- Преподавателю
- Технология
- МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Комбинированного урока проверки и коррекции знаний и умений с элементами исследования по дисциплине «БАЗЫ ДАННЫХ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Комбинированного урока проверки и коррекции знаний и умений с элементами исследования по дисциплине «БАЗЫ ДАННЫХ»
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Петрова А.Н. |
Дата | 16.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Министерство образования Тверской области
ГБОУ СПО «Ржевский колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Комбинированного урока проверки и коррекции знаний и умений с элементами исследования
Дисциплина: «БАЗЫ ДАННЫХ»
Преподаватель: Петрова Алла Николаевна
Ржев-2011/2012 уч. год
Аннотация
Автор: Петрова Алла Николаевна, г. Ржев, ГБОУ СПО «Ржевский колледж», преподаватель общих и специальных дисциплин;
Тематика: Методические аспекты применения информационно-компьютерных технологий при изучении баз данных».
Тема: «Нормализация баз данных»
Тип урока: комбинированный урок проверки и коррекции знаний и умений с элементами исследования
Одним из важнейших направлений, решающих задачу воспитания грамотного, продуктивно мыслящего человека, адаптированного к новым условиям жизни в обществе, является применение информационно-компьютерных технологий в процессе обучения. При изучении баз данных наибольшую трудность представляют вопросы нормализации баз данных. Данный урок рассматривает не только вопросы нормализации базы данных, но и вопросы применимости базы данных с целью прогнозирования ситуационных аспектов, что немаловажно для подготовки специалиста к его будущей профессиональной деятельности
Содержание:
Стр.
Тема урока: Error: Reference source not found
План урока Error: Reference source not found
Ход урока: Error: Reference source not found
1. Организационный этап Error: Reference source not found
2. Анализ итогов изучения дисциплины Error: Reference source not found
3. Обсуждение метода исследования и его выполнение Error: Reference source not found
4. Проверка усвоения материала дисциплины: Error: Reference source not found
выполнение итогового задания Error: Reference source not found
5. Итоги урока Error: Reference source not found
6. Домашнее задание Error: Reference source not found
Приложения Error: Reference source not found
Карточка к первой части задания: Error: Reference source not found
Дополнительные задания-тесты: Error: Reference source not found
Литература………………………………………………………………………………………………..Error: Reference source not found
Тема урока:
«Нормализация баз данных»
-
Инфологический аспект БД: прогнозирование;
-
Рабочий аспект БД: СУБД Access -
-
вычисляемые поля;
-
подчиненные таблицы;
-
главная кнопочная форма
-
Тип урока: комбинированный урок проверки и коррекции знаний и умений с элементами исследования
Цель урока: проверка умений учащихся самостоятельно применять знания в стандартных условиях СУБД Access и нестандартных условиях поставленных задач
Задачи урока:
-
Обеспечить закрепление изученного материала;
-
Ознакомить с одним из статистических методов исследования и прогнозирования результатов и событий предметной области БД;
-
Продолжить развитие функции общения на уроке, как условия обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущения эмоционального удовлетворения.
Наглядные пособия и оснащение урока:
-
Презентация (Тема урока, схема урока, вспомогательный материал урока, методические указания)
-
мультимедийные компьютерные средства (ноутбук, проектор, интерактивная доска)
План урока
-
Организационный этап (2 мин);
-
Анализ итогов изучения дисциплины (20);
-
Обсуждение метода исследования и его выполнение (23 мин);
-
Проверка усвоения материала дисциплины:
-
выполнение итогового задания (37 мин);
-
Итоги урока (5 мин);
-
Домашнее задание (3 мин).
