- Преподавателю
- Технология
- Урок по технологии для 8 класса «Здоровье и выбор профессии»
Урок по технологии для 8 класса «Здоровье и выбор профессии»
Раздел | Технология |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Старых О.В. |
Дата | 14.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок по технологии для 8 класса «Здоровье и выбор профессии».
Цель: сформировать знания обучающихся о влиянии здоровья на выбор профессии и ограничениях профессиональной пригодности при различных заболеваниях.
Задачи обучения:
-
Дать определение понятию «здоровье».
-
Ознакомить с классификацией профессий по влиянию неблагоприятных производственных факторов на организм человека.
-
Ознакомить с ограничениями профессиональной пригодности при различных заболеваниях.
-
Сформировать умение выбирать профессию с учетом состояния здоровья.
Задачи развития:
-
Развивать навыки индивидуальной работы и работы в малых группах.
-
Развивать навыки дискуссии.
Задачи воспитания:
-
Воспитывать чувство ответственности за принятие решений и выбор собственной профессиональной траектории.
Формирование УУД:
Личностные:
Формирование учебно-познавательной мотивации.
Формирование готовности к выбору направления профессионального образования.
Регулятивные:
Формирование навыков целеполагания и рефлексии.
Познавательные:
Формирование навыков анализа и самоанализа.
Формирование навыков классификации явлений по определенному признаку.
Коммуникативные:
Формирование навыков учебного сотрудничества.
Формы и методы обучения: беседа, ролевая игра, упражнение, практическая работа.
Дидактическое обеспечение урока: презентация, таблица «Ограничение профессиональной пригодности при различных заболеваниях» (приложение 1), карточки (приложение 2), рабочие тетради.
Ход урока.
-
Организационный момент.
-
Актуализация прежних знаний.
Что такое профессиональная пригодность?
Какие степени профпригодности вы знаете?
Может ли человек быть абсолютно профессионально непригодным?
-
Мотивация.
Рассмотрим следующую ситуацию.
Встретились две бывшие одноклассницы: Алена и Ирина. В школе обе хорошо учились, окончили художественную школу, участвовали и побеждали в различных творческих конкурсах. После окончания школы Алина стала компьютерным дизайнером, а Ирина - стилистом-парикмахером. Высокая зарплата, успешная карьера. Но что же беспокоит девушек? Давайте послушаем.
- Алена, какая приятная встреча!
- Здравствуй, Ирина, очень рада тебя видеть!
И: Как дела? Как работа? Очки у тебя красивые!
А: Работа очень интересная, зарплату прибавили, начальник поручает все важные заказы. Вот только глаза стали сильно уставать - целый день за компьютером, зрение упало. В школе очки я не носила, стеснялась, а теперь не снимаю. Врач посоветовал поменять работу. Не знаю, что делать?
И: И у меня проблемы с работой.
А: Клиенты капризные?
И: С клиентами все в порядке. Работа - целый день на ногах. За день так набегаешься, что к вечеру ноги гудят, поясницу сводит. Вот тебе и детский сколиоз. Лечилась, только доктор говорит, что одними лекарствами не поможешь. Тоже рекомендовал поменять работу. Подумала я, поискала и кое-что нашла. Устроюсь - расскажу. И тебе советую, подумай о другой работе! Все, пока.
А: Пока-пока.
Почему у девушек возникли такие проблемы?
Что они не учли при выборе профессии?
Сегодня мы с вами попробуем в этом разобраться. Запишите тему урока в тетради.
Тема урока: «Здоровье и выбор профессии».
-
Целеполагание.
Попробуйте сформулировать свои цели на урок. Что вы можете узнать, чему научиться?
-
Формирование новых знаний и навыков.
Что такое здоровье? Какого человека можно назвать здоровым?
Наиболее широкое признание получило определение здоровья, приведенное в Уставе Всемирной организации здравоохранения еще в 1946 г.: «Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Выделяют четыре компонента здоровья. Чтобы определить содержание каждого из компонентов, я предлагаю выполнить упражнение на соотнесение (карточка «Компоненты здоровья», приложение 1).
Компоненты здоровья:
соматическое здоровье - функционирование органов и систем организма: дыхательной, сердечнососудистой, выделительной, эндокринной и т.д.
физическое здоровье - способность человека к физической нагрузке;
душевное (психическое) здоровье - ориентация в пространстве и времени; контроль своего поведения; частота и интенсивность общих положительных эмоций;
социальное здоровье - частота общения с друзьями, близкими людьми, т.е. количество и качество социальных связей.
