- Преподавателю
- Технология
- Конспект урока для 5 класса Моделирование фартука
Конспект урока для 5 класса Моделирование фартука
Раздел | Технология |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Горбунова Н.Ю. |
Дата | 12.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
2.4. План-конспект урока технологии
Класс: 5
Раздел: «Конструирование швейных изделий».
Тема: «Моделирование фартука»
Цели урока:
I. Предметные:
1.1. Способствовать формированию знаний учащихся по моделированию швейных изделий (фартука), ознакомить с понятием и основными приемами моделирования.
1.2. Способствовать формированию и развитию умений и навыков выполнения простейшего моделирования фартука.
1.3. Способствовать запоминанию основной терминологии технологического процесса.
1.4. Способствовать формированию представлений об элементах моделирования фартука: изменение формы деталей и различных видов отделок.
1.5. Способствовать запоминанию цифрового материала как ориентира для понимания количественных характеристик изучаемых объектов и явлений: моделирование, модели фартуков, отделка.
II. Личностные:
2.1. Способствовать развитию речи учащихся.
2.2. Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, сравнивать, определять и объяснять понятия строить аналогии, ставить и разрешать проблемы).
2.3. Способствовать развитию мотивационно-оценочного компонента учебной деятельности учащихся посредством разноуровневых заданий постановки проблемных вопросов.
2.4. Способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, ориентировки в пространстве, точности и тонкости различения цвета, формы).
2.5. Способствовать развитию двигательной сферы (овладение моторикой мелких мышц рук, развивать двигательную сноровку).
2.6. Способствовать формированию и развитию познавательного интереса к предмету.
2.7. Способствовать овладению всеми видами памяти учащихся.
2.8. Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся, умению правильно организовывать свое рабочее место, планировать свой труд и проявлять навыки самоконтроля.
III. Метапредметные:
3.1. Способствовать формированию и развитию трудовых, эстетических качеств личности
3.2. Способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям: оценивать красоту природы и творчества; испытывать желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.
3.3. Способствовать формированию решения познавательных и коммуникативных задач: представлять информацию из различных источников, в том числе с помощью ИКТ; высказывать и обосновывать свою точку зрения, аргументируя ее; учиться подтверждать аргументы фактами; осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах.
3.4. Способствовать воспитанию внимательности, аккуратности, усидчивости, ответственному отношению к выполняемой работе.
3.5. Посредством выбора уровня заданий формировать адекватную самооценку; учить критично относиться к своему мнению, понимать точку зрения другого.
IV. Профориентационные цели.
4.1. Способствовать формированию знаний учащихся о профессиях работников, занятых в технологическом процессе изготовления одежды, ознакомить с профессией художника-модельера.
4.2. Способствовать формированию знаний и умений объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями конструкторских профессий.
4.3. Развивать представление о народном хозяйстве и потребности в данной трудовой деятельности.
4.4. Воспитывать уважение к работающему человеку.
Методическое оснащение урока:
Материально-техническая база
- учебный кабинет;
-ИКТ(компьютер, проектор, экран)
- инструменты, приспособления: манекен, сантиметровая лента, линейка.
Дидактическое обеспечение:
- учебник. Технология ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся
общеобразовательных учреждений /Н.В.Синица, В.Д.Симоненко - М.:
Вентана - Граф, 2013г.
- Синица Н.В. Технология. Технологии ведения дома. 5кл: методическое
пособие/ Н.В. Синица.- М.: Вентана - Граф, 2013г.
-презентация «Моделирование фартука»
Дополнительная литература:
- Управление качеством технологического образования: методические
рекомендации /Автор-сост. О.В.Атаулова. - Ульяновск: УИПКиПРО,
2006. - 55 с.
- плакат «Конструирование и моделирование фартука»;
- учебно-техническая документация;
- образцы объектов труда; Приложение № 3,4
- материалы для контроля знаний: Приложение №6
Тип урока: комбинированный
Вид урока: практикум
Методы обучения:
- словесного сообщения и закрепления технико-технологических знаний;
- метод демонстрации;
- метод практической работы;
- инструктаж.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
- фронтальная;
- индивидуальная;
- парная.
Словарная работа: эскиз, модель, моделирование, цвет, силуэт,
Отделка, художник-модельер.
Ход урока
Этапы урока
Деятельность педагога
Деятельность обучающихся
Мотивационно-целевой этап
I. Организационный момент
Цель этапа:
-
настроить учащихся к учебной деятельности и на получение новых знаний
-
создать условия для мотивации у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс
-
приветствие
- настрой учащихся на работу.
*Повернитесь друг к другу , улыбнитесь и пожелайте удачи.
*Для того, чтобы определить тему урока, почитайте написанную на доске цитиату Уайльда Оскара
Мода - это то, во что одеваемся мы сами. Немодно то, что носят другие.
