• Преподавателю
  • Технология
  • Предметная олимпиада по трудовому обучению и социально-бытовой ориентации для учащихся 6 – 9 классов коррекционной школы VIII вида (дидактический раздаточный материал)

Предметная олимпиада по трудовому обучению и социально-бытовой ориентации для учащихся 6 – 9 классов коррекционной школы VIII вида (дидактический раздаточный материал)

Представлены занимательные упражнения по трудовому обучению и социально-бытовой ориентации для учащихся 6 – 9 классов коррекционной школы VIIIвида. Такие задания можно использовать при проведении итогового урока, и при проведении предметной олимпиады, в классе, школе, городе, области,  стране. В 2014 году проводился  Всероссийский конкурс по предметным олимпиадам, в которых приняли участие дети с ОВЗ со всей России: Приморский край, республика Бурятия, республика Чувашия, г. Челябинск, г. Светло...
Раздел Технология
Класс 9 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Алёнкина Ольга Арнольдовна


Олимпиада по трудовому обучению и социально-бытовой ориентации: (Максимальное количество баллов = 35)

(Для учащихся с особыми образовательными возможностями

6 - 9 классы)

Ф.И.ребенка____________________________________ Дата рождения___________________

Ф.И.О. педагога _______________________________________________________________________________

Учреждение (полное название) _____________________________________________________

________________________________________________________________________________

E-mail педагога (родителя) ________________________________________________________

Почтовый адрес _________________________________________________________________

________________________________________________________________________________


Задания для обязательного выполнения:


  1. Прочитай внимательно рассказ, найди и подбери «ключик» для разгадки кроссворда (начни с первого предложения со слова весна) (до 4 баллов) ______

Наступила весна. Нужно строить дом для скворцов. В прошлом году Ваня и Вася попробовали сделать скворечник, да только скворцы в нем жить не стали. Со щелями оказался домик, и гвозди внутри торчали. Теперь Вася и Ваня решили работать не торопясь, знают, что доска нужна сухая. Сушили ее всю зиму. По такой рубанок в Васиных руках бежит весело, стружки-кудряшки в стороны разбрасывает. А как пахнет стружкой. Потом пила и метр за дело принялись. Сколачивали ребята скворечник вместе.

Старались, чтобы ни один гвоздь острием внутрь не вылез. Это необходимо! Молоток - у Вани, а Вася доски придерживает и гвозди подает. Хороший скворечник получился! Осталось его на дерево привязать! Живите скворцы!


5,6


1

е

с

н

а

3

8

2





9


4




  1. Прочитай «крылатые выражения». Письменно дай ответ, что они означают (до 3 б.) _______

Делу время и потехе час - .............................................................................................

......................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

От доски до доски - ........................................................................................................

......................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Путевка в жизнь - ..........................................................................................................

......................................................................................................................................................................................................................................................................................................................


  1. Прочитай рассказ. Вставь слова подходящие по смыслу. Будь модельером! Нарисуй модную одежду мужскую и женскую (до 3 баллов) ______

Мода - это образы форм ...................., которые носят в определённый период ......................... Мода господствует короткое время, быстро............................ Модными могут быть предметы ............................и произведения искусства. Есть профессии, которые связаны с модой: .......................... и........................ Не каждому подходит всё, что модно. Того же, кто во всём следует моде, называют..............................





  1. Распредели данные предметы по трем группам. Нарисуй по одному предмету в каждой группе (до 2 балла) _______

Сарафан, пальто, сандалии, шляпа, панама, брюки, босоножки, кепка, кроссовки, тапочки, плащ, фуражка, юбка, кеды, шапка, валенки, рубашка, туфли, кофта, куртка, косынка, трико, сорочка, футболка, шлепки, пиджак, унты, жилет, шорты, сланцы, майка.

...............................................

..............................................

.............................................. ...............................................

..............................................

...............................................

..............................................

.............................................. ...............................................

..............................................

...............................................

..............................................

.............................................. ...............................................

..............................................




