- Преподавателю
- Технология
- Рабочая программа кружка Техническое творчество для 5-6 классов
Рабочая программа кружка Техническое творчество для 5-6 классов
Раздел | Технология |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Пищугина Е.В. |
Дата | 20.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5 г. Майского»
МуниципальнэщIэныгъэIуэху щIапIэ «ЩIэныгъэкурытIуэху щIапIэ №5 Майкъалэ»
Майский шахарны муниципальный билимбергенучереждениясыны
«Орта билимбергенбешенчиномерни школу»
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по ВР
_____ А. А. Заремба
«____»___________2015г
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО учителей художественно-эстетического цикла и физической культуры
Протокол № ___
от «____»__________2015г
________ С. В. Малакиева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
«ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО»
В 5-6 КЛАССЕ
учитель
Пищугина Е. В.
г. Майский
2015
Содержание:
-
Пояснительная записка 3 стр.
-
Общая характеристика кружка 3 стр.
-
Описание места кружка в учебном плане 3 стр.
-
Описание ценностных ориентиров содержания кружка 4 стр.
-
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения кружка 5 стр.
-
Содержание тем кружка 7 стр.
- перечень и название раздела и тем курса
-
Календарно-тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся, планируемой и
фактической дат 8 стр.
-
Описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса 10 стр.
Пояснительная записка кружка «Техническое творчество» для 5-6 классов.
Общая характеристика кружка
Программа кружка «Техническое творчество» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения.
Программа кружка «Техническое творчество» содействует сохранению единого образовательного пространства России, не сковывая творческой инициативы учителей и методистов. Она предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению авторского учебного курса с учетом позиции и творческого потенциала педагога, индивидуальных способностей, интересов и потребностей учащихся, материальной базы образовательных учреждений, местных социально-экономических условий, национальных традиций характера рынка труда.
Программа кружка «Техническое творчество» выполняет следующие функции:
• информационно-семантическое нормирование учебного процесса. Это обеспечивает
детерминированный объем, четкую тематическую дифференциацию содержания обучения и задает распределение времени по разделам содержания;
•организационно-плановое построение содержания.
Определяется примерная последовательность изучения содержания технологии в основной школе и его распределение с учетом возрастных особенностей учащихся;
• общеметодическое руководство. Задаются требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса, предоставляются общие рекомендации по проведению различных видов занятий.
Примерная учебная программа включает разделы:
• пояснительную записку;
• основное содержание, состоящее из разделов и тем;
• примерное тематическое планирование (последовательность изучения разделов и тем) с распределением учебных часов (в модальности «не менее»).
Основной целью изучения кружка «Техническое творчество» в системе общего образования является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях.
Кружок обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающих поколений, становление системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности.
Описание места кружка в учебном плане
Кружок «Техническое творчество» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет молодым людям возможность бесконфликтно войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, которая называется техносферой и является главной составляющей окружающей человека действительности.
Искусственная среда - техносфера - опосредует взаимодействие людей друг с другом, со сферой природы и с социумом.
В результате обучения учащиеся овладеют:
• трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;
• умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
• навыками использования распространенных ручных инструментов и приборов, планирования бюджета домашнего хозяйства; культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.
В результате изучения ученик независимо от изучаемого блока или раздела получает возможность познакомиться:
• с основными технологическими понятиями и характеристиками;
• с назначением и технологическими свойствами материалов;
• с назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
• с видами, приемами и последовательностью выполнения технологических операций, влиянием различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;
• с профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;
• рационально организовывать рабочее место;
• применять конструкторскую и технологическую документацию;
• составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или выполнения работ;
• выбирать сырье, материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;
• конструировать, моделировать, изготавливать изделия;
• выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов;
• соблюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и электрооборудованием;
• находить и устранять допущенные дефекты;
• проводить разработку творческого проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;
• планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий;
• распределять работу при коллективной деятельности, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
1. формирования эстетической среды бытия;
2. развития творческих способностей и достижения высоких результатов преобразующей творческой деятельности человека;
3. организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;
4. изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера;
5. контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов;
6. выполнения безопасных приемов труда и правил техники безопасности, санитарии и гигиены;
7. оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги.
Результаты изучения кружка «Техническое творчество»
Обучение в основной школе является второй ступенью пропедевтического технологического образования. Одной из важнейших задач этой ступени является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. В результате обучающиеся должны научиться самостоятельно формулировать цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.
