Методическая разработка урока на тему Здоровое питание

     Методическая разработка урока "Здоровое питание" направлена на пропаганду здорового образа жизни среди обучающихся. Проблема сохранения и укрепления здоровья страны сегодня актуальна и глобальна. Особую тревогу вызывает ухудшение здоровья подрастающего поколения. Поэтому знание основ здорового образа жизни - наиболее верный путь решения проблемы здоровья всего населения.                                                         Социальная проблема, на решение которой направлена методическая р...
Раздел Технология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка урока: «ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ»

Автор: учитель технологии Перединко Марина Николаевна

Цель урока:1.- актуализировать знания учащихся о значении пищи, сформировать понятие «здоровое питание»,

2. - развивать умение анализировать, сопоставлять, делать выводы

3. - убедить учащихся в необходимости наблюдать и анализировать своё состояние здоровья, способствовать формированию здорового образа жизни.

Возрастная категория: ученики 11-12лет.

Условия осуществления мероприятия: кабинет технологии.

Форма урока: Объяснение нового материала, комбинированный урок.

Задачи урока:

  • Образовательные - способствовать расширению представления о здоровом питании и формированию умений систематизировать и анализировать информацию, которую учащиеся получают на уроках технологии и из средств массовой информации.

  • Развивающие - развивать творческое мышление учащихся, умение излагать свое мнение, обсуждать, делать выводы, сотрудничать, работать с источниками информации.

  • Воспитательные - воспитывать чувство ответственности за своё состояние здоровья и других.

Формы работы:

Фронтальная беседа.

Методы обучения:

Объяснительно-иллюстративный, самостоятельная (лабораторная) работа.

Межпредметные связи: биология

Сохраняющие здоровье технологии (валеологический компонент): физкультминутка, музыкальное сопровождение.

Средства обучения:

Учебники, таблицы, раздаточный материал, компьютер, экран, проектор.

Методическая разработка урока на тему Здоровое питание ПЛАН УРОКА:

I. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку. Отметить отсутствующих.

II. Теоретическая часть урока.

Учитель: Давайте выясним: что такое здоровье?

Ответы: Здоровье - это отсутствие болезней, это состояние физического, психического и социального благополучия.

Обобщает ответы учитель, используя презентацию (Приложение 1).

Учитель: А от чего зависит здоровье человека?

Ответы: Наследственность, экология, питание….

Учитель:(Объявление темы и плана урока)

Объяснение нового материала:

Для того чтобы жить, человеку нужно питаться. Это физиологическая потребность. Но не вся пища, которой мы утоляем голод, нужна и полезна организму.

Пища «строит» организм и дает ему энергию.В пище содержится около 600 разных химических веществ, из которых более 90% обладают лечебными свойствами. Чтобы правильно использовать эти свойства пищевых продуктов, надо знать их химический состав и пищевую ценность.

Запишите тему урока, а затем - следующий текст: Кулинария (от латинского culina - «кухня») - это искусство приготовления вкусной и питательной пищи. Родиной кулинарии считается Азия.

Беседа по теме:

Учитель: -Какие вещества входят в состав пищи?

Ответы учеников: - Белки, жиры, углеводы

Учитель: Но в пище присутствуют и другие компоненты, не менее важные, влияющие на развитие организма, на восполнение его энергетических затрат. Это витамины, вода, минеральные вещества, а также органические кислоты, дубильные вещества, пигменты и фитонциды. (Демонстрация плаката «Правильное питание») (Приложение № 2)

Ученики делают записи в тетрадь и схематические зарисовки:

Белки - это биологические вещества живых организмов.Они служат для обновления клеток человеческого тела.Белки бывают растительного происхождения (рис, соя, крупа, хлеб, орехи, грибы) и животного происхождения (мясо, рыба, молоко, яйца). Человеческий организм усваивает белок, поступающий с пищей почти на 100%.Суточная норма потребления белка зависит от физической нагрузки и возраста человека. Следует регулировать поступление белков в организм. Так, их избыток приводит к накоплению в организме шлаков(ненужных веществ), снижению иммунитета, инфекционным заболеваниям, а недостаток - к тяжелым заболеваниям.

Демонстрация на экране таблицы: «Содержание белка в 100 г продуктов»(Приложение 3).

Учитель: Следующие вещества, которые входят в состав пищи это жиры.

Ученики делают записи в тетрадь и схематические зарисовки:

Жиры - это тоже источник энергии. Они предохраняющий организм от охлаждения, регулируют обменные процессы в клетках. Жиры бывают растительного и животного происхождения. Жиры растительного происхождения - это подсолнечное масло (отжимаемое из семечек подсолнечника); Оливковое масло (добываемое из плодов маслины-вечнозеленого южного дерева). За последние годы распространенным стало соевое масло, которое добывают из зерен сои.Основные плантации сои находятся в Китае и США.

