• Преподавателю
  • Технология
  • Методическая разработка Развитие личности ученика через освоение приемов проектно - исследовательской деятельности в предметной области технология

Методическая разработка Развитие личности ученика через освоение приемов проектно - исследовательской деятельности в предметной области технология

Раздел Технология
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Бюджетное общеобразовательное учреждение

Полтавского муниципального района Омской области

БОУ «Полтавский лицей»








Панченко С.В.

Методическая разработка

« Развитие личности ученика через освоение приемов

проектно - исследовательской деятельности

в предметной области «Технология»














2016 год

Содержание



  1. Введение. Актуальность методической разработки.............................................….3

  2. Теоретические аспекты проектной деятельности учащихся....................................5

  3. Основная часть методической разработки……………………............................…… 8

  4. Заключение……………………………………………………………………………21

  5. Литература……………………………………………………………………………..22

  6. Приложения……………………………………………………………………………23


















«Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования - наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде». (А.И.Савенков).

Введение. Актуальность методической разработки

Каким должен быть выпускник школы? Этот вопрос сегодня волнует каждого учителя, неравнодушного к своей профессии. Выпускник должен уметь самостоятельно мыслить, видеть и творчески решать возникающие проблемы. Вот почему перед школой остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться, ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, т.е. метапредметных результатов.

Среди разнообразных подходов, направленных на реализацию поставленных задач большое внимание уделяется именно проектной и исследовательской деятельности как решающему фактору в формировании у школьника умения учиться.

Сегодня учащиеся не всегда могут ориентироваться в огромном потоке новой информации, выбирать из неё необходимые сведения, а затем продуктивно использовать их в своей работе. Возникает проблема - как научить ребенка этим умениям и навыкам? В условиях реализации ФГОС меняются содержание и требования к результатам обучения, меняются подходы к организации проектной деятельности, я взяла это на вооружение. Основной идеей методической разработки считаю - развитие личности ученика через освоение приемов проектно - исследовательской деятельности.

Цель методической разработки - показать эффективность данного педагогического опыта в изучении раздела «Технологии творческой и опытнической деятельности» в 5 - 8 классах

Новизна данной разработки определяется тем, что при её реализации:

1. Больше внимания уделяется продуктивной деятельности на уроках и во внеурочной деятельности учащихся;

2. У учащихся формируются и развиваются универсальные учебные действия (УУД);

3. Реализуется главная задача образования - развитие личности.

Задачи

- изучить литературу и теоретические положения по основам проектно - исследовательской деятельности;

- использовать имеющиеся средства и методы обучения проектно - исследовательской деятельности;

- разработать новые подходы к организации образовательного процесса в новых условиях;

- наблюдать за результатами обучения и корректировать деятельность обучающихся;

- выявить уровень достижений каждого ученика;

- спроектировать условия для развития каждого обучающегося.


Аннотация к методической разработке

На первом этапе работы (2012 - 2013 г.) в условиях реализации ФГОС мною была изучена литература, проанализированы рабочие программы по предмету и программы по внеурочной деятельности.

В результате разработана рабочая программа по «Технологии» и внеурочной деятельности. Определены цель и задачи педагогической деятельности. На 2 этапе (2013 - 2014 г.) определены условия обучения, форма и методы обучения проектно - исследовательской деятельности. За годы работы накоплен огромный банк творческих и исследовательских проектов разного уровня. Удалось добиться роста достижений учеников по направлению проектно - исследовательской деятельности, повысился интерес к изучению предмета «Технология» (Приложение 1)

На 3 этапе (2014 - 2015г.) обобщены результаты деятельности. Разработаны рекомендации для учителей района по внедрению опыта работы.


Теоретические аспекты проектной деятельности учащихся


Прежде всего, мною был изучена литература ученых и специалистов в области проектно - исследовательской деятельности. Идея использования исследования как метода обучения не нова, она известна еще со времен Сократа. Это организация целенаправленного обучения, при котором ученик ставился в положение первого исследователя определенной проблемы и должен был самостоятельно найти решение и сделать выводы появились в педагогике в конце 19 века (А.Я. Герд, М.М. Стасюлевич, Р.Э. Армстронг, Т. Гексли). Впоследствии широко использовался в отечественной практике (Б.В. Всесвятский, И.П. Плотников, В.Я. Стоюнин, И.И. Срезневский, К.П. Ягодовский и др.). Термин «исследовательский метод» был предложен Б.Е. Райковым в 1924 году, под которым он понимал «…метод умозаключения от конкретных фактов, самостоятельно наблюдаемых учащимися или воспроизводимых ими на опыте». В педагогической литературе также используются другие названия этого метода - эвристический, лабораторно-эвристический, опытно-испытательный, метод лабораторных уроков, метод эвристического исследования, метод проектов и др. В основе представлений об исследовательских навыках мышления лежат идеи выдающихся отечественных психологов: культурно-историческая теория Л.С.Выготского, идеи проблемного обучения И.Я.Лернера, концепция развивающего обучения В.В.Давыдова, теория рефлексивного мышления Н.Г.Алексеева. Концепция основывается на результатах работы ряда педагогических школ, предложивших модели организации исследовательского обучения с учащимися различного возраста: это проектный метод Д.Дьюи, обосновавший необходимость актуализации учебного материала для конкретного учащегося, концепция свободного воспитания С.Т.Шацкого. В «теории учебной деятельности и ее субъекта» В.В.Давыдова «речь идет не об усвоении человеком знаний и умений вообще, а именно об усвоении, происходящем в форме специфической учебной деятельности «…школьники выполняют учебную деятельность совместно, поддерживают друг друга в принятии и решении задачи, проводят диалоги и дискуссии о выборе лучшего пути поиска. Иными словами, на первых этапах учебная деятельность выполняется коллективным субъектом».

«В процессе обучения и воспитания «человек присваивает ценности материальной и духовной культуры. Это осуществляется в ходе собственной деятельности, адекватно воспроизводящей те виды деятельности и способностей ранее живших людей, посредством которых эти ценности сами возникали и развивались». Таким образом, исследовательское обучение носит деятельностный характер. Исследовательская деятельность учащихся имеет свои специфические функции. В основной школе - это развитие у учащихся способности занимать исследовательскую позицию, самостоятельно ставить и достигать цели в учебной деятельности на основе применения элементов исследовательской деятельности в рамках предметов учебного плана и системы дополнительного образования.