  1. Рассмотри рисунки, на них изображены утюги. Напиши название этих утюгов и их применение (до 3 баллов)_______


Предметная олимпиада по трудовому обучению и социально-бытовой ориентации для учащихся 6 – 9 классов коррекционной школы VIII вида (дидактический раздаточный материал)

Предметная олимпиада по трудовому обучению и социально-бытовой ориентации для учащихся 6 – 9 классов коррекционной школы VIII вида (дидактический раздаточный материал)

Предметная олимпиада по трудовому обучению и социально-бытовой ориентации для учащихся 6 – 9 классов коррекционной школы VIII вида (дидактический раздаточный материал)

Предметная олимпиада по трудовому обучению и социально-бытовой ориентации для учащихся 6 – 9 классов коррекционной школы VIII вида (дидактический раздаточный материал)

Предметная олимпиада по трудовому обучению и социально-бытовой ориентации для учащихся 6 – 9 классов коррекционной школы VIII вида (дидактический раздаточный материал)

.............................

.............................

..........................................................

..............................

.............................

.............................

.............................

.............................

.............................

..........................................................

.............................

.............................

.............................

.............................

................................

................................

................................

................................

  1. Какие инструменты изображены на рисунке, запиши и опиши, что ими делают (до 1 б.)

    Предметная олимпиада по трудовому обучению и социально-бытовой ориентации для учащихся 6 – 9 классов коррекционной школы VIII вида (дидактический раздаточный материал)

    ………………………………………………..

    ………………………………………………..

    ………………………………………………..

    ………………………………………………..

    ………………………………………………..

    ………………………………………………..

    ………………………………………………..

    ………………………………………………..

    ………………………………………………..

    ………………………………………………..

    ………………………………………………..

    ..........................................................................

  2. Из каких литературных произведений взяты отрывки. Ответь по плану:

  • запиши произведение;

  • автор;

  • главный герой;

  • профессия (до 4 балла) _______.


  • … Пришел с Урженского озера Ваня Малявин и принес завернутого в рваную ватную куртку маленького теплого зайца. Заяц плакал и часто моргал красными от слез глазами…

- Ты что, одурел? - крикнул ветеринар. - Скоро будешь ко мне мышей таскать!

- А вы не кричите, это заяц особенный, - хриплым шепотом сказал Ваня. - Его дед прислал, велел вылечить. Он его из горящего леса вывел.

...........................................................................................................................................................

  • Но сжата, - полегче им стало! Свекровь ее тут же, старушка,

Возили снопы мужики, Трудилась; на полном мешке

А Дарья картофель копала Красивая Маша, резвушка,

С соседних полос у реки. Сидела с морковкой в руке…

...........................................................................................................................................................


  • В некотором царстве, в некотором государстве жил да был старик со старухою, и был у них сын Мартынка. Всю жизнь старик занимался охотой, тем самым кормился и семью кормил. Пришло время - заболел старик и умер. Мартынка с матерью потужили-поплакали, да делать-то нечего…

...........................................................................................................................................................

Крякнул мастер осторожно,

Краской густо залился.

- То есть как же так нельзя?

То есть вот как даже можно!..

Сразу шубу с плеч - рывком,

Достает инструмент.- Ну-ка...

Печь голландскую кругом,

Точно доктор, всю обстукал.

...........................................................................................................................................................


  • Король и верить не хотел. Так он спор царю нашему и проиграл, не соврешь ведь, что привык перчатки свои в салатах кушать. Повару чин дали генеральский, а салат его с той поры по всему миру знаменитым сделался под названием «Оливье». Только нет, говорят, теперь в нем того знаменитого вкуса. Еще бы, где ж на всех королевских перчаток напасешься.

...........................................................................................................................................................

Что за дым над головой?

Что за гром над мостовой?

Дом пылает за углом.

Что за мрак стоит кругом?

Ставит лестницы команда,

От огня спасает дом.

...........................................................................................................................................................


  • …. Жил-был на свете почтальон. Он очень любил разносить письма и посылки. Особенно большие письма и большие посылки. Он их просовывал в дверную щель. Знаете, делают на входной двери такую щель, чтобы через нее бросать письма и газеты? Вместо ящика.

Чем больше письмо и чем меньше щель, тем интереснее - так считал почтальон. Конечно, слишком большие письма приходили иногда помятыми, и их трудно было читать. И люди спрашивали почтальона:

- Почему вы не постучите в дверь, когда должны передать большой пакет?...

...........................................................................................................................................................


  • ... Ночь в лесу слышно, как медленно падают мертвые листья. Пчёлы больше не вылетают, не собирают пыльцу. Дедушка Игнат глиной замазал в ульях летки.

Сняли в саду налитую пахучую антоновку, сложили в ровные грудки. Красный среди жёлтых, упавший с яблони лист кажется, издали подосиновиком…

...........................................................................................................................................................


