Программа технология 9 класс

Раздел Технология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Содержание рабочей программы

  1. Пояснительная записка

  2. Общая характеристика учебного предмета

  3. Место предмета в базисном плане

  4. Планируемый результат освоения предмета

  5. Содержание учебного предмета

  6. Учебно- тематическое планирование

  7. Календарно - тематическое планирование

  8. Критерии оценивания и формы контроля

  9. Учебно- методическое обеспечение





























1. Пояснительная записка

В основу рабочей программы положена программы «Технология», которая подготовлена авторским коллективом А.Т. Тищенко, Н.В. Синица, В.Д. Симоненко, издательским центром «Вентана-Граф», 2013.

В современных социально-экономических условиях увеличилась численность неработающей и не учащейся молодежи. В настоящее время предприятия трудоустраивают новых работников очень осторожно, опасаясь нанимать молодых людей, которые в большинстве случаев или не имеют высокой квалификации, или имеют чисто теоретические представления о предстоящей работе.

Сегодня не оправдывают себя традиционные способы профориентации, суть которых пригласить молодежь, на вакантные, чаще всего не престижные трудовые места. В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально - производственным условиям.

Выбор профессии основывается на соотнесении возможностей, способностей и интересов подростка с оценкой состояния общественных потребностей в работниках тех или иных специальностей. Однако социальный опыт юношей и девушек ограничен. Им трудно сопоставить свои возможности и способности с требованиями, предъявляемыми к определенным видам трудовой деятельности

Недостаток жизненного опыта и завышенный уровень притязаний как в смысле оценки своих способностей овладеть сложной профессией, так и относительно предъявленных к ней ожиданий могут привести к разочарованиям и психическим травмам. Помочь подростку избежать ошибок в выборе профессии и, как следствие - чувства, что все главное в жизни уже позади, - одна из основных задач данного курса.

Характерной особенностью программы является перенос акцента выбора профессии на подготовку к ней - путем правильной оценки природных и приобретенных особенностей, свойств личности; реальных представлений о профессиональном мире и социальной обстановке; отработки и усвоения новых социальных и профессиональных ролей в учебно-игровых ситуациях. В конечном итоге учащиеся должны осознать, что выбор карьеры может быть верным, когда он продуман, самостоятелен и ему предшествует серьезная работа по самопознанию и изучению мира профессий.

2.Общая характеристика учебного предмета

Изучение предмета технологии в 9-м классе содействует самоопределению учащихся , относительно избираемых ими профилирующих направлений будущего обучения в профильной школе или в системе начального или среднего профессионального образования.

Задачи курса:

  1. способствовать профессиональному самоопределению учащихся в процессе получения знаний о мире профессионального труда, о себе и их соотнесения с профессионально важными качествами;

  2. помочь учащимся оценить свои склонности и способности с точки зрения образовательной перспективы;

  3. сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в профильном обучении, а затем и в будущей профессии;

  4. способствовать созданию положительной мотивации обучения на планируемом профиле;

ознакомление со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях безработицы и конкуренции на рынке труда.



3.Место предмета в базисном плане

Программа курса ориентирована на учащихся 9-х классов. Программа рассчитана на 34 часа и предусматривает изучение основ выбора профессии, формирование профессиональных планов в выбранной деятельности, самоподготовку к ней и развитие профессионально важных качеств.



4.Планируемый результат освоения предмета

Учащиеся должны знать:

  • значение профессионального самоопределения и требования к составлению профессионального личного плана;

  • правила выбора профессии;

  • понятие о профессиях и профессиональной деятельности;

  • понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а так же психофизиологических и психических ресурсах личности в связи с выбором профиля обучения и профессии;

  • понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения;

  • значение творческого потенциала человека, карьеры.

Учащиеся должны иметь представления:

  • о смысле и значении труда в жизни человека и общества;

  • о современных формах и методах организации труда;

  • о предпринимательстве;

  • о рынке труда.

Учащиеся должны уметь:

  • соотносить свои индивидуальные особенности с выбором профиля обучения и требованиями конкретной профессии;

  • составлять профессиональный личный план и мобильно изменять его;

  • использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;

  • анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;

  • пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.



5. Содержание учебного предмета

1.Выбор профессии

2.Мир профессий

3.Профессиональная карьера

4.Рынок труда

6.Учебно - тематическое планирование

№ п/п

Разделы, темы

Кол. часов

1.

Раздел I. Выбор профессии

9 час.

1.1.

Внутренний мир человека и возможности его познания

2 час.

1.2.

Секреты выбора профессии

3 час.

1.3.

Учет психических возможностей в профессиональном становлении личности

2 час.

1.4.

Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда

2 час.

2.

Раздел II. Мир профессий

7 час.

2.1.

Многообразие мира профессий

2 час.

2.2

Азбука профессий

3 час.

2.3

Классификация профессий

2 час.

3.

Раздел III. Профессиональная карьера

10 ч.

3.1.

Основные стратегии выбора профессиональной карьеры с учётом типа и профиля учебных заведений

3 ч.

3.2.

Моя профессиональная карьера

4 ч.

3.3.

Имидж и этикет современного делового человека

2 ч.

3.4.

Как найти работу?

1 ч.


Раздел IV. Рынок труда

8 час.

4.1

Человек в новых социально - экономических условиях

3 ч.

4.2.

Современный рынок труда и его требования к профессионалу

4 ч.

4.3.

Востребованность профессий на рынке труда

2 ч.


Итого

35 часа.

