- Преподавателю
- Технология
- Программа технология 9 класс
Программа технология 9 класс
Раздел | Технология |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Акулова Я.Ю. |
Дата | 02.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Содержание рабочей программы
-
Пояснительная записка
-
Общая характеристика учебного предмета
-
Место предмета в базисном плане
-
Планируемый результат освоения предмета
-
Содержание учебного предмета
-
Учебно- тематическое планирование
-
Календарно - тематическое планирование
-
Критерии оценивания и формы контроля
-
Учебно- методическое обеспечение
1. Пояснительная записка
В основу рабочей программы положена программы «Технология», которая подготовлена авторским коллективом А.Т. Тищенко, Н.В. Синица, В.Д. Симоненко, издательским центром «Вентана-Граф», 2013.
В современных социально-экономических условиях увеличилась численность неработающей и не учащейся молодежи. В настоящее время предприятия трудоустраивают новых работников очень осторожно, опасаясь нанимать молодых людей, которые в большинстве случаев или не имеют высокой квалификации, или имеют чисто теоретические представления о предстоящей работе.
Сегодня не оправдывают себя традиционные способы профориентации, суть которых пригласить молодежь, на вакантные, чаще всего не престижные трудовые места. В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально - производственным условиям.
Выбор профессии основывается на соотнесении возможностей, способностей и интересов подростка с оценкой состояния общественных потребностей в работниках тех или иных специальностей. Однако социальный опыт юношей и девушек ограничен. Им трудно сопоставить свои возможности и способности с требованиями, предъявляемыми к определенным видам трудовой деятельности
Недостаток жизненного опыта и завышенный уровень притязаний как в смысле оценки своих способностей овладеть сложной профессией, так и относительно предъявленных к ней ожиданий могут привести к разочарованиям и психическим травмам. Помочь подростку избежать ошибок в выборе профессии и, как следствие - чувства, что все главное в жизни уже позади, - одна из основных задач данного курса.
Характерной особенностью программы является перенос акцента выбора профессии на подготовку к ней - путем правильной оценки природных и приобретенных особенностей, свойств личности; реальных представлений о профессиональном мире и социальной обстановке; отработки и усвоения новых социальных и профессиональных ролей в учебно-игровых ситуациях. В конечном итоге учащиеся должны осознать, что выбор карьеры может быть верным, когда он продуман, самостоятелен и ему предшествует серьезная работа по самопознанию и изучению мира профессий.
2.Общая характеристика учебного предмета
Изучение предмета технологии в 9-м классе содействует самоопределению учащихся , относительно избираемых ими профилирующих направлений будущего обучения в профильной школе или в системе начального или среднего профессионального образования.
Задачи курса:
-
способствовать профессиональному самоопределению учащихся в процессе получения знаний о мире профессионального труда, о себе и их соотнесения с профессионально важными качествами;
-
помочь учащимся оценить свои склонности и способности с точки зрения образовательной перспективы;
-
сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в профильном обучении, а затем и в будущей профессии;
-
способствовать созданию положительной мотивации обучения на планируемом профиле;
ознакомление со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях безработицы и конкуренции на рынке труда.
3.Место предмета в базисном плане
Программа курса ориентирована на учащихся 9-х классов. Программа рассчитана на 34 часа и предусматривает изучение основ выбора профессии, формирование профессиональных планов в выбранной деятельности, самоподготовку к ней и развитие профессионально важных качеств.
4.Планируемый результат освоения предмета
Учащиеся должны знать:
-
значение профессионального самоопределения и требования к составлению профессионального личного плана;
-
правила выбора профессии;
-
понятие о профессиях и профессиональной деятельности;
-
понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а так же психофизиологических и психических ресурсах личности в связи с выбором профиля обучения и профессии;
-
понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения;
-
значение творческого потенциала человека, карьеры.
Учащиеся должны иметь представления:
-
о смысле и значении труда в жизни человека и общества;
-
о современных формах и методах организации труда;
-
о предпринимательстве;
-
о рынке труда.
Учащиеся должны уметь:
-
соотносить свои индивидуальные особенности с выбором профиля обучения и требованиями конкретной профессии;
-
составлять профессиональный личный план и мобильно изменять его;
-
использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
-
анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
-
пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
5. Содержание учебного предмета
1.Выбор профессии
2.Мир профессий
3.Профессиональная карьера
4.Рынок труда
6.Учебно - тематическое планирование
№ п/п
Разделы, темы
Кол. часов
1.
Раздел I. Выбор профессии
9 час.
1.1.
Внутренний мир человека и возможности его познания
2 час.
1.2.
Секреты выбора профессии
3 час.
1.3.
Учет психических возможностей в профессиональном становлении личности
2 час.
1.4.
Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда
2 час.
2.
Раздел II. Мир профессий
7 час.
2.1.
Многообразие мира профессий
2 час.
2.2
Азбука профессий
3 час.
2.3
Классификация профессий
2 час.
3.
Раздел III. Профессиональная карьера
10 ч.
3.1.
Основные стратегии выбора профессиональной карьеры с учётом типа и профиля учебных заведений
3 ч.
3.2.
Моя профессиональная карьера
4 ч.
3.3.
Имидж и этикет современного делового человека
2 ч.
3.4.
Как найти работу?
1 ч.
Раздел IV. Рынок труда
8 час.
4.1
Человек в новых социально - экономических условиях
3 ч.
4.2.
Современный рынок труда и его требования к профессионалу
4 ч.
4.3.
Востребованность профессий на рынке труда
2 ч.
