Проект по технологии Подарок музею

Обоснование проекта. В нашей школе открылся музей. Пока ещё в нем не так много экспонатов, но первые шаги уже сделаны. Меня, как и любую девочку, заинтересовали народные костюмы. В нашем музее представлен марийский народный костюм (женское платье) русского народного костюма нет. И найти оригинал теперь уже будет просто невозможно. То, что сохранилось в сундуках местных бабушек носит уже современный характер. Я решила изготовить своими руками для нашего музея куклу в русском народном костюме. В с...
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальное образовательное учреждение

Гагаринская основная общеобразовательная школа









Подарок музею

Исследовательский проект по технологии.



Выполнила: Тарасова Екатерина Алексеевна

ученица 8 кл.

Руководитель: учитель технологии

первой категории

Смирнова Татьяна Леонидовна





д. Гагаринское

2013-14 уч.

Оглавление

  1. Введение стр 3

  2. Основная часть , стр4


  1. Выбор куклы для демонстрации стр4

  2. Нижегородская крестьянская одежда стр 5

  3. Народная одежда Тоншаевского района стр 7

  4. Основы русского кроя стр 8

  5. Технологический этап стр 9

  6. Эколого-экономическое обоснование стр 13


  1. Заключение стр 13

  2. Приложение стр 14

  3. Список литературы стр 20

Обоснование проекта.

В нашей школе открылся музей. Пока ещё в нем не так много экспонатов, но первые шаги уже сделаны. Меня, как и любую девочку, заинтересовали народные костюмы. В нашем музее представлен марийский народный костюм (женское платье) русского народного костюма нет. И найти оригинал теперь уже будет просто невозможно. То, что сохранилось в сундуках местных бабушек носит уже современный характер. Я решила изготовить своими руками для нашего музея куклу в русском народном костюме. В своей работе я бы хотела отразить особенности нашего края. Выполнить изделие похожее на то, которое носили женщины - крестьянки в 19 начале 20 века

Тематика народного костюма мне всегда была интересна. В народном костюме заложена сама мудрость нашего народа. Костюм может рассказать, чем и как жили наши предки, что ценили, какие тайны, и традиции у них были. Это очень интересно!

Мой проект поможет мне окунуться в мир истории народного костюма. Я узнаю, какие существуют разновидности сарафанов в русском народном костюме, их значение и символику, традиции, связанные с сарафаном.

Цель проекта - изготовить для школьного музея русский народный сарафан. Задачи проекта:

  1. Сбор информации о народном костюме.

  2. Выбор технологии изготовления куклы.

  3. Выбор технологии изготовления одежды.

  4. Цодбор материалов.

  5. Изготовление выкроек.

  6. Изготовление куклы и одежды к ней.

Результат проекта - русский народный сарафан (представленный на кукле)

1. Введение

О национальной одежде приходится судить по материалам археологии, картинам художников, иконам, старинным фотографиям, предметам прикладного искусства. У русской национальной одежды многовековая история. Общий ее характер, сложивших в быту многих поколений, соответствуя внешнему облику, образу жизни, географическому положению и характеру труда народа. Русский народный костюм - это источник творчества, который является объектом материальной и духовной культуры народа. В одежде нашли отражение душа народа и его представление о прекрасном.

В своей работе я постаралась полностью воссоздать образ, используя щггоричеекий материал, который необычайно богат и разнообразен. Опираясь на русскую культуру создать русский народный костюм, который, как правило, у женщин состоят из рубахи, сарафана, а у мужчин - рубахи и штанов. В старину исходными материалами для одежды служили, в основном, шерсть, хлопок, лен, которые расшивались необычными узорами,

Актуальность: Интерес к русскому народному костюму существовал всегда. Народный костюм это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками. Изучая костюм, мы знакомимся с историей своего народа, с обычаями, которые существовали и были забыты. Одежда, которую носили наши предки, излучала любовь и тепло рук мастера, каждый костюм выполнялся на конкретного человека. Каждый элемент костюма имел свое значение. Все выполнялось аккуратно, со вкусом по существовавшим канонам. Мне хотелось бы воссоздать в своей работе частичку того времяни. 2. Основная часть

2.1 Для представления костюма мне необходимо выполнить куклу.

