С. М. Чистой Программа кружка МАСТЕРОК для учащихся 4-9 классов коррекционная школа, 8 вид

Раздел Технология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное общеобразовательное учреждение Тульской области

«Ефремовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»


«Рассмотрено»

на заседании МО учителей трудового обучения и СБО

Руководитель МО

Г.С. Медведева

Протокол № ________

от 28. 08. 2015 года

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

___________________

Л.И. Окорокова


«____» ________2015 г.

«Утверждаю»

Директор школы

_________О.В. Широкова

Приказ № ____

от «____» _______ 2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КРУЖКА ПО ХУДОЖЕСТВЕННО - ДЕКОРАТИВНОЙ ОБРАБОТКЕ МАТЕРИАЛОВ

«МАСТЕРОК»


Предмет: художественно - декоративная обработка материалов

Класс: 5-9

Количество часов по программе: 68 часов в год

Учитель: ЧИСТОЙ С.М.

Принято на заседании

педагогического совета школы

протокол № ____ от «____» _______ 2015 г.



2015-2016 учебный год

ПРОГРАММА

КРУЖКА ПО ХУДОЖЕСТВЕННО - ДЕКОРАТИВНОЙ ОБРАБОТКЕ МАТЕРИАЛОВ

«МАСТЕРОК»

средне-старшее звено

Специальной (коррекционной) школы- интерната УШ вида

автор С.М. Чистой

Программа рассчитана на 6 лет обучения учащихся коррекционного образовательного учреждения УШ вида средне-старшего звена. Первый год обучения предполагает освоение элементарной техники контурного выжигания. Выполнение аппликации на стекле, изготовление простых художественных изделий, второй год - знакомит с основами техники художественной обработки металла, дерева, пластмасс и третий год обучения подводит учащихся к овладению навыками специализированных видов обработки художественных изделий более высокой трудности исполнения (роспись подарочных досок в выбранном стиле, изготовление предметов быта с украшением резьбой), четвертый год обучения- предполагает освоение учащимися элементов конструктивной творческой деятельности при изготовлении художественных изделий с применением разнообразных техник исполнения, пятый и шестой годы обучения развивают художественный вкус детей, самостоятельность при выборе объекта труда и его художественной отделки, формируют индивидуальный творческий почерк ребёнка.

Настоящая программа направлена на то, чтобы коррекционно - развивающий процесс и коррекционное воспитание достигали своих практических целей и во внеурочное время.

Так, настоящая программа призвана развивать у детей способность работать руками под контролем сознания, совершенствовать мелкую моторику рук, формировать точные движения пальцев, развивать глазомер.

При выполнении практических заданий ребенок концентрирует внимание, сосредотачивается на процессе выполнения поделки. При этом стимулируется развитие памяти, активизируются мыслительные процессы.

В дальнейшем в процессе конструктивной деятельности у ребёнка появляется необходимость соотнесения наглядных стимулов (демонстрация практических приемов работы) со словесными (объяснение последовательности выполнения задания) и перевод их значения в самостоятельные действия (самостоятельное выполнение задания).

Программа направлена на совершенствование у детей трудовых умений и навыков при обработке разнообразных материалов, на формирование культуры труда. В процессе занятий совершенствуется словарный запас, он обогащается специальной лексикой.

Основное воздействие на ребенка оказывают такие занятия, на которых развивается конструктивное мышление, творческое воображение, художественный вкус. Кружковые занятия должны проводится в эмоционально- разгрузочном ключе, тогда они станут мощным стимулом для интеллектуального развития умственно отсталых школьников и формирование их внутренних эстетических ценностей.

Данная программа направлена на обучение умственно - отсталого ребенка способом полезного проведения досуга. Обучение различным художественным техникам позволяет решать следующие задачи воспитания и социальной адаптации детей:

1. Расширение объема знаний об окружающем мире и пробуждение творческих качеств личности.

Программный материал позволяет знакомить уч-ся с образцами народного творчества, формирует самостоятельный творческий опыт ребенка, воспитывает художественный вкус, продолжает традиции воспитания любви к Родине и её истории. Данная программа предполагает активное формирование у умственно - отсталых школьников способности осознавать, чувствовать, воспринимать красоту окружающего мира, природы, воспитывает художественный вкус, развивает воображение, фантазию, пробуждает творческую активность.

Организационные формы, методические средства позволяют вносить в занятия элементы занимательности и наглядности. Образность материала заставляет работать воображение. Работа над формированием творческой деятельности проводится в несколько этапов :

учитель предлагает детям работу по образцу (делай как я , делай по образцу ) ;

учитель предлагает детям работу по плану (в каждом пункте дать возможность детям внести что-то своё);

учитель предлагает детям работу с натуры: учитель предлагает детям выбрать самостоятельно материал для выполнения работы;

учитель предлагает детям работу по памяти;

учитель предлагает детям работу по представлению.

2. Обучение приемам работы с разнообразными материалами в технике народных традиционных стилей.

Программа расширяет знания учащихся об истоках народного творчества, знакомит с образцами народных ремесел нашей страны, области, района. Знакомство с разнообразными техниками обработки разнообразных материалов положительно воздействует на коррекцию, как основного, так и сопутствующего дефекта в развитии аномального ребенка.

3. Формирование правильных эмоционально - социальных навыков в процессе творческой деятельности.

Включение детей в художественную деятельность снимает присущие умственно отсталым детям скованность, неуверенность в себе, напряженность или, наоборот, агрессивность, расхлябанность. Создание вокруг детей творческой атмосферы вызывает у них чувство удовольствия и побуждает к общению. Умения, которые ребята приобретают на занятиях творческого труда, они с успехом применяют дома, постепенно увлечение становится любимым занятием в свободное время, т.е. формируется правильное социальное поведение. В процессе этой деятельности у уч-ся формируются коммуникативные навыки: доброжелательность, сопереживание успеху и неуспеху товарища, взаимопомощи.

4. Корректировка нарушений психических функций посредством творческих занятий.

Программа предполагает выявление и развитие потенциальных способностей детей, развитие компенсаторных возможностей речедвигательного, зрительного и слухового анализаторов. Работа по развитию и коррекции сенсорного восприятия ведется с опорой на сохранные функции анализаторов через ознакомление с различными видами прикладного искусства.

