Экзаменационные задания по профессионально-трудовому обучению (столярное дело). 9 класс

Раздел Технология
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

16

Экзаменационные задания по профессионально-трудовому обучению (столярное дело). 9 класс.Билет №1

  1. Назвать разметочные инструменты и рассказать об их назначении. Приемы работы разметочными инструментами.

2) Назовите шиповые столярные соединения.

Билет №2

  1. Устройство токарного станка по дереву, приемы работы, техника безопасности.

2) Рассказать об устройстве и назначении столярного верстака, приемы работы в зажимах.

Билет №3

    1. Рассказать об отделке столярных изделий.

  1. Рубанок, его устройство и приемы работы. Техника безопасности.

Билет №4

1) Рассказать о деталях табурета.

2) Фуганок, его устройство, назначение и приемы работы. Назначение фугования.

Билет №5

  1. Рассказать, в каком порядке строгается доска, и как отмечаются лицевые стороны.

2) Рассказать об устройстве сверлильного станка и показать приемы работы. Техника безопасности.





Билет №1

Вопрос 1. Назвать разметочные инструменты и рассказать об их назначении. Приемы работы разметочными инструментами.

В столярном деле используют следующие разметочные инструменты:

угольник, малка, ярунок, рейсмус.

Угольник столярный предназначен для разметки и контроля угла 90°.

Состоит из пера и колодки, жёстко закреплённых между собой под углом 90°.

Применение: при разметке угольник плотно прижимают колодкой к «лицевой» (обработанной) стороне и карандашом проводят линию разметки вдоль пера угольника.

Ярунок столярный предназначен для разметки угла 45°.

Ярунок по устройству похож на угольник.

Но перо ярунка по отношению к колодке расположено под углом 45°и жёстко закреплено.

Угол у ярунка не меняется, он постоянен.

Применение: при разметке, колодку ярунка плотно прижимают к «лицевой» (обработанной) стороне и карандашом проводят линию разметки вдоль пера угольника.

Таким образом размечают угол 45°.

Малка столярная предназначена для разметки различных углов.

Состоит малка из колодки, пера, гайки «барашка».

Ослабив гайку «барашек», можно настроить перо по отношению к колодке на любой угол.

Настроив угол по транспортиру, гайку «барашек» нужно затянуть, чтобы угол не сбился.

Разметку малкой выполняют точно так же как ярунком и угольником.

Вопрос 2. Какие шиповые столярные соединения вы знаете.

Шиповые соединения брусков бывают угловые концевые, серединные и ящичные.

Экзаменационные задания по профессионально-трудовому обучению (столярное дело). 9 класс.

Угловые концевые соединения брусков выполняют на шипы: открытый сквозной одинарный УК-1, открытый сквозной двойной УК-2, открытый сквозной тройной УК-3, несквозной с полупотемком УК-4.

Угловые серединные соединения: на шип одинарный несквозной УС-1;

на шип одинарный несквозной в паз УС-2; на шип одинарный

сквозной УС-3.

Угловые ящичные соединения: на шип прямой открытый УЯ-1; на шип открытый «ласточкин хвост» УЯ-2; на открытый круглый вставной шип (шкант) УЯ-3.

Билет №2

Вопрос 1. Устройство токарного станка по дереву, приемы работы, техника безопасности.

Станок СТД-120М

Экзаменационные задания по профессионально-трудовому обучению (столярное дело). 9 класс.

Станок токарный по дереву СТД-120М состоит из: 1 - электродвигатель, 2- кнопочный выключатель, 3- клиноременная передача, 4 - шпиндель, 5- передняя бабка, 6- кнопочный блок, 7 - светильник, 8 - корпус с центром-вилкой, 9 - подручник, 10 - защитный экран, 11 - рукоятка зажима, 12 - ограждение станка, 13 - задняя бабка, 14 - маховик, 15- станина с направляющими. 16 - опорная лапа, 17- закрепляющая гайка, 18- пиноль, 19- центр, 20 - рукоятка стопора, 21 - держатель (каретка), 22 - двухрожковая гайка (зажим), 23 - деревянная платформа.









Приспособления для работы на токарном станке по дереву.

Для того чтобы в станке можно было закрепить деревянную заготовку для обтачивания, на переднюю часть шпинделя навинчивают либо трезубец, который еще называют гребёнкой, либо планшайбу, либо цилиндрический стакан.

В заднюю бабку для зажима детали с другой стороны вставляется центр.

Режущий инструмент.