МПроект по технологии Подарок музеюои идеи: Столбушка (не устойчивая)

Проект по технологии Подарок музеюПроект по технологии Подарок музею

Кукла

Проект по технологии Подарок музею

Проект по технологии Подарок музею

Проект по технологии Подарок музеюПроект по технологии Подарок музею

Тряпичная

(плохо виден костюм)кукла на основе (устойчива, хорошо виден костюм)

2.2 Дизайн - анализ проекта

Нижегородская крестьянская одежда на рубеже XIX - XX веков.

Бытовая крестьянская одежда представлена рубахой и сарафаном. Сарафан прямой (круглый) и косоклинный. Косоклинный сарафан бытовал на территории Волжского правобережья. Круглый - на севере, в Заволжских регионах. В старообрядческой традиции косоклинный костюм - ритуальный, у зрелых женщин; круглый носили молодые девушки.

Был распространён костюм «парочка» - юбка, удлиненная кофта и передник.

Круглый сарафан отличается по виду, по крою, по цвету и по количеству используемой ткани.

В северной части Заволжской стороны круглый сарафан выполнен из пестряди в технике полотняного переплетения красного цвета. На севере расцветка ещё богаче - краено-бело-чёрно-коричневая, зелено-синяя, бело-голубая, чёрно-красно-белая гаммы.

Пестрядь - льняная грубая долговечная ткань, держит тепло.

Ритуальный сарафан - белый.

Крой: 1) два передних полотнища - длиннее, стык посредине, сборка на спине, спинка намного короче, почти от линии талии, разрез спереди;

2) одна передняя полоса, застёжка сбоку - более поздняя модель. Края обрабатывались узкой бейкой, шириной не более 1 см, которая фиксировала низ сарафана, скрепляла сарафан с подоплёкой - нижней юбкой-подкладкой. Бейка была красной, тёмной, плавно переходящей в лямки, узкие бретели. Имеется карман. У южного типа - «лакомка» - пришитый к поясу на тесёмке, в северном комплексе - один вшитый карман.

Кроме пестрядинных, на севере позднее появляются и ситцевые сарафаны, большей частью покупные. Для северного костюма характерна рубаха с грибом - поверх пришита оборка.

Ситцевые сарафаны более раннего периода сшиты из ткани с тёмным полем, на нём тёмно-красный орнамент. Чем темнее доле - тем старше сарафан. Поле чёрное, фиолетовое, синее.

По югу Нижегородской губернии преобладал нарядный сарафан из ситца. Спинка и передние полосы - одной длины. Собирался по кругу и назывался «московка». Прошивался широкой бейкой, 4-5 см, имел широкие бретели.

Северный сарафан имел У-образные лямки, южный - \ /.

Девичьи сарафаны были розовые, голубые, бирюзовые - нежных тонов по типу московки, следовательно - покупные. (Более поздний вариант, ранний - рубаха).

На вопрос о том, что такое сарафан, многие ответят, что это старинная русская народная одежда. Ответ этот верен лишь отчасти. Народной одеждой - то есть одеждой, которую носил простой народ, - сарафан стал лишь в XVIII веке.

До XVIII века главной в одежде была (и долго ещё оставалась) русская рубаха. Наши далёкие предки считали, что одежда - это оберег, который укрывал человека от сглаза, от воздействия злых сил. Поэтому все уязвимые места человеческого тела должны были укрываться: древние рубахи имели почти закрытый ворот, длинные рукава. Длина рубахи - ниже колена.

Рубахи носили девочки и мальчики, юноши и девушки, мужчины и женщины - различались они в основном своей конструкцией и отделкой. Были рубахи повседневные, были праздничные. Повседневные рубахи почти не украшали - только швы и края обшивались красной нитью, чтобы прекратить дорогу злым силам.

ТПроект по технологии Подарок музеюипы сарафанов Косоклиный

Шились они из домотканого шерстяного материала черного, темно-синего или красного цветов. Покрой их - два прямых полотнища спереди, швы по центру и по бокам. У

распашных сарафанов между полотнищами располагалась застежка со множеством пуговиц. Спинка

кПроект по технологии Подарок музеюосоклинных сарафанов имела одно прямое полотнище и два клина побокам, иногда к клиньям пришивали по 2 и даже 4 подклинка. Подолы сарафанов богато украшались красным сукном, лентами, блестками, золотой тесьмой

Прямой

Он шьется из 4-5 прямоугольных полотнищ,

собранных на груди и спине под обшивку, без

застежки и удерживается на плечах также лямками

СПроект по технологии Подарок музеюарафан с лифом

Основной признак - наличие лифа, облегающего грудь и спину или только спину.