В процессе занятий развивается наблюдательность, воображение, фантазия, пространственная ориентировка, мелкая моторика рук, аккуратность. Занятия прикладным искусством способствуют формированию умения концентрировать внимание, стимулируют развитие памяти. Всё это способствует развитию конструктивного мышления, творческого воображения, художественного вкуса. Прикладное искусство способствует развитию умения переносить знания и навыки, приобретенные во время обучения, в практическую деятельность вне урока.

Основные методы работы с учащимися:

словесный - предварительная беседа, словесный инструктаж с использованием специальной лексики по предмету;

наглядный - показ образца изделия, анализ образца, составление плана работы по изготовлению изделия;

практической последовательности - изготовление изделия под руководством учителя, самостоятельно, индивидуальные и коллективные творческие работы.


ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

( 4КЛ)


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

ПРИМЕРНЫЕ ОБЪЕКТЫ ТРУДА

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

1. Использование бумаги, картона, проволоки и древесины для изготовления игрушек и украшений

Работа с картоном, бумагой, дранкой, проволокой, гуашью, лаком ПФ-132

Воздушный змей

Самолет

Планер

2 ч.

2 ч.

3 ч.

2. Техника выжигания электровыжигателем. Т.б. при работе.

Контурное выжигание на фанере с последующей лакировкой щенка, зайчика, лошади и т.д.

Выполнение подарочных лакированных сувенирных изображений в технике контурного выжигания

размером с открытку




4 ч.

3. Художественная отделка выжиганием сувениров

Художественное украшение брелков, значков выжиганием с последующей лакировкой маканием в лак ПФ-132

Брелок для ключей, для сотового телефона.

Значок

2 ч.

2 ч.

4. Медь, её свойства и их использование при изготовлении художественных изделий

Выпиливание меди лобзиком, шлифование на войлочном круге, обработка надфилями

Номер квартиры

Буква своего имени

2 ч.

2 ч.

5. Порозаполнитель. Гуашевая краска, смешивание красок, техника работы колонковой кистью. Исправление ошибок. РК: Ефремовский сувенирный цех и его роспись в стиле «рябинка».

Обводка подмалёвка по шаблону.

Роспись разделочной дощечки под лимон.

Лакировка лаком.

Роспись дощечки под лимон.

Роспись лопаточки.

3 ч.


2 ч.

6. Парусные суда в прошлом и настоящем. Постройка парусного судна и его эксплуатация. Постройка модели парусного судна. Работа на сверлильном станке, работа долотом и стамеской. Обработка обводов корпуса

Изготовление корпуса модели парусника

Постройка палубных надстроек и вант.

Пошив парусов и их установка

Балансировка и пробное плавание

Корпус парусника


Палуба и ванты


Паруса


Балансировка судна и пробное плавание

3 ч.


3 ч.

2 ч.

2 ч.

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ: механические и физические свойства картона, проволоки, цветных металлов, древесины, фанеры, пластмасс и использовать эти знания для изготовления сувениров и предметов быта с художественной отделкой, основные правила т.б. при работе с ручными инструментами, порядок отделки готовых изделий лаковыми покрытиями.

Декоративно-прикладное искусство Ефремовского района.

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ: обрабатывать картон, бумагу, проволоку, листовой цветной металл, безопасно владеть основными столярными и слесарными инструментами, пользоваться масляными лакокрасочными составами, по образцу и словесной инструкции выполнять практическую работу. Уверенно пользоваться выжигателем с соблюдением всех норм и правил техники безопасности.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: активный интерес к созданию художественных предметов быта, постановка перед собой более сложных задач по изготовлению художественных изделий прикладного характера в следующем году обучения в кружке.







ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

( 5 КЛ)

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

ПРИМЕРНЫЕ ОБЪЕКТЫ ТРУДА

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

Народное декоративно- прикладное искусство в России в 19 - 20 в.

Изготовление и роспись гуашью под лак трех дощечек под лимон, чеснок, морковку

Подарочный набор из трёх разделочных дощечек на общей вешалке

6 ч.

Приемы и правила пайки меди. Гибка медных полос и проволоки. Т.Б. при работе с электропаяльником

Разметка и вырезка их медной пластины полос для гибки основы подставки для свечки

Подсвечник из полос меди. Гибка на гибочном приспособлении и сборка на припое (под руководством учителя).

4 ч.

Полирование и отделка металлических поверхностей.

Вырезка медальона из меди, нанесение штихелем своих инициалов, полировка торцом дубового чёпика с пастой ГОИ

Медальон с инициалами и группой крови.

3 ч.

Речные флотилии в годы ВОВ. Бой под Сталинградом.

Изготовление корпуса речного монитора, надстроек и оснастки.

Речной монитор «БЫВАЛЫЙ»

10 ч.

Матрёшка - исконно русская игрушка. История возникновения матрешки и основные центры её изготовления.

Роспись матрешечных заготовок. Лакировка готовых матрёшек.

Матрешки

3 ч.

Стремление русского народа окружать себя предметами быта с элементами художественного убранства

Изготовление рамки под фотографию, роспись рамки гуашью, выжигание контуров растительных элементов

Фоторамка 15х20

3 ч.

Использование воздушных змеев в культуре Китая. Первый полёт человека на воздушном змее.

Раскрой и выклейка из реек и тонкой бумаги воздушного змея с раскрашиванием его в свободной манере.

Воздушный змей

2 ч.

Вилы лаков для отделки древесины. Т.Б. при использовании лаков.

Изготовление номера своей квартиры, выжигание и роспись с лакировкой.

Вывеска с номером дома или квартиры.

3 ч.


УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ: технологические возможности разнообразных металлических и неметаллических материалов для использования в декоративно- прикладной деятельности. Исторические корни возникновения народных художественных промыслов.


УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ: Работать над изделием на стадии его отделки. Готовить лак для работы, сверлильный станок для полирования чёпиком с пастой ГОИ. Осознано работать с цветом и смешивать цвета по замыслу.


ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: формирование элементов художественного вкуса, понимание причин и традиций русского народа в художественном украшении своего жилища и предметов быта. Желание следовать традициям русского народа.







ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

( 6 КЛ)

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

ПРИМЕРНЫЕ ОБЪЕКТЫ ТРУДА

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

Контурная резьба по черному фону. История возникновения и традиции в этом художественном направлении

Подготовка поверхности фанеры к окрашиванию тушью с клеем ПВА, нанесение рисунка, вырезка по контуру.

Эстампы различной тематики.

6 ч.

Отделка древесины лаками. Использование порозаполнителей. Правила нанесения лаков на поверхность и режим сушки.

