Планирование и анализ занятия в дополнительном образовании детей

Совершенствование мастерства  педагога дополнительного образования детей, руководство  и контроль  за учебно-воспитательным процессом невозможен без правильного организованного планирования и анализа занятия. Занятие в системе дополнительного образования представляет собой сложный психолого-педагогический процесс, к которому предъявляются определённые требования. Для того чтобы занятие стало обучающим, воспитывающим и развивающим, его нужно подготовить, спланировать, а затем проанализировать.КАК...    Знание видов и особенностей учебных занятий поможет сформировать потребность и умения правильно моделировать занятие, совершенствовать свои конструктивные, методические знания, умения и навыки.
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Планирование и анализ занятия в дополнительном образовании детей

МБОУ ДОД «Дворец творчества детей и молодежи»

Ленинского района г. Кемерово

















Теряева Татьяна Михайловна педагог дополнительного образования.



Кемерово


СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ______________________________________________2

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ УЧЕБНОГО_______4 ЗАНЯТИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГОТОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ__________________________________________________5

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА КОНСПЕКТА ЗАНЯТИЯ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ_____________________13

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КОНСПЕКТА ЗАНЯТИЯ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ_____________________17

КАК ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ СВОЁ УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ______22

ЛИТЕРАТУРА___________________________________________32




















Совершенствование мастерства педагога дополнительного образования детей, руководство и контроль за учебно-воспитательным процессом невозможен без правильного организованного планирования и анализа занятия. Занятие в системе дополнительного образования представляет собой сложный психолого-педагогический процесс, к которому предъявляются определённые требования. Для того чтобы занятие стало обучающим, воспитывающим и развивающим, его нужно подготовить, спланировать, а затем проанализировать.




КАК СПЛАНИРОВАТЬ И ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ

(методические рекомендации)

Данные методические рекомендации помогут начинающим педагогам дополнительного образования систематизировать виды и типы учебных занятий; классифицировать занятия в зависимости от их целей, определить их структуру; выстроить модель учебного занятия, определить задачи, содержание и прогнозируемый результат каждого этапа занятия.

Учебное занятие - основной элемент образовательного процесса. В системе дополнительного образования существенно меняется форма его организации. Главное - не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний и общение.

Педагоги дополнительного образования (как имеющие специальное педагогическое образование, так и не имеющие такового) часто испытывают трудности в моделировании учебного занятия, определении его типа, этапов, задач, содержания каждого этапа, самоанализе деятельности. Особенно часто с этими трудностями сталкиваются начинающие педагоги, не готовые к систематической деятельности по подготовке учебного занятия.

Знание видов и особенностей учебных занятий поможет сформировать потребность и умения правильно моделировать занятие, совершенствовать свои конструктивные, методические знания, умения и навыки.





МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГОТОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Учебное занятие - это:

- модель деятельности педагога и детского коллектива;

- ограниченная временными рамками форма организации учебного процесса, предполагающая не только передачу знаний, умений и навыков детям по конкретному предмету и усвоение ими учебного материала, но прежде всего развитие;

- время, в течение которого учащиеся под руководством педагога занимаются учебной, воспитательной, досуговой деятельностью.

В учебном занятии представлены все элементы образовательного процесса: цели, содержание, средства, методы, организация. Качество учебного занятия зависит от правильности определения каждого из этих компонентов и их рационального сочетания. Однако главное требование к учебному занятию - это достижение цели, поставленной педагогом и принятой обучающимися.

В зависимости от целей занятия можно выделить следующие виды учебных занятий:

- собственно обучающие;

- общеразвивающие;

- воспитательные.

Собственно обучающие занятия преследуют сугубо обучающие цели: научить чему-либо, овладение детьми конкретными знаниями и умениями по преподаваемому предмету. Это учебные занятия:

- по передаче знаний;

- по осмыслению знаний и их закреплению;

- по закреплению знаний;

- по формированию умений и применения знаний на практике;

- тренировочные учебные занятия (отработка умений и навыков);

- по обобщению и систематизации знаний.

Общеразвивающие занятия ставят цели формирования и развития определенных личностных качеств ребенка. К таким занятиям можно отнести занятие-диспут, экскурсию, занятие-викторину, различные коллективные творческие дела.

Воспитательные занятия ставят целью формирование положительного психологического климата в детском коллективе, приобщение детей к нравственным и культурным ценностям. Например, традиционные праздники: «Посвящение в кружковцы», «Дни именинников», «Конкурсы мастерства», и т.д. Эти занятия тоже предполагают обучающие задачи, но отличаются от учебных занятий тем, что как правило, не носит специально организованный характер и совсем не обязательно связано с учебным предметом. Достаточно часто занятие педагога с детским коллективом трудно отнести к какому-либо одному виду, поскольку в ходе одного занятия большинство педагогов решают как обучающие, так и воспитательные задачи в комплексе.

Учебное занятие, являясь ограниченным по времени процессом, представляет собой модель деятельности педагога и детского коллектива. В связи с этим учебное занятие необходимо рассматривать в логике организации деятельности, выделяя цель, содержание, способы, результаты деятельности, а также этапы их достижения.

