Методические рекомендации. Применение дидактических игр на уроках технологии

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Тыва

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I вида

для неслышащих детей г.Кызыла



Направление

Обучение и воспитание детей с нарушениями слуха

Обучение и воспитание детей с задержкой психического развития



Тема методической разработки

Использование дидактических игр на уроках трудового обучения в специальной (коррекционной) образовательной школе I вида для неслышащих детей г.Кызыла













Дукур Юлиана Казаковна,

Учитель трудового обучения









Кызыл-2015

Игра имеет важное значение в жизни ребенка...

Каков ребенок в игре, таким во многом

он будет в работе, когда вырастет.

Поэтому воспитание будущего деятеля

происходит, прежде всего, в игре.

А.С.Макаренко



В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке - игровая педагогика. Она считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей школьного возраста и поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) - это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности. В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: А.П.Усовой, Е.И. Радиной, Ф.Н.Блехер, Б.И.Хачапуридзе, 3.М.Богуславской, Е.Ф.Иваницкой, А.И.Сорокиной, Е.И.Удальцовой, В.Н.Аванесовой, А.К.Бондаренко, Л.А.Венгером. Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми.

Для меня, учителя коррекционной школы, проблема сделать обучение наиболее эффективным, необходимость создать положительный эмоциональный настрой, комфортную обстановку, повысить познавательный интерес, активизировать деятельность обучающихся очень актуальна, т.к. в нашей школе есть дети, у которых наблюдается сложный дефект в виде сочетания нарушения слуха с задержкой психического развития, с патологией характера и поведения, нарушением опорно-двигательного аппарата и т.д.

Как одно из средств активизации обучающихся, я использую на своих занятиях игру. Игра для глухих детей с задержкой психического развития - это труд, который требует настоящих усилий, проявления подлинных человеческих качеств. В игре такие дети иногда преодолевают серьезные трудности, тренируют свои силы и ловкость; развиваются их способности и ум. Ребенок здесь чувствует себя до некоторой степени самостоятельным. Особое значение игра имеет для детей с особыми образовательными потребностями. Игры воспитывают коллективизм, взаимопомощь.

Игры, в которых есть правила, воспитывают организованность, выдержку, честность.

Слова Ш.А. Амонашвили: «...без педагогической игры на уроке невозможно увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока» стали для меня основным правилом в работе. Я стремлюсь создать на каждом уроке такую ситуацию, которая позволила бы каждому неслышащему учащемуся проявить себя. Использую дидактические, ролевые, деловые игры, ввожу элементы занимательности, применяю нетрадиционные формы проведения уроков. Дидактическая игра является одним из путей повышения активности и пробуждения интереса у детей с особыми образовательными потребностями к учебному предмету. Она помогает развивать у этих детей любовь к занятиям. Необходимо отметить, что глухие дети с задержкой психического развития некоторые виды работ выполнить или понять не могут, поэтому учителем должны быть разработаны тесты и карточки, доступные их интеллектуальным возможностям, реализуя принцип доступности и индивидуального подхода к каждому ребенку.









Место дидактических игр в учебной работе

Игра должна органически сочетаться с серьезным напряженным трудом, не отвлекать от учения, а наоборот, способствовать интенсификации учебной работы. Дидактическая игра состоит из следующих элементов:

  1. из дидактической задачи;

  2. игровой задачи;

  3. игровых действий;

  4. правил игры;

  5. результатов (подведения итогов).

Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Работа над ней требует активизации всей психической деятельности учащихся. Развиваются познавательные процессы, мышление, память, воображение. Совершенствуется умственная деятельность, внимание становится целенаправленным, устойчивым.

Игровая задача осуществляется детьми. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Игровые действия - основа игры. В разных играх игровые действия различны, это могут быть ролевые игры, отгадывание загадок. Правила игры помогают направлять игровой процесс, управлять игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Соблюдение правил обязывает детей самостоятельно выполнять игровые действия, у них вырабатывается критерий для оценки поведения своих одноклассников и своего собственного. Подведение итогов игры проводится сразу по окончании игры.

Методика организации дидактических игр

  1. Подготовка к дидактической игре:

  • отбираю игры в соответствии с задачами обучения и развития;

  • устанавливаю, насколько игра соответствует требованиям в данной возрастной группе детей;

  • определяю наиболее удобное время для проведения дидактической игры;

  • выбираю место игры;

  • готовлю необходимый дидактический материал для выбранной игры.