Роспись под Хохлому подарочной доски с последующей высококачественной отделкой.

Доска разделочная подарочная.

Подставка под горячее

4 ч.

4 ч.

Выжигание с использованием сменных игл, контурные и фигурные штампы.

Выжигание эстампа по выбору с использованием сменных игл в выжигателе. Отделка лаком.

Эстамп

Медальон на срезе рябины

4 ч.

4ч.

Украшения из древесины. Традиции народов Африки, Азии и Южной Америки в создании художественных образцов украшений из экзотических сортов древесины (черное, красное, желтое, железное дерево, бамбук)

Точение на токарном станке ТВ-4 под руководством учителя заготовок на бусы, обработка заготовок, сверление. Отделка лаком и сборка в связку.

Бусы из древесины

Браслет

Серьги


4 ч.

4 ч.

4 ч.


УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ: технику контурной резьбы по черному фону, технологию отделки поверхности древесных материалов лаками, владеть навыками росписи декоративными узорами сувенирных изделий.

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ: по собственному замыслу выбрать декоративную форму и способ отделки изделия в определенном стиле народных промыслов.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: расширение знаний о традиционных русских и зарубежных народно-прикладных промыслах, активное формирование эстетических вкусов и предпочтений.

ЧЕТВЁРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

( 7 КЛ)

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

ПРИМЕРНЫЕ ОБЪЕКТЫ ТРУДА

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

Конструкции подсвечников и развитие искусственных источников света с древности до наших дней

Изготовление подсвечников различной конструкции и из различных материалов.

Подсвечник настенный

Подсвечник на 3 свечи

Подсвечник из гнутого железа на пайке.

3 ч.

4 ч.

3 ч.

История Кэтти Сарк (бегущая по волнам). Постройка самого быстрого клипера и его судьба.

Изготовление корпуса парусника, вант, парусов. Отделка лаком и испытание на воде.

Клипер «КЭТТИ САРК»

10 ч.

Выбор конструкции, материала изготовления, отделочных материалов для изготовления подарочных комплектов из подставки под горячее и доски разделочной.

Обработка заготовок, шлифование, порозаполнение, нанесение узора, раскрашивание, выжигание, отделка

Доска разделочная

Подставка под горячее

3 ч.

3 ч.

Оформление стендов для нужд школы. Использование материалов и инструментов для оформления стендов. Роль компьютера в изготовлении контуров букв и названий.

Оклейка стендов обоями. Окраска в белый цвет. Выполнение художественного замысла. Вырезка букв из фотобумаги и цветного картона.

Оформление стендов по различной тематики для нужд школы.

4 ч.

Техника контурной резьбы по черному фону с элементами рельефной резьбы.

Подготовка основы, перевод рисунка, вырезание по замыслу, лакировка

Эстампы

4 ч.


УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ: технологию обработки меди, жести, латуни, правила оформления стендов и плакатов для нужд школы, принципы подбора информационных материалов по определенной тематике. Законы цветового круга и уметь пользоваться им.

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ: самостоятельно задумывать форму, последовательность работы над сувениром, выбирать отделку и отделывать изделие.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: формирование элементов конструктивной деятельности на стадии разработки и выполнения задуманного изделия. Самостоятельный подбор материалов, инструментов, отделочных средств.








ПЯТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

( 8 КЛ)

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

ПРИМЕРНЫЕ ОБЪЕКТЫ ТРУДА

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

Предметы старины, их духовная ценность для человека. Предметы реставрации: старые зеркала и рамы, матрешки, эксклюзивные разделочные доски и т.д.

Удаления старых покрытий, шлифование, подготовка и нанесение нового лакового покрытия

Реставрационные работы предметов быта

10 ч.

Конструкция подсвечников по репродукциям картин русских художников, техника воспроизведения изделия.

Разработка конструкции и изготовление на токарном станке подсвечников под старину. Бронзование под золото, лакировка.

Подсвечники усложненной конструкции с 3-4,5,6 свечами.

10 ч.

Разработка конструкции и последовательности выполнения сувенирных подставок и укладок для ниток, столовых приборов, бижутерии.

Выполнение в разнообразном стиле укладок, настенных вешалок, шкатулок с последующей отделкой.

Сувенирная подставка под нитки

Сувенирная укладка под столовые приборы

Шкатулка с украшениями по замыслу

3 ч.

4 ч.

7 ч.


УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ: основные народно-декоративные промыслы и уметь следовать в отделке этим мотивам, устройство электродрели, сверлильного станка и знать безопасные приёмы работы. Опираясь на опыт русских художников декоративно- прикладного искусства, создавать свои образца сувенирной продукции и обосновывать свой выбор.

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ: владеть разнообразными техниками обработки материалов из металла, древесины, пластмассы и т.д. Задумывать форму отделки готового изделия и выполнять её. Уверенно работать с электродрелью и использовать приспособления для шлифования и полирования.


ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: уверенное владение техниками обработки материалов, самостоятельное художественное проектирование изделия и планирование его изготовления. Формирование собственного творческого почерка. Желание дарить свои поделки близким и друзьям.






ШЕСТОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

( 9 КЛ)

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

ПРИМЕРНЫЕ ОБЪЕКТЫ ТРУДА

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

Техника подготовки поверхности стенда для оклейки и окраски грунтом. Использование трафаретов для разметки и вырезки букв надписей. Подбор цветовой гаммы, соответствие формы и содержания.

Сборка стендов, оклейка, окраска грунтом. Нанесение цветных элементов оформления. Вырезка букв трафаретами и их наклейка. Наклейка фотографий.

Оформление стендов для школы

10 час

Рельефная резьба по липе, резцы для выполнения сувенирных номеров классных комнат

Работа лобзиком, резцами для вырезания сувенирных номеров с последующей лакировкой маканием.

Сувенирные номера классных комнат и квартир

6 ч.

Техника безопасности при работе электродрелью, шлифнасадкой на эл. дрели, работа на сверлильном и токарном станках, технология обработки пластмасс и резиновых материалов.

Разработка, конструкционное обоснование проекта, подбор материала, подготовка инструмента и отделочных материалов.

Выполнение творческого проекта

(сувенирный комплект расписных досок, кухонных наборов, подсвечников, шкатулок, судомоделизм и т.д.)

16 ч.

Защита выполненного проекта

Обсуждение проекта и его художественно- прикладная оценка членами кружка .

