Система трудового обучения и воспитания в условиях школы-интерната VIII вида

Раздел Технология
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Система трудового обучения и воспитания в условиях

школы-интерната с.Малый Толкай.

Основное место в системе коррекционно-воспитательной работы с учениками школы- интерната отводится трудовой подготовке. Трудовое обучение в школе- интернате ставит своей целью подготовку работников физического труда , способных выполнять на профессиональном уровне несложные виды работ в условиях коллективных, фермерских и личных подсобных хозяйств, а также организациях ЖКХ (рабочий садово-паркового хозяйства, рабочий по комплексному обслуживанию зданий, дворник). В ходе обучения в особо созданных условиях учащиеся овладевают трудовыми навыками, необходимыми для самостоятельного выполнения несложных видов работ. Знания, получаемые на уроках труда, повышают уровень интеллекта, создают основу для умения правильно регулировать свою деятельность при решении трудовых задач в условиях будущего трудового коллектива (ориентироваться в задании, планировать и контролировать свою работу, налаживать взаимоотношения с товарищами). Труд является основным средством коррекции, значительно влияющим на весь процесс развития школьника с ограниченными возможностями здоровья.

(сл 1) В процессе трудового обучения педагогический коллектив решает следующие задачи:

-воспитание у учащихся прочных умений и профессионально-трудовых навыков;

-воспитание культуры труда, уважение требований трудовой дисциплины;

-воспитание у учащихся трудолюбия, ответственного отношения к заданию.

(сл 2) На заключительном этапе обучения решается задача развития таких качеств личности, как взаимопомощь, ответственность за решение общей задачи (работа группой на единый результат), корректность в деловых контактах, правдивость во взаимооценке работы.

Система трудового обучения в школе-интернате складывается из нескольких этапов:

-систематическое занятие ручным трудом в специализированном кабинете для 1-4 классов;

-систематическое занятие цветоводством в 1-4 классах;

-внеклассные мероприятия по воспитанию у детей навыков бытового труда и самообслуживания;

-внеклассные кружковые занятия в 5-10 классах;

-систематические занятия СБО;

-систематические занятия трудовым обучением в 5-10 классах;

В 1-4 классах осуществляется психолого-педагогическое изучение школьников для выявления взаимосвязей восприятия и усвоения ими знаний и практических приемов работы на разных этапах трудовой деятельности. Ведущая деятельность- ручной труд и самообслуживание. Значительную часть навыков по самообслуживанию и личной гигиене ученики 1-4 классов приобретают в процессе занятия ручным трудом и на предметных уроках.

В этот период учитель и воспитатель вырабатывают необходимые навыки самообслуживания и опрятности:

1

-по личной гигиене: умение умываться, чистить зубы, следить за чистотой рук и ногтей, расчесывать волосы, умение пользоваться носовым платком, быть аккуратным во время еды.

-по самообслуживанию: умение надевать бельё, верхнюю одежду, стирать мелкие вещи, застилать постель, пользоваться столовыми приборами.

-помощь старшим в бытовом труде: принимать участие в дежурствах по уборке класса, спальни, столовой.

В это время идёт формирование активной позиции ребёнка и укрепление веры в свои силы в овладении навыками самообслуживания, стремления к самостоятельности и независимости в быту и помощи другим людям.

(сл 3) С 5 класса трудовая подготовка осуществляется по программам:

-швейное дело- девочки, мальчики;

-столярное дело- мальчики;

-сельскохозяйственный труд- девочки и мальчики.

Распределение по трудовым группам проводится на основании результатов диагностики в конце 4 класса.

(сл 4) Трудовое обучение может быть успешным том случае, если выполняются следующие требования:

-школьник осознает, что его труд имеет общественную значимость, приносит пользу;

-результатом труда является полезный продукт;

-труд является коллективным;

-труд инициативен;

-труд обязательно посилен, иначе можно потерять веру в себя;

-работа выполняется тщательно, аккуратно, добросовестно;

-нельзя принуждать ученика к выполнению работ, т.е. наказывать трудом.

Свою роль я, как учитель трудового обучения, вижу в том, чтобы вооружить учащихся всеми необходимыми доступными знаниями и практическими навыками, которые они могут использовать в будущей самостоятельной жизни; развивать у ребёнка любознательность, наблюдательность, способность замечать новое и накапливать опыт его освоения, задавать вопросы; развивать способность взаимодействовать с другими людьми, осмыслять и перенимать чужой опыт, делиться своим опытом.

Большинство воспитанников- сельские жители. Полученные на занятиях знания и навыки помогут им успешно вести личное подсобное хозяйство, работать в крестьянско-фермерских хозяйствах.

