Рабочая программа по технологии 5 класс

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы по технологии (издательство «Дрофа», 2011г.) и авторской программы «Технология. Обслуживающий труд» (1-4, 5-11 классы; О.А.Кожина, Е.Н.Кудакова, С.Э.Маркуцкая, издательство «Дрофа», 2012г.)  уровень обучения – базовый. Преподавание технологии осуществляется в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами: -с приказом МОиН РФ от 17.12.2010г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта осно...
Раздел Технология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы по технологии (издательство «Дрофа», 2011г.) и авторской программы «Технология. Обслуживающий труд» (1-4, 5-11 классы; О.А.Кожина, Е.Н.Кудакова, С.Э.Маркуцкая, издательство «Дрофа», 2012г.) уровень обучения - базовый.

Преподавание технологии осуществляется в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

-с приказом МОиН РФ от 17.12.2010г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

-с приказом МОиН Воронежской области от 09 июля 2012г. №01-1786 «О введении ФГОС основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Воронежской области с 1 сентября 2012 года».

Цели и задачи учебного предмета:

Основной целью изучения учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях.

Изучение предметной области «Технология» должно обеспечить развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач; активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий; совершенствование умений осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность; формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса; формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности.

Рабочая программа реализует следующие цели и задачи учебного предмета в 5 классе, предусмотренные федеральным государственным образовательным стандартом и примерной программой основного общего образования по технологии:

  • Освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;

  • Владение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;

  • Развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

  • Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

  • Получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Место учебного предмета в учебном плане:

При формировании учебного плана как составляющей организационного компонента основной образовательной программы основного общего образования на преподавание предметной области «Технология» в 5 классе выделено 2 часа в неделю (70 часов в год).

Обоснование выбора учебно- методического комплекса для реализации рабочей программы:

Рабочая программа по технологии в 5 классе реализуется на учебных занятиях (уроках) по учебно-методическому комплекту, подготовленному авторским коллективом (В.Д. Симоненко, А.Т. Тищенко, Н.В. Синица) (включен в Федеральный перечень УМК, рекомендованных к использованию в общеобразовательных учреждениях в 2013-2014 учебном году).

Обоснование разбивки содержания программы на отдельные темы.

Разбивка содержания программы на отдельные темы, выделение на данные темы учебных часов в объеме, определенном календарно-тематическим планом строится с учетом:

  • интересов обучающихся,

  • возможностей ОУ и материально-технической базы,

  • наличия методического и дидактического обеспечения,

  • особенностей местных социально-экономических условий.

Ценностные ориентиры содержания предмета «Технология»:

В результате обучения учащиеся овладеют:

  • Трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;

  • Навыками использования распространенных ручных инструментов и приборов; культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.

В результате изучения технологии ученик получает возможность познакомиться:

  • С основными технологическими понятиями и характеристиками;

  • С назначением и технологическими свойствами материалов;

  • С назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;

  • Со значением здорового питания для сохранения своего здоровья.

Научатся выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы:

  • Рационально организовывать свое рабочее место;

  • Находить необходимую информацию в различных источниках;

  • Применять конструкторскую и технологическую документацию;

  • Составлять последовательность выполнения технологической операции;

  • Соблюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными инструментами, приспособлениями, машинами и оборудованием;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Понимания ценности материальной культуры для жизни и развития человека;

  • Формирования эстетической среды обитания;

  • Развития творческих способностей;

  • Изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера;

  • Изготовления или ремонта изделий;

  • Выполнения безопасных приемов труда и правил электробезопасности, санитарии и гигиены.

Межпредметные связи, преемственность.

Программа построена с учетом принципа системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

При изучении учебного курса «Технология» в 5 классе используются связи данной дисциплины с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана, такими как: основы здорового образа жизни, биология, география, история, физика, изобразительное искусство, математика, экология. Это можно проследить по следующим темам:

  • основы здорового образа жизни:

- Санитария и гигиена. Здоровое питание.

- Технология приготовления бутербродов, горячих напитков и блюд из яиц.

- Технология приготовления блюд из овощей и фруктов. Тепловая кулинарная обработка овощей.

А также уроки, на которых выполняются практические работы с предварительным повторением правил безопасных приемов труда:

- Бытовые электроприборы на кухне.

- Обработка нижней части фартука швом вподгибку с закрытым срезом.

- Изготовления и оформление карманов

- Соединение карманов с нижней частью фартука.

- Обработка верхнего среза фартука.

- Обработка пояса.

  • биология:

- Технология приготовления блюд из овощей и фруктов. Тепловая кулинарная обработка овощей.

- Технология приготовления бутербродов, горячих напитков и блюд из яиц.

- Производство текстильных материалов. Текстильные материалы и их свойства.

  • география:

- Производство текстильных материалов. Текстильные материалы и их свойства.

  • история:

- Культура поведения за столом.

- Производство текстильных материалов. Текстильные материалы и их свойства.

- Бытовая швейная машина.

- История создания изделий из лоскута.

  • физика:

- Производство натуральных растительных волокон. Полотняное переплетение. Основные характеристики ткани.

- Бытовая швейная машина.

- Влажно - тепловая обработка ткани.

  • изобразительное искусство:

- Декоративно-прикладное искусство. Основы композиции

- Орнамент. Символика в орнаменте. Цветовые сочетания в орнаменте.

- Творческая работа «Выполнение эскиза интерьера кухни»

  • математика:

- Изготовление выкройки шаблонов.