Ход урока:
-
Организационный этап
Деятельность
преподавателя
Деятельность
студентов
-
-
Приветствие, вступительное слово;
-
Проверка отсутствующих по классному журналу
-
Преподаватель дисциплины:
Сегодня мы с вами присутствуем на открытом уроке на котором нам предстоит, в сущности, подвести некоторые итоги. Итак, тема нашего урока, она указана на доске:
«Инфологический аспект БД: прогнозирование;Рабочий аспект БД: СУБД Access - вычисляемые поля; подчиненные таблицы;главная кнопочная форма»
Цель урока: проверка умений учащихся самостоятельно применять знания в стандартных условиях СУБД Access и нестандартных условиях поставленных задач.
Задачи урока:
-
Обеспечить закрепление изученного материала;
-
Ознакомить с одним из статистических методов исследования и прогнозирования результатов и событий предметной области БД;
-
Продолжить развитие функции общения на уроке, как условия обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущения эмоционального удовлетворения.
Итак, начинаем наш урок. Прежде всего, подведем итоги содержимому курса
Слушают.
-
-
Анализ итогов изучения дисциплины
Деятельность
преподавателя
Деятельность
студентов
Прежде всего, подведем итоги по содержимому курса:
-
Усваивали…, усваивали…, наконец усвоили, что в основе реляционной БД лежит модель «СУЩНОСТЬ-СВЯЗЬ»
-
Приступив к изучению СУБД Access разобрались с транзакциями, их моделями, хранимыми процедурами, представлениями и триггерами;
-
Выполнили 15 практических работ, в том числе и индивидуальные работы по реляционной алгебре, изучили разные способы сортировки и фильтрации, методику работы с элементами управления, макросами, списками и так далее…
Вопрос: ЗАЧЕМ???
Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим следующую, очень простую задачу:
В управлении таможни решено создать базу данных «Автомобиль» для систематизации сведений по регистрируемым автомобилям (расчета пошлин, НДС в зависимости от цены)
Но первоначально необходимо оценить эффективность замены ручного труда расчетчиков автоматизированным, если известно, что поток импортируемых из-за границы автомобилей ежегодно растет.
Указания к решению: определите время обработки одной карточки, производя расчеты с помощью калькулятора или с помощью стандартной программы Калькулятор. Для определения времени обработки карточки: открыть рабочее окно Ms Excel à в произвольно выбранную ячейку введите текущую дату и время в формате ДД.ММ.ГГ ЧЧ:ММ:СС Обработав карточку, в смежную ячейку мастером функций введите функцию ТДАТА(), затем подсчитайте временную разницу и определите время обработки каждой карточки в секундах. Смоделируйте ситуацию для обработки 15 карточек, согласно пояснению, добавляя двух минутный перерыв после обработки 5-ти карточек и пятиминутный перерыв после обработки 10-ти карточек. Реализуйте прогноз для 100,300 и более карточек. При необходимости переведите секунды в часы и подсчитайте, сколько человек понадобится для расчета 300 карточек при 8-часовом рабочем дне. Проанализируйте результаты и сделайте выводы.
(Раздача карточек каждому студенту и методические указания к выполнению 1 и 2 части задания)
(если возникают затруднения, необходимо еще раз объяснить суть задачи, вернуться к пояснениям в методических указаниях, показать
Слушают.
Обдумывают задачу, анализируют, пытаются решать…
Решают задачу на ЭВМ в среде Ms Excel.
-
-
Обсуждение метода исследования и его выполнение
Деятельность
преподавателя
Деятельность
студентов
Мониторинг выполняемости исследования, обсуждение очевидности результата, выводы:
Наверное, среди вас не найдется усомнившихся о необходимости замены рутинного ручного труда его автоматизацией. Поэтому приступим ко второй части на-шего экспериментально-проверочного урока
(чтение задания с листа методических указаний, разъяснение как самого задания, так и требование к его выполнению (работа со списками, источниками строк, ключевыми полями)
Слушают.
Выполняют задание на ЭВМ в СУБД Access
-
Проверка усвоения материала дисциплины:
-
выполнение итогового задания
Деятельность
преподавателя
Деятельность
студентов
Мониторинг выполнения задания, анализ работы каждого студента (или группы, если за компьютером более одного человека)
Слушают.