Основным режущим инструментом при токарных работах по дереву являются полукруглые стамески (большая и малая), плоские стамески (большой и малый "косяки").

Большая полукруглая стамеска предназначена для снятия толстого слоя древесины (грубая обработка).

Малая полукруглая стамеска предназначена для чистовой обработки и точения вогнутых поверхностей.

Большая плоская стамеска предназначена для подрезки торцов.

Малая плоская стамеска предназначена для чистовой обработки и точения конусных поверхностей деталей.

Приступая к работе на токарном станке, вначале изготавливают болванку.

Болванку изготавливают из бруска нужных размеров в следующем порядке:

1) Разметить торец бруска по диагоналям.

2) Запилить торец по линии разметки на глубину 3-5мм. (под "гребёнку" передней бабки).

3) Разметить второй торец бруска по диагоналям, засверлить точку пересечения диагоналей на глубину до 5мм. (под центр задней бабки).

4) Сострогать грани бруска до восьмигранника.

Когда болванка готова её зажимают в станок следующим образом:

Запилиный торец устанавливают на гребёнку передней бабки.

Засверленный торец - в центр задней бабки.

Затем устанавливают зазор между пером подручника и болванкой - 3-5мм.

Черновое обтачивание заготовки выполняют большой полукруглой стамеской. Для этого инструмент кладут на подручник, а его ручку держат правой рукой. Лезвие инструмента несильно, но твердо и уверено прижимают левой рукой к подручнику, одновременно приближают его к вращающейся заготовке и делают первый проход. Нажим инструмента должен быть равномерным и зависеть от усилия, прикладываемого рукой. За несколько проходов инструмента добиваются ровной цилиндрической поверхности. Если деталь имеет более сложную форму, то цилиндр должен иметь диаметр, равный максимальному диаметру детали с припуском на чистовую обработку. Чтобы проверить диаметр детали, станок периодически останавливают и выполняют замеры кронциркулем или специально для этой цели изготовленным шаблоном. Прямолинейность поверхности цилиндра проверяют угольником. Если угольник прилегает к заготовке без зазоров, значит поверхность ровная.

Чистовое точение позволяет убрать все следы черновой обработки. Ее выполняют малой полукруглой или малой плоской стамесками, устанавливая режущую часть инструмента под углом примерно 45° к обтачиваемой поверхности чуть выше центров детали. Отклонение инструмента от указанного положения не позволит получить ровную гладкую поверхность, так как режущая часть будет вибрировать и рвать волокна древесины. Толщина стружки, снимаемой при чистовой обработке, должна быть значительно тоньше, чем при черновом точении.

Следующая операция - чистовая обработка при помощи шлифовальной шкурки.

Правила безопасной работы на токарном станке по дереву.



  1. Рабочая одежда должна быть всегда в порядке: надет фартук или халат; рукава засучены по локоть (или хорошо застёгнуты манжеты).

  2. Рабочее место всегда должно быть правильно организовано: убрано со станка всё лишнее, уложены в порядке необходимые для работы инструменты.

  3. Перед началом работ, всегда нужно проверять исправность станка (электропроводка, устройства пуска и остановки станка, освещение). Исправность механической части станка проверяется его работой на холостом ходу.

  4. Заготовка должна надёжно зажиматься между трезубцем передней бабки и центром.

  5. Освещение должно быть отрегулировано, свет не должен слепить глаза, но должен хорошо освещать деталь.

  6. Для токарных работ нельзя брать материал с сучками, гнилью и трещинами, вставляют в станок только округлённую болванку.

  7. Расстояние от подручника до болванки не должно быть больше 3 мм.

  8. Во время работы надевают защитные очки.

  9. Включать и выключать станок имеет право только тот учащийся, который работает на станке.

  10. При включенном электродвигателе, запрещается браться руками за вращающиеся части станка.

  11. Запрещается производить измерения и контроль заготовок на вращающейся болванке.

  12. Запрещается оставлять работающий станок без присмотра.

  13. Во время работы на станке нельзя отвлекаться, разговаривать.

  14. Шлифование заготовок производить при помощи специальных приспособлений, а не руками.

  15. Запрещается слишком глубоко подрезать готовую деталь.

  16. По окончании работ, станок обметают щёткой - смёткой, а не сдувают пыль.

  17. Инструменты, используемые в работе, убирают на хранение в специально отведённые для них места.

Вопрос 2. Рассказать об устройстве и назначении столярного верстака, приемах работы в зажимах.

