- Преподавателю
- Технология
- Рабочая программа по информационной работе и профориентации 9 класс
Рабочая программа по информационной работе и профориентации 9 класс
Раздел | Технология |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Проскурина С.Н. |
Дата | 22.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Станица Новолабинская
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №13
муниципального образования Усть-Лабинский район
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол №1
от 29.08.2015 года
Председатель педсовета
______________ С.К.Горбатова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По информационной работе и профильной ориентации
Уровень образования (класс) основное общее, 9 класс
Количество часов 34 часа Уровень профильный
Учитель Проскурина Светлана Николаевна
Программа разработана на основе государственной учебной программы
Технология Трудовое обучение 1-4, 5-11 классы.
Авторы Ю.Л.Хотунцев, В.Д.Симоненко, Москва «Просвещение» 2005год. Отрасли общественного производства и профессиональное самоопределение 9класс
1. Пояснительная записка
Программа данного курса по технологии предполагает:
-
подготовку учащихся к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом своих склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда в специалистах.
-
обобщение знаний учащихся о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере;
-
формирование знаний и умений по объективному осуществлению самоанализа уровня развития своих профессионально важных качеств и соотношения их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку;
-
развитие представлений о народном хозяйстве и потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации;
-
развитие разносторонних качеств личности и способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям.
Создаёт условия для
-
совершенствования практических умений и навыков учащихся в сферах современного производства;
-
ознакомления с различными специальностями и квалификацией работников;
-
развития необходимых качеств личности для осуществления своих жизненных планов;
-
воспитания уважения к рабочему человеку;
-
овладения основными понятиями рыночной экономики.
Данная авторизованная программа составлена на основе
авторской программы Технология Трудовое обучение 1-4, 5-11 классы.
Авторы Ю.Л.Хотунцев, В.Д.Симоненко, Москва «Просвещение» 2005год. Отрасли общественного производства и профессиональное самоопределение 9класс
Необходимость данной авторизованной программы заключено в том, что
в программе на изучение данного раздела отводится 20 часов, а в учебном плане школы на изучение данного курса отводится 34 часа, поэтому количество часов увеличено на 14, что предполагает более расширенное знакомство учащихся с профессиями и их особенностями.
Таблица тематического распределения количества часов:
№ п/п
Темы программы
Количество часов
Примерная или авторская программа
Рабочая программа
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
Человек и профессия
Внутренний мир человека и система представлений о себе
Профессиональные интересы и склонности
Способности, условия их проявления и развития
Природные свойства нервной системы
Психические процессы и их роль в профессиональной деятельности
Смысл и цели в жизни человека и пути их достижения
Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении
Профессиональные и жизненные планы. Профессиональная пригодность
Здоровье и выбор профессии
Отрасли общественного производства.
Профессии, специальности, должности
Классификация профессий по отраслям, предметам, целям, орудиям и условиям труда
Мир труда и профессий
Знакомство с профессиями типа «человек - человек» и их особенностями
Знакомство с профессиями типа «человек - техника» и их особенностями
Знакомство с профессиями типа «человек - природа» и их особенностями
Знакомство с профессиями типа «человек - знаковая система» и их особенностями
Знакомство с профессиями типа «человек - художественный образ» и их особенностями
Слагаемые успеха в профессиональном самоопределении
Профессиональная проба
Творческий проект «Мой выбор»
Итого:
-
2
2
2
2 2
-
2
2
2
2
-
-
-
-
-
-
-
-
2
-
20
10
10
10
4
34
2. Содержание программы
Человек и профессия 10 часов
Внутренний мир человека и система представлений о себе
Сущность концепции «я». Самооценка и ее роль в профессиональном самоопределении личности. Методика определения уровня самооценки.
Профессиональные интересы и склонности
Сущность понятий «профессиональный интерес» и «склонности». Выявление и оценка профессиональных интересов с помощью методик «Карта интересов», «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО), коммуникативных, организаторских склонностей (КОС-1).
Способности, условия их проявления и развития
Понятие о задатках и способностях личности. Деятельность как важнейшее условие проявления и развития способностей. Выявление и оценка математических способностей, уровня интеллектуального развития. Методики «Числовые ряды», «Быстрый счет», тесты Айзенка.
Природные свойства нервной системы
Темперамент, черты характера и их проявление в профессиональной деятельности. Выявление типа темперамента. Тест Русалова.
Психические процессы и их роль в профессиональном самоопределении
Восприятие, внимание, память, мышление. Выявление и оценка уровня кратковременной наглядно-образной памяти (методика КНОП), пространственных представлений (методика «Кубика Косса»), внимания (тест Бурдона, «Красночерная таблица»), мышления (методики ШТУР, тесты Амтхауэра, Равена).
Смысл и цели в жизни человека и пути их достижения 10 часов
Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении
Выявление ведущих мотивов деятельности (методика ДВМ). Сущность понятий «мотивы», «ценностные ориентации». Условия их формирования. Классификация мотивов деятельности. Значение мотивов деятельности и ценностных ориентации в профессиональном самоопределении и служебной карьере.
Профессиональные и жизненные планы. Профессиональная пригодность
Профессиональные и жизненные планы, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Профессиональная деятельность и карьера. Профессиональная пригодность. Тест Холланда.