Сарафаны «с лифом», пришедшие в деревню из города, по существу были юбками, пришитыми к лифу.

КПроект по технологии Подарок музеюруглый сарафан

Круглый сарафан отличается по виду, по крою, по цвету и по количеству используемой ткани. Два передних полотнища - длиннее, стык посредине, сборка на спине, спинка намного короче, почти от линии талии, разрез спереди;


2.3 Исследование. Народная одежда Тоншаевского района.

Я познакомилась с литературой о народном костюме нашего края и решила

сПроект по технологии Подарок музеюПроект по технологии Подарок музеюходить в музей, посмотреть, какие народные костюмы представлены в экспозиции.

Работники музея меня хорошо встретили, разрешили

сфотографировать

экспонаты, так как мне было необходимо для моей работы. А так же предоставили имеющуюся литературу понародному костюму.

Русский народный женский и

мужской костюмы

Вид сарафана спереди

Проект по технологии Подарок музеюПроект по технологии Подарок музею



Вид сарафана сбоку

Вывод: Я обработала всю полученную информацию и пришла к выводу, что

сарафан. Представленный в музее является по покрою «круглым». Об этом

свидетельствуют фотографии, сделанные мною в музее. И литературные

источники.

2.4 Основы русского кроя

Крой традиционного русского костюма - безлекальный. Объём одежды создаётся не выточками или вырезами, а складками или сборками. Отсюда детали русского кроя имеют прямоугольную, квадратную и треугольную формы с минимальными отходами (выпадами). Размеры деталей, а точнее их ширина, определялись шириной полотна, сходящего с ткацкого станка, т.е. 36-42 см. этот размер являлся модулем, на основе которого строился русский крой.

Крой: 1) два передних полотнища - длиннее, стык посредине, сборка на спине, 2) спинка намного короче, почти от линии талии, разрез спереди; 3) У-образные лямки. Перепад между длиной сарафана спереди - min 10 см, но при желании может быть и больше - за счет снижения уровня спинки сарафана. 4) кокетка 3)

1Проект по технологии Подарок музею)

2Проект по технологии Подарок музеюПроект по технологии Подарок музею)

Проект по технологии Подарок музею4)

ОГ - обхват груди на вдохе (мерка снимается выше груди)

ДИ - длина изделия (измеряется спереди от линии окружности груди до щиколотки)

ДЛ - длина лямки (измеряется от точки С до точки А или Б).

Ткани, из которых шились круглые сарафаны, могли быть как домо-тканными («пестрядь»), так и покупными (ситец, сатин, бязь, кашемир). Красный сарафан считался самым нарядным. Однако сарафаны могли быть и голубого, зеленого цветов.

Проект по технологии Подарок музеюПроект по технологии Подарок музеюПроект по технологии Подарок музею


А, В, С- точки прикрепления бретелей

2.5 Технологический этап:

Мерки:

Длина изделия = 96 см

Длина лямки = 100 см (складывается пополам)

Обхват груди на вдохе = 108 см Подготовка ткани и выкройки к раскрою.

Для мого сарафана была нужна особенная ткань, натуральная, та из которой шили сарафаны наши прапрабабушки. Я спросила свою бабушку, но она ответила, что у нас такой ткани к сожаленью нет. И посоветовала обратиться к жителям нашей деревни, что я и сделала. Имеющийся лоскут домотканины мне любезно предоставила Гребнева Людмила Дмитриевна. Как подготовить ткань и выкройку к раскрою я знала из курса технологии, и мне это не было трудно. Перед раскроем ткань отутюжила, затем отметила все припуски и направление долевых нитей.

Количество деталей кроя: переднее полотнище -2 дет

заднее полотнище - 1 дет

лямка -1 дет

кокетка - 1дет

Технологическая карта.


Последовательность выполнения работ

Графическое изображение


Оборудование

Инструменты приспособления

1.


Выполнить складки на передних и заднем полотнище

Проект по технологии Подарок музею


Нитки, иголка, ножницы, утюг

Проект по технологии Подарок музею2.

Притачать кокетку к заднему полотнищу


Нитки, иголка, ножницы, утюг, швейная машина

Проект по технологии Подарок музею3.

стачать передние полотнища


Нитки, иголка, ножницы, утюг, швейная машина

4.

Изготовить лямки. Используя обтачной шов

Проект по технологии Подарок музею

Нитки, иголка, ножницы, утюг, швейная машина

Проект по технологии Подарок музею5

стачать передние и задние полотнища


Нитки, иголка, ножницы, утюг, швейная машина

6

края верха сарафана необходимо обшить косой бейкой.