  1. Проведение дидактической игры:

  • знакомлю детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре;

  • объясняю ход и правила игры, при этом обращаю внимание на поведение детей в соответствии с правилами; показываю игровые действия, если это необходимо; определяю свою роль в игре: в качестве играющего, болельщика, арбитра;

  • подвожу итоги игры.

  1. Анализ проведения игры. Он помогает выявить индивидуальные особенности в поведении глухих детей с ЗПР, наметить перспективы в работе с ними.

Приемы и методы руководства дидактической игрой

  1. Прежде чем начать игру, вызываю у детей интерес к ней, желание играть.

  2. Следствием успешной организации дидактической игры является то, что, обучая, сохраняю вместе с тем игру как деятельность, которая радует, сближает детей. Глухие дети с нарушением интеллекта постепенно осознают, что их поведение в игре может быть иным, чем в процессе обучения: тут они могут бурно реагировать на различные действия играющих. Поэтому стараюсь, чтобы эти дети были увлечены игровой задачей на протяжении всей игры.

  3. Объясняю правила, рассказываю о содержании игры, делаю это предельно кратко, ясно, четко.

  4. С начала игры и до ее конца вмешиваюсь в ход игры, отмечаю удачные решения детей, подбадриваю застенчивых и т. д.

5. Если игра с элементами соревнования, то при подведении итогов бываю особенно внимательной.

Большое значение имеет темп игры, важно избежать излишней медлительности.

Можно выделить следующие виды дидактических игр (ряд игр дан в Приложении):

  • игры-путешествия;

  • игры-поручения;

  • игры-предложения;

  • игры-загадки;

  • игры-беседы.

Игры-путешествия призваны усилить впечатление, они обостряют наблюдательность, учат преодолению трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью (игра «Путешествия по сказкам»).

Игры-поручения по содержанию проще, а по продолжительности - короче. В их основе лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.

Игры-предположения («Что было бы...). Перед детьми ставлю задачу и создаю ситуацию, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся понимать друг друга.

Игры-загадки. В их основе лежит проверка знаний, умений, находчивости.

Игры-беседы. В их основе лежит общение. Главным моментом здесь является непосредственность переживаний, заинтересованность... Такие игры воспитывают умение понимать смысл вопросов и ответов, сосредоточивать внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения.

Дидактические игры я провожу на разных этапах урока: до начала анализа образца изделия, при повторении материала, на заключительном этапе урока с целью проверки и закрепления знаний, умений.

Использование игр дает возможность развивать, обогащать речь у неслышащих учащихся, углублять, закреплять знания. Начинаем игру в том случае, когда я убеждена, что ученики правильно поняли условия игры и готовы к ней. Ставлю перед учащимися познавательные задачи, стараюсь создать обстановку для самостоятельного поиска учащимися решения.

Особое внимание придаю дидактическим играм при повторении пройденного материала, т. к. глухие дети с особыми образовательными потребностями с большим трудом запоминают материал и быстро его забывают. Вначале учащиеся заинтересовываются игрой, а затем материалом, без которого невозможно принимать участие в игре. У ребят возникает интерес к учебному материалу. Если какое-то задание требует от учащегося большого интеллектуального напряжения, использую игру, которая повышает эмоциональный тонус, вносит разрядку в ход урока. Организую, провожу дидактические игры: «Кто быстрее»,

«Кто больше», «Исключи лишнее» и др. Если класс вялый, заторможенный, провожу игры: «По сугробам», «Проверьте друг друга», «Терминологическая зарядка». При излишней возбудимости учащихся дидактической игре отвожу место на заключительном этапе урока. Игры:

«Кто больше» (из кубиков с буквами собрать слова), «Эрудит».

Загадки

Загадки расширяют кругозор детей, знакомят с окружающим миром, развивают любознательность, речь, тренируют внимание, память, мышление. При повторении правил безопасной работы с инструментами загадываю загадку о каком-либо инструменте; учащиеся должны отгадать загадку, а затем рассказать правила безопасной работы с инструментом. В другом случае, наоборот, сначала раздаю учащимся карточки, где написаны правила безопасной работы с тем или другим инструментом, затем загадываю загадки об инструментах. Игра в загадки очень оживляет урок.