-Как вы понимаете эту цитату?
*Да, девочки, каждый человек индивидуален. И каждому хочется одеваться так, чтобы его одежда была неповторима. А помогают нам в этом люди , которые на основе выкройки разрабатывают разные модели. Это нам позволяет быть не как все, а выглядеть неординарно и модно.
- Так, о чём мы с вами сегодня поведём речь, какую тему будем изучать?
-
доведение до учащихся плана урока
План урока.
1. Моделирование. Правила моделированиия.
2. Сочетание цвета.
3.Основные способы моделирования фартука.
4. Практическая работа
«Моделирование фартука».
Личностные УУД
Осуществляемые действия:
-
эмоциональный настрой на урок и т.д.
Формируемые способы деятельности:
-
проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности и т.д.
Познавательные УУД
Осуществляемые действия:
-
активное слушание
-
выдвижение предположений о теме урока и т.д.
Формируемые способы деятельности:
-
формулирование собственных ожиданий
Коммуника-тивные УУД
Осуществляемые действия:
-
слушание собеседника
Формируемые способы деятельности:
-
построение понятных для собеседника высказываний
II. Проверка выполнения домашнего задания
Цель этапа:
-
установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися до-машнего задания
-
устранить в ходе про-верки обнаруженных пробелов в знаниях
-
выяснить степень усвоения заданного на дом материала
-
определить типичные недостатков в знаниях и их причины
-
ликвидировать обнаруженных недочётов
* Проверка д/з осуществляется фронтально по вопросам.
Затем одна из учениц формулирует основные правила конструирования, а другая готовит описание фартука по предложенному плану.
Личностные УУД
Осуществляемые действия:
-
повторение раннее изученного материала
-
Формируемые способы деятельности:
-
проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности
Регулятив-ные УУД
Осуществляемые действия:
-
контролируют правильность ответов обучающихся
Формируемые способы деятельности:
-
оценивание результата по алгоритму
-
адекватное восприятие оценки учителя
Познавательные УУД
-
Осуществляемые действия:
-
взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность
-
Формируемые способы деятельности:
-
развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности
Коммуника-тивные УУД
Осуществляемые действия:
-
взаимодействуют с учителем во время опроса
Формируемые способы деятельности:
-
продолжение развития умения использовать простые речевые средства для передачи своего мнения
-
умение полно и точно выражать свои мысли
III. Актуализация знаний
Цель этапа:
-
организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового знания
-
актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания
-
предъявить задания, близкие жизненному опыту детей
-
зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний
-
организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися индивидуального задания или в его обосновании
Активизация обучающихся с использованием вопросов.
-Девочки, дома вы выступали в качестве художников-модельеров, вы создали свои модели фартуков..
-Давайте вспомним, из каких деталей состоит фартук?
-Сколько деталей имеет ваша модель?
- Что вы изменили, каким образом создали свою модель фартука?
*Далее идёт представление своих моделей.
Молодцы!
Личностные УУД
Осуществляемые действия:
-
активизация имевшихся ранее знаний
-
активное погружение в тему
-
высказывание различных вариантов решения данной проблемы
Формируемые способы деятельности:
-
умение слушать в соответствии с целевой установкой
-
принимать и сохранять учебную цель и задачу
-
дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания
Познаватель-ные УУД
Осуществляемые действия
-
развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности
-
слушают вопросы учителя
-
отвечают на вопросы учителя
-
осуществляют актуализацию личного жизненного опыта
Формируемые способы деятельности:
-
формирование умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов
-
формирование умения выявлять сущность, особенности объектов;
-
формирование умения на основе анализа объектов делать выводы
-
формирование умения обобщать и классифицировать по признакам
-
формирование умения находить ответы на вопросы
Коммуника-тивные УУД
Осуществляемые действия:
-
взаимодействие с учителем во время опроса
-
участие в коллективном обсуждении проблем и принятии решений
Формируемые способы деятельности:
-
формирование компетенции в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности
-
формирование умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения
Практический этап
IV. Проблемное изложения нового знания
Цель этапа:
-
зафиксировать причину затруднения у учащихся
-
сформулировать и согласовать цели урока
-
организовать уточнение и согласование темы урока
-
организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового материала
-
организовать фиксацию преодоления затруднения
*формирование проблемы в процессе обсуждения:
1)Нравится ли вам мультфильм «Маша и медведь»?
2)Как вы думаете вкусную кашу сварила Маша?
3)Но что она не сделала перед тем как стала варить кашу?
4)Мы можем помочь Маше?
5)А как можно сделать ей красивый фартук, если у нас есть уже чертеж основы фартука?
-Итак девочки тема урока? (хором)
*Учитель рассказывает о процессе моделирования.