Описание ценностных ориентиров содержания кружка
«Техническое творчество» призвано обеспечить:
• становление у школьников целостного представления о современном мире и роли техники и технологии в нем; умение объяснять объекты и процессы окружающей действительности - природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого технико-технологические знания;
• развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них толерантных отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;
• формирование у молодых людей системы социальных ценностей: понимание ценности технологического образования, значимости прикладного знания для каждого человека, общественной потребности в развитии науки, техники и технологий, отношения к технологии как возможной области будущей практической деятельности;
• приобретение учащимися опыта созидательной и творческой деятельности, опыта познания и самообразования; навыков, составляющих основу ключевых компетентностей и имеющих универсальное значение для различных видов деятельности. Это навыки выявления противоречий и решения проблем, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, базовых трудовых навыков ручного и умственного труда; навыки измерений, навыки сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения кружка
Изучение технического творчества в основной школе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами освоения учащимися основной школы кружка «Техническое творчество» являются:
• проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
• выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
• развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
• овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
• самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
• становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;
• осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
• бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
• готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
• проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности.
Метапредметными результатами освоения являются:
• алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
• определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
• комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
• проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
• самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
• выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;
• согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
• объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
• диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
• обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
• соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
• соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Предметными результатами освоения учащимися основной школы кружка «Техническое творчество» являются:
В познавательной сфере:
• рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
• оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
• ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
• классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;
• распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;
• владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;
• владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
• применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.
В трудовой сфере:
• планирование технологического процесса и процесса труда;
• подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
• проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объекта труда;
• подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
• проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
• выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
• соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
• обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;
• контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;
• выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
• документирование результатов труда и проектной деятельности;
• расчет себестоимости продукта труда.
В мотивационной сфере:
• оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
• выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;
• согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
• осознание ответственности за качество результатов труда;
• стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
В эстетической сфере:
• дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;
• моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;
• эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
• рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.
В коммуникативной сфере:
• формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
• публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги.
Содержание тем кружка
№ занятия
Темы занятий:
Количество часов
1.
Вводное занятие
1
2
Объемно-пространственное моделирование
6
2.
Выпиливание лобзиком
7
3.
Выжигание, выполнение задания по образцу.
6
4.
Приемы декоративной росписи
7
10.
Изготовление предметов на произвольную тему (коллективная творческая работа)
7
11.
Заключительное занятие
1
Итого:
35
-
Знакомство с макетами, основы макетирования, принципы, методы, материалы
-
Приемы проектирования объемно-пространственной модели
-
Приемы перевода чертежей деталей на основу, сборка деталей
-
Работа с объемно-пространственной моделью
-
Роспись объемно-пространственной моделью
-
Лобзик, выпиливание по внешнему, по внутреннему контуру
-
Отделка шлифованием, подгонка и склеивание деталей, лакирование поверхности
-
Выполнения эскиза изделия, подготовка поверхности для выпиливания
-
Лобзик, выпиливание по внешнему, по внутреннему контуру
-
Лобзик, выпиливание по внешнему, по внутреннему контуру
-
Отделка шлифованием, подгонка и склеивание деталей
-
Отделка поверхности лакокрасочными материалами
-
Прибор для выжигания, правила элекробезопасности.
-
Выжигание по внешнему контуру. Отделка точками и штрихованием. Рамочное выжигание
-
Подготовка поверхности для выжигания, перевод эскиза на основу
-
Выжигание рисунка
-
Выжигание рисунка
-
Отделка поверхности лакокрасочными материалами
-
Подготовка эскиза, основы под роспись и перевод рисунка на основу.
-
Выполнение декоративной росписи
-
Выполнение декоративной росписи
-
Подготовка эскиза, основы под роспись и перевод рисунка на основу.
-
Выполнение декоративной росписи
-
Выполнение декоративной росписи
-
Отделка поверхности лакокрасочными материалами
-
Подбор материала, выполнение эскиза
-
Выполнение чертежа общего вида и сборочного чертежа
-
Перевод рисунка на основу, изготовление деталей изделия
-
Изготовление деталей изделия
-
Приемы росписи элементов
-
Сборочные операции, склеивание деталей, контроль качества
-
Покрытие готового изделия лаком.
Календарное планирование кружка в 5-6 классе
№
урока
Дата
Содержание
(название раздела, тема урока)
Количество
часов
(раздела, урока)
Практическая работа
план
факт
1
02.09-05.09
Вводное занятие.
