Конспект урока технологи 5 класс вышивка

Раздел Технология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока технологии в 5 классе.

Раздел: Рукоделие

Тема: Вышивание. Пять простейших швов.

Цель:

образовательные - обучить выполнять задания по образцу;

формировать знания по ручной вышивке

на уровне применения в сходной ситуации;

учить самостоятельно, оценивать результаты

работ;

воспитательные - вызвать интерес к культуре

и искусству; совершенствовать эстетические

взгляды, развивать творческие способности

личности;

развивающие - улучшить сенсорные и моторные

навыки учащихся; ознакомить

их с образцом самых популярных

видов вышивки.

Объект труда: Образцы простейших швов

Методы: Объяснение, демонстрация трудовых

приёмов, инструктаж; текущее

наблюдение; самостоятельная работа

под руководством учителя.

Тип урока: Комбинированный

Материально - техническое оснащение:


  1. Материалы и инструменты (пяльцы, ножницы, иглы, нить и ткань)

  2. Образцы простейших швов

  3. Иллюстрации вышивок

  4. Тематический плакат «Вышивка»

  5. Инструкционные карты

  6. Таблицы по технике безопасности при работе с иглой, ножницами.

  7. Литература: Попова С. Дамское рукоделие, М. ТОО

«Иншиниринг, ЛТД» 1993г.

Гасюк Е.О., Степан М.Г. Художественное

вышивание. Киев; Выща школа, 1989


Ход урока:

I. Организационный момент (2 мин.)

Здравствуйте дети. Сегодня у нас новая тема «Вышивка». Мы с вами сегодня познакомимся с простейшими швами и будем учиться их правильно выполнять.

II. Изложение нового материала (14 мин.)


  1. Историческая справка.

Вышивка - распространённый вид декоративно-прикладного искусства, в котором узор и изображение выполняются ручным или машинным способом на разных тканях, коже, войлоке и других материалах льняными, хлопчатобумажными, шелковыми, шерстяными, металлическими нитками, а также бисером, жемчугом, драгоценными камнями, блёстками и др.

Этот вид искусства возник давно - корни его уходят в глубину веков. Очевидно, мы никогда не сможет узнать, кто и когда впервые догадался воплотить в узорный мотив красоту родной природы, свои переживания и ощущения, так как из-за недолговечности ткани и ниток наука лишена возможности точно определить время возникновения этого искусства. Ведь образцы наиболее древней вышивки в музеях Европы относятся к

V в.н.э., а образцы славянской вышивки сохранились лишь за несколько последних столетий (больше всего в музеях вышивок XIX века).

Вышивкой украшалась одежда у скифов - жителей причерноморских степей, о чём свидетельствует древнегреческий историк Геродот. Арабский путешественник Ибн-Фадлан (X в.н.э.) в своём рассказе о руссах отмечает, что они носили одежду.

В эпоху Киевской Руси искусство художественной вышивки ценность очень высока. Сестра Владимира Мономаха - Анна-Янка организовала в Киеве, в Андреевском монастыре, школу, где молодые девушки учились вышивать золотом и серебром.

На рисунках и иконах того времени мы видим изображения людей в вышитой одежде, своими узорами мало, чем отличающейся от современной и с характерными ля определённой местности орнаментами. Следует лишь отметить, что старинные образцы более напоминают тканый орнамент, более геометризованы, чем вышивки позднейших времён.

В условиях патриархального уклада сельской жизни с натуральными формами хозяйствования большинство вещей домашнего обихода изготовлялось преимущественно хозяином и его семьёй. Почти в каждом доме ткали полотно и шили из него одежду, украшая её вышивкой.

Вышитая белая сорочка - неотъемлемая часть женской и мужской одежды любого европейского народа. Вышитая сорочка была характерным признаком каждой местности и отличалась своеобразным орнаментом, техникой исполнения и гаммой цветов.

Вышиванием занимались почти исключительно женщины. Только шорно-седельные изделия украшали мужчины. Для этой работы использовался каждый удобный момент: посиделки, на которые девушки собирались долгими осенними и зимними вечерами, часы отдыха от полевых работ - весной и зимой.

Одежда была своеобразной характеристикой умения девушки, её трудолюбия. Именно поэтому женская одежда украшалась чрезвычайно красиво. Предметом гордости каждой семьи был свадебный сундук с приданым, сделанным руками невесты. В приданное входили не только собственная её одежда, рушники и постельное бельё, но и рубаха ля будущего мужа, плетёные или тканые пояса для будущих близких родственников (символ семейных уз) и даже рубашка для первенца.