Представляемый проект на защиту

2 ч.


УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ: технологию обработки декоративных материалов, этапы создания сувенирных изделий, владеть техникой цветового выбора отделки, уметь качественно отделывать готовый сувенир.

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ: задумывать конструкцию изделия, представлять этапы его изготовления и конечной отделки. Разбираться в декоративно-прикладной технике оформления сувениров русского народного промысла. Владеть техникой выполнения элементов отделки.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: самостоятельность в планировании изготавливаемого изделия, поиск наиболее рациональных путей и средств выполнения задуманного. Стремление окружать свою жизнь художественно ценными предметами быта. Сформированность художественного стиля при выполнении декоративно-прикладных сувениров. Возникновение индивидуального творческого почерка.








МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Занятия по декоративно- прикладному искусству для детей с недостатками умственного развития являются одним из видов дополнительного образования. Проводить эти занятия необходимо во второй половине дня с продолжительностью от 40 до 60 мин. один раз в неделю.

Программа предусматривает, что первые два года обучения ученик пробует свои силы в разнообразных техниках художественной обработки разнообразных материалов, а последующие годы совершенствует технику в тех направлениях, которые ему даются более легко и где он может достичь, возможно, более высоких практических результатов.

Время пребывания в кружке не ограничивается учебным планом, а зависит от продолжительности интереса ребёнка к данному виду деятельности. Состав группы кружковцев может быть разновозрастным.

Главенствующей коррекционно развивающей целью работы с детьми по формированию у них конструктивных навыков при художественно обработке разнообразных материалов является, в конечном счете, - их социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни, в том числе в условиях, когда они не выключены из окружающей социальной среды. Необходимо, используя все познавательные возможности детей, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных производственных цехах простую работу, жить по возможности в семье и в трудовом коллективе.

Организация кружковых занятий требует от педагога создание таких специфических условий, в которых умственно отсталый ребёнок погрузился в психологически комфортную для себя среду. Для этого необходимо следующее:

Первое. В педагогическом процессе на кружковом занятии ребенка постоянно должно сопровождать чувство свободного выбора. Это вовсе не означает свободы действий (пусть, делает, что хочет, пусть учится, когда ему захочется). Положение о предоставлении ребенку свободного выбора в педагогическом процессе означает, что ребенок свободно выбирает то изделие, которое будет выполнять, сам включается в работу и так же свободно из нее выходит, без принуждения со стороны взрослого. Роль учителя заключается в том, чтобы направить познавательную деятельность ребенка. "Личностно-гуманный подход в том и заключается, чтобы необходимое для усвоения в определенный период педагогического процесса сделать личностно значимым, т.е. чтобы ребенок педагогически и социально-обязательную учебную задачу осознал как свободно выбранную, принимал ее на основе хотения". Заниматься на кружке с увлечением и охотой ребенок будет в том случае, если педагог вовлекает его в разнообразную деятельность, в которой он сам добывает знания, работает бок обок с детьми, свободно высказывая свои мысли или впечатления. Педагогический процесс должен постоянно поощрять сознательную самостоятельную учебно-познавательную деятельность, побуждать детей к сотворчеству, сотрудничеству с учителем.

Второе. Занятие кружка как часть процесса коррекционного обучения должен характеризоваться ярко выраженной развивающей тенденцией. Необходимое условие и источник развития - трудности. Если эти трудности выходят за пределы возможностей ребенка, а мы требуем, чтобы он преодолел их, то они могут породить лень, недисциплинированность, грубость. На занятиях кружка, построенном на личностно-гуманных началах, трудности в познании и обретении жизненного опыта, навыков нравственного поведения приобретают для ребенка совершенно иной психологический смысл: посильная трудность создает условие для переживания чувства удовлетворения, дарит радость познания, веры в свои силы. Особенно важно, чтобы ребёнок показал своим близким, товарищам, учителям результаты своего труда.

Третье. Педагогический процесс на кружковом занятии должен предоставить ребенку радость жизни. Занятие должно обогатиться всей гаммой интересов детей. Нужно выбрать время, чтобы поговорить о вчерашней детской телепередаче; подбодрить ребенка, у которого заболела мама; посоветоваться о том, каким они хотят сделать кружковое занятие или же каким оно получилось и т.д. Суть этих минут заключается в том, чтобы создать непринужденную обстановку, дать ребятам положительный эмоциональный заряд, освободить от отрицательных эмоций, с которыми они могли прийти в мастерскую. Радость жизни ребенок ощутит только в том случае, если на занятиях кружка возникнет общность между учителем и детьми.

Самое главное для учителя - проявлять мудрое терпение. Принцип терпения не означает благодушия или неразумного упорства в наших требованиях к детям. Он ставит нас перед необходимостью проявлять к ним исключительную чуткость, постоянную заботу, оказывать незамедлительную помощь, сопереживать в неудачах, вселять уверенность в успехе.

Многолетний опыт лучших отечественных педагогов коррекционного обучения убеждает в том, что влияние одного человека на другого при раскрытии лучших человеческих черт - самая благоприятная обстановка для воспитания личности. Чувство собственного достоинства, чести, гордости пробуждается при условии, когда можно вкладывать частицу своих духовных сил в другую личность, стремится сделать ее лучше.

Воспитатель сам должен быть высоконравственной личностью, чтобы достичь успехов в воспитании детей. Воспитание, тем самым, представляет собой единство духовной жизни воспитателя и воспитанников. В первую очередь необходимо добиваться дружной творческой атмосферы среди кружковцев.

При планировании содержания кружковых занятий педагог должен ориентироваться на следующие рекомендации:

1. Учитывать индивидуальные возможности умственно отсталых школьников, их психофизический уровень развития, возрастные интересы.

2. Осуществлять разноуровневый подход к детям через разработку заданий различного уровня сложности.

3. Индивидуальную работу с учащимися поставить на первое место.

4. Создать условия для детей с серьезными психофизическими нарушениями, дифференцируя и сложность задания, доступность его выполнения, учитывать привлекательность того или иного изделия для данного ребёнка.


ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ КРУЖКОВОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы занятия. Беседа по теме , направленная на выявление знаний учащихся по теме, сообщение исторических сведений по теме.

3. Анализ образца изделия. История его создания. Автор работы.

4. Составление плана работы над изделием.

5. Подбор материалов и необходимых инструментов.

6. Вводный и текущий инструктаж на рабочем месте, при работе с инструментами.