-
Итоги урока
Деятельность
преподавателя
Деятельность
студентов
Объявление оценок
(При необходимости - дополнительные задания-тесты)
Слушают.
-
Домашнее задание
Деятельность
преподавателя
Деятельность
студентов
Ваше домашнее задание:
-
готовиться к экзамену, повторяя пройденный материал;
-
Ответить на тестовые вопросы;
-
Подготовить выполнение индивидуальных заданий к экзамену
Урок окончен…
Спасибо за внимание !!!
Слушают.
Приложения
Карточка к первой части задания:
МАРКА
Год выпуска
Пробег
Цвет
Двиг.
Комплектация
Цена
тыс. руб
Пошлина
35%
НДС
18%
СУММА
AUDI A 4
2003
140,0
темно-синий
1,9 TD 131 л.с.
Седан, РКПП,раздельный климат- контроль, круиз-контроль, полный электропакет, бортовой компьютер, подогрев сидений, мультируль, литые диски из Германии
550,0
AUDI A 4 Avant New
2007
173,0
черный металлик
2,0 TD 140 л.с.
АКПП, климат-контроль, круиз-контроль, бортовой компьютер, подогрев сидений, ЭСП, ЦЗ, 4 ПБ, магнитола с CD, литые диски, сделано полное ТО в Германии на пробеге 170000 км
880,0
AUDI A6
2007
144,0
черный металлик
2.0 TDI 140 л.с.
АКПП, климат-контроль, круиз-контроль, бортовой компьютер, полный электропакет, кожаный салон, ABS, ESP, магнитола CD, мульти-руль, литые диски, из Германии
950,0
AUDI A6
2001
73,0
темно-синий
1,8 T 150 л.с.
АКПП (мультитроник), раздельный климат-контроль,АВS, ESP, эл.зеркала, ЭСП, фирменная магнитола,6 ПБ, литые диски, сигнализация с обр.связью, ПТФ, из Германии в 2008г
530,0
BMW 325 XI
2003
95,0
серебро
2.5 л. 192 л.с.
АКПП, 4х4, кожаный салон, электропривод сидений с памятью, 3-х спицевый мультируль, климат-контроль, бортовой компьютер, ксенон, электропакет, 2 усилителя, сабвуфер 15"
650,0
Г
Согласовано:
Председатель предметной(цикловой)
Комиссии специальных дисциплин
Степанова Л.Е. __________________
Протокол № ____от «___»______20__г.
Утверждаю:
Зам.директора по ПО
Безрученко М.И.____________
«____»_______________20__г.БОУ СПО «Ржевский колледж»
Методические указания
по выполнению зачетной работы
Дисциплина
«Базы данных»
Специальность:
230106 «Техническое обслуживание средств вычислительной техники компьютерной сетей»
Тема работы:
-
Инфологический аспект БД: прогнозирование;
-
Рабочий аспект БД: СУБД Access - вычисляемые поля; подчиненные таблицы; главная кнопочная форма
Цель работы:
проверка умений учащихся самостоятельно применять знания в стандартных условиях СУБД Access и нестандартных условиях поставленных задач
Пояснения:
-
Одним из методов исследования является статистический метод прогнозирования результатов, в основе которого лежит методика построения регрессионной модели в среде Ms Excel.