Модель учебного занятия любого типа можно представить в виде последовательности следующих этапов: организационного, проверочного, подготовительного, основного, контрольного, итогового, рефлексивного, информационного. Основанием для выделения этапов может служить процесс усвоения знаний, который строится как смена видов деятельности учащихся: восприятие - осмысление - запоминание - применение - обобщение - систематизация.

Модель учебного занятия в учреждении дополнительного образования детей


Блоки

Этапы

Этап учебного занятия

Задачи этапа

Содержание деятельности

Результат

Подготовительный

1

Организационный

Подготовка детей к работе на занятии

Организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания

Восприятие

2

Проверочный

Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если таковое было), выявление пробелов и их коррекция

Проверка домашнего задания (творческого, практического), проверка усвоения знаний предыдущего занятия

Самооценка, оценочная деятельность педагога

Основной

3

Подготовительный

(подготовка к новому содержанию)

Обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познаватель-ной деятельности

Сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (например, эвристический вопрос, познавательная задача, проблемное задание детям)

Осмысление возможного начала работы

4

Усвоение новых знаний и способов действий

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения

Использование заданий и вопросов, которые активизируют познавательную деятельность детей

Освоение новых знаний

5

Первичная проверка понимания изученного

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление ошибочных или спорных представлений и их коррекция

Применение пробных практических заданий, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием

Осознанное усвоение нового учебного материала

6

Закрепление новых знаний, способов действий и их применение

Обеспечение усвоения новых знаний, способов действий и их применения

Применение тренировочных упражнений, заданий, которые выполняются самостоятельно детьми

Осознанное усвоение нового материала

7

Обобщение и систематизация знаний

Формирование целостного представления знаний по теме

Использование бесед и практических заданий

Осмысление выполненной работы

8

Контрольный

Выявление качества и уровня овладения знаниями, самоконтроль и коррекция знаний и способов действий

Использование тестовых заданий, устного (письменного) опроса, а также заданий различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского)

Рефлексия, сравнение результатов собственной деятельности с другими, осмысление результатов


Итоговый

9

Итоговый

Анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы

Педагог совместно с детьми подводит итог занятия

Самоутверждение детей в успешности

10

Рефлексивный

Мобилизация детей на самооценку

Самооценка детьми своей работоспособности, психологического состояния, причин некачественной работы, результативности работы, содержания и полезности учебной работы

Проектирование детьми собственной деятельности на последующих занятиях

11

Информационный

Обеспечение понимания цели, содержания домашнего задания, логики дальнейшего занятия

Информация о содержании и конечном результате домашнего задания, инструктаж по выполнению, определение места и роли данного задания в системе последующих занятий

Определение перспектив деятельности


Построение занятия в соответствии с этой моделью помогает четко структурировать занятие, определить его этапы, задачи и содержание каждого из них. В соответствии с задачами каждого этапа педагог прогнозирует как промежуточный, так и конечный результат.

Классификация учебных занятий

Исходя из современных научных представлений об учебном занятии, его содержательная цель носит триединый характер и состоит из трех взаимосвязанных, взаимодействующих аспектов, познавательного, развивающего и воспитательного, которые отражаются в цели по содержанию учебного материала.

Цели - это механизм, с помощью которого педагог кодирует основное содержание и прогнозирует результаты своей деятельности и познавательной деятельности учащихся.

Этапы учебного занятия, его структура конструируются в соответствии с дидактической целью и закономерностями процесса обучения. Движение к реализации цели как прогнозируемому результату обуславливает переход от одной части занятия к другой, от этапа к этапу. Приемы работы педагога и воспитанников на каждом этапе зависят от содержания, цели, логики усвоения учебного материала, состава группы и опыта творческой деятельности педагога и воспитанников.

Дидактическая цель является важнейшим структурным элементом и определяет тип и структуру учебного занятия. Учитывая активную позицию воспитанников в освоении материала и формировании умений, классифицировать учебные занятия по дидактической цели можно следующим образом: изучение и первичное закрепление новых знаний; закрепление знаний и способов деятельности, комплексное применение знаний и способов деятельности; обобщение и систематизация знаний и способов деятельности; проверка, оценка, коррекция знаний и способов деятельности. Каждый тип учебного занятия имеет свою структуру, основной компонент занятия кодируется в названии типа учебного занятия, общими этапами для всех типов занятий являются организационный, целеполагания и мотивации, подведения итогов.

Организационный момент учебного занятия предполагает создание продуктивных условий для взаимодействия педагога и воспитанников.

Этап целеполагания и мотивации обеспечивает желание участников педагогического процесса работать на занятии через постановку целей и актуализацию мотивов учебной деятельности, через формирование установок на восприятие и осмысление учебной информации, развитие личностных качеств воспитанника.

При подведении итогов определяется уровень достижения целей, мера участия всех учеников и каждого в отдельности, оценка их работы и перспективы познавательного процесса.

Взаимосвязь типа, дидактической цели и структуры учебного занятия представлена в таблице 2 «Типы учебных занятий, их дидактическая цель и структура».