7. Практическая работа.

8. Обсуждение работ.

9. Уборка рабочих мест и мастерской.

ТЕКСТОВАЯ КАРТА ПО АНАЛИЗУ ОБРАЗЦА

1. Название изделия.

2. Материал, из которого сделано изделие.

3. Форма изделия.

4. Детали изделия.

5. Цвет, отделка

Приложение № 1

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В МАСТЕРСКОЙ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ



УЧАЩИЙСЯ, ПОМНИ:


1. Приступать к работе инструментами и оборудованием допускается только с личного разрешения учителя.

2. Рабочая одежда не должна иметь свисающих концов (галстуки, косынки, передники, тесёмки, полы), она должна быть наглухо застёгнута, свисающие концы должны быть подобраны, а манжеты рукавов должны плотно обхватывать руки около кистей.

3. Волосы должны быть закрыты плотно облегающим головным убором и подобраны под него.

4. Каждый инструмент использовать только по его прямому назначению.

5. Работать разрешается только исправным инструментом.

6. При работе зубилом или крейцмейселем необходимо надевать защитные очки.

7. Работы по заточке инструмента проводить только под наблюдением учителя.

8. Убирать опилки, стружки, обрезки, пыль и грязь нужно с помощью щёток, крючков и только при выключенном оборудовании.

9. Электрифицированные инструменты присоединять к электросети только при помощи штепсельных соединений. По окончании работы электроинструменты следует сдавать учителю для проверки.

10. При зачистке изделий или заготовок с выделением пыли обязательно пользоваться очками, а при необходимости и респираторами.

11. Пол у рабочего места содержать в чистоте, проходы не загромождать; предметы, не требующиеся для выполняемой работы, держать на рабочем месте запрещается.

12. Готовые изделия, заготовки, материалы хранить так, чтобы исключить возможность их падения.

Приложение № 2.

ОБЯЗАННОСТИ

ДЕЖУРНОГО

1. Перед началом работы готовит мел и классную доску.

2. На перемене открывает форточки, проветривает мастерскую.

3. В конце занятия проверяет порядок на рабочих места учащихся.

4. Добросовестно проводит влажную уборку всей мастерской.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

1. Протирать электрооборудование влажной тряпкой.

2. Влажной тряпкой прикасаться к трубам электрокабеля, не отключив напряжения от электросети.



Приложение № 3


ПЕРЕЧЕНЬ

МЕДИКАМЕНТОВ, ПЕРЕВЯЗОЧНЫХ СРЕДСТВ

И ПРИНАДЛЕЖНОСТЕЙ ДЛЯ АПТЕЧКИ

ШКОЛЬНОГО КАБИНЕТА БИОЛОГИИ,

УЧЕБНО-ОПЫТНОГО УЧАСТКА,

УГОЛКА ЖИВОЙ ПРИРОДЫ,

КАБИНЕТА ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ

(Охрана труда, стр. 214-215, Сост. С.М. Кулешов, - М, Просвещение, 1981г.)

1. Носилки - 1 шт. ( для кабинета труда)

2. Бинты стерильные шириной 5 см. - 2 шт.

3. Индивидуальный пакет помои - 1 шт.

4. Бинт и марлевые салфетки стерильные - 1 компл.

5. Вата гигроскопическая - 1 компл.

6. Ножницы медицинские - 1 шт.

7. Булавки английские -5 шт.

8. Пинцет - 1 шт.

9. Йодная настойка спиртовая - 2 флакона.

10. Перманганат калия и его раствор - 1 компл.

11. Сода питьевая и её 3%

процентный раствор - 1 компл.

12. Борная кислота (2% раствор).

13. Нашатырный спирт.

14. Валериановые капли.

Приложение №4


ПЕРЕЧЕНЬ ТИПОВЫХ ИНСТРУКЦИЙ

ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ,

КОТОРЫМИ НЕОБХОДИМО РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ

ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ КРУЖКА

«МАСТЕРОК»



С.М. Чистой Программа кружка МАСТЕРОК для учащихся 4-9 классов коррекционная школа, 8 вид













Внимание!


Инструкции по технике безопасности в обязательном порядке утверждаются приказом директора по школе- интернату и согласовываются с профсоюзной организацией школы- интерната







Типовая инструкция по технике безопасности

при работе

на токарном станке по металлу

№ _1 _ _

ОПАСНОСТИ В РАБОТЕ

Несчастные случаи при работе на токарных станка происходят вследствие:

1. Отсутствия или неисправности ограждения.

2. Непрочного крепления детали или инструмента.

3. Неисправности и притупления режущего инструмента.

4. Надевания и снятия ремня на ходу станка.

5. Неисправности электрооборудования и заземляющих устройств.

6. Беспорядка на рабочем месте.

ДО НАЧАЛА РАБОТЫ

1. Правильно наденьте спецодежду \фартук, нарукавники или халат, головной убор \.

а/ застегните обшлага рукавов на пуговицы, избегайте завязывать их тесемкой;

б/ спрячьте волосы под головной убор: берет или косынку, завязанную без свисаю-

щих концов.

2. Проверьте наличие и надежность крепления защитных ограждений и соединения

защитного заземления \ зануления \с корпусом станка.

3. Расположите инструменты и заготовки в определенном порядке.

4. Прочно закрепите резец и обрабатываемую деталь, выньте ключ из патрона и

положите на установленное место.

5. Проверьте работу станка на холостом ходу и исправность пусковой коробки

путем включения и выключения кнопок и рычагов управления.

6. ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ НАДЕНЬТЕ ЗАЩИТНЫЕ ОЧКИ.

ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

1. Плавно подводите резец к обрабатываемой детали, не допускайте увеличения сече-

ния стружки.