  1. Рассмотри рисунки. Выполни задание по плану: (до 5 баллов) ____________


  • работа со словарем, значение слов;

  • орудия труда (2-3 инструмента);

  • запиши по три слова (прилагательных) характеризуя людей данной профессии;

  • условия работы.

Предметная олимпиада по трудовому обучению и социально-бытовой ориентации для учащихся 6 – 9 классов коррекционной школы VIII вида (дидактический раздаточный материал)

Предметная олимпиада по трудовому обучению и социально-бытовой ориентации для учащихся 6 – 9 классов коррекционной школы VIII вида (дидактический раздаточный материал)

Предметная олимпиада по трудовому обучению и социально-бытовой ориентации для учащихся 6 – 9 классов коррекционной школы VIII вида (дидактический раздаточный материал)

Электрик -............................

...............................................

............................................... ...............................................

............................................... ...............................................

Токарь -....................................

.................................................

................................................. ..................................................

.................................................. .................................................

Сварщик -............................

...............................................

............................................... ...............................................

............................................... ...............................................

Предметная олимпиада по трудовому обучению и социально-бытовой ориентации для учащихся 6 – 9 классов коррекционной школы VIII вида (дидактический раздаточный материал)

Предметная олимпиада по трудовому обучению и социально-бытовой ориентации для учащихся 6 – 9 классов коррекционной школы VIII вида (дидактический раздаточный материал)

Предметная олимпиада по трудовому обучению и социально-бытовой ориентации для учащихся 6 – 9 классов коррекционной школы VIII вида (дидактический раздаточный материал)

Монтажник-высотник -....

...............................................

............................................... ...............................................

............................................... ...............................................

Металлург -...........................

.................................................

................................................. .................................................

................................................. .................................................

Шахтёр -..............................

............................................... ...............................................

............................................... ...............................................

..............................................


  1. Прочитай текст, поставь недостающие знаки препинания. Подчеркни названия всех инструментов. Нарисуй пять любых инструментов, о которых идет речь и подпиши их (до 4 баллов) _______


В мастерской

У моего отца была столярная мастерская. Большую ее часть занимал деревянный верстак. Около верстака на подоконнике стояли банки с гвоздями шурупами карандашами. На стенах висели ножовки лобзики разной величины. В специальные отверстия были вставлены стамески долота отвертки. На полках стояли рубанки фуганки. В ящиках лежали молотки, клещи, коловороты. Живой, сладкий аромат свежих стружек смолы клея наполнял мастерскую и просачивался в дом.





...........................

...........................

...........................

...........................

...........................


  1. Работа с деформированным текстом, составь предложения, подчеркни названия профессий (3 балла) _______

Бухгалтер, начислять, заработная, рабочим, плата

................................................................................................................................................................

На, трудиться, ферме, доярка, добросовестно

................................................................................................................................................................

Выполнять, ателье, швея, заказы, старательно, клиентов.

................................................................................................................................................................

Больному, укол, медсестра, ставит

................................................................................................................................................................

Животных, ветеринар, осматривает, лечит, и

................................................................................................................................................................

На, овец, лугу, отару, чабан, пасет

................................................................................................................................................................

Едет, дальняя, водитель, командировка, в, грузовик

................................................................................................................................................................

Перроне, веселая, встречает, нас, проводница, на

................................................................................................................................................................


  1. Напиши пять пословиц, поговорок о труде человека (до 3 баллов) ______

................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

…………………………………………………………………………………………………………



Задание повышенной трудности:


  1. Напиши по 5 устойчивых оборотов со словами: голова, нос, глаза, ухо, зуб, язык, рука, нога (до 5 баллов) _____


Голова: (Как снег на голову)

..........................................................................

..........................................................................

..........................................................................

..........................................................................

..........................................................................

Нос: (Держать нос по ветру)

..........................................................................

..........................................................................

..........................................................................

..........................................................................

..........................................................................

Глаза: (С глазу на глаз)

..........................................................................

..........................................................................

..........................................................................

..........................................................................

..........................................................................

Ухо: (Держать ухо востро)

..........................................................................

..........................................................................

..........................................................................

..........................................................................

..........................................................................

Зуб: (Ни в зуб ногой)

..........................................................................

..........................................................................

..........................................................................

..........................................................................

.........................................................................

Язык: (Язык без костей)

..........................................................................

..........................................................................

..........................................................................

..........................................................................

..........................................................................

Рука: (Как без рук)

..........................................................................

..........................................................................

..........................................................................

..........................................................................

.........................................................................