Типы учебных занятий, их дидактическая цель и структура


Тип учебного занятия

Дидактическая цель

Структура

Нетрадиционные формы проведения занятия

Учебное занятие изучения и первичного закрепления новых знаний

Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации

Оргмомент

Актуализация знаний и умений

Мотивация. Целеполагание

Организация восприятия

Организация осмысления

Первичная проверка понимания

Организация первичного закрепления

Анализ

Рефлексия

Лекция, семинар, экскурсия, конференция, лабораторно-практическое занятие, дидактическая сказка

Учебное занятие закрепления знаний и способов деятельности

Обеспечить закрепление знаний и способов деятельности воспитанников

Оргмомент

Мотивация

Актуализация знаний и способов действий

Конструирование образца применения знаний в стандартной и измененной ситуациях

Самостоятельное применение знаний

Контроль и самоконтроль

Коррекция

Рефлексия

Семинар, экскурсия, консультация, игра-путешествие

Учебное занятие комплексного применения знаний и способов деятельности

Создать содержательные и организационные условия для самостоятельного применения учащимися комплекса знаний и способов деятельности

Оргмомент

Целеполагание. Мотивация

Актуализация комплекса знаний и способов деятельности

Самостоятельное применение знаний (упражнений) в сходных и новых ситуациях

Самоконтроль и контроль

Коррекция

Рефлексия

«Литературная гостиная», викторина «Что? Где? Когда?», «Занятие-путешествие», концерт

Учебное занятие обобщения и систематизации знаний и способов деятельности

Организовать деятельность воспитанников по обобщению знаний и способов деятельности

Оргмомент

Целеполагание. Мотивация

Анализ содержания учебного материала

Выделение главного в учебном материале

Обобщение и систематизация

Рефлексия

Обобщение может осуществляться как по теме, разделу, так и по проблеме. Самое главное в методике обобщения - включение части в целое. Необходима тщательная подготовка воспитанников (сообщение заранее проблемы, вопросов, обеспечение на занятии дидактическим материалом)

Лекция, экскурсия

Учебное занятие по проверке, оценке, коррекции знаний и способов деятельности

1.Обеспечить проверку и оценку знаний и способов деятельности воспитанников (контрольное занятие)

2.Организо-вать деятель-ность воспитанников по коррекции своих знаний и способов деятельности

Мотивация

Самостоятельное выполнение заданий

Самоконтроль

Контроль

Анализ

Оценка

Коррекция

Рефлексия

На занятиях преобладает деятельность, направленная на постепенное усложнение заданий за счет комплексного охвата знаний, применение их на разных уровнях

Условия достижения эффективности занятия:

- Комплексность целей (обучающие, воспитательные, общеразвивающие задачи);

- Адекватность содержания поставленным целям, а также их соответствие особенностям детского коллектива;

- Соответствие способов работы поставленным целям и содержанию;

- Наличие четко продуманной логики занятия, преемственности этапов;

- Четкая организация начала занятия, мотивация детей на учебную деятельность;

- Наличие благоприятной психологической атмосферы;

- Активная позиция ребенка (активизация познавательной и практической деятельности, включение каждого ребенка в деятельность);

- Полное методическое обеспечение и материально-техническое оснащение занятия.

Постоянный перевод ученика из зоны его актуального в зону ближайшего развития является основным показателем эффективности учебного занятия.

Основные требования к построению современных учебных занятий:

- Создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и активности детей;

- Целесообразное расходование времени занятия;

- Применение разнообразных педагогических средств обучения;

- Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с воспитанниками;

- Практическая значимость полученных знаний и умений.

Для проведения результативного учебного занятия необходима достаточно серьезная подготовка педагога к нему. Удастся ли занятие? Как удержать внимание ребят, развить интерес к учебному предмету? Эти и многие другие вопросы волнуют практически каждого педагога. Что же является главным для педагога при подготовке учебного занятия?

Алгоритм подготовки учебного занятия


Алгоритм подготовки учебного занятия, как основа этой методики, может быть следующим:

1 этап

Анализ предыдущего учебного занятия, поиск ответов на следующие вопросы:

- Достигло ли учебное занятие поставленной цели?

- В каком объеме и качестве реализованы задачи занятия на каждом из его этапов?

- Насколько полно и качественно реализовано содержание?

- Каков в целом результат занятия, оправдался ли прогноз педагога?

- За счет чего были достигнуты те или иные результаты (причины)?

- В зависимости от результатов что необходимо изменить в последующих учебных занятиях, какие новые элементы внести, от чего отказаться?

- Все ли потенциальные возможности занятия и его темы были использованы для решения воспитательных и обучающих задач?

2 этап

Моделирующий. По результатам анализа предыдущего занятия строится модель будущего учебного занятия:

- Определение места данного учебного занятия в системе тем, в логике процесса обучения (здесь можно опираться на виды и разновидности занятий);

- Обозначение задач учебного занятия;

- Определение темы и ее потенциала, как обучающего, так и воспитательного;

- Определения вида занятия, если в этом есть необходимость;

- Определение типа занятия;

- Продумывание содержательных этапов и логики занятия, отбор способов работы как педагога, так и детей на каждом этапе занятия;

- Подбор педагогических способов контроля и оценки усвоения детьми материала занятия.

