Проектный метод в образовательной области Технология

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Томская обл., г. Северск, МБОУ «Северская гимназия».

Баранова Татьяна Васильевна,

учитель технологии,

руководитель Музея истории школы «Дом окнами в мир».


Проектно-исследовательская деятельность

в образовательной области «Технология»


В программу образовательной области «Технология» введены темы по изучению традиций, ремёсел, национальной культуры. Во время занятий учащиеся дополнительно получают знания по национальной кухне, народному творчеству, истории народного костюма. Изучение традиционных ремёсел, промыслов путём изготовления предметов материальной культуры народа активно способствует повышению интереса обучающихся к национальной культуре, сохранению традиций, получению новых технологических знаний и умений, формированию эстетических качеств.

Изучение народной культуры возможно не только на уроках, но и во внеурочном пространстве: кружки, творческие объединения, проектная деятельность. Метод проектов, реализуемый в образовательной области «Технология», способствует более глубокому усвоению материала, создаёт условия для всестороннего развития учащихся.

Ярким примером успешной реализации проектного метода является творческая работа «Хантыйские мотивы», выполненная учащимися Северской гимназии. Участниками проекта стали ребята 1-11 классов Северской гимназии, всего 12 человек; руководители: Баранова Т.В., учитель технологии и руководитель школьного музея; Черепанова Н.В., заведующая библиотекой гимназии. Основная цель работы - изучение истории и культуры коренных народов Сибири.

В Томской области живут потомки как минимум пяти коренных народов: селькупы, ханты, манси, кеты, татары. От этих народов нам достались не только названия рек, селений, но и само слово «Сибирь». Богатство и разнообразие традиций коренных народов уже давно вдохновляют художников, краеведы и этнографы стремятся попасть в самые отдалённые уголки Сибири, чтобы собрать интересные материалы. Обо всём этом мы узнали из рассказа Бардиной П.Е., научного сотрудника Музея г. Северска. Именно здесь мы начали знакомиться с историей коренных народов нашей области.

Посетив музеи Северска и Томска, мы познакомились с коллекцией предметов материальной культуры, с верованиями и обычаями северных народов (ханты и манси). Национальный орнамент, бисерные украшения, посуда из бересты - всё это поразило наше воображение. Нам захотелось что-то подобное сделать своими руками.

В ходе знакомства с историей малочисленных коренных народов Томской области определились задачи проекта: создать историческую экспозицию для школьного музея, собрать материал для школьной библиотеки, а также изготовить выставку современных аксессуаров, выполненных в национальных традициях северных народов.

Определяя актуальность проекта, мы провели анкетирование учащихся гимназии и пришли к выводу, что дети мало знают об истории и культуре коренных народов Томской области. Значит, наш проект будет востребован, особенно в рамках регионального компонента, а будущая экспозиция поможет осваивать такие новые предметы, как «История Сибири» и «Литературное наследие Сибири». Таким образом, актуальность работы - в её образовательной ценности. Изготовление аксессуаров будет способствовать привитию интереса к традиционным ремёслам северных народов. Считаю, что велико и его воспитательное значение. Ведь знание истории народов России способствует появлению уважительного отношения к людям других национальностей, что особенно важным является в последнее время в нашей стране.

Исследовательская работа велась в нескольких направлениях: библиотеки, музеи, встречи с учёными-этнографами, носителями этноса. В результате поисковой работы появились подлинные экспонаты для будущей экспозиции: берестяной туес, нагрудные украшения, фотографии. Недостаток подлинных экспонатов мы восполнили рукотворными предметами. Именно здесь ребята смогли применить знания, полученные на уроках технологии, но, что более важно, познакомились с новыми для себя видами рукоделия (береста, вышивка бисером), освоили новые технологии (работа с кожей, натуральным мехом), изучили историю и традиции национального хантыйского костюма.

Процесс изготовления экспонатов, пожалуй, стал самой интересной работой для участников проекта. Как настоящие ханты, ребята варили бересту и строили чум. Учились плести бисером, создавая национальные костюмы. Изучали традиционные орнаменты, изготавливая предметы материальной культуры хантов.

Нас интересовала не только материальная культура. С большим интересом мы изучали национальную кухню хантов. Открытием стали традиции хантыйского чаепития, где к чаю подают вяленую рыбу, сушки и рыбий жир, о чём мы узнали, побывав на встрече с представителями народа ханты. В ходе подготовки к проведению экскурсий, ребята освоили такой вид искусства, как теневой театр. Познакомились с музыкой народов Севера и, даже, разучили хантыйский танец.

Работали много, увлечённо, и вот наши результаты:

1. Создана экспозиция «В краю хантов», рассказывающая о быте, культуре, традициях северных народов - ханты, манси. Её экспонатами стали не только подлинные, но и изготовленные руками ребят предметы: куклы в национальных костюмах, берестяной чум, предметы быта, духовной культуры.

2. Оформлена выставка современных аксессуаров, выполненных с использованием традиционных хантыйских материалов, орнаментов.

3. Собрана небольшая библиотека по истории народов ханты, манси (краеведческий материал, сказки, легенды, игры, фотографии, видеоматериалы о жизни современных хантов).

Следующий этап в нашей работе - реализация проекта. Это очень важный этап, так как ребята видят реальные результаты своей работы. Так в школьном музее проводится экскурсия «В краю хантов». На базе экспозиции проходят уроки предмета «История Сибири» для учеников 6-х классов. На выставке современных аксессуаров проводятся мастер-классы по бисероплетению, работе с мехом, натуральной кожей. Собранная литература используется при проведении уроков предмета «Литературное наследие Сибири».

Авторы проекта «Хантыйские мотивы» успешно защитили свою работу на различных образовательных событиях. Проект получил Диплом Гран-При на Областном молодёжном форуме; 1 место на региональной научно-инженерной выставке молодых исследователей закрытых городов в г.Снежинске; Диплом Лауреата Всероссийского открытого конкурса научно-исследовательских, изобретательских и творческих работ «Национальное Достояние России» (г. Москва). В 2015 году экспонаты проекта участвовали в выставке городского музея «Сибирь. Этнические зарисовки».

Работа «Хантыйские мотивы» велась через «погружение в культурную среду» (создание экспонатов своими руками). Убеждена, что такой интерактивный вид познания истории, изучения национальной культуры, ремёсел является наиболее продуктивным, даёт самые глубокие знания и оставляет память на всю жизнь.


© 2010-2022