«Развитие творчества и воспитание личности ребенка на уроках, и внеурочное время»

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ Новгородская СОШ им. В.Н. Лесина






«Развитие творчества и воспитание личности ребенка на уроках, и внеурочное время»





Шабалина М.В.

Учитель технологии

Втора квалификационная категория


2013г

Время, в которое мы живем, выдвинуло перед школой задачу воспитания свободной, творческой, образованной, культурной и активной личности. Актуальной проблемой является проблема развития творческих способностей человека. Большая роль в этом отводится школе, и огромный вклад в развитие творческих способностей вносит наш предмет «технология». Ведь развивать творческие способности человека - это, прежде всего, воспитывать творческое отношение к труду. Творческое отношение к труду - это одновременно и воспитание любви к делу, и стремление к познанию его особенностей, которые в свою очередь стимулируют испробовать свои силы, добиться успеха. В процессе творческого отношения к труду вырабатываются такие ценные качества, как настойчивость, любознательность, целеустремленность, инициативность, самостоятельность, умение выбрать наилучший способ и метод выполнения работы, т.е. те качества, без которых невозможно творчество.

Проектный метод позволяет не только «разбудить» дремлющие творческие задатки личности, но и создать условия для их развития. При выполнении проектов должна быть выполнена практическая работа. Упор делаю на то, чтобы учащиеся практически представили то, что придумали сами. Большое внимание уделяю оформлению проектов. Поощряю любую творческую фантазию, проекты должны быть яркими, красочными.

В своей работе опираюсь на разделы «Культура дома», «Технология обработки ткани и пищевых продуктов» из программы «Технология». При составлении тематического планирования учитываю возрастные особенности учащихся, а также возрастные особенности детей. На уроках использую различный уровень обучения, применяю дифференцированные задания.

Особое внимание уделяю самостоятельной работе девочек, в ходе которой они имеют возможность проявить творческую инициативу и применить знания, полученные не только на уроках труда, но и знания, полученные в ходе изучения других предметов (истории, математике, черчения, ИЗО и другие).

Работая над развитием творческих способностей детей, заметила, как у них появился устойчивый интерес к технологическому творчеству, которое способствует пониманию структуры и состава технологического процесса в обобщенном виде и обеспечивает перенос усвоенных знаний в самые разнообразные ситуации. Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся дает большой обучающий, развивающий и воспитывающий эффект: у детей формируются прочные, глубокие знания, рождаются интересные творческие работы. В творчестве осуществляется самовыражение, самораскрытие личности ребенка. Развитие творчества и инициативы учащихся на уроках технологии взаимосвязано с кружковой деятельностью. Задачи и цели кружка: развивать фантазию, воображение, творческие способности, мелкую моторику пальцев, внимательность, память , формировать нравственно - эстетические нормы поведения, воспитывать умения работать в коллективе, развивать эстетический вкус, творческую самостоятельность.

«Твори руками - делай чудо». Основное направление кружка - развитие творческих способностей каждого ребенка.

Реализация современных требований предполагает человека с творческими способностями. Ребенок с творческими способностями способен видеть необычное, прекрасное там, где другие этого не видят, он способен принимать свои, не от кого независящие самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное.

Программа кружка была составлена так, чтобы дети занимались с разными природными и бросовыми материалами, бумагой, нитками, всем тем что есть в каждом доме и доступным в приобретении.

Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудится.
Дети усваивают систему политехнических понятий, познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями, учатся применять теоретические знания на практике. Украшая свои изделия, учащиеся приобретают определенные эстетические вкусы.

Результат этих увлекательных занятий не только конкретный - поделки, но и невидимый для глаз - развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, не стандартного мышления.

На кружке дети общаются со своими сверстниками, а также в желании реализовывают свои лидерские и организаторские способности.

На начальном этапе проводилась анкетирование в ходе, которого выяснились умения, навыки и творческие способности детей.

В конце каждой темы были итоговые творческие занятия, на которых дети показывали знания и умения. Дети оценивали свои работы и работы товарищей, объясняли, чем понравилась та или иная работа.

Работы детей выставлялись в школе, где каждый мог посмотреть, чему научились дети на кружке. После выставки работы забирали домой, где родители видели результаты детей.

Ожидаемые результаты кружка: раскрытие творческих способностей детей, развитие психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение, познавательные процессы фантазии). личностных качеств (дружеские, партнерские взаимоотношения; коммуникативные навыки).
Путь становления творческих способностей - путь развития изобретательского и исследовательского таланта.

Наша обязанность - помочь ребенку встать на этот путь.

результаты работы кружка: персональные выставки, выставки, подарки своими руками, участие в районной выставке

«Зеленая планета глазами детей», областной «ЕЕ Величество Пчела» за активное участие трое детей были на профильной смене в г. Благовещенске «Город мастеров» и награждены сертификатами и ценными подарками.

Шабалина Татьяна

7

класс

школьный

Персональная выставка

Кузнецова Анастасия

9 класс

школьный

Персональная выставка

Калугина Евгения

9 класс

школьный

Персональная выставка

Иванова Кристина

6 класс

школьный

Персональная выставка

Павлова Эльвира

6 класс

школьный

Персональная выставка

Шабалина Татьяна

7 класс

Областной «ЕЕ Величество Пчела» -

участие

Кузнецова Анастасия

9 класс

Областной «ЕЕ Величество Пчела»

участие

Белоусов Александр

8 класс

Областной «ЕЕ Величество Пчела»

участие

Шабалина Татьяна

7 класс

Районный «Зеленая планета глазами детей»

«земляничка - ягодка» - изонить

благодарность

Кузнецова Анастасия

9 класс

Районный «Зеленая планета глазами детей»

«лебединая верность» - вязание

Шабалина Татьяна

7 класс

Районный «Зеленая планета глазами детей»

«будущее в моих руках» - изонить

Шабалина Татьяна

7 класс

Районный «Зеленая планета глазами детей»

«ромашковая Русь» - вязание

Кошелева Виктория

5 класс

Районный «Зеленая планета глазами детей»

«певец родной сторонки» - бисер

Новикова Светлана

8 класс

Районный «Зеленая планета глазами детей»

«мухомор» - аппликация

благодарность

Белоусов Александр

8 класс

Районный «Зеленая планета глазами детей»

«уточка в пруду» - аппликация

За лучшую работу

Муталипова Юлия

9 класс

Районный «Зеленая планета глазами детей»

«вот мой дом родной» - вышивка

благодарность

Муталипова Юлия

9 класс

Районный «Зеленая планета глазами детей» «журавлиная трель» - гравюра

благодарность











МОУ Новгородская СОШ им. В.Н.Лесина











Развитие творчества и воспитание личности ребенка на уроках, и внеурочное время (кружок)



Шабалина М.В.

Учитель технологии

Вторая квалификационная категория

Новгородка 2013

© 2010-2022