Этапы построения регрессионной модели y=f(x) в среде Ms Excel и прогнозирование результатов с помощью метода наименьших квадратов:
-
Опытным путем определяются значения y для подбираемых значений параметра x;
-
На основе полученных данных определяется математическая модель искомой функции. Для этого по экспериментальным данным строится точечная диаграмма;
-
Выделяется область построения диаграммы Диаграмма à Добавить линию трендаà в окне Линия тренда выбрать один из видов линии тренда (Линейная, Логарифмическая, Полиномиальная) à выбрать вкладку Параметры à установить флажки в полях Показывать уравнение на диаграмме и Поместить на диаграмму величину аппроксимации (R2). R2 называется также коэффициентом детерминированности, его величина всегда лежит в диапазоне от 0 до 1. Если R2 =1, это означает, что функция точно проходит через табличные значения.;
-
Аналогично строятся линии тренда для двух других видов (для полиномиальной следует выбрать степень, равную 2);
-
Из трех построенных линий трендов выбрать ту, у которой R2 ближе всех к значению 1;
-
Протабулировать выбранную функцию сначала по опытным значениям x, а затем по произвольным интересующим Вас значениям.
Оборудование:
(Оснащение рабочего места):
-
Методические указания;
-
IBM PC - совместимые компьютеры, ПО MS Windows, MS Access , MS Excel (пакет MS Office)
Правила техники безопасности:
Соблюдать правила поведения в аудитории
Учебная и специальная литература
-
Кузин А.В., Демин В.М.Разработка баз данных в системе MS Access: Учебник. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005;
-
Голицына О.Л., Максимов Н.В., Попов И.И. Базы данных: Учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005;
Порядок выполнения работы:
-
Выполнить соответствующие задания;
-
Оформить отчет.
СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА
-
Оформить выводы.
Ход работы:
²А ЗАДАЧА-исследование-прогноз:
В управлении таможни решено создать базу данных «Автомобиль» для систематизации сведений по регистрируемым автомобилям (расчета пошлин, НДС в зависимости от цены)
Но первоначально необходимо оценить эффективность замены ручного труда расчетчиков автоматизированным, если известно, что поток импортируемых из-за границы автомобилей ежегодно растет.
Указания к решению: определите время обработки одной карточки, производя расчеты с помощью калькулятора или с помощью стандартной программы Калькулятор. Для определения времени обработки карточки: открыть рабочее окно Ms Excel à в произвольно выбранную ячейку введите текущую дату и время в формате ДД.ММ.ГГ ЧЧ:ММ:СС Обработав карточку, в смежную ячейку мастером функций введите функцию ТДАТА(), затем подсчитайте временную разницу и определите время обработки каждой карточки в секундах. Смоделируйте ситуацию для обработки 15 карточек, согласно пояснению, добавляя двух минутный перерыв после обработки 5-ти карточек и пятиминутный перерыв после обработки 10-ти карточек. Реализуйте прогноз для 100,300 и более карточек. При необходимости переведите секунды в часы и подсчитайте, сколько человек понадобится для расчета 300 , 1000 карточек при 8-часовом рабочем дне. Проанализируйте результаты и сделайте выводы.
²Б Создать БД «Автомобиль» с исходными таблицами марка и журнал регистрации согласно образцу:
Структуру таблиц и формат полей, ключевые поля определите самостоятельно. Перед заполнением таблиц постройте схему данных, а для заполнения таблиц создайте соответствующие формы
ЗАДАНИЯ (ИТОГ):
à Создайте запросы по суммам:
-
Запрос по сумме по каждому наименованию по датам регистрации с вычисляемыми полями согласно карточке (пошлина, НДС, сумма);
-
Запрос по сумме по каждому наименованию с вычисляемыми полями согласно карточке (пошлина, НДС, сумма) для даты, указанной пользователем;
-
Запрос по сумме с вычисляемыми полями согласно карточке (пошлина, НДС, сумма) для марки или кода, указанного пользователем;
-
Запрос по сумме с вычисляемыми полями согласно карточке (пошлина, НДС, сумма) для марки (кода) и дате указанным пользователем;
à Создайте структурированный отчет по уровню марка;
à Создайте подчиненную форму МАРКА ЗАПОЛНЕНИЕ
à На все формы добавьте кнопки выхода;
à Создайте соответствующие Формадляформ с кнопками перехода к формам с всплывающими подсказками и ФОРМАДЛЯОТЧЕТОВ с кнопками просмотра отчетов;
à Создайте главную кнопочную форму, которая автоматически запускается при открытии данной БД
Дополнительные задания-тесты:
Вариант №1
№1. В Access под базой данных понимается:
-
Таблица, содержащая данные о предметной области.
