- Преподавателю
- Технология
- Лоскутное шитье разработка Беловой Н. В. МБОУ Подлесовская ОШ
Лоскутное шитье разработка Беловой Н. В. МБОУ Подлесовская ОШ
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Белова Н.В. |
Дата | 03.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Визитная карточка урока
Учитель: Белова Наталья Викторовна
УМК: учебник «Технология» (вариант для девочек), 5 класс, под ред. Синица Н.В., Симоненко В.Д.., Москва, изд. «Вентана-Граф» 2014 год.
Предмет: технология.
Класс:5 класс
Тип урока: комбинированный
Тема
Лоскутное шитье
Цели
- познакомить с техникой лоскутного шитья
- показать приемы работы с лоскутками
Задачи
1.Образовательные: дать начальные представления о лоскутном шитье, познакомить с различными техниками.
2.Развивающие: развивать конструктивно - технологическое мышление.
3.Воспитательные: способствовать развитию творческого мышления.
Планируемые результаты
Предметные: познакомятся с работами мастеров декоративно-прикладного искусства родного края; научатся находить нужную информацию о способах и материалах, применяемых для украшения праздничной одежды в старину.
Личностные: воспитывать эстетические чувства, любовь к родному краю, прививать интерес к труду.
Метапредметные:
(Р) - умеют проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, планировать этапы работы, вносить изменения; строить рассуждения на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки.
(П) - умеют делать умозаключения.
(К) - умеют работать индивидуально и в группе, слушать одноклассников и вести диалог; признавать возможность различных точек зрения.
(Л) - воспитывать эстетические чувства, любовь к родному краю, прививать интерес к труду.
Оборудование
Мультимедийные средства, шаблоны, цветная бумага, ножницы
Методы обучения
Метод решения практических задач: метод коллективной творческой деятельности, дискуссионный и коммуникативный
Формы организации деятельности
Фронтальная, групповая, индивидуальная.
Тема урока: Лоскутное шитье.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока:
- познакомить с техникой лоскутного шитья
- показать приемы работы с лоскутками.
Межпредметные связи: история - сведения из истории лоскутного шитья, ИЗО - цветоведение, география - лоскутное шитье в разных государствах и регионах России.
Материально-техническое оснащение: мультимедийное оборудование, презентация «Лоскутное шитье», инструкционные карты, заготовки из цветной бумаги, ножницы.
Ход урока.
1.Вводная часть.
- организационный момент;
- подготовка к занятию;
- повторение
(а). Какие промыслы декоративно-прикладного искусства есть в Нижегородской области?
б).Техника безопасности при работе со швейными изделиями;
в). Как организовать рабочее место ?
Теоретическая часть:
От платья мамы лоскуток
От юбки бабушки квадраты
А вот по краю полоса
От клетчатой рубашки брата
И я добавлю к полотну
Квадрат от распашонки дочки
Связующая поколенья нить -
Лоскутных одеял цепочка.
Учитель: - сегодня мы познакомимся с историей лоскутной техники и с некоторыми приемами работы с лоскутками.
(Заслушиваются сообщения учащихся об истории лоскутного шитья. Новые слова записать на доске - пэчворк, аппликация, стежка, шаблон)
Учитель: - какие приспособления могут понадобиться для этого?
Учащимся предлагается просмотр слайдов, где декоративно-прикладное искусство применяется для украшения одежды разных народов мира и регионов России.
(Учащимся предлагается составить критерии, по которым можно проанализировать особенности одежды каждой группы. В какой технике выполнены украшения? Какие элементы одежды украшены? Цветные стикеры.)
Также предлагается набор фотографий с костюмами Нижегородской области. Какие фрагменты одежды объединяют их? Или техника исполнения украшений?
Подводим итоги. Делаем выводы.
(Далее работа в группах)
Детям предоставляются образцы изделий в лоскутной технике. Необходимо оценить, проанализировать из каких материалов выполнено изделие, цветовая гамма, особенности рисунка. (выслушиваем выводы детей)
Учитель: - один из наиболее сложных моментов в технике лоскутного шитья - достижение гармоничного цветового решения. Для преодоления этой трудности можно использовать цветовой круг.
