Исследовательская работа на тему Развитие творческих способностей на уроках технологии

Данная исследовательская работа учителя технологии Кабанова А. М. представлена для решения одной их педагогических задач - внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут подросткам не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческие способности, и здесь важная роль отводится урокам технологии.Практика показывает, что для учителя задача развитие творческих способностей учащихся является наибо...
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Исследовательская работа на тему:

Развитие творческих способностей на уроках технологии

Выполнил: учитель технологии

Кабанов А. М.



Сыктывкар 2014



Содержание

1.Введение

2.Цели и задачи работы

3.Методы работы

4.Результаты











Развитие творческих способностей на уроках технологии.

Сегодня одной из педагогических задач является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут подросткам не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческие способности, и здесь важная роль отводится урокам технологии.

Практика показывает, что для учителя задача развитие творческих способностей учащихся является наиболее сложной и трудно реализуемой. С одной стороны, нужно для каждого учащегося создать такие условия, которые позволят ему творчески подойти к решению различных проблем, с другой стороны, это должно происходить в рамках программы. Именно поэтому, правильно выбранные методы и формы обучения помогают учителю определить ту возможную меру включенности учащихся в творческую деятельность, которая делает обучение интересным в рамках учебной программы.

Как известно:

творчество- это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации. Творческий процесс- это всегда прорыв в неизвестное, но ему предшествует длительное накопление опыта, знаний, умений и навыков, он характеризуется переходом количества всевозможных идей и подходов в новое своеобразное качество.

Способности - это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся.

Признаки и критерии творческой деятельности: продуктивность, нестандартность, оригинальность, способность к генерации новых идей, возможность «выхода за пределы ситуации», сверхнормативная активность.

Для выявления и развития способностей зачастую решающую роль играет труд, возможность приобретения высокого мастерства и значительных успехов в творчестве.

На основе этого можно сформулировать основную цель развития творческих способностей учащихся:

  1. Приобщить учащихся к творческой работе;

  2. Прививать интерес к творчеству, поиску;

  3. Развивать навыки созидания, самореализации.

Особое место в развитии творческих способностей принадлежит исследовательскому методу, которому присущи элементы творчества, новизны, формирования банка идей, приобретения опыта творчества, т.к. процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок, выбора вариантов композиций, разработка конструкции моделей, ее моделирования.

Необходимо отметить, если деятельность находится в зоне оптимальной трудности, т.е. на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей. И, действительно, у учащихся, выполняющих исследовательский проект, развивается логическое мышление, воображение и формируется устойчивый интерес к труду, конечному результату (реализации идеи).

Особое внимание на занятиях уделяется групповым проектам. В творческих коллективах складываются отношения дружбы, взаимных симпатий, где учащиеся ориентируются на продуктивные формы общения и сотворчества.

Что же необходимо предпринимать для развития способностей детей, для повышения их творческого потенциала?

Основой моего обучения является развитие творческих способностей у детей на уроках технологии. Этот процесс длительный, по этому вести работу целесообразно с первых дней пребывания ребенка в школе.

Уроки технологии - это уроки жизни. Этот школьный предмет дает мальчикам необходимые знания и умения, которые необходимы каждый день в обыденной жизни. В наш тяжелый век, когда у родителей не хватает время посидеть со своим ребенком, научить или передать свои умения, этот предмет просто необходим. В нашей школе есть все условия для проведения прекрасных уроков технологии и развития творческих способностей у детей.

Дефференцированный подход к учащимся предлагает наличие достаточного количества инструкционно- технологических карт, карточек - заданий, раздаточного материала, различных по степени трудности.В начале учебного года рассказываю, чем они здесь будут заниматься, показываю работы учеников, сообщаю, что надо подготовить для уроков.На некоторых уроках использую музыку, способствующую поднятию настроения, помогающую внутренне расслабиться, улыбнуться. А в приятной обстановке лучше дело ладиться.