3 этап

Обеспечение содержания учебного занятия:

- Самоподготовка педагога: подбор информационного, познавательного материала (содержания занятия);

- Обеспечение учебной деятельности учащихся: подбор, изготовление дидактического, наглядного, раздаточного материала; подготовка заданий;

- Материально-техническое обеспечение: подготовка кабинета, инвентаря, оборудования и т.д.

Необходимо отметить, что в каждой конкретной ситуации предложенный алгоритм будет варьироваться, уточняться, детализироваться. Важна сама логика действий, прослеживание педагогом последовательности как своей работы, так и учебной деятельности детей, построение учебных занятий не как отдельных, разовых, не связанных друг с другом форм работы с детьми, а как системы обучения, которая позволит полностью реализовать творческий, познавательный, развивающий потенциал преподаваемого педагогом учебного предмета.

Детальное соблюдение условий эффективности занятия, основных требований к его подготовке и построению обеспечит высокий результат занятия.

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА КОНСПЕКТА ЗАНЯТИЯ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



Фамилия, имя, отчество педагога


Наименование образовательного учреждения, район (город)


Программа ( указать название программы, тип, направленность по образовательным областям, по педагогическим целям образовательная или досуговая, по срокам реализации, по охвату детей, по особенностям контингента обучающихся :общая, для одаренных детей, коррекционная и др.)


Тема занятия


Возраст обучающихся


Тип занятия


Цели и задачи занятия


Форма занятия


Методы


Дидактические средства


Использованная литература


Этапы занятия


1. Организационный этап

Данный этап предполагает:

1.1 постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе занятия (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на занятии была эффективной);

1.2 определение целей и задач, которых педагог хочет достичь на данном этапе занятия;

• описание критериев достижения целей и задач данного этапа занятия;

1.3 описание методов организации работы учащихся на занятии, методов мотивирования, настроя учащихся на учебную деятельность, предмет и тему занятия (с учетом реальных особенностей объединения, с которым работает педагог)


2. Изучение нового материала

Данный этап предполагает:

2.1 постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе занятия;

2.2 определение целей и задач, которые ставит перед собой педагог на данном этапе занятия;

2.3 изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися;

2.4 описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;

2.5 описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности, межличностного взаимодействия учащихся с учетом особенностей объединения, в котором работает педагог;

2.6 описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;

2.7 описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала


3. Закрепление нового материала

предполагающее:

3.1 постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе занятия);

3.2 определение целей и задач, которые ставит перед собой педагог на данном этапе занятия;

3.3 описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог;

3.4 организация самостоятельной деятельности учащихся;

3.5 описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала, формы организации обратной связи «педагог - учащиеся»;

3.6 описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда педагог определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.


4. Задание на дом, включающее:

4.1 постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);

4.2 определение целей, которые хочет достичь педагог, задавая задание на дом;

4.3 определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.


Примечание: Задание на дом в системе дополнительного образования детей носит специфический (не обязательный) характер, направлено на развитие навыков обучающихся работать самостоятельно при закреплении учебных умений или расширении знаний, полученных на занятии с педагогом.



КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КОНСПЕКТА ЗАНЯТИЯ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Параметры оценки

Критерии оценки

Оценка (+ или -)

1

Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности

Педагог разделяет тему и цель урока

Педагог умеет сформулировать цели для себя и для учащихся.

Поставленные перед учащимися цели формулируются в понятной для ученика форме

Поставленные перед учащимися цели способствуют формированию позитивной мотивации и росту интереса к учебной деятельности

Задачи, выделенные педагогом, конкретизируют цель, представляя собой промежуточный результат, способствующий достижению основной цели занятия.

Педагог умеет проектировать цели для отдельных этапов занятия.

Цели и задачи, поставленные педагогом, способствуют развитию познавательных способностей учащихся, воспитанию социально

значимых качеств личности.


Итого баллов по данной компетентности:

2

Компетентность в области мотивирования обучающихся

Педагог демонстрирует знание приемов и методов, направленных на формирование интереса учащихся к преподаваемому предмету и теме занятия.

Педагог использует знания об интересах и потребностях, возрастных особенностях учащихся при постановке учебных целей и задач, в отборе содержания занятия, в организации учебной деятельности, выборе методов и форм работы и т.д.

Педагог планирует использовать различные задания так, чтобы ученики почувствовали свой успех.

.Педагог использует педагогическое оценивание как метод повышения учебной активности и учебной мотивации учащихся

Педагог дает возможность обучающимся самостоятельно ставить и решать задачи в рамках изучаемой темы

Итого баллов по данной компетентности:

3

Компетентность в области информационной основы педагогической деятельности

(складывается из следующих компонентов; компетентность в предмете преподавания, методах преподавания, в субъективных условиях деятельности0

Педагог в ходе написания конспекта демонстрирует знание преподаваемого предмета (учебного материала).

