• Преподавателю
  • Технология
  • ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА НА ТЕМУ: Технология проблемно-развивающего обучения на занятиях дисциплин профессионального цикла по профессии «Повар, кондитер»

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА НА ТЕМУ: Технология проблемно-развивающего обучения на занятиях дисциплин профессионального цикла по профессии «Повар, кондитер»

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Российской Федерации


Саратовский филиал повышения квалификации и переподготовки работников профессионального образования федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сибирский государственный технологический университет»
















ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:

Технология проблемно-развивающего обучения на занятиях дисциплин профессионального цикла по профессии «Повар, кондитер»












Автор работы: Старухина В.Н.

Должность: преподаватель дисциплин профессионального цикла

ГБПОУ СО «Ершовский агропромышленный лицей»






Содержание

Введение.

Глава 1.Теоретическая часть:

1.1. Основные понятия проблемного обучения.

1.2. Требования к проблемным ситуациям и проблемам .

1.3 . Способы создания проблемных ситуаций.

1.4. Отличительные особенности .

Глава 2. Практическая часть (структура урока).

Заключение.

Список использованной литературы.






































Введение.

Традиционное обучение не удовлетворяет требованию сблизить процессы обучения и мышления. Мышление начинается тогда, когда возникает проблемная ситуация. Поэтому наиболее перспективным, с точки зрения развития личности, следует считать проблемное обучение.

Проблемно- развивающее обучение основано на взаимодействии участников учебного процесса и направлено на решение учебных задач.

Элементы проблемного обучения можно увидеть в беседах Сократа, работах Ж-Ж.Руссо, К,Д Ушинского. В своих беседах Сократ не навязывает своего мнения слушателям, но своими вопросами вызывал противоречия, которые побуждали их активно мыслить и разрешать возникшие противоречия.

Такой способ называют «методом исканий», который интуитивно применяли в практике обучения.

Целью проблемного обучения является формирование творческой личности, обладающей исследовательской активностью и самостоятельностью. Проблема должна быть интересной для учащихся, стимулировать определенную познавательную трудность, требующую активной мыслительной деятельности учащихся.

Для усвоения сложной системы знаний проблемные ситуации расчленяются на более мелкие и частные, в каждой проблеме выделяется один неизвестный элемент.

Этот процесс обеспечивает развитие обучаемых и прочность знаний Проблемное обучение осуществляется практически с применением всех методов обучения и, прежде всего в процессе эвристической беседы.

Проблемное обучение и эвристическая беседа соотносятся как целое и часть.





1. Теоретическая часть.

1.1. Основные понятия проблемного обучения.

Ключевым понятием проблемного обучения является проблемная ситуация. Под проблемной ситуацией понимается психическое состояние субъекта, испытывающего познавательную или практическую трудность.

Проблемная ситуация возникает тогда, когда для выполнения любого задания не хватает имеющихся знаний. Возникает противоречие между необходимостью выполнить учебные действия и отсутствием наличных знаний у обучаемого.

1.2. Требования к проблемным ситуациям и проблемам.

Создание проблемной ситуации должно предшествовать объяснению или самостоятельному изучению учащимися нового материала.

Познавательная задача составляется с учетом того, что проблема должна основываться на знаниях и умениях, которыми учащийся владеет. Она должна быть достаточной для понимания сути вопроса или задания, конечной цели и путей решения.

Содержание проблемы по трудности и сложности должно быть доступным для учащихся, соответствовать их познавательным возможностям.

1.3. Способы создания проблемных ситуаций.

Подведение учащихся к выводу, раскрытию которого будет посвящено изучение нового учебного материала, т.е. проблемное введение в урок.

Сопоставление и противопоставление изученного и предстоящего к изучению. Выдача учащимся заданий на доказательства и обоснования

Доведение до учащихся необходимости выбора правильного решения из ряда известных им решений.

Создание ситуаций, в которых учащимся необходимо практически использовать свои знания и умения в новых, непривычных для них условий.

Выдача учащимся заданий, требующих сообразительности и практической смекалки.

Вскрытие противоречий между теоретически или принципиально возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью или нецелесообразностью этого способа.

Предложение учащимся задач с недостаточными или избыточными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными.

1.4. Отличительные особенности.

При традиционном обучении преподаватель сообщает знания, которые нужно усвоить и запомнить.

При проблемном обучении становится проблемная задача или создается проблемная ситуация она и побуждает найти правильное решение.

При традиционном обучении делается упор на мотивы непосредственного побуждения (интересно рассказывает, показывает необычный иллюстративный материал).

Основными структурными элементами урока являются: актуализация, изучение нового материала (самостоятельно или с помощью преподавателя), закрепление и применение знаний. Самостоятельная работа составляет основу деятельности на занятиях. Нет проблемы накопляемости оценок.

Налицо проявление «содружества» преподавателя и обучаемых, при этом обеспечивается прочность знаний, и вырабатываются познавательные способности.








2. Практическая часть. Структура урока.

Тема урока: «Тепловая обработка продуктов»

Цели:

дидактическая - раскрыть значение тепловой обработки, добиться важности понимания правильного выбора тепловой обработки, выявить основные изменения продуктов, происходящие под воздействием температуры;

развивающая - способствовать развитию логического мышления;

воспитательная - сформировать коммуникативные умения студентов в процессе выполнения заданий, воспитывать внимание и инициативность в работе.

