМ.01. по профессии «Автомеханик» (МДК.01.01.) - для 1-го года обучения.

Содержание учебной дисциплины направлено на формирование общих
компетенций, включающих в себя способность:

OKI.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК2.Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК3.Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК4.Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

профессиональных компетенций, соответствующих основным видам
профессиональной деятельности:

ПК 1.1. Выполнять общеслесарные операции.

4

ПК1.2. Выполнять несложные работы на металлорежущих станках.

ПК1.3.Проводить технические измерения соответствующим инструментом и приборами.

ПК 1.4. Выполнять метрологическую поверку средств измерения

ПК1.5.Выбирать и пользоваться инструментами и приспособлениями для слесарных работ.

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения

дисциплины:

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями в результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • проводить разметку деталей;

  • выполнять основные слесарные операции;

  • правильно подбирать инструменты для различных слесарных
    операций;

  • правильно производить заточку режущего инструмента;

  • оказывать первую доврачебную помощь;

  • выполнять операции по доводке поверхности, лужение, паяние и
    шабрение;

  • определять допустимые размеры детали;

  • различать виды посадок деталей и полей допусков;

  • выполнять расчет длины заготовки при гибке и клепке;

  • определять способы паянья и виды припоев;

  • выбирать абразивные материалы для обработки деталей;

  • определять шероховатость поверхности от вида обработки.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- основные характеристики рабочего места;

  • виды разметок и контрольно-измерительные приборы;

  • приёмы работы при основных слесарных операциях;

  • углы заточки режущих инструментов;

  • назначение и строение режущих инструментов;

  • основные правила подбора клёпок, припоев, флюсов при работе;

  • нарезание крепёжной резьбы;

  • абразивные материалы и инструменты;

  • виды допусков и посадок в системе вала и отверстий;

  • графическое построение полей допусков и посадок;

  • устройство и принцип работы с различными контрольно-
    измерительными приборами;

  • обозначение посадок в системе «СИ»;

  • основы стандартизации и взаимозаменяемости, виды стандартов;

  • контроль шероховатости поверхности и углов;

  • калибры и их применение.

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

Максимальное количество учебной нагрузки обучающегося 61 часа,

в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 34 часа; самостоятельной работы обучающегося 17 часов.

5

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

2.1.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

61

Обязательная аудиторная учебная нагрузка

34

в том числе:


Практические работы

8

Контрольные работы

3

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

17

в том числе:


Индивидуальное проектное задание


внеаудиторная самостоятельная работа

17

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета





6

2.2.Тематический план учебной дисциплины «Слесарное дело и Технические измерения» (модуль МДК.01.01.)

Количество часов

на темы, уроки и

самостоятельные

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся.

работы.

Уровень освоения

Обязательные часы. 61 час.

Самостоятельные работы обучаю-

щихся.17ч.


1

2

3

4

5

Тема 1.1.1. Технические измерения

1.Введение в курс «Слесарное дело и технические измерения»

2




1




2. Техника безопасности при выполнении слесарных работ.

2

1

3.Основы стандартизации. Виды стандартов.

2

1

4.Взаимозаменяемость деталей, узлов и механизмов

2

1

5.Допуски и посадки в системе вала и отверстий.

2

1

6. Практическое занятие

2

3

Графическое изображение и обозначение посадок

1. Рабочее место и общая


7.Государственная система приборов. Классификация средств измерения и автоматизации.

2

2

8.Практическое занятие

2

3

Метрологическая поверка средств измерений

9. Допуски, посадки и средства измерения резьбовых, зубчатых, шлицевых и шпоночных соединений.

2

I

10.Обозначение шероховатости поверхности. Размерные цепи

2

2

11.Практическое занятие

2

3

Работа с использованием штангенинструмента.

12.Практическое занятие

5. Шабрение, притирка,

2

3

Работа с использованием щупов, спец. средств.






7

1

2

3

4

5

Самостоятельная работа обучающихся:

1.Стандарты и ГОСТы их назначение и виды.

2. Виды посадок и их обозначения в системе вала и отверстия.

3. Калибры, назначение и их виды.

4. Контроль шероховатости, углов и линейных размеров.

5.Погрешность измерения и размерные цепи.