Ролевые игры

В этих играх развиваются и совершенствуются психические процессы, формируются различные качества личности детей. В ходе ролевой игры учащиеся общаются между собой, что способствует развитию речи, тренируют волю. Но чтобы у учащихся возникла ролевая игра, их жизнь должна быть насыщена впечатлениями. У глухих детей с особыми образовательными потребностями очень ограничены источники познания окружающей действительности. Во время проведения ролевой игры учу учащихся выражать те впечатления, которые они получили из жизни, творчески их перерабатывать. Так, при изучении темы «Блузка» провожу игру «Ателье». Предварительно мы идем в ателье, знакомимся с работой закройщика. Распределяем роли: заказчик, закройщик. Игру проводим примерно по такому сценарию: заказчик приходит в ателье с тканью, ему необходимо заказать сшить юбку. Возникает примерно такой диалог между учащимися:

  • Я бы хотела заказать юбку.

  • Какого фасона?

(Заказчик рисует фасон юбки.)

  • А какая ткань?

(Заказчик показывает ткань.)

  • Такая ткань лучше подойдет для такого фасона... (закройщик рисует).

  • Хорошо, я согласна.

  • Давайте снимем мерки.

(Закройщик снимает необходимые мерки.)

Деловые игры

Для усвоения нового, закрепления пройденного материала я использую всевозможные деловые игры. Технология деловой игры состоит из следующих этапов.

  1. Этап подготовки. Подготовку деловой игры начинаю с разработки сценария. В содержание сценария ввожу учебную цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание игры, содержание ситуации и характеристику действующих лиц. Затем идет ввод в игру. Формирую главную цель занятия. Выдаю необходимые материалы, инструкции, правила. Распределяю роли, провожу с учащимися необходимые консультации, предлагаю литературу, где они могут почерпнуть дополнительную информацию. Допускаю предварительные контакты между участниками игры.

  2. Этап проведения игры. Учитель выполняет роль ведущего игры, корректирует действия участников.

  3. Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. На этом этапе могут быть выступления экспертов, защита учащимися своих решений, выводов. Учитель делает заключение, подводит итог занятия. Деловую игру провожу в 7-м классе при изучении темы «Раскрой ночной сорочки». Предварительно идем с учащимися на экскурсию на предприятие, где шьют изделия, или в ателье, где девочки знакомятся с процессом пошива изделий.

Распределяя роли, конечно же учитываю индивидуальные особенности детей. Данная деловая игра повышает эффективность занятия, помогает учащимся лучше узнать свои возможности.

Кроссворды на уроках

Одним из приемов активизации учащихся на уроках швейного дела является работа с простейшими тематическими кроссвордами. Использование кроссвордов способствует поддержанию и развитию интереса к изучаемому предмету, разнообразит занятия, позволяет в необычной форме не только повторить и закрепить учебный материал, но и познакомить учащихся с новыми названиями, понятиями, явлениями. Решение кроссвордов развивает сообразительность, настойчивость, догадливость, умение анализировать и обобщать. При составлении кроссвордов учитываю ряд методических требований:

  • кроссворды должны соответствовать содержанию и целям урока;

  • логические задания кроссвордов подбираю в соответствии с возрастными психологическими особенностями, с учетом уровня знаний и умственного развития учащихся;

  • с целью поддержания интереса в работе с кроссвордами использую различные способы заданий:

  1. в виде определения слов, вписываемых в клетки;

  2. в виде загадок;

  3. в виде рисунков.

Нетрадиционные формы проведения уроков

В своей работе использую нетрадиционные формы проведения уроков в виде аукциона, ярмарки-распродажи, урока-соревнования, «звездного часа», «счастливого случая», игры - путешествия по сказкам.

Урок-аукцион

На доске записываю: «Товары-понятия». Ученики-покупатели должны рассказать все, что знают об этом «товаре». При проведении данного урока необходимо соблюдать правила:

  • отвечает лишь тот ученик, который поднял руку, выкрики с места не засчитываются;

  • каждый участник может сказать сразу не более одной фразы; если он хочет сказать что-то еще, то должен поднять руку;

  • оценку получает только тот, кто сказал «последнее слово», к которому нечего больше добавить;

  • неверные и повторяющиеся ответы не засчитываются;

  • оценку учащийся получает независимо от того, сколько раз он отвечал во время «торгов»;

  • во время ответов нельзя пользоваться учебником.

