Профессиональное обучение в коррекционной школе VIII вида

В нашей школе  обучаются  дети, которые в силу своих умственных способностей не имеют возможности обучаться профессии  в средних специальных учебных заведениях, им очень сложно учиться и в  профессионально - технических училищах.  Основной контингент учащихся – дети из малообеспеченных, многодетных  семей. В жизни немало примеров, когда такие дети, становясь взрослыми, не способны плодотворно трудиться, обивают пороги инстанций социальной помощи в поисках каких – либо пособий и выплат. Наша школ...
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Профессиональное обучение в коррекционной школе VIII вида.


В нашей школе обучаются дети, которые в силу своих умственных способностей не имеют возможности обучаться профессии в средних специальных учебных заведениях, им очень сложно учиться и в профессионально - технических училищах. Основной контингент учащихся - дети из малообеспеченных, многодетных семей. В жизни немало примеров, когда такие дети, становясь взрослыми, не способны плодотворно трудиться, обивают пороги инстанций социальной помощи в поисках каких - либо пособий и выплат. Наша школа создана для обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-бытовой ориентировки для последующей их интеграции в общество. Наша задача научить их верить в себя, в свои силы и способности. Этих детей нужно подготовить к самостоятельной жизни в обществе, чтобы они могли, не надеясь на помощь со стороны, сами обеспечить себя в жизни, обеспечить жизнь своей семьи.

Большое внимание в школе уделяется трудовому обучению, так как прочные трудовые навыки - основа для последующего профессионального образования и социализации детей с умственной отсталостью.

Используя свой опыт работы с выпускниками и практикантами профессионально-технических училищ непосредственно в швейном цехе, я четко определила для себя, что для того, чтобы успешно и производительно трудиться для граждан с диагнозом «Олигофрения в степени дебильности» необходимо и достаточно иметь навыки и отточенные приемы выполнения различных видов работ, например, разных видов швов. На основе этих, имеющихся уже навыков, несложно обучить новым операциям.

Вся работа ведется на уроках трудового обучения «Швейное дело - Технология» для учащихся 9-11 классов, программы разработаны в связи с реализацией эксперимента «Школа - ПТУ» и включают в себя начальную профессиональную подготовку, что некоторым образом решает проблему социализации учащихся.

В своей работе я ставлю перед собой следующие задачи:

  • формирование практических навыков и умений, технологических и начальных экономических знаний, необходимых для участия в производительном труде, побуждение к использованию в трудовой деятельности знаний по основам наук;

  • ознакомление с отраслями швейной промышленности, осознание необходимости каждой из рабочих профессий.

  • воспитание трудолюбия, потребности в труде, уважения к людям труда рабочих профессий, заботливого и бережного отношения ко всему окружающему;

В основу работы положена техническая и технологическая подготовка учащихся, имеющих начальные навыки работы на швейном оборудовании. Содержание практических работ направлено на формирование у учащихся навыков и умений производства швейных изделий хлопчатобумажного ассортимента (в основном по готовому крою).

Для выполнения поставленных задач применяю некоторые производственные приемы, пооперационное разделение труда, обеспечивающие с самого начала производственной деятельности необходимый уровень качества работы. Высокой производительности способствует пачковая система, которая позволяет сократить время на вспомогательных движениях.

Использую поэтапное обучение, которое, с одной стороны, упрощает сам процесс обучения, а с другой - позволят ребенку непосредственно следить за собственным прогрессом. Хорошие навыки обработки изделий вырабатываются с использованием поузловой обработки, в отличие от ранее используемой для обучения технологии индивидуального пошива. Намного легче, проще и результативнее изучать производство изделия по частям, т. е. по узлам - легче отработать приемы удобной работы, легче запомнить последовательность выполнения операций и т.д.

Для усвоения теоретического материала я использую очень результативный способ - лабораторные исследования. Соответственно подбираю и форму занятия - лабораторную работу или лабораторно - практическую работу. Темы очень разные, эффективно подбирать их по объёму изучаемого материала.

Практически с начала учебного года мы начинаем изучать «Оборудование швейных цехов» в общих чертах для ознакомления и оборудование школьной мастерской. Использую для изучения этой большой темы цикл лабораторных работ. Сразу после расстановки учащихся по рабочим местам и закреплении за ними основного оборудования начинаем знакомство с техникой. Повторяем основные правила по ТБ, основные регулировки, простейшие настройки, места и порядок чистки и смазки. Для более эффективной работы использую: плакаты с изображением машины, её деталей, механизмов; планшеты с изображенными на них схемами образования стежков, и др. Можно использовать и макет механизмов машины - есть у меня такая игра.