Итого
35 часа.
7.Календарно - тематическое планирование
9 класс
Содержание (разделы, темы)
Кол-во часов
Дата проведения
Примечание
План
Факт.
-
Раздел
Выбор профессии.
9
1.1.
Внутренний мир человека и возможности его познания
2
1.
Понятие личности. Личностные особенности. Методы изучения личности.
1
2.
Влияние представлений о себе на правильный выбор профессии.
1
1.2.
Секреты выбора профессии
3
3.
Правило выбора профессии «хочу»-«могу»-«надо». Склонности и интересы в профессиональном выборе.
1
4.
Понятие о профессии, специальности, должности.
1
5.
Роль личности при выборе профессии
1
1.3.
Учёт психических особенностей в профессиональном становлении личности
2
6.
Свойства нервной системы. Темперамент в профессиональном становлении личности.
1
7.
Эмоции и чувства. Волевые качества личности. Самооценка.
1
1.4.
Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда
2
8.
Память. Виды памяти, условия её развития.
1
9.
Внимание. Мышление. Мыслительные способности в профессиональной деятельности.
1
II Раздел
Мир профессий
7
2.1.
Многообразие мира профессий
2
10.
Труд как потребность человеческой жизни. Разнообразие профессий.
1
11.
Социальные проблемы труда. Содержание и характер труда.
1
2.2.
Азбука профессий
3
12.
Условия профессионального труда.
1
13.
Коллективность, ответственность в труде.
1
14.
Характеристика профессий по общим признакам профессиональной деятельности.
1
2.3.
Классификация профессий
2
15.
Способы классификации профессий
1
16.
Типы профессий
1
III Раздел
Профессиональная карьера
10
3.1.
Основные стратегии выбора профессиональной карьеры с учётом типа и профиля учебных заведений
3
17.
Пути получения профессии. Система профессионально-технического образования.
1
18.
Средние специальные учебные заведения, их типы, условия приёма и обучения в них.
1
19.
Типы высших учебных заведений, условия приёма и обучения студентов.
1
3.2
Моя профессиональная карьера
4
20.
Понятие о профессиональной карьере. Критерии профессиональной компетентности.
1
21.
Профессиональный план личностного и профессионального роста.
1
22.
Профессиональное прогнозирование и самоопределение.
1
23.
Деловые игры «Биржа труда», Профконсультация».
1
3.3.
Имидж и этикет современного делового человека
2
24.
Понятие об имидже и дизайне. Этикет.
1
25.
Модель формирования имиджа организации.
1
3.4.
Как найти работу?
1
26.
Резюме и правила его составления. Собеседование.
1
IV Раздел
Рынок труда
8
4.1.
Человек в новых социально - экономических условиях
3
27.
Структурная перестройка экономики.
Новая индустриализация.
1
28.
Развитие сельского хозяйства. Земельная реформа.
1
29.
Менеджмент и маркетинг.
1
4.2.
Современный рынок труда и его требования к профессионалу
4
30.
Разнообразные виды предприятий и форм собственности.
1
31.
Основные принципы формирования рынка труда, его функции и структура.
1
32.
Спрос и предложение, способы их регулирования.
1
33.
Развитие предпринимательства.
1
4.3.
Востребованность профессий на рынке труда
2
34.
Занятость населения. Безработица.
1
35.
Итоговый урок
1
8.Критерии оценивания и формы контроля
Примерные нормы оценок знаний и умений учащихся по устному опросу:
«5» - полностью освоил учебный материал; умеет изложить его своими словами; самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
«4» - в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
«3» - не усвоил существенную часть учебного материала; допускает значительные ошибки при его изложении своими словами; затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами; слабо отвечает на дополнительные вопросы.
«2» - почти не усвоил учебный материал; не может изложить его своими словами; не может подтвердить ответ конкретными примерами; не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.
Проверка и оценка практической работы учащихся
«5» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески;
«4» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный;
«3» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца (если не было на то установки); изделие оформлено небрежно или не закончено в срок;
«2» - ученик самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении операций допущены большие отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет незавершенный вид.
Оценивание теста учащихся производится по следующей системе:
«5» - получают учащиеся, справившиеся с работой 100 - 90 %;
«4» - ставится в том случае, если верные ответы составляют 70 - 80 % от общего количества;
«3» - соответствует работа, содержащая 50 - 60 % правильных ответов.
Формы контроля
Система диагностики и контроля.
1.Тестовые задания
2. Карточки для контроля знаний.
3.Выполнение проекта.
4.Самоконтроль по выполнению изделий.
Система промежуточной и итоговой аттестации.На каждом уроке проверка практического задания, выполненного в течение урока, тесты, фронтальный опрос.
Система внеклассной работы.
1.Участие в школьных и районных конкурсах.
2.Предметные олимпиады
9. Учебно-тематическое обеспечение
1. Список литературы для учителя
1.1Обязательная литература
-
Технология. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. - 2-е изд., перераб. / Под ред. В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-граф, 2010.
1.2Дополнительная литература
-
Тищенко А.Т. Технология : программа : 5 - 8 классы / А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. - М. : Вентана-Граф, 2013.
-
Технология. 9 класс: поурочные планы по учебнику под ред. В.Д. Симоненко / сост. Ю.П. Засядко. - Волгоград: Учитель, 2006.
-
Научно-методический журнал Школа и производство.
2.Список литературы для ученика
2.1 Обязательная литература
-
Технология. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. - 2-е изд., перераб. / Под ред. В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-граф, 2010.