Например, «товары-понятия»: «хлопчатобумажная ткань». Вот пример

ответа: вырабатывается из хлопкового волокна; используется для пошива чего-либо; назвать определенные свойства, примеры тканей и т. д.

Из опыта работы можно сказать, что игры, игровые моменты, применяемые мною на занятиях, помимо учебных целей, выполняют коррекционные задачи: развивают и активизируют мыслительную деятельность, развивают и обогащают речь неслышащих учащихся, совершенствуют навыки общения, расширяют кругозор. Игра снимает напряжение, возникающее во время занятий, делает работу увлекательной, способствует созданию у учащихся положительного эмоционального настроя. Игра вызывает желание не только участвовать в игре, но и побеждать, т. е. вселяет уверенность в своих силах, что немаловажно для наших воспитанников. Наконец, применяемые мною игры, игровые моменты позволяют улучшить качественные и скоростные показатели учащихся, приблизить их к производству товаров народного потребления, к их будущим профессиям.


ПРИЛОЖЕНИЯ

Дидактические игры к урокам трудового обучения «Швейное дело»

Коррекция внимания

  1. «Цепочка». При повторении учебного материала учащиеся друг за другом называют: основные детали швейной машины; последовательность заправки верхней нити; детали кроя изделия и т. д.

  2. Игра на внимание. Говорю учащимся:

Сядет тот, кто скажет, какие инструменты нужны швее.

  • Кто назовет инструменты и приспособления?

  • Кто назовет материалы?

  • Кто отгадает загадки об инструментах? И т. д.

  1. «Один за всех». Дежурный за время музыкальной паузы должен раздать все инструменты, материалы, нужные в работе на данном уроке.

  2. «Кто внимательнее». На карточках записан план - последовательность пошива или план изготовления изделия. Но чуть изменена последовательность. Спрашиваю: «Что нужно изменить, чтобы была правильная последовательность?»

  3. «Найди ошибку и исправь». На доске вывешивается план пошива изделия, в нем есть неточности. Учащиеся должны правильно определить план пошива изделия.

  4. «Волшебная страна». Со столов учащихся убраны все инструменты, приспособления, материалы. Говорю: «В нашей волшебной стране есть все, что есть на земле. Но все это невидимо. Инструменты, приспособления, материалы появятся перед вами, если вы правильно назовете все то, что нам необходимо на уроке».



Игры на развитие мышления, речи

  1. «Что нужно швее». На столе выкладываю инструменты, приспособления, кусочки ткани, образцы и т. д.

Спрашиваю:

  • Что нужно сегодня швее, чтобы сшить уточку?

  • Что нужно сегодня вам, чтобы выполнить чертеж фартука?

  • Что нужно сегодня вам, чтобы выполнить раскрой платья? И т. д.

  1. «Терминологическая зарядка». Я называю термин, учащиеся должны раскрыть его содержание:

  • Ножницы - инструмент для резания.

  • Линейка - для выполнения чертежей.

  • Сантиметровая лента - для измерения фигуры человека. И т. д.

  1. «Чего недостает?». На магнитной доске выставляю детали кроя изделия. При помощи магнитиков прикрепляю карточки с названиями контурных срезов, направлением долевой нити. Но что-то отсутствует. Спрашиваю: «Чего недостает?»

  2. «Угадай и расскажи правила». Учащимся раздаются карточки, где в виде рисунков изображены правила безопасной работы с инструментами, читаю загадку об инструментах. Учащиеся должны отгадать загадку и рассказать правила безопасной работы с этим инструментом.

  3. «Поможем Незнайке, или Исправь ошибку Незнайки». На доске вывешены картинки с изображением Незнайки. Запись на доске: «Лицевую и изнаночную сторону ткани можно определить по рисунку, по ворсу, по кромке, по чистоте отделки, по растяжению». Задаю вопрос классу: «Правильно ли Незнайка подобрал способы определения лицевой и изнаночной стороны?»