2. Во избежания травм: а. НЕ НАКЛОНЯЙТЕ ГОЛОВУ БЛИЗКО К ПАТРОНУ

ИЛИ РЕЖУЩЕМУ ИНСТРУМЕНТУ;

б. НЕ ПЕРЕДАВАЙТЕ И НЕ ПРИНИМАЙТЕ ПРЕДМЕТЫ

ЧЕРЕЗ ВРАЩАЮЩИЕСЯ ЧАСТИ СТАНКА;

в. НЕ ОБЛОКАЧИВАЙТЕСЬ И НЕ ОПИРАЙТЕСЬ НА

СТАНОК, НЕ КЛАДИТЕ НА НЕГО ИНСТРУМЕНТЫ ИЛИ ЗАГОТОВКИ;

г. НЕ ИЗМЕРЯЙТЕ ОБРАБАТЫВАЕМУЮ ДЕТАЛЬ, НЕ

ЧИСТИТЕ И НЕ УБИРАЙТЕ СТРУЖКУ СО СТАНКА ДО ПОЛНОЙ ЕГО ОСТА-

НОВКИ;

д. НЕ ОХЛАЖДАЙТЕ РЕЖУЩИЙ ИНСТРУМЕНТ ИЛИ

ОБРАБАТЫВАЕМУЮ ДЕТАЛЬ С ПОМОЩЬЮ ТРЯПКИ ИЛИ КОНЦОВ;

е. НЕ ДОПУСКАЙТЕ ВЫХОД ИЗ ПОД РЕЗЦА ДЛИНОЙ

СТРУЖКИ;

ж. НЕ ОСТАНАВЛИВАЙТЕ РУКОЙ ПАТРОН СТАНКА;

з. НЕ ОТХОДИТЕ ОТ СТАНКА , НЕ ВЫКЛЮЧИВ ЕГО;

и. НЕ ПОДДЕРЖИВАЙТЕ И НЕ ЛОВИТЕ ОТРЕЗАЕМУЮ

ДЕТАЛЬ.

3. Зачистку детали на станке производите напильником или шлифовальной шкур-

кой, прикрепленными к жёсткой оправе. Рукоятка оправы должна быть с предо-

хранительным кольцом. При работе держите её левой рукой.

4. Перед включением станка отведите резец от отрабатываемой детали.

5. При работе на центрах проверьте, надежно ли закреплена задняя бабка, и следите,

чтобы засверловка была достаточной и угол её, соответствовал углу центров.

6. Пользуйтесь ключами, соответствующими гайкам и головкам болтов.

7. Обрабатываемый пруток выбирайте такой длины, чтобы он не выступал за пре-

делы станка.

8. При выключении тока в сети немедленно выключите пусковую кнопку станка.

ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ РАБОТЫ

1. Отведите суппорт и выключите электродвигатель.

2. Удалите стружку со станка при помощи щётки, а из пазов станины - крючком. Не

сдувайте стружку ртом и не сметайте её рукой.

3. Протрите и смажьте станок, приведите в порядок инструмент, индивидуальные

средства защиты. Сдайте станок учителю.
















Инструкция по технике безопасности

при ручной обработке металла

№ 4

Опасности в работе

1. Травмирование осколками металла.

2. Травмирование при работе неисправным инструментом.


До начала работы


1. Наденьте спецодежду (фартук с нарукавниками или халат) и головной убор

(берет или косынку). Тщательно подберите волосы и заправьте концы косынки.

2. При рубке металла оденьте очки.

3. Проверьте наличие инвентаря ( совок, сетка, щётка для чистки напильников,

сиденье и подставная решётка).

4. Проверьте состояние инструментов индивидуального пользования, разложите их в

порядке, установленном учителем. В случае неисправности инструмента сообщите

об этом учителю.

5. Проверьте состояние верстачных тисков ( губки тисков должны быть плотно

привинчены, насечка не сработана).

Во время работы


1. Прочно закрепите обрабатываемую деталь в тисках. Рычаг тисков опускайте

плавно, чтобы не получить травму рук.

2. Работу выполняйте только исправными инструментами

3. Во избежание травмирования следите за тем, чтобы:

а) поверхность бойков молотков, кувалд была выпуклой, а не сбитой;

б) инструменты, имеющие заостренные концы-хвостовики, были

снабжены деревянными, плотно прилегающими ручками

установленной формы, без расколов и трещин;

в) ударные режущие инструменты (зубило, бородок, кернер, крейцмейсель

имели не сбитую поверхность;

г) зубило имело длину не менее 150 мм, причём оттянутая его часть

равнялась 60-70 мм;

д) при работе напильниками пальцы находились на поверхности

напильника.

4. Не проверяйте пальцами качество опиливаемой поверхности.

5. Не применяйте ключей, имеющих зев большего размера, чем гайка, не удлиняйте

рукоятку ключа путём накладывания (захвата) двух ключей.

6. Пользуйтесь слесарными инструментами только по их прямому назначению.

7. Отрезаемую при резании ножницами заготовку из листового металла придерживайте рукой в перчатке (рукавице).

После окончания работы


1. Проверьте состояние инструментов и в случае неисправности доложите учителю.

2. Приведите в исправное состояние инструменты (снимите заусенцы на молотке,

зубиле, кернере, очистите напильники от стружки).

3. Тщательно уберите рабочее место (стружку и опилки не сдувайте и не смахивайте

руками). Отходы сложите в специальный ящик.

4. Положите инструменты в порядке, установленном учителем.

5. Приведите себя в порядок.

6. Из мастерской выходите только с разрешения учителя.
































Инструкция по технике безопасности

при электропаянии

№ 5

Опасности в работе

1. Ожог брызгами расплавленного металла и горячим паяльником.

2. Отравления и повреждения глаз и кожи при работе с кислотами и флюсами.

До начала работы

1. Наденьте спецодежду.

2. Подготовьте и проверьте исправность инструмента, электропаяльника и приспособлений. Особенно убедитесь в ручке электропаяльника и проводов.

3. Проверьте заземление рабочего стола.

4. Убедитесь, что вблизи места работы нет легковоспламеняющихся материалов и горючих жидкостей.

5. Обо всех обнаруженных неисправностях сообщите учителю и не приступайте к работе без его разрешения.

Во время работы

1. Осторожно обращайтесь с электропаяльником, не роняйте и не используйте его в качестве ударного инструмента.

2. Остерегайтесь при пайке брызг расплавленного припоя и не касайтесь горячих мест руками.

3. При кратковременных перерывах в работе кладите нагретый электропаяльник на специальную подставку.

4. При необходимости оставить рабочее место, выключайте электропаяльник. Не вынимайте вилку из штепсельной розетки рывком за провод.

5. При пайке, лужении и работе с кислотами пользуйтесь резиновыми перчатками и защитными очками.

6. Все химические вещества, применяемы при пайке, держите в стеклянной посуде с притёртыми пробками. На каждой посуде должна быть надпись с названием вещества.

7. Травление изделия перед лужением и травление кислоты для приготовления хлористого цинка проводите в вытяжном шкафу или специально отведенном помещении.