Учитель технологии призван способствовать формированию у школьников желание трудиться с охотой, интересом. Очень важно пробудить у детей желание «хочу узнать». Но этого мало, необходимо подвести их к следующему этапу «хочу сделать», вселить уверенность «могу сделать» и помочь довести работу до конца - «я сделал!». Успех окрыляет, побуждает желание узнать новое, выполнить более сложную работу. Закрепить у школьников интерес к изучаемому материалу могут советы учителя сделать сюрприз своим близким: подарить к празднику какую- либо изготовленную своими руками вещь. При этом учителю следует обращать особое внимание на трудоемкость того или иного изделия. Перспектива быстрого выполнения работы, желание как можно скорее увидеть результаты своего труда воодушевляют учащихся.

Для определение уровня творческого потенциала учащихся, учитель провел тестирование среди учащихся

Тест позволяет оценить уровень творческого потенциала, умения принимать нестандартные решения.

Инструкция: выбери один из предложенных вариантов поведения в данных ситуациях.

1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен:

А) да;

Б) нет, он и так достаточно хорош;

В) да, но только кое в чем.

2. Думаете ли вы, что сами можете участвовать в значительных изменениях окружающего мира:

А) да, в большинстве случаев;

Б) нет;

В) да, в некоторых случаях.

3. Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей принесли бы значительный прогресс в той сфере деятельности, в которой вы работаете.

А) да;

Б) да, при благоприятных обстоятельствах;

В) лишь в некоторой степени.

4. Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что- то принципиально изменить:

А) да, наверняка;

Б) это мало вероятно;

В) возможно.

5. Когда вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли вы, что осуществите свое начинание:

А) да;

Б) часто думаете, что не сумеете;

В) да, часто.

6. Испытываете ли вы желание заняться делом, которое абсолютно не знаете:

А) да, неизвестное вас привлекает;

Б) неизвестное вас не интересует;

В) все зависит от характера этого дела.

7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нем совершенства:

А) да;

Б) удовлетворяетесь тем, чего успели добиться;

В) да, но только если вам это нравиться.

8. Если дело, которое вы не знаете, вам нравиться, хотите ли вы знать о нем все:

А) да;

Б) нет, вы хотите научиться только самому основному;

В) нет, вы хотите только удовлетворить свое любопытство.

9. Когда вы терпите неудачу, то:

А) какое-то время упорствуете, вопреки здравому смыслу;

Б) махнете рукой на эту затею, так как понимаете, что, она нереальна;

В) продолжаете делать свое дело, даже когда становится очевидно, что препятствия непреодолимы.

10. По - вашему, профессию надо выбирать, исходя из:

А) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя;

Б) стабильности, значимости, профессии, потребности в ней;

В) преимуществ, которые она обеспечит.

11. Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли?

А) да;

Б) нет, боитесь сбиться с пути;

В) да, но только там, где местность вам понравилась и запомнилась.

12. Сразу же после какой-то беседы сможете ли вы вспомнить все, что говорилось:

А) да, без труда;

Б) всего вспомнить не можете;

В) запоминаете только то, что вас интересует.

13. Когда вы слышите слово на незнакомом вам языке, то можете повторить его по слогам, без ошибки, даже не зная его значение:

А) да, без затруднений;

Б) да, если это слово легко запомнить;

В) повторите, но не совсем правильно.

14. В свободное время предпочитаете:

А) оставаться наедине, поразмыслить;

Б) находиться в компании;

В) вам безразлично, будите ли вы один или в компании.

15. Вы занимаетесь каким-то делом. Решаете прекратить это занятие только когда:

А) дело закончено и кажется вам отлично выполнено

Б) вы более- менее довольны;

В) вам еще не все удалось сделать.

16. Когда вы один:

А) любите мечтать о каких-то, даже, может быть, абстрактных вещах;

Б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие;

В) иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с вашей работой.

17. Когда какая-то идея захватывает вас, то вы станните думать о ней:

А) независимо от того, где и с кем вы находитесь;

Б) вы можете делать это только наедине;

В) только там, где будет не слишком шумно.