  4. «Кто больше?» Выставляю кубики, где написаны буквы. Говорю детям: «Кто больше придумает слов, используя только эти буквы? Называть только те слова, что связаны с нашей профессией. Это могут быть изделия, детали, инструменты и т. д.»

  5. Игра «Прививки». Слова не очень хорошо поддаются «прививкам» другими буквами, но давайте попробуем:

...ТАЧАТЬ.

  • Какие слоги можно добавить?

  • Что означают эти слова? (Обтачать, стачать, притачать, втачать.)

  1. «Слог потерялся»

Рыдают буквы в каждой строчке:

«От наших слов - одни кусочки.

У всех у нас одно начало,

Но. если вы его найдете,

То сразу все слова прочтете».

...МЕТАТЬ ...ТАЧАТЬ.

  • Какой слог можно добавить?

  • Что означают эти слова? (При, с, об)

  1. «Кто больше?» Называю слово (это может быть вид изделия, ткань и другие термины, понятия). Спрашиваю детей: «Кто назовет больше слов по поводу данного слова?» Например: СОРОЧКА (учащиеся называют, из какой ткани можно ее сшить, какие мерки снимают для изготовления сорочки, детали изделия, виды швов при пошиве изделия, вид изделия, план пошива и т. д.).

  2. «Пришей пуговицы к платью». Девочкам раздают различные картинки с платьями, пальто или готовые изделия, но без пуговиц, а также пуговицы и нитки разных цветов. Задаю вопросы:

  • Какие пуговицы можно подобрать?

  • Какие нитки использовать?

  1. Экскурсия в магазин «Ткани». На доске-витрине располагаются различные кусочки ткани. Говорю детям: «Давайте представим, что мы попали в магазин «Ткани». Перед вами образцы тканей. Попробуйте подобрать ткани для пошива наволочек и объясните, по каким свойствам вы это сделали». (В другом случае можно подбирать ткани для сорочки, юбки и т. д.)

  2. «Поезд». На магнитной доске в беспорядке располагаю карточки с этапами работ по изготовлению изделия (или план пошива изделия). Учащиеся должны правильно определить последовательность операций и закрепить карточки на вагончики.

  3. «Одень ежика». Даная игра проводится на первых занятиях по швейному делу с целью проверить, как учащиеся владеют линейкой, карандашом, ножницами. Девочки обводят по лекалу треугольники определенной формы (шьют шубу ежику), вырезают их, овладевают умением правильно вырезать треугольники. Можно организовать соревнование «Чья шубка красивее?». Затем эти треугольники крепятся на контуре ежика. Шубка получается красивее, если треугольники размещают на контуре острым углом вверх между другими треугольниками. На уроке зачитываем загадки, рассказы про ежей.

Игры на развитие памяти

  1. «Глаз-фотограф». Составляем план работы по изготовлению изделия. Говорим о том, что такое фотография. Закрываю план работы и спрашиваю: «Кто может повторить план?»

  2. «По сугробам». Из белой бумаги изготавливаю карточки, на одной стороне записываю вопросы различной трудности, разной формы. Карточки раскладываю на столах. Каждая карточка - это сугроб. Учащиеся могут сами выбрать себе карточку-вопрос. Играющие поднимают карточки, отвечают на вопрос, а если они не смогут ответить, «проваливаются в сугроб», и отвечают другие учащиеся.

  3. «Цветик-семицветик». На магнитной доске вывешивается рисунок «Цветика-семицветика». Читаю:

Лети, лети, лепесток,

Через запад, на восток,

Через север, через юг...

Возвращайся, сделав круг.

С обратной стороны лепестка написаны вопросы. Учащиеся выходят к доске, отрывают лепесток, отвечают на вопросы, которые записаны на лепестке.

  1. «Ромашка». Говорю, что к нам на урок пришла в гости царица полевых цветов Ромашка, но это не совсем обычная ромашка, на ее лепестках написаны вопросы-задания. Детям предстоит, сорвав лепесток, ответить на вопросы, написанные на нем.

  2. Другой вариант игры «Ромашка». Рассказываю, что Ромашка сшила себе не совсем обычное платье. Лепестки сделаны из тканей, каких она не знает. Прошу: «Помогите Ромашке определить ткани, из которых сшито ее платье».

