- Преподавателю
- Технология
- Проект по технологии Подарок музею
Проект по технологии Подарок музею
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Смирнова Т.Л. |
Дата | 28.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное образовательное учреждение
Гагаринская основная общеобразовательная школа
Подарок музею
Исследовательский проект по технологии.
Выполнила: Тарасова Екатерина Алексеевна
ученица 8 кл.
Руководитель: учитель технологии
первой категории
Смирнова Татьяна Леонидовна
д. Гагаринское
2013-14 уч.
Оглавление
-
Введение стр 3
-
Основная часть , стр4
-
Выбор куклы для демонстрации стр4
-
Нижегородская крестьянская одежда стр 5
-
Народная одежда Тоншаевского района стр 7
-
Основы русского кроя стр 8
-
Технологический этап стр 9
-
Эколого-экономическое обоснование стр 13
-
Заключение стр 13
-
Приложение стр 14
-
Список литературы стр 20
Обоснование проекта.
В нашей школе открылся музей. Пока ещё в нем не так много экспонатов, но первые шаги уже сделаны. Меня, как и любую девочку, заинтересовали народные костюмы. В нашем музее представлен марийский народный костюм (женское платье) русского народного костюма нет. И найти оригинал теперь уже будет просто невозможно. То, что сохранилось в сундуках местных бабушек носит уже современный характер. Я решила изготовить своими руками для нашего музея куклу в русском народном костюме. В своей работе я бы хотела отразить особенности нашего края. Выполнить изделие похожее на то, которое носили женщины - крестьянки в 19 начале 20 века
Тематика народного костюма мне всегда была интересна. В народном костюме заложена сама мудрость нашего народа. Костюм может рассказать, чем и как жили наши предки, что ценили, какие тайны, и традиции у них были. Это очень интересно!
Мой проект поможет мне окунуться в мир истории народного костюма. Я узнаю, какие существуют разновидности сарафанов в русском народном костюме, их значение и символику, традиции, связанные с сарафаном.
Цель проекта - изготовить для школьного музея русский народный сарафан. Задачи проекта:
-
Сбор информации о народном костюме.
-
Выбор технологии изготовления куклы.
-
Выбор технологии изготовления одежды.
-
Цодбор материалов.
-
Изготовление выкроек.
-
Изготовление куклы и одежды к ней.
Результат проекта - русский народный сарафан (представленный на кукле)
1. Введение
О национальной одежде приходится судить по материалам археологии, картинам художников, иконам, старинным фотографиям, предметам прикладного искусства. У русской национальной одежды многовековая история. Общий ее характер, сложивших в быту многих поколений, соответствуя внешнему облику, образу жизни, географическому положению и характеру труда народа. Русский народный костюм - это источник творчества, который является объектом материальной и духовной культуры народа. В одежде нашли отражение душа народа и его представление о прекрасном.
В своей работе я постаралась полностью воссоздать образ, используя щггоричеекий материал, который необычайно богат и разнообразен. Опираясь на русскую культуру создать русский народный костюм, который, как правило, у женщин состоят из рубахи, сарафана, а у мужчин - рубахи и штанов. В старину исходными материалами для одежды служили, в основном, шерсть, хлопок, лен, которые расшивались необычными узорами,
Актуальность: Интерес к русскому народному костюму существовал всегда. Народный костюм это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками. Изучая костюм, мы знакомимся с историей своего народа, с обычаями, которые существовали и были забыты. Одежда, которую носили наши предки, излучала любовь и тепло рук мастера, каждый костюм выполнялся на конкретного человека. Каждый элемент костюма имел свое значение. Все выполнялось аккуратно, со вкусом по существовавшим канонам. Мне хотелось бы воссоздать в своей работе частичку того времяни. 2. Основная часть
2.1 Для представления костюма мне необходимо выполнить куклу.
Мои идеи: Столбушка (не устойчивая)
Кукла
Тряпичная
(плохо виден костюм)кукла на основе (устойчива, хорошо виден костюм)
2.2 Дизайн - анализ проекта
Нижегородская крестьянская одежда на рубеже XIX - XX веков.