Учебная исследовательская деятельность - это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности. В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ.

Проектная деятельность - работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта.

Общие характеристики: цели и задачи учебно-исследовательской и проектной деятельности; структура проектной и учебно-исследовательской деятельности, которая включает общие компоненты: анализ актуальности проводимого исследования; целеполагание, формулировку задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование, определение последовательности и сроков работ; проведение проектных работ или исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов в соответствующем использованию виде.

Доктором педагогических наук, профессором И.А. Сасовой разработаны методические пособия, в которых даны особенности реализации метода проектов в технологическом образовании учащихся 5 - 8 классов. В них содержатся рекомендации по организации процесса обучения. Сасовой И.А. разработана тетрадь, которая содержит задания и упражнения по овладению пятиклассницами способами проектной деятельностью, а также вопросы для проверки знаний и умений по используемому оборудованию, инструментам, способам обработки материалов. Также мною были изучены методики доктора педагогических и психологических наук Савенкова А.И для организации исследовательской работы младших школьников. В результате некоторые методы и приемы были использованы при разработке раздела «Технологии творческой и опытнической деятельности». Данная разработка представлена для 5 - 6 классов, при этом используются методы и приемы обучения, учитывающие этот возраст.



























Основная часть методической разработки

Планирование раздела «Технологии творческой и опытнической деятельности» для 5 - 6 класса


Тема урока

Планируемые результаты

Характеристика видов деятельности обучающихся

Оценивание деятельности обучающихся

самооценка

Оценка учителя

Личностные

Предметные

Метапредметные

Тема «Исследовательская и созидательная деятельность» - 8 часов

1

Проект - это здорово!

Формирование ответственного отношения к учению Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

Выявление потребности в проектировании и создании объекта, имеющего потребительскую стоимость,

Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи, умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, находить в тексте требуемую информацию

Выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; составлять план решения проблемы

Определение проблемы, потребности, цели и задачи проектной деятельности Знакомиться с примерами творческих проектов обучающихся, изучать этапы выполнения проектов, определять цель и задачи проектной деятельности

Умение формулировать проблему, потребность, цель, задачи.

Анализировать варианты проектов по предложенным критериям. Умение работать с литературой, выбирать информацию - лист самооценки

Степень усвоения понятий (сравнение по эталону

2

Я - исследователь

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

Составлять план решения проблемы -

Находить в тексте требуемую информацию. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ

Поиск информации, работа с книгой. Знакомится со справочной литературой. Выполнять анкетирование, интервьюирование. Составлять опорную схему размышления

Умение отбирать информациюанализировать, выполнять анкетирование - лист самооценки


3

Я нашел!


Развитие трудолюбия и ответственности за результат своего труда Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

Овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач,

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

Разработка критериев будущего изделия. Анализ идей. Выбор оптимальной идеи. На этом этапе учащиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации. Различные варианты, предложенные учащимися, обсуждают и выбирается оптимальный вариант. Проводить морфологический анализ.


Умение выдвигать критерии под руководством учителя, отбирать идеи по предложенным критериям


4

Шаг за шагом

Развитие трудолюбия и ответственность за результат своего труда Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования)

определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

Планировать работу. Подбирать материалы и инструменты


Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону


5

Дорогу осилит идущий

Развитие трудолюбия и отв. за результат своего труда,

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

Овладение средствами и формами графического отображения объектов и процессов, правилами выполнения графической документации;

Осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

Знакомство с понятиями: схема, рисунок, график. Практические задания по созданию схем, графиков. Выполнять эскизы будущих изделий, чертежи

Составлять технологическую документацию. (технологическая карта)

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону


6








Я - эколог?

Экономист? Дизайнер?

Личностное самоопределение в профессиональной сфере, формирование основ экологической культуры

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

Применение элементов экономики при обосновании технологии и проектов, знания основ художественного конструирования. Овладение методами моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий;

Осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата

Знакомиться с понятием «себестоимость», рассчитывать затраты, экологически обосновывать, выполнять дизайн - спецификацию

Рассчитать себестоимость изделия, выполнить дизайн - спецификацию


7



Реклама - двигатель торговли

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

Сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности

Выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства для решения задачи

Познакомиться с видами рекламы. Создание различных реклам (проспект, буклет, рекламная акция)




Оценка рекламного продукта по критериям


8

Разработка критериев оценки (метод паучок)

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

Контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям, оценивание правильности выполнения учебной задачи

анализировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

Испытание проектного изделия. Оценивать проектное изделие по методу «паучок»,

Экспертиза - экспертный совет


9

Я - молодец?!

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

Контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям, оценивание правильности выполнения учебной задачи, документирование результатов труда и проектной деятельности; расчет себестоимости продукта труда

Определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности; осуществлять самоконтроль своей деятельности, оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности; представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности.

Оценивать проектное изделие по критериям, оформлять пояснительную записку к проекту

На этом этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности

Лист самооценки проекта, записки к проекту



10

Вот что я могу!

Формирование ответственного отношения к учению

Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

Контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям


Определять критерии планируемых результатов и критерии оценки деятельности; осуществлять самоконтроль, оценивать продукт своей деятельности по заданным критериям, использовать информационные ресурсы, излагать полученную информацию, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстникам. представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности

Готовить презентацию (результат своего изделия) Составлять доклад для публичной презентации. Защищать проект

На этом этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности

Оценка защиты проекта по принятым критериям


Технологическая карта 1 урока «Проект - это здорово» в 5 классе


Автор, разработчик:

Панченко Светлана Вячеславовна

Предмет

Технология

Класс

5

Тип урока

Комбинированный, урок - исследование

Технология построения урока

Проблемно - поисковая

Тема

Проект - это здорово

Цель

Формирование понятий проблема, потребность.