Моделирование - это процесс изменения чертежа выкройки в соответствии с выбранной моделью.
Приложение №3
Прежде чем взяться за шитье, т.е. приступить к раскрою и технол. обработке изделия, необходимо создать эскиз - этот этап называется художественным моделированием.
I часть работы - вы выполнили дома, выступая в роли художников-модельеров, вы создали свои модели.
II часть работы - техническое моделирование.
Осуществляется по следующему плану.
1. Ознакомление с фасонами изготовляемого изделия.
2. Ознакомление со способами изменения выкройки.
3. Выполнение элементов моделирования по образцам.
(учащиеся слушают учителя, отвечают на вопросы. Работают с модельным рядом; сопоставляют отдельные детали фартука между собой по форме и отделке).
Приложение №4
Слайд №2-8
-Девочки, напомните ещё раз, кто занимается созданием моделей одежды?
- Да, совершенно верно, модельеры. Они создают модели одежды.
-Каких модельеров вы знаете?
- В. Зайцев, В. Юдашкин.
-Так в чём же заключается работа художника-модельера, какими профессиональными качествами должен обладать человек данного рода деятельности? Давайте послушаем выступление.
Приложение №5
(Одна из девочек знакомит с профессией художника- модельера).
Регулятивные УУД
Осуществляемые действия:
-
самостоятельное определение темы урока
-
осознание целей и задач обучения
-
восприятие, осмысление, запоминание учебного материала
-
осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих к усвоению
Формируемые способы деятельности:
-
формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника
-
формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
-
формирование умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план)
-
формирование умения слушать и понимать других
-
формирование умения формулировать свои мысли в устной форме
-
формирование умения работать в парах, в группах
Познаватель-ные УУД
Осуществляемые действия:
-
развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности
-
развитие умения получать информацию из рисунка, текста и строить сообщения в устной форме
-
развитие умения проводить сравнение изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям
-
развитие умения осуществлять поиск необходимой информации, используя дополнительные источники информации
-
развитие умения строить простые рассуждения
Формируемые способы деятельности:
-
формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию
V. Первичное закрепление знаний учащихся
Цель этапа:
-
зафиксировать алгоритм выполнения
-
организовать усвоение учащимися нового материала (фронтально, в парах или группах)
*Предлагается задание «Проверь себя»
Приложение №6
Личностные УУД
Осуществляемые действия:
-
осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению
-
применение на практике и последующее повторение нового материала
Формируемые способы деятельности:
-
формирование умения выказывать своё отношение к новому материалу, выражать свои эмоции
-
формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
-
формирование умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией
Коммуника-тивные УУД
Осуществляемые действия:
-
формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками
Формируемые способы деятельности:
-
формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами
VI. Физкультминутка
Приложение №7
VII. Практическая работа «Моделирование фартука» с самопроверкой, взаимопроверкой по эталону и проверкой учителем
Цель этапа:
-
тренировать способность к самоконтролю, взаимоконтролю и самооценке
-
проверить умения работать учащихся по алгоритму
-
организовать самостоятельную работу учащихся
-
организовать самопроверку самостоятельной работы
-
организовать…..по результатам выполнения самостоятельной работы организовать выявление и исправление допущенных ошибок
-
организовать ситуацию успеха по результатам выполнения самостоятельной работы
7.1. Вводный инструктаж учителя:
*Давайте пофантазируем.
-
Сегодня мы с вам и находимся в доме моды Базарносызганского района и вы все модельеры, пришли не на урок, а на рабочее место.
-
сообщение учащимся названия практической работы;
- Перед вами модели фартуков.
Уважаемые модельеры, ваша задача провести моделирование этих моделей самостоятельно
Слайд №5-8
Приложение №8
-
Итак, приступаем к работе.
-
инструктаж по технике безопасности.
7.2. Самостоятельная работа учащихся по УТД.
*Девочки моделируют основу фартука в натуральную величину в соответствии с выбранной моделью.
7.3. Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы):
7.3.1. Формирование новых умений:
-
проверка организованности начала работы учащихся;
-
проверка организации рабочих мест учащихся (рабочий стол, инструменты, приспособления);
-
соблюдение правил техники безопасности, санитарии и гигиены труда при выполнении задания;
7.3.2. Усвоение новых знаний:
-
проверка правильности использования учащимися учебно-технической документации;
-
инструктирование по выполнению задания в соответствии с технологической документацией.
7.3.3. Целевые обходы:
-
инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом;
-
концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций;
-
оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;
-
контроль за бережным отношением учащихся к средствам обучения;
-
рациональное использование учебного времени учащимися.