7.Календарно - тематическое планирование

9 класс



Содержание (разделы, темы)

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание

План

Факт.

  1. Раздел

Выбор профессии.

9

1.1.

Внутренний мир человека и возможности его познания

2



1.

Понятие личности. Личностные особенности. Методы изучения личности.

1


2.

Влияние представлений о себе на правильный выбор профессии.

1


1.2.

Секреты выбора профессии

3

3.

Правило выбора профессии «хочу»-«могу»-«надо». Склонности и интересы в профессиональном выборе.

1


4.

Понятие о профессии, специальности, должности.

1


5.

Роль личности при выборе профессии

1


1.3.

Учёт психических особенностей в профессиональном становлении личности

2

6.

Свойства нервной системы. Темперамент в профессиональном становлении личности.

1


7.

Эмоции и чувства. Волевые качества личности. Самооценка.

1


1.4.

Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда

2

8.

Память. Виды памяти, условия её развития.

1


9.

Внимание. Мышление. Мыслительные способности в профессиональной деятельности.

1


II Раздел

Мир профессий

7

2.1.

Многообразие мира профессий

2

10.

Труд как потребность человеческой жизни. Разнообразие профессий.

1


11.

Социальные проблемы труда. Содержание и характер труда.

1


2.2.

Азбука профессий

3

12.

Условия профессионального труда.

1


13.

Коллективность, ответственность в труде.

1


14.

Характеристика профессий по общим признакам профессиональной деятельности.

1


2.3.

Классификация профессий

2

15.

Способы классификации профессий

1


16.

Типы профессий

1


III Раздел

Профессиональная карьера

10

3.1.

Основные стратегии выбора профессиональной карьеры с учётом типа и профиля учебных заведений

3

17.

Пути получения профессии. Система профессионально-технического образования.

1


18.

Средние специальные учебные заведения, их типы, условия приёма и обучения в них.

1


19.

Типы высших учебных заведений, условия приёма и обучения студентов.

1


3.2

Моя профессиональная карьера

4

20.

Понятие о профессиональной карьере. Критерии профессиональной компетентности.

1


21.

Профессиональный план личностного и профессионального роста.

1


22.

Профессиональное прогнозирование и самоопределение.

1


23.

Деловые игры «Биржа труда», Профконсультация».

1


3.3.

Имидж и этикет современного делового человека

2

24.

Понятие об имидже и дизайне. Этикет.

1


25.

Модель формирования имиджа организации.

1


3.4.

Как найти работу?

1

26.

Резюме и правила его составления. Собеседование.

1


IV Раздел

Рынок труда

8

4.1.

Человек в новых социально - экономических условиях

3

27.

Структурная перестройка экономики.

Новая индустриализация.

1


28.

Развитие сельского хозяйства. Земельная реформа.

1


29.

Менеджмент и маркетинг.

1


4.2.

Современный рынок труда и его требования к профессионалу

4

30.

Разнообразные виды предприятий и форм собственности.

1


31.

Основные принципы формирования рынка труда, его функции и структура.

1


32.

Спрос и предложение, способы их регулирования.

1


33.

Развитие предпринимательства.

1


4.3.

Востребованность профессий на рынке труда

2

34.

Занятость населения. Безработица.

1


35.

Итоговый урок

1







8.Критерии оценивания и формы контроля


Примерные нормы оценок знаний и умений учащихся по устному опросу:

«5» - полностью освоил учебный материал; умеет изложить его своими словами; самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

«4» - в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

«3» - не усвоил существенную часть учебного материала; допускает значительные ошибки при его изложении своими словами; затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами; слабо отвечает на дополнительные вопросы.

«2» - почти не усвоил учебный материал; не может изложить его своими словами; не может подтвердить ответ конкретными примерами; не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.


Проверка и оценка практической работы учащихся

«5» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески;

«4» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный;

«3» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца (если не было на то установки); изделие оформлено небрежно или не закончено в срок;

«2» - ученик самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении операций допущены большие отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет незавершенный вид.

Оценивание теста учащихся производится по следующей системе:

«5» - получают учащиеся, справившиеся с работой 100 - 90 %;

«4» - ставится в том случае, если верные ответы составляют 70 - 80 % от общего количества;

«3» - соответствует работа, содержащая 50 - 60 % правильных ответов.





Формы контроля

Система диагностики и контроля.

1.Тестовые задания

2. Карточки для контроля знаний.

3.Выполнение проекта.

4.Самоконтроль по выполнению изделий.

Система промежуточной и итоговой аттестации.На каждом уроке проверка практического задания, выполненного в течение урока, тесты, фронтальный опрос.

Система внеклассной работы.

1.Участие в школьных и районных конкурсах.

2.Предметные олимпиады


9. Учебно-тематическое обеспечение


1. Список литературы для учителя

1.1Обязательная литература


  1. Технология. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. - 2-е изд., перераб. / Под ред. В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-граф, 2010.

1.2Дополнительная литература


  1. Тищенко А.Т. Технология : программа : 5 - 8 классы / А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. - М. : Вентана-Граф, 2013.


  1. Технология. 9 класс: поурочные планы по учебнику под ред. В.Д. Симоненко / сост. Ю.П. Засядко. - Волгоград: Учитель, 2006.


  1. Научно-методический журнал Школа и производство.

2.Список литературы для ученика

2.1 Обязательная литература


  1. Технология. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. - 2-е изд., перераб. / Под ред. В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-граф, 2010.




© 2010-2022