Закрепить знания об этапах проектирования, определять цель и задачи проектной деятельности

Основные термины, понятия

Проблема, потребность, проектная деятельность, алгоритм

Личностные УУД

формировать интерес (мотивацию) к учению, уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Организовывать свое рабочее место, определять степень успешности, исправлять свои ошибки. уметь определять и формулировать цель на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы; высказывать своё предположение; осуществлять саморефлексию

Познавательные УУД:

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные УУД:

Организация работы в группе, распределение ролей, уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь своих товарищей; признавать существование других точек зрения;

Предметные умения:

Участвовать в диалоге на уроке, отвечать на простые вопросы учителя, слушать и понимать речь других способствовать формированию понятий «проблема», «потребность», «алгоритм», развитию знаний о проектной деятельности, умениям ставить цели и задачи проектной деятельности


Методическое оснащение урока:


  1. Компьютер

  2. Проектор

Дидактическое обеспечение

  1. Учебник : Н.В.Синица, В.Д.Симоненко «Технологии ведения дома» 5 класс Москва: «Вентана-Графф», 2014

  2. Листы самооценки

  3. Эталоны ответов

  4. Информационные карты

  1. Словари, учебники, проекты учащихся прошлых лет

Методы обучения

Рассказ, беседа, опрос, демонстрация наглядных пособий, работа с мультимедийными средствами, практическая работа











План 1 урока по теме «Проект - это здорово» - 1 час

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Результат

Время выполнения

1. Орг. момент

Приветствует класс, распределяет на группы.

Приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку

Хорошее настроение

1 мин

2. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока.


Сегодня я бы хотела начать урок с демонстрации работ учащихся выполненных в прошлые годы. Это работы учащихся выполненные самостоятельно к концу года, точнее это объекты или продукты труда. сделаны они в подарок близким, или себе, для своей семьи. Давайте подумаем, как иначе мы можем назвать эти работы. Правильно - проекты. Сегодня на уроке пойдет речь (дети формулируют тему урока) о проектах, а если быть точнее о проектной деятельности. Давайте вспомним, что мы знаем о проектах

Вспомним что такое проект? Какие проекты вы выполняли в начальной школе? С чего начинается любой проект ? Чем заканчивается?.Значит, есть чему учиться. Чтобы научиться выполнять проект мы должны - учитель предлагает сформулировать цель




Отвечают на вопросы учителя по теме проект

Групповые проекты «Открытка ветерану»


Учащиеся говорят о том, что проект это не только результат - продукт, это его создание, деятельность. Тему урока формулируют самостоятельно. Говорят, что тема урока связана с проектом


Цель урока: углубить свои знания о проектной деятельности




Осмысленный мотив: необходимо, важно, интересно. Через проблемную ситуацию дети приходят к пониманию понятий



Сформулирована тема и общая цель урока через результат учебного диалога.

5 минут

4.Актуализация знаний. Решение учебной задачи

Проектная деятельность - это деятельность по решению какой либо проблемы, это путь, это этапы. Скажите - знаете ли вы этапы выполнения проекта.? Нет

Любой проект начинается с потребности Что это такое? (ставлю проблемную задачу) Учащиеся затрудняются ответить. Предлагаю разбиться на группы, выполнить первую учебную задачу - учащимся самим придти к понятию «проблема» и «потребность» с помощью словарей.


Давайте посмотрим, какие в жизни бывают потребности и где они встречаются.

Учитель предлагает посмотреть фрагмент мультфильма.

Предлагает учащимся подумать о чем идет речь в мультике. Практическая задача - какая ситуация возникла у Винни - Пуха и как он решал ее? Назовите проблему и потребность Винни - пуха. Правильно, он очень любил мед, и ему хотелось попробовать его, Что это? Попробуем сформулировать. Правильно, это потребность это осознанное желание иметь что - нибудь. Всегда ли наши желания совпадают с нашими возможностями? Нет. У мишки. была одна проблема - пчелы! У него огромное желание отведать мед, но ему мешают пчелы. А для того чтобы решить задачу - попробовать мишка решает проблему каким образом? Он (учитель слушает ответы учащихся) взбирается на дерево, но падает, он решает взлететь на воздушном шарике, но терпит неудачу. Давайте попробуем сформулировать цель и задачи этой ситуации. Цель - это что?. Что хочет получить мишка - поесть мед А задачи? Это шаги, которые он наметил, чтобы добиться цели.

Давайте обратимся к ученическим проектам. Внимательно прочитайте начало записки и найдите в ней цель - соответствует ли она потребностям. Что такое задачи? Это шаги, вопросы, которые надо решить чтобы выполнить цель. Как правильно поставить задачи для выполнения цели? Мы знаем? Нет. Значит мы должны это узнать Составляем опорную схему размышлений. Для каждого проекта или исследования должны быть свои задачи. Фиксируем на доске.

Ученики разбиваются на группы, получают задание и литературу, где они будут искать информацию.


Ученики в словарях находят определение «проблема» и «потребность». С помощью эталона оценивают правильность решения задачи.






Учащиеся называют проблему мишки и потребность. Есть разные виды желаний - потребность в пищи, жилье, комфорте, общении.











Как можно решить проблему, или задачу? Надо поставить цель и наметить пути достижения цели.

Учащиеся предлагают свои размышления.




Сформулирована учебная задача, определены условия выполнения задачи, критерии оценивания

10 минут

5. Планирование работы. Выполнение учебно - практической задачи.

Учитель предлагает выполнить учебно - практическую задачу. Для этого обращает внимание на информационные карты , в них задания. Прочитайте внимательно задания. Работать будете в группах, распределите обязанности. Вспомним правила работы в группах. Выберите тему проекта и сформулируйте к ней цель и задачи исходя из потребности. Оцениваться задание будет по критериям, которые есть у вас в задании. Определение потребности, проблемы. Организует выполнение УД школьников в соответствии с учебной задачей. Организует контроль, оценку УД. Предлагает использовать дидактические материалы, средства обучения. Организует сотрудничество.