7







3

Тема 1.1.2. Разметка и её назначение

1.Инструменты и приспособления, применяемые при разметке.

2.Основные этапы разметки. Разметка по шаблону изделия и чертежам.

3. Безопасность труда



2



2






Практическое занятие

2

3

Разметка по шаблону изделия и чертежам.

Тема 1.1.3 Рубка металла

1 .Инструмент для рубки и приёмы пользования им.

2.Рубка в тисках, на плите и наковальне.

3. Механизация процесса рубки. Безопасность труда при рубке металлов.

2

2

Тема 1.1.4

Резка металла

1 .Понятие о резке металла.

2.Устройство слесарной ножовки и правила пользования ею.

3. Механическая ножовка.

4.Резка металла ножницами. Безопасность труда при резке

2

2

Тема 1.1.5 Правка и гибка металла

1. Инструменты и оборудование, применяемые при правке и гибки металла.

2.Разновидности процессов правки. Рихтовка.

3. Механизация работ. Безопасность труда.





2






2




8


1

2

3

4

5

Тема 1.1.6 Опиливание металла

1 .Понятие об опиливании. 2.Конструкция и классификация напильников.

3. Приёмы и правила опиливания.

4.Правила обращения с напильниками и уход за ними.

5. Механизация опиловочных работ. Безопасность труда







1







2

Тема 1.1.7 Слесарная обработка отверстий

1. Инструменты и приспособления, применяемые при слесарной обработке отверстий.

2.Сверление, зенкерование и развёртывание отверстий.

3. Причины поломки свёрл.

Брак при обработке отверстий. Безопасность труда.





1





2

Тема 1.1.8 Резьба и её элементы

1 .Понятие о резьбе и её элементах. Виды и назначения резьбы.

2.Инструменты для нарезания резьбы. Подбор свёрл для сверления отверстий под резьбу и выбор диаметра стержня при нарезании резьбы.

З.Брак при нарезании резьбы и способы его предупреждения.







1







2

Тема 1.1.9 Клёпка

1 .Понятие о клёпке. Заклёпки и заклёпочные соединения. 2.Инструмент и приспособления, применяемые при клёпке.

3. Ручная и механизированная клёпка. Безопасные приёмы труда.





1





2

Тема 1.1.10 Паяние и лужение

1 .Понятие о паянии и лужении. Припои и флюсы.

2.Паяльники и паяльная лампа. Паяние мягкими и твёрдыми припоями. Паяние алюминия.

3. Приёмы лужения.

Безопасность труда.





1





2

Тема 1.1.11 Склеивание

1 .Назначение и типы синтетических клеев. Приготовление клея. 2. Оборудование и инструменты для склеивания. Техника склеивания. 3. Контроль качества клеевых соединений. Безопасность труда.





1





2

9

1

2

3

4

5

Тема 1.1.12 Шабрение и притирка

1 .Технология выполнения шабрения и притирочных работ, доводка поверхности.

2.Оборудование для шабрения, притирки и доводки поверхности.



1



2

Контрольные работы







3







3

1. Рабочее место и общая характеристика слесарной обработки.

2.Общеслесарные операции: разметка, рубка, правка, гибка, резка, опиливание, сверление, зенкерование и развертывание отверстий, нарезание резьбы, шабрение, притирка и доводка, клепка и паяние.

3.Техника безопасности при слесарных работах.

Самостоятельная работа обучающихся:

1. Инструменты при разметке и оборудование. 2. Расчет длины заготовок при гибки металла. 3. Классификация резьбы.

4. Применение абразивных материалов.

5. Припои, флюсы их виды и применение.

6. Заточка режущих инструментов и ТБ при слесарных работах.







10










3

Всего:

51

17


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств)

2- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение
деятельности, решение проблемных задач).

10

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия кабинета «Слесарное дело и технические измерения» или совмещения его в один с предметами профтехцикла для проведения уроков.

3.1.1.Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя;

  • комплект учебно-наглядных пособий «Слесарной обработки и
    технического измерения»;

  • стенд «Слесарные инструменты»;

  • стенд «Измерительные инструменты»;

  • образцы измерительных инструментов и приспособлений;

  • комплект плакатов по «Охране труда».

3.1.2. Технические средства обучения:

  • компьютер с программным обеспечением;

  • эпипроектор.