Учитель: - Какими по своей консистенции являются жиры растительного происхождения?

Ответы учеников: Жидкими.

Учитель: - Какими по консистенции являются жиры животного происхождения?

Ответы учеников: Твердыми.

Учитель:Жиры животные получают из жировых тканей или молока некоторых животных. Говяжий, бараний, свиной и некоторые другие животные жиры - продукт, который используют во время приготовления пищи. Жир,выделяемый из молока коровы, идет на изготовление масла.

Жиры улучшают вкус пищи и вызывают чувство сытости. Однако они трудно сгорают в организме, поэтому могут накапливаться в нем и при переедании вызывать ожирение.

Суточная норма потребления жиров - 80-100г, причем 20-25г из них - жиры растительного происхождения.

Демонстрация на экране таблицы: «Содержание жира в 100 г продуктов» (Приложение 4).

Учитель: Следующие вещества, которые входят в состав пищи это углеводы.

Ученики делают записи в тетрадь и схематические зарисовки:

Углеводы - важнейший компонент пищевого рациона, они обеспечивают клетки энергией, входят в состав клеточных оболочек, участвуют в защитных реакциях организма(иммунитет). Углеводы составляют значительную часть растительной пищи.Представители углеводов - сахар, крахмал, целлюлоза. Углеводы хорошо усваиваются организмом, при этом почти не затрачивая энергию. Поэтому людям с ослабленным здоровьем рекомендуют мед и фрукты.Глюкоза - главный поставщик энергии для мозга.Клетчатка содержится в капусте, моркови,редисе, баклажанах, салате.

Демонстрация на экране таблицы: «Содержание углеводов в 100 г продуктов» (Приложение 5).

Методическая разработка урока на тему Здоровое питаниеВитамины - это вещества, необходимые нам для роста и жизнеспособности. Они усиливают сопротивляемость организма болезням и повышают его тонус. Витамины поступают с пищей растительного и животного происхождения.

Минеральные вещества в небольших количествах входят во все продукты питания.Насчитывается более30 минералов и микроэлементов, без которых невозможно нормальное функционирование организма.

Вода является важным компонентом питания. Она жизненно необходима организму для переваривания пищи, выведения вредных веществ и поддержания нормальной температуры тела.

Очень важно, чтобы в организм человека попадала только чистая вода.К сожалению водопроводная вода не является идеальной питьевой водой. Очистить воду можно с помощью простых устройств -специальных фильтров для воды.

Демонстрация на экране различных фильтров для воды.( Приложение № 6)

Для того, чтобы пища приносила наибольшую пользу, необходимо принимать ее в определенное время, т.е. соблюдать режим питания. Вдень рекомендуется пять приемов пищи: завтрак, второй завтрак, обед, полдник и ужин. Завтрак - один из главных приемов пищи. Он снабжает организм энергией для успешной учебы и занятий спортом. Для второго завтрака и полдника нужно выбирать полезную и питательную пищу - свежие или сушеные фрукты, овощи, йогурт, творог, хлеб, сок.

Ученики делают запись в тетрадь.

Методическая разработка урока на тему Здоровое питание Три самых простых правила питания:

  • питаться разнообразно и регулярно

  • ешьте больше сырой, вареной, пареной пищи,

  • ограничьте жареное, острое, животные жиры, сладости.

Учитель: Ребята, к этому уроку несколько учениц подготовили для вас правила поведения за столом, т.е. правила этикета. (Приложение № 7)

(Выступление небольшой группы учениц с постановкой мини-театра: стол, застелен красивой скатертью, правильно засервирован. За ним сидят два ученика и наглядно демонстрируют правила поведения за столом. Третий ученик комментирует их действия.) Остальные учащиеся делают записи в тетрадь:

Методическая разработка урока на тему Здоровое питаниеПравила этикета:

- Перед тем как приступить к еде, салфетку в развернутом виде кладут на колени, чтобы защитить одежду от случайно упавшей пищи; - Сидеть за столом нужно прямо, на столе могут находиться только кисти рук; - Во время еды ложку держат в правой руке, черпают от себя, подносят ко рту слегка наискось. Закончив еду, ложку оставляют в тарелке; - Нож держат в правой руке, а вилку - в левой. Если едят одной вилкой, ее держат в правой руке; - Если нож или вилка упали на пол, просят подать новые; - Хлеб, булочки, пироги и фрукты берут руками; - Салаты едят вилкой в закусочных тарелочках. Если салат подают в салатнице, то сначала ложкой его перекладывают в тарелочку и едят только из тарелки, при этом ложку оставляют в салатнице; - Горячие напитки наливают в чашки, не доливая до края 1 см. Ложку после перемешивания кладут на блюдце. Правой рукой подносят чашку к губам, а левой держат блюдце. Если чай подают с лимоном, то лимон кладут фруктовой вилкой в чашку, чайной ложкой отжимают сок, а остатки лимона кладут на блюдце; - Вытирать губы салфеткой не положено, можно лишь приложить салфетку к губам до и после каждого блюда и питья; - По окончании приема пищи, выходя из-за стола, салфетку кладут справа от тарелки.