Составляют план достижения цели и определяют алгоритм действий. Распределение ролей в группе. Говорят правила работы в группах. Осуществляют контроль, оценку, сотрудничество.

Фиксируют результаты в черновиках.


Найдена необходимая информация. Решена учебная задача в соответствии с планом работы.

20 минут

6.Контроль и оценка.

Предлагает использовать определенные средства контроля и оценки; предлагает фиксировать результаты оценки, рефлексии учебной деятельности определенным способом;

предлагает формулировать выводы о результатах учебной деятельности.

Делают краткие выступления, слушают собеседника

Выделяют и формулируют то, что усвоено и что нужно усвоить


Оценка учебной деятельности.

Выводы.

3 минуты

7. Рефлексия.




Оцените свою работу на уроке. (листы самооценки)

Оцените работу в группе.

Теперь я знаю, что….

Проект начинается с……

Чем отличается цель и задачи?


Оценивают себя в процессе деятельности


Адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности.

6 минут









Технологическая карта 2 урока «Я - исследователь» в 5 классе


Автор, разработчик:

Панченко Светлана Вячеславовна

Предмет

Технология

Класс

5

Тип урока

Урок изучения нового материала, урок - исследование

Технология построения урока

Проблемно - поисковая

Тема

Я - исследователь

Цель

Формирование понятий библиографический список, анкетирование.

Закрепить знания об этапах проектирования, умения работать с первоисточниками

Основные термины, понятия

Библиографический, доклад, анкета, интервью

Личностные УУД

Формировать интерес к учению, уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, развитие способности анализа и критической оценки получаемой информации

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Организовывать свое рабочее место, определять степень успешности, исправлять свои ошибки. уметь определять и формулировать цель на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы; высказывать своё предположение; осуществлять саморефлексию, развитие навыков поиска и выделения необходимой информации; ИКТ-компетентности: поиска и организации хранения информации;

Познавательные УУД:

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; учащиеся научатся отбирать нужную информацию в имеющемся источнике, а так же, получат представление о способах поиска информации в сети Интернет.

Коммуникативные УУД:

Организация работы в группе, распределение ролей, уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь своих товарищей; признавать существование других точек зрения;

Предметные умения:

Формирование представления о поиске информации как информационной задаче; Участвовать в диалоге на уроке, отвечать на простые вопросы учителя, слушать и понимать речь других способствовать формированию понятий «проблема», «потребность», «алгоритм», развитию знаний о проектной деятельности, умениям ставить цели и задачи проектной деятельности


Методическое оснащение урока:


  1. Компьютер

  2. Проектор

Дидактическое обеспечение

  1. Учебник : Н.В.Синица, В.Д.Симоненко «Технологии ведения дома» 5 класс Москва: «Вентана-Графф», 2014

  2. Презентация «Источники информации»

  3. Листы самооценки

  4. Образцы анкет

  1. Словари, учебники, проекты учащихся прошлых лет

  2. Литература по предмету, тексты различного содержания

Методы обучения

Рассказ - объяснение, обсуждение, «мозговая атака», метод исследований, работа с источниками информации, в том числе с ИКТ



План 2 урока по теме «Я - исследователь» - 1 час


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Результат

Время выполнения

1. Орг. момент

Приветствует класс, распределяет на группы.

Приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку

Хорошее настроение

1 мин

2. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока.


На прошлом уроке мы с вами вспомнили о проектировании. 1 этап - исследовательский, включает в себя определение темы проекта исходя из потребности. Создание и производство любых изделий нуждается в изучении потребности в данном изделии. Множество вещей в этом мире прошли долгий путь развития. Например, проследим путь появления обыкновенной ручки. Составим ряд эволюционного развития.

Палочка на песке - резак на бересте - графит - кисточка - гусиное перо - стальное перо - перьевая ручка - авторучка - шариковая ручка - фломастер. Мы как бы помещаем объект в разные исторические эпохи. А как мы узнаем, какие они были?

Правильно, мы узнаем из истории. Эти факты где можно взять? Из учебников, из словарей, в сети Интернет, а можно пойти в музей, или спросить об этом у специалистов. Эти источники называют ….. информацией. О чем мы сегодня будем говорить на уроке? Почему нам это надо знать ? Потому что любое проектирование изделия невозможно без исследования объекта. Определим цель урока - знакомство с информация и где можно ее добыть?

А человек, который занимается изучением в какой - то- области наук называется исследователем. Значит сегодня на уроке мы с вами…. Исследователи и будем…формулируем вместе задачи.


В ходе беседы и постановки проблемы решается задача дальнейшей де







На слайде ребус, угадав который можно прочитать слово «информация» Тему урока формулируют самостоятельно.


Цель урока: познакомится с видами информации, и узнать как ее получить и применить для проектирования

Осмысленный мотив: необходимо, важно, интересно. Через проблемную ситуацию дети приходят к пониманию понятий



Сформулирована тема и общая цель урока через результат учебного диалога.

7 минут

3.Актуализация знаний. Изучение нового материала.

Теперь мы поподробнее остановимся на классификации информации - являющиеся объектом хранения, преобразования и распространения в системе различных коммуникации (библиотеки, СМИ, интернет) Информация играет важную роль на всех этапах проектирования и исследования Обмен информацией может существовать в двух формах- образной и знаковой. Что такое образная информация- с помощью органов зрения или слуха или обоняния (осязания) термин информация - сведения Как происходит обмен информацией - с помощью языка (разговорные, нотные, программирования)

Где можно получит информацию?

1.Справочная литература энциклопедии и словари

2.Электронные на СД -дисках

3.Музеи, выставки, у специалистов

4.Сеть Интернет - почты, подписки. ТКП, поиск информации с помощью поисковых систем. Опрос - анкета и интервью. Правила опроса.

Для чего нужен опрос? Для исследования проблемы - выявление потребности, выявления качеств товара. Учитывается мнение потребителей.

Учащиеся знакомятся с новыми понятиями, высказывают свои мнения (презентация)







Сформулирована учебная задача, определены условия выполнения задачи, критерии оценивания

10 минут

4. Планирование работы. Выполнение учебно - практической задачи.