Вышиванием занимались во всех слоях общества - от кардиналов, членов королевских и царский семе до беднейших крестьян и ремесленников.

В России XVIII - XIX вв. почти во всех помещичьих хозяйствах и пи монастырях были мастерские художественной вышивки, изделия которых не только использовались для собственных нужд, но и частично шли в продажу.

Со второй половине XIX века искусство вышивания постепенно выходит за пределы домашнего ремесла и кое-где приобретает форму кустарного промысла. В некоторых местах целые сёла живут этим промыслом.

И в наше время, наряду с использованием стандартизированной массовой продукции текстильной промышленности, люди охотно обращаются к услугам мастеров индивидуального пошива и народных умельцев.

Художественная вышивка - один из наиболее распространённых видов народного искусства, в котором воплощены лучшие традиции народа - приносит и будет приносить радость тысячам его почитателей. Это изысканное женское хобби ещё долго будет удовлетворять потребность в прекрасном, в желании украсить свой быт и досуг.


  1. Классификация вышивок.

Все техники подразделяются на счётные (показ на таблице) (вышивание со счётом нитей ткани основы крестом и другими гобеленовыми швами по канве; вышивание по полотну счётной гладью, т.е. мережками и мережками в двух направлениях) и гладьевые (вышивание на белом, по шёлку и бархату, золотое шитьё, вышивка-аппликация, выполняемая в пределах нарисованных на тканях контуров). Промежуточное положение занимают ажурные швы или стяги (вышитое кружево), когда внутри свободных гладьевых контуров нити считают и стягивают. Посмотрите на образцы этих техник.

(Демонстрация образцов)

III. Практическая работа (56 мин.)

Мы будем выполнять на уроке швы без счёта нитей и гладьевые по образцам, так как такие швы проще в исполнении и имеют большее значение в подготовке учащихся к шитью.

Сегодня мы изучим пять простейших швов, выполняемых по одной линии: вперёд иголку; вперёд иголку дважды; стебельчатый или назад иголку; за иглу и тамбурный. Этими швами можно вышивать и тонкие, и толстые линии изображений (стебли, контуры рисунков), а можно заполнять большие площади. Вот образцы.

(Демонстрация образцов.)

Инструменты и материалы: пяльцы, ножницы, иглы, нить и ткань.

Иглу выбираем тонкую и длинную с обычным маленьким ушком (иглы с большим ушком, штопальные, используются для вышивания нитью во много сложений, толстыми шерстяными или шёлковыми нитями).

Берём моток ниток мулине, снимаем обёртки, аккуратно разворачиваем моток и «обнаруживаем» большое «кольцо» из ниток или маленькое. Большое «кольцо» разрезаем в месте узелка, а от маленького отматываем и отрезаем кусок нити длиной не более сажени (размах руки). Отрезанная нить толстая, так как она в 6 сложений. Вытаскиваем одну из нитей и вставляем в иглу одновременно оба конца нити, как показано на рисунке, выполненном на доске.

Техника безопасности.


Демонстрация типовых плакатов по технике безопасности при ручных работах и комментарий к плакатам.


Технология ручной вышивки.

Берём лоскут 20х20 см мадаполама или гладкокрашеного ситца (можно бывшего в употреблении) и переносим на него рисунок с карточки схемы.

Захватываем иглой 2-3 нити ткани в начале первой строчки, почти полностью протягиваем нить через ткань и вводим иглу в петлю, оставшуюся над тканью. Выполняем по первой линии шов «вперёд иголку», делая стежки длиной 2-3 мм (см. Инструкционную карту №1). Если вышивальная нить не закончена, можно переступить на ближайший конец второй линии и вышивать швом «вперёд иголку дважды» (см. Инструкционную карту). По окончанию работы с нитью закрепляем её, проводя иглу под 5-7 стежков с изнанки, и отрезаем остаток. Выполняем швы: стебельчатый, за иглу и тамбурный.

IV. Итоги урока (8 мин.)


Самоконтроль: сравнить свой образец вышивки с образцом учителя, обратить внимание на ровность линий и длину стежка.

Изученные сегодня швы вы можете использовать для выполнения различных моделей которые вам понравятся.

Посмотрите на готовую модель.

(Демонстрация модели.)

Домашнее задание: закончить тамбурный шов, принести те же инструменты и материалы.

