«Союз» технологий, используемых в организации работы с одарёнными детьми

В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. В научно-методической литературе (Н. А. Менчинская, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и др.) отмечается, что ученики отли­чаются друг от друга, прежде всего, способностями к учению, т. е. одаренностью, а также  обучаемостью. Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, оче...
Раздел Технология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Система работы с одаренными детьми

Автор: Захарова О.Г.,

учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ № 8 г.Петровска Саратовской области»

«Союз» технологий,

используемых в организации работы с одарёнными детьми

В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. Годы кризиса в России негативно отразились на образовательном и интеллектуальном уровне образования. Установка на массовое образование снизила возможность развития интеллектуального ресурса, и только современная реформа образования в России позволила вновь обратиться к поддержке одаренных детей, ведь талантливая молодежь - это будущая национальная, профессиональная элита.

В педагогической науке и в практической педагогике традиционно бытует мнение - воспитателям и учителям сложнее всего работать с трудными и слабоуспевающими детьми. Потому-то еще в недалеком прошлом способные талантливые дети нередко оказывались как бы вне поля зрения учителя: ребенок, легко усваивающий программу, редко привлекает к себе внимание педагогов и уж тем более не вызывает у них озабоченности или тревоги. Однако общество и его дети постоянно меняются. В наш век - век информации, - когда объем знаний удваивается, как утверждают, каждые десять лет, обучение в школе, строго ограниченное известными рамками, ни интересам общества, ни духу времени соответствовать уже не может. Вот поэтому, принимая во внимание реалии сегодняшнего дня, возросшие требования к универсальности знаний, легко делаешь вывод: одна из актуальных задач дня - выявление и развитие талантливых детей.

В научно-методической литературе (Н. А. Менчинская, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и др.) отмечается, что ученики отли­чаются друг от друга, прежде всего, способностями к учению, т. е. одаренностью, а также обучаемостью.

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность класси­фицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие «вундеркинды» с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.

Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенно­стью. При этом трудности не заставляют их отклоняться. Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.

Обычно к талантливым относят 3-5% детей. По данным некоторых зарубежных исследований, талантливыми считаются 30% детей. По мнению российских ученых, разработавших рабочую концепцию одаренности, каждый ребенок при рождении талантлив. Вопрос только в том, как он будет развиваться.

Если способности ребёнка не находят полноценного развития, то виноваты в этом взрослые, которые либо не создали условий для развития его природных

возможностей, либо загасили их догматическими методами обучения и воспитания. Поэтому нужно не столько измерять одарённость, сколько создавать

соответствующую инновационную образовательную среду.

В своей работе учитель должен руководствоваться следующими принципами педагогической деятельности:

  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения (наличие индивидуального плана обучения учащихся - высший уровень);

  • принцип опережающего обучения;

  • принцип комфортности в любой деятельности;

  • принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся;

  • принцип развивающего обучения;

  • перенос акцентов в обучении на компетентностный подход;

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

  • принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни.

Итак, структура творческой одаренности включает в себя следующие компоненты: доминирующая роль познавательной мотивации; исследовательская творческая активность, выражающаяся в обнаружении нового, в постановке и решении проблем; возможности нахождения оригинальных решений; возможности прогнозирования и предвосхищения; способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие нравственные, эстетические, интеллектуальные оценки. Поэтому в работе с одаренными детьми предпочтение отдаётся современным инновационным технологиям, которые реализуют идею индивидуализации обучения и дают простор для творческого самовыражения и самореализации учащихся. На наш взгляд, это, прежде всего, технология проектного обучения, которая сочетается с технологией проблемного обучения, и методика обучения в «малых группах». Именно в таком «союзе» применяемых технологий (одно дополняет другое - и никак иначе!) могут появляться положительные результаты.

  1. Технология проектного обучения.

В основе системы проектного обучения лежит творческое усвоение школьниками знаний в процессе самостоятельной поисковой деятельности, то есть проектирования. Продукт проектирования - учебный проект.

Виды проектов:

- по количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные;

- по месту проведения: урочные, внеурочные;

- по времени: кратковременные или долговременные;

- по теме: предметные, свободны (межпредметные, интегрированные).

Методы и приемы:

- изучение теоретических источников;

- наблюдение;

- поисковый эксперимент;

- описательный;

- анкетирование;

- интервьюирование.

При организации проектной работы ставим следующие задачи:

1. Диагностика выявления детей с неординарными способностями, развитие целостного миропонимания, творческого мышления.

2. Создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика в проектно - исследовательской деятельности.

3. Отслеживание уровня развития творческого потенциала личности.

4. Создать банк данных «Одарённый ребёнок».

5. Формирование у учащихся устойчивой потребности к исследовательской деятельности.

6. Организация всех видов индивидуальной, групповой и коллективной деятельности, вовлекающей учащихся в проектно - исследовательскую работу.

Конечный результат - защита проектов на классном, школьном, районном, затем на региональном, областном и всероссийском уровне.

Автором данной работы была предпринята попытка разработки и реализации системы организации проектно - исследовательской работы с учащимися среднего и старшего звена.

В основе системы лежат идеи гуманистической педагогики, личностно - ориентированного и деятельностно - ориентированного подходов. Занятия, предусмотренные системой, проходят как в классно - урочной, так и во внеклассной форме. Время создания: 2006 год.

Важно, что проектное обучение позволяет школьникам учиться на собственном опыте и опыте других. Это стимулирует познавательные интересы учащихся, дает возможность получить удовлетворение от результатов своего труда, осознать ситуацию успеха в обучении.