- практическая работа «Построение чертежа фартука»

  • экология:

- Первичная и тепловая обработка овощей. Блюда из овощей.

- Эстетика и экология жилища

  • черчение:

- Изготовление выкроек

Используемые технологии, методы, формы работы.

Исходя из уровня обученности класса, используются наглядные, словесные методы; групповые, индивидуальные, разноуровневые формы работы.

Рабочая программа по технологии в 5 классе подразумевает использование таких организационных форм проведения уроков, как:

  • урок «открытия» нового знания;

  • урок отработки умений и рефлексии;

  • урок общеметодологической направленности;

  • урок развивающего контроля;

  • урок - исследование (урок творчества);

  • лабораторная работа;

  • практическая работа;

  • творческая работа;

  • урок - презентация.

Приоритетными методами являются упражнения, лабораторные, практические работы, выполнение проектов.

В процессе обучения используются ИКТ, проектные технологии.

Содержание учебного материала

Раздел 1. Введение (2 часа)

Введение в предмет «Технология» Вводный инструктаж по ТБ. Правила поведения в кабинете. Сущность предмета «Технология». Цели и задачи предмета. Разделы предмета и объекты труда. Необходимые инструменты, материалы, приспособления. Творческий проект, требования к его оформлению. Научная организация труда.

Внутренний распорядок и правила поведения в кабинете. Правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования. Правила оказания первой помощи.

Основные понятия темы: технология, творческий проект, научная организация труда, правила техники безопасности, санитарно-гигиенические требования.

Раздел 2. Кулинария (14 часов)

Понятие о процессе пищеварения, об усвояемости пищи. Условия, способствующие лучшему пищеварению. Роль слюны, кишечного сока и желчи в пищеварении. Понятие питания (правильное, рациональное). Значение питания для нормального физического и нервно-психического развития ребенка и подростков. Витамины. История кулинарии. Физиология питания. Последовательность приготовления пищи. Методы сохранения витаминов в пище при хранении и кулинарной обработке продуктов. Суточная потребность в витаминах.

Кухня и её оборудование. Создание интерьера кухни, правила размещения оборудования. Посуда и приборы для сервировки стола. Кухонная посуда и принадлежности. Санитарно-гигиенические требования и ПТБ.

Продукты, используемые для приготовления бутербродов. Значение хлеба в питании человека. Виды бутербродов. Способы нарезки продуктов. Способы оформления открытых бутербродов. Требования к качеству готовых бутербродов. Условия и сроки хранения бутербродов.

Виды горячих напитков. Способы заваривания кофе, какао, чая и трав. Сорта кофе. Устройства для размола зерен.

Составление меню на завтрак. Расчет количества продуктов. Приготовление завтрака( бутерброды, чай), оформление готовых блюд и подача их к столу. Правила подачи горячих напитков. Столовые приборы и правила пользования ими. Эстетическое оформление стола. Правила поведения за столом.

Пищевая ценность овощей. Виды овощей используемых в кулинарии. Классификация овощей. Питательная ценность овощей. Сохранность питательных веществ в процессе хранения и кулинарной обработки. Назначение, виды и технология механической обработки овощей.

Значение и виды тепловой обработки продуктов (варка, жаренье, тушение, запекание, припускание). Вспомогательные приемы тепловой обработки (пассерование и бланширование). Оборудование, посуда, инвентарь для варки. Время варки овощей. Охлаждение овощей. Технология приготовления блюд из отварных овощей. Требования к качеству и оформлению готовых блюд.

Значение яиц в питании человека. Использование яиц в кулинарии. Определение свежести яиц. Способы длительного хранения яиц. Способы определения готовности. Оформление готовых блюд. Приспособления и оборудование для взбивания и приготовления блюд из яиц.

Основные понятия: пищеварение, питание, витамины, физиология питания, методы сохранения витаминов; посуда: кухонная, столовая, чайная, приспособления, приборы; бутерброды (открытые, закрытые, горячие, холодные, простые, сложные, закусочные), кофемолка, кофеварка, турка; сервировка стола, салфетки; пищевая ценность, механическая (первичная) обработка овощей, виды овощей; пассерование, бланширование, жарка, варка, запекание, припускание, тушение; овоскоп, диетические яйца, столовые яйца, «в мешочек», вкрутую.

Раздел 3. Создание изделий из текстильных материалов (30 часов)

Материаловедение (4 часа).

Состав швейных материалов. Классификация текстильных волокон. Натуральные растительные волокна. Строение, химический состав и физико-химические свойства хлопкового и льняного волокна. Общее понятие о пряже и процессе прядения. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного и ткацкого производства. Основная и уточная нити в ткани. Полотняное переплетение. Лицевая и изнаночная сторона ткани.

Свойства тканей из натуральных растительных волокон: физико-механические, гигиенические, технологические, эксплуатационные. Ткани для изготовления рабочей одежды. Ассортимент х/б и льняных тканей.

Основные понятия темы: прядение, ткачество, долевая нить, уток, лицевая и изнаночная сторона, кромка; свойства: механические, гигиенические, физико-механические, эксплуатационные, ассортимент

Машиноведение (6 часов).

История создания швейной машины. Виды машин применяемых в швейной промышленности. Бытовая универсальная швейная машина. Технические характеристики. Назначение основных узлов швейной машины. Виды приводов.

Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Правила подготовки универсальной швейной машины к работе. Включение и выключение швейной машины. Намотка нитки на шпульку. Заправка верхней и нижней нитки. Регулировка длины стежка. Формирование первоначальных навыков работы на швейной машине.

Конструкция машинного шва. Длина стежка, ширина шва. Назначение соединительных (стачного взаутюжку, стачного вразутюжку, накладного с закрытым срезом, накладного с открытым срезом) и краевых (вподгибку с открытым и закрытым срезом, обтачного) швов. Конструкция швов, их условные графические обозначения и технология выполнения. Зависимость ширины шва от строения и свойств материалов. Способы распускания швов. Правила безопасной работы при ВТО. Требования к выполнению ВТО. Терминология. Инструменты и приспособления для ВТО.

Основные понятия темы: бытовая швейная машина, привод, узлы швейной машины; машинные работы, шпулька и шпульный колпачок, холостой и рабочий ход машины; шов, ширина шва, утюжильная доска, температура нагрева подошвы, декатировка.

Конструирование и моделирование швейных изделий (6 часов).

Краткие сведения из истории одежды. Фартуки в национальном костюме. Виды рабочей одежды. Эксплуатационные и гигиенические требования предъявляемые к рабочей одежде. Фигура человека и её измерение. Общие сведения о строении фигуры человека. Основные точки и линии измерения. Правила снятия мерок, необходимых для построения чертежа фартука.

Общие правила построения и оформления чертежей изделий. Типы линий. Условные обозначения на чертежах швейных изделий. Чтение чертежей. Расчетные формулы. Построение чертежа фартука на типовую фигуру в масштабе 1:4. Расчёт по индивидуальным меркам. Построение чертежа фартука на индивидуальную фигуру в масштабе 1:1.

Особенности моделирования рабочей одежды. Понятие о композиции в одежде (материал, цвет, силуэт, пропорции, ритм). Виды отделки швейных изделий (вышивка, аппликация, тесьма, сочетание тканей по цвету). Выбор модели и моделирование фартука. Подготовка выкройки к раскрою.

Основные понятия темы: мерки, сантиметровая лента, правила снятия мерок; конструирование, линейка закройщика, масштаб; моделирование, силуэт, пропорции, отделка.

Технология изготовления швейного изделия (14 часов).

Подготовка ткани к раскрою (декатировка, выявление дефектов, определение направления долевой нити, лицевой и изнаночной стороны). Раскладка выкройки на ткани с учетом припусков на швы. Способы раскладки выкройки в зависимости от ширины ткани. Инструменты и приспособления для раскроя. Обмеловка. Раскрой ткани.

Способы переноса контрольных и контурных линий выкройки на ткань. Подготовка деталей кроя к обработке. Обработка деталей кроя. Технология обработки накладных карманов. Обработка верхнего, нижнего и боковых срезов кармана. Выбор наиболее рационального способа оформления срезов для данного вида ткани с учетом её свойств. Определение месторасположения карманов. Накалывание наметывание, настрачивание карманов на нижнюю часть фартука. Обработка срезов фартука швом вподгибку с закрытым срезом или тесьмой. Обработка бретелей обтачным швом с последующим вывертыванием. Контроль качества. Обработка срезов нагрудника. Соединение бретелей и нагрудника. Обработка концов пояса обтачным швом. Соединение нагрудника с поясом. Соединение нагрудника с поясом и нижней частью фартука. Художественная отделка фартука. Влажно-тепловая обработка. Контроль качества готового изделия.

Основные понятия темы: дефекты ткани, обмеловка, раскладка, припуски; контурные и контрольные линии, детали кроя; обработка срезов, контрольные точки, накалывание и настрачивание, отделка, обтачной шов; контроль качества.

Раздел 4. Рукоделие (14 часов)

Вязание крючком (6 часов).

Краткие сведения из истории старинного рукоделия. Инструменты и материалы для вязания крючком. ОРМ и ПТБ. Правила подготовки пряжи к вязанию. Условные обозначения. Приемы вязания воздушных петель и столбиков без накида. Выполнение петель с накидом. Петли подъёма. Чтение схем вязания. Способы вязания изделий по кругу. Прибавление и убавление петель.

Основные понятия темы: крючок, головка крючка, воздушные петли, петли подъёма, столбики без накида, столбики с накидом.

Вышивка и ручные работы(8 часов).

Организация рабочего места. Инструменты, приспособления и принадлежности для ручных работ; виды, назначение и правила пользования. Классификация стежков, строчек и швов. Технические требования к ручным стежкам и строчкам. Ниточные ручные стежки, строчки и швы; виды, назначение и применение. Правила и приемы выполнения ручных стежков, строчек и швов. Комбинирование ручных стежков и швов; правила и приемы выполнения; применение. Правила и приемы пришивания пуговиц, крючков, петель, кнопок.Терминология ручных работ.

Традиции края в вышивке. Ознакомление с различными инструментами и приспособлениями, применяемыми в вышивке. Правила работы с иглами, ножницами, булавками. Знакомство с разнообразными видами вышивки. Организация рабочего места. Перевод рисунка на ткань, увеличение и уменьшение рисунка. Заправка изделия в пяльцы. Подбор ниток и игл. Правила отрезания нитки от катушки, вдевание нитки в иголку. Выбор эскиза вышивки. Перевод эскиза на ткань. Подготовка пасмы мулине к работе.

Выполнения простейших вышивальных швов: стебельчатого, тамбурного, «вперед иголку», «назад иголку», петельного, «козлик». Способы безузлового закрепления рабочей нити.