18. Когда вы отстаиваете какую-то идею:

А) можете отказаться от нее, если выслушаете убедительные аргументы оппонентов;

Б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выслушали;

В) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.

Ключ к тестовому заданию.

Подсчитайте очки, которые вы набрали таким образом:

  • За ответ «а» - 3 очка;

  • За ответ «б» - 1;

  • За ответ «в» -2.

Результат:

  • Вопросы 1, 6, 7, 8-й- определяют границы вашей любознательности;

  • Вопросы 2,3,4,5-й -веру в себя;

  • Вопросы 9 и 15-й -постоянство; вопрос 10- й- амбициозность; вопросы 12 и 13- й «слуховую память»; вопрос 11-й - зрительную память; вопрос 14-й - ваше стремление быть независимым; вопросы 16 и 17-й - способность абстрагироваться; вопрос18-й - степень сосредоточенности.

Эти способности и составляют основные качества творческого потенциала. Общая сумма набранных очков кажет уровень вашего творческого потенциала.

49 и более очков. В вас заложен значительный творческий потенциал, который представляет вам богатый выбор творческих возможностей. Если вы на деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества.

От 24 до 48 очков. У вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют вам творить, но у вас есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, ваш потенциал позволит вам творчески проявить себя, если вы, конечно, этого пожелаете.

23 и мене очков. Ваш творческий потенциал, увы невелик. Но, быть может, вы просто недооценили себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы может привести вас к мысли, что вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этого и таким образом решите проблему.

В результате тестирования выявилось, что у детей вполне нормальный творческий потенциал. Они обладают теми качествами, которые позволяют им творить, но у них есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, их потенциал позволит им творчески проявить себя, если они, конечно, этого пожелают.

Активизация творческой познавательной деятельности учащихся зависит в большой степени от методов обучения, которые использует учитель на уроках.

Методы - это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей обучения. С помощью методов обучения реализуются образовательная, воспитательная и развивающая задачи. Именно в школьные годы у детей развивается познавательный интерес, познавательная активность, которые не возникают сами по себе. Ведущая роль в этом процессе принадлежит школе, учителю.
Очень часто результат обучения и воспитания оценивается по действиям ученика, который слушает, записывает, читает, выполняет. Это внешняя сторона его деятельности, она видна и понятна для нас. Решил - молодец, ответил - хорошо, не выучил - поставлю «2», не слушаешься - накажу и др. При этом не учитывается другая, скрытая от глаз воспитателя, внутренняя сторона поведения школьника, раскрывающая сам процесс познания. Почему Вася на уроке внимательно слушает объяснения, а Коля мешает классу, Саша понимает, а Дима с трудом улавливает, о чем говорит учитель? И многие другие «почему?». Осмысление учебного материала, желание его познать, сосредоточиться, преодолеть себя - эти действия связаны с интеллектуальной, мотивационной, волевой, эмоциональной сферами школьника, о которых учитель порой имеет смутное представление. Поэтому в обучении педагог часто идет на ощупь, вслепую. В лучшем случае благодаря большому практическому опыту он интуитивно развивает личность школьника.
Особенность метода обучения обусловлена взаимодействием учителя и ученика. Она проявляется во внешней деятельности - организации ученика на работу и во внутренней - управлении развитием школьника:

Планируя урок согласно его задачам и содержанию, педагог должен правильно выбирать проблемно-поисковые методы для развития творчества, самостоятельности, инициативы школьников.
В методической литературе приводятся примеры проблемных ситуаций и поисковых заданий, которые можно использовать на уроках труда. Но я заметил, что метод «срабатывает», выполняет свою функцию только при определенных условиях. Учитель ставит проблему, ученик должен захотеть ее решить. А если он не принимает эту задачу (не понимает значимости объясняемого материала, только что был оскорблен педагогом, получил на предыдущем уроке «двойку» и сейчас переживает и пр.), то и проблема не реализуется. Нет совместной деятельности - «сотрудничества», «сотворчества», нет движения личности вперед. Поэтому учителю следует не только знать методы, способствующие развитию школьника, но и владеть приемами, которые позволили бы ему коснуться тех струн души ребенка, которые резонировали бы с действиями педагога. И тогда, и только в этом случае амплитуда познания резко пойдет вверх. Несогласованность же действий воспитателя и воспитанника приводит к затуханию амплитуды познания.
Для формирования творческой личности школьника я стараюсь использовать все методы, которыми располагает современная дидактика:

1. Объяснительно-иллюстративные:

 рассказ;

 объяснение;

 опыты;

 таблицы и др.

Это способствует формированию у школьников знаний об основных элементах производства, материалах, технике, технологии, организации труда и трудовой деятельности человека.

2. Репродуктивные (воспроизводящие) Эти методы содействует развитию у учащихся практических умений и навыков.

3. Проблемно-поисковые :

 проблемное изложение,

 частично-поисковые,

  исследовательские.

4.Метод сравнения.

Сравниваться могут любые объекты, понятия, эпохи. При изучении истории костюма, стиля в одежде,

5.Метод эвристических вопросов.

Задаются 7 вопросов: Что? Кто? Зачем? Где? Как? Чем? Когда?

Ответы на эти вопросы и предполагают рождение творческих работ.

6.Метод образного видения.

Результат работы выражается в словесной или графической форме (эскиз проекта или его словесное описание).

7.Метод придумывания.

Это способ создания неизвестного ранее изделия в результате творческих действий. Эскиз нового изделия, изготовление подарка. Эскиз - составная часть любого творческого проекта.

8.Метод вживания.

Средства этого метода позволяют нам почувствовать другую эпоху, представить себя в другом времени, изучить виды работ.

9.Метод ученического планирования.

Этот метод предполагает спланировать свою образовательную деятельность на выполнение творческого проекта, на составление реферата по проекту.

10.Метод самоорганизации обучения.

Работа с первоисточниками, технологическими картами, изготовление творческих проектов ( практическая работа).

11.Метод взаимообучения.

Учащиеся работают в парах , группах, выполняют функции учителя (ученики - консультанты), применяя доступный им набор педагогических методов.

12.Метод рецензии.

Рецензия может быть на любой творческий проект по каждому блоку программы. В кабинете есть архивный материал творческих проектов, который при необходимости просматривается и делается анализ выполненных проектов.

13.. Метод проектов;

14. Современные методы создания новых технических и технологических решений;

15. Технология игры.

При выборе методов обучения я ориентируюсь на те, которые стимулируют познавательную и практическую деятельность учащихся, расширяют у них политехнический кругозор, формируют практические умения, содействуют становлению творческой личности. При подготовке к занятию я продумываю, каких микросдвигов в развитии внимания, памяти, наблюдательности, фантазии, нравственности школьников буду добиваться на данном уроке, какие для этого буду использовать методические приемы.
Если педагог не ставит перед собой таких задач, то он не будет целеустремленно работать над их разрешением. Значит, в обучении будет преобладать стихийность. А в результате снизится и воспитывающее и развивающее значение урока.

На основании анализа литературы, наблюдений за учебной деятельностью детей на уроках технологии бесед с ними были выявлены следующие параметры, которые могут выступать в качестве критериев развития творческих способностей:

-оригинальность

-гибкость мышления

- эмоциональность.

Оригинальность

Для исследования уровня развития оригинальности детей я использовал следующую диагностику. Детям предлагался листок с 10-ю фигурами (см. приложение). Учащимся предлагалось преобразовать каждую фигуру в законченный образ.

Итоговый результат тестирования определялся по следующим качественным характеристикам:

Высокий уровень- дети преобразуют от6 до 10 предложенных фигур .Созданные образы оригинальны.

Средний уровень- преобразованы 4-5 фигур. Образы, созданные детьми оригинальны.

Низкий уровень - 3 и менее оригинальных преобразований.

