- Преподавателю
- Технология
- Конспект открытого занятия по дополнительному образованию творческого объединения Золотая игла
Конспект открытого занятия по дополнительному образованию творческого объединения Золотая игла
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Супрун К.А. |
Дата | 26.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МБОУ ДОД «Берёзовский Дом школьников»
творческое объединение «Золотая игла»
Конспект открытого занятия
Место проведения: Центр культур и народного творчества народов Севера
Занятие проводится в стационарном, типовом учебном кабинете.
Педагог дополнительного образования Супрун Калерия Акрамовна
Возраст детей: 8-13 лет
Группа № 1
Год обучения - 1
Количество обучающихся - 6 человек
пгт Берёзово
2015 год
Тема занятия: Подведение итогов при изготовлении традиционной игольницы.
Ведущей идеей занятия является проверка знаний, полученных за 2014 - 2015 учебный год обучения; воспитание, развитие детей, проявляющих интерес к конкретному направлению творческой деятельности.
Задача: Применение и закрепление полученных знаний учащихся при раскрое и шитье традиционной игольницы, направленность системы дополнительного образования на сохранение традиций, культуры и быта народов Севера.
Цели:
I. Образовательная - закрепить полученные знания, умения, навыки раскроя и шитья традиционной игольницы.
1) Последовательность выполнения задания.
2) Умение правильно располагать лекала на ткани.
3) Выкраивать детали.
4) Закрепить ранее изученные швы «вперёд иголку», «назад иголку», «потайной шов»
II. Воспитательная - воспитание трудовых навыков, аккуратности, усидчивости.
III. Развивающая - развить мелкую моторику рук, зрительное внимание, зрительную память, мотивацию и творческое отношение к заинтересованности обучающихся делу: познание своего внутреннего мира через изделие, сделанное своими руками.
IV. Здоровьесберегающая - снять усталость.
Ожидаемый результат занятия:
Обучающиеся должны знать:
1. Дополнительные знания о традициях народов Севера;
2.Применение знаний учащихся на практике;
3.Принципы кроя и шитья деталей игольницы и орнамента;
4.Творческий подход к выполнению данного задания;
5.Изготовление деталей игольницы;
6.Подготовка готового изделия к выставке.
Принципы обучения и воспитания:
1.Творчество - развитие образного мышления, уверенности в своих силах.
2.Природосообразности - развитие природных склонностей ребёнка и его способностей.
3.Индивидуально- личностный подход - учёт индивидуальных способностей и поощрение творческого подхода к выполнению работы.
Методы обучения:
Наглядные - знакомство с иллюстративным материалом, образцом выполняемого изделия.
Словесные - рассказ.
Практические - закрепление теоретических знаний. Показ выполнения определённых операций и их последовательность.
Аналитические - наблюдение, сравнение, самоанализ.
Средства:
1. Иллюстрации.
2. Пособия - технологические карты, литература.
3. Образцы - игольница в традициях народов Севера.
Оборудование и материалы:
1. Иголки, ножницы, нитки.
2. Ткань
3. Бумага, 6 карандашей.
4. Мел.
5. Технологические карты.
7. Готовые образцы игольницы.
8. Иллюстрации игольницы.
Занятие № (40 минут)
Этапы занятия:
I. Организационный момент:
1) Проверка посещения обучающихся на занятии.
Заполнение журнала учёта рабочего времени.
2) Подготовка рабочего места.
ПДО - Чтоб работа закипела,
Приготовим всё для дела,
Будем мы кроить и шить,
Всё должно в порядке быть.
Назовите инструменты, которые необходимы нам при шитье изделий?
А поможет нам волшебная шкатулка.
Какие правила ТБ нам необходимо знать?
Обучающиеся по очереди в стихотворной форме называют инструменты.
Ведущий
Как в нашей шкатулочке
Есть и дома, и улочки.
Постучимся в дверцу.
Кто за ней? Проверь-ка!
Напёрсток
Я напёрсток стальной,
Молодец удалой.
Злые без меня иголки
Жалят пальцы у девчонки.
А с напёрстком, никогда
Не уколется она!
Иголки
Что он болтает и нас задевает?
Разве без дела иголки сидят?
Шьют они куклам красивый наряд.
Кто чинит им платья, чулки зашивает?
Это иголки. И всякий нас знает.
ПДО - Что надо знать и не забыть при использовании иголочки?
Катушки
Что там иглы раскричались,
Расшумелись, распищались?
Мы, катушки, всех важнее,
Наши нитки всех нужнее!
Ты с иголкой не шути,
С ней по классу не броди,
Где попало не бросай,
Всегда в игольницу втыкай.
Ведь без нитки нипочём
Ничего мы не сошьём.
Нитка кончилась - тогда
Это вовсе не беда.
Пустая катушка -
Для ребят игрушка.
Игольница
И иголки, и булавки
Здесь сидят, словно на травке
В швейной сказочной стране
Им удобно быть во мне.
Коль мне в спинку их втыкать,
Будет их удобно брать.
Я игольница, как ёж, -
Без напёрсточка не трожь.
Мел
Вы в гостях у многих были,
Только про меня забыли.
Я мелок. Рисую ловко,
Будет куколка с обновкой.
Расчерчу любую ткань
Всем на диво, только глянь!
Ножницы
Мы острые ножницы!
Щёлк, щёлк, щёлк, щёлк.
Не строим мы рожицы -
Мы любим толк.
Да, мы работяги,
Чик, чик, чик, чик
Тот полон отваги,
К труду кто привык.
ПДО - Как правильно надо пользоваться ножницами?
