Урок на тему Последовательность изготовления деталей из древесины 5 класс

Раздел Технология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5 класс

Тема урока: Последовательность изготовления деталей из древесины.

Оборудование: Технологическая карта. Мультимедийное оборудование. Учебник технологии В.Д. Симоненко, верстак, линейка, карандаш, рубанок, деревянная заготовка

Планируемые результаты

  1. Предметные - учащиеся научатся выполнять последовательность составления технологической карты по выданному учителем образцу детали. Метапредметные (УУД): регулятивные - преобразовывать практическую задачу в познавательную, коммуникативные - умение работать в группе при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем, познавательные - что такое технологическая карта и технологический процесс?

  2. Личностные - умение провести самоанализ выполненной работы, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.

Основные понятия: Производственный процесс, технологический процесс, технологическая операция, технологическая карта, технолог.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Готовность учащихся к уроку. Ввод в мастерскую.

  1. Повторение пройденного материала.


  • Для чего выполняют разметку?

  • Какими инструментами производят разметку заготовок из древесины?

  • Каково назначение базовой линии, поверхности?

  • В чем смысл применения шаблона при разметке?

  • Как с помощью столярного угольника перевести ри­ску на соседнюю грань заготовки?

  • В чем заключается смысл пиления древесины?

  • Как правильно выбрать пилу для работы? Поясните
    примерами.

  • Для чего разводят зубья пилы?

  • Почему для пиления влажной древесины развод
    зубьев должен быть больше, чем для пиления сухой?

  • Чем удобны стусла?

Изложение программного материала.

В школьных мастерских изготавливают детали и сборочные единицы.

Деталь является изделием из однородного материала без применения сборочных операций (например, шип, шкант, винт и т.п.). В детали можно выделить элементы, имеющие опреде­ленное значение, например отверстия, выступы, углубления и др.

Сборочная единица состоит из нескольких деталей. Процесс соединения деталей между собой называется сборкой.

Каждое изделие имеет свою конструкцию, т. е. определенное устройство. Материалы, из которых изготовлены изделия (древеси­на, металлы, пластмассы и др.), называют конструкционными.

Перед изготовлением изделия надо внимательно изучить его конструкцию: уяснить форму, размеры, число деталей и способы их соединения, число элементов и др.

При изготовлении изделия используют рабочие и контрольно-измерительные инструменты. Рабочие инструменты предназначе­ны для обработки материалов (например, ножницы, молоток). Контрольно-измерительные инструменты служат для определения размеров и проверки точности изготовления изделия (например, линейка, угольник). При обработке материалов используют также приспособления - устройства, которые облегчают работу. Напри­мер, при пилении древесины применяют упор.

Для изготовления каждого изделия необходим технологический процесс, т. е. часть производственного процесса по превращению заготовки в готовую продукцию. Он состоит из технологических операций.

Операция является законченной частью технологического процесса, выполняемой на одном рабочем месте.

Разработка технологического процесса начинается с изучения чертежа детали. Изучая чертеж, определяют форму и размеры заготовок, материал, из которого изготавливают деталь, припуски (дополнительный слой поверхности заготовки, подлежащий удале­нию при обработке). Затем определяют последовательность обработки, подбирают необходимые инструменты и приспособле­ния.

Технологический процесс оформляется в виде технологической карты , т. е. документа, в котором указана последователь­ность выполнения операций, дано графическое изображение технологической операции, перечислены инструменты и приспо­собления, необходимые для выполнения данной операции. Пра­вильно составить технологическую карту - значит выбрать наибо­лее правильный путь изготовления изделия, сэкономить время, материал.

Изготовление изделия начинают с выбора заготовки, т. е. мате­риала (доска, брусок, фанера и т. п.), который будут обрабатывать для получения детали. На детали выбирают базовую сторону, т. е. наиболее ровную поверхность, от которой затем ведут разметку и обработку.

  1. Практическая часть.

Учащиеся тренируются в составлении плана на изготовление деревянной указки.

План работы по изготовлению изделия обычно пре­дусматривает следующие действия:

  1. Определить по образцу или графической докумен­тации формы и размеры изделия.

  2. Выбрать материал для изделия и подготовить за­
    готовку с учетом припуска на обработку.

Заготовка - это материал, из которого путем обра­ботки получают готовую деталь.

Припуск на обработку - это часть материала, подле­жащая удалению.

  1. Выбрать оборудование, приспособления, инстру­менты, необходимые для работы.

  2. Продумать последовательность действий от нача­ла работы до получения готовой детали и изделия.

При выполнении работы необходимо строго соблю­дать меры безопасности и правила пользования инстру­ментами.

Изготовление изделия.

  1. Текущий инструктаж.

Учитель следит за правильностью выполнения операции по изготовлению изделия. Исправляет типичные ошибки.

  1. Закрепление пройденного материала.

  • Для чего необходимо планировать работу по изготов­лению изделий?

  • Для каких целей используются технологические карты?

  • Для чего нужны припуски на обработку?

  • К чему может привести нарушение последователь­ности выполнения операций при изготовлении из­делия?

  1. Заключительная часть.

Окончание выполнение работы. Указания на сделанные ошибки.

Сравнение работ учеников .Самооценка своих работ.

Уборка рабочих мест и помещения мастерских.

© 2010-2022