Реализация метапредметного подхода в преподавании истории и обществознания

Обоснование актуальности темы. На актульность темы указывает прежде всего необходимость реализации инновационных изменений в преподавании истории и обществознания. Речь  идет: ·         во-первых, в  освоении новых технологий организации деятельности учеников; ·         во-вторых, в формировании и развитии универсальных учебных действий; ·         в-третьих, в новых подходах к системе оценки достижения планируемых результатов школьников. Цель: опираясь на «Закон об образовании» и реализуя метапредметный подход, развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, способность к труду и жизни в условиях современного мира. Задачи для достижения поставленной цели: ·         Совершенствовать собственную методику преподавания истории и обществознания в рамках метапредметных технологий путем повышения квалификации и изучения теоретического материала. ·         Вооружить учащихся системой знаний, умений и навыков, являющихся базой для формирования и развития универсальных учебных действий. ·         Учить самостоятельно находить и видеть  задачу в окружающей действительности и решать её. Условия для реализации проекта: 1.      Изменение роли учителя: учитель – диагност, понимающий, какова ведущая мотивация данного конкретного ребенка, какие способности у него развиты в большей степени, какие методы обучения  работают на его ближайшую зону развития;  учитель – инженер-конструктор индивидуального образовательного пути ученика;учитель – консультант, сопровождающий процесс образования ученика;учитель – эксперт, оценивающий глубину освоения материала и сформированности универсальных учебных действий. 2.      Изменение содержания образования, использование практики открытых задач, включающей в себя все ключевые понятия, взаимосвязи между ними, методические рекомендации по обучению, теоретический инструментарий для учащихся. 3.      Ломка привычных, рутинных методов педагогического труда, конструирование деятельностных метапредметных сценариев учебных занятий. 4.      Необходимость консультационной методической и психологической поддержки всех участников проекта.
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Реализация метапредметного подхода в преподавании истории и обществознания.

В современной России образование вообще и историко-обществоведческое образование в частности служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан. Начало XXI в. характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп и др. Все это порождает новые требования к образованию молодого поколения.

Результатом школьного образования на современном этапе должно стать формирование у ребенка целостной картины мира, отношения подростка к себе, к другим людям. XXI-й век - это время, когда мало быть «погруженным в «свой» предмет», но необходимо знать особенности и методы конфигурирования с другими типами знаний. Любой педагог-предметник должен быть еще хотя бы немножко полипредметником, метапредметником. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.

В связи с этим особую актуальность сегодня приобретают понятия "метапредмет" и "метапредметное обучение". Это вполне объяснимо, ведь метапредметный подход заложен в основу новых стандартов. Что же такое метапредмет? "Мета" с древнегреческого - означает "стоящее за", "через", "над", то есть выход за рамки собственно предмета. Метапредмет - учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала. Это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. Марина Половкова, заместитель директора Института инновационных стратегий развития образования считает: "Метапредметы пытаются говорить о том, о чём современная школа не умеет - о смысле жизни, о ценности жизни. Это ответ на вопрос: Зачем мне эти знания? Где мне это пригодится?"

Все это предопределило выбор темы исследования: «Реализация метапредметного подхода в преподавании истории и обществознания»

Методологической базой данного инновационного проекта являются исследования Ю.В. Громыко, Н.В. Громыко, А.А. Андрюшкова, О.И. Глазуновой, А.А. Устиловской, ведущих специалистов, работающих в Институте инновационных стратегий развития общего образования при Департаменте образования г. Москвы, в области метапредметных технологий. В контексте мобильности и стремительности развития современной жизни, изменяемости требований к системе образования, идеи этих ученых кажутся нам наиболее значимыми и отвечающими требованиям современной жизни.

Обоснование актуальности темы. На актульность темы указывает прежде всего необходимость реализации инновационных изменений в преподавании истории и обществознания. Речь идет:

  • во-первых, в освоении новых технологий организации деятельности учеников;

  • во-вторых, в формировании и развитии универсальных учебных действий;

  • в-третьих, в новых подходах к системе оценки достижения планируемых результатов школьников.

Цель: опираясь на «Закон об образовании» и реализуя метапредметный подход, развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, способность к труду и жизни в условиях современного мира.

Задачи для достижения поставленной цели:

  • Совершенствовать собственную методику преподавания истории и обществознания в рамках метапредметных технологий путем повышения квалификации и изучения теоретического материала.

  • Вооружить учащихся системой знаний, умений и навыков, являющихся базой для формирования и развития универсальных учебных действий.

  • Учить самостоятельно находить и видеть задачу в окружающей действительности и решать её.

Условия для реализации проекта:

  1. Изменение роли учителя:

  • учитель - диагност, понимающий, какова ведущая мотивация данного конкретного ребенка, какие способности у него развиты в большей степени, какие методы обучения работают на его ближайшую зону развития;

  • учитель - инженер-конструктор индивидуального образовательного пути ученика;

  • учитель - консультант, сопровождающий процесс образования ученика;

  • учитель - эксперт, оценивающий глубину освоения материала и сформированности универсальных учебных действий.

  1. Изменение содержания образования, использование практики открытых задач, включающей в себя все ключевые понятия, взаимосвязи между ними, методические рекомендации по обучению, теоретический инструментарий для учащихся.

  2. Ломка привычных, рутинных методов педагогического труда, конструирование деятельностных метапредметных сценариев учебных занятий.

  3. Необходимость консультационной методической и психологической поддержки всех участников проекта.

Объект исследования: содержание образовательного процесса в школе.

Предмет исследования: метапредметная направленность содержания образования как средство обеспечения общекультурного, личностного и познавательного развития ребенка.

Гипотеза. Традиционные средства и способы педагогической работы не позволяют ориентировать школу на формирование личности, интегрированной в общество, мотивированной к самообразованию, обладающей информационной культурой. В условиях перехода на ФГОС нового поколения эффективность образовательного процесса повысится, если:

во-первых, в качестве одного из его важнейших средств используется метапредметное содержание;

во-вторых, проектно-исследовательская деятельность обучающихся позволяет сформировать у них универсальные/метапредметные умения и навыки.

Методы и методики проверки гипотезы

1.Теоретический анализ педагогической, психологической и методической литературы по проблеме.

2.Социологические методы: анкетирование, тестирование, наблюдение.

3.Метод системного анализа объекта исследования.

4.Метод проектирования и моделирования.

5.Метод педагогического эксперимента.

Основными результатами инновационной работы должны стать:

1. Модель метапредметного образовательного процесса и алгоритм разработки и проведения метапредметного учебного занятия.

2. Комплекс метапредметных учебных занятий для обучающихся 5-7 классов.

3. Методические рекомендации по метапредметному обучению в современной школе.

4. Результативность участия обучающихся в дистанционных метапредметных олимпиадах, конкурсах.



© 2010-2022