Занятия по технологии проходят в учебных школьных мастерских, где для каждого из вас выделено постоянное рабочее место.
Рабочее место для обработки древесины оборудуется столярным верстаком (рис. 1), стулом (рис. 2), полками и тумбочками для размещения и хранения инструментов, приспособлений и заготовок. Слово «верстак» в переводе с немецкого означает «мастерская». Верстак представляет собой рабочий стол.
Профессия рабочего, занятого ручной обработкой древесины, называется столяр. Произошло это название от основного вида деятельности - изготовления столов.

Экзаменационные задания по профессионально-трудовому обучению (столярное дело). 9 класс.

Существует два вида верстаков: столярный (деревянный) (см. рис. 1) и универсальный (комбинированный).
Столярный верстак применяют для обработки древесины, а универсальный - для обработки древесины и металлов. Столярный верстак состоит из: подверстачья 1, крышки с отверстиями 3, в которые вставляют клинья, лотка 4, переднего зажима 5, заднего зажима 6, выдвижных или поворотных пальцев 7, Передний зажим предназначен для закрепления заготовок, например при строгании. Отверстия 3 с клиньями предназначены для упора и крепления заготовок при строгании. В лотке 4, образованном крышкой верстака и брусками обвязки, размещают инструмент. Задний зажим используется для крепления заготовок при строгании и распиливании. Выдвижные или поворотные пальцы служат для опоры длинномерных заготовок при их строгании. Подверстачье является основанием верстака. В нем также размещают и хранят инструменты и приспособления.
Все инструменты и приспособления хранят отдельно и располагают вокруг верстака на стеллажах или в тумбочках так, чтобы их легко можно было взять и положить обратно. При этом наиболее часто применяемые инструменты располагают ближе к месту работы в зоне досягаемости рук. Каждый инструмент хранится строго на своем месте.
Работать у верстака следует стоя, и лишь некоторые виды работ можно выполнять сидя возле него на стуле. Высота верстака должна соответствовать росту ученика.
Проверяют это так: нужно встать около верстака, опустить руки вниз и положить на его крышку ладони. Если при этом не требуется наклоняться или сгибать руки, значит, высота верстака соответствует росту. Крепление обрабатываемых заготовок на верстаке должно быть надежным. Для этого их зажимают винтовыми зажимами. Для крепления длинных заготовок применяют снизу подпоры в виде выдвижных или поворотных пальцев.

Экзаменационные задания по профессионально-трудовому обучению (столярное дело). 9 класс.

Низкие заготовки при их строгании на крышке верстака упирают передним торцом в клин, а с заднего торца заготовку поджимают клином заднего зажима (рис. 7). Клин должен выступать над крышкой стола на высоту, меньшую, чем высота заготовки.
Обработка деревянных заготовок на рабочем месте должна выполняться с наименьшими затратами труда, сил и энергии, а так же с наименьшим количеством движений.
Работу выполняют в специальной одежде: халатах, комбинезона ч или фартуках. На голову обычно надевают берет. При работе соблюдают правила ухода за верстаком.
1. Оберегать крышку верстака от повреждений режущими инструментами.
2. Не закручивать сильно передний и задний зажимы верстака.
3. Не ударять молотком по крышке верстака и зажимам.
4. Клинья в отверстия верстака забивать только киянкой.
5. На рабочем месте не должны находиться лишние предметы и ненужные инструменты.
6. По окончании работы очищать верстак от стружки щеткой.

Билет №3

Вопрос 1. Рассказать об отделке столярных изделий.

Отделка - это окончательная обработка столярного изделия с целью улучшения его внешнего вида и защиты от действия влаги, повреждения насекомыми и т.д.

На уроках столярного дела мы изучали два основных вида отделки - прозрачная и непрозрачная.

В процессе прозрачной отделки изделие покрывается материалами, не скрывающими натуральную текстуру древесины (лакирование, покрытие прозрачным воском и т.д.).

В процессе непрозрачной отделки на поверхность изделия наносятся материалы скрывающие текстуру древесины (различные виды красок), а так же изделия облицовываются листовыми материалами (плёнки, пластики и т.д.).

Все отделочные операции можно разделить на три группы (стадии).

  1. Подготовка поверхности древесины к отделке.

  2. Нанесение лакокрасочных или других материалов.

  3. Сушка и облагораживание лакокрасочных покрытий.

Вопрос 2. Рубанок, его устройство и приемы работы. Техника безопасности.