При этом оригинальность рисунков определялась следующим образом: среди рисунков детей выделяются неоригинальные, часто повторяющиеся рисунки, малооригинальные , оригинальные или очень редкие.

Результаты зарегистрированы мной в следующей таблице:


Высокий

Средний

Низкий

30,9 %

53,3%

15,8 %

ГИБКОСТЬ МЫШЛЕНИЯ

Гибкость мышления означает способность быстро и легко переходить от одного класса явлений к другому, далекому от первого по содержанию.

Бланк теста представляет собой стандартный лист бумаги с нарисованными двумя рядами одинаковыми контурными изображениями ( по 8 штук в каждом ряду), Изображения могут напоминать капли , круги , зигзаги (см. приложение).

С помощью этого теста я выяснил беглость мышления у детей. Для этого необходимо было дать на выполнение задания определённое время (20 мин.). Главный показатель гибкости творческого мышления - количество идей воспроизводимых ребенком. Результаты тестирования определялись следующими качественными характеристиками:

Высокий уровень- преобразовано 8 и более фигур. Образы не объединены одной темой.

Средний уровень -6-7 преобразований. Образы различны по тематике.

Низкий уровень преобразовано 5 фигур. Встречаются тематические повторы.

Результаты тестирования были занесены мной в следующую таблицу.


Высокий

Средний

Низкий

27,5 %

46, 2%

26, 3 %

ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ.

Этот критерий предполагает эмоциональную подготовку к уроку ( наличие положительного эмоционального настроя), выраженность эмоций в процессе работы. Удовлетворением результатом своего труда.

Уровень развития эмоциональности исследовался мной в ходе наблюдения за учащимися в процессе учебной деятельности. На каждого учащегося была заведена учебная карточка наблюдения, где фиксировалось наличие положительного эмоционального настроя , выраженность эмоций , удовлетворение результатом своего труда. Уровень развития данного критерия я выявлял в ходе наблюдения за учащимися в процессе творческой деятельности.

В ходе наблюдения я распределил учащихся по трем уровням:

-Высокий уровень эмоциональности, т. е. наивысший балл получили те ребята , которые имея положительный настрой перед выполнением работы сумели сохранить его на протяжении всей деятельности и которые были удовлетворены результатом своего труда.

Средний уровень эмоциональности - предполагал либо наличие эмоционального настроя и выраженность эмоций в процессе работы, по неудовлетворенности результатом своего труда, либо начав работу без эмоционального настроя, но приобретая его в процессе работы учащийся остался доволен результатом своего труда. Наблюдаются перепады от положительного настроя к отрицательному.

Низкий уровень эмоциональности- в процессе работы учащийся терял эмоциональный настрой, полученный в начале урока и был совершенно недоволен результатом своего или же у ребенка не присутствует ни один из показателей эмоциональности.

Результаты наблюдений зарегистрированы мной в следующую таблицу.


Высокий уровень

эмоциональности

Средний уровень

эмоциональности

Низкий уровень

эмоциональности

23%

56 %

21 %

Готовясь к каждому уроку я должен выбрать наиболее благоприятное сочетание принципов и технологий, которые были бы доступны для освоения и восприятия учащимся и , конечно, способствовали развитию творческих способностей.

На основании психолого- педагогической методической литературы , наблюдений за учебной деятельностью учащихся мной были разработаны конспекты уроков по технологии. В основу уроков были положены следующие средства и принципы:

-речь учителя,

-наглядность,

-игровые моменты,

-анализ готовых изделий,

-элементы конструирования, моделирования.

Если бы человек не трудился, то не появлялись бы новые творения как духовные , так и материальные. Труд является основой, исторически первичным видом человеческой деятельности. В высших, наиболее совершенных формах творческого труда отражающих многогранную сущность человека находят действительное выражение и развитие душевных сил замыслы личности.

Результатом моей работы являются изделия моих учеников, призовые места в конкурсах и олимпиадах по технологии.


© 2010-2022