Педагог умеет отобрать оптимальный объем учебного материала для достижения цели учебного занятия

При изложении в письменной работе основного материала по предмету педагог раскрывает связь новой темы с предыдущими и будущими темами по преподаваемому предмету.

Педагог хорошо ориентируется в различных источниках (учебники, учебные и методические пособия, медиа-пособия, современные цифровые образовательные ресурсы и др.) по преподаваемому предмету, может дать ссылки на подходящие источники.

Педагог представляет материал в доступной учащимся форме в соответствии с дидактическими принципами.

Педагог демонстрирует владение современными методами и технологиями обучения.

Представленные в конспекте методы соответствуют поставленным целям и задачам, содержанию изучаемого предмета, теме занятия, условиям и времени, отведенному на изучение темы.

Представленные в конспекте методы выбраны в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся, с которыми он работает, специфику взаимоотношений между ними

Педагог планирует работу таким образом, чтобы получать информацию об уровне усвоения учебного материала обучающимися с различной степенью учебной подготовки

Педагог демонстрирует владение методами работы со слабоуспевающими обучающимися


Итого баллов по данной компетентности:

4

Компетентность в области разработки программ и принятия педагогических решений (складывается из следующих компонентов: умение выбрать и реализовать типовые образовательные программы (при их наличии), умение разработать собственную программу, методические и дидактические материалы, умение принимать решение в педагогических ситуациях)

Конспект занятия составлен с учетом темпа усвоения учебного материала обучающимися

Конспект занятия составлен с учетом поэтапного освоения (преемственности) учебного материала в рамках образовательной программы

Педагог демонстрирует умение вносить изменения в существующие дидактические и методические материалы с целью достижения более высоких результатов

Педагог использует самостоятельно разработанные программные, методические или дидактические материалы по предмету.

Педагог демонстрирует умение аргументировать предлагаемые им решения

Педагогические решения, отраженные в письменной работе, отличаются обоснованностью и целесообразностью

Педагог демонстрирует умения методически грамотно организовать самостоятельную активную деятельность учащихся на занятии и в ходе выполнения домашнего задания.


Итого баллов по данной компетентности

5

Компетентность в области организации учебной деятельности,

диагностическая компетентность

Педагог владеет методами организации индивидуальной и/или совместной деятельности учащихся, направленной на решение поставленных целей и задач.

Педагог демонстрирует способность проектировать формы и методы

сотрудничества с учащимися, умение вести с ними диалог.

Педагог демонстрирует умение включать новый материал в систему уже освоенных знаний обучающихся

Педагог демонстрирует умения организовать обучающихся для поиска дополнительной информации, необходимой для решения учебной задачи (книги, компьютерные и медиа - пособия, цифровые образовательные ресурсы и др.)

Педагог способен точно определить ожидаемые результаты занятия.

Педагог может точно сформулировать критерии, на основе которых он оценивает ответы и учебные достижения учащихся.

Педагог показывает учащимся, на основе каких критериев производится оценка их учебных достижений.

Педагог использует методы, способствующие формированию навыков самооценки учебной деятельности обучающимися.

Педагог умеет сочетать методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки обучающихся.

Итого по данной компетентности

Среднее значение по оценкам базовых педагогических компетенций

КАК ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ СВОЁ УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ

Педагогическая профессия по природе своей профессия творческая. Но что такое творчески работающий преподаватель? Понятие это довольно емкое. Если на это попытаться ответить коротко, то можно ответить так: творчески работающий преподаватель - это человек, обладающий в первую очередь высокой педагогической культурой. Одним из слагаемых такой культуры является аналитическое мастерство. Умение анализировать свою собственную деятельность важное качество любого человека, тем более оно важно для преподавателя как человека творческого. Любое творчество нередко представляет собой перестройку уже сложившейся деятельности, ломку старых устоявшихся представлений, переход деятельности в новое качество. А это невозможно без анализа накопленного опыта. Преподаватель должен уметь анализировать свою деятельность, но в первую очередь учебное занятие как основную ее форму.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ АНАЛИЗА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Хорошее занятие имеет свое лицо, своеобразие, которое обеспечивается индивидуальным стилем педагога и личностным своеобразием обучающихся. Но кроме творческой неповторимости, мастерства в занятии должна быть видна и просто грамотность педагога:

• знание того, какие факторы определяют смысл и сущность современного занятия,

• умение планировать, проводить и анализировать занятие.

Уровень знаний и навыков обучающихся, педагогическое мастерство педагога оцениваются в основном во время посещения учебных занятий. На занятии, как в фокусе, концентрируется вся деятельность педагога, его научная подготовка, педагогические навыки, методические умения, способность организовать самостоятельную работу всех обучающихся.

Реальная ценность занятия - его результат; степень усвоения материала обучающимися. Какими бы внешне эффектными приемами ни пользовался педагог, но, если ребята не усвоили тему, занятие эффективным назвать нельзя. На занятии ребята должны усвоить намеченный объем знаний, выработать нужные навыки и умения. Дома знания расширяются, углубляются, закрепляются, но приобретаются в основном на занятии.

