Проектная деятельность на уроках технологии (девочки)

В условиях обновления содержания образования  одной из главных технологии использующих на уроках Технологии является проектная деятельность, где учащиеся воплощают свои идеи в действительность, разрабатывают и создают свой продукт учебно-познавательной деятельности. Этапы выполнения творческого проекта: подготовительный,поисково-исследовательский,технологический, заключительный.В завершении учащиеся   оформляют:готовое изделие и сопровождающую документацию в виде презентации), защищают свой прое... При оценке изделия учитывается практическая направленность проекта, качество, оригинальность и законченность изделия, эстетическое оформление изделия, выполнение задания с элементами новизны, экономическая эффективность проекта, возможность его более широкого использования, уровень творчества и степень самостоятельности учащихся. При оценке пояснительной записки следует обращать внимание на полноту раскрытия темы задания, оформление, рубрицирование, четкость, аккуратность, правильность и качество выполнения графических заданий: схем, чертежей. При оценке защиты творческого проекта учитывается аргументированность выбора темы, качество доклада (композиция, полнота представления работы, аргументированность выводов), качество ответов на вопросы (полнота, аргументированность, убедительность и убежденность), деловые и волевые качества выступающего (ответственное отношение, стремление к достижению высоких результатов, способность работать с перегрузкой).
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проектная деятельность на уроках технологии (девочки).Проектная деятельность на уроках технологии (девочки).Проектная деятельность на уроках технологии.

Учитель технологии Нестерова Елена Николаевна

МОУ общеобразовательная средняя

школа№1 г. Грязовец Вологодской обл.

В условиях обновления содержания образования подрастающего поколения одной из главных задач, стоящих перед школой становится воспитание и обучение творческой личности, умеющей воплощать свои идеи в действительность, разрабатывать и создавать свой продукт учебно-познавательной деятельности.

Главной целью в образовательной области "Технология" в системе общего образования становится формирование трудовой и технологической культуры учащихся, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских качеств их личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда.

В 8 классе учащиеся готовят итоговый « Творческий проект», в работе над проектом выполняются и осваиваются конкретные трудовые действия, решаются разнообразные конструкторские, технологические задачи, анализируются факторы, влияющие на форму и дизайн изделий. Результатом проектной деятельности является изделие, наглядное пособие, которое можно использовать в качестве экспонатов на выставке, подарком для своей семьи и может быть в качестве учебного материала на уроке.

Тема творческого проекта может быть выбрана учащимися из разделов по технологии: «Пошив изделия», «Вышивка изделия», «Вязание изделий крючком». На выполнение творческого проекта отведено 10-12 часов.

Технологическая последовательность выполнения творческого проекта

I Подготовительный этап:

· поиск и выбор темы проекта, его обоснование и формирование мотивов выполнения;

· определение совместно с педагогом необходимого объема знаний, умений и навыков для осуществления проекта;

· составление плана работы по реализации проекта;

· определение необходимых материальных и финансовых затрат для изготовления проектируемого изделия.

II Поисково-исследовательский этап:

· сбор, изучение, исследование и обработка необходимой информации о выполняемом объекте и процессе его изготовления;

· рассмотрение нескольких возможных вариантов выполнения проекта и отбор наиболее оптимального из них;

· продумывание перечня необходимого для работы сырья, оснастки и оборудования;

· примерная оценка себестоимости изделия.

III Технологический этап:

· разработка соответствующей технико-технологической документации (технологические, инструкционные карты и т. д.);

· материальная реализация проекта: подбор необходимых конструкционных материалов, инструментов, приспособлений и оборудования;

· выполнение проекта с учетом требований технологии и дизайна;

· текущий контроль качества выполнения технологических операций;

· соблюдение в работе технологической и трудовой дисциплины, культура труда, техника безопасности;

· внесение при необходимости изменений в конструкцию изделия и технологию его изготовления.

IV Заключительный этап:

· контроль изготовленного изделия и при необходимости его испытание;

· самооценка качества выполненной работы;

· расчет экономических затрат на выполнение проекта;

· изучение возможностей использования результатов проектной деятельности и их реализация;

· общий анализ работы, проведенной над творческим проектом и вытекающие из нее выводы;

· защита проекта.

В завершении всего обучаемые оформляют результаты проектных исследований (готовое изделие и сопровождающая документация в виде презентации), защищают свой проект перед одноклассниками.

По содержанию презентация включает следующие слайды:

1. Титульный лист.

2. Актуальность проблемы

3. Цель и задачи

4. Исследования по данной теме

5.Разработка идей и выбор лучшего варианта

6.Выбор инструментов и материалов

7. Технология изготовления.

8. Экономическое обоснование проекта.

9. Экологическая оценка проекта.

10. Самооценка.

11. Библиографический список использованной литературы.

12. Приложения.

При работе над проектом у учащихся возникает потребность использования знаний и умений по ряду других учебных дисциплин. Так, при конструировании и моделировании очень важно уметь представить эскиз модели, выполнить её чертёж. А при построении чертежа изделия не обойтись без знаний по математике и черчению.

Изучая раздел "Материаловедение", вплотную приближаемся к химии, "машиноведение" - к физике.

При подсчете предварительной и полной себестоимости изделия мы касаемся экономических знаний; делая экологическое обоснование, соприкасаемся с экологией; разрабатывая рекламу, проводим маркетинговые исследования.