Группа получает маршрутный лист, в которой дано описание задания ( учебно - практическая задача).

Из предложенного текста, который вам раздаю. Каждой группе, предлагается отобрать главное в тексте, а затем оформить ее в виде синквейна. У каждой группы своя тема - лоскутная техника, оригами, фартук. Прочитайте внимательно задание. Учитель организует выполнение УД школьников в соответствии с учебной задачей. Организует контроль, оценку УД. Предлагает использовать дидактические материалы, средства обучения. Организует сотрудничество.

Составляют план достижения цели и определяют алгоритм действий. Распределение ролей в группе. Осуществляют контроль, оценку, сотрудничество.

Фиксируют результаты в черновиках.

Найдена необходимая информация. Решена учебная задача..

20 минут

5.Контроль и оценка.

Предлагает использовать определенные средства контроля и оценки; предлагает фиксировать результаты оценки, рефлексии учебной деятельности определенным способом;

предлагает формулировать выводы о результатах учебной деятельности.

Делают краткие выступления, слушают собеседника

Выделяют и формулируют то, что усвоено и что нужно усвоить

Оценка учебной деятельности по плану.

Выводы.

3 минуты

6. Рефлексия.




Оцените свою работу на уроке.

Теперь я знаю, что….

Почему мы можем назвать себя исследователем?

Сможешь ли ты сам без помощи взрослых:

- составить список литературы

- найти информацию в книге и выбрать самое главное

- составить анкету

Оценивают себя в процессе деятельности



Д/з - составить описание погоды.

Адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности.

4

минут




Технологическая карта 3 урока «Я - нашел!» в 5 классе


Автор, разработчик:

Панченко Светлана Вячеславовна

Предмет

Технология

Класс

5

Тип урока

Урок изучения нового материала

Технология построения урока

Урок генерирования идей

Тема

Я нашел!

Цель

Формирование умения делать отбор идей по критериям, решать творческие задачи нестандартным методом.

Основные термины, понятия

Банк идей

Личностные УУД

Формировать интерес к учению, уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, развитие способности анализа и критической оценки получаемой информации Умение выдвигать идеи по предложенным критериям. Разработка критериев будущего изделия. Анализ идей. Выбор оптимальной идеи. На этом этапе учащиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации. Различные варианты, предложенные учащимися, обсуждаются и выбирается оптимальный вариант.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Организовывать свое рабочее место, определять степень успешности, исправлять свои ошибки. уметь определять и формулировать цель на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы; высказывать своё предположение; осуществлять саморефлексию, уметь производить отбор оптимальной идеи из списка различных идей с помощью метода « мозговой штурм

Познавательные УУД:

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.

Уметь решать логические задачи- анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные УУД:

Организация работы в группе, распределение ролей, уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь своих товарищей; признавать существование других точек зрения;

Предметные умения:

Умение давать определения новым понятиям темы. Участвовать в диалоге на уроке, отвечать на простые вопросы учителя, слушать и понимать речь других, способствовать формированию понятий «идея», « критерии отбора», развитию знаний о проектной деятельности, умениям ставить цели и задачи проектной деятельности.

Материально - техническое оснащение урока:

  1. Компьютер

  2. Проектор

Дидактическое обеспечение

  1. Учебник : Н.В.Синица, В.Д.Симоненко «Технологии ведения дома» 5 класс Москва: «Вентана-Графф», 2014

  2. Презентация «Отбор идей»

  3. Маршрутный лист

  4. Лист оценки и контроля

  5. Листы самооценки

Методы обучения

Рассказ - объяснение, обсуждение, «мозговая атака», ролевая игра


План 3 урока по теме «Я - нашел» - 1 час

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Результат

Время выполнения

1. Орг. момент

Приветствует класс, Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать. Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать. Только лишь отметку «пять»!

Приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку

Хорошее настроение

1 мин

2. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока.


На прошлом уроке мы с вами говорили, что любое проектирование изделия невозможно без исследования объекта. Если вы уже определились с темой проекта, поставили цели и задачи , следующий шаг будет какой?……..подумайте. Учитель предлагает с помощью наводящих вопросов придти к формулировке того, чем мы будем заниматься ( темы урока)

Правильно с идеи или с выбора объекта проектирования. Обратимся к словарю (идея - - видность, вид, форма, прообраз) в широком смысле - мысленный прообраз какого-либо предмета, явления, выделяющий его основные, главные и существенные черты. Замечали ли вы, что одинаковые по конструкции и по назначению изделия выглядят по - разному?. Возьмем, к примеру, авторучку, Что мы можем сказать о ней. Она обладает рядом свойств - красивая, удобная, недорогая? Можем мы утверждать это наверняка? Нет, потому что в мире есть сотни таких ручек, и они может быть лучше, чем эта ручка. А мы знаем, как производить отбор идей? Значит, нам надо это узнать. Сформулируйте цель урока - научиться выдвигать идеи или выбирать объекты и делать отбор самой лучшей.


Учащиеся обдумывают проблемный вопрос




В ходе беседы учащиеся определяют тему урока


Учащиеся обдумывают проблемный вопрос


Сформулирована цель урока - научиться выбирать объект проектирования и делать отбор идей (объектов)

Осмысленный мотив: необходимо, важно, интересно. Через проблемную ситуацию дети приходят к пониманию понятий



Сформулирована тема и общая цель урока через результат учебного диалога.

7 минут

3.Актуализация знаний. Изучение нового материала.

Ребята, как выдумаете, как рождаются идеи вообще? Презентация - банк идей и предложений. Давайте составим алгоритм выбора объекта проектирования.

1.Определение предметной сферы. Допустим, это будут - предметные области - выписать области, которые вам интересны

2.Генерирование идей. Банк идей. Выдвигать разные пусть даже нелепые на первый взгляд идеи. Все ли идеи подойдут?

3. Нет, правильно. Надо выдвинуть требования к изделию. Ведь не все идеи буду реализованы

4. Описать перспективные идеи. Давайте на примере рассмотрим алгоритм выдвижения и отбора идей.