Бытовая крестьянская одежда представлена рубахой и сарафаном. Сарафан прямой (круглый) и косоклинный. Косоклинный сарафан бытовал на территории Волжского правобережья. Круглый - на севере, в Заволжских регионах. В старообрядческой традиции косоклинный костюм - ритуальный, у зрелых женщин; круглый носили молодые девушки.
Был распространён костюм «парочка» - юбка, удлиненная кофта и передник.
Круглый сарафан отличается по виду, по крою, по цвету и по количеству используемой ткани.
В северной части Заволжской стороны круглый сарафан выполнен из пестряди в технике полотняного переплетения красного цвета. На севере расцветка ещё богаче - краено-бело-чёрно-коричневая, зелено-синяя, бело-голубая, чёрно-красно-белая гаммы.
Пестрядь - льняная грубая долговечная ткань, держит тепло.
Ритуальный сарафан - белый.
Крой: 1) два передних полотнища - длиннее, стык посредине, сборка на спине, спинка намного короче, почти от линии талии, разрез спереди;
2) одна передняя полоса, застёжка сбоку - более поздняя модель. Края обрабатывались узкой бейкой, шириной не более 1 см, которая фиксировала низ сарафана, скрепляла сарафан с подоплёкой - нижней юбкой-подкладкой. Бейка была красной, тёмной, плавно переходящей в лямки, узкие бретели. Имеется карман. У южного типа - «лакомка» - пришитый к поясу на тесёмке, в северном комплексе - один вшитый карман.
Кроме пестрядинных, на севере позднее появляются и ситцевые сарафаны, большей частью покупные. Для северного костюма характерна рубаха с грибом - поверх пришита оборка.
Ситцевые сарафаны более раннего периода сшиты из ткани с тёмным полем, на нём тёмно-красный орнамент. Чем темнее доле - тем старше сарафан. Поле чёрное, фиолетовое, синее.
По югу Нижегородской губернии преобладал нарядный сарафан из ситца. Спинка и передние полосы - одной длины. Собирался по кругу и назывался «московка». Прошивался широкой бейкой, 4-5 см, имел широкие бретели.
Северный сарафан имел У-образные лямки, южный - \ /.
Девичьи сарафаны были розовые, голубые, бирюзовые - нежных тонов по типу московки, следовательно - покупные. (Более поздний вариант, ранний - рубаха).
На вопрос о том, что такое сарафан, многие ответят, что это старинная русская народная одежда. Ответ этот верен лишь отчасти. Народной одеждой - то есть одеждой, которую носил простой народ, - сарафан стал лишь в XVIII веке.
До XVIII века главной в одежде была (и долго ещё оставалась) русская рубаха. Наши далёкие предки считали, что одежда - это оберег, который укрывал человека от сглаза, от воздействия злых сил. Поэтому все уязвимые места человеческого тела должны были укрываться: древние рубахи имели почти закрытый ворот, длинные рукава. Длина рубахи - ниже колена.
Рубахи носили девочки и мальчики, юноши и девушки, мужчины и женщины - различались они в основном своей конструкцией и отделкой. Были рубахи повседневные, были праздничные. Повседневные рубахи почти не украшали - только швы и края обшивались красной нитью, чтобы прекратить дорогу злым силам.
Типы сарафанов Косоклиный
Шились они из домотканого шерстяного материала черного, темно-синего или красного цветов. Покрой их - два прямых полотнища спереди, швы по центру и по бокам. У
распашных сарафанов между полотнищами располагалась застежка со множеством пуговиц. Спинка
косоклинных сарафанов имела одно прямое полотнище и два клина побокам, иногда к клиньям пришивали по 2 и даже 4 подклинка. Подолы сарафанов богато украшались красным сукном, лентами, блестками, золотой тесьмой
Прямой
Он шьется из 4-5 прямоугольных полотнищ,
собранных на груди и спине под обшивку, без
застежки и удерживается на плечах также лямками
Сарафан с лифом
Основной признак - наличие лифа, облегающего грудь и спину или только спину.