  3. «Волшебный мешочек». Цель: закрепить знания о тканях, швах, бумаге. Говорю детям: «Закройте глаза, затем тщательно, не торопясь, ощупайте изделие и назовите: вид шва, вид ткани, вид бумаги». И т. д.

  4. «Лото». Учащимся раздаются разрезные карточки, на них записаны термины, а большой лист разделен на части. В каждой части записано определение термина, учащиеся должны правильно определить термин, карточку с этим термином должны положить на соответствующую часть. Если все термины определены верно, то должен получиться рисунок.

  5. «Внимательный художник». Вывешивается изделие. Детям предлагается посмотреть на него, затем изделие убирается. Затем по памяти надо подробно описать изделие - его фасон, детали, отделку.

  6. «Найди отличия». Учащимся предлагаю две картинки изделий, инструментов и принадлежностей. Необходимо найти отличия.

  7. Игра «Эрудит». Здесь зашифрованы названия различных терминов. Необходимо расшифровать и объяснить их значение.


Н

И

Т

К

А

Ш

Ь

У

Т

О

К

Е

X

Л

О

П

Ш

Л

С

Т

Е

Ж

О

К

Ш

Р

Ш

О

В

Р

Е

О

С

Н

О

О

Р

У

К

А

В

М

С

Л

Е

Н

А

К

Т

Ь

И

Г

Л

А





(Нитка, уток, хлопок, стежок, основа, игла, шелк, кромка, шерсть, рукав, лен.)


С

Т

Е

Ж

О

К

О

Р

У

Е

О

Р

К

О

Н

К

Н

О

Р

У

К

А

О

М

О

Ш

О

В

В

К

Й

Е

Л

К

Ы

А

К

Р

X

К

Т

О

Т

С

Л

Н

А

Ч

И

Т

О

П

О

К

И

Ь

И

Г

Л

А





(Стежок, крой, кромка, игла, вытачка, шов, шелк, шерсть, рукав, хлопок).



Загадки

Тема: "Инструменты и принадлежности"

Игла или игла с ниткой

  1. Стройная девица весь свет одевает.

  2. Всех одела, а сама голая ходит.

  3. Одноглазая труженица узоры вышивает.

  4. Конь стальной, хвост льняной.

  5. Сама маленькая, тоненькая, а коса длинная.


  1. Всех на свете обшивает,

  2. Маленького роста я

Тонкая и острая,

Носом путь себе ищу,

За собою хвост тащу.

  1. На всем теле только одно ухо.

Ножницы

  1. Два братца, одно сердце.

  2. Два конца, два кольца,

А посередине гвоздик.

  1. Инструмент бывалый - не большой не малый.

У него полно забот: он и режет, и стрижет.

  1. Смотрите, мы раскрыли пасть:

В нее бумагу можно класть,

Бумага в нашей пасти

Разделится на части.

  1. Два железных близнеца обнималась без конца.

Целовались - щелк да щелк! На куски разрезан шелк.

Оказалось, эти братья в мастерской кроили платья

Для одной художницы. А зовут их...

  1. Для дочек, бабушек и мам Хорошие помощницы,

Наверное, знакомы всем Стальное чудо -...

Список литературы

  1. Аникеева Н.П. «Воспитание игрой.» Книга для учителя -М.: Просвещение, 1987.

  2. Бекмуратов Н.Ш. Пути повышения умственной работоспособности глухих учащихся // Дефектология. N 5. 1991. С.51- 56.

  3. Букун Н.И. Психофизиологические основы повышения эффективности трудовой деятельности глухих и слабослышащих. Автореферат дис. . докт. пед. наук. М., 1985. -43 с.

  4. Владимирский В.А. Об умственной работоспособности девочек и мальчиков. СПб., 1910. - 36 с.

  5. Власова Т. А., Лебединская К. С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития // Дефектология. 1975. N 6. С. 8-17.

  6. Воробьева Н.М. Использование дидактических игр на уроках трудового обучения в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида.

  7. Гозова А. П. Трудовое обучение глухих учащихся // Дефектология. 1985. N 4. С. 29 32.

  8. Попова В.И. Игра помогает учиться. //Начальная школа №2, 1987 стр.39

  9. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. - М.: 1982г.

  10. Швайко Т.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М.: 1983г.

© 2010-2022