-
Совокупность взаимосвязанных таблиц.
-
Совокупность таблиц, запросов, форм, отчетов, макросов и модулей
№2. В описании базы данных отсутствует свойство «Размер поля» для полей типа:
-
текстовый.
-
числовой.
-
дата/время.
-
логический.
№3. В Access таблица:
-
может не иметь ключа.
-
обязательно должна иметь ключ.
-
может иметь несколько ключей.
№4. При связывании таблиц полю типа «Счетчик» в основной таблице должно соответствовать в зависимой таблице поле типа:
-
«счетчик».
-
числовое, размер - целое.
-
числовой, размер - длинное целое.
-
числовой, размер - байт.
-
любое.
№5. Поля связи должны иметь:
-
одинаковые имена.
-
одинаковые имена, тип данных и размер.
-
одинаковые тип данных и размер.
-
соответствующие друг другу типы данных и одинаковые размеры.
№6. Над полем типа «дата/время» допустимы операции:
-
из даты вычесть дату.
-
к дате прибавить число.
-
дату умножить на число
№7. Источником для формирования отчета, создаваемого с помощью мастера, может служить:
-
одна таблица базы данных.
-
несколько таблиц, если они заранее связаны в схеме базы данных.
-
несколько таблиц, связанность которых может быть установлена как заранее в схеме базы данных, так и в момент создания отчета.
-
запрос.
-
отчет может быть не связан ни с таблицей, ни с запросом.
№8. При создании отчета с использованием мастера отчетов:
-
обязательно должно быть выбрано хотя бы одно поле из источника.
-
можно создать отчет, не содержащий полей, а потом включить нужные поля в отчет в режиме конструктора.
-
в отчет автоматически включаются все поля из источника.
№9. В отчет могут быть включены:
-
только те поля, которые присутствуют в таблицах.
-
если в отчет должны быть включены вычисляемые поля, то предварительно необходимо создать запрос, определяющий эти поля.
-
вычисляемые поля могут быть включены непосредственно в отчет.
№10. В качестве источника данных для формы может использоваться:
-
таблица базы данных.
-
несколько связанных таблиц базы данных.
-
запрос.
-
таблица базы данных и запрос одновременно.
-
источник может отсутствовать.
Вариант №2
№1. В Access под базой данных понимается:
-
Таблица, содержащая данные о предметной области.
-
Совокупность взаимосвязанных таблиц.
-
Совокупность таблиц, запросов, форм, отчетов, макросов и модулей
№2. В описании базы данных отсутствует свойство «Размер поля» для полей типа:
-
текстовый.
-
МЕМО.
-
дата/время.
-
денежный.
№3. В Access таблица:
-
может не иметь ключа.
-
обязательно должна иметь ключ.
-
может иметь несколько ключей.
№4. При связывании таблиц полю типа «Счетчик» в основной таблице должно соответствовать в зависимой таблице поле типа:
-
«счетчик».
-
числовое, размер - целое.
-
числовой, размер - длинное целое.
-
числовой, размер - байт.
-
любое.
№5. Поля связи должны иметь:
-
одинаковые имена и тип данных.
-
соответствующие друг другу типы и одинаковые длины.
-
одинаковые имена, соответствующие друг другу типы и одинаковые размеры.
-
одинаковые имена и соответствующие друг другу типы данных.
№6. Над полем типа «дата/время» допустимы операции:
-
из даты вычесть дату.
-
к дате прибавить дату.
-
дату умножить на дату.
№7. Источником для формирования отчета, создаваемого с помощью мастера, может служить:
-
одна таблица базы данных.