Сарафаны «с лифом», пришедшие в деревню из города, по существу были юбками, пришитыми к лифу.
Круглый сарафан
Круглый сарафан отличается по виду, по крою, по цвету и по количеству используемой ткани. Два передних полотнища - длиннее, стык посредине, сборка на спине, спинка намного короче, почти от линии талии, разрез спереди;
2.3 Исследование. Народная одежда Тоншаевского района.
Я познакомилась с литературой о народном костюме нашего края и решила
сходить в музей, посмотреть, какие народные костюмы представлены в экспозиции.
Работники музея меня хорошо встретили, разрешили
сфотографировать
экспонаты, так как мне было необходимо для моей работы. А так же предоставили имеющуюся литературу понародному костюму.
Русский народный женский и
мужской костюмы
Вид сарафана спереди
Вид сарафана сбоку
Вывод: Я обработала всю полученную информацию и пришла к выводу, что
сарафан. Представленный в музее является по покрою «круглым». Об этом
свидетельствуют фотографии, сделанные мною в музее. И литературные
источники.
2.4 Основы русского кроя
Крой традиционного русского костюма - безлекальный. Объём одежды создаётся не выточками или вырезами, а складками или сборками. Отсюда детали русского кроя имеют прямоугольную, квадратную и треугольную формы с минимальными отходами (выпадами). Размеры деталей, а точнее их ширина, определялись шириной полотна, сходящего с ткацкого станка, т.е. 36-42 см. этот размер являлся модулем, на основе которого строился русский крой.
Крой: 1) два передних полотнища - длиннее, стык посредине, сборка на спине, 2) спинка намного короче, почти от линии талии, разрез спереди; 3) У-образные лямки. Перепад между длиной сарафана спереди - min 10 см, но при желании может быть и больше - за счет снижения уровня спинки сарафана. 4) кокетка 3)
1)
2)
4)
ОГ - обхват груди на вдохе (мерка снимается выше груди)
ДИ - длина изделия (измеряется спереди от линии окружности груди до щиколотки)
ДЛ - длина лямки (измеряется от точки С до точки А или Б).
Ткани, из которых шились круглые сарафаны, могли быть как домо-тканными («пестрядь»), так и покупными (ситец, сатин, бязь, кашемир). Красный сарафан считался самым нарядным. Однако сарафаны могли быть и голубого, зеленого цветов.
А, В, С- точки прикрепления бретелей
2.5 Технологический этап:
Мерки:
Длина изделия = 96 см
Длина лямки = 100 см (складывается пополам)
Обхват груди на вдохе = 108 см Подготовка ткани и выкройки к раскрою.
Для мого сарафана была нужна особенная ткань, натуральная, та из которой шили сарафаны наши прапрабабушки. Я спросила свою бабушку, но она ответила, что у нас такой ткани к сожаленью нет. И посоветовала обратиться к жителям нашей деревни, что я и сделала. Имеющийся лоскут домотканины мне любезно предоставила Гребнева Людмила Дмитриевна. Как подготовить ткань и выкройку к раскрою я знала из курса технологии, и мне это не было трудно. Перед раскроем ткань отутюжила, затем отметила все припуски и направление долевых нитей.
Количество деталей кроя: переднее полотнище -2 дет
заднее полотнище - 1 дет
лямка -1 дет
кокетка - 1дет
Технологическая карта.
№
Последовательность выполнения работ
Графическое изображение
Оборудование
Инструменты приспособления
1.
Выполнить складки на передних и заднем полотнище
Нитки, иголка, ножницы, утюг
2.
Притачать кокетку к заднему полотнищу
Нитки, иголка, ножницы, утюг, швейная машина
3.
стачать передние полотнища
Нитки, иголка, ножницы, утюг, швейная машина
4.
Изготовить лямки. Используя обтачной шов
Нитки, иголка, ножницы, утюг, швейная машина
5
стачать передние и задние полотнища
Нитки, иголка, ножницы, утюг, швейная машина
6
края верха сарафана необходимо обшить косой бейкой.
