- Преподавателю
- Технология
- Доклад на педсовете 2014 год. Использование педагогических технологий на уроках русского языка
Доклад на педсовете 2014 год. Использование педагогических технологий на уроках русского языка
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Макарова В.И. |
Дата | 07.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Использование педагогических технологий на уроках русского языка и литературы для развития навыков самостоятельной работы обучаемых.
Для развития навыков самостоятельной работы можно использовать различные технологии на уроках русского языка и литературы: исследовательская деятельность на уроке, технология проблемного обучения, технология критического мышления, технология проектного обучения, технология учебной ролевой игры.
Ролевая игра предполагает самостоятельную домашнюю подготовку ученика по конкретному заданию. Это докладчики. А на уроке ученики выслушивают докладчиков и самостоятельно делают выводы: работают с таблицей (на доске висит; таблица в готовом виде на листах для каждого), составляют алгоритм правила, читают теоретический материал, данный в учебнике, самостоятельно выполняют упражнение из учебника.
Содокладчики - это ученики, которые зачитывают свои записи, пересказывают теоретический материал и иллюстрируют его своими примерами, формулируют алгоритм правила…
РЕФЛЕКСИЯ. Ученики могут работать в парах, в группах, они составляют новую таблицу, или заполняют готовую (таблица уже другая по содержанию, для систематизации новых знаний).
Например, урок - ролевая игра в 6 классе по теме «Разряды местоимений».
ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ УРОКА.
2 ученика заранее получили задания. Первый докладчик говорит о роли прилагательных в речи, об их особой изобразительной силе в художественном тексте, приводит примеры из произведений русских поэтов, подчеркивая роль личных местоимений в сочетании с притяжательными.
Затем ученики самостоятельно заполняют первую колонку таблицы «Я знал(а). После этого 2-3 ученика (содокладчики) зачитывают свои записи. Другие редактируют, дополняют, исправляют свои.
ВТОРОЙ докладчик продолжает информацию о местоимениях.
. Он говорит о происхождении термина «местоимение», как часто они употребляются в речи (3 место после существительных и глаголов), что употребляются вместо имени существительного, прилагательного, числительного, наречия и указывают на них. Приводит интересные примеры.
После этого ученики вновь работают самостоятельно: заполняют в таблице 2 графу «Новая информация». Выступают содокладчики, читая свои записи.
Подача нового материала. Параграф ученики изучают самостоятельно. Там дана готовая таблица «Разряды местоимений».
Беседа с классом.
РАБОТА САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ. Заполнить третью колонку таблицы: привести примеры для каждого разряда местоимений, пользуясь предложенным текстом.
На этапе РЕФЛЕКСИЯ ученики тоже работают самостоятельно (в парах):
Из текста упражнения в заготовленную таблицу (сильному классу можно предложить составить таблицу самостоятельно) выписать предложения, где используются местоимения.
1 графа - разряды местоимений (заполнить самостоятельно, по памяти).
2 графа - выписать соответствующие предложения.
На примере этого урока, я показала, как на разных этапах урока-ролевая игра можно обучать навыкам самостоятельной работы.
Проектная технология.
Эта технология развивает у учащихся способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, обдумывать и составлять план работы.
Учебный проект - это возможность проявить себя, делать самостоятельно что-то интересное, максимально используя свои знания, показать публично свой результат.
Учебный проект позволяет вырабатывать следующие компетентности школьников:
-
Анализ проблемного поля; выделение подпроблем; формулировка ведущей проблемы; постановка задач.
-
Целеполагание и планирование деятельности.
-
Самоанализ и рефлексия (самоанализ успешности и результативности решения проблемы в рамках проекта).
-
Презентация деятельности и ее результатов.
Ученики 8 класса в декабре 2013 года работали над индивидуальными проектами по теме «Роль односоставных предложений в текстах разного типа и разных стилей речи». Учитель только консультировал, следил за сроками выполнения конкретных этапов работы каждого ученика. Результаты надо было представить в виде презентаций.
Итог работы оказался неблестящий: только 6 учеников из 13 представили результаты.
Посмотрите, пожалуйста, презентацию Лыгиной Екатерины.
На уроках литературы можно использовать ТЕХНОЛОГИЮ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
Критическое мышление - это направленное мышление, которое отличается логичностью мышления ученика и умением учесть научную точку зрения (точку зрения литературной критики), мнение оппонента (другого ученика), а также умением отказаться от своего предубеждения.
ПЕРВАЯ СТАДИЯ -- ВЫЗОВ. Её присутствие на каждом уроке обязательно, это позволяет:
-
актуализировать знания;
-
пробуждать интерес к новой информации;
-
ставить собственные цели обучения.
ВТОРАЯ СТАДИЯ --- ВЫЗОВ. Она позволяет ученику:
-
получить новую информацию и осмыслить её;
-
соотнести ее с уже имеющимися знаниями;
-
корректировать поставленные цели обучения на данном уроке.
ТРЕТЬЯ СТАДИЯ --- РЕФЛЕКСИЯ.
-
Целостное осмысление, обобщение полученной информации.
-
Размышление, рождение нового знания.
-
Формирование у каждого ученика своего собственного отношения к изучаемому материалу.
ВЫЗОВ - это импульс к добыванию новых знаний. На этом этапе мотивировать учащихся к познанию. Они должны захотеть узнать.
ОСМЫСЛЕНИЕ. Здесь надо предъявить новую информацию, расставить акценты в соответствии с вопросами и заданиями на стадии ВЫЗОВА.
Здесь много приемов, которые развивают навыки самостоятельной работы: индивидуальные задания отдельным ученикам, работа в группах, в парах, самостоятельно составить план характеристики героя, сравнительной характеристики героев, план отзыва о прочитанной главе, о книге, прочтение отрывков и их комментирование, озаглавить части произведения и прокомментировать, найти в тексте портрет, пейзаж и определить роль этой детали, подготовить инсценировку.
РЕФЛЕКСИЯ. Это размышление, рождение нового знания, формирование у каждого своего мнения о литературном герое.
Устные сочинения учащихся, письменные ответы на проблемный вопрос. Или ученики составляют синквейн.
Таким образом, современные педагогические технологии позволяют формировать и развивать одну из важнейших компетенций учащихся - самостоятельность в работе.