Понятия человек, здоровье, профессия тесно взаимосвязаны между собой. Возможны три варианта:
-
Человек - здоровье: состояние здоровья человека позволяет выполнять трудовые функции, соответствующие определенной профессии.
-
Профессия - здоровье: неблагоприятные профессионально-производственные факторы (НППФ), сопутствующие определенной профессии, могут привести к резкому ухудшению состояния здоровья, снижению трудоспособности, а порой к ее полной потере.
-
Человек - профессия: успехи в трудовой деятельности являются одним из источников положительных эмоций и уверенности в своих силах, важным условием душевного здоровья.
Рассмотрим каждый вариант. Запишите основные понятия в тетради.
Человек - здоровье.
Правильный выбор профессии прежде всего связан с учетом состояния здоровья. Чтобы предупредить серьезные ошибки, необходимо знать противопоказания по состоянию здоровья. Их вы найдете в специальной таблице в папках на ваших столах (таблица «Ограничение профессиональной пригодности при различных заболеваниях», приложение 2).
Рассмотрим несколько случаев подробно.
Например, у многих подростков отмечаются заболевания органов пищеварения. Определите по таблице факторы, которые могут привести к ухудшению здоровья при этих заболеваниях. Какие профессии подойдут для людей с такими заболеваниями?
Назовите неблагоприятные профессионально-производственные факторы, которые необходимо учитывать при заболеваниях органов зрения.
Если вы все же выберите профессию, связанную с напряжением зрения, то вам необходимо выполнять зрительную гимнастику. Например, такую.
Профессия - здоровье.
По своему влиянию на организм человека все профессии и специальности можно условно разделить на шесть групп.
Первая группа включает профессии, в условиях работы которых полностью отсутствуют НППФ. Таких профессий много: продавец промышленных товаров, менеджер, художник-модельер и т.д. Эти профессии и специальности могут быть рекомендованы всем лицам, имеющим к ним склонность и способности.
Профессии второй группы (например, повар, продавец овощей и фруктов) отличает непостоянное или умеренное воздействие какого-либо одного НППФ. Работа таких специалистов связаны с временным неблагоприятным воздействием на организм человека, например, повышенной или пониженной температуры воздуха, влажности. Следовательно, эти профессии могут быть рекомендованы только тем, у кого нет заболеваний сердечнососудистой системы и органов дыхания, а также отсутствует склонность к простудным заболеваниям.
Третья группа включает профессии и специальности, для которых характерно воздействие не одного, а нескольких НППФ. Поэтому даже если воздействие каждого из них незначительное, то усиливается их взаимодействием. К таким профессиям можно отнести ткачиху (повышенная температура воздуха, запыленность, интенсивный постоянный шум), работника типографии (запыленность воздуха, постоянный шум). Значит, лицам с заболеваниями сердечнососудистой и дыхательной систем, органов слуха данные профессии не могут быть рекомендованы.
К четвертой группе относятся профессии и специальности с тяжелыми и вредными условиями труда, например, сталевар, шахтер, аппаратчик химического производства, водолаз и др. К таким работам допускаются только лица, достигшие 18-летнего возраста.
Пятая группа - это профессии и специальности, связанные с деятельностью, которая проходит чаще всего в обычных условиях, но предметы труда требуют особо бережного отношения со стороны работников, среди которых не должно быть бациллоносителей или лиц с хроническими инфекционными заболеваниями. Это в равной мере относится к таким профессиям, как воспитатель детского сада, повар, кондитер, фармацевт и др.
Шестая группа - это профессии и специальности, требующие повышенного напряжения определенных органов. И если они у человека недостаточно выносливы и здоровы, то такие виды производственной деятельности ему противопоказаны. Например, при нарушении органов зрения противопоказаны профессии оператора ЭВМ, сборщика часов, микросхем, вышивальщицы; органов слуха - стенографистки, звукорежиссера; органов обоняния - повара, парфюмера и т.п.
Этой информацией необходимо руководствоваться, чтобы предупредить серьезную ошибку при выборе профессии и вовремя переориентироваться. Лучше всего получить медицинскую консультацию заблаговременно, поскольку только врач-специалист может дать квалифицированное заключение о профессиональной пригодности.
Динамическая пауза.
Многие профессии связаны с сидячей рабочей позой. Но даже сидя за столом можно выполнять некоторые упражнения, которые помогут снять напряжение и восстановить работоспособность.
-
Руки на поясе, плечи развёрнуты, поднимают пятки, не отрывая пальцев от пола.
-
Через сторону поднять руку вверх, за голову, достать до противоположного уха. Затем в исходное положение. То же другой рукой.