Нитки, иголка, ножницы, утюг, швейная машина
7
По низу подола с обратной стороны подшивается полоса плотной ткани шириной 10-15 см, Подкройной обтачкой с закрытым срезом. Пришить лямки в ручную или на машине
Нитки, иголка, ножницы, утюг, швейная машина
Нитки, иголка, ножницы, утюг, швейная машина
2.6 Расчет затрат на изготовление изделия.
Прямые затраты:
№
Наименование используемых материалов
Цена (руб.)
Расход материалов на изделие
Затраты на материалы
(руб.)
1
Кукла изготовлена из
-
бросового материала
2
Ткань для сарафана и рубахи
-
-
-
использовала свою
3
Нитки № 45
10
1 катушка
10
4
Крючки или пуговка свои
-
-
5
Тесьма (для украшения
12
1 метр
12
рубахи)
;
Итог
22
2.7 Эколого-экономическое обоснование.
Изготовление одежды не приносит никакого вреда экологии, так как это: Практически безотходное производство, нет выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду: атмосферу, почву, водоемы.
Рациональное использование природных ресурсов.
При работе нет запаха вредного для организма человека. Для изготовления
куклы я использовала бросовые материалы.
3. Заключение Реклама
Вот и закончился мой творческий проект, и окончательным результатом выполнения проекта я довольна, Сарафан, который я сшила, мне понравился, а сама технология изготовления показалась мне не такой уж сложной, потому что мы почти всё изучали на уроках технологии. При изучении истории русского костюма, я много узнала нового, и мне было очень интересно: какой был русский костюм, из каких элементов он состоял, как они назывались, особенности русского кроя, цвет и орнаментальный декор народного костюма. И на все эти вопросы я получила ответ при выполнении проекта. Так же я больше узнала о моделировании, конструировании и технологии обработки швейных изделий. Изготовляя русский народный костюм, научилась работать не только для себя, но и на общее благо. Старалась выполнить изделие, сделать его качественно, ведь мой труд будет оцениваться другими.
Выводы: Думаю, что моя работа вызовет интерес у посетителей нашего музея.
Моя модель будет находиться в школьном музее. Все увидят, как выглядел русский народный костюм в 19 - начале 20 века. Это мой подарок музею на долгую память.
Приложение
Изготовление куклы
№
Последовательность выполнения
1
Для основы куклы я взяла стеклянную бутылку. Она устойчива
2
Голову формировала из старого синтепона и капроновых колгот.
3
руки выкроила из колгот, обтачала на машинке и вручную пришила к туловищу.
4
Оформила прическу, лицо.
Алгоритм обработки рубахи. На основе чертежа ночной сорочки я смоделировала и рубаху для куклы. Ткань для рубахи выбрала из домотканины, такие рубахи крестьянки носили на работу. Для праздников применялась тонкая ткань, хорошего качества.
Раскрой
Вышивка
Подготовка деталей кроя к обработке
Обработка швов
Обработка горловины
Обработка низа изделия и рукавов
Вышивка в русском народном костюме
Русский народный костюм отличает богатая красочность -
!
многочисленные оттенки красного: червонный, багряный, алый с вкраплениями синего, огненно - красный, и другие цвета. Цвет в русском народном костюме всегда был символичным: » |Срасный цвет - жизнь, огонь, кровь.
-
Желтый - кратковременной разлуки.
-
Зеленый -растительный мир.
-
Синий, черный - тьма, горе.
-
|»елый-свет, праздник.
-
Охра - земля.
-
Голубой, серый - надежда.
Орнаменты издревле использовались для украшения народного костюма.
Узоры вышивали или создавали сразу при производстве
ткани (тканые орнаменты).
Вышивка на одежде не только украшала её и радовала
окружающих прелестью узоров, но и должна была
защитить того, кто носил эту одежду, от беды, от злого
человека. Отдельные элементы вышивки имели
символическое значение:
• Это прежде всего, солнце. Само понятие «узор» имеет один корень со
словом «заря», что связано с цветом утреннего солнца.
• ёлочки - пожелание человеку благополучной и счастливой жизни,
потому что ель - это древо жизни и добра.