III. Физкультминутка

Упражнения:

  1. Откинуться на спинку стула, выпрямить ноги вперёд, руки опущены. Опустить голову, закрыть глаза, расслабиться (15-20 сек.).

  2. Исходное положение (и.п.) - сидя на стуле, руки вниз, голова опущена. 1-2 - руки за голову, пальцы переплетены, прогнуться, откинув голову назад, - 3-4 - и.п. (Темп медленный, повторить 3-4 раза).

  3. И.П. - сидя на стуле, руки на поясе. 1 - руки к плечам, кисть в кулак; 2 - руки вверх, потянуться, кисти выпрямить; 3 - руки к плечам, кисти в кулак; 4 - "уронить" руки вниз (Темп медленный, повторить 3-4 раза).

  4. И.П. - сидя на стуле, руки опущены. 1-2 - поднять плечи, пытаясь коснуться мочек ушей; 3-4 - опустить. (Темп средний, повторить 4-6 раз).

  5. И.П. - сидя на стуле, руки опущены, ноги, согнутые в коленях, поставить на пол. 1-2 - поднять пятки, опустить; 3-4 - поднять носки, опустить (Темп средний, повторить 3-4 раза).

Методическая разработка урока на тему Здоровое питание

IV. Практическая часть урока:

Работа по карточкам (раздаточный материал) - (Приложение 8.)

Учитель: рассмотрите по таблице варианты питания. Отметить знаком « + » систему питания, которая является самой нужной для жизни человека.

Методическая разработка урока на тему Здоровое питание

Лабораторная работа:

«Определение качества питьевой воды».

Учитель дает задание: С помощью системы Интернета выяснить, какая вода в нашем городе. Сделать выводы, результаты занести в рабочую тетрадь. (Учащиеся работают с Интернет-ресурсами и записывают в тетрадь свои результаты)

V. Подведение итогов урока:

Учитель задает вопросы:

-Откуда человек должен получать необходимые для организма питательные вещества? (Ответ:Из пищи)

- Что произойдет. Если питание подростка не будет сбалансированным по белкам, жирам, углеводам, витаминам и минеральным веществам? (Примерный ответ ученика: организм будет неправильно развиваться, человек будет полнеть или худеть, нарушится развитие мышц, мозга.Костей и других органов,ослабнет иммунитет, возникнут проблемы в обучении.)

- Можно ли человеку есть в большом количестве и каждый день только то, что ему особенно нравится? (Ответ: нет, пища должна быть разнообразной по составу)

- Почему раз в день нужно обязательно есть горячий суп? (Ответ:Употребление только сухой пищи может спровоцировать болезни желудочно-кишечного тракта)

- Что нужно предпринять, если вы едете за город на прогулку и заранее знаете, что опоздаете на обед? (Ответ: нужно взять с собой пищу для нейтрализации желудочного сока, например, бутерброды и термос с горячим напитком.

- Что значит придерживаться режима в питании? (Ответ:Принимать пищу каждый день примерно в одно и то же время)

-Чем можно поспособствовать перевариванию пищи? (Ответ:Нарядной сервировкой стола, пожеланием приятного аппетита)

-Что нужно делать, чтобы в нашей стране было здоровое поколение? (Ответ:Соблюдать режим дня, рациональное питание, правила личной гигиены,не увлекаться вредными привычками - курением, алкоголем и наркотиками, вести здоровый образ жизни)

- А как вы думаете, ребята, в нашей школе заботятся о том, чтобы вы были здоровыми? И зачем это надо, как вы думаете? (Ответ:Чтобы молодое поколение было здоровым и сменило старшее поколение. Да, уроки идут строго по расписанию, перемены, физминутки на уроках, экскурсии и походы, организованное питание, профилактические прививки.)

-Какой же вывод вы сделали для себя, что полезного взяли из урока, что поняли?(Ответ:Надо рационально питаться, укреплять свое здоровье,заниматься физкультурой, спортом, вести здоровый образ жизни. И тогда будешь полезен себе, людям и своей стране.)

Заключительное слово учителя:

Здоровье закладывается в детстве, любое отклонение в развитии организма, любая болезнь сказывается в дальнейшем на состоянии здоровья взрослого человека. Действительно, наше здоровье во многом зависит от нас самих.