На уроках сельскохозяйственного труда учащиеся проводят весь годовой цикл сельскохозяйственных работ:

-основная осенняя обработка почвы вручную и с помощью средств малой механизации(старшие школьники); (сл№5)

-весенняя обработка почвы под овощные культуры;

-посев овощных культур;

-уход за всходами;

-уборка урожая; (сл 6-7)

-закладка продукции на хранение.

Продукция, выращенная школьниками, позволяет снизить себестоимость питания школьников.

На школьном огороде выращено: моркови- 750 кг, свёклы столовой- 830кг, лука репки- 470кг. Ожидается урожай капусты порядка 2000 кг.

(сл 8) Силами учащихся был заложен молодой плодовый сад. Было высажено 90 яблонь, 50 кустов смородины. Практически все саженцы прижились и дают плоды.(Сл 8)

(Сл 9-10-11) Старшеклассники восстановили и подготовили к работе весеннюю теплицу,

которую использовали для выращивания рассады и получения ранней овощной продукции. Увидев результаты своего труда ребята восхищённо сказали: "Неужели это сделали мы?"

Учениками 9 -10 классов был выполнен проект "Выращивание капусты белокочанной в условиях школы-интерната с.Малый Толкай". Данная работа заняла II место на областном конкурсе экологических проектов.

Дети с ОВЗ в большей степени, чем нормальные, нуждаются в том, чтобы их научили применять на практике приобретённые в школе знания- полученные знания и сведения превращаются в мертвый груз, если специально не учить детей эти знания использовать практически.

Поэтому наряду с изучением теоретического материала учащиеся в зимнее время изготавливают ящики для выращивания рассады, проводят ремонт мелкого сельхозинвентаря, где попутно приобретают навыки работы столярно-плотницким инструментом, выполняют несложные работы с тонколистовым металлом, необходимым в данном случае. (сл12)Полезны также навыки изготовления веников из чилиги, которые используются при уборке школьной территории. Для нужд школы заготавливается 250-300 веников. (сл 13) В зимнее время ученики выращивают зелёный лук, который идёт в школьную столовую и частично на продажу. (сл 14)Своими силами выращивается для нужд школы рассада капусты и других овощей, при этом приобретаются необходимые знания и навыки выращивания овощей в закрытом грунте, что в дальнейшем может позволить выпускникам вести самостоятельно своё тепличное хозяйство, обеспечивая себя средствами к существованию в непрерывно меняющихся условиях современной многоукладной экономики. (сл 15-16-17)

(сл 18)Также учащиеся старших классов знакомятся со средствами малой механизации (мотоблок, бензокоса), и работают с ними при уходе за территорией школы.

Диапазон различий в развитии детей с особыми образовательными потребностями чрезвычайно велик. И не все дети после завершения обучения по программе школы по ряду причин готовы к самостоятельной жизни в социуме. Поэтому открытие 10 класса, где бы обучались дети с особыми потребностями, было необходимостью. Проанализировав результаты трудоустройства выпускников за несколько лет, было решено программу 10класса расширить и включить в неё наряду с сельскохозяйственным трудом ещё несколько разделов: рабочий по комплексному обслуживанию здания образовательного учреждения; обслуживающий труд: дворник, младший обслуживающий персонал.

В раздел "Рабочий по комплексному обслуживанию здания" включены темы по штукатурно-малярному делу (19), ремонту и настилу половых покрытий, столярному делу, слесарному делу,(20,21,22) системе водоснабжения и водоотведения, Освоение в рамках этих разделов элементарных сведений и первоначальных навыков дает выпускникам больше шансов на дальнейшее трудоустройство. Практическую работу учащиеся выполняют на базе школы, проводя несложную штукатурку, наклеивая обои, окрашивая стены водоэмульсионной краской, ремонтируя линолеумное покрытие .Территория школы обширна, ухаживая за ней в осенне-весенний и зимний период , дети приобретают навыки дворника, т.е. их работа реальна и социально значима.

(24) В школе-интернате имеется ещё ряд условий, которые обеспечивают жизненность системы трудового обучения и развития её направлений. К ним относятся всеобщность и обязательность трудовой деятельности для каждого члена детского коллектива, разнообразие видов труда, форм, методов их организации (не только дело по душе, но и общественно-полезный труд), согласованность режима трудовой деятельности с общим распорядком школы-интерната. В связи с изменяющимся возрастом воспитанников изменяются трудовые обязанности: чем старше становится воспитанник, тем больше и чаще ему приходится совмещать элементарные виды трудовой деятельности с более сложными обязанностями по самообслуживанию и общественно-полезному

труду.





© 2010-2022