Рабочая программа кружка Техническое творчество для 5-6 классов

Раздел Технология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5 г. Майского»

МуниципальнэщIэныгъэIуэху щIапIэ «ЩIэныгъэкурытIуэху щIапIэ №5 Майкъалэ»

Майский шахарны муниципальный билимбергенучереждениясыны

«Орта билимбергенбешенчиномерни школу»

СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по ВР

_____ А. А. Заремба

«____»___________2015г

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО учителей художественно-эстетического цикла и физической культуры

Протокол № ___

от «____»__________2015г

________ С. В. Малакиева







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

«ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО»





В 5-6 КЛАССЕ





учитель

Пищугина Е. В.


г. Майский

2015











Содержание:

  1. Пояснительная записка 3 стр.

  2. Общая характеристика кружка 3 стр.

  3. Описание места кружка в учебном плане 3 стр.

  4. Описание ценностных ориентиров содержания кружка 4 стр.

  5. Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения кружка 5 стр.

  1. Содержание тем кружка 7 стр.

- перечень и название раздела и тем курса

  1. Календарно-тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся, планируемой и

фактической дат 8 стр.

  1. Описание материально-технического обеспечения

образовательного процесса 10 стр.























Пояснительная записка кружка «Техническое творчество» для 5-6 классов.

Общая характеристика кружка

Программа кружка «Техническое творчество» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения.
Программа кружка «Техническое творчество» содействует сохранению единого образовательного пространства России, не сковывая творческой инициативы учителей и методистов. Она предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению авторского учебного курса с учетом позиции и творческого потенциала педагога, индивидуальных способностей, интересов и потребностей учащихся, материальной базы образовательных учреждений, местных социально-экономических условий, национальных традиций характера рынка труда.

Программа кружка «Техническое творчество» выполняет следующие функции:

• информационно-семантическое нормирование учебного процесса. Это обеспечивает
детерминированный объем, четкую тематическую дифференциацию содержания обучения и задает распределение времени по разделам содержания;

•организационно-плановое построение содержания.

Определяется примерная последовательность изучения содержания технологии в основной школе и его распределение с учетом возрастных особенностей учащихся;

• общеметодическое руководство. Задаются требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса, предоставляются общие рекомендации по проведению различных видов занятий.

Примерная учебная программа включает разделы:

• пояснительную записку;

• основное содержание, состоящее из разделов и тем;

• примерное тематическое планирование (последовательность изучения разделов и тем) с распределением учебных часов (в модальности «не менее»).

Основной целью изучения кружка «Техническое творчество» в системе общего образования является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях.

Кружок обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающих поколений, становление системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности.

Описание места кружка в учебном плане

Кружок «Техническое творчество» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет молодым людям возможность бесконфликтно войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, которая называется техносферой и является главной составляющей окружающей человека действительности.

Искусственная среда - техносфера - опосредует взаимодействие людей друг с другом, со сферой природы и с социумом.

В результате обучения учащиеся овладеют:

• трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;

• умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;

• навыками использования распространенных ручных инструментов и приборов, планирования бюджета домашнего хозяйства; культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.

В результате изучения ученик независимо от изучаемого блока или раздела получает возможность познакомиться:

• с основными технологическими понятиями и характеристиками;

• с назначением и технологическими свойствами материалов;

• с назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;

• с видами, приемами и последовательностью выполнения технологических операций, влиянием различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;

• с профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;

• рационально организовывать рабочее место;

• применять конструкторскую и технологическую документацию;

• составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или выполнения работ;

• выбирать сырье, материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;

• конструировать, моделировать, изготавливать изделия;

• выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов;

• соблюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и электрооборудованием;

• находить и устранять допущенные дефекты;

• проводить разработку творческого проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;

• планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий;

• распределять работу при коллективной деятельности, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

1. формирования эстетической среды бытия;

2. развития творческих способностей и достижения высоких результатов преобразующей творческой деятельности человека;

3. организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;

4. изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера;

5. контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов;

6. выполнения безопасных приемов труда и правил техники безопасности, санитарии и гигиены;

7. оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги.

Результаты изучения кружка «Техническое творчество»

Обучение в основной школе является второй ступенью пропедевтического технологического образования. Одной из важнейших задач этой ступени является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. В результате обучающиеся должны научиться самостоятельно формулировать цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.