Объект проектирования может быть совершенно новым, а может быть усовершенствованным. Надо сделать анализ существующих изделий. Что было? (аналоги, прообразы) Что уже есть? Что нужно было бы сделать?

Анализ изделий. Какие требования могут предъявляться к этому объекту. Презентация. Пример - скамейка

Учащиеся говорят свои предположения



Учащиеся говорят «что такое алгоритм»

Учащиеся строят предположения




Поиск вариантов с помощью метода «мозговой атаки» - все принимают участие!!!!

Учащимися предлагаются варианты идей (генерирование идей) На доске - собирается корзина идей!!!

В процессе обсуждения выдвигаются идеи





В беседе с учащимися при их активном участии сформулированы основные требования к выбору объекта

10 минут

4. Планирование работы. Выполнение учебно - практической задачи.

Учителем дается учебно - практическая задача, она описана в листе продвижения по заданию. Группе предлагается выбрать объект проектирования по заранее приведенному примеру - выбрать предметную область, выбрать вариант - необходимо как можно больше подобрать вариантов, пусть даже нелепых на первый взгляд. Затем, исходя из требований к изделию, выбирается самая лучшая идея. В группе проходит экспертиза.

Учитель организует выполнение УД школьников в соответствии с учебной задачей. Организует контроль. Предлагает использовать дидактические материалы, средства обучения.

Составляют план достижения цели и определяют алгоритм действий.

Распределение ролей в группе. Генерирование идей! Осуществляют контроль, оценку, сотрудничество.

Фиксируют результаты в листах А4 Делают краткие выступления группы.

Найдена необходимая информация. Решена учебная задача..

20 минут

5.Контроль и оценка.

Возьмем лист контроля и оценки. Какие критерии отбора предложила группа, и как оценили эксперты идею. Предлагает использовать определенные средства контроля и оценки; предлагает фиксировать результаты оценки, рефлексии учебной деятельности определенным способом;

предлагает формулировать выводы о результатах учебной деятельности.

По критериям оценивают результат работы. Заносят в лист достижений


Оценка учебной деятельности по плану.

Выводы.

5минуты

6. Рефлексия.




Оцените свою работу на уроке. Что узнали? Какие трудности возникали?

Д/з

Оценивают свою работу в группах - заполняют листы самооценки.


Адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности.

2

минут

Планируемые результаты реализации раздела

Обучающиеся смогут научиться

В ходе решения системы проектных задач получит возможность для формирования следующих действий

видеть проблемы;

Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное - почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

ставить вопросы;

Целсполагать (ставить и удерживать цели);

выдвигать гипотезы;

Планировать (составлять план своей деятельности)

давать определение понятиям; готовить тексты собственных докладов

Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

классифицировать:

Моделировать (представлять способ действия)

наблюдать; проводить эксперименты;

делать умозаключения и выводы

Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

структурировать материал

Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою

позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других)



При организации процесса обучения в рамках данной методической разработки предполагается применение педагогических технологий обучения

  • Технология проблемного обучения или создание с учебных ситуаций.

Проблемное обучение - создание учебной ситуации. По ходу объяснения нового материала стараюсь создать с помощью специальных вопросов и заданий как можно больше ситуаций, когда учащиеся на основании имеющихся знаний и минимальной дополнительной информации самостоятельно приходят к новым умозаключениям или осваивают новые действия.

  • Интерактивного обучения

На уроке создается «поле общения» для учащихся, в результате чего они учатся самостоятельно принимать решения. Например, метод «корзина идей», или «экспертный совет». Организация дискуссии, в процессе которой высказываются различные мнения, которые затем формулируются в виде выводов.

  • Технология исследовательской деятельности

Основным средством обучения выступает организация исследовательских заданий. Познавательные задачи - специально подобранные учебные задачи, которые не должны быть надуманными, а должны быть как бы выхваченными из окружающей действительности. Например, вопрос: какое количество электроэнергии потребляет наша школа? И готова тема для исследования, в результате которого ученики узнают о электричестве, а также могут предложить пути экономии электроэнергии. Или, какой путь прошла ручка, прежде чем мы купили ее в магазине?

  • Технология сотрудничества

На протяжении всего процесса учитель выступает в роли консультанта, тьютора. Он направляет ученика, поощряя самостоятельность. Таким образом, ученик и учитель выступают как партнеры.

  • Технологии информационно - коммуникационные - формирование и развитие компетенции в области ИКТ.

Учащиеся учатся готовить презентацию (результат своего изделия), разрабатывают рекламу изделия, оформляют записку к проекту, используя различные средства и программы ИКТ. ИКТ-компетентность - это способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи и распространения.


Средства обучения

Учебник, единая коллекция ЦОР, учебный фильм, демонстрационное и лабораторное оборудование, дидактический материал

Формы организации деятельности учащихся

  • Коллективная. Индивидуальная, Фронтальная, Групповая

В процессе наблюдения за учащимися, заметила, что на начальном этапе развития умений и навыков проектной деятельности коллективная форма обучения носит решающий фактор. Детям в группах или парах совместными действиями легче сформулировать цели и задачи, спланировать действия. ( В начальной школе дети выполняют в основном групповые проекты.) В старших классах исследовательская деятельность выстраивается в основном в индивидуальной форме.

Методы обучения

Эвристическая беседа

Самостоятельная работа с учебником и источниками информации.

Лабораторные занятия.

Иллюстративно-демонстрационный метод.