-
несколько таблиц, если они заранее связаны в схеме базы данных.
-
несколько таблиц, связанность которых может быть установлена как заранее в схеме базы данных, так и в момент создания отчета.
-
запрос.
-
отчет может быть не связан ни с таблицей, ни с запросом.
№8. При создании отчета с использованием мастера отчетов:
-
обязательно должно быть выбрано хотя бы одно поле из источника.
-
можно создать отчет, не содержащий полей, а потом включить нужные поля в отчет в режиме конструктора.
-
в отчет автоматически включаются все поля из источника.
№9. В отчет могут быть включены:
-
только те поля, которые присутствуют в таблицах.
-
если в отчет должны быть включены вычисляемые поля, то предварительно необходимо создать запрос, определяющий эти поля.
-
вычисляемые поля могут быть включены непосредственно в отчет.
№10. Источником для формирования формы может быть:
-
таблица базы данных.
-
несколько таблиц, если они заранее связаны в схеме базы данных.
-
несколько таблиц, связанность которых может быть установлена как заранее в схеме базы данных, так и в момент создания формы.
-
запрос.
-
форма может быть не связана ни с таблицей, ни с запросом.
Вариант №3
№1. В Access под базой данных понимается:
-
Таблица, содержащая данные о предметной области.
-
Совокупность взаимосвязанных таблиц.
-
Совокупность таблиц, запросов, форм, отчетов, макросов и модулей
№2. В описании базы данных отсутствует свойство «Размер поля» для полей типа:
-
«счетчик»
-
числовой.
-
дата/время.
-
логический.
№3. В Access таблица:
-
может не иметь ключа.
-
обязательно должна иметь ключ.
-
может иметь несколько ключей.
№4. При связывании таблиц полю типа «Счетчик» в основной таблице должно соответствовать в зависимой таблице поле типа:
-
«счетчик».
-
числовое, размер - целое.
-
числовой, размер - длинное целое.
-
числовой, размер - байт.
-
любое.
№5. Поля связи:
-
должны в обеих связанных таблицах быть ключевыми.
-
могут в обеих связанных таблицах быть ключевыми.
-
в одной из связываемых таблиц обязательно должно быть описано как ключевое.
-
не могут в обеих связанных таблицах быть ключевыми.
№6. Над полем типа «дата/время» допустимы операции:
-
из даты вычесть дату.
-
к дате прибавить дату.
-
из даты вычесть число.
№7. В качестве источника данных для отчета может использоваться:
-
одна таблица базы данных.
-
несколько связанных таблиц базы данных.
-
запрос.
-
таблица базы данных и запрос одновременно.
-
источник может отсутствовать.
№8. При создании отчета с использованием мастера отчетов:
-
обязательно должно быть выбрано хотя бы одно поле из источника.
-
можно создать отчет, не содержащий полей, а потом включить нужные поля в отчет в режиме конструктора.
-
в отчет автоматически включаются все поля из источника.
№9. В отчет могут быть включены:
-
только те поля, которые присутствуют в таблицах.
-
если в отчет должны быть включены вычисляемые поля, то предварительно необходимо создать запрос, определяющий эти поля.
-
вычисляемые поля могут быть включены непосредственно в отчет.
№10. Экранные формы могут использоваться:
-
для ввода данных в таблицу базы данных.
-
для ввода данных в несколько взаимосвязанных таблиц базы данных.
-
для просмотра базы данных.
-
для создания меню.
-
для создания заставок.
Литература:
-
Кузин А.В., Демин В.М.Разработка баз данных в системе MS Access: Учебник. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005;
-
Голицына О.Л., Максимов Н.В., Попов И.И. Базы данных: Учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005;
-
Бекаревич Ю. Б., Пушкина Н.В. MS Access 2000 за 30 занятий. - СПб.: БХВ-Петербург, 2001;
-
Базы Данных, учебник, Тверской Государственный Технический Университет, 2003.