У учащихся коррекционной школы наблюдаются двигательная расторможенность, выраженная нецеленаправленность деятельности, застревание на отдельных способах выполнения заданий или действиях, инертность, плохая переключаемость, повышенная утомляемость, а также задержка речевого развития. В связи с этим задания для лабораторных работ составляю конкретные, небольшие по объему и обязательно немногословные. И ответы тоже требую конкретные и краткие, желательно с рисунками.

Очень важно перед началом работы выяснить мнение учащихся, основанное на их собственном жизненном опыте, о предполагаемых результатах исследования. В этом случае практическое подтверждение собственного мнения активно поднимает настроение и вызывает удовлетворение. Особое значение при выборе заданий для работы имеет выбор главной цели. Это может быть получение конкретного результата - предмета, изделия, как, например,

в ЛПР - «Оборудование…» - паспорт рабочего места; в ЛПР - « Швы. Ручные стежки и строчки » - панно; а также совершенно неожиданное открытие, которое иногда напоминает фокус, вызывающий удивление, восторг.

По результатам, полученным за последние годы, можно с уверенностью сказать, что каждая из таких исследовательских работ достигает конкретной цели:

  1. после исследования своего оборудования учащиеся приобретают навыки самостоятельной настройки машины на заданную работу, необходимо лишь поинтересоваться, какие именно регулировки ученица сейчас будет изменять.

  2. в работе « Швы…» появляется серьёзный мотив самостоятельного выбора формы деталей изделия, мелких деталей, цвета ниток для получения конечного продукта - панно. Очень хорошо, если у этого панно есть конкретное назначение - подарок маме. В этом случае учащиеся очень сильно заинтересованы в высоком качестве работы.

Профессиональное обучение в коррекционной школе VIII вида.Для повышения мотивации обучения я применяю в своей работе некоторые игры. Например, игра - « Мы - механизмы» позволяет очень четко представить, понять, осознать и запомнить, как взаимодействуют основные рабочие механизмы в швейной машине челночного, цепного стежка (разные строчки). В игре используются макеты основных деталей швейных машин разных типов - игла, челнок, петлители, материал, рычагом нитенатягивателя служит рука участника. Макеты эти раз в 10 крупнее самих деталей. У наших учащихся большие проблемы с воспроизведением материала, но уж вместе с показом работы они очень хорошо умеют объяснить процесс образования того или иного стежка.

Еще одна очень результативная игра - « ЛОТО», цель которой - заинтересовать

учащихся в изучении теоретического материала, заменить утомительное заучивание механическим запоминанием.


Методический результат игры: активизация знаний и (обычно) не хочется заканчивать. Так, при помощи немудреных бочонков с названиями машинных швов и карт с их схемами очень хорошо запоминается материал, который просто заучить не всегда представляется возможным.

Для проверки и контроля знаний использую карточки-задания, карты программированного опроса, тесты. Эти способы проверки знаний чередую между собой для того, чтобы они не могли надоесть. Требуется также индивидуальный подход и особый настрой.

Для объяснения нового материала применяю готовые изделия, узлы, детали, а также плакаты, планшеты. Часто применяю рисунок на доске. Особенно хорош рисунок, когда необходимо изобразить наслаивающиеся друг на друга строчки или швы.

Последние годы все больше используются информационные технологии.

В целях воспитания использую на уроках бригадные формы организации труда, индивидуальные задания, обеспечивающие взаимопомощь и взаимозаменяемость, взаимный и общественный контроль, обсуждение результатов работы (брак, неэкономное использование сырья и материалов, небрежное отношение к оборудованию, нарушение техники безопасности и т.д.). Особое внимание обращаю на точное знание и соблюдение правил безопасного труда.

Интерес к обучению у девушек очень высок, старание и прилежание позволяют успешно и результативно проводить все виды занятий. Использование производственных приемов позволяет сократить затраты времени, улучшить качество выполняемой работы без особых «надзирательских» приемов, что очень стимулирует учащихся и увлекает.

Особый интерес вызывает коллективный труд - пошив изделия с разделением труда на организационные операции. Это сложно для внедрения, но приближает нас к работе в мини - швейном цехе. Именно к этому мы и идем в перспективе.

Кроме того, в школе постоянно проводится внеклассная работа, направленная на изучение истории костюма разных эпох, русского народного, одежды народов Севера всевозможных видов рукоделия.

Все это вместе позволяет получить уверенную в собственных силах молодую девушку, не пугающуюся перемен в производственной деятельности, с высокой мотивацией к обучению и дальнейшему производительному труду и, в конечном счете, способствует решению задач социализации, которые очень важны для выпускников коррекционной школы.

4

© 2010-2022