Здоровье и выбор профессии
Здоровье как условие высокоэффективной профессиональной деятельности. Взаимосвязь и взаимообусловленность здоровья и выбора профессии, карьеры. Важнейшие характеристики здоровья человека. Реакция на различные раздражители (звуковой, тепловой, световой). Выявление и оценка реакций с помощью универсального рефлексометра.
Координация движений, динамический и статический тремор рук и профессиональная деятельность. Выявление и оценка координации движений и тремора рук с помощью тремокоординаметрии.
Глазомер и его роль в профессиональной деятельности. Методики и оценки пространственного и линейного глазомера.
Отрасли общественного производства. Профессии, специальности, должности.
Производство средств производства. Роль тяжелой промышленности и сельского хозяйства. Структура тяжелой промышленности. Добыча сырья и топлива и добывающие отрасли промышленности. Энергетический комплекс. Перерабатывающие отрасли промышленности. Металлургия, производство конструкционных материалов. Машиностроение. Приборостроение. Химическое и биологическое производство. Строительство. Сельское хозяйство. Легкая промышленность, полиграфия, транспорт. Сфера услуг. Торговля. Жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание. Системы передачи информации: телефонная связь, радиосвязь, радиовещание, телевидение; просвещение, культура, медицинское обслуживание.
Классификация профессий по отраслям, предметам, целям, орудиям и условиям труда
Пути получения профессионального образования. Необходимость учёта требований к качествам личности при выборе профессии. Учреждения профессионального образования.
Мир труда и профессий 10 часов
Знакомство с профессиями типа «человек - человек» и их особенностями
Знакомство с профессиями типа «человек - техника» и их особенностями
Знакомство с профессиями типа «человек - природа» и их особенностями
Знакомство с профессиями типа «человек - знаковая система» и их особенностями
Знакомство с профессиями типа «человек - художественный образ» и их особенностями
Слагаемые успеха в профессиональном самоопределении 4 часа Профессиональная проба Роль профессиональных проб в профессиональном самоопределении. Уточнение профессиональных интересов с помощью опросника профессиональной готовности (ОПГ).
Творческий проект «Мой выбор»
Цель и задачи творческих проектов «Мой выбор». Компоненты проекта «Мой выбор». Требования к оформлению проекта.
Критерии оценки их выполнения и защиты. Порядок проведения защиты творческих проектов. Представление и защита проектов, подведение итогов.
3. Требования к подготовке учащихся по предмету:
Учащиеся должны знать:
-
уровень развития своих профессионально важных качеств;
-
сферы трудовой деятельности;
-
правила выбора профессии, карьеры;
-
значение правильного самоопределения для личности и общества;
-
возможности человека в развитии различных профессионально важных качеств.
Учащиеся должны уметь:
-
осуществлять самоанализ развития своей личности;
-
проводить профессиографический анализ профессий и соотносить требования профессий к человеку с его личными достижениями.
4. Список рекомендуемой учебно-методической литературы
1. «Технология» 9 класс /Под редакцией В.Д.Симоненко, Москва:Вентана Граф,2005г./
2. Методическое пособие Технология 9 класс « Профессиональное самоопределение» по программе В.Д.Симоненко, автор А.Н.Бобровская, Издательство «Учитель» 2005г.
3. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники. 8-11классы. Н.С.Пряжников
4. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам. 9-11 классы.
М.Ю.Савченко.
Согласовано
протокол заседания
методического объединения
учителей эстетического цикла
№1 от 29.08.2015г.
руководитель МО
_____________( С.Н.Проскурина )
Согласовано
заместитель директора по УВР
_________(О.Н.Агаркова)
Согласовано
заместитель директора по УВР
____________Агаркова О.Н.
«28» августа 2015 года
станица Новолабинская
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №13 станицы Новолабинской
муниципального образования Усть-Лабинский район
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по информационной работе и профессиональной ориентации
Класс 9
Учитель Проскурина С.Н.
Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час;
Планирование составлено на основе рабочей программы Проскуриной Светланы Николаевны,
утверждённой решением педсовета Протокол №1 от 29.08.2015г.
№ п/п
Разделы и темы программы
Кол-во часов
Дата планируемая
Дата
фактическая
Использование наглядного оборудования
Человек и профессия 10 часов
1-2
Внутренний мир человека и система представлений о себе
2
3-4
Профессиональные интересы и склонности
2
5-6
Способности, условия их проявления и развития
2
7-8
Природные свойства нервной системы
2
9-10
Психические процессы и их роль в профессиональной деятельности
2
Смысл и цели в жизни человека и пути их достижения 10 часов
11-12
Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении
2
13-14
Профессиональные и жизненные планы. Профессиональная пригодность
2
15-16
Здоровье и выбор профессии
2
17-18
Отрасли общественного производства.
2
19-20
Классификация профессий по отраслям, предметам, целям, орудиям и условиям труда
2
Мир труда и профессий 10 часов
21-22
Знакомство с профессиями типа «человек - человек» и их особенностями
2
23-24
Знакомство с профессиями типа «человек - техника» и их особенностями
2
25-26
Знакомство с профессиями типа «человек - природа» и их особенностями
2
27-28
Знакомство с профессиями типа «человек - знаковая система» и их особенностями
2
29-30
Знакомство с профессиями типа «человек - художественный образ» и их особенностями
2
Слагаемые успеха в профессиональном самоопределении 4 часа
31-32
Профессиональная проба
2
33-34
Творческий проект «Мой выбор»
2
Итого: 34 часа