Фронтальный опрос













Заключение

По результатам мониторинга освоения междисциплинарной программы « Основы учебно-исследовательской и учебной деятельности» с 2012 - 2015 год у 70% учащихся с 5 по 8 класс виден рост достижений (приложение4)

Учащиеся с 5 класса по 8 класс принимали участие в олимпиадах разного уровня и занимают призовые места. В 2013 - 14 году Холодкова Д. - победитель, Симоненко Д. и Шерстюк Алена - призеры ШЭ олимпиады. В 2014 - 15 Шерстюк А. - победитель, Холодкова Д., и Симоненко Д. -- призеры МЭ ВСОШ. В 2015 - 16 г. Шерстюк А. - победитель РЭ олимпиады. Холодкова Д, Федорова Е., Голубь А. - призеры. Одни из самых интересных и сложных заданий ВСОШ является «Защита проекта». Мои ученики занимают призовые места на олимпиадах принимают участие в конкурсах и научных конференциях. В 2012 году Карпович Ксения стала призером ЗЭ ВСОШ с проектом «Свадебные аксессуары», в 2014 году Рыжакова Кристина стала призером ЗЭ ВСОШ с проектом «Мечты сбываются», где представила коллекцию платьев с отделкой из бисера. В РЭ ВСОШ ученицы ежегодно становятся победителями и призерами - Прихожая Е. (2014, 2015), Диденко Д, Бабак А ( 2015)., Коваленко Т., Шерстюк А., Гарейс Т. (2016) Диденко Дарья 2 раза становилась лауреатом НОУ «Поиск», призером всероссийского конкурса учебных проектов издательства «Вентана - Граф». В разные года участие в конференции принимали участие ученицы Тищенко Е., Фучуджи Е.с исследовательскими работами «Русские печные изразцы», «Использование материалов для изготовления костюма в фольклорном стиле» (приложение5)

Прихожая Е. была победителем дистанционной олимпиады по конструированию и моделированию среди старших школьников, проводимой ОГИС. Эти показатели свидетельствуют об эффективности методической работы по теме « Развитие личности ученика через освоение приемов проектно - исследовательской деятельности». Данная методическая разработка опробована в методическом сообществе и некоторые ее элементы используется учителями технологии Сидоренко Н.П., Лаутеншлегером А.А., Корнеевой Е.П., Неделько. О.А.























Литература

1.Алексеев Н. Г., Леонтович А. В., Обухов А. В., Фомина Л. Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2001. №. 1.

2. Давыдова. Е.Р. Исследовательская деятельность учащихся / Е.Р. Давыдова //Начальная школа.- 2010.-№12.

С.61- 62

3. Леонтьев А. Н. Проблемы психического развития. 4-е изд. М., 1981

4.Лернер И. Я. Проблемное обучение. - М.: Просвещение. 1982, 191с.

5. Сасова. И.А. Метод проектов в технологическом образовании школьников. - М.: Вентана-Графф, 2003.

6.Савенков Развитие творческого мышления. Ярославль: Академия развития, 2004.

7. ООП ООО «БОУ «Полтавский лицей»»

8. Авторской программы «Технология: 5 - 8 классы/ А.Т.Тищенко, Н.В.Синица, 2012


9 . Учебник: Технология. Технологии ведения дома. Н.В.Синица, В.Д. Симоненко, 2014



























Приложение 1

Таблица 1 Формирование приемов продуктивного мышления, развития умений исследовательской деятельности


Методики применяемые на различных этапах выполнения проекта

Сущность методики, какие умения формируют

1

Мозговая атака или мозговой штурм (метод обратной мозговой атаки)

- стимулировать всех участников обсуждения к быстрому генерированию большого числа идей, позволяет рассматривать любую проблему или затруднение в любой сфере. В начале урока объяснить учащимся о преимуществах коллективного мышления на примере передачи «Что? Где? Когда?» Умение работать по алгоритму. Найти в источниках информации, что такое алгоритм, составить план работы. Опорная схема размышления. Вспомнить этапы выполнения проекта. Умения работать с информацией

2

Методика определение сходства и различия понятий

Умение работать с информацией

(в тексте)

Метод «цветные закладки»

- умение анализировать понятия, сравнивать их на основе выделения существенных признаков.- действия по раскрытию сущности понятий, проявление умений применения логического мышления. Познакомить с разными источниками информации, обучить правилам работы с информацией. На всех этапах нужна постоянная информационная поддержка. Это могут быть каталоги, энциклопедии, журналы, Интернет, выставки, ярмарки, телевидение, музеи, кино, общение со специалистами. Например, найди в разных источниках (словари, учебники, Интернет) понятие «проблема», «потребность», дизайн, алгоритм, в ходе выявления аналогов изделий или отборе информации об объекте исследования.

3

Метод контрольных вопросов

- позволяет генерировать новые идеи и решения с помощью наводящих вопросов.

4

Мметод проб и ошибок (перебора вариантов)

- подходит для простых решений.

5

Анкетирование, интервьюирование, беседа, опрос

- составление анкеты при исследования потребительского рынка, изучение покупательского спроса (необходимо придерживаться строгих правил составления анкеты или интервью). Составить анкету покупателя на проектируемое изделие среди своих одноклассников.

6

Логические и эвристические методы решения задач

- логические - в которых преобладают правила анализа, сравнения. Обобщения, классификации, индукции, дедукции. На занятии учащимся можно предложить выполнить тест Торренса (незавершенные фигуры) Также для диагностики творческих способностей учащимся предлагается выполнить тест - опросник Г. Дэвиса, (попытка определить возможные направления своей инновационной (проектной) деятельности. Подходит для 7 - 8 классов.

7

Методика установление аналогий

- нахождение близкого по сущности решения путем последовательного нахождения аналогов (подобий) в различных областях знаний или исследовании объекта. Например, на этапе выдвижения идей (прямая, личная символическая, фантастическая.

8

Метод ФСА (функционально - стоимостный анализ)

- для определения непроизводительных затрат или издержек при изготовлении изделий на этапе расчета себестоимости изделия

9

Морфологический анализ

(касающийся внешнего вида или строения, т.е. формы) - выбор одного оптимального варианта объекта (изделия) на этапе отбора идей. Предложить учащимся определить наиболее удачный выбор проектируемого изделия с применением морфологического анализа. (при этом необходимо знать свойства материалов) В классе создается группа качества и учитель предлагает ряд изделий. Предлагается подготовить предложения по улучшению качества или совершенствованию технологии изготовления

10

Законы художественного конструирования

На этапе проектирования при разработке критериев будущих изделий, одним из важных критериев является новизна продукта. Изделие должно отвечать требованиям: быть нужным, относительно простым и дешевым в изготовлении, обладать экологической безопасностью, быть эстетичным. Ответ на этот вопрос может дать только дизайнер. Ученики на время становятся дизайнерами. Но в этом случае необходимо говорить об особенностях проектирования, законах художественного конструирования, так как в современном проектировании и конструировании изделий все большее значение приобретает эстетика. Одним из законов гармонии является закон единства формы и содержания. На занятиях составляем дизайн - спецификацию в качестве примера использую проектные изделия предыдущих лет, где в месте с обучаюшимися анализируем и оцениваем с точки зрения красоты и гармонии. Процесс проектирования новых изделий является наукоемким, изучается все, что создано на протяжении всего развития человечества. Например, предмет - утюг. Ребята обсуждают, выбирают информацию. Приходят к выводу о различных изменениях формы, материалах, конструкции и внешнего вида.