Строгание древесины - одна из основных технологических операций обработки заготовки до нужного размера и создания на ней ровных и гладких поверхностей.Строгание осуществляют с помощью различных строгальных инструментов. Среди них наиболее распространены шерхебели, рубанки и фуганки. Экзаменационные задания по профессионально-трудовому обучению (столярное дело). 9 класс.



Устройство строгальных инструментов одинаково. Они отличаются друг от друга только размерами и формой режущей кромки ножа-железки.

Перед строганием следует проверить, правильно ли налажен инструмент. У правильно установленного ножа лезвие расположено над подошвой колодки без перекосов и выступает на 0,1 ...0,3 мм.

Обрабатываемую деталь крепят на верстаке, зажимая или заклинивая между упором и клином так, чтобы сострагиваемая сторона была направлена вверх. Правой рукой берут рубанок за ручку с задней стороны колодки, а левой - за колодку или ручку с передней стороны.

Рубанок устанавливают на обрабатываемую деталь лезвием вниз и проталкивают вперед. В начале строгания осуществляют нажим на переднюю часть рубанка, а в конце - на заднюю, чтобы обрабатываемая поверхность получалась плоской.

При возвратном движении рубанка его поднимают над поверхностью. Так, совершая движение вперед и назад, постепенно сострагивают обрабатываемую поверхность до тех пор, пока она не станет ровной и гладкой.

Если волокна на обрабатываемой поверхности задираются, то деталь следует строгать с другой стороны.

Экзаменационные задания по профессионально-трудовому обучению (столярное дело). 9 класс.

Хват рубанка и распределение усилий при строгании: а - рубанком, б- фуганком: 1 - нажим на рубанок в начале, 2- в середине, 3 - в конце строгания

Рубанок надо держать крепко, чтобы руки не соскользнули с него и не ударились об острые боковые ребра заготовок. При этом возможны ушибы и порезы рук. Упоры заготовки не должны выступать выше обрабатываемой поверхности.

Правила техники безопасности при строгании.


1. Надежно закреплять заготовку на верстаке.

2. Работать рубанком с хорошо заточенным ножом.

3. Не проверять руками остроту лезвия и качество обработки поверхности.

4. Очищать строгальные инструменты от стружки только при помощи деревянного клина.

5. Инструменты для строгания класть на верстак только на бок лезвиями ножа от себя.

Билет №4

Вопрос 1. Рассказать о деталях табурета.

Табурет состоит из:

- сиденье - 1шт.

- ножка - 4 шт.

- царга - 4 шт.

- проножка - 4шт.

Проножки и царги крепятся к ножкам угловым концевым соединением на шип несквозной.

Вопрос 2. Фуганок, его устройство, назначение и приемы работы. Назначение фугования.

Экзаменационные задания по профессионально-трудовому обучению (столярное дело). 9 класс.

Фуганок - строгальный инструмент, предназначенный для строгания (фугования) поверхностей имеющих большую длину.

Позволяет получать ровную, гладкую поверхность.

Наладка фуганка, приёмы работы и правила техники безопасности точно такие же, как и при работе рубанком.

Единственное отличие - хватка инструмента.

Так как у фуганка нет передней ручки (рожка), инструмент удерживается непосредственно за саму колодку.



Билет №5

Вопрос 1.Рассказать, в каком порядке строгается доска, и как отмечаются лицевые стороны.

Строгание древесины - это обработка заготовки до нужных размеров и создание гладких поверхностей.

Для строгания древесины в основном используют рубанки, фуганки.

До начала строгания ручным инструментом следует тщательно осмотреть обрабатываемую деталь, определить направление волокон и лицевую сторону. Строгать древесину следует вдоль волокон, так как при этом поверхность получается более гладкой и затрачивается меньше усилий на строгание.

Прямоугольные заготовки (доски, бруски) начинают строгать с лицевой стороны, имеющей меньшее число дефектов. Лицевые стороны обозначают волнистой линией. После обработки лицевой стороны проверяют качество строгания линейкой вдоль и поперек волокон, а если заготовка широкая, то и по диагонали. Если между линейкой и кромкой обработанной заготовки нет просветов, обработку следует считать удовлетворительной. После этого строгают кромку заготовки рубанком с одиночным или двойным ножом. Прямоугольность кромки и пласти проверяют угольником. Затем строгают нелицевую пласть и вторую кромку, соблюдая при этом требуемые размеры.

Экзаменационные задания по профессионально-трудовому обучению (столярное дело). 9 класс.
Экзаменационные задания по профессионально-трудовому обучению (столярное дело). 9 класс.