Технология использования различных вышивальных швов в работе. Окончательная отделка вышивки. Правила стирки и влажно-тепловой обработки вышитых изделий.

Основные понятия темы: ручные работы, рабочее место, правильная посадка, инструменты и приспособления, стежок, строчка, длина стежка; пяльца, мулине, пасма; запяливание ткани, стебельчатый, тамбурный, петельный швы; стирка, глажка.

Раздел 5. Творческое проектирование (2 часа)

Защита проекта. Приемы защиты творческих проектов. Демонстрация изделия. Описание изготовления.

Основные понятия темы: защита, демонстрация.

Раздел 6. Технология ведения дома (10 часов).

Уход за одеждой (6 часов).

Правильный уход за одеждой из х/б и льняных тканей. Условные обозначения на ярлыках одежды. Ремонт штопкой при помощи переплетения нитей. Ремонт подкладной заплатой. Аппликация. Ремонт распоровшихся швов. Навесные и прорезные петли.

Основные понятия темы: стирка, глажка, утюжка, ярлык, штопка, заплата, петли: прорезные и навесные.

Интерьер жилых помещений (кухни) (4 часа).

Понятие «интерьер». Функциональность помещений. Требования к помещениям. Цветовое решение. Виды размещения мебели, особенности размещения оборудования. Рациональная организация рабочего места.Основные понятия темы: интерьер, кухня-ниша, двухрядная кухня.

Результаты освоения учебного курса «Технология»

Личностные

Метапредметные

Предметные

-Проявление познавательных интересов и активности в данной области технологической деятельности;

-Выражение желания учиться и трудиться для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;

-Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

-Самооценка умственных и физических способностей;

-Осознание необходимости общественного полезного труда;

-Бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

-Готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства.

-Определение адекватных способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;

-Самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;

-Использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов;

-Соблюдение норм и правил культуры труда;

-Соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.

В познавательной сфере:

-Рациональное использование учебной и дополнительной информации для проектирования и создания объектов труда;

-Распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;

-Владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;

-Применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности.

В трудовой сфере:

-Планирование технологического процесса и процесса труда;

-Подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;

-Проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектирования объектов труда;

-Подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии


Учебно-методическое обеспечение программы

1.Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы. Проект. - Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения)

2.Программы ОУ. Технология. Трудовое обучение. 1-4, 5-11 классы. Научные руководители: Ю.Л. Хотунцев, В.Д. Симоненко, Просвещение, 2007.

3.Технология. Технология ведения дома: 5 класс / уч. для обуч-ся обр. учр. / Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2012.

4.Технология. 5 класс Рабочая тетрадь для учащихся ОУ (вариант для девочек) / Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2012.

5.Технология. 5 класс Рабочая тетрадь для учащихся ОУ (вариант для девочек) / Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2012.

Арефьев И.П.

6. Занимательные уроки технологии для девочек. 5 класс: пособие для учителей. - М.: Школьная пресса, 2005.

7.Технология. Обслуживающий труд: 5 класс: метод. рек-ции / Ю.В. Крупская; под ред. В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2010.

8.Технология: Конспекты уроков, элективные курсы: 5-9 класс / сост. Л.П. Барылкина, С.Е. Соколова. - М. 5 за знания, 2006.




Календарно-тематическое планирование

№ п/п

№ урока по теме

Дата

Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Вид контроля

Примечан.

По плану

Фактически

Кор-ректир.

Раздел 1. Введение (2 часа)

1

1

Этимология слова «технология». Что изучает технология? Разновидности технологий.

Введение в предмет «Технология».

Знать значение слова «технология», что изучает технология. Иметь представление о разновидностях технологий.

Фронталь-ная беседа. Устный опрос

2

2

Правила поведения в кабинете, внутренний распорядок. ПТБ. Общие правила техники безопасности. Первая медицинская помощь.

Вводный инструктаж по ТБ. Правила поведения в кабинете.

Знать правила техники безопасности, правила поведения в кабинете.

Фронталь-ная беседа. Устный опрос

Раздел 2. Кулинария (14 часов)

3

1

Понятие о процессе пищеварения, об усвояемости пищи. Питательные вещества и их роль в жизни человека, рациональное питание.

Общие сведения о питании. Физиология питания.

Овладеть навыками личной гигиены при приготовлении пищи. Организовывать рабочее место. Осваивать безопасные приемы работы с кухонным оборудованием, горячими жидкостями.

Устный опрос

Заполнение таблицы «Характери-стики питатель-ных веществ»

4

2

Правила безопасного труда, санитарии и гигиены при работе на кухне. санитарные требования к помещению кухни и столовой, посуде, кухонному инвентарю

Общие сведения о питании. Физиология питания.

Изучать основы физиологии питания. Овладевать навыками деловых,

уважительных, культурных отношений со всеми членами бригады.

Устный опрос

5

3

Кухня и её оборудование. Правила размещения оборудования. Кухонная посуда и принадлежности. Санитарно-гигиенические требования, ПТБ при работе на кухне.

Кухонная посуда и уход за ней.

Знать правила санитарии и гигиены, ТБ при работе на кухне и оказание первой помощи

Фронталь-ная беседа

6

4

Кухня и её оборудование. Правила размещения оборудования. Кухонная посуда и принадлежности. Санитарно-гигиенические требования, ПТБ при работе на кухне.

Кухонная посуда и уход за ней.