11


Экспертиза и оценка изделия

- изучение потребительских качеств изделий. Проводим эксперимент - оцениваем предметы по критериям. Умение разрабатывать критерии (создать банк критериев) с точки зрения разных специалистов. Художественный совет - инженер, дизайнер, технолог, социолог, эколог, эргономист Предлагается учащимся провести экспертизу проектов и оценить их по критериям. Может применяться в начале проектирования при изучении покупательского спроса, или в конце проектирования на предмет рынка сбыта и оценки полученного продукта.

Приложение 2

Технология выполнения проектов представляет собой чередование следующих этапов проектной деятельности:

1. Исследовательский (подготовительный) этап.

На этом этапе учащиеся знакомятся с понятиями «проблема» и «потребности». Осуществляют поиск с помощью словарей, учебников в группах, распределяя обязанности. Знакомятся с проектами прошлых лет, анализируют их. Оценивают по принятым критериям. Формулируем цель и задачи. Вспоминаем алгоритм выполнения проектов. Кроме вербального и наглядного методов, использую интерактивный метод, метод информационной поддержки (ознакомление учащихся с автоматизированным банком проектов). На первом этапе учебное сотрудничество осуществляется с помощью технологии проблемно - диалогового обучения. Целесообразно использовать метод мозговой атаки с целью коллективного поиска решений. Для отбора идей использую метод «корзина идей», где учащиеся предлагают свои варианты (любые). «Эксперты» проводят экспертизу идей и выбирают наиболее актуальные и интересные из них. Таким образом, создается банк (список) творческих проектов. На следующем этапе учащиеся осуществляют мини-маркетинговые исследования, выявляют потребности в определенных продуктах или услугах, интеллектуальные возможности себя. Использую метод анкетирования и интервьюирования. Учащиеся сами составляют вопросы анкеты.

Используя метод информационной поддержки, предоставляю детям книги, журналы, газеты, телерадиоинформацию, рекламные буклеты, справочники, компьютерные продукты, Интернет и другие источники.

Опираясь на собственные знания и анализ этих источников, каждый школьник формирует для себя конкретную задачу и выбирает тему проекта, или все это делаем коллективно. Затем осуществляем анализ предстоящей деятельности и разрабатываем «Звездочку обдумывания» - схематичное изображение составляющих творческого проекта. С помощью детей разрабатываем алгоритм выполнения творческого задания, включающим основные проблемы его реализации. На основе этой работы учащиеся выбирают из многих вариантов выполнения проекта наиболее подходящий и составляют опорную схему размышлений. На данном этапе используется метод дизайна - анализа, который помогает учащимся выявить форму, размеры, стиль, цветовое решение продукта.

2. Технологический этап.

На этом этапе происходит непосредственное выполнение работы. Основным методом обучения проектной деятельности выступает метод упражнений, с помощью которого отрабатываются действия и приемы выполнения отдельных операций, исправление допущенных ошибок. Целесообразно использовать методы информационной поддержки, путем демонстрации готовых проектов.

3. Заключительный этап.

На этом этапе осуществляем оценку деятельности, контроль, защиту проекта. Главное условие - учитывать возрастные особенности ребенка. Поэтому некоторые подходы к организации образовательного процесса меняются в зависимости от класса обучения. Для формирования у ребенка основ культуры мышления и развития умений, помочь школьникам освоить первичные навыки проведения самостоятельных исследований, используются следующие методики и упражнения на разных этапах проектирования. На уроках из-за нехватки времени не всегда удается использовать упражнения и методики, но на занятиях внеурочной деятельности можно эти приемы отработать.

Приложение 3

Рассмотрим реализацию исследовательской деятельности в проекте «Фантазии в одежде на тему «Оригами». (Карпович К.10 класс, призер ЗЭ ВсОШ 2012 года)

Этапы занятия

Деятельность на занятии

1.Выбор темы исследования.

Оригами из ткани

2.Постановка целей исследования.

Подбор тканей для изготовления одежды в технике оригами

3.Задачи исследования.

Приобрести образцы ткани, изучить соответствующую литературу, провести исследования образцов ткани, подобрать материалы, подходящие для «оригами»

4.Объект, предмет и база исследования

Образцы тканей различных по волокнистому составу и переплетению.

5.Гипотеза исследования.

Подбор ткани для изготовления одежды в технике «модульного оригами» возможен.

6. Методы исследования

Сбор информации, обработка, наблюдение, сравнение, измерение.

7.План исследования.

1. изучение информации о тканях и их свойствах,

проведение экспериментов;

фиксация результатов;

2. анализ полученных данных

8.Самостоятельная деятельность.

1. проведение лабораторных работ методом горения

2. исследование волокон ткани под микроскопом

9.Результаты исследования.

Оформление результатов исследования в соответствии с особенностями работы, помощь учителя в оформлении.

10.Представление и защита проекта.

Выступление с докладами, представление объекта

11.Выработка решения.

При создании необходимых условий можно добиться разнообразных модулей из различных тканей.

12.Оценивание исследовательской деятельности.

Учитель и дети обсуждают исследовательскую деятельность с положительной точки зрения.

13.Разработка дальнейшей перспективы работы в этом направлении.

Постановка проблемного вопроса: что дальше делать? Определение темы для дальнейшего исследования.

Приложение 4 Результаты мониторинга









Приложение 5 Результаты ВСОШ с 2008 - 2016 г.








© 2010-2022