Цели и задачи кружка «Техническое творчество»
1
Объемно-пространственное моделирование
6
2
07.09-12.09
Основы макетирования, принципы, методы, материалы
1
Изучение материалов
3
14.09-19.09
Приемы проектирования объемно-пространственной модели
1
Создание эскизов, чертежей деталей макетов
4
21.09-26.09
Перевод чертежей деталей на основу, сборка деталей
1
Работа над выбранным объектом
5
28.09-03.10
Работа с объемно-пространственной моделью
1
Работа над выбранным объектом
6
05.10-10.10
Роспись объемно-пространственной моделью
1
Работа над выбранным объектом
Приемы выпиливания лобзиком
7
7
12.10-17.10
Декоративные особенности древесины. Лобзик, выпиливание по внешнему контуру, выпиливание по внутреннему контуру
1
Подготовка основы из фанеры для выпиливания
8
19.10-24.10
Отделка шлифованием, подгонка и склеивание деталей, лакирование поверхности
1
Отделка готового изделия
9
26.10-31.10
Выполнения эскиза изделия, подготовка поверхности для выпиливания, перевод эскиза на основу
1
Подготовка основы из фанеры для выпиливания
10
09.11-14.11
Лобзик, выпиливание по внешнему контуру, выпиливание по внутреннему контуру
1
Работа над выбранным объектом
11
16.11-21.11
Лобзик, выпиливание по внешнему контуру, выпиливание по внутреннему контуру
1
Работа над выбранным объектом
12
23.11-28.11
Отделка шлифованием, подгонка и склеивание деталей
1
Работа над выбранным объектом
13
30.11-05.12
Отделка поверхности лакокрасочными материалами
1
Работа над выбранным объектом
Приемы выжигания
6
14
07.12-12.12
Прибор для выжигания, правила элекробезопасности. Подготовка и перевод рисунка на основу.
1
Подготовка фанеры для выжигания
15
14.12-19.12
Выжигание по внешнему контуру. Отделка точками и штрихованием. Рамочное выжигание
1
Работа над выбранным объектом
16
21.12-26.12
Выполнения эскиза изделия, подготовка поверхности для выжигания, перевод эскиза на основу
1
Работа над выбранным объектом
17
11.01-16.01
Выжигание рисунка
1
Работа над выбранным объектом
18
18.01-23.01
Выжигание рисунка
1
Работа над выбранным объектом
19
25.01-30.01
Отделка поверхности лакокрасочными материалами
1
Работа над выбранным объектом
Приемы декоративной росписи
7
20
01.02-06.02
Подготовка эскиза, основы под роспись и перевод рисунка на основу.
1
Подготовка и сбор материала для росписи
21
08.02-13.02
Выполнение декоративной росписи
1
Работа над выбранным объектом
22
15.02-20.02
Выполнение декоративной росписи
1
Работа над выбранным объектом
23
22.02-27.02
Подготовка эскиза, основы под роспись и перевод рисунка на основу.
1
Выпиливание и отделка основы
24
29.02-05.03
Выполнение декоративной росписи
1
Роспись изделия, отделка
25
07.03-12.03
Выполнение декоративной росписи
1
Роспись изделия, отделка
26
14.03-19.03
Отделка поверхности лакокрасочными материалами
1
Работа над выбранным объектом
Изготовление предметов на произвольную тему
7
27
28.03-02.04
Подбор материала, выполнение эскиза
1
Работа над эскизом
28
04.04-09.04
Выполнение чертежа общего вида и сборочного чертежа
1
Работа над чертежом
29
11.04-16.04
Перевод рисунка на основу, изготовление деталей изделия
1
Работа над выбранным объектом
30
18.04-23.04
Изготовление деталей изделия
1
Работа над выбранным объектом
31
25.04-30.04
Приемы росписи элементов
1
Работа над выбранным объектом
32
02.05-07.05
Сборочные операции, склеивание деталей, контроль качества
1
Работа над выбранным объектом
33
09.05-14.05
Покрытие готового изделия лаком.
1
Отделка готового изделия
34
16.05-21.05
Заключительное занятие. Подведение итогов работы за год.
1
Оформление итоговой выставки и отбор лучших работ
35
23.05-28.05
Резерв
1
Итого 35 часов
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса включает в себя:
-
сельскохозяйственный инвентарь;
-
набор плакатов;
-
верстаки столярные;
-
тисы слесарные;
-
разметочные инструменты;
-
струги;
-
ножовки;
-
станок сверлильный с набором сверл;
-
дрели ручные;
-
лобзики;
-
выжигатели
Методические пособия для учителя:
-
электронное пособие «Технология. Практико-ориентированные проекты 5-8 классы»: издательство «Учитель»2010
-
Примерная программа по предмету «Технология» 5-9 класс. Издательство «Просвещение»
-
Методическое пособие А.Т. Тищенко Технология. Индустриальные технологии: 5 класс. Вента-Граф, 2014.
-
Ресурсы сети интернет.
10