Знать правила санитарии и гигиены, ТБ при работе на кухне и оказание первой помощи

Работа с таблицами.

7

5

Продукты, употребляемые для приготовления бутербродов. Значение хлеба в питании человека. Способы нарезки продуктов для бутербродов, инструменты и приспособления для нарезки. Виды бутербродов, способы приготовления. Виды горячих напитков. Правила хранения.

Бутерброды, горячие напитки.

Иметь представление

о разновидностях бутербродов и горячих напитков, способах нарезки продуктов, инструментах и приспособлениях .

Знать ПТБ при работе с ножом и горячей жидкостью.

Фронталь-ная беседа. Устный опрос

8

6

Сорта чая, вкусовые достоинства, способы заваривания. Технология приготовления кофе, какао. Сведения о чае..

Бутерброды, горячие напитки.

Проводить сравнительный анализ вкусовых качеств различных видов чая и кофе.

Фронталь-ная беседа. Устный опрос

9

7

Правила сервировки стола к чаю. Культура поведения за столом

Культура поведения за столом. Сервировка стола.

Знать ПТБ при работе с ножом и горячей жидкостью, последовательность приготовления бутербродов и чая, их виды

Выполне-ние практичес-кой работы

Пр/р №1 «Приготовление бутербродов и горячих напитков. Блюда из яиц. Сервировка стола к чаю».

10

8

Правила сервировки стола к чаю. Культура поведения за столом

Культура поведения за столом. Сервировка стола.

Знать ПТБ при работе с ножом и горячей жидкостью, последовательность приготовления бутербродов и чая, их виды

Выполне-ние практичес-кой работы

11

9

Из истории овощей. Виды овощей в кулинарии. Их роль в питании человека. Основные правила первичной и тепловой обработки овощей.

Овощи в питании

Определять доброкачественность овощей по внешнему виду. Выполнять сортировку, мойку, чистку, промывание овощей. Выполнять нарезку овощей, фигурную нарезку для украшения салатов. готовить салат из сырых и вареных овощей.

Выполне-ние практичес-кой работы

12

10

Роль овощей в питании человека. Появление овощей. Классификация овощей. Определение качества овощей. Первичная и тепловая обработка овощей. Приготовление блюд из овощей.

Овощи в питании

Иметь представление: о правилах первичной обработки всех видов овощей; пищевой ценности, способах использования, рецептуре овощных блюд

Выполне-ние практичес-кой работы

Пр/р №2 «Определение доброкачественности овощей»

13

11

Виды тепловой обработки овощей. Правила тепловой обработки. Технология приготовления блюд из варёных овощей.

Приготовление блюд из овощей.

Отрабатывать точность и координацию движений. Осваивать безопасные приемы тепловой обработки овощей.

.

14

12

Требования к качеству и оформлению готового блюда. ПТБ.

Приготовление блюд из овощей.

Знать правила нарезки овощей.

Уметь: выполнять правила нарезки овощей; готовить и украшать салат

Работа по технологи-ческим картам

Пр/р №3 «Приготовление блюда из варёных овощей».

15

13

Значение яиц в питании человека. Использование яиц в кулинарии. Способы

определения свежести яиц, правила хранения. Блюда из яиц.

Блюда из яиц.

Изучать способы определения свежести яиц. Выполнять художественное оформление яиц к народным праздникам. Приготавливать и оформлять бутерброды.

Выполне-ние практичес-кой работы

Пр/р №4 «Приготовление блюда из яиц».

16

14


Обобщающий урок по разделу

«Кулинария».

Тест

Раздел 3. Создание изделий из текстильных материалов (30 часов)

Материаловедение (4 часа)

17

1

Классификация текстильных волокон. Способы получения свойства натуральных и искусственных волокон.

Классификация текстильных волокон

Изучать характеристики различных видов тканей по коллекциям. Определять состав волокна

Работа с учебником.

18

2

Классификация текстильных волокон. Способы получения свойства натуральных и искусственных волокон.

Классификация текстильных волокон

Изучать характеристики различных видов тканей по коллекциям. Определять состав волокна

Выполне-ние практичес-кой работы.

Пр/р №5 «Выполне-ние макета полотняно-го переплете-ния»

19

3

Нити основы и утка. Основные процессы отделки ткани. Свойства тканей из натуральных волокон растительного происхождения.

Технология изготовления ткани. Виды переплетений.

Знать свойства тканей из натуральных волокон растительного происхождения.

Работа с учебником.

20

4

Основная и уточная нити в ткани. Лицевая и изнаночная сторона ткани. Виды переплетений нитей в тканях.

Технология изготовления ткани. Виды переплетений.

Определять виды переплетений нитей в тканях. Изготавливать переплетения.

Выполне-ние практичес-кой работы.

Пр/р №6 «Определение нити основы и утка, лицевой и изнаночной стороны»

Машиноведение (6 часов)

21

1

Классификация машин швейного производства по назначению, степени механизации, автоматизации. Бытовая швейная машина, её технические характеристики, назначение основных узлов.

Бытовая универсальная швейная машина.

Правила работы на швейной машине.

Находить информацию и проводить сравнительный анализ технических характеристик швейных машин. Изучать устройство современной бытовой швейной машины. Включать и выключать маховое колесо. Наматывать нить на шпульку. Заправлять верхнюю и нижнюю нити.

Работа с учебником

22

2

Виды приводов, их устройство, преимущества и недостатки. Организация рабочего места. Правила безопасной работы. Формирование первоначальных навыков работы.