Описание ценностных ориентиров содержания кружка

«Техническое творчество» призвано обеспечить:

• становление у школьников целостного представления о современном мире и роли техники и технологии в нем; умение объяснять объекты и процессы окружающей действительности - природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого технико-технологические знания;

• развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них толерантных отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;

• формирование у молодых людей системы социальных ценностей: понимание ценности технологического образования, значимости прикладного знания для каждого человека, общественной потребности в развитии науки, техники и технологий, отношения к технологии как возможной области будущей практической деятельности;

• приобретение учащимися опыта созидательной и творческой деятельности, опыта познания и самообразования; навыков, составляющих основу ключевых компетентностей и имеющих универсальное значение для различных видов деятельности. Это навыки выявления противоречий и решения проблем, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, базовых трудовых навыков ручного и умственного труда; навыки измерений, навыки сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения кружка

Изучение технического творчества в основной школе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами освоения учащимися основной школы кружка «Техническое творчество» являются:

• проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;

• выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;

• развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

• овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;

• самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;

• становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;

• осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;

• бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

• готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;

• проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности.

Метапредметными результатами освоения являются:

• алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

• определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;

• комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;

• проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;

• самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;

• выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;

• согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;

• объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;

• диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;

• обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;

• соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
• соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.

Предметными результатами освоения учащимися основной школы кружка «Техническое творчество» являются:

В познавательной сфере:

• рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;

• оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;

• ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;

• классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;

• распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;

• владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;

• владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;

• применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.

В трудовой сфере:

• планирование технологического процесса и процесса труда;

• подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;

• проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объекта труда;

• подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;

• проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;

• выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;

• соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

• обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;

• контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;

• выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;

• документирование результатов труда и проектной деятельности;

• расчет себестоимости продукта труда.

В мотивационной сфере:

• оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;

• выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;

• согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;

• осознание ответственности за качество результатов труда;

• стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.

В эстетической сфере:

• дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;

• моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;

• эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;

• рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.

В коммуникативной сфере:

• формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;

• публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги.


Содержание тем кружка


№ занятия

Темы занятий:

Количество часов

1.

Вводное занятие

1

2

Объемно-пространственное моделирование

6

2.

Выпиливание лобзиком

7

3.

Выжигание, выполнение задания по образцу.

6

4.

Приемы декоративной росписи

7

10.

Изготовление предметов на произвольную тему (коллективная творческая работа)

7

11.

Заключительное занятие

1


Итого:

35


  1. Знакомство с макетами, основы макетирования, принципы, методы, материалы

  2. Приемы проектирования объемно-пространственной модели

  3. Приемы перевода чертежей деталей на основу, сборка деталей

  4. Работа с объемно-пространственной моделью

  5. Роспись объемно-пространственной моделью

  6. Лобзик, выпиливание по внешнему, по внутреннему контуру

  7. Отделка шлифованием, подгонка и склеивание деталей, лакирование поверхности

  8. Выполнения эскиза изделия, подготовка поверхности для выпиливания

  9. Лобзик, выпиливание по внешнему, по внутреннему контуру

  10. Лобзик, выпиливание по внешнему, по внутреннему контуру

  11. Отделка шлифованием, подгонка и склеивание деталей

  12. Отделка поверхности лакокрасочными материалами

  13. Прибор для выжигания, правила элекробезопасности.

  14. Выжигание по внешнему контуру. Отделка точками и штрихованием. Рамочное выжигание

  15. Подготовка поверхности для выжигания, перевод эскиза на основу

  16. Выжигание рисунка

  17. Выжигание рисунка

  18. Отделка поверхности лакокрасочными материалами

  19. Подготовка эскиза, основы под роспись и перевод рисунка на основу.

  20. Выполнение декоративной росписи

  21. Выполнение декоративной росписи

  22. Подготовка эскиза, основы под роспись и перевод рисунка на основу.

  23. Выполнение декоративной росписи

  24. Выполнение декоративной росписи

  25. Отделка поверхности лакокрасочными материалами

  26. Подбор материала, выполнение эскиза

  27. Выполнение чертежа общего вида и сборочного чертежа

  28. Перевод рисунка на основу, изготовление деталей изделия

  29. Изготовление деталей изделия

  30. Приемы росписи элементов

  31. Сборочные операции, склеивание деталей, контроль качества

  32. Покрытие готового изделия лаком.

Календарное планирование кружка в 5-6 классе

урока

Дата

Содержание

(название раздела, тема урока)

Количество

часов

(раздела, урока)

Практическая работа


план

факт

1

02.09-05.09


Вводное занятие.