Раздел: Проект

Тема: Выбор и обоснование проекта

Цели:

Образовательная - формировать понятие «проект», произвести окончательный подбор практических заданий;

Развивающая - развивать умения анализировать проблему;

Воспитательная - воспитывать предприимчивость;

Объект труда: проспект изделия;

Оснащение: проспекты, банк проектов, схема обоснования проекта;

Тип урока: приобретения новых знаний;

Методы: объяснение, беседа, самостоятельная работа учащихся.

Ход урока:


  1. Организационный момент (3 мин.)

Здравствуйте дети!

Сегодня у нас новый достаточно трудный раздел, который называется «проект».

II. Изложение нового материала (30 мин.)

Что же такое проект? Проект - это ваша самостоятельная трудовая творческая деятельность по изготовлению самостоятельно выбранного и изготовленного вами изделия под моим чутким руководством. (Определение проекта записать в тетрадь).

Давайте разберём каждое слово, чтобы вы чётко усвоили, что вас ждёт, т.к. этот раздел будет повторяться каждый год.

  1. самостоятельная - делаете сами всё: от анализа того, что вы будете делать до изготовления, оформления;

  2. трудовая - вы будете использовать те трудовые приёмы с которыми вы ознакомились в течении года и те, которые приобретены вами в результате жизненного опыта;

  3. самостоятельно выбранная - выбираете сами, но поскольку вы занимаетесь этим в первый раз, я вам подскажу, помогу и дам тот материал из которого вы можете выбрать

  4. творческая - любое изделие - это часть вашей души, а любая душа - творчество, которое выражается в красоте, аккуратности, правильности выполненного изделия и его украшении.

Проектная деятельность в отличии, от того чем мы занимались до этого имеет свои особенности. Ранее как было: мы с вами вместе брали одинакового плана изделия, которые отличались только отделкой, разбирали, как его изготовить и изготавливали все вместе по одним и тем же схемам или инструкционным картам.

В проектной деятельности не так, там выделяют следующие этапы:

1) поисково-исследовательский;

2) технологический;

3) заключительный.

Начнём с поисково-исследовательского. Давайте вспомним:

1)с чего мы начинаем изготовление изделия?

Дети

учитель

1. в уме

1.образ

2.картинки в книжках

2.иллюстрации

3.увидела у кого-то дома, в магазине и т.д.

3.готовое изделие у кого-то, где-то

4.телевизор

4.информация об изделии

5.компьютер

5.есть программы позволяющие видеть изделие в трёхмерном пространстве (с трёх сторон) и изменять его

2)далее выбираем то из чего и чем мы будем изготавливать изделие:

что нам для этого нужно?

- материалы, инструменты и оборудование.

Необходимо конечно всегда помнить об экономичности и гармоничности изделия.

3) далее перед нами встаёт вопрос, как делать?

- инструкционные карты.

4)следующий этап: изготовление самого изделия согласно инструкционной карте и его оформление.

Теперь подходим непосредственно к главной задачи урока. Вы должны выбрать изделие и объяснить почему вы выбрали именно это изделие.

  1. Итак, по каким принципам будем выбирать?

- Понравилось.

2) (Демонстрирую изделие, которое сложно в выполнении для их возраста, т.к. они не имеют таких ЗУНов.)

Могли бы вы выполнить такое изделие?

- Нет.

Следовательно, следующий принцип: посильность.

3) (Демонстрирую изделие на выполнение, которого надо много времени). Как вы думаете, много ли времени понадобится на изготовление этого изделия?

- Да, много.

А у нас одна четверть. Следовательно, следующий принцип - реальность изготовления по времени.

4) Следующий принцип - осознание нужд и проблем.

Нужды начинаются там, где вы стоите. Где бы ни появлялись люди, появляются проблемы, требующие решения. Посмотрите вокруг, нужна ли ваша помощь кому-то, что вы можете сделать своими руками? Делают то, в чём есть потребность.

Принципы записываю на доске, а дети в тетради:

- нравится;

- посильность;

- реальность;

- полезность, потребность.

III. Практическая работа (40 мин.)

Вводный инструктаж: теперь учитывая эти принципы и рассматривая литературу - мою, вашу, вы должны выбрать изделие, которое вам бы хотелось сделать и объяснить почему. Для этого вы сейчас в своих тетрадях напишите мини-сочинение на тему «Мой проект».

Текущее инструктирование - если дети слабые, плохо справляются с заданием, то привожу пример.

IV. Заключительный инструктаж - визуальное соответствие основным критериям оценки (качества) - (7 мин.)

Домашнее задание: написать сочинение о профессии по изделию.


© 2010-2022