Нога: (Сбиться с ног)

..........................................................................

..........................................................................

..........................................................................

..........................................................................

..........................................................................

Количество баллов:


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Всего





Ответы:

  1. Доска. 2. Скворечник. 3. Гвоздь. 4. Дерево. 5. Метр. 6. Молоток. 7. Весна. 8. Пила. 9. Рубанок.

  2. Делу время и потехе час - это выражение взято из указа царя Алексея Михайловича. Вместо и со временем стали употреблять а. От доски до доски - как известно, раньше книги переписывали от руки, чернилами служил буровато-черный сок дубовых орешков. У старых книг переплеты были массивные. Их делали из целого куска доски и обтягивали кожей. Прочитать всю книгу от начала до конца - значит прочитать ее «от доски до доски». Путевка в жизнь - то, что открывает дорогу кому-либо или чему-либо, предоставляет право, возможность полезного существования, свидетельствует о пригодности к использованию.

  3. Одежды, времени, меняется, быта, модельер, модель, модником.

  4. Самостоятельная работа.

  5. Сковорода, рубель, чугунный утюг, духовой утюг, паровой утюг. Сковородка - в нее насыпали горячих углей, и, взявшись за ручку, ею гладили. Рубель - рифленая доска с рукоятью на конце. На валик наматывали постельное белье, а затем катали по нему рубель.

Первое письменное упоминание об утюге нашли в книге записей царицы Евдокии - супруги государя Михаила Федоровича Романова. Запись сделана в 1636 г. В XVIII в. утюги, в основном, отливали на Демидовском заводе. Самый популярный из всех утюгов - духовой. Он топился углем. Крышка окидывалась для загрузки угля, а по бокам были отверстия-«иллюминаторы».

В конце XIX в., когда химики открывали новые вещества, изобретатели заменили уголь на спирт, газ, керосин. Настоящий переворот в государстве утюгов произвел электрический утюг. Спираль, нагревающая подошву утюга, - вот и вся его конструкция. В первых электрических утюгах не было увлажнителя. В конце прошлого века две жительницы Германии получили патент на утюг, к носу которого на маленькой площадке крепился стаканчик с водой. Самая лучшая конструкция увлажнителя появилась в шестидесятые годы. Пар просто выходил через отверстия в подошве утюга.

  1. Лопата, пила, молоток, мастерок, рубанок, ножовка, топор, ножницы.

  2. К. Паустовский. «Заячьи лапы», мальчик и зайчик, ветеринар; Н. Некрасов. «Мороз Красный Нос», хлебороб, овощевод; Волшебное кольцо (Русская народная сказка), охотник; А Твардовский, «Ленин и печник», печник; С. Гришунин «Повар Оливьёв», повар; С. Михалков. «Дядя Степа», пожарник; Д. Биссет. «Почтальон и поросенок», почтальон; И Соколов-Микитов «Золотая Осень», пчеловод;

  3. Электрик - специалист в области электричества, электротехники. Токарь - рабочий - специалист по механической обработке твердых материалов, по токарному делу, токарь по металлу, токарь по дереву. Токарь - фрезеровщик. Сварщик - рабочий, занимающийся сваркой. Монтажник-высотник - строитель высотных сооружений. (Верхолаз). Металлург - специалист по металлургии и металлургическому производству. (Сталепрокатчик, сталеплавильщик, сталелитейщик, сталевар, доменщик, мастер огненных дел, мартенщик, мартеновец, люди огненной профессии). Шахтёр - горнорабочий, работающий в шахтах.

  4. Самостоятельная работа.

  5. Самостоятельная работа.

  6. Самостоятельная работа.

  7. Голова: морочить голову, голова идет кругом, сломя голову, не сносить головы, потерять голову. Нос: задирать нос, вешать нос, водить за нос, зарубить на носу, клевать носом. Глаз: мозолить глаза, хлопать глазами, пускать пыль в глаза, хоть глаз выколи, как бельмо на глазу. Ухо: пропустить мимо ушей, покраснеть до ушей, медведь на ухо наступил, развесить уши, ушки на макушке. Зуб: скалить зубы, зубы заговаривать, положить зубы на полку, иметь зуб, говорить сквозь зубы. Язык: острый на язык, тянуть за язык, злые языки, язык проглотить, найти общий язык. Рука: легкая рука, из рук вон плохо, мастер на все руки, умывать руки, сидеть, сложа руки. Ноги: со всех ног, встать на ноги, падать с ног, идти в ногу, путаться под ногами.