-
геометрические орнаменты (ромбы, квадраты) символизировали землю и
плодородие, пахотные поля. -
волнообразные линии - вода. Жизнь человека постоянно связана с водой.
Поэтому к воде нужно относиться с уважением.
Конструирование и моделирование сарафана и рубахи
Построение чертежа основы плечевого изделия с цельнокроеным рукавом Мерки: СД1=50 ,Сш=22, Дст=36, Оп=34, Ди=104, Др=50
№
Последовательность построения чертежа и расчета
1
В верхней части листа поставить точку В и провести вправо горизонтальную линию. Это будет линия плеча. Из той же точки В провести вниз вертикальную линию и отложить на ней отрезок ВН, равный длине изделия Ди: = Ди=110см
2
От точки В вправо по линии плеча отложить ширину изделия ВВ1, рассчитанную по формуле: ВВ1 =(СГП+ П г) :2 = 50+6:2=28см
3
Достроить чертеж до прямоугольника по двум сторонам ВН и ВВ1.
поставить точку Н1
4
Отложить в право от точки В по линии плеча ширину горловины ВВ2,
рассчитанную по формуле:
ВВ2- (Сш:3 ) +1 = 22:3+1 = 8,3 см.
Отложить вниз от точки В глубину горловины спинки ВВ3:
ВВ3 = ВВ2: 3 = 8,3 : 3 = 2,8см.
Соединить плавной кривой точкой В2 и В3
5
Отложить вниз от точки В глубину горловины переда ВВ4:
ВВ4 = ВВ2+ 1,0 = 7,0 +1 = 9,3см.
Соединить плавной кривой точки В2 и В4.
В точках В2 и В3 линия горловины должна составлять прямой угол с линией плеча и линией спинки.
6
Отложить вниз от точки В1 глубину проймы В1 Г, рассчитанную по
формуле:
В1 Г= (Оп: 2) + Поп =34 : 2 +7=24см.
От точки Г вправо провести горизантальную линию.
7
Отложить вправо от точки В1 длину рукава В1 В5, которая обычно составляет 5-7 см.
В1 В5=6см. достроить прямоугольник по двум сторонам - В1Г и В1 В5.
Обозначить точку Г1.
В5Г1 - линия низа рукава
8
Отложить вниз от точки Г отрезокГГ2. ГГ2=ГГ1=6 см. Соединить прямой линией точки Г1 и Г2
9
Для построения криволинейного участка линии бока необходимо выполнить дополнительные построения. В середине отрезка Г1Г2 поставить точку Г3. Из этой точки провести перпендикуляр и отложить на нем величину прогиба, равную 1-1,5 см (точка Г4).
Соединить точки Г1 Г4 и Г2 плавной кривой
10
Для расширения низа изделия продлить вправо линию низа и отложить на ней отрезок Н1 Н2, который обычно равен 10 см.
Соединить прямой линией точки Н2 и Г2
11
От точки Н2 вверх по линии Н2Г2 отложить 1 ,5 см и поставить точку Н3, а на середине отрезка Н1Н - точку Н. соединить точки Н4 и Н3 плавной кривой
12
Отложить от точки В3 вниз длину спины до талии - отрезок ВТ; В3Т=Дтс=36 см
От точки Т провести горизонтальную линию талии и отметить на ней в местах пересечения с вертикальными линиями точки Т1 и Т2
13
От точки Т2 вверх по линии Т2Г2 отложить 1,5 см и поставить точку Т3,
а на середине отрезка ТТ1 - точку Т4, Соединить точки Т4 и Т3 плавной кривой
14
Обвести контур чертежа основной сплошной линией.
На этом построение чертежа основы плечевого изделия с цельнокроеным рукавом закончено.
Литература
-
«Народное творчество», № 1 , 200 1 .
-
«Народное творчество», №4, 2005.
-
«Народное творчество», №6, 2005.
-
Симоненко В. Д. Технология обслуживающий труд 7 класс. М, Издательство «Вентата-Граф» 201 1г
-
krupenicnka.ru
23