• Преподавателю
  • Технология
  • Статья на тему: Творческая работа студентов на практических занятиях в системе профессиональной подготовки техников ГПОУ «Донецкий электрометаллургический техникум»

Статья на тему: Творческая работа студентов на практических занятиях в системе профессиональной подготовки техников ГПОУ «Донецкий электрометаллургический техникум»

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Караван И.А.

Творческая работа студентов на практических занятиях в системе профессиональной подготовки техников ГПОУ «Донецкий электрометаллургический техникум»



В статье рассматриваются способы привлечения студентов к научно- исследовательской работе во время проведения расчетно-практических работ по калибровке прокатных валков, расчета режима обжатий.

Ключевые слова: методика, расчет, технология, стандартизация, контроль , самостоятельная работа, критическое мышление, творчество.

Постановка проблемы. Развитие творческих способностей студентов - важная составляющая при подготовке будущих техников по профессиональному модулю ПМ.03 Подготовка и ведение технологического процесса обработки металлов давлением. МДК.03.02. Технологические процессы обработки металлов давлением.

В связи с данной проблемой, личность студента, будущего младшего специалиста, становится приоритетной с ее уникальными интересами, ценностями, способностями к самосовершенствованию, саморазвитию, самоактуализации, самообразованию, творческой деятельности.

Творчество - высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека, его характеристика, способность к развитию.

Процесс исследовательской деятельности на занятиях являет собой основное содержание обучения. П.К. Энгельмеер считает, что «творческая личность является прогрессивным элементом, который дает все новое».

Практическое занятие - это одно из видов занятий на котором преподаватель обобщает творческие способности личности студента: самостоятельное видение проблемы, аналитическое мышление, видение нового в объекте (альтернативное мышление), умение комбинировать, синтезировать ранее освоенные способы деятельности в новое ( синтез, комбинированное мышление). Принимая участие в исследовательской работе на занятии, студент приобретает умения и навыки по профилирующим дисциплинам.

Научно - исследовательская работа студентов планируется по курсам, с последующим усложнением заданий и переходом к самостоятельному решению проблем научного творчества (защита отчета, курсового и дипломного проектов).

Формирование качеств исследовательской деятельности студентов происходит при прохождении технологической практики на производстве. Результаты практики студенты описывают в своих отчетах, в которых показывают свое умение выбирать тему, методику исследования, организовывать и проводить исследования, делать качественный анализ, аргументировать свои выводы. Отчеты, согласно требованиям к ним, защищаются на производстве в присутствии старшего мастера и преподавателя.

Успехи научного творчества студентов зависят от их инициативы, таланта научного руководителя (преподавателя), а также от постановки данной проблемы в цикловой комиссии (металлургических дисциплин).

Изложение основного материала. Технологический процесс получения готового проката является завершающей стадией металлургического производства. Главная задача его - повышение темпов и эффективности развития экономики, технического перевооружения и реконструкции производства на основе технических инноваций. Потребителями прокатной продукции являются практически все отрасли народного хозяйства: машиностроение, строительство, транспорт, энергетика, космическая техника.

Процесс активизации обучения в государственных профессиональных образовательных учреждениях требует определенной творческой деятельности, педагогического взаимодействия «преподаватель - студент». Нет стремления более естественного, чем стремления к знаниям. Преподаватели - практики в последнее время все больше применяют в обучении передовые педагогические информационные технологии, методы имитационного моделирования.

Практическое занятие, как один из видов занятий, имеет большое значение при подготовке студентов к профессиональной деятельности. Они составляют значительную часть всего объема аудиторных занятий и имеют важнейшее значение для усвоения программного материала.

Цель практических занятий - углубить и закрепить соответствующие знания студентов по данной теме дисциплины, развивать инициативу, творческую активность, вооружить будущего младшего специалиста методами и средствами научного подхода, при выполнении практического задания.

Для самостоятельного решения расчетов в области теории и технологии прокатного производства, студент должен овладеть показанными преподавателем методами решения.

В настоящее время имеется большое количество методик различных авторов (в помощь преподавателю) для решения технологических задач прокатного производства.

Возросла роль и стандартизации, как важнейшего звена в системе управления техническим уровнем и качеством продукции на всех стадиях научных разработок, проектирования, создания и эксплуатации изделий.

Стандарт является нормативно - техническим документом, имеющим определенный юридический статус на всех уровнях управления прокатным производством.

В пособии «Технология прокатного производства в примерах и расчетах» И.А.Сердюк приводит пример выполнения расчетов калибровки блюмов, слябов, и заготовок. Показывает примеры расчетов, варианты заданий для самостоятельной работы студентов. Например, расчет режима деформации при прокатке слитков на обжимном стане - блюминг 1150 (методика выполнения расчетов).

Перед тем как начать выполнять самостоятельную работу, он закрепляет знания материала предыдущей лекции, с целью узнать - готовы ли студенты к практическому занятию. Затем раздает варианты заданий для расчета режимов прокатки блюмов на блюминге -1150. Показывает пример решения одной из задач.

При выполнении задания данной практической работы, студенты должны знать: как сделать расчет режима обжатий, что при этом они должны учитывать (обжатия по проходам, количество проходов, число кантовок, уширения в каждом проходе, размеры поперечного сечения и длину раската в каждом проходе путем уточнения размеров и распределения калибров по длине валка). Что является окончательным этапом расчета режима обжатий (конструирование калибров и размещение их на валках).

Результаты расчета калибровки блюма студенты заносят в таблицы (раздаточный материал к занятию для каждого студента по вариантам). Решают проблему занятия на основе выводов, анализа, сравнения, защищают отчет.

Выводы. Творческая деятельность студентов на практических занятиях - это его самостоятельность, инициативность, умение четко выделить проблему и решить ее. Применение на практических занятиях метода «Анализ конкретных ситуаций», акмеологической технологии, технологии развития критического мышления способствуют самоактуализации личностного профессионального «Я».

Литература

1. Технология прокатного производства. Учебник для вузов /Грудев А.П,

Машкин Л.Ф., Ханин М.И. -М.: Металлургия, 1994, -656 с.

2. Технология прокатного производства: Учеб. пособие /В.М.Клименко, А.М. Онищенко, А.А.Минаев, В.С. Горелик. - К.: Высш.шк. Головное изд-во, 1989. - 311 с

3. Сердюк И.А. Технология прокатного производства в примерах и расчетах.

Часть 1. Производство заготовок. - Мариуполь: ПГТУ - 2003. - 233 с

© 2010-2022