Более детально наблюдение за занятием должно охватывать:

1) Организационную сторону занятия. Присутствующий устанавливает, своевременно ли приходит педагог в группу, подготовлены ли пособия, оборудование, мел, доска, готовы ли обучающиеся к занятию, каковы санитарное состояние кабинета;

2) Содержание занятия. Оцениваются глубина и научность объяснений педагога, устанавливается ли связь с действительностью, используется ли материал занятия в воспитательных целях, привлекаются ли дополнительный материал, последние достижения науки, интересно ли ведется объяснение, применяются ли средства наглядности, чертежи, схемы, модели. Каково содержание ответов обучающихся, глубина их знаний, уровень самостоятельности, культура речи;

3) Воспитывающую роль занятия. Использует ли педагог содержание материала в воспитательных целях, какова система требований педагога. Приучены ли дети к труду, самостоятельной работе, выполняют ли правила поведения. Обращает ли педагог внимание на поведение обучающихся, их отношение к работе, взаимопомощь, принципиальность, деловитость, дисциплину;

4) Методическую сторону занятия:

а) руководитель обращает внимание на методы опроса, приемы активизации группы во время опроса, на то, сколько времени уходит на опрос, углубление знания во время опроса;

б) тщательно изучаются методы и приемы работы педагога во время объяснения: внимательно ли его слушают, какими приемами добивается преподаватель развития мышления обучающихся, их самостоятельности и индивидуальных способностей, что делает педагог для того, чтобы ребята прочно усваивали материал, какие из современных методов преподавания используются;

в) как применяются наглядные и технические средства обучения, как организована практическая работа;

г) способы закрепления знаний, выполнения самостоятельных работ;

д) техника задания на дом и проверка домашних заданий;

5) Особенности поведения педагога на занятии. Не меньший интерес для руководителя представляет и роль педагога на занятии как организатора, его культура, речь, такт, одежда, манеры, привычки, взаимоотношения с обучающими.

Таким образом, наблюдение за занятием имеет всесторонний, комплексный характер, охватывает все компоненты учебной работы. Наблюдение - это лишь первый этап контроля, второй - разбор занятий, всесторонний его анализ, выработка рекомендаций по совершенствованию работы педагога.

Занятие нельзя анализировать абстрактно, исходя из каких-то вечных, незыблемых критериев или конъюнктурных увлечений. Прежде всего, не следует искать на каждом занятии применения всех без исключения средств и методов работы. Требовать, чтобы все занятия были комбинированными, включали все «элементы», - это значит схематизировать учебный процесс, упрощать его.

Анализируя занятия, нужно учитывать, по крайней мере, такие конкретные обстоятельства:

а) особенности темы. Могут быть занятия, где нет надобности применять наглядные пособия или технические средства, вызывать отвечать, работать с книгой или специальной литературой;

б) возможности образовательного учреждения, наличие кабинетов, технических средств, наглядных пособий. Анализируя занятие, важно обратить внимание, все ли использовал педагог, но вместе с тем предъявлять реальные разумные требования;

в) состав данной группы обучающихся, уровень развития и способностей учеников (нередко мнение о занятии составляется на основе ответов обучающихся, самостоятельной работе, а уровень развития ребят, их способности при этом не учитываются);

г) индивидуальность педагога, уровень подготовки, особенности характера, состояние здоровья, прежние результаты работы.

Формы разбора могут быть самыми разными. Наиболее рациональна, как нам кажется, такая схема:

а) сам педагог рассказывает о своем занятии, о том, что ему, по его мнению, удалось, что нет;

б) затем присутствующий анализирует положительные стороны занятия;

в) только после этого следует разбор отрицательных моментов;

г) наконец, делаются предложения, как избавиться от недостатков;

д) после разбора педагог вновь высказывает свое мнение, и, наконец, в обсуждение проблем включаются все присутствующие.

Формы анализа и самоанализа занятия


1. Краткий (оценочный) анализ - это общая оценка учебно-воспитательной функции занятия, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации;

2. Структурный (поэтапный) анализ - это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) занятия, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей обучающихся;

3. Системный анализ - это рассмотрение занятия как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач занятия, обеспечение формирования знаний, умений и навыков обучающихся, усвоения ими способов учения;

4. Полный - эта система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач занятия, содержание и виды учебной деятельности обучающихся по таким характеристикам, как уровни усвоения обучающимися знаний и способов умственной деятельности, развитие обучающихся, реализация дидактических принципов и результативности занятия;

5. Структурно-временной анализ - это оценка использования времени занятия по каждому его этапу;

6. Комбинированный анализ - это оценка (одновременная) основной дидактической цели занятия и структурных элементов;

7. Психологический анализ - это изучение выполнения психологических требований к занятию (обеспечение познавательной деятельности обучающихся развивающего типа).

8. Дидактический анализ - это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения и умения обучающихся, дидактическая обработка учебного материала занятия, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью обучающихся и т.п.);

9. Аспектный анализ - это рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка под определенным углом зрения какой-либо стороны или отдельной деятельности обучающихся. Примеры аспектов занятия:

- реализация педагогом триединой задачи занятия;

- использование развивающих методов на занятии;

- изучение способов активизации познавательной деятельности обучающихся;

- пути развития познавательного интереса;

- формирование общеучебных умении и навыков у обучающихся;

- проверка и оценка ЗУН обучающихся;

- организация проблемного обучения на занятии и т.п.