Цели и задачи кружка «Техническое творчество»

1





Объемно-пространственное моделирование

6


2

07.09-12.09


Основы макетирования, принципы, методы, материалы

1

Изучение материалов

3

14.09-19.09


Приемы проектирования объемно-пространственной модели

1

Создание эскизов, чертежей деталей макетов

4

21.09-26.09


Перевод чертежей деталей на основу, сборка деталей

1

Работа над выбранным объектом

5

28.09-03.10


Работа с объемно-пространственной моделью

1

Работа над выбранным объектом

6

05.10-10.10


Роспись объемно-пространственной моделью

1

Работа над выбранным объектом




Приемы выпиливания лобзиком

7


7

12.10-17.10


Декоративные особенности древесины. Лобзик, выпиливание по внешнему контуру, выпиливание по внутреннему контуру

1

Подготовка основы из фанеры для выпиливания

8

19.10-24.10


Отделка шлифованием, подгонка и склеивание деталей, лакирование поверхности

1

Отделка готового изделия

9

26.10-31.10


Выполнения эскиза изделия, подготовка поверхности для выпиливания, перевод эскиза на основу

1

Подготовка основы из фанеры для выпиливания

10

09.11-14.11


Лобзик, выпиливание по внешнему контуру, выпиливание по внутреннему контуру

1

Работа над выбранным объектом

11

16.11-21.11


Лобзик, выпиливание по внешнему контуру, выпиливание по внутреннему контуру

1

Работа над выбранным объектом

12

23.11-28.11


Отделка шлифованием, подгонка и склеивание деталей

1

Работа над выбранным объектом

13

30.11-05.12


Отделка поверхности лакокрасочными материалами

1

Работа над выбранным объектом




Приемы выжигания

6


14

07.12-12.12


Прибор для выжигания, правила элекробезопасности. Подготовка и перевод рисунка на основу.


1

Подготовка фанеры для выжигания

15

14.12-19.12


Выжигание по внешнему контуру. Отделка точками и штрихованием. Рамочное выжигание

1

Работа над выбранным объектом

16

21.12-26.12


Выполнения эскиза изделия, подготовка поверхности для выжигания, перевод эскиза на основу

1

Работа над выбранным объектом

17

11.01-16.01


Выжигание рисунка

1

Работа над выбранным объектом

18

18.01-23.01


Выжигание рисунка

1

Работа над выбранным объектом

19

25.01-30.01


Отделка поверхности лакокрасочными материалами

1

Работа над выбранным объектом




Приемы декоративной росписи

7


20

01.02-06.02


Подготовка эскиза, основы под роспись и перевод рисунка на основу.

1

Подготовка и сбор материала для росписи

21

08.02-13.02


Выполнение декоративной росписи

1

Работа над выбранным объектом

22

15.02-20.02


Выполнение декоративной росписи

1

Работа над выбранным объектом

23

22.02-27.02


Подготовка эскиза, основы под роспись и перевод рисунка на основу.

1

Выпиливание и отделка основы

24

29.02-05.03


Выполнение декоративной росписи

1

Роспись изделия, отделка

25

07.03-12.03


Выполнение декоративной росписи

1

Роспись изделия, отделка

26

14.03-19.03


Отделка поверхности лакокрасочными материалами

1

Работа над выбранным объектом




Изготовление предметов на произвольную тему

7


27

28.03-02.04


Подбор материала, выполнение эскиза

1

Работа над эскизом

28

04.04-09.04


Выполнение чертежа общего вида и сборочного чертежа

1

Работа над чертежом

29

11.04-16.04


Перевод рисунка на основу, изготовление деталей изделия

1

Работа над выбранным объектом

30

18.04-23.04


Изготовление деталей изделия

1

Работа над выбранным объектом

31

25.04-30.04


Приемы росписи элементов

1

Работа над выбранным объектом

32

02.05-07.05


Сборочные операции, склеивание деталей, контроль качества

1

Работа над выбранным объектом

33

09.05-14.05


Покрытие готового изделия лаком.

1

Отделка готового изделия

34

16.05-21.05


Заключительное занятие. Подведение итогов работы за год.

1

Оформление итоговой выставки и отбор лучших работ

35

23.05-28.05


Резерв

1


Итого 35 часов

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса включает в себя:

  • сельскохозяйственный инвентарь;

  • набор плакатов;

  • верстаки столярные;

  • тисы слесарные;

  • разметочные инструменты;

  • струги;

  • ножовки;

  • станок сверлильный с набором сверл;

  • дрели ручные;

  • лобзики;

  • выжигатели

Методические пособия для учителя:

  • электронное пособие «Технология. Практико-ориентированные проекты 5-8 классы»: издательство «Учитель»2010

  • Примерная программа по предмету «Технология» 5-9 класс. Издательство «Просвещение»

  • Методическое пособие А.Т. Тищенко Технология. Индустриальные технологии: 5 класс. Вента-Граф, 2014.

  • Ресурсы сети интернет.

10



© 2010-2022