Обучающиеся
С ножницами не шути,
Зря в руках их не крути,
И, держа за острый край,
Другу их передавай.
Лишь окончена работа -
Ножницам нужна забота
Не забудь их закрыть
И на место положить.
Итог организационной части - готовность рабочего места и оборудования для занятия.
II. Практическая часть.
ПДО - Чтобы узнать какая сегодняшняя тема занятия нужно отгадать загадку:
Я иголочки храню,
Им теряться не даю. (Игольница)
Ребята, существует закон традиционных промыслов и ремёсел, если потерять традиционную культуру, то исчезнет этнос. Ханты и манси, коренные народы сибирского Севера в мире единственные, кто ещё сохраняет свою культуру, европейцы уже потеряли это достояние. Традиционное искусство - это традиции, это века. Мы сегодня будем шить игольницу, исполненную в традициях народов Севера, в узоре должны соблюдаться цвета, в изделии должны соблюдаться пропорции, узор должен соответствовать размерам игольницы. В процессе работы я вам расскажу, что такое сакральное, и о сакральном игольницы. Традиционное искусство надо изучать. Традиционные вещи всегда гармоничные: в изделии должно быть два цвета, если третий цвет, то совсем незначительный. Должно быть понимание у начинающих мастериц самое главное в тканях - это выбор цвета, соотношения цветов, а потом композиция, соотношение фона и узора. Любой орнамент любит фон. Ничего не надо выдумывать, веками уже всё выдумано, вся выдумка становится фальшью, надо осваивать все традиционные тонкости. У каждой вещи масса тонкостей. Самая простая вещь - это самое сложное.
Хотя магазины предлагают широкий ассортимент товаров, но изделие, созданное своими руками, гораздо уникальней и ценней покупных, потому что держит тепло ваших рук. Разберёмся с последовательностью этапов работы. Ребята, у вас на столах разложены технологические карты, они вам помогут при изготовлении игольницы. По мере необходимости я буду вам рассказывать и помогать.
Основа игольницы: ткань двух цветов. Берем, уже заранее, заготовленную ткань для орнамента другого цвета. По шаблонам чертим на ткани орнамент, вырезаем и пришиваем к основе. По краю изделия обшиваем бейкой. Шов должен быть мелкий и аккуратный.
III. Физминутка. Гимнастика для глаз.
А сейчас, а сейчас
Всем гимнастика для глаз.
Глаза крепко закрываем,
Дружно вместе открываем.
Снова крепко закрываем
И опять их открываем.
Смело можем показать,
Как умеем мы моргать.
Головою не верти,
Влево посмотри,
Вправо погляди.
Глазки влево, глазки вправо -
Упражнение на славу.
Глазки вверх, глазки вниз,
Поработай, не ленись!
И по кругу посмотрите.
Прямо, ровно посидите.
Посидите ровно, прямо,
А глаза закрой руками.
IV. Повторение опорных знаний. ПДО - Что мы делали на прошлом занятии?
Устный опрос обучающихся.
Задания:
1) Перечислите основные виды швов, используемых при шитье.
(ответ: «вперёд иголку», «назад иголку»)
Шов вперед иголку является самым простым швом (рис. 1). Его можно назвать пунктирным швом. Равномерный пунктир - размер стежка равен размеру пропуска.
Изнаночная и лицевая стороны одинаковы. Используется при выполнении декоративных швов.
Ручным швом "назад иголку", который так назван потому,
что иголка "шагнув" вперёд, возвращается ещё и назад, попадая в последнее отверстие предыдущего стежка,
вполне можно сшить вещь, т. к. этот шов отличается, скажем, повышенной плотностью.
Если, конечно, не делать стежки длиной более 3-х мм.
Основная цель потайного шва - скрепление при отсутствии стежков на лицевой части изделия. Это довольно кропотливая работа, требующая внимания, терпения и напряжения глаз, так как загнутая часть пришивается всего к одной ниточке основной детали.
ПДО - 2) В чём отличие перечисленных швов?
3) Вспомните последовательность раскроя сложных деталей
(обучающие отвечают на вопросы педагога)
4) Вспомните поговорки - что необходимо соблюдать и не забывать при любой работе.
(«Семь раз отмерь, один раз отрежь», «Где аккуратность, там и опрятность»,
«Дело делай, а переделок не оставляй, «Делано наспех, а сделано на смех»)
V. Индивидуальная работа педагога с обучающимися.
VI. Завершение работы.
VII. Самоанализ творческой работы.
ПДО - Ребята, как получилось наше изделие? Многое вы узнали про традиции Народов Севера?
VI. Подведение итогов занятия. Сравнение качества выполненных работ.
ПДО заканчивает учебное занятие.
Вот закончился урок,
Все убрать нам нужно в срок,
Мусор быстро уберём,
Всё в шкатулку соберём! Поощрения. Спасибо всем за внимание!
Анализ занятия.
Данное занятие проходило 20. 05.15 года в здании Центра культуры народного творчества народов Севера. На занятии присутствовало 6 человек. Проводила педагог дополнительного образования Супрун Калерия Акрамовна. Девочки и мальчики занимались изготовлением традиционной игольницы. Ребята узнали о традициях народов Севера, о сакральном игольницы, об орнаментах народов Севера, что они означают. Показали своё умение шить, и какими швами они научились шить за 2014 - 2015 учебный год. На занятии использовались наглядные пособия (технологическая карта, готовые изделия), угадывали загадки и отвечали на вопросы викторины. Все цели были реализованы. Дети остались довольны своими поделками.