Проект по технологии Подарок музею

Нитки, иголка, ножницы, утюг, швейная машина

7

По низу подола с обратной стороны подшивается полоса плотной ткани шириной 10-15 см, Подкройной обтачкой с закрытым срезом. Пришить лямки в ручную или на машине

Проект по технологии Подарок музеюПроект по технологии Подарок музею

Нитки, иголка, ножницы, утюг, швейная машина


Нитки, иголка, ножницы, утюг, швейная машина

Проект по технологии Подарок музею

2.6 Расчет затрат на изготовление изделия.

Прямые затраты:

Наименование используемых материалов

Цена (руб.)

Расход материалов на изделие

Затраты на материалы

(руб.)

1

Кукла изготовлена из

-


бросового материала

2

Ткань для сарафана и рубахи

-

-

-

использовала свою

3

Нитки № 45

10

1 катушка

10

4

Крючки или пуговка свои

-

-

5

Тесьма (для украшения

12

1 метр

12

рубахи)

;

Итог

22


2.7 Эколого-экономическое обоснование.

Изготовление одежды не приносит никакого вреда экологии, так как это: Практически безотходное производство, нет выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду: атмосферу, почву, водоемы.

Рациональное использование природных ресурсов.

При работе нет запаха вредного для организма человека. Для изготовления

куклы я использовала бросовые материалы.

3Проект по технологии Подарок музею. Заключение Реклама

Вот и закончился мой творческий проект, и окончательным результатом выполнения проекта я довольна, Сарафан, который я сшила, мне понравился, а сама технология изготовления показалась мне не такой уж сложной, потому что мы почти всё изучали на уроках технологии. При изучении истории русского костюма, я много узнала нового, и мне было очень интересно: какой был русский костюм, из каких элементов он состоял, как они назывались, особенности русского кроя, цвет и орнаментальный декор народного костюма. И на все эти вопросы я получила ответ при выполнении проекта. Так же я больше узнала о моделировании, конструировании и технологии обработки швейных изделий. Изготовляя русский народный костюм, научилась работать не только для себя, но и на общее благо. Старалась выполнить изделие, сделать его качественно, ведь мой труд будет оцениваться другими.

Выводы: Думаю, что моя работа вызовет интерес у посетителей нашего музея.

Моя модель будет находиться в школьном музее. Все увидят, как выглядел русский народный костюм в 19 - начале 20 века. Это мой подарок музею на долгую память.






Приложение

Изготовление куклы

Последовательность выполнения

1

Для основы куклы я взяла стеклянную бутылку. Она устойчива

2

Голову формировала из старого синтепона и капроновых колгот.

3

руки выкроила из колгот, обтачала на машинке и вручную пришила к туловищу.

4

Оформила прическу, лицо.

Алгоритм обработки рубахи. На основе чертежа ночной сорочки я смоделировала и рубаху для куклы. Ткань для рубахи выбрала из домотканины, такие рубахи крестьянки носили на работу. Для праздников применялась тонкая ткань, хорошего качества.

Раскрой

Проект по технологии Подарок музею

Вышивка

ППроект по технологии Подарок музеюодготовка деталей кроя к обработке

ОПроект по технологии Подарок музеюбработка швов

ОПроект по технологии Подарок музеюбработка горловины

ОПроект по технологии Подарок музеюбработка низа изделия и рукавов



Вышивка в русском народном костюме

Русский народный костюм отличает богатая красочность -

!

многочисленные оттенки красного: червонный, багряный, алый с вкраплениями синего, огненно - красный, и другие цвета. Цвет в русском народном костюме всегда был символичным: » |Срасный цвет - жизнь, огонь, кровь.

  • Желтый - кратковременной разлуки.

  • Зеленый -растительный мир.

  • Синий, черный - тьма, горе.

  • |»елый-свет, праздник.

  • Охра - земля.

  • Голубой, серый - надежда.

Орнаменты издревле использовались для украшения народного костюма.

Проект по технологии Подарок музею

Узоры вышивали или создавали сразу при производстве

ткани (тканые орнаменты).

Вышивка на одежде не только украшала её и радовала

окружающих прелестью узоров, но и должна была

защитить того, кто носил эту одежду, от беды, от злого

человека. Отдельные элементы вышивки имели

символическое значение:

• Это прежде всего, солнце. Само понятие «узор» имеет один корень со
словом «заря», что связано с цветом утреннего солнца.