10. Комплексный анализ - это одновременный анализ дидактических, психологических и других основ занятия(чаще всего системы занятий).

Комплексный анализ занятия

Наиболее сложный и целесообразный с позиции обмена опытом - это комплексный анализ занятия. При таком анализе предлагаются конкретные задания. Например, один из педагогов в течение занятия тщательно фиксирует время, которое расходуется на активную умственную деятельность, приемы и способы активизации мышления детей. Затем дает характеристику умственной деятельности детей в течение занятия. Другой следит за содержанием материала, фиксирует последовательность изложения идей, использование на занятии новых достижений науки и т. д., давая характеристику научности изучаемого материала. Подобным же образом фиксируются показания по другим сторонам педагогической деятельности. Один педагог специально обращает внимание на стиль и характер деятельности педагога, другой наблюдает и анализирует такие важные стороны деятельности, как методика обучения, разнообразие приемов и способов преподавания нового материала, закрепление и углубление пройденного; организация деятельности детей на занятии; отношения педагога и обучающихся, педагогическая этика на занятии. Специально дается педагогическая характеристика личности педагога: его культура, манера говорить, качество речи, точность, логичность и образность языка, стиль отношения с детьми и т. д.

Содержание комплексного анализа занятия может быть различным. В. П. Симонов и М. Н. Скаткин указывают на некоторые его направления:

1-е направление.

Анализ решаемых педагогом задач:

  • как учитываются и отражаются принципы обучения в содержании и методике работы педагога,

  • насколько полно достигнуты дидактические и воспитательные цели занятия,

  • в какой мере активизировалась познавательная деятельность обучающихся на разных этапах занятия,

  • что стимулирует ответственное отношение обучающихся к учебному труду,

  • насколько объективно оценивались знания, умения и навыки,

  • как осуществлялась связь теории с практикой,

  • насколько удачно сочетались содержание и методы обучения,

  • применялись ли традиционные и новые виды обучения, технические средства,

  • что делалось для учета возрастных и индивидуальных особенностей, возможностей и способностей обучающихся.

2-е направление.

Анализ воспитательного влияния занятия:

  • что на занятии служило идейно-нравственному, физическому, эстетическому, умственному, трудовому воспитанию обучающихся,

  • как знания помогали осмыслить и оценить явления социальной действительности, события в жизни страны, республики, края, города, района, группы,

  • каковы воспитывающие отношения между обучающимися, между педагогом и обучающимися,

  • насколько способствовала организация труда формированию личностных качеств и т. д.

3-е направление.

Анализ педагогических возможностей и особенностей педагога:

какие личностные качества педагога проявлялись на разных этапах занятия

  • педагогическая этика и культура, внешний вид, эстетика одежды педагога, его речь, манера держаться, авторитетность,

  • умение активизировать и мотивировать труд детей,

  • определять типичные ошибки в их работе и устранять их,

  • оценивать результаты своего труда и итоги работы обучающихся,

  • умение быстро корректировать ход занятия.

4-е направление.

Анализ деятельности обучающихся на занятии:

  • учет педагогом воспитуемости и обучаемости детей, результатов предшествующих занятий,

  • работоспособность обучающихся на занятии, умение мыслить, работать самостоятельно, оказывать помощь товарищу, пытливость, устойчивость интересов,

  • развитие речи,

  • умение обучающихся применять теорию на практике и др.

В целом диагностика учебного процесса дает представление о результатах обучения, качестве труда педагога и уровне воспитанности обучающих. Многоаспектность изучения учебного процесса и многоцелевое его назначение - важное условие органического включения анализа работы педагога в целостную педагогическую диагностику учебно-воспитательной работы образовательного учреждения.

Структурный анализ занятия

(оценивается каждый этап занятия)

I. Организационный момент.

1. Дидактические задачи, настрой учащихся на учебную деятельность.

2. Условия достижения цели (требовательность, строгость, уважительность, систематичность).

3. Критерии:

  • кратковременность организационного момента;

  • полная готовность обучающихся к занятию;

  • быстрое включение ребенка в учебную деятельность;

  • внимательность, дисциплинированность.
    П. Повторение ранее изученного.
    Дидактические задачи:

  • выявить качество знаний ранее изученного материала;

  • обнаружить проблемы;

  • углубить знания по изученной теме.
    Содержание этапа:

  • выяснение качества знаний, полноту, прочность, системность,
    обобщенность, конкретность, применимость;

  • ликвидация ошибок и пробелов в знаниях и умениях обучающихся;

  • особенности мышления обучающегося. Условия достижения положительных результатов:

  • целевая установка (цель);

  • какая часть обучающихся участвует в опросе;

  • Положительные критерии опроса:

  • уточнение опорных понятий;

  • ликвидация недостатков в ответах;

  • активность обучающихся (рецензирование ответов, вопросов).
    III. Подготовка к восприятию нового материала.
    Дидактические задачи:

  • стимулирование к получению новых знаний;

  • дать конкретное представление об изученной теме;

  • добиться осознания значимости изучаемого материала.
    Содержание:

  • сообщение темы (доска);

  • выведение темы самими обучающимися;

  • показатель практической и научной ценности;

  • организация внимания, мобилизация их волевого настроя.