Литература:


  1. Алёнкина, О.А. Профессионально-трудовая социализация молодежи / О.А. Аленкина, Т.В. Черникова. - М.: Глобус, 2009.

  2. Алёнкина, О.А. Профильное обучение в коррекционной школе // Модернизация управления образовательным учреждением / О.А. Алёнкина [и др.]; под ред. В.В. Серикова, Т.В. Черниковой. - М. : АПК и ППРО, 2004. - С. 73-79.

  3. Азбука. Учимся читать, играя!: учеб. - метод. пособие / О.А. Алёнкина. -.М.: Планета, 2013. - 104 с.

  4. Бгажнокова, И.М. Мир истории. 6 класс : учеб. для спец. (коррекц.) общеобразоват. учреждений VIII вида / И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова. - 2-е изд. - М.: Просвещение. 2013. - 207 с.

  5. Бгажнокова, И.М. История Отечества. 7 класс : учеб. для спец. (коррекц.) общеобразоват. учреждений VIII вида / И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова. - М.: Просвещение. 2012. - 224 с.

  6. Баранников, И.В. Картинный словарь русского языка: Для учащихся начальных классов. - 2-е изд., дораб. - СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1993. - 223 с.

  7. Волина, В. В. Веселая грамматика. - М.: Знание, 1995. - 336с.

  8. Гилевич, И.М., Зикеев, А.Г., Коровин, К.Г. Учебное пособие для учащихся подготовительных классов коррекционных образовательных учреждений I и II видов. - М.: «Просвещение». - 1999 г.

  9. Делу время, потехе час: Стихи, рассказы, пословицы, песни, приметы/Рис. Л. Кузнецова. - Переизд. - М.: Дет. лит., 1988. - 32с.: ил.

  10. История России: учеб. для 7 кл. специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. - М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. -312 с.

  11. Маршак, С.Я. Веселая азбука. -- М., 1986.

  12. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажногковой. - М. : Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2012. - 181 с. - (Коррекционная педагокика)

  13. Пословицы, поговорки, загадки народов России /сост. М.П. Филипченко. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 378 с. - (Мудрость тысячилетий).

  14. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для детей и педагогов/сост. Тарабарина Т.И., Елкина Н.В. - Ярославль: «Академия развития», 1998. - 224 с.

  15. Перова, М.Н. Математика : учеб. для 4 кл. спец. (коррекц.) общеобразоват. учреждений VIII вида / М.Н. Перова. - 5-е изд. испр. - М.: Просвещение, 2007. 231с.

  16. Перова, М.Н., Капустина Г.М. Математика : учеб. для 4 кл. спец. (коррекц.) общеобразоват. учреждений VIII вида / М.Н. Перова., Г.М. Капустина. - М.: Просвещение, 2004. 224с.

  17. Пузанов, Б.П. История России : учеб. для 8 кл. спец. (коррекционных) общеобразоват. учреждений VIII вида / [Б.П. Пузанов и др.]. - М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2008. -311 с.

  18. Пузанов, Б.П. История России : учеб. для 9 кл. спец. (коррекц.) общеобразоват. учреждений VIII вида / [Б.П. Пузанов и др.]. - М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2005. -311 с.

    1. Сборник загадок: пособие для учителя / Сост. М.Т. Карпенко. - М.: Просвещение, 1988.

    2. Сиварева, Т. Посмотри вокруг. Ростов-на-Дону. ООО ТИК «Антураж».-2011

  19. Трофимова, М.В., Тарабарина, Т.И. И учеба, и игра: ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. Популярное пособие для родителей и педагогов/Художники Г.В. Соколов, В.Н. Куров. - Ярославль: «Академия развития», 1997. - 240 с.

  20. Чтение: учеб. для 7 кл. спец. (коррекционных) образоват. учреждений VIII вида / Авт. сост. З.Ф. Малышева. - М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2005. -287 с.

  21. Что такое. Кто такой: детская энциклопедия. В 3 т. Т. 1. А-Ж /сост. В.С. Шергин, А. И. Юрьев. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: АСТ, 2007. С - 519

  22. 1000 загадок. Для детей 3-6 лет. - М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2011. - 240с. - (Серия «Программа развития и обучения дошкольника»)

  23. Электронный носитель - Viki.rdf.ru

Иллюстрации: Абуткина Н.Ю., Алёнкина О.А., Алёнкина О.М.


© 2010-2022