Чтобы правильно подобрать лоскутики для будущего изделия, необходимо учитывать сочетания цветов, знать, как они взаимодействуют друг с другом. Для этого надо понять, что такое цветовая гармония, т.е. согласованность в сочетании цветов.
Цвет характеризуется тремя показателями:
-
цветовым тоном - отношением цвета к его оттенкам, полученным от смешивания с другим цветом;
-
светлотой или яркостью, то есть степенью близости к белому цвету (различают светлые и темные тона одного цвета);
-
интенсивностью или насыщенностью, то есть степенью густоты цвета.
Для того, чтобы разобраться в цветовых сочетаниях, применяют так называемый цветовой круг. Основные цвета в нем - желтый, красный и синий. Смешение красного и желтого в равных количествах дает оранжевый цвет, красного и синего - фиолетовый, синего и желтого - зеленый. На самом деле, количество таких смешанных, промежуточных тонов безгранично, и переходы от одного цвета к другому - плавные, незаметные.
Цвета красно-желтой половины цветового круга и все их оттенки называются теплыми, они менее контрастны. Самый теплый цвет - красный. Теплые тона более яркие, они зрительно выступают на первый план и как бы увеличивают предмет.
Цвета сине-зеленой половины цветового круга и все их оттенки называются холодными, они более контрастны. Самый холодный цвет - синий. Холодные тона отходят на второй план и зрительно уменьшают предмет.
Нейтральные цветовые тона - это черный, серый и белый. Они дают хорошие сочетания и между собой и с любым другим цветом: теплые цветовые тона выигрывают рядом с серым в его оттеночных переходах до черного, а холодные - с серым в оттеночных переходах до белого.
Гармоничными контрастными сочетаниями принято считать цвета секторов, расположенных друг против друга: красный - зеленый, оранжевый - синий, желтый - фиолетовый. Цвета соседних секторов не гармонируют, поэтому не стоит в узоре соединять их вместе. Цвета секторов, расположенных через один, более гармоничны. Дисгармонию в сочетании цветов можно уменьшить, если использовать дополнительный нейтральный цвет.
Провести конкурс «Вери те ли в.что…»
-
Первый проект швейной машины предложил Леонардо да Винчи (да, в конце 15 века)
-
Существуют швейные машины не только с ручным приводом , но и с ручным тормозом( нет)
-
В первых моделях швейных машин использовались иглы кактуса, которые специально привозили из Африки (нет)
-
Термин «верстак» производится от немецкого слова, которое в переводе означает «мастерская» (да)
Учитель: - а теперь познакомимся с приемами лоскутной техники. Это «Диагональная полоска», «Квадраты», «Треугольники», «Колодец», «Изба», «Елочка» и другие.
Давайте попробуем угадать - какие техники использовались при изготовлении таких изделий.
(Далее работа в группах)
По предложенным образцам попробовать самостоятельно определить последовательность выполнения работы, используя схемы без нумерации.
Потом выложить слайды с нумерацией и проверить ошибки и удачи выполненной работы.
Если позволит время, можно провести конкурс на лучший орнамент из готовых геометрических фигур.
Подведение итогов. Оценка работы учащихся.
Домашняя работа:
1.Поиск информации и составление рассказа о народных умельцах Нижегородской области и их творчества.
2.Связь лоскутной техники с направлениями современной моды.
3.Подготовиться к творческой работе, принести лоскутки ткани.
Рефлексия.
Литература:
ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%BE%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%88%D0%B8%D1%82%D1%8C%D1%91
folomyova.narod.ru/
svetlanash.ru/
tehnologia.59442s003.edusite.ru/p54aa1.html
edusite.ru/p54aa1.html
subscribe.ru
Приложение 1.
Схема расположения и разметки полос«бревенчатая изба-1»
16
13
15
12
9
11
8
5
7
4
1
3
0
2
6
10
14
Схема расположения разметки полос «бревенчатая изба-2»
12
9
10
8
5
6
4
1
2
0
3
7
11
Схема расположения разметки полос в квадрате
« елочка»
1
3
5
7
9
2
4
6
8
Схема смещения центрального квадрата, расположение и разметка полос.
1
3
5
7
9
11
2
4
6
8
10