Бытовая универсальная швейная машина.

Виды приводов швейной машины.

Иметь представление

о технических характеристиках швейной машины и назначении основных узлов.

Уметь организовать рабочее место, готовить швейную машину к работе, заправлять верхнюю и нижнюю нити

знать правила ТБ

Выполне-ние практичес-кой работы

Пр/р №7 «Знакомство с бытовой швейной машиной и заправка ниток в машину»

23

3

Виды машинных швов. Выполнение образцов стачных швов. Организация рабочего места. Правила безопасной работы.

Виды машинных швов.

Уметь: управлять швейной машиной; строчить по прямой
и кривой линиям; делать закрепки и поворачивать шов

Выполне-ние практичес-кой работы

Пр/р№ 8 «Выполне-ние стачного и накладного швов»

24

4

Виды машинных швов. Выполнение образцов стачных швов. Организация рабочего места. Правила безопасной работы.

Виды машинных швов.

Уметь: управлять швейной машиной; строчить по прямой
и кривой линиям; делать закрепки и поворачивать шов

Выполне-ние практичес-кой работы

25

5

Виды машинных швов. Выполнение образцов машинных швов вподгибку с открытым срезом.

Виды машинных швов.

Выполнять машинный шов вподгибку с открытым срезом.

Выполне-ние практичес-кой работы

Пр/р №9 «Выполне-ние обтачного шва и шва вподгибку»

26

6

ТБ при работе с утюгом. Правила выполнения ВТО.

Изучение ПТБ при работе с утюгом и терминологии ВТО.

Влажно-тепловая обработка

Выбирать режим и проводить влажно-тепловую обработку изделия в зависимости от волокнистого состава ткани.

Выполне-ние практичес-кой работы

Конструирование и моделирование швейных изделий (6 часов).

27

1

Виды одежды. Процесс изготовления одежды. Измерение фигуры человека. Снятие мерок для построения чертежа выкройки.

Общие сведения об одежде. Правила снятия мерок. Основные линии фигуры.

Иметь представление

о рабочей одежде и требованиях к ней

Знать правила снятия мерок.

Уметь их использовать

Работа с учебником


28

2

Виды одежды. Процесс изготовления одежды. Измерение фигуры человека. Снятие мерок для построения чертежа выкройки.

Общие сведения об одежде. Правила снятия мерок. Основные линии фигуры.

Иметь представление

о рабочей одежде и требованиях к ней

Знать правила снятия мерок.

Уметь их использовать

Выполне-ние практичес-кой работы

Пр/р №10 «Снятие мерок»

29

3

Понятие конструирования .

Общие сведения о построении и оформлении чертежа. Чертёжные инструменты. Формулы расчёта.

Конструирование фартука на типовую фигуру.

Иметь представление

о правилах пользования чертежными инструментами и принадлежностями, типах линий, масштабе, чертеже, эскизе

Уметь строить чертеж
по описанию

Выполне-ние практичес-кой работы

Пр/р №11 «Конструирование фартука на типовую фигуру М 1:4»

30

4

Построение чертежа фартука на типовую фигуру в М 1:4. Наименование конструктивных линий

Конструирование фартука на типовую фигуру.

Иметь представление

о правилах пользования чертежными инструментами и принадлежностями, типах линий, масштабе, чертеже, эскизе

Уметь строить чертеж
по описанию

Выполне-ние практичес-кой работы

31

5

Расчёт по индивидуальным меркам. Построение чертежа фартука на индивидуальную фигуру.

Конструирование фартука на индивидуальную фигуру.

Иметь представление

о видах отделки швейных изделий, способах моделирования.

Уметь читать чертёж, вносить модельные изменения в выкройку

Выполне-ние практичес-кой работы

Пр/р №12 «Конструирование фартука на индивидуальную фигуру М 1:1»

32

6

Понятие моделирования. Приёмы моделирования. Особенности моделирования фартука с нагрудником. Отделки применяемые в одежде. Работа с цветом.

Моделирование фартука с нагрудником.

Иметь представление

о видах отделки швейных изделий, способах моделирования.

Уметь читать чертёж, вносить модельные изменения в выкройку

Выполне-ние практичес-кой работы

Пр/р №13 «Моделирование фартука»

Технология изготовления швейного изделия (14 часов).

33

1

Подготовка ткани к раскрою. Инструменты и приспособления для раскроя.

Подготовка ткани к раскрою. Раскрой.

Выполнять подготовку выкройки выбранного фасона швейного изделия к раскрою.

Работа с учебником

34

2

Раскладка деталей выкройки на ткани. Раскрой фартука.

Подготовка ткани к раскрою. Раскрой.

Определять способ подготовки данного вида ткани к раскрою.

Выполне-ние практичес-кой работы

Пр/р №14 «Раскрой деталей фартука»

35

3

Правила подготовки деталей кроя к смётыванию. Обработка накладных карманов.

Подготовка деталей кроя. Обработка кармана.

Иметь представление

о способах переноса линий и точек на ткани, о методах обработки карманов

Уметь ими пользоваться

Выполне-ние практичес-кой работы

Пр/р №15 «Подготовка деталей кроя к смётыва-нию»

36

4

Правила подготовки деталей кроя к смётыванию. Обработка накладных карманов.

Подготовка деталей кроя. Обработка кармана.