8. Будьте осторожны с флюсами для паяльных работ. Не разливайте их на стол, пол, одежду и обувь. Не смачивайте руки и не пробуйте на язык, особенно хлористый цинк (кислоту).

После окончания работы

1. Выключите электропаяльник.

2. Уберите рабочее место. Положите на установленное место инструменты, приспособления, припой и флюсы.

3. Выключите вентилятор.

4. Приведите себя в порядок

Инструкция по технике безопасности

при работе на сверлильном станке

№ 6

Опасности в работе

1.Ранение глаз отлетающей стружкой при сверлении металла.

2. Ранение рук при плохом закреплении детали.


До начала работы

1. Правильно наденьте спецодежду (фартук с нарукавниками или халат, берет или косынку).

2. Проверьте надёжность крепления защитного кожуха ременной передачи.

3. Проверьте надёжность соединения защитного заземления ( зануления) с корпусом станка.

4. Надёжно закрепите сверло в патроне.

5. Проверьте работу станка на холостом ходу и исправность пусковой коробки

путём включения и выключения кнопок.

6. Прочно закрепите деталь на столе станка и тисках или кондукторах. Поддерживать руками при сверлении незакрепленную деталь ЗАПРЕЩЕНО!

7. Перед самым началом работы наденьте защитные очки.

Во время работы

1. Не пользуйтесь свёрлами с изношенными конусными хвостовиками.

2. Сверло к детали подавайте плавно, без усилий и рывков, и только после того, как шпиндель станка наберёт полную скорость.

3. Перед сверлением металлической заготовки необходимо накернить центры отверстий. Деревянные заготовки в месте сверления накалывают шилом.

4. Особое внимание и осторожность проявляйте в конце сверления. При выходе сверла из материала заготовки УМЕНЬШИТЕ ПОДАЧУ.

5. При сверлении крупных деревянных заготовок (деталей) на стол под деталь кладите обрезок доски или кусок многослойной фанеры.

6. Во избежание травм в процессе работы на станке:

а) не наклоняйте голову близко к сверлу;

б) не производите работу в рукавицах;

в) не кладите посторонние предметы на станину станка;

г) не смазывайте и не охлаждайте сверло с помощью мокрых

тряпок. Для охлаждения сверла надо пользоваться

специальной кисточкой;

д) не тормозите руками патрон или сверло;

е) не отходите от станка, не выключив его.

7. При прекращении подачи электрического тока немедленно выключите электродвигатель.

8. Перед остановкой станка отведите сверло от детали, после чего выключите электродвигатель.

После окончания работы

1. После остановки вращения сверла удалите стружку со станка с помощью щётки. Из пазов станочного стола стружку уберите металлическим крючком. Не сдувайте стружку ртом и не сметайте её руками.

2. Отделите сверло от патрона и стайте станок учителю.

3. Приведите себя в порядок.












Инструкция по технике безопасности

при работе

на заточном станке (электроточиле)

№ 7

Опасности в работе

1. Травмирование глаз ( ранение , ожог, засорение).

2. Захват одежды, волос движущимися незакрытыми деталями станка.

3. Ранение лица, тела в результате вылета осколков абразива или инструмента

из-за большого зазора между подручником и абразивным кругом.

До начала работы

1. Правильно наденьте спецодежду и головной убор ( застегните обшлага рукавов на пуговицы, спрячьте волосы под берет или косынку , завязанную без свисающих концов).

2. Проверьте надёжность закрепления ограждения опасных мест на станке :

  • защитного кожуха у абразивного круга и концов шпинделя;

  • исправность защитного экранчика против абразивного круга.

3. Убедитесь, нет ли трещин и осколков на абразивном круге.

4. Проверьте исправность защитного заземления (зануления) станка.

5. Установите подручник для точки инструмента на 2-3 мм. от абразивного круга и надёжно закрепите его.

6. Отступив несколько в сторону от опасной зоны против круга, проверьте станок на холостом ходу.

7. Перед самым началом работы наденьте защитные очки или опустите предохранительный экран.

Во время работы

1. При заточке инструмента надёжно удерживайте его руками, плавно, без рывков и усилий подводите к абразивному кругу несколько выше его горизонтальной оси.

2. Не наклоняйтесь к затачиваемому инструменту для наблюдения за ходом точки. Момент соприкосновения круга с инструментом определяйте по искре. Качество заточки определяйте после того, как инструмент отделен от круга и выведен в безопасную зону.

3. Не производите заточку на неисправном круге.

4. Не стойте в направлении плоскости вращения абразивного круга.

5. Не производите заточку на боковой поверхности круга.

6. Не проверяйте на ощупь остроту и ровность заточенный инструментов.

7. Не кладите на корпус станка затачиваемый инструмент, шаблоны и другие предметы.

8. При необходимости отойти от станка , выключите его и дождитесь полной остановки абразивного круга.

После окончания работы

1. Выключите станок, и после остановки круга уберите пыль со станка с помощью смётки.

2. Приведите себя и индивидуальные средства защиты в порядок.

3. Сдайте станок учителю.











Инструкция по технике безопасности

при работе с применением переносных электроинструментов ( дрель, переносной трансформатор, долбёжник, шлифовалка,

пила, сверловка, рубанок и др.)

№ 9

Опасности в работе

1. Ранение ног упавшим инструментом.

2. Ранение глаз отлетающей стружкой, осколками режущего инструмента.

3. Поражение электрическим током при отсутствии заземления, неисправности

проводки.

4. Ранение при неправильном креплении режущего инструмента.

До начала работы

1. Правильно наденьте спецодежду и головной убор ( застегни обшлага рукавов на пуговицы, спрячьте волосы под берет или косынку, завязанную без свисающих концов).

2. При получении инструмента убедитесь:

а) в надёжности крепления всех резьбовых соединений;

б) в легкости и плавности движения всех ходовых частей;

в) в правильности направления вращения режущего инструмента;

г) в исправности токоведущего шлангового кабеля и защитного заземления;

д) в надёжности работы выключателя.

3. Не выполняйте работы, не входящих в круг прямых обязанностей, без разрешения учителя.

4. Изучите правила оказания первой помощи и практического применения искусственного дыхания при поражении элеткротоком.

5. Получите монтерские резиновые перчатки и коврик. Предварительно проверьте их исправность.

Во время работы

1. Следите за тем, чтобы на обрабатываемом материале отстутствовали гвозди и другие металлические предметы.