-
Скользя руками по задним ножкам стула, наклоняемся то одну сторону, то в другую плавно, не резко, насколько можно.
-
Повороты корпусом назад. Спинку стула обхватить двумя руками с одной стороны, затем руки на колени. И с другой стороны, насколько можно, поворачиваем корпус.
-
Наклоны головой к одному плечу и к другому. Плавно, не резко, растягиваем мышцы шеи.
-
Руки развести в стороны - вдох. На выдохе обнять себя покрепче.
Кисти к плечам. Круговые движения вперёд и назад. -
Кисти в замок. Вперёд от себя потянуться, выпрямляя руки в локтях. Затем назад к себе, расслабиться.
Человек - профессия.
Проблемы со здоровьем могут осложнить профессиональную деятельность, но и нелюбимая работа может привести человека к нервному срыву, заболеваниям психосоматического характера, потере интереса к жизни, если, конечно, у человека нет других ценностей, кроме карьеры и материального благополучия. Следовательно, работа должна приносить радость, удовольствие, положительные эмоции, что является важным условием душевного здоровья.
Косвенным образом оценить состояние своего душевного здоровья вам поможет методика «Вегетативная лабильность». Вегетативная лабильность - это способность организма адекватно реагировать на необычные воздействия внешней среды.
Прочитайте утверждения и подумайте, насколько они похожи на ваши собственные ощущения. Отметьте совпадения знаком +.
-
Утром мне трудно вставать вовремя, я не чувствую себя бодрым.
-
Мне трудно сосредоточиться, когда я принимаюсь за работу.
-
Когда меня что-то расстроило или когда я чего-то боюсь, то в животе возникает неприятное чувство.
-
Утром я ограничиваюсь лишь чашкой чая или кофе.
-
Я часто мерзну.
-
Когда приходится долго стоять, мне хочется облокотиться на что-нибудь.
-
При резком наклоне у меня кружится голова или темнеет в глазах.
-
Мне становится не по себе, если я нахожусь на большой высоте или в закрытом помещении.
-
У меня часто бывают головные боли.
-
Когда мне надо сосредоточиться, то я могу покачивать ногой, грызть ногти, что-то рисовать и т.п.
-
Обычно я пользуюсь лифтом, потому что мне трудно подниматься по лестнице.
-
При публичном выступлении у меня учащается сердцебиение, перехватывает горло, потеют руки.
-
При неподвижном сидении на одном месте меня одолевает сон.
-
Я знаю, что такое «покраснеть до корней волос».
-
Некоторые события вызывали у меня тошноту или отсутствие аппетита.
Чем больше «нет» (0 - 6), тем меньше у вас поводов для беспокойства о своем здоровье. Больше половины положительных ответов (7 - 9) - сигнал неблагополучия. Обратите внимание на свой образ жизни, режим труда и отдыха.
Если больше, чем в 10 утверждениях говорится о знакомых вам ощущениях, вам следует обратить внимание на свое самочувствие. Если вы намерены выбрать работу, связанную с хроническими нервно-эмоциональными и физическими нагрузками, вам следует проконсультироваться с врачом.
Таким образом, мы рассмотрели взаимосвязь таких понятий, как человек, здоровье, профессия, а также все составляющие выбора профессии с учетом состояния здоровья и возможными медицинскими противопоказаниями.
-
Первичное закрепление знаний.
Работа по карточкам. Давайте проверим, насколько вы хорошо разобрались в вопросе выбора профессии с учетом состояния здоровья. Предлагаю выполнить задание на установление взаимосвязей рассмотренных понятий. Допишите свои пояснения на карточках (приложение 3).
-
Подведение итогов.
Учитывать или не учитывать рекомендации, полученные на уроке - каждый человек решает по-своему.
А что решили наши героини?
А: Привет!
И: Привет! Как дела? Ты обещала рассказать, если у тебя что-то получится с новой работой. Рассказывай!
А: Все получилось! Место работы я поменяла, но осталась дизайнером. Только теперь я ландшафтный дизайнер. За компьютером сижу меньше, часто работаю на открытом воздухе - глаза отдыхают. А у тебя как дела? Что изменилось?
И: Я долго думала о нашем разговоре и решила тоже поискать что-нибудь. И нашла! Раньше о такой профессии даже не слышала, а сейчас просто жизни без нее не представляю.
А: Что же это за профессия?
И: Профессия называется постижёр! Я делаю парики, усы, бороды, стрижки, укладки. Очень интересная работа! Тот же парикмахер, но работаю сидя, ноги практически не болят, есть время здоровьем заняться.
А: Очень за тебя рада! Думаю, мы с тобой все правильно сделали.