Иметь представление

о способах переноса линий и точек на ткани, о методах обработки карманов

Уметь ими пользоваться

Выполне-ние практичес-кой работы

Пр/р №16 «Обработ-ка накладного кармана»

37

5

Соединение карманов с нижней частью фартука накладным швом с закрытым срезом.

Соединение карманов с нижней частью.

Иметь представление

о методах соединения карманов с нижней частью

Уметь их использовать

Выполне-ние практичес-кой работы

38

6

Соединение карманов с нижней частью фартука накладным швом с закрытым срезом.

Соединение карманов с нижней частью.

Иметь представление

о методах соединения карманов с нижней частью

Уметь их использовать

Выполне-ние практичес-кой работы

Пр/р №17 «Соедине-ние кармана с нижней частью фартука»»

39

7

Правила обработки нижней части фартука.

Обработка нижней части фартука

Иметь представление

о методах обработки нижней части

Уметь их использовать

Выполне-ние практичес-кой работы

Пр/р №18 «Обработ-ка нижней части фартука»

40

8

Правила обработки нижней части фартука.

Обработка нижней части фартука

Иметь представление

о методах обработки нижней части

Уметь их использовать

Выполне-ние практичес-кой работы

41

9

Обработка бретелей и нагрудника обтачным швом.

Обработка бретелей и нагрудника.

Иметь представление

о методах обработки бретелей и нагрудника

Уметь их использовать

Выполне-ние практичес-кой работы

Пр/р № 19 «Обработ-ка бретелей и нагрудника.Соедине-ние нагрудника с бретелями»

42

10

Обработка бретелей и нагрудника обтачным швом.

Обработка бретелей и нагрудника.

Иметь представление

о методах обработки бретелей и нагрудника

Уметь их использовать

Выполне-ние практичес-кой работы

43

11

Обработка концов пояса обтачным швом. Соединение нагрудника с поясом.

Обработка концов пояса. Соединение нагрудника с пояс

Иметь представление

о методах обработки пояса и соединения его с нагрудником

Уметь их использовать

Выполне-ние практичес-кой работы

Пр/р №20 «Обработ-ка концов пояса и соединение нагрудника с поясом»

44

12

Обработка концов пояса обтачным швом. Соединение нагрудника с поясом.

Обработка концов пояса. Соединение нагрудника с поясом.

Иметь представление

о методах обработки пояса и соединения его с нагрудником

Уметь их использовать

Выполне-ние практичес-кой работы

45

13

Выполнение сборок и складок. Обработка верхнего среза изделия притачным поясом.

Соединение нагрудника и нижней части фартука.

Иметь представление и использовать методы соединения нагрудником с нижней частью

Выполне-ние практичес-кой работы

Пр/р №21 «Соедине-ние нагрудника с нижней частью фартука.

Контроль качества готового изделия»

46

14

Приёмы окончательной ВТО.

Контроль качества готовой продукции на предприятиях. Самооценка и анализ конечного результата труда

Сборка и окончательная отделка фартука.

Знать: последовательность сборки фартука;

правила ТБ утюжильных работ; критерии оценки качества изделия

Выполне-ние практичес-кой работы

Раздел 4.Рукоделие (14 часов)

Вязание крючком (6 часов).

47

1




Краткие сведения из истории старинного рукоделия. Инструменты и материалы. ОРМ и ПТБ. Правила подготовки пряжи к вязанию.

Инструменты и материалы для вязания крючком.

Иметь представление: об истории рукоделия; применении его в современной моде.

Знать: правила подготовки материалов и подбора крючка.

Уметь набирать петли крючком, читать схемы

Выполнение практической работы.

Пр/р № 22 «Основные приемы вязания воздушных петель и столбиков без накида»

48

2




Условные обозначения Приемы вязания воздушных петель и столбиков без накида

Упражнения в выполнении петель столбиков без накида

Иметь представление: об истории рукоделия; применении его в современной моде.

Знать: правила подготовки материалов и подбора крючка.

Уметь набирать петли крючком, читать схемы

Выполнение практической работы.

49

3




Выполнение петель с накидом. Петли подъёма. Чтение схем вязания. ПТБ.

Упражнения в выполнении петель столбиков с накидом.

Знать и уметь использовать различные способы провязывания петель с накидом и без накида.

Выполнение практической работы.

Пр/р №23 «Вывязывание столбиков с накидом»

50

4




Выполнение петель с накидом. Петли подъёма. Чтение схем вязания. ПТБ.

Упражнения в выполнении петель столбиков с накидом.

Знать и уметь использовать различные способы провязывания петель с накидом и без накида.

Выполнение практической работы.

51

5




Способы вязания изделий по кругу. Чтение схем вязания. Приемы вязания крючком изделий по кругу.

Убавление и прибавление петель. Вязание по кругу

Уметь вязать полотно
по разным схемам

Выполнение практической работы.

Пр/р №24 «Выполне-ние плотного вязания по кругу»

52

6




Способы вязания изделий по кругу. Чтение схем вязания. Приемы вязания крючком изделий по кругу.

Убавление и прибавление петель. Вязание по кругу

Уметь вязать полотно
по разным схемам

Выполнение практической работы.

Вышивка и ручные работы(8 часов).

53

1

Знакомство с различными видами декоративно-прикладного искусства народов нашей страны. Традиционные виды рукоделия: вышивка. Знакомство с творчеством народных умельцев своего края, области, села. Инструменты и приспособления, применяемые в вышивке.

Инструменты, материалы, приспособления. Техника безопасности.