3.1.3. Действующая нормативно-техническая и технологическая документация:

- правила техники безопасности и производственной санитарии;

- инструкции по охране труда.

3.1.4. Программное обеспечение:

- слайды, стенды инструментов, компьютерное представление материала.

3.2. Учебно-методический комплекс по дисциплине, систематизированный по компонентам

3.2.1. Нормативный компонент:

- извлечение из ФГОС СПО по специальности;

- примерная программа учебной дисциплины;

- рабочая программа учебной дисциплины;

- календарно-тематический план.

3.2.2. Общеметодический компонент:

Методические рекомендации:

- по проведению уроков по дисциплине.

3.2.3. Методический компонент по темам учебной дисциплины:

- методика выполнения работ по гибке металла;

- методика применения измерительных инструментов.

3.2.4. Методический компонент системы контроля знаний и умений студентов:

- задания для выполнения контрольных работ;

- тесты для контроля знаний по дисциплине;

- зачетные задания по дисциплине.

11


3.3. Информационное обеспечение обучения

3.3.1. Основная литература:

  1. С.А. Зайцев и др. «Допуски, посадки и технические измерения в .машиностроении» Учебник. М.:«Академия» 2011.-240с.

2. В.С. Кланица «Охрана труда на автомобильном транспорте» Учебное пособие. М.: «Академия», 2012.

3.3.2. Дополнительная литература:

1. Б.С. Покровский «Основы слесарного дела» Учебник. М.:«Академия», 2008

2.В.Ю. Новиков «Слесарь ремонтник» Учебник. М.:«Академия», 2007.

3.3.4. Интернет- ресурсы.

3.3.5. Методические рекомендации, разработанные преподавателем.









12

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

ДИСЦИПЛИНЫ

4.1.Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения выполнения учащимися индивидуальных контрольных и внеаудиторных самостоятельных работ. В конце программы проводится дифференцированный зачет по курсу

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умение:

- проводить разметку деталей и выбор инструментов

Тестовый контроль

- выбор режущего инструмента для различных слесарных операций

Тестовый контроль

- производить правку и рубку металла

Тестовый контроль

- проводить клёпку и гибку металла

Тестовый контроль

- проводить паяние и лужение

Тестовый контроль

- определять длину заготовки при гибки металла

Тестовый контроль

- уметь правильно нарезать резьбу

Тестовый контроль

- определять поля допусков детали

Тестовый контроль

- определять виды посадок на чертежах

Экспертная оценка выполнения практических работ

- определять погрешность измерения и годность детали по чертежу

Экспертная оценка выполнения практических работ

- подбирать контрольно-измерительные инструменты, согласно допусков размеров

Тестовый контроль

- выполнять различные операции по доводке детали с учетом шероховатости

Экспертная оценка выполнения практических работ

- выбирать абразивные материалы необходимые для обработки деталей

Тестовый контроль

- определять допустимые размеры детали

Экспертная оценка выполнения практических работ

- оказание первой доврачебной медицинской помощи

Оценка результатов устного опроса


13

1

2

- определять припои и способы паяния

Тестовый контроль

- определять длину и форму головки клёпок при работе

Тестовый контроль

- определять шероховатость поверхности от вида обработки

Тестовый контроль

Знание:

- основные положения характеристики рабочего места

Оценка результатов устного опроса

- виды разметок и применяемые инструменты

Оценка результатов устного опроса

- строение и назначение режущего инструмента

Оценка результатов устного опроса

- классификация резьбы и её способы нарезания

Экспертная оценка выполнения практических работ

- абразивные материалы и их виды

Экспертная оценка выполнения практических работ

- виды допусков и посадок в системе вала и отверстий

Оценка результатов устного опроса

- контроль шероховатости и углов

Тестовый контроль

- углы заточки режущих инструментов

Оценка результатов устного опроса

- калибры и их применения

Тестовый контроль

- правила приемов работы при слесарной обработке

Оценка результатов устного опроса

- правила подбора припоя, флюсов, клёпок и т.д.

Экспертная оценка выполнения практических работ

- правила построения графического изображения полей допусков и посадок

Экспертная оценка выполнения практических работ

- основы стандартизации и виды стандартов

Тестовый контроль



14





© 2010-2022