Таким образом, межпредметные связи играют важную роль в образовательной области "Технология" и, в частности, при выполнении творческого проекта.
На всех этапах создания проекта: от зарождения идеи до воплощения ее в материале проводятся практические занятия с классом, при этом уделяется внимание каждому ученику, или с бригадами (группой учащихся от 3 до 5 человек). В основе создания творческого проекта лежит процесс творчества учителя и ученика.

О дате защиты проекта сообщается учащимися заранее. Также до учеников доведены критерии оценки и порядок проведения защиты. Защита работы проводится перед специальной экспертной комиссией, состоящей из 3-4 человек (чаще всего одноклассников, реже - учащихся других классов) или перед комиссией, состоящей из учителей технологии и представителей администрации школы. Для выступления каждому учащемуся дается 5-7 минут. В своем выступлении ученик должен:

* рассказать о цели проекта (аргументировать выбор темы, обосновать потребность в изделии);

* рассказать о поставленных перед собой задачах: конструктивных, технологических, экологических, эстетических, экономических и маркетинговых;

* дать краткую историческую справку по теме проекта (время возникновения изделия, конструкции изделия в прошлом и в настоящее время, применяемые материалы);

* рассказать о ходе выполнения проекта (использованная литература, конструкторско-технологическое решение поставленных задач, решение проблем, возникших в ходе практической работы);

* рассказать о экономической целесообразности изготовления изделия (исходя из анализа рыночной цены аналогичного изделия, расчетной себестоимости изделия и реальных денежных затрат);

* рассказать о решении экологических задач;

* сделать выводы по теме проекта (достижение поставленной цели, результаты решения поставленных задач, анализ испытания изделия, возможная модернизация изделия).

После выступления присутствующие могут задавать вопросы, высказывать свое мнение. Вопросу и объяснения должны быть по существу проектной работы. От учащегося защищающего свою работу, должны быть получены все объяснения по содержанию, оформлению и выполнению работы, аргументированные ссылки на источники информации.

При оценке текущей работы учитывается правильность выполнения приемов и способов работы, рациональность выполнения труда и рабочего места, экономное расходование материалов, электроэнергии, соблюдение правил техники безопасности, добросовестность выполнения работы, осуществление самоконтроля.

При оценке изделия учитывается практическая направленность проекта, качество, оригинальность и законченность изделия, эстетическое оформление изделия, выполнение задания с элементами новизны, экономическая эффективность проекта, возможность его более широкого использования, уровень творчества и степень самостоятельности учащихся.

При оценке пояснительной записки следует обращать внимание на полноту раскрытия темы задания, оформление, рубрицирование, четкость, аккуратность, правильность и качество выполнения графических заданий: схем, чертежей.

При оценке защиты творческого проекта учитывается аргументированность выбора темы, качество доклада (композиция, полнота представления работы, аргументированность выводов), качество ответов на вопросы (полнота, аргументированность, убедительность и убежденность), деловые и волевые качества выступающего (ответственное отношение, стремление к достижению высоких результатов, способность работать с перегрузкой).

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА

число класс

Критерии оценивания

баллы



1.Оценка пояснительной записки (10 баллов)

1.1 Общее оформление

1



1.2 Актуальность. Обоснование проблемы, формулировка темы проекта

1



1.3 Сбор информации по теме проекта, анализ прототипов

1



1.4 Анализ возможных идей, выбор оптимальной идеи

1



1.5 Выбор технологии изготовления изделия

1



1.6 Экономическая и экологическая оценка будущего изделия и технологии его изготовления

1



1.7 Разработка конструкторской документации, качество графики.

1



1.8 Описание изготовления изделия (технологическая карта)

1



1.9 Описание окончательного варианта изделия

1



1.10 Эстетическая оценка выбранного изделия

1



1.11 Экономическая и экологическая оценка выполненного (готового) изделия.

1



2.Оценка готового изделия(25 баллов)

2.1 Оригинальность конструкции

5



2.2 Качество изделия

10



2.3 Соответствие изделия проекту

5



2.4 Практическая значимость

5



3.Оценка защиты проекта (15 баллов)

3.1 Формулировка проблемы и темы проекта

2



3.2 Анализ прототипов и обоснование выбранной идеи

1



3.3 Описание технологии изготовления изделия

3



3.4 Четкость и ясность изложения

1



3.5 Глубина знаний и эрудиция

2



3.6 Самооценка

3



3.7Ответы на вопросы

3



итого

52



Оценка «5» - 52-40б «4» - 39-27б «3» - 26-14б «2» - от 13б

В образовательной области «Технология» наиболее продуктивными являются проектные творческие технологии обучения. В процессе проектной деятельности учащиеся развивают свой творческий потенциал и усваивают основополагающие закономерности построения современных технологий.

Поскольку программа обучения технологии синтезирует межпредметные знания, способствуя осознанию теоретических связей в практической деятельности учащихся по выполнению творческих проектов, то я считаю, что выполнение школьниками творческих заданий является интересным и очень важным для жизни. При проектировании у школьника реализуются возможности проявить свои знания, способности и креативность мышления.





Защита творческого проекта .


Проектная деятельность на уроках технологии (девочки).Проектная деятельность на уроках технологии (девочки).Проектная деятельность на уроках технологии (девочки).Проектная деятельность на уроках технологии (девочки).

© 2010-2022