7.4. Заключительный инструктаж учителя:
-
анализ выполнения самостоятельной работы учащимися;
-
разбор типичных ошибок учащихся;
-
вскрытие причин допущенных учащимися ошибок;
-
повторное объяснение учителем способов устранения ошибок.
Личностные УУД
Осуществляемые действия:
-
проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности
-
выдвижение гипотез, основанных на жизненном опыте учащихся
-
восприятие, осмысление, запоминание учебного материала
Формируемые способы деятельности:
-
применение на практике полученных знаний и последующее повторение
Регулятив-ные УУД
Осуществляемые действия:
-
самоконтроль выполнения задания
-
взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность
Формируемые способы деятельности:
-
планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т. ч. во внутреннем плане
Познаватель-ные УУД
Осуществляемые действия:
-
развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности
-
усвоение новых способов умственной деятельности через разные виды получения информации
Формируемые способы деятельности:
-
умение структурировать знания
-
выбор наиболее эффективных способов решения задач
-
установление причинно-следственных связей
-
построение логической цепи рассуждений
-
выдвижение гипотез; их обоснование
Рефлексивно-оценочный этап
VIII. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания
Цель этапа:
-
включить новый способ действий в систему знаний учащихся
-
тренировать способность применять новый алгоритм действий в стандартной и не стандартной ситуации
*Домашнее задание.
§23,записи в тетр. учить.
-Принести смоделированную выкройку фартука и ткань.
-Подготовить презентацию об известном модельере;
- Подготовить книжку- малышку с пословицами, поговорками о труде .
(по желанию) Приложение №9
*сообщение о теме следующего урока
-На следующем уроке у нас очень ответственная тема «Подготовка выкройки к раскрою. Раскрой фартука».
-
Для работы необходимы: учебники, тетради на печатной основе, рабочие тетради, цветные ручки, карандаши, выкройка, ткань, инструменты..
Познаватель-ные УУД
Осуществляемые действия:
-
отработка алгоритма по изученной теме …
-
творческая переработка изученной информации;
-
поиск искать в традиционных источниках (в алфавитном, в предметном каталоге, в каталоге вторичных источников, в словарях, в энциклопедиях)
-
поиск в компьютерных источниках (в сети Интернет, в электронных книгах, в электронных каталогах, архивах, с помощью поисковых программ, в базах данных)
-
поиск в других источниках (в социуме, в радиовещании, телевещании, в аудио-, видеоисточниках)
-
переработка (на основе анализа, на основе синтеза)
Формируемые способы деятельности:
-
развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности
-
поиск и выделение информации
-
применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств
IX. Уборка рабочих мест
X. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цель этапа:
-
организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке
-
организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели в начале урока
-
организовать проведение самооценки учениками работы на уроке
-
по результатам анализа работы на уроке зафиксировать направления будущей деятельности
-А, теперь поделитесь мнениями об уроке.
«Светофор»
*Красный- побольше таких уроков. Поучительно.
*Жёлтый -понравилось, но не всё.
*Зелёный - урок не понравился.
-Вы умницы. Тему урока усвоили. Мне очень понравилось работать сегодня с вами. И я, думаю, вас можно предложить в команду Вячеслава Зайцева или Валентина Юдашкина.
Коммуникатив-ные УУД
Осуществляемые действия:
-
оценка и самооценка учебной деятельности
-
обобщение и систематизация знаний
-
учащиеся выражают свои эмоции по поводу урока
Формируемые способы деятельности:
-
формирование умений полно и точно выражать свои мысли
Литература
-
Атаулова, О.В. К вопросу о структурной схеме урока технологии [Текст] / О.В. Атаулова. // Технологическое образование в школе и ВУЗе в условиях модернизации образования: Материалы международной научно-практической конференции МПГУ. - М.: Изд-во «Эслан», 2003. - С. 117-119.
-
Атаулова О.В., Кондракова Л.В. Деятельностная модель урока в условиях ФГОС проектирование и анализ [Текст]: методические рекомендации/ под общей рекомендацией Т.Ф. Есенковой, В.В. Зарубиной. - Ульяновск: УИПКПРО, 2012. - С.87-101.
-
Логвинова, И.М. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС. [Текст] / И.М. Логвинова, Г.Л. Копотева // Управление начальной школой. - 2011. - № 12. - С. 12-18.
4. Управление качеством технологического образования: методические рекомендации /Автор-сост. О.В.Атаулова. - Ульяновск: УИПКиПРО,
2006. - 55 с.
5 Технология: программа: 5-8 классы /А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. - М.: Вентана - Граф, 2012.
6. Учебник. Технология ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /Н.В.Синица,
В.Д.Симоненко - М. : Вентана - Граф, 2012г.
7. supercook.ru/za-27.html
8. festival.1september.ru/articles/579384/
9. tehnologiya.ucoz.ru/
10. yandex.ru/images/search