  1. Технология проблемного обучения

Эту технологию можно рассматривать как одну из базовых, поскольку преобразующая деятельность ученика может быть наиболее эффективно реализована в процессе выполнения заданий проблемного характера. Как показывает опыт, решение задач проблемного содержания обеспечивает высокий уровень познавательной активности учащихся.

Структура процесса проблемного обучения представляет собой комплекс взаимосвязанных и усложняющихся ситуаций. Реализуя технологию проблемного обучения, учитель чаще всего использует проблемные вопросы в форме познавательной (проблемной) задачи.

Алгоритм решения проблемной задачи включает четыре этапа:

- осознание проблемы, выявление противоречия, заложенного в вопросе, определение разрыва в цепочке причинно-следственных связей;

- формирование гипотезы и поиск путей доказательства предположения;

- доказательство гипотезы, в процессе которого учащиеся переформулируют вопрос или задание;

- общий вывод, в котором изучаемые причинно-следственные связи являются и выявляются новые стороны познавательного объекта или явления.

Таким образом, совокупность целенаправленно сконструированных задач, создающих проблемные ситуации, призвана обеспечить главную функцию проблемного обучения - развитие умения мыслить на уровне взаимосвязей и зависимостей. Это позволяет школьникам приобрести определенный опыт творческой деятельности, необходимый в процессе ученических исследований.

Развитие способности - творчески воспринимать искусство - важнейшая задача, которую в значительной степени помогает решить проблемное обучение.

Например, на последнем занятии, посвященном изучению романа И.С. Тургенева "Отцы и дети", перед учащимися ставится проблемный вопрос: "Возможно ли существование героев, подобных Базарову, в литературе других времен и народов? Почему?" Этот вопрос потребует осознания учащимися основной проблемы романа - проблемы героя и авторского отношения к нему.

Пробуждению креативного стиля мышления служат задания, в основе которых - осмысление нравственно-эстетической позиции художника: "Как Пьер Безухов мог бы рассказать Наташе Ростовой о своем пребывании в плену?", "Как оценил бы Чацкого, Молчалина, Скалозуба Максим Петрович, который для Фамусова являлся идеалом?", "Опишите интерьер дома Кабанихи", "Допишите за Лескова дальнейшую историю жизни Ивана Флягина", "О чем бы сейчас писал Чехов?".

Одаренных гуманитариев характеризует стремление сочинять стихи, рассказы, их мышление образно и метафорично. Важно направить индивидуальные пристрастия подопечных в русло учебной программы.

На уроках можно практиковать работу в группах сменного состава, но с обязательным включением в каждую одаренного ученика. Часто его идеи являются катализатором совместного поиска правильного решения.

Проблемное задание составить предложение с максимальным количеством обособленных определений заставляет включиться в работу и теоретиков, призванных обосновать гипотетическую конструкцию такого предложения, и практиков, способных эту конструкцию одеть словесной плотью.

3. Методика обучения в малых группах.

Эта методика наиболее эффективно применяется на семинарских занятиях. Суть обучения в «малых группах» заключается в том, что класс разбивается на 3-4 подгруппы. Целесообразно, чтобы в каждую из них вошли 5-7 человек, поскольку в таком количестве учебное взаимодействие эффективное.

Каждая микрогруппа готовит ответ на один из обсуждаемых на семинаре вопросов, который может выбирать как по собственному желанию, так и по жребию. При обсуждении вопросов участники каждой группы выступают, оппонируют, рецензируют и делают дополнения. За правильный ответ школьники получают индивидуальные оценки, а «малые группы» - определенное количество баллов.

Игровая ситуация позволяет создать на семинаре необходимый эмоциональный настрой и побудить школьников к более напряженной и разнообразной работе.

Развитие познавательных и творческих возможностей одаренных детей находит продолжение во внеклассной деятельности. Как правило, такие учащиеся являются членами школьного научного общества, занимаясь исследованием проблем, отвечающих их интересам, участвуют в конкурсах, конференциях, фестивалях, интеллект - марафонах и олимпиадах различного уровня, занимаются в предметных кружках, посещают элективные курсы.

В нашей школе сформировалось стойкое убеждение, что широкий диапазон включенности ребенка в творческую деятельность обеспечивает его благополучное развитие. Обязательное условие - формирование у ребенка чувства успешности. Этому способствуют

- публикации в СМИ;
- рейтинг учащихся в классе и школе по ученическим портфолио.

Главное, чтобы все творческие начинания учеников поощрялись и поддерживались!

Большую роль в обогащении духовной и интеллектуальной жизни одаренных ребят играют экскурсионные поездки. Масса новых впечатлений, нестандартных ситуаций стимулирует их литературное творчество, воплощающееся в сочинениях необычных жанров - путевые заметки, очерки, дневниковые записи, репортажи.

Выявление и воспитание одарённых детей - далеко не такая лёгкая задача, какой кажется. Исследования говорят, что не меньше 20% детей могут показывать высокие результаты в интеллектуальном и творческом развитии. Однако многое зависит от педагогов в школе.

Задача учителя - научить ребенка самостоятельности, воспитать в нем настойчивость, интеллектуальную смелость в поиске решений научных проблем. Одаренный ученик сам себе поможет, если учитель поддержит его творческое горение.













СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреев В.И., «Диалектика воспитангия и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества», Казань, 2007

2. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.

3. Опыт работы с одаренными детьми в современной России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / Науч. ред. Н.Ю. Синягина, Н.В. Зайцева. - М.: Арманов-центр, 2010.

4. Опыт работы с одаренными детьми в современной России: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 6-8 февраля 2003 года/ Научный редактор Л.П. Дуганова. - М., 2003.


© 2010-2022