Панно из бересты в технике аппликации

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Панно из бересты в технике аппликации

Береза на Руси - это и символ, и поэтический образ страны. Однако издревле ее любили не только за красоту. Береза широко использовалась нашими предками и в прикладном назначении. Она могла напоить своим соком, обуть (из бересты плели лапти), украсит человека и его жилище; согреть (березовыми дровами топили печи), вылечить (березовые угольки сосали при расстройстве желудка, настроем из березовых почек лечат некоторые заболевания). А уж что говорить о знаменитых березовых вениках для бани!. Из березы изготавливали и другие предметы быта - туеса, солонки, тарелки, ложки, короба и др.

Береста- удивительный по своим свойствам природный материал. Ее легко добывать, а богатство цветов и оттенков - от ослепительно белого до темно-коричневого -позволяет создавать из нее интересные работы. Он экологически чистый, влагостойкий, красивый, прочный, хорошо поддающийся обработке. Размоченная береста легко расслаивается на множество полупрозрачных бело-розовых пленок и остается гибкой и прочной. Изделия из бересты не боятся влаги. Береста прекрасно сочетается в художественных поделках с другими природными материалами. Мы же на уроке создаем панно из бересты в технике аппликации и цветы для напольных и настольных ваз.

Заготовка бересты.Для работы береста берется только с мертвых деревьев- поваленных, свежеспиленных, сухостоя. Делается это так: ствол надрезается в трех местах: вдоль, на нужную длину, и от него- сверху и снизу поперек. Ножом приподнимается край по всему продольному надрезу с обеих сторон. В этом случае берестяная лента легко снимается руками и заворачивается цилиндром. Цвет внутри нее совсем другой.

Легко и чище снимается кора с березы во влажную погоду. Лучшие заготовки получают с деревьев старше 30 лет. Снятую бересту очищают от остатков камбия (подкорочного слоя), расправляют, укладывают пластинами друг на друга и кладут груз. После высушивания их расщепляют на слои разной толщины, что легко сделать, предварительно несколько раз согнув поперек волокон.

Инструменты и приспособления. Режут по бересте кончиком очень хорошо заточенного ножа, бритвой или ножницами. В местах закруглений следует пользоваться маленькими ножницами с закругленными ножницами или ножом. Повторяющиеся кружочки можно пробивать пробойником.

Чтобы береста лучше крепилась к основе, например к толстому картону или к другому

Куску бересты, на них нужно приклеить тонкую бумагу и только потом вырезать рисунок. Клеить лучше клеем «Момент» или ПВА. При использовании клея ПВА желательно приклеенную бересту затем прогладить через плотную бумагу не очень горячим утюгом.

Шило слегка притупленное и отшлифованное, используют для нанесения рисунков на бересту.

Организация рабочего места. В помещении должны быть естественное и электрическое освещение, водопровод, кладовая для хранения материала, низкий стол и стул. В учебном классе столы размещаются с таким расчетом, чтобы работающие не мешали друг другу.

Техника безопасности и противопожарная профилактика. Береста- легко воспламеняющийся материал, поэтому пользоваться открытым огнем вблизи мест ее хранения запрещается. Основные причины пожара- нарушение правил эксплуатации электроприборов, в том числе работа неисправных электроприборов.

При работе с синтетическим клеем необходимо соблюдать особую осторожность: хранить его и пользоваться им вдали от источников открытого огня, в хорошо проветриваемом помещении.

Рабочее место необходимо содержать в чистоте. После окончания занятий, обрезки бересты выносят в специально отведенное место.

На рабочем столе отводится место для инструмента, но лучше складывать его в специальный ящик. Беспорядок на столе, разбросанные инструменты могут стать причиной травмы. При заточке ножей необходимо соблюдать особую осторожность.

Технология изготовления цветов. Для изготовления цветов используют упругие листочки бересты несколько толще бумаги. Размеры и формы лепестков весьма разнообразны и зависят от замысла. Простой цветок имеет один ряд из 4-5 лепестков. Цветы, у которых они расположены в два ряда и более, называются сложными.

Осваивать технологию изготовления лучше всего с простого цветка. Она состоит из следующих этапов:

-бересту разрезают на полоски, волокна которых должны располагаться вдоль, иначе заготовка становится ломкой;

-полоску разрезают на одинаковые квадраты или прямоугольники;

-верхние углы квадрата скругляют, а нижние - срезают;

- для придания лепесткам объема их надо выгнуть руками или с помощью ножниц. При этом надо проследить, чтобы чистая и светлая сторона бересты была лицевой.