И: Желаю успехов на новом месте!
А: Пока!
Как вы думаете, правильно ли поступили девушки? Учли ли они на этот раз состояние своего здоровья? Смогут ли они теперь сделать хорошую карьеру?
-
Рефлексия.
Оцените, насколько успешно прошел урок. Закончите предложения:
-
Было интересно…
-
Я узнала…
-
Было трудно…
-
Меня удивило…
-
Мне показалось важным…
-
Теперь я умею…
-
Я поняла, что…
-
Я попробую…
-
Домашнее задание.
Определите возможные противопоказания для вашей профессии. Напишите сообщение на тему «Здоровье и моя будущая профессия».
Дополнительно: напишите ваши рассуждения по поводу следующих высказываний:
Не горбитесь, заботьтесь о своем скелете - это ведь все, что от нас останется.
Нужно ухаживать за собой, в противном случае будут ухаживать другие.
Тренируй память, чтобы помнить, что ты уже забыл.
Если не бегать, пока здоров, придется побегать, когда заболеешь.
Список информационных источников:
-
Твоя профессиональная карьера: учебное пособие. Под ред. С. Н. Чистяковой. - М: Просвещение, 2005.
-
metodkabi.net.ru
-
do.gendocs.ru/docs/index-329905.html
-
gigabaza.ru/doc/30379.html
Приложение 1.
Карточка «Компоненты здоровья».
Соедините стрелками понятия и определения.
Соматическое здоровье
Ориентация в пространстве и времени; контроль своего поведения; частота и интенсивность общих положительных эмоций.
Социальное здоровье
Способность человека к физической нагрузке.
Душевное (психическое) здоровье
Функционирование органов и систем организма: дыхательной, сердечнососудистой, выделительной, эндокринной и т.д.
Физическое здоровье
Частота общения с друзьями, близкими людьми, т.е. количество и качество социальных связей.
Приложение 2.
Ограничение профессиональной пригодности при различных заболеваниях.
Заболевания
Неблагоприятные производственные факторы
Некоторые рекомендуемые профессии и специальности
Органы зрения
Работы, требующие особо высокой точности, напряжения зрения, ношения защитных очков, значительного физического напряжения, пребывания тела в наклонном положении
Продавец, бармен, оператор птицефабрики, садовод,
слесарь по ремонту автомобилей
Органы слуха
Работа, требующая хорошего слуха и общения с людьми, слухового напряжения, а также связанная со значительным шумом и вибрацией
Чертежник, вышивальщица,
швея-мотористка,
обувщик, цветовод,
фотограф, кондитер
Кожа
Контакт с токсическими и раздражающими кожу веществами, запыленность; неблагоприятный микроклимат; постоянное увлажнение и загрязнение, охлаждение рук
Оператор ЭВМ,
сборщик часов, полупроводников,
инженер-конструктор
Опорно-двигательный аппарат
Длительное пребывание на ногах, подъем и спуск по лестнице, напряженная рабочая поза, значительное физическое напряжение (подъем и перенос тяжестей), работа на высоте, у движущихся механизмов
Сборщик микросхем, телеграфист,
швея-мотористка
Органы дыхания
Неблагоприятный микроклимат, загазованность, запыленность; контакт с токсическими веществами; значительное физическое напряжение, все виды излучения
Контролер-кассир,
цветовод,
оператор станков с числовым управлением, оператор связи,
фотограф
Сердечнососудистая система
Значительное физическое напряжение; неблагоприятный микроклимат; контакт с токсическими веществами; работа на высоте с движущимися механизмами, шум, вибрация
Радиомеханик,
портной,
секретарь-референт, пчеловод
Органы пищеварения
Контакт с токсическими веществами; значительное физическое и нервное напряжение; работа, связанная с нарушением режима питания; вынужденная рабочая поза, предписанный темп работы и невозможность соблюдать режим питания
Сборщик
полупроводников, оператор ЭВМ,
слесарь по ремонту автомобилей,
дизайнер
Почки и мочевыводящие пути
Неблагоприятный микроклимат; контакт с токсическими веществами; вынужденная рабочая поза; работа, связанная с нарушением режима питания, вибрация
Сборщик
полупроводников, оператор ЭВМ,
слесарь по ремонту автомобилей,
дизайнер
Нервная система
Нервно-эмоциональное напряжение; шум и вибрация; неблагоприятный микроклимат; контакт с токсическими веществами, особенно нервнопаралитического действия; работа, связанная с повышенной опасностью травматизма
Резчик по дереву, закройщик,
столяр
Приложение 3.
Установите взаимосвязь понятий человек - здоровье - профессия.