Статья Духовно-нравственное воспитание на уроке технологии

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Духовно - нравственное воспитание на уроках технологии.

Духовно-нравственное развитие школьника является важнейшим аспектом социализации личности в условиях стремительного развития общества, фактором постепенного и осознанного включения в различные сферы социальной деятельности и общественной жизни. Сегодня духовно - нравственное воспитание нуждается в теоретическом осмыслении его методологических основ, разработке целостного подхода к ним. Наступил новый этап развития социума, связанный с изменением менталитета общества и личности, изменением ценностных ориентаций у подрастающего поколения. Мы перестали думать о духовном обогащении, стали игнорировать нравственную сущность поступков. Такие проявления высокой нравственности, как сострадание, соучастие, сопереживание, уважение к другим и самому себе, к сожалению, отходят на второй план. Всё острее ощущается потребность в воспитании духовно богатой, высоконравственной личности, способной созидать, а не только потреблять.

Сегодня важность вопроса о духовно - нравственном воспитании наших детей признают все: общество, родители, школа. В настоящее время добро, истина и красота постепенно отодвигаются на периферию жизни и продолжают нарастать негативные тенденции в молодёжной среде: распространяется равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и институтам власти; сохраняется высокий уровень преступности, распространяется наркомания и алкоголизм среди молодёжи; ухудшается физическое и психическое состояние молодёжи.

Федеральный государственный образовательный стандарт определяет духовно - нравственное развитие и воспитание первостепенной задачей современной образовательной системы.

Школьный возраст - время, когда закладываются основы духовной личности. Духовно - нравственное воспитание предполагает становление отношений ребёнка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. А также развитие качеств патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.

Предмет «Технология» играет огромную роль в формировании творческой, нравственно воспитанной личности. Трудовое обучение в школе становится качественно другим. Сегодня недостаточно только освоить определённые трудовые умения, сегодня нужно научить ребёнка на уроке технологии решать проблемы, включая его в творческие, исследовательские виды деятельности.

Работая в «Казачьей кадетской школе-интернате имени графа И.И, Воронцова-Дашкова», в своей педагогической деятельности ведущую роль отвожу проектно-исследовательской деятельности, как одной из инновационных форм организации учебно-воспитательного процесса. В процессе работы над проектом происходит тесное личностное взаимодействие ученика с учителем на принципах сотрудничества, сотворчества, партнёрства.

Использование проектной технологии является необходимым, так как образовательная область «Технология» предполагает создание проектов обучающимися на всех ступенях школьного образования.

При изучении различных разделов программы стараюсь подбирать материал таким образом, чтобы дети не только приобрели необходимые технологические знания и навыки, но и расширили свой кругозор, узнали как можно больше из истории возникновения тех или иных национальных традиций.

Также на уроках технологии учащиеся знакомятся с произведениями народных мастеров, изучают обычаи и обряды русского народа, уклад жизни и быт казаков.

Обучающиеся нашей школы - интерната принимают активное участие в городских, областных и общероссийских конкурсах. На уроках технологии и во внеурочное время мы с девочками разрабатываем модели и шьём костюмы для выступлений хореографического коллектива нашей школы.

С 2014 года 8-9 классы обучаются по новой программе. Новизна программы состоит в том, что учащимся 8-9 классов предлагается изучение основ профессии «Рабочий по ремонту и стирке одежды» на базе предмета «Технология». По окончании курса проходят квалификационные испытания совместно с «Центром занятости населения» и учащимся, успешно освоившим курс, выдаётся сертификат по данной профессии в рамках работы «Федеральной стажировочной площадки». Программа предусматривает овладение учащимися новыми технологическими операциями, направлена на совершенствование трудовых приёмов при ремонте и стирке одежды. Успешное овладение данной программой позволит учащимся оценить свои возможности и определиться с профессиональным выбором.

Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет высокие требования к личности учителя. Новой школе нужен новый учитель. Действенность духовно - нравственного воспитания определяется личным примером самого педагога.



© 2010-2022