2. Не допускайте попадания на электроинструмент сырости, грязи, стружек и других посторонних предметов.

3. Следите за исправностью защитного заземления инструмента.

4. Включайте элетроинструмент только после установки обрабатывающей детали на верстаке или другом рабочем месте, подавайте (нажимайте) его так, чтобы не было резкого движения или толчка.

5. Не работайте при вибрации электроинструмента.

6. Обрабатывайте детали только в специальных пакетах (шаблонах) или надужно закрепленные.

7. При необходимости отлучиться от рабочего места обязательнго отключите электроинструмент от электросети.

8. Ставьте или кладите инструмент в безопасном положении.

9. При работе переносным электроинструментом следите за питающим кабелем ( не допускайте его скручивания, завала и других механических воздействий).

10. Не производите частичную разборку и регулировку режущего инструмента без отсоединения электроинстремента от питающей сети.

11. Не переходите с одного участка работы на другой с невыключенным электроинструментом.

После окончания работы

1. Отключите электроинструмент от сети, отсоедините заземление и очистите его от пыли и грязи. Очистку производите сметкой.

2. Сдайте инструмент учителю.

3. Приведите себя в порядок.








Типовая инструкция № 14

по технике безопасности

при работе на токарном станке по дереву


ОПАСНОСТИ В РАБОТЕ

1. Ранение глаз отлетающей стружкой.

2. Ранение рук при прикосновении их к обрабатываемой детали.

3. Ранение рук при неправильном обращении с резцом.

4. Ранение осколками плохо склеенной, косослойной суковатой древесины.

ДО НАЧАЛА РАБОТЫ

1. Правильно наденьте спецодежду (фартук с нарукавниками или халат и головной убор: берет или косынку).

2. Проверьте надежность крепления зашитого кожуха ременной передачи.

3. Осмотрите надёжность закрепления защитного заземления (зануления) к корпусу станка.

4. Уберите со станка все посторонние предметы , инструменты разложите в установленном месте.

5. Проверьте, нет ли в заготовке сучков трещин, обтешите заготовку до нужной формы, после чего надёжно закрепите её во вращающихся центрах.

6. Установите подручник с зазором 2-3 мм от обрабатываемой детали и закрепите его на высоте центровой линии заготовки.

7. Проверьте исправность режущего инструмента и правильность его заточки.

8. Проверьте работу станка на холостом ходу, а также исправность пусковой коробки путем включения и выключения её кнопок.

9. Перед самым началом работы наденьте защитные очки.


ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ


1. Производите подачу режущего инструмента на материал только после того, как рабочий вал наберёт полную частоту вращения.

2. Подавайте инструмент плавно, без сильного нажима.

3. Своевременно подвигайте подручник к обрабатываемой детали, не допускайте увеличения зазора.

4. Во избежания травм во время работы на станке:

а) не наклоняйте голову близко к станку;

б) не принимайте и не передавайте предметы через работающий станок;

в) замеряйте обрабатываемую деталь только после полной остановки её вращения;

г) не останавливайте станок путем торможения рукой обрабатываемой детали;

д) не отходите от станка , не выключив его.

ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ РАБОТЫ


1. Остановите станок.

2. Уложите на свои места инструменты.

3. Удалите со станка стружку при помощи щётки. Не сдувайте стружку ртом, не сметайте стружку рукой.

4. Сдайте станок учителю.

5. Приведите себя в порядок.











Типовая инструкция № 16

по технике безопасности

при ручной обработке древесины

ОПАСНОСТИ В РАБОТЕ

1. Травмирование рук при работе неисправным инструментом.

2. Травмирование рук при заиливании без специальных приспособлений.

ДО НАЧАЛА РАБОТЫ

1. Наденьте спецодежду (фартук с нарукавниками или халат) и головной убор (берет или косынку). Тщательно подберите волосы и заправьте концы косынки.

2. Проверьте наличие инвентаря (сиденье, щётка-смётка, совок), исправность верстака (зажимные коробки, упор для пиления, зажимные клинья, приспособления для чертежа).

3. Разложите на верстаке инструменты индивидуального пользования в порядке, установленном учителем. Удалите с верстака всё лишнее.

ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

1. Надёжно закрепите обрабатываемый материал (древесину) в зажимах верстака.

2. Пользуйтесь только исправным, хорошо налаженным и наточенным инструментом. Используйте инструмент только по назначению.

3. Работайте лучковой пилой только после того, как убедитесь, что полотно хорошо разведено и надёжно закреплено в шаховках, шнур обеспечивает необходимое его натяжение.

4. Работайте строгальными инструментами, имеющими исправный рожок (шерхебель, рубанок, фуганок) или вывеску (зензубель, калёвка, галтель) и округлую и гладкую заднюю часть колодки. Расщепленные части стругов немедленно заменяйте. Ручки инструментов должны быть удобные в работе.

5. Технологические операции (пиление, обтесывание, долбление, сверление, соединение деталей) выполняйте на верстаке в установленном месте, используя приспособления, упоры, подкладные доски.

6. Не допускайте захламлённости верстака отходами, стружками. Своевременно возвращайте учителю инструменты общего пользования.

7. Не отвлекайтесь во время работы, следите за правильными приёмами работы.

8. Приготавливайте и разогревайте клей только под наблюдением учителя в изолированном от мастерской и хорошо вентилируемом помещении.

9. Не пользуйтесь в деревообрабатывающей мастерской открытым огнём и электрообогревателями.

10. Применяйте при запиливании направитель для опоры полотна инструмента.

11. Очищайте струги (рубанок, шерхебель, фуганок) от стружек деревянными клиньями.

12. В случае порчи инструмента во время работы немедленно замените его.

ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ РАБОТЫ

1. Остатки материалов, незаконченные изделия сдайте дежурному или учителю.

2. Проверьте состояние инструментов и положите их в порядке, установленном учителем.

3. Уберите своё рабочее место, пользуясь щёткой - смёткой. Не сдувайте стружку ртом и не сметайте её рукой.

4. Проверьте наличие и состояние клиньев на верстаке, зажимные коробки (заднюю и переднюю) завинтите до установленного зазора ( не более 2-5 мм).

5. Приведите себя в порядок.

6. Выходите из мастерской только с разрешения учителя.


3800011a5c-817042a0.docКРУЖКА «МАСТЕРОК» ДЛЯ 4 - 9 КЛ. Автор С.М. ЧИСТОЙ

© 2010-2022