Контроль строгания осуществляется при помощи линейки и угольника «на просвет».

Вопрос 2. Рассказать об устройстве сверлильного станка и приемах работы на нём. Техника безопасности.

Сверлильный станок - это технологическая машина, предназначенная для получения отверстий. Выполняются на нем и другие работы: шлифование (зачистка, чистовая отделка) абразивной шкуркой, которую наматывают на специальный барабан или цилиндр, и зенкование - обработка выходных краев отверстий зенковками. Эти процессы вы уже изучали при обработке древесины. Как и любая другая машина, сверлильный станок имеет три основные составные части: двигатель электрический, передаточный механизм (клиноременная передача), исполнительный орган (шпиндель с патроном), а также органы управления.

Основанием станка является плита (рис.1, а). 1 Сверху на ней есть выступы, которые образуют стол. Эти выступы и пазы между ними нужны для установки и закрепления на столе заготовок с помощью болтов, специальных прижимов или машинных тисков. Заготовки можно устанавливать на столе и без тисков - на деревянной подкладке.

На передней части плиты расположены три кнопки. Две крайние служат для включения электродвигателя в зависимости от требуемого направления вращения шпинделя: вправо или влево. Средней кнопкой (красного цвета) выключают станок.

На плите неподвижно крепится вертикальная колонка, по которой вверх и вниз перемещается Шпиндельная бабка. Она фиксируется неподвижно с помощью небольшой рукоятки, которая расположена справа, около электродвигателя. В шпиндельной бабке расположен механизм подъема и опускания шпинделя. Его перемещение управляется штурвалом с тремя ручками.

Нижняя часть шпинделя имеет конический хвостовик, на который надевается сверлильный патрон. Шпиндель получает вращение от электродвигателя через клиноременную передачу. Она состоит из двух пятиступенчатых шкивов и приводного ремня.

На рисунке 1, б показана кинематическая схема станка, на которой с помощью условных обозначений изображена совокупность кинематических элементов, их связей и соединений. С помощью кинематической схемы удобно проследить передачу движения от электродвигателя к шпинделю станка через шкивы и ремень.

Для контроля перемещений (подачи) сверла с патроном впереди шпиндельной бабки имеется шкала (линейка) с делениями. Вдоль нее движется указатель, который связан со шпинделем.

Чтобы получить отверстия, необходимо правильно установить скорость резания. Она зависит от частоты вращения шпинделя, твердости обрабатываемого материала и диаметра сверла. Частоту вращения можно изменять, если переставлять ремень по ступеням шкивов.

Экзаменационные задания по профессионально-трудовому обучению (столярное дело). 9 класс.





Рис. 1. Сверлильный станок:

а - общий вид; б - кинематическая схема;

1 - плита, 2 - стол, 3 - кнопка пуска и остановки станка,

4 - сверло, 5 - патрон, 6 - клиноременная передача,

7 - электродвигатель

Наибольшая частота вращения получается при крайнем верхнем положении приводного ремня на шкивах. В целях безопасности ременная передача сверху закрывается кожухом.

Правила безопасной работы:

  1. Выполнять упражнения только в спецодежде.

  2. Не включать станок без разрешения учителя.

  3. Перед включением станка проверить надежность соединения защитного заземления (зануления) с корпусом станка, протереть защитный экран, проверить надежность закрепления сверла и заготовки, отвести сверло вверх от заготовки.

  4. Выполнять упражнения только с опущенным экраном.

  5. Не наклонять голову близко к вращающемуся сверлу.

  6. Не облокачиваться на станок, не класть на него инструменты и заготовки.

  7. Не трогать сверло руками во время работы.

  8. Не отходить от станка, не выключив его.





























Практическая экзаменационная работа.

Задание. Изготовить образец углового концевого соединения на шип открытый сквозной (УК-1) из имеющихся материалов.

Экзаменационные задания по профессионально-трудовому обучению (столярное дело). 9 класс.

Разметка шипов и проушин: а - разметка длины шипа; б - нанесение риски длины шипа угольником с карандашом; в - разметка толщины шипа линейкой; г - нанесение риски рейсмусом; д - разметка концевого соединения; е - проушина; ж - шип; 1 - риска; 2 - линия пропила; 3 - линия разметки; 4 - заплечико; 5 - удаляемая часть древесины.

В зависимости от имеющегося материала, размеры брусков могут отличаться от заданных на чертеже.







© 2010-2022