Анализировать особенности декоративного искусства народов России. Находить информацию для изучения видов народных промыслов региона. Зарисовывать и фотографировать наиболее интересные образцы рукоделия. Участвовать в коллективном обсуждении творческих работ.

Работа с учебником.

54

2

Подготовка ткани к работе. Разметка размера рисунка. Перевод рисунка на ткань. Увеличение или уменьшение рисунка. Заправка изделия в пяльцы. Закрепление рабочей нитки на ткани. Уход за вышивкой

Технологическая последовательность вышивания.



Знать способы изменения величины рисунка и перевода его на ткань.

Уметь выбирать материалы и технику выполнения вышивки по рисунку

Пр/р №25 «Под-готовка к вышива-нию.

Перевод рисунка на ткань»

55

3

Отработка стежков. Отработка запяливания ткани.

Технология выполнения ручных швов.


Выполнять простейшие ручные швы. Уметь организовывать рабочее место.

Выполне-ние практичес-кой работы

Пр/р № 26 «Выполне-ние швов: шнурок, стебельча-тый, тамбурного, за иголку»

56

4

Отработка стежков. Отработка запяливания ткани.

Технология выполнения ручных швов.

Выполнять простейшие ручные швы. Уметь организовывать рабочее место.

Выполне-ние практичес-кой работы

57

5

Подготовка ткани, инструментов и материалов к вышивке. Подбор рисунка и цвета.

Технология выполнения ручных швов.

Определять и подбирать ручные швы для вышивки. Выполнять вышивку простейшими ручными швами.

Выполне-ние практичес-кой работы

Пр/р № 27 «Выполне-ние швов: вперед иголку, шнурок, петельного, узелки

58

6

Технология перевода рисунка на ткань. Способы перевода рисунка. Перевод рисунка на ткань.

Технология выполнения ручных швов.

Определять и подбирать ручные швы для вышивки. Выполнять вышивку простейшими ручными швами.

Выполне-ние практичес-кой работы

59

7

Различные сочетания вышивальных швов. Применение бисера, пайеток.

Свободная вышивка. Оформление края салфетки.

Определять и подбирать ручные швы для вышивки. Выполнять вышивку простейшими ручными швами.

Выполне-ние практичес-кой работы

Пр/р №28 «Вышива-ние изделия».

60

8

Отделка вышивкой изделия.

Выдерг нитей-бахрома.

Свободная вышивка. Оформление края салфетки.

Выполнять окончательную обработку вышитых изделий.

Выполне-ние практичес-кой работы

Раздел 6. Технология ведения дома (10 часов).

Уход за одеждой (6 часов).

61

1

Ремонт штопкой при помощи переплетения нитей. Ремонт подкладной заплатой. Аппликация

Ремонт одежды.

Уметь ремонтировать одежду при помощи заплат и штопки.

Выполне-ние практичес-кой работы

Пр/р№30 «Заплаты накладные и подклад-ные»

62

2

Ремонт штопкой при помощи переплетения нитей. Ремонт подкладной заплатой. Аппликация

Ремонт одежды.

Уметь ремонтировать одежду при помощи заплат и штопки.

Выполне-ние практичес-кой работы

63

3

Ремонт распоровшихся швов.

Навесные и прорезные петли.

Ремонт одежды.

Уметь ремонтировать в одежде распоровшиеся швы и петли.

Выполне-ние практичес-кой работы

Пр/р №31 «Ремонт распоров-шихся швов и выполне-ние петель на швейном изделии».

64

4

Ремонт распоровшихся швов.

Навесные и прорезные петли.

Ремонт одежды.

Уметь ремонтировать в одежде распоровшиеся швы и петли.

Выполне-ние практичес-кой работы

65

5

Правила стирки, утюжки и хранения одежды из х/б и льняных тканей. Символы ухода за одеждой.

Уход за одеждой из х/б и льняных тканей.

Знать правила стирки, утюжки и хранения одежды из х/б и льняных тканей, символы ухода за одеждой

Работа с учебником

66

6

Правильный уход за одеждой. Условные обозначения на ярлыках одежды.

Уход за одеждой из х/б и льняных тканей.

Иметь представление: о применении бытовой техники для ухода за одеждой

Знать: значение символов на ярлыках одежды из х/б и льняных тканей

К/р

К/р №2 «Символы по уходу за изделиями из х/б и льнягых тканей».

Интерьер жилых помещений (кухни) (4 часа).

67

1




Понятие «интерьер». Функциональность помещений. Требования к помещениям. Цветовое решение.

Создание интерьера кухни

Иметь представление

о возможностях отделки и декоративного убранства кухни.

Уметь выполнять эскизы изделий

Творчес-кая работа

Пр/р № 32 «Описание интерьера кухни».

68

2




Понятие «интерьер». Функциональность помещений. Требования к помещениям. Цветовое решение.

Создание интерьера кухни

Иметь представление

о возможностях отделки и декоративного убранства кухни.

Уметь выполнять эскизы изделий

Творчес-кая работа

69

3




Виды размещения мебели, особенности размещения оборудования. Рациональная организация рабочего места.

Размещение мебели и оборудования. Зоны кухни.


Уметь выполнять эскизы планировки помещения

Творчес-кая работа

70

4




Виды размещения мебели, особенности размещения оборудования. Рациональная организация рабочего места.

Размещение мебели и оборудования. Зоны кухни.


Уметь выполнять эскизы планировки помещения

Творчес-кая работа

Пр/р №33 «Моя будущая кухня»


© 2010-2022