Такая технология изготовления позволяет работать практически без отходов, вырезая лепестки одинаковые по ширине, а главное по высоте, от чего зависит красота будущего цветка.

Листья изготавливают из кусочков бересты такой же толщины, что для лепестков или еще тоньше.

Для этого бересту разрезают на квадраты поперек волокон, а квадраты по диагонали на треугольники. Рисуют на кальке лист, проводят средние линии и жилки, наклеивают на него треугольник из бересты так, чтобы его диагональ совпадала со средней линией, а волокна с жилками. Следующий треугольник наклеивают на вторую сторону рисунка листа симметрично первому. Зубчики нарезают отдельно на каждой стороне листа или складывают его пополам по средней линии и вырезают их, делая симметричными.

Для изготовления веточки из тонких листочков бересты вдоль волокон вырезают полумесяцы. С выгнутой стороны их делают надрезы под острым углом на расстоянии 1-2 м друг от друга по всей длине веточки.

Травку вырезают из бересты в форме удлиненного листа с продольным расположением волокон. Надрезы и срезы делают так же, как и на веточке, только с двух сторон.

Составление композиции. Композицию из готовых цветков, листиков и веточек наклеивают на основу. Основой может служить кусок ДВП, в нашем случае - грампластинки. ДВП можно покрасить в черный гуашь или для получения фона используют кору с любых деревьев. Ее разбирают на мелкие кусочки и провертывают через мясорубку. Основу картины покрывают ровным слоем клея ПВА, посыпают этой крошкой и дают высохнуть.

При составлении композиции надо следить, чтобы она была гармонична. Для этого всю поверхность изделия мысленно делят на три части. Внизу размещают крупные листья и цветы, в середине -средние, а наверху- мелкие, оставляя воздушное пространство. После этого композиция дополняется травкой и веточками.

Каждый ее элемент, начиная снизу, берут пинцетом или рукой, переворачивают и смазывают клеем, а затем приклеивают на намеченное место. Кроме бересты при работе используются шишки лиственницы или ольхи. Шишку держат за ножку так, чтобы чешуйки смотрели вверх. Как можно ближе к ее верхушке вставляют лепестки. Собрав цветок, вынимают по очереди каждый из лепестков, обильно смазывают его клеем и возвращают на место. Два сложных цветов часть лепестков можно также вырезать из соломки или других материалов

Готовую композицию обрамляют орнаментом. Для этого сначала прорабатывают рисунок, делают лекало из картона и только после этого приступают к раскрою бересты. Для орнамента можно также использовать чешуйки сосны, уложенные по краю изделия и покрытые лаком.

Предлагаю создать панно из бересты в технике аппликации.

Изготовление панно состоит из следующих операций:

1 Подготовка бересты;

  1. Разработка композиции;

  2. Выполнение элементов композиции из бересты;

  3. Наклеивание элементов бересты на основу;

  4. Окончательная отделка.

Технологическая карта на изготовление панно в технике аппликация из бересты


№ п/п

Последовательность выполнения операций

Графическое изображение

Инструменты и приспособления

1

Выбрать гладкую бересту и расслоить

Панно из бересты в технике аппликации


2

Изготовить шаблон из картона


Панно из бересты в технике аппликации

Линейка, карандаш, ножницы

3

Вырезать по шаблонам детали изделия

Панно из бересты в технике аппликации

Ножницы, картон

Продолжение таблицы

4

Обработать готовые берестяные шаблоны салфеткой пропитанной подсолнечным маслом


Панно из бересты в технике аппликации

Салфетка, подсолнечное масло


5

Собрать детали изделия

Панно из бересты в технике аппликации

Кисть, клей, салфетка из ткани


6

Приклеить детали на основание изделия


Панно из бересты в технике аппликации

Кисть, клей, салфетка из ткани

7

Выполнить отделку готового изделия

Панно из бересты в технике аппликации

Клей, кисть, салфетка из ткани

Пусть же творчество и мастерство сопутствуют всем, кто соприкоснется с волшебным материалом, с чудом природы - берестой. А результат и успех придут обязательно.

Список литературы


  1. Финягин В.В. Изделия из бересты /В.В. Финягин.-М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003.

  2. Черныш И.В. Поделки из природных материалов: М., АСТ-ПРЕСС, 1999.

  3. Журнал «Школа и производство» № 6, 2002; №7, 2003; №8, 2007.




















© 2010-2022