Методическая цель: усвоение нового материала через препятствие, создаваемое постановкой учебных проблем.

Тип урока:

Сообщения и усвоения новых знаний методом проблемного изложения.

Учебно-методическое обеспечение урока:

Таблица «Классификация приемов тепловой обработки», схема «Гидролиз жиров», схема «Изменение углеводов», рисунки, фотоиллюстрации, штатив с набором пробирок, спиртовка, образцы кусочков мяса.

Межпредметные связи: химия, физика, биология.

Литература:

1. Н.А. Анфимова,. Кулинария: учебник для нач. проф.образования.-М: Издательский центр «Академия», 2012 г.

2. Н.Э. Харченко. Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий: Учебное пособие для нач. проф. Образования.-М: «Академия», 2012 г.

3. Н.И. Ковалев. Технология приготовления пищи. -М: «Академия», 2009 г.





Ход урока


  1. Организационная часть (приветствие, проверка готовности к уроку)

  2. Подготовка учащихся к усвоению знаний, умений, навыков

    1. Сообщение темы и плана урока.

    2. Сообщение цели и проведение мотивации познавательной деятельности.

  3. Актуализация опорных знаний.

Наличие у обучающихся опорных знаний, необходимых для осмысленного восприятия противоречий

Фронтальный опрос:

а) Чем обусловлена пищевая ценность продуктов?

б) Какое оборудование применяют при тепловой обработке сырья?

в) Какие жиры целесообразно применять для жарки ?

г) В каких продуктах содержится крахмал?


  1. Сообщение и усвоение знаний методом проблемного изложения.

    1. Постановка проблемного задания, которое предстоит решить в ходе занятия.

Знакомство с данными статистики о значимости правильного режима тепловой обработки.

Материал, опубликованный в печати академиком А. Покровским:

«Правильный режим тепловой обработки может повысить усвояемость пищи и утилизацию пищевых веществ на несколько процентов, а повышение утилизации белка на 1 процент в масштабах страны равно дополнительному получению в год 1800 тонн говядины» (утилизация-потери пищевых веществ).

  1. Анализ проблемного задания.

Осознание обучающихся сущности возникших затруднений.

  1. Выдвижение гипотез.

I. Возникновение тепловой обработки.

Значение тепловой обработки:

а) положительное (санитарно- гигиеническое и повышение усвояемости)

б) отрицательное.

Коллективное обсуждение методом «Мозговой атаки»

II. Классификация приемов тепловой обработки:

Варка и ее разновидности

Жарка и ее разновидности

Комбинированные и вспомогательные приемы.

Целесообразность выбора тепловой обработки

Эвристическая беседа.

III. Процессы, происходящие при тепловой обработке продуктов:

а) определение важности соблюдения режимов тепловой обработки;

б) изменения белков (демонстрация опыта);

в) изменения жиров;

г) изменения витаминов;

д) изменения углеводов;

е) изменения красящих веществ.

  1. Доказательство рабочих гипотез методом дискуссии.

  2. Проверка гипотез.

Упражнения на проверку правильности ответов.

Работа с таблицами, картами - заданиями.

  1. Закрепление знаний, умений и навыков методом фронтальной беседы:

    1. В чем заключаются комбинированные приемы обработки?

    2. Каково значение пассирования?

    3. Перечислите вспомогательные способы тепловой обработки.

    4. Как сохранить цвет свеклы при тепловой обработке?

    5. Чем вызвано помутнение бульона?

  2. Подведение итогов урока. Рефлексия.

  3. Выдача задания на дом. Анфимова Н.А. Кулинария страница 91- 98.










Заключение.

Как показывает практика, при проблемном обучении ведущими являются мотивы интеллектуального побуждения. Обучаемые испытывают удовлетворение от успешно решенной задачи, удачно разрешенной проблемной ситуации.

Еще в древности говорили: «Знание, приобретенное без труда, беспомощно». Учащиеся должны приложить умственные, психологические усилия в процессе полученных знаний.

Формулирование совместно с учащимися основного вывода, решения, утверждения на основе обобщения результатов проделанной на уроке работы дают хорошие показатели.

Применение новых педагогических технологий, при которых обучаемые становятся субъектами учебной деятельности, дает возможность развивать заложенные в них дарования и способности.








Список использованной литературы.


  1. Гуслова М.Н. Инновационные педагогические технологии: учебное пособие для СПО, М: «Академия», 2010 г. - 228с.

  2. Зеер Э.Ф. Личностно-развивающие технологии начального профессионального образования: учебное пособие для студентов ВПО, -М: «Академия», 2010 г. - 176с.

  3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 2007 г. - 224с.

  4. Анфимова Н.А. Кулинария: учебник для нач. проф.образования.-М: Издательский центр «Академия», 2012 г.

  5. Харченко Н.Э. Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий: Учебное пособие для нач. проф. образования.-М: «Академия», 2012 г.

  6. Ковалев Н.И., Усов В.В. Химия на нашем столе. М., 2009 г.

  7. Ковалев. Н. И. Технология приготовления пищи: учебник / Н.И. Ковалев, В.А. Кравцова; под ред. М.А. Николаевой.- М.: Деловая литература, 2008 г. - 480с.








© 2010-2022