• ёлочки - пожелание человеку благополучной и счастливой жизни,
потому что ель - это древо жизни и добра.

  • геометрические орнаменты (ромбы, квадраты) символизировали землю и
    плодородие, пахотные поля.

  • волнообразные линии - вода. Жизнь человека постоянно связана с водой.
    Поэтому к воде нужно относиться с уважением.

Конструирование и моделирование сарафана и рубахи

Построение чертежа основы плечевого изделия с цельнокроеным рукавом Мерки: СД1=50 ,Сш=22, Дст=36, Оп=34, Ди=104, Др=50

Последовательность построения чертежа и расчета

1

В верхней части листа поставить точку В и провести вправо горизонтальную линию. Это будет линия плеча. Из той же точки В провести вниз вертикальную линию и отложить на ней отрезок ВН, равный длине изделия Ди: = Ди=110см

2

От точки В вправо по линии плеча отложить ширину изделия ВВ1, рассчитанную по формуле: ВВ1 =(СГП+ П г) :2 = 50+6:2=28см

3

Достроить чертеж до прямоугольника по двум сторонам ВН и ВВ1.
поставить точку Н1

4

Отложить в право от точки В по линии плеча ширину горловины ВВ2,

рассчитанную по формуле:

ВВ2- (Сш:3 ) +1 = 22:3+1 = 8,3 см.

Отложить вниз от точки В глубину горловины спинки ВВ3:

ВВ3 = ВВ2: 3 = 8,3 : 3 = 2,8см.

Соединить плавной кривой точкой В2 и В3

5

Отложить вниз от точки В глубину горловины переда ВВ4:

ВВ4 = ВВ2+ 1,0 = 7,0 +1 = 9,3см.

Соединить плавной кривой точки В2 и В4.

В точках В2 и В3 линия горловины должна составлять прямой угол с линией плеча и линией спинки.

6

Отложить вниз от точки В1 глубину проймы В1 Г, рассчитанную по

формуле:

В1 Г= (Оп: 2) + Поп =34 : 2 +7=24см.

От точки Г вправо провести горизантальную линию.

7

Отложить вправо от точки В1 длину рукава В1 В5, которая обычно составляет 5-7 см.

В1 В5=6см. достроить прямоугольник по двум сторонам - В1Г и В1 В5.

Обозначить точку Г1.

В5Г1 - линия низа рукава

8

Отложить вниз от точки Г отрезокГГ2. ГГ2=ГГ1=6 см. Соединить прямой линией точки Г1 и Г2

9

Для построения криволинейного участка линии бока необходимо выполнить дополнительные построения. В середине отрезка Г1Г2 поставить точку Г3. Из этой точки провести перпендикуляр и отложить на нем величину прогиба, равную 1-1,5 см (точка Г4).
Соединить точки Г1 Г4 и Г2 плавной кривой

10

Для расширения низа изделия продлить вправо линию низа и отложить на ней отрезок Н1 Н2, который обычно равен 10 см.
Соединить прямой линией точки Н2 и Г2

11

От точки Н2 вверх по линии Н2Г2 отложить 1 ,5 см и поставить точку Н3, а на середине отрезка Н1Н - точку Н. соединить точки Н4 и Н3 плавной кривой

12

Отложить от точки В3 вниз длину спины до талии - отрезок ВТ; В3Т=Дтс=36 см

От точки Т провести горизонтальную линию талии и отметить на ней в местах пересечения с вертикальными линиями точки Т1 и Т2

13

От точки Т2 вверх по линии Т2Г2 отложить 1,5 см и поставить точку Т3,
а на середине отрезка ТТ1 - точку Т4, Соединить точки Т4 и Т3 плавной кривой

14

Обвести контур чертежа основной сплошной линией.
На этом построение чертежа основы плечевого изделия с цельнокроеным рукавом закончено.



Проект по технологии Подарок музею




























Проект по технологии Подарок музею































Проект по технологии Подарок музею
































Проект по технологии Подарок музею




























Литература

  1. «Народное творчество», № 1 , 200 1 .

  2. «Народное творчество», №4, 2005.

  3. «Народное творчество», №6, 2005.

  4. Симоненко В. Д. Технология обслуживающий труд 7 класс. М, Издательство «Вентата-Граф» 201 1г

  5. krupenicnka.ru

23


© 2010-2022