  • IV. Овладение новым материалом.

  • Условия:

  • активные методы;

  • интерес детей (игра, беседа, самостоятельно).
    Критерии успешности (новые знания):

  • правильность ответов по ходу изучения;

  • разнообразие деятельности детей;

  • активность, внимательность.

  • V. Проверка понимания знаний и умений
    Дидактические задачи:

  • - условия связи между фактами, как усвоили изученный материал, какие умения следует закрепить.

  • Содержание:

  • проверка глубины и полноты усвоения материала, сущности новых понятий.

  • Условия положительности:

  • как заботится педагог;

  • форма закрепления (дополнительная информация, факты).
    Критерии:

  • подготовка вопросов, требующих мыслительной деятельности;

  • дифференциация вопросов для слабых, сильных обучающихся;

  • умение детьми устанавливать связи;

  • умение воспроизводить новые понятия;

  • умение выделять признаки.
    VI. Практическая работа

Обратить внимание на приемы выполнения практической работы, дать рекомендации по уровню (слабым обучающимся).

ОТЗЫВ-РЕЦЕНЗИЯ О ПРОВЕДЕНИИ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

__________________________________________________________________

(Ф.И.О. педагогического работника, должность, место проведения)

________________________________________________________________

__________________________________________________________________

(тема и дата проведения занятия)



Критерии



Баллы

1

Цели занятия, его план были открыты обучающимся, конкретные и побудительные для них.

2

Замысел занятия реализован.

3

Содержание занятия оптимально (научно, доступно).

4

Проблемный характер изложения учебного материала.

5

Обучающиеся имели возможность выбора форм и средств работы, вариантов представления результатов.

6

Были созданы условия для актуализации опыта обучающихся, их личностного общения.

7

Занятие способствовало формированию ключевых компетенций:

в предметной области

в области информационных технологий

в проектно-аналитической деятельности

в исследовательской деятельности

в плане продолжения образования и эффективного самообразования

8

Занятие способствовало развитию качеств личности:

коммуникативность, способность к эффективному общению, регулированию конфликтов

критическое мышление

креативность, установка на творчество

самостоятельность и ответственность

рефлексивность, способность к самооценке и самоанализу

толерантность, уважение к межкультурным и прочим различиям

9

Занятие способствовало расширению общекультурного кругозора

10

Занятие помогло обучающимся в ценностно-смысловом самоопределении

11

Обучающиеся получили помощь в решении значимых для них проблем

12

Педагог сумел заинтересовать обучающихся, владел аудиторией

13

Комфортность образовательной среды: материально-техническое обеспечение, удобство расстановки рабочих мест

14

Качество методического обеспечения (пособия, раздаточные материалы, материалы на электронных носителях и пр.) методы обучения и контроля адекватны возможностям обучающихся

15

Психологическая комфортность: благоприятный климат (доброжелательность, личностно-гуманное отношение к обучающимся)

16

Партнерский стиль отношений педагога и обучающихся

Всего баллов:

Вывод: __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Эксперт__________________________________________________________

_________________________________________________________________

__________________________________________________________________

(Ф.И.О., должность, место работы) (подпись)

Предлагается оценить каждую из позиций по следующей шкале:

  1. Достигнуто в высокой степени 4 балла

  2. Достигнуто почти в полной мере 3 балла

  3. Достигнуто частично 2 балл

  4. Достигнуто в малой степени 1 балл

  5. Не достигнуто (или не входило в цели) 0 балл

Вывод:

  • от 60 до 80 баллов - отзыв положительный

  • свыше 80 баллов - отзыв положительный, рекомендую тиражирование опыта


Перспектива деятельности


Методические рекомендации помогут:

  • повысить результативность занятия;

  • включить детей в творческую деятельность;

  • организовать работу с молодыми педагогами;

  • совершенствовать профессионализм педагогов;

  • систематизировать положительный опыт деятельности педагогов дополнительного образования;

  • моделировать нетрадиционные формы занятий.

ЛИТЕРАТУРА


1. Буйлова Л.Н. Учебное занятие в учреждении дополнительного образования. - М.: ЦДЮТ «Бибирево», 2001.

2. Ушакова М.В. Учебное занятие в учреждении дополнительного образования //Внешкольник. - 1997. - №1. - С. 30-32.

3. Русских Г.А. Подготовка учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика: Пособие для учителя. - М.: Ладога - 100, 2002.

4. Справочник администрации школы по организации учебно-воспитательного процесса. Ч. 1 / Сост. Е.М. Муравьев, А.Е. Богоявленская. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.

5. Токмакова О.В. Дидактические материалы к курсу «Управление образовательным процессом на учебном занятии». Киров, 2004.


© 2010-2022