VI. Домашнее задание:

Составить памятку «Как правильно питаться».

VII. Объявление оценок за урок.Учитель отмечает учеников, которые хорошо поработали на уроке.

Учитель: Я довольна вашей работой. Надеюсь, что вы все будете заботиться о своем здоровье и здоровье других людей. Всем спасибо.

Методическая разработка урока на тему Здоровое питание

Литература:

  1. Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы. Под редакцией В.Д. Симоненко. М.: " Вентана-Граф", 2012г.

  2. Дидактический материал по трудовому обучению. Книга для учителя. Под редакцией Е.В. Старикова и Г.А. Корчагина. М.: "Просвещение", 1996г.

  3. Поурочные планы по учебнику "Технология 5 класс" В.Д. Симоненко. Под редакцией Н.Б. Голондарева. Волгоград. "Учитель АСТ", 2003 г.

Методическая разработка урока на тему Здоровое питание



Приложение 3

Таблица: «Содержание белка в 100 г продуктов»

Количество белка, г

Продукты

Очень большое (более 15г)

Сыры, творог нежирный, говядина, куры, рыба, соя, горох, фасоль ,грецкие орехи

Большое (10г.-15г)

Творог жирный, свинина, колбасы вареные, яйца, крупы, макароны, мука пшеничная

Умеренное (5г - 10г)

Хлеб ржаной и пшеничный, крупа перловая, рис, зеленый горошек

Малое (2г - 5г)

Молоко, кефир, сливки, сметана, цветная капуста, картофель

Очень малое (менее 2г)

Сливочное масло, овощи ,грибы, ягоды

Приложение 4

Таблица: «Содержание жира в 100 г продуктов»

Количество жира, г

Продукты

Очень большое(более 40г)

Масло: сливочное, топленое, растительное; маргарин, жиры кулинарные, сало, свинина жирная, колбаса сырокопченая, грецкие орехи

Большое (20г.-40г)

Сливки, сметана, сыры; утки, гуси, колбасы полукопченые и вареные, сосиски, рыбные консервы в масле, шоколад, пирожные, халва

Умеренное (10г - 19г)

Сыры плавленные и нежирные, творог жирный, мороженое сливочное, яйца; баранина, говядина, куры, сардельки, сельдь жирная

Малое (3г - 9г)

Молоко, кефир жирный, творог полужирный, мороженое; скумбрия, ставрида, килька; сдоба, конфеты.

Очень малое (менее 3г)

Молоко, кефир обезжиренный, творог; фасоль, крупы, хлеб

Приложение 5

Таблица: «Содержание углеводов в 100 г продуктов»

Количество углеводов, г

Продукты

Большое (40г.-60г)

Хлеб ржаной и пшеничный, фасоль, горох, шоколад, халва, пирожные

Умеренное (11г - 20г)

Сырки творожные, мороженое, картофель, зеленый горошек, свекла, виноград, вишня, гранаты, яблоки, соки фруктовые

Малое (2г - 5г)

Кабачки, капуста, морковь, тыква, арбуз, дыня, груши, персики, мандарины, клубника, крыжовник, смородина, черника

Очень малое (менее 2г)

Молоко, кефир, сметана, творог; огурцы, салат, лук зеленый, томаты, лимоны, клюква

Приложение 8

Карточки (раздаточный материал): «Варианты питания»

Режим питания

Результаты питания

Выбор системы питания

Постоянный режим питания, пища горячая и полноценная; разнообразное меню

Нормальное здоровье, успешное преодоление жизненных трудностей - отличная учеба, хорошая работа, счастливая семья

Горячее питание, но нерегулярное, часто еда всухомятку

Возможны проблемы со здоровьем

Питание хаотичное - без режима, однообразное

Болезни желудочно-кишечного тракта и других систем. Ограничения в выборе профессии

Постоянное питание всухомятку, часто полноценную еду заменяет лакомство

Отсутствие успехов в учебе, невозможность получить хорошую работу, родить здоровых детей

Приложение №7

Методическая разработка урока на тему Здоровое питание

a. Салфетка b. Нож для масла и Пирожковая тарелка - для хлеба и масла c. Вилка для салата d. Вилка дпя морепродуктов и рыбы (холодных закусок) e. Вилка для мяса (основного блюда) f. Декоративная тарелка g. Столовый нож (основного блюда) h. Нож для морепродуктов и салата (закусок) i. Столовая ложка j. Бокал для красного вина k. Бокал для белого вина l. Бокал дпя воды m. Десертные ложка и вилка.


Приложение № 2

Методическая разработка урока на тему Здоровое питание

Приложение № 